Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очилов Акрам Одилович, Шадиев Турсун

В статье рассматриваются проблемы управления подготовкой высококвалифицированных кадров (бакалавров и магистров) в высших образовательных заведениях и даются рекомендации по предотвращению этих проблем. Излагаются результаты анкетирования руководителей предприятий, изучается качество образования и обучения в вузе, предлагается модель управления повышением качества высшего образования, даются рекомендации для руководителей и выпускников вуза, приводятся сведения о государственной политике России и Узбекистана в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 378.126(575.1)

Очилов А.О., Шадиев Т. Ochilov A. O., Shadiev T.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

THE PROBLEMS OF MODERN HIGHER EDUCATION SYSTEM IN UZBEKISTAN AND THE WAYS OF THEIR SOLUTION

В статье рассматриваются проблемы управления подготовкой высококвалифицированных кадров (бакалавров и магистров) в высших образовательных заведениях и даются рекомендации по предотвращению этих проблем. Излагаются результаты анкетирования руководителей предприятий, изучается качество образования и обучения в вузе, предлагается модель управления повышением качества высшего образования, даются рекомендации для руководителей и выпускников вуза, приводятся сведения о государственной политике России и Узбекистана в сфере высшего образования.

The article deals with the managerial problems of the qualified specialists' (bachelors' and masters') training in higher educational institutions and gives recommendations for their prevention. It presents the results of the enterprises' leaders questioning; the research of higher education training quality; the model for increasing the higher education management quality, the recommendations for the higher educational institutions' managers and graduates; the main issues of the public policy in the sphere of higher education in Russia and Uzbekistan.

Ключевые слова: качество образования, высококвалифицированные кадры, управление, государство, трудоустройство.

Key words: quality of education, highly qualified specialists, management, state, employment.

В настоящее время во всем мире большое внимание уделяется управлению подготовкой высококвалифицированных конкурентоспособных кадров высших учебных заведений. В журнале «Times Higher Education» опубликованы рейтинги лучших вузов мира за 2014-2015 годы. Результат показывает, что первая тройка лучших вузов осталась неизменной - это Калифорнийский технологический институт, Гарвардский и Оксфордский университеты. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова занимает 196-е место. МГУ, Новосибирский госуниверситет и Московский инженерно-физический институт вошли в 100 лучших мировых университетов в области естествознания. Московский государственный университет входит ещё в топ-100 в области техники и технологии [12]. Кроме того, согласно Указу Президента России [10] поставлена задача по обеспечению вхождения к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов.

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов подчеркнул: «Сегодня, по данным ООН, расходы, направляемые на образование, в Государственном бюджете нашей страны составляют более 35 процентов. Не случайно по результатам проведенного в 2012 году Всемирной организацией интеллектуальной собственности и одной из ведущих международных бизнес-школ «ИНСЕАД» исследования по уровню развития человеческого капитала Узбекистан занял пока 53-е место среди 141 стран мира, а по уровню развития системы образования, в том числе доле средств, выделяемых на образовательные цели, организаторы исследования поместили нашу страну на 5-е место в мире» [5].

Значит, в управлении подготовки высококвалифицированных

конкурентоспособных кадров большое значение имеют рейтинги высших учебных заведений, интеграция науки, высшего образования и производства и, самое главное, качество высшего образования. Обеспечение качества высшего образования - это огромный труд всех участников непрерывного образования.

Высококвалифицированным выпускникам вузов ставятся следующие требования: хорошо знать технические особенности своей специальности и профессии, быть ответственным, дисциплинированным и общительным, ориентированным в будущее, понимать и выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных стандартов, уметь управлять персоналом и т. д. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов подчеркивает: «Сегодня мы вправе с гордостью сказать, что своевременное принятие и реализация Национальной программы по подготовке кадров, являющейся неотъемлемой частью национальной стратегии развития, которая признана во всем мире как "узбекская модель" реформ, стали самым мощным фактором построения нового государства, нового общества и кардинально изменили не только сферу образования, но и мировоззрение наших людей, всю нашу жизнь в целом. В этой связи следует особо подчеркнуть, что на пути к поставленным нами перед собой благородным целям - в частности, в сфере образования - решению самой сложной и в то же время имеющей для нас первостепенное значение задачи воспитания ни в чем и никому не уступающего молодого поколения, способного продолжить начатые нами великие дела, овладевающего современными знаниями и профессиями, находящегося в постоянном поиске, - мы, преодолев немало трудностей и преград, выполнили поистине колоссальную работу и достигли высоких рубежей, которые ранее невозможно было себе представить» [6].

Для сопоставления теоретических предпосылок с практическими результатами, то есть с целью определения востребованности на рынке труда профессиональных качеств высококвалифицированных кадров, нами проведено анкетирование руководителей (специалистов) пяти предприятий Кашкадарьинского вилоята Республики Узбекистан. Результаты анкетирования показывают, что кроме знаний, умений и навыков по специальности для выполнения задач должностных инструкций требуются и другие компетенции, в частности, умение эффективно использовать рабочее время, грамотно выражать свои мысли, производить анализ, четко работать в стрессовой ситуации, быстро осваивать новую информацию, составлять отчеты, работать на компьютере и в Интернете, мотивировать других людей к работе и т. д. Выпускник (работник), обладающий вышеуказанными качествами, считается конкурентоспособным, гибким, высококвалифицированным кадром. Это не означает, что выпускнику вуза знания по специальности во многих случаях не потребуются, но для эффективной самостоятельной работы выпускника этих знаний недостаточно.

В ходе подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных бакалавров и магистров в учебных заведениях возникают следующие проблемы, ускоренное решение которых очевидно и безотлагательно: нехватка остепенённых высококвалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава; недостаточная отработанность механизмов формирования и внедрения государственных образовательных стандартов по некоторым направлениям бакалавриата и специальностей магистратуры; недостаточная обеспеченность высококачественной, научно-технической, учебно-методической и периодической литературой; несоответствие материально-технической и информационной базы учебных заведений и научных учреждений требованиям современности; несвоевременное и недостаточное ориентирование науки на изменения и обновления в социально-экономической сфере; несоответствие качества образовательного процесса квалификационным требованиям современности, предъявляемым к выпускникам вузов во многих отделениях организаций, предприятий и учреждений; ухудшение материального положения и снижение социального статуса остепененных научных и научно -

педагогических кадров по сравнению с другими категориями специалистов; слабая организация деятельности службы маркетинга в системе высшего образования, приводящая к количественным и качественным диспропорциям между предложением на рынке труда и спросом его на выпускников по современным направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры; недостаточная обоснованность и многовариантность механизма финансирования системы высшего образования, оптимизации издержек обучения и разработки финансово-кредитного инструментария, возвращения затрат государства на подготовку кадров и т. д.

Вопросами предотвращения вышеуказанных проблем занимаются многие специалисты во всем мире. Данные проблемы, в частности, связаны с качеством обучения и качеством образования. По этому поводу К.М. Алмакучуков пишет: «Критериями оценки качества обучения в вузах являются следующие параметры: уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; учебно-методический процесс; состояние материально-технической базы; интеллектуальный потенциал студентов. Критериями оценки качества образования в вузах являются следующие параметры: востребованность выпускников; служебная карьера; оценка с точки зрения работодателей; связь «вуз -производство»; отсутствие / наличие рекламаций» [1, с. 45]. Президент России В.В. Путин считает, что стране «нужны принципиально новые оценки качества образования» [2]. Он заявил, что качество образования должно оцениваться «с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, работодателями, рынком труда» [2].

Для обеспечения качества высшего образования мы рекомендуем модель повышения качества высшего образования (см. рис.). По модели видно, что основных целей управления повышением качества высшего образования четыре. Для достижения этих целей необходимо пройти пять этапов. На первом этапе выполняются: управление планированием качества высшего образования, на втором - соответствие учебных планов требованиям производства, на третьем - контроль качества, на четвёртом -совершенствование процесса управления качеством, а на заключительном этапе дается оценка эффективности управления качеством высшего образования, его организационных, содержательных, кадровых и методических сторон, подводятся итоги.

Высококвалифицированные кадры - выпускники вузов - должны быть образованными, высококультурными, ответственными и трудолюбивыми людьми. С экономической точки зрения накопление знаний людьми - это богатство, предопределяющее развитие экономики, научный, культурный и социальный прогресс общества. Известный американский экономист Т. Стоуньер считает, что «в постиндустриальной экономике знание заменило собой традиционную триаду земли, труда и капитала и стало наиболее важной основой современных производительных систем» [8, с. 24.]. Э. Тоффлер продолжает: «В прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра - а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило - информация станет главной составляющей» [9, с. 29]. Т.Ф. Черноус пишет: «Соответственно, если в аграрном обществе основным ограничивающим производство фактором была земля, а в индустриальном - капитал, то в информационном обществе таким фактором становится знание» [11, с. 32]. На реализацию Программы модернизации материально-технической базы высших образовательных учреждений и кардинального улучшения качества подготовки специалистов, рассчитанной на 2011-2016 годы, в соответствии с принятым постановлением правительства намечено направить свыше 277 млрд. сумов.

Для аккумулирования средств и обеспечения финансирования намеченных в Программе мер был образован в прошлом году специальный фонд, за счет средств которого в 2011 году профинансированы намеченные на год мероприятия на сумму свыше 39 млрд. сумов [4]. Особо отметим растущие объёмы зарубежной технической помощи, направляемой на развитие образования, которые составили за истекший период свыше

500 млн. долл. В первую очередь, это помощь Азиатского банка развития - около 290 млн. долл., правительства Южной Кореи - свыше 110 млн., Всемирного банка - 33 млн., Фонда ОПЕК, Саудовского Фонда, Исламского банка развития - 42 млн., правительства Германии через банк «КФБ» - около 20 млн. и других доноров - более 100 млн. долл. [7].

II этап. Соответствие учебных планов требованиям производства

^^^^^^ »■ Л. А.

Интеграция науки, образования и производства

Рис. Модель управления повышением качества высшего образования

Высшие образовательные учреждения должны содействовать тому, чтобы обеспечивались престижность формируемых знаний (умений, навыков) и востребованность выпускников по всем направлениям бакалавриата и магистратуры. Исходя из этого, вузы должны стать школой творческого мышления, позволяющей выпускнику быстро и безошибочно решать нестандартные задачи. Президент России В.В.Путин по этому поводу сказал: «В стране должны быть образовательные центры, которые служат эталоном совершенствования отечественной высшей школы и развития науки» [2].

В настоящее время перед руководителями системы высшего образования и высших образовательных учреждений ставятся следующие задачи: формирование предпосылок для стабильного функционирования образовательного учреждения в экстремальных финансовых условиях переходной рыночной экономики; сохранение и упрочение имиджа и позиций образовательного учреждения, ответственного за воспроизводство образовательного, профессионального, интеллектуального и нравственного потенциала региона и страны в целом; обоснование и разработка организационно-экономических условий, способствующих сохранению и развитию имиджа вуза как центра культуры, нравственности, науки и образования.

Надо отметить, что исследование системы подготовки кадров основывается на нижеследующих методологических факторах: количественная и качественная интеграция между деловой и образовательной подготовкой; качественное совершенствование рабочей силы, связанное с реализацией Национальной программы по подготовке кадров; факторы, влияющие на общие образовательные процессы и на подготовку предпринимателей и т. д.

Настоящим условием совершенствования образовательной системы считается разработка концепции экономики образования в условиях рыночных отношений. Высшее учебное заведение, являясь зеркальным отражением экономических и общественно-политических проблем развития государства и общества, считается и генерирующим механизмом системы получения и распространения современных технологий, знаний и идей, системы подготовки, воспроизводства, повышения квалификации и переподготовки высококвалифицированных кадров - выпускников высших образовательных учреждений.

Высшие образовательные учреждения в зависимости от конкретного объекта изучения общественных отношений нужно исследовать как субъект государства, гражданского общества, региона и конкретной отрасли экономики страны, как сложную воспроизводственную, интеллектуальную систему, представляющую свою специфику, индивидуальность. Учитывая передовой опыт зарубежных стран, России и Республике Узбекистан необходима разработка программ высшей квалификации, адаптированных к специфике социально-экономической и демографической ситуации конкретного объекта.

Литература

1. Алмакучуков К. М. Технологии управления маркетингом в вузе // Высшее образование Кыргызской Республики. 2008. №2/12. С. 44-50.

2. Вступительное слово на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» // Президент России. URL: http://www.e1.ru/news/ spool/news_id-412209-section_id-33.html (дата обращения: 30.10.2014).

3. Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Историческое наследие ученых и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение для современной цивилизации» 16.05.2014. URL: www.press-service.uz (дата обращения: 17.06.2014).

4. Каримов И. А. 2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей родины : доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год // Народное слово, 20 января 2012 года. C. 2.

5. Каримов И. А. Великий праздник родного Узбекистана : выступление Президента Ислама Каримова на торжествах, посвященных 23-летию независимости Республики Узбекистан. 01.09.2014. URL: www.press-service.uz (дата обращения: 12.09.2014).

6. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение - решающая сила в развитии страны : выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» // Народное слово, 18 февраля 2012 года. С. 3.

7. Материалы Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. URL: www.stat.uz (дата обращения: 30.10.2014).

8. Стоуньер Т. Информационные богатство: профиль постиндустриальной экономики. Новая технологическая волна на Западе / под. ред. П. С. Гуревича. М. : Прогресс, 1986. 453с.

9. Тоффлер Э. Прогнозы и предпосылки // Социологические исследования. 1987. №5. С. 29.

10. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Министерство Образования и Науки РФ. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0% BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D 1 %8B/2257 (дата обращения: 30.10.2014).

11. Черноус Т. Ф. Основные тенденции модернизации национальной системы подготовки кадров высшей квалификации в новых социально-экономических условиях // Высшее образование Кыргызской Республики. 2008. № 2/12. С. 29-35.

12. Черных М. МГУ вошёл в список 200 лучших университетов мира // E1.RU : городской сайт Екатеринбурга. URL: http://www.e1.ru/news/spool/news_id-412209-section_id-33.html (дата обращения: 30.10.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.