ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Кузнецов Р.Ю., студент Мордовченков Н.В., д-р экон. наук, профессор Филиал Сочинского государственного университета туризма и курортного дела в г. Н.Новгород, г.Н.Новгород, Россия
Стратегия развития культурно-познавательного туризма в Нижегородской области.
Для повышения эффективности экономики Нижегородского региона необходимо учитывать политический вектор развития хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, макрогород, регион), и в этом случае политический аспект является важнейшим стратегическим вектором развития экономики. На современном этапе развития производства возрастает значение сферы услуг, значительное место в которой принадлежит туристской деятельности.
Становление организованного культурно-познавательного туризма в Нижегородском регионе.
Нижегородская область располагает значительным природно-рекреационным и культурно-историческим потенциалом для развития культурно-познавательного туризма (в т.ч. в сочетании с другими видами туризма). В настоящее время Правительством Нижегородской области осуществляется целевая программа развития въездного и внутреннего туризма [4]. Вместе с тем туристская деятельность в настоящее время испытывает ряд инфраструктурных и финансовых проблем. Для анализа данных проблем необходимо проследить развитие туристской деятельности в динамике.
Туристская деятельность в Нижегородском регионе возникла в 1921 г., после создания первого туристского предприятия — государственной экскурсионной базы. В 1936 г. база перешла под руководство ВЦСПС. В результате реорганизации управления туристское предприятие стало распространять туристские продукты через посредников — профсоюзные комитеты на предприятих и в организациях [2]. В период до 1991 г. туристская деятельность в регионе имела следующие особенности:
• Развитие туристской инфраструктуры на государственной основе (строительство средств размещения, предприятий питания, создание парков транспортных средств, реставрация памятников архитектуры, создание музеев)
• Отсутствие классов обслуживания туристов
• Совместное участие различных предприятий и организаций в создании туристских маршрутов
• Культурно-массовая работа государства с населением
В качестве недостатков данного периода следует выделить:
• Сравнительно низкий уровень комфорта средств размещения
• Уничтожение отдельных построек, имеющих культурно-историческую ценность
Некоторые современные проблемы развития культурно-познавательного туризма в Нижегородском регионе.
После перехода к рынку и принятия новых нормативных актов туристская деятельность стала одним из видов предпринимательской деятельности. Государство ограничило свои функции защитой прав туристов и созданием положительного имиджа для объектов туристской привлекательности [1]. В результате общего регресса экономики в 90-е гг. XX в. произошло сокращение въездного и внутреннего туристского
потока в регионе, что, в свою очередь, привело к физическому и моральному износу инфраструктуры туризма.
К группе современных инфраструктурных проблем туристской деятельности следует отнести:
• Недостаточное количество средств размещения туристского класса
• Отсутствие предприятий питания большой вместимости с низким уровнем
цен
• Недостаточное количество транспортных средств, которым свойственен современный дизайн и малая степень физического износа
• Ликвидация скоростного пассажирского флота. Физическое и моральное устаревание скоростных судов
• Разрушение объектов показа в результате низких бюджетных ассигнований или продажи земельных участков, на которых они расположены. Сокращение количества и качества реставрационных работ.
К группе экономических проблем следует отнести:
• Увеличение себестоимости экскурсионных поездок
• Трудное материальное положение учреждений культуры
• Приватизация памятников архитектуры
Перспективы развития культурно-познавательного туризма в Нижегородском регионе.
По мнению авторов, для решения инфраструктурных и экономических проблем необходимо:
• Развитие схемы туристских маршрутов
• Строительство средств размещения туристского класса большой вместимости (до 1000 мест)
• Строительство предприятий общественного питания большой вместимости (до 200 мест) с низким уровнем цен (80-100 руб. с чел.)
• Строительство скоростных судов на базе судостроительного завода «Красное Сормово» и ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева. По нашему мнению, скоростной речной транспорт может стать конкурентоспособным в пиковый период навигации [3]. Сочетание регулярных и скоростных перевозок речным транспортом при координации взаимодействия с автобусным пассажирским транспортом позволит возобновить, а в дальнейшем трансформировать туристско-экскурсионные маршруты в Балахну, Городец, Заволжье, Чкаловск, Катунки, Павлово на Оке, Лысково, Макарьев на Волге, Юрино (республика Марий Эл). При использовании судов на воздушной подушке и судов на воздушной каверне создаются реальные предпосылки для развития судоходства на боковых и малых реках.
• Реставрация памятников архитектуры на государственной основе. По мнению экспертов Нижегородского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), для качественной реставрации объектов показа необходим выпуск строительных и отделочных материалов по технологиям, существовавшим в период создания этих сооружений. Требуется специальный заказ на изготовление и поставку строительных материалов. Необходимо осуществлять восстановление историко-архитектурных памятников при создании гарантированных условий государственного регулирования.
• Разработка комплексной схемы развития и размещения объектов туризма в Нижегородском регионе на период до 2020 г.
• Наделение полномочиями специализированного ВУЗа, аккумулирующего инновационные идеи в инфраструктуре туризма, гостиничного и ресторанного
хозяйства
• Разработка методологических и методических основ функционирования туризма и спорта по реализации федеральной программы оздоровления нации и общества в целом
• Подготовка и переподготовка кадров в рамках головного ВУЗа (Сити-ВУЗ) туристской сферы
• Совершенствование коммуникационной политики туристских фирм для улучшения имиджа о туристских ресурсах Нижегородской области
Развитие туристской деятельности в Нижегородском регионе, как и в России в целом, рекомендуется осуществлять путем совместной деятельности государства в области создания и поддержания инфраструктуры и регулирования цен, и туристских фирм в области формирования, продвижения и реализации туристских продуктов. Создание инфраструктуры культурно-познавательного туризма позволит не только формировать позитивный информационный ресурс для жителей Нижегородской области, но и расширит возможности развития въездного туризма, ибо количественные и качественные ее параметры могут способствовать трансформации Валового Регионального продукта, в частности, и Валового Национального дохода России. Если этим экономическим алгоритмом будет обеспечен будущий политический менеджер XXI в., то за счет синергического эффекта он будет способствовать социально-экономическому развитию региона и повышению его ранга. В связи с тем, что наука является рыночным элементом региональной инфраструктуры, от методического уровня ее развития будет зависеть не только уровень экономики региона, качество жизни его населения, но и национальная безопасность на мезоуровне.
Литература
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Электронный ресурс [http:www.garant.ru]
2. Панкова М.А. Туризм вчера, сегодня, завтра. Книга об истории ЗАО «Турист». Н.Новгород, 2008 г.
3. Методология маркетинговых исследований в совершенствовании сферы услуг на речном транспотре: теория, опыт, перспективы — Монография/Мордовченков Н.В., Рыбаков Р.А., Давыдова С.А.-Н.Новгород, 2008 г.-139 с.
4. Официальный сайт Правительства Нижегородской области [http:www.government.nnov.ru]