Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»
УДК 658
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСУРСОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
А. В. Бутрина, М. Т. Будайлов Научный руководитель - Н. В. Широченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Раскрыты особенности хранения материально-технических ресурсов на месторождениях, выявлены причины слабого уровня складской инфраструктуры ресурсодобывающих предприятий и предложен алгоритм действий по повышению уровня конкурентоспособности компаний данной отрасли.
Ключевые слова: складская инфраструктура, уникальная товарная позиция, материальный поток, логистическое обслуживание, модернизация, технологии, высококвалифицированные кадры.
PROBLEMS OF MODERN WAREHOUSING OF RESOURCE-CONTRACTING
ENTERPRISES
A. V. Butrina, M. T. Budailov Scientific Supervisor - N. V. Shirochenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The article reveals the features of storage of material and technical resources in the fields, reveals the reasons for the weak level of the warehouse infrastructure of resource-producing enterprises and suggests an algorithm for increasing the competitiveness of companies in this industry.
Keywords: warehouse infrastructure, unique commodity position, material flow, logistics service, modernization, technologies, highly qualified personnel.
Складское хозяйство современной крупной ресурсодобывающей компании отвечает за обеспечение хранения и грузообработки более 100 тыс. SKU (англ. SKU (StockKeepingUnit) -уникальная товарная позиция), которые разделены на десятки номенклатурных групп, в числе которых можно выделить продукцию с различными весовыми и габаритными характеристиками, условиями хранения и обращения (от запорной арматуры, продукции трубопроката и металлопроката, нормалей до спец одежды, СИЗ, канцелярских товаров и т.д. вплоть до опасной продукции) [4].
Одновременно, ресурсодобывающая отрасль выделяется среди других отраслей промышленности и по параметрам материальных потоков [5]. Так, например можно выделить неравномерность входящих материальных потоков на склады, которые располагаются в труднодоступных регионах, что особенно актуально для районов Крайнего Севера.
Несвоевременность или же неточность отгрузки заказов на «производство» довольно часто может привести к серьезным последствиям, вплоть до временной приостановки производственного процесса. Большая часть руководителей подразделений, которые отвечают за материально-техническое снабжение предприятий ресурсодобывающей отрасли, осознавая вероятность воз-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3
никновения подобных рисков, стараются поддерживать максимально возможный уровень запасов на складах [6]. Помимо этого, регламент выдачи заказов со складов во многих ресурсодобывающих компаниях предполагает подачу заявки заказчиком (производственным подразделением) на отгрузку за 20-30 дней до момента физической отгрузки.
Тем не менее, вопреки столь высокому уровню предусмотрительности данные по результатам анализа работы складского хозяйства наиболее крупных ресурсодобывающих компаний России свидетельствуют о том, что качество логистического обслуживания находится на очень низком уровне (около 2,5% отгружаемых заказов с ошибками). Если при этом дополнительно обратить внимание на экономические показатели (стоимость грузопереработки, хранения, доля непроизводительных операций, уровень сохранности продукции на складе), то можно увидеть, что и они существенно хуже, чем у производственных складов в других отраслях [3].
Основные причины столь плачевной ситуации заключаются в первую очередь в существенной технологической отсталости складов и складского оборудования ресурсодобывающих предприятий от современного уровня [4]. Значительная часть объектов складской инфраструктуры формируется в период освоения месторождений.
На сегодняшний день технологии добычи и переработки практически полностью подверглись модернизации, внедрены новейшие методы и стандарты, которые требуют нового оборудования, соответствующего последним техническим требованиям. Однако, данные изменения практически не коснулись складского хозяйства. Если какие-то изменения и происходили, то в основном экстенсивного характера, т.е. за счет наращивания используемых площадей, числа сотрудников и техники.
В итоге к 2016 г. основная масса крупнейших ресурсодобывающих компаний России имеет складское хозяйство, которое находится на уровне 70-х гг., а данный уровень означает: бумажный документооборот или использование на минимальном уровне возможностей учетных систем (преимущественно SAP, 1С) и [4], как следствие, пересортица и осложнения с поиском продукции на складе, хотя по данным учета она в наличии; отсутствие корректных справочников весо-габаритных характеристик товарно-материальных ценностей (ТМЦ), без которого крайне сложно внедрять и использовать современные складские технологии; используемые технологии, опирающиеся на минимальную механизации и автоматизацию, с преобладанием ручного труда, что привод к существенному увеличению стоимости грузообработки; низкое качество самих зданий складов, не обеспечивающих ни требуемых условий хранения ТМЦ, ни условий труда и др.
Так, основными проблемами складского хозяйства предприятий ресурсодобывающей отрасли России являются: разрозненность складских подразделений; удаленность складов от мест погрузки-разгрузки; отсутствие постов погрузки-разгрузки у складов; отсутствие стратегий размещения продукции; низкий коэффициент использования площади и грузового объема; несоблюдение требований по совместному хранению продукции; не соответствие условиям хранения; недостатки учета хранимой продукции; трудоемкая и продолжительная процедура комплектации; длительность хранения продукции; наличие непроизводительных операций и простоя техники [2]. Большая часть описанных проблем, может быть решена посредством создания нового склада, или же внесения изменений в технологию хранения и обработки грузов на уже существующем складе, а также посредством внедрения современных систем управления и автоматизации.
Современный складской объект ресурсодобывающей отрасли это, как правило, однообъем-ное здание (за исключением обособленного размещения складов для хранения опасных грузов) с комплексом сбалансированных технологий хранения и грузообработки, эффективной топологией склада и применением систем управления класса WMS (Eng. Warehouse Management System. Система управления складом) [3]. Создание нового складского комплекса или реконструкция существующего с применением комплекса сбалансированных технологий, логистических методов грузообработки и систем управления позволяет повысить качество и надежность складского обслуживания и при этом снизить операционные затраты в районе 25-30%.
Вместе с тем, реализация проектов по модернизации складов в ресурсодобывающей отрасли имеет еще одну специфическую особенность: ресурсодобывающая отрасль, пожалуй, является наиболее консервативной среди всех других отраслей отечественной промышленности, при этом
Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»
ее консервативность проявляется в довольно высоком уровне сопротивления любым изменениям на уровне операционного персонала и среднего управленческого звена [1].
Таким образом, для повышения уровня конкурентоспособности предприятий ресурсодобывающей отрасли необходимо в первую очередь сделать упор на подготовку высококвалифицированных кадров в сфере складской логистики, модернизацию складского хозяйства, оснащение складов новейшими техническими средствами и оборудованием и т.п. Именно данная последовательность от подготовки кадров к модернизации логистической инфраструктуры складского хозяйства позволит эффективно и в кратчайшие сроки решить проблемы складского хозяйства предприятий отрасли.
Библиографические ссылки
1. Беляева Д.В. Оценка уровня развития социальной ответственности промышленного предприятия // Экономические и гуманитарные науки. 2012. № 8. С. 103-108.
2. Беляева Д.В. Социологические аспекты управления социальной ответственностью нефтехимического предприятия Тюменской области // Вопросы управления. 2013. № 1 (18). С. 186-191.
3. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков: производственно-практическое издание. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 208 с.
4. Склады нефтегазовых компаний - состояние и принципы модернизации // Портал о строительстве и оборудовании складов. URL: http://skladovoy.ru/sklady-neftegazovyx-kompanij-sostoyanie-i-principy-modernizacii.html (дата обращения: 29.03.2017 г).
5. Чумляков К. С. Транспортное развитие сырьевого региона центральной Арктики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 332-336.
6. Chumlyakov K. Development of the territory of the central arctic Russia: prospects for the establishment of new transport and logistics corridors // Arctic dialogue in the global world. The Proceedings of Joint Science and Education Conference. 2015. P. 135-139.
7. Tchumlyakoff K. Transport and production infrastructure of the Arctic region of large-scale industrial development // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basks and innovative approach. Research articles. Science editor: A. Burkov. Titusville, FL, USA, 2012. P. 132-133.
© Бутрина А. В., Будайлов М. Т., 2017