Научная статья на тему 'Проблемы современного складского хозяйства ресурсодобывающих предприятий'

Проблемы современного складского хозяйства ресурсодобывающих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
855
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛАДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УНИКАЛЬНАЯ ТОВАРНАЯ ПОЗИЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / WAREHOUSE INFRASTRUCTURE / UNIQUE COMMODITY POSITION / MATERIAL FLOW / LOGISTICS SERVICE / MODERNIZATION / TECHNOLOGIES / HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутрина А.В., Будайлов М.Т.

Раскрыты особенности хранения материально-технических ресурсов на месторождениях, выявлены причины слабого уровня складской инфраструктуры ресурсодобывающих предприятий и предложен алгоритм действий по повышению уровня конкурентоспособности компаний данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MODERN WAREHOUSING OF RESOURCE-CONTRACTING ENTERPRISES

The article reveals the features of storage of material and technical resources in the fields, reveals the reasons for the weak level of the warehouse infrastructure of resource-producing enterprises and suggests an algorithm for increasing the competitiveness of companies in this industry.

Текст научной работы на тему «Проблемы современного складского хозяйства ресурсодобывающих предприятий»

Секция «АКТУАЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

УДК 658

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСУРСОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А. В. Бутрина, М. Т. Будайлов Научный руководитель - Н. В. Широченко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: butrina_anna@mail.ru

Раскрыты особенности хранения материально-технических ресурсов на месторождениях, выявлены причины слабого уровня складской инфраструктуры ресурсодобывающих предприятий и предложен алгоритм действий по повышению уровня конкурентоспособности компаний данной отрасли.

Ключевые слова: складская инфраструктура, уникальная товарная позиция, материальный поток, логистическое обслуживание, модернизация, технологии, высококвалифицированные кадры.

PROBLEMS OF MODERN WAREHOUSING OF RESOURCE-CONTRACTING

ENTERPRISES

A. V. Butrina, M. T. Budailov Scientific Supervisor - N. V. Shirochenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: butrina_anna@mail.ru

The article reveals the features of storage of material and technical resources in the fields, reveals the reasons for the weak level of the warehouse infrastructure of resource-producing enterprises and suggests an algorithm for increasing the competitiveness of companies in this industry.

Keywords: warehouse infrastructure, unique commodity position, material flow, logistics service, modernization, technologies, highly qualified personnel.

Складское хозяйство современной крупной ресурсодобывающей компании отвечает за обеспечение хранения и грузообработки более 100 тыс. SKU (англ. SKU (StockKeepingUnit) -уникальная товарная позиция), которые разделены на десятки номенклатурных групп, в числе которых можно выделить продукцию с различными весовыми и габаритными характеристиками, условиями хранения и обращения (от запорной арматуры, продукции трубопроката и металлопроката, нормалей до спец одежды, СИЗ, канцелярских товаров и т.д. вплоть до опасной продукции) [4].

Одновременно, ресурсодобывающая отрасль выделяется среди других отраслей промышленности и по параметрам материальных потоков [5]. Так, например можно выделить неравномерность входящих материальных потоков на склады, которые располагаются в труднодоступных регионах, что особенно актуально для районов Крайнего Севера.

Несвоевременность или же неточность отгрузки заказов на «производство» довольно часто может привести к серьезным последствиям, вплоть до временной приостановки производственного процесса. Большая часть руководителей подразделений, которые отвечают за материально-техническое снабжение предприятий ресурсодобывающей отрасли, осознавая вероятность воз-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

никновения подобных рисков, стараются поддерживать максимально возможный уровень запасов на складах [6]. Помимо этого, регламент выдачи заказов со складов во многих ресурсодобывающих компаниях предполагает подачу заявки заказчиком (производственным подразделением) на отгрузку за 20-30 дней до момента физической отгрузки.

Тем не менее, вопреки столь высокому уровню предусмотрительности данные по результатам анализа работы складского хозяйства наиболее крупных ресурсодобывающих компаний России свидетельствуют о том, что качество логистического обслуживания находится на очень низком уровне (около 2,5% отгружаемых заказов с ошибками). Если при этом дополнительно обратить внимание на экономические показатели (стоимость грузопереработки, хранения, доля непроизводительных операций, уровень сохранности продукции на складе), то можно увидеть, что и они существенно хуже, чем у производственных складов в других отраслях [3].

Основные причины столь плачевной ситуации заключаются в первую очередь в существенной технологической отсталости складов и складского оборудования ресурсодобывающих предприятий от современного уровня [4]. Значительная часть объектов складской инфраструктуры формируется в период освоения месторождений.

На сегодняшний день технологии добычи и переработки практически полностью подверглись модернизации, внедрены новейшие методы и стандарты, которые требуют нового оборудования, соответствующего последним техническим требованиям. Однако, данные изменения практически не коснулись складского хозяйства. Если какие-то изменения и происходили, то в основном экстенсивного характера, т.е. за счет наращивания используемых площадей, числа сотрудников и техники.

В итоге к 2016 г. основная масса крупнейших ресурсодобывающих компаний России имеет складское хозяйство, которое находится на уровне 70-х гг., а данный уровень означает: бумажный документооборот или использование на минимальном уровне возможностей учетных систем (преимущественно SAP, 1С) и [4], как следствие, пересортица и осложнения с поиском продукции на складе, хотя по данным учета она в наличии; отсутствие корректных справочников весо-габаритных характеристик товарно-материальных ценностей (ТМЦ), без которого крайне сложно внедрять и использовать современные складские технологии; используемые технологии, опирающиеся на минимальную механизации и автоматизацию, с преобладанием ручного труда, что привод к существенному увеличению стоимости грузообработки; низкое качество самих зданий складов, не обеспечивающих ни требуемых условий хранения ТМЦ, ни условий труда и др.

Так, основными проблемами складского хозяйства предприятий ресурсодобывающей отрасли России являются: разрозненность складских подразделений; удаленность складов от мест погрузки-разгрузки; отсутствие постов погрузки-разгрузки у складов; отсутствие стратегий размещения продукции; низкий коэффициент использования площади и грузового объема; несоблюдение требований по совместному хранению продукции; не соответствие условиям хранения; недостатки учета хранимой продукции; трудоемкая и продолжительная процедура комплектации; длительность хранения продукции; наличие непроизводительных операций и простоя техники [2]. Большая часть описанных проблем, может быть решена посредством создания нового склада, или же внесения изменений в технологию хранения и обработки грузов на уже существующем складе, а также посредством внедрения современных систем управления и автоматизации.

Современный складской объект ресурсодобывающей отрасли это, как правило, однообъем-ное здание (за исключением обособленного размещения складов для хранения опасных грузов) с комплексом сбалансированных технологий хранения и грузообработки, эффективной топологией склада и применением систем управления класса WMS (Eng. Warehouse Management System. Система управления складом) [3]. Создание нового складского комплекса или реконструкция существующего с применением комплекса сбалансированных технологий, логистических методов грузообработки и систем управления позволяет повысить качество и надежность складского обслуживания и при этом снизить операционные затраты в районе 25-30%.

Вместе с тем, реализация проектов по модернизации складов в ресурсодобывающей отрасли имеет еще одну специфическую особенность: ресурсодобывающая отрасль, пожалуй, является наиболее консервативной среди всех других отраслей отечественной промышленности, при этом

Секция «АКТУЛЛЬНЬШ ПРОБЛЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

ее консервативность проявляется в довольно высоком уровне сопротивления любым изменениям на уровне операционного персонала и среднего управленческого звена [1].

Таким образом, для повышения уровня конкурентоспособности предприятий ресурсодобывающей отрасли необходимо в первую очередь сделать упор на подготовку высококвалифицированных кадров в сфере складской логистики, модернизацию складского хозяйства, оснащение складов новейшими техническими средствами и оборудованием и т.п. Именно данная последовательность от подготовки кадров к модернизации логистической инфраструктуры складского хозяйства позволит эффективно и в кратчайшие сроки решить проблемы складского хозяйства предприятий отрасли.

Библиографические ссылки

1. Беляева Д.В. Оценка уровня развития социальной ответственности промышленного предприятия // Экономические и гуманитарные науки. 2012. № 8. С. 103-108.

2. Беляева Д.В. Социологические аспекты управления социальной ответственностью нефтехимического предприятия Тюменской области // Вопросы управления. 2013. № 1 (18). С. 186-191.

3. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков: производственно-практическое издание. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 208 с.

4. Склады нефтегазовых компаний - состояние и принципы модернизации // Портал о строительстве и оборудовании складов. URL: http://skladovoy.ru/sklady-neftegazovyx-kompanij-sostoyanie-i-principy-modernizacii.html (дата обращения: 29.03.2017 г).

5. Чумляков К. С. Транспортное развитие сырьевого региона центральной Арктики // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 332-336.

6. Chumlyakov K. Development of the territory of the central arctic Russia: prospects for the establishment of new transport and logistics corridors // Arctic dialogue in the global world. The Proceedings of Joint Science and Education Conference. 2015. P. 135-139.

7. Tchumlyakoff K. Transport and production infrastructure of the Arctic region of large-scale industrial development // Scientific enquiry in the contemporary world: theoretical basks and innovative approach. Research articles. Science editor: A. Burkov. Titusville, FL, USA, 2012. P. 132-133.

© Бутрина А. В., Будайлов М. Т., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.