Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управления цепями поставок»
УДК 075.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ RFID-ТЕХНОЛОГИИ НА СКЛАДЕ ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ
А. В. Бутрина Научный руководитель - В. Н. Товстоношенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Приведен сравнительный анализ систем учета материально-технических ресурсов на складах временного хранения, выявлены их преимущества и недостатки, а также выбрана наиболее подходящая система учета для возможности внедрения на складах Ванкорского месторождения.
Ключевые слова: складская инфраструктура, складской учет, радиочастотное маркирование грузов, RFID-метка.
THE USE OF RFID-TECHNOLOGIES IN THE WAREHOUSE OF TEMPORARY STORAGE
A. V. Butrina Scientific supervisor - V. N. Tovstonoshenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article presents the comparative analysis of the accounting systems of material and technical resources for temporary warehouses, identified their advantages and disadvantages, as well as choose the most appropriate system for the possibility of introducing the warehouse Vankor field.
Keywords: warehouse infrastructure, inventory control, radio frequency marking of goods, the RFID
tag.
У каждого предприятия есть те или иные проблемы в работе склада, они могут привести к значительным совокупным потерям, вынуждая руководство задуматься о путях их преодоления. Один из таких путей - внедрение автоматизированной системы учета материально-технических ресурсов.
Объектом исследования возможности внедрения автоматизированной системы учета материально-технических ресурсов может послужить предприятие ЗАО «Ванкорнефть».
ЗАО «Ванкорнефть» - основано в 2004 году для освоения крупнейших месторождений, открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние 25 лет. Разработка и обустройство нефтегазовых месторождений представляет собой не легкую и затратную задачу, так как они находятся на севере Красноярского края и на значительном удалении от транспортной инфраструктуры и населенных пунктов [3].
Логистические процессы занимают ведущее положение в деятельности ЗАО «Ванкорнефть». По причине активного освоения нефтегазовых месторождений, упор делается на транспортную логистику и управление грузопотоками. Принимаются серьезные логистические решения для оптимизации доставки грузов на месторождения.
Уровень развития складской инфраструктуры можно оценить как слабый. Причиной данного аспекта может послужить то, что площадки хранения МТР являются временными в период строительства и освоения месторождений. Для повышения качества складской логистики Ванкорского месторождения необходимо разработать пути решения проблем складского учета МТР на временных складах. Вариантами решения складского учета на временных площадках МТР могут послужить следующие системы:
1. Формирование и актуализация схемы склада (разработка модели склада с учетом его геометрии, размеров, количества хранимого груза).
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
2. Штрих-кодирование (наиболее распространенная форма автоматической идентификации с помощью метки штрихкода).
3. Радиочастотное маркирование грузов (ЯРЮ) (способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или ЯРЮ-метках).
Для выбора наиболее эффективного варианта, необходимо провести сравнительный анализ и выявить как сильные, так и слабые стороны каждой из предложенных технологий (см. таблицу).
Сравнительный анализ систем учета МТР на временных складах ЗАО «Ванкорнефть»
Область применения/ Рекомендуемая система учета Преимущества Недостатки
Малые закрытые и открытые склады/ Формирование и актуализация схемы склада - простота в реализации; - отсутствие затрат на реализацию; - предоставление общей информации о хранимом грузе Отсутствие точной и полной информации о географии, номенклатуре и количестве хранимого груза
Большие закрытые/ Штрихкодирование - относительная дешевизна; - возможность идентифицировать груз при прямой видимости метки штрих кода; - возможность автоматизировать документооборот Метки находятся вне зоны видимости из-за того, что большую часть срока хранения грузы под снегом
Большие закрытые и открытые склады/ Радиочастотное маркирование грузов (ОТГО) - возможность дистанционного обнаружения и идентификации груза; - возможность автоматизировать документооборот; - возможность удаленно менять значение хранимых в метке данных Относительная дороговизна технологии
Из сравнительного анализа систем учета МТР на складах временного хранения можно сделать вывод, что наиболее эффективным вариантом будет являться радиочастотное маркирование грузов (Я^ГО), так как только эта система наилучшим образом приспособлена к открытым складам и большим площадям, каковыми и являются временные площадки МТР на Ванкосрком месторождении.
Радиочастотная идентификация (Ка&оРгедиепсуИепййсайоп) - это самая современная технология идентификации, предоставляющая существенно больше возможностей по сравнению с другими. В ее основе лежит технология передачи с помощью радиоволн информации, необходимой для распознавания (идентификации) объектов, на которых закреплены специальные метки, несущие как идентификационную, так и пользовательскую информацию [1].
Основные преимущества технологии Я^ГО состоят в том, что не требуется прямая видимость радиочастотной метки, чтобы считывать из нее информацию, поэтому метка может располагаться внутри упаковки (если она не металлическая), обеспечивая ее скрытность и сохранность; высока скорость чтения меток, которая может достигать 1000 шт. в секунду; есть возможность одновременного чтения большого количества меток; долговечность. Высокая степень безопасности этой технологии обеспечивается применением уникального идентификатора метки, выставленного на заводе при ее изготовлении, а также шифрованием данных, записываемых в метку. Эта технология устойчива к воздействию окружающей среды, так как метку возможно поместить в любую защитную полимерную оболочку [2].
Любая ЯБЮ-система состоит из считывающего устройства (ридер, интеррогатор или считыватель) и транспондера (ЯБШ-метка, иногда применяется термин ЯРГО-тег). Способы закрепления меток многообразны, что позволяет маркировать все виды грузов за исключением сыпучих.
Объект с меткой должен пройти первичную регистрацию в системе с помощью стационарного или переносного считывателя. В контрольных точках учета перемещения объекта необходимо разместить считыватели с антеннами.
Контроль за перемещением объекта будет заключаться в чтении данных метки в контрольных точках, для чего метке достаточно попасть в электромагнитное поле, создаваемое антенной, подключенной к считывателю. Информация из считывателя передается в систему управления и далее в учетную систему, на основании которой формируется учетный документ. При групповом чтении меток
Секция «Актуальные проблемы в логистике и управления цепями поставок»
данные всех прочитанных меток попадают в один учетный документ, фиксирующий перемещение объектов [1].
Если проанализировать общую стоимость хранимого груза, площадь, геометрию склада временного хранения нефтегазового месторождения, можно предположить ожидаемую потребность в оборудовании RFID-системы.
По расчетам специалистов максимальный экономический эффект от реализации проекта предполагается в период строительства основных производственных объектов месторождения но даже после его завершения из-за удаленности от транспортной инфраструктуры целесообразно применять эту технологию.
Библиографические ссылки
1. ISBCRFID - Технологии RFID идентификации [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://www.isbc-rfid.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).
2. RFID - радиочастотная идентификация. Основные преимущества технологии [Электронный ресурс] : ДатаКрат. URL: http://www.datakrat.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).
3. ОАО «НК РОСНЕФТЬ» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://www.rosneft.ru/ (дата обращения: 30.03.2015).
© Бутрина А. В., 2015