Научная статья на тему 'Проблемы современного образования и ведическая традиция'

Проблемы современного образования и ведическая традиция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
235
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ / АДВАЙТА / ВСЕЕДИНСТВО / ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ШРИ ЧИНМОЙ / ПРИНЦИП ДУХОВНОСТИ / САМОПОЗНАНИЕ / CRISIS / EDUCATION MODERNIZATION / CONSCIOUSNESS HARMONIZATION / ADVAITA / ONENESS / VEDIC TRADITION / SRI CHINMOY / SPIRITUALITY PRINCIPLE / SELF-PERCEPTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронина Марианелла Вениаминовна

Статья рассматривает концептуальные основы подходов к образованию, которые предлагаются современной ведической мыслью в лице ее выдающегося представителя Шри Чинмоя Кумар Гхоша, и проецирует их на задачи реформирования образования с учетом требований современной эпохи. Автор статьи подчеркивает, что идеи всеединства, которые Шри Чинмой развивает в своем учении, не только являются звеном ведической традиции адвайты (недвойственности), но и обнаруживают близость к идеям и учениям наиболее крупных представителей русской философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern education problem and Vedic tradition

Considering the modern age problems, the article examines the conceptual grounds of education approaches which are offered by modern Vedic view through its most outstanding representative Sri Chinmoy Kumar Ghose. The author of the article underlines that Sri Chinmoy’s conception of “oneness of all parts” is not only the link of Vedic tradition of Advaita (non-dualism) but reveals closeness to the ideas and teachings of the most famous representatives of Russian philosophy at the same time.

Текст научной работы на тему «Проблемы современного образования и ведическая традиция»

ПЕДАГОГИКА

УДК 233.5\2-75

Воронина Марианелла Вениаминовна

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЕДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Статья рассматривает концептуальные основы подходов к образованию, которые предлагаются современной ведической мыслью в лице ее выдающегося представителя Шри Чинмоя Кумар Гхоша, и проецирует их на задачи реформирования образования с учетом требований современной эпохи. Автор статьи подчеркивает, что идеи всеединства, которые Шри Чинмой развивает в своем учении, не только являются звеном ведической традиции адвайты (недвойственности), но и обнаруживают близость к идеям и учениям наиболее крупных представителей русской философии.

Ключевые слова: кризис, модернизация образования, гармонизация сознания, адвайта, всеединство, ведическая традиция, Шри Чинмой, принцип духовности, самопознание.

Ни для кого не секрет, в какое сложное время мы живем - человечество проходит . фазу острейшего кризиса. Вектор развития человечества таков, что он требует рождения личности особого типа - такой, которая способна учитывать состояние мира как единого целого, в котором все связано со всем. Имеются все предпосылки именно систему образования рассматривать как решающую силу желаемых перемен.

Фактором результативности функционирования системы образования в этом направлении видится концепция жизни на земле как единого всемирноисторического процесса - концепция, вбирающая в себя идеи и ценности философии вселенского всеединства. Эти идеи хорошо знакомы нам в первую очередь из наследия представителей русской религиозной философии, и главным образом - Владимира Соловьева. Но эта философская школа - не первое и не последнее слово в философии всеединства.

Идеи всеединства на протяжении многих веков с большим вниманием и тщанием разрабатывались в индийской философии - как минимум с IX века в учении Шанкары, получившем название адвайты, то есть недвойственности, означающей последовательный и строгий монизм, или, говоря проще - вселенское всеединство. И сегодня, благодаря усилиям многих мыслителей и философов Индии (особенно в цепи преемственности Рамакриш-на - Вивекананда - Шри Ауробиндо - Шри Чинмой) мы имеем детально разработанную, практи-ко-ориентированную концепцию всеединства. Эту концепцию и нельзя расценить иначе, как удивительно своевременный ответ на вызовы эпохи, противоречия которой ставят человечество перед угрозой исчезновения.

На Западе эти идеи получили признание и внедряются в практику. Их можно проследить в документах «Международной ассоциации педагогов за всемирный мир НГО, ООН (ЭКОСОК), ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО», некоторых документах ООН (например, Декларации о культуре мира). В США, в са-

мом городе Вашингтоне, существует школа, функционирующая на принципах духовной педагогики, которые представляют собой интеграцию восточных и западных наработок в сфере образования. Само ее название - «Школа семьи-единства» - говорит за себя, отражая ценности всеединства как центрального ядра, вокруг которого складывается вся система работы в этом учебном заведении. Подобные же школы создаются в Нидерландах, Новой Зеландии.

Не подлежит сомнению, что и наша, отечественная педагогика, может взять продуктивные идеи Востока и произвести их адаптацию к нашей культурной среде. Ведь современная линия ведантизма разрабатывает свои идеи в универсальном ключе, создавая тем самым предпосылки для их ассимиляции и позитивного использования в любой культурной среде, уже тем самым закладывая основы фундамента единства в мире. Обращение к восточной, а именно к индийской мысли здесь совершенно не случайно. Ибо многие выдающиеся авторитеты Запада говорили о том, что Восток опережает Запад в своем знании человека на многие тысячелетия. И именно знание человека есть то, что может дать ключ к решению любой проблемы. Запад это понял и уже очень активно осваивает восточные идеи, чего, к сожалению, пока нельзя сказать о нашей стране.

Предлагаем более подробно рассмотреть некоторые принципиально важные идеи о мире и человеке, которые вносятся на мировую арену современной ведической мыслью в лице ее выдающегося представителя Шри Чинмоя Кумар Г хоша и которые могли бы быть адаптированы к образованию. Ведь именно в его философии мы видим беспрецедентную детализацию концепции всеединства на антропологическом уровне, то есть на том уровне, который принципиально важен для педагогики. А, кроме того, именно он приложил много усилий, чтобы эти ценности были восприняты мировым сообществом. В течение 37 лет на базе негосударственной организации «группа внеконфессиональ-

© Воронина М.В., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

3

ной медитации», созданной им при ООН в 1970 году по предложению Генерального Секретаря ООН У Тана, находившегося на этом посту с конца 1962 по конец 1971 года, Шри Чинмой проводил много различных бесед и консультаций с сотрудниками Организации Объединенных Наций. Целью этой работы было способствовать интеграции мировых культур Запада и Востока и росту взаимопонимания в человеческом сообществе. И перечисленные выше попытки создать образовательные учреждения нового типа принадлежат последователям его философии.

Мысль, настойчиво подчеркиваемая Шри Чин-моем, о том, что настоящее образование - это образование, которое не только дает знание, но и приводит в гармонию со всем существованием, то есть обеспечивает полную гармонизацию сознания, с полным основанием можно расценить как программный тезис современной ведической мысли в этой сфере [2, р. 143]. В данной мысли стоит отметить имплицитно обозначенную неразрывную связь между ценностными и чисто познавательными аспектами образования - как то и подобает принципу не двойственности и духу всеединства.

Однако понятно, что директивами сверху гармонию среди людей установить нельзя, равно как и научить ей. Шри Чинмой делает ясным, что выход заключается в том, чтобы был найден и всесторонне освоен некий принцип, который естественным образом вбирает ценности гармоничного существования в мире. Как на такой принцип Шри Чинмой указует на принцип самопознания. Вопрос «Кто Я?», который спонтанно возникает в сознании человека, предстает у него как всеобъемлющая мировоззренческая структура, вбирающая весь космос связей человека с миром, понимаемом в самом широком смысле слова.

Смысл вопроса «Кто Я?» Шри Чинмой интерпретирует как выяснение предназначения человека, роли, которую он должен сыграть в эволюции человечества, в проявлении высшей истины на земле. Эта роль у каждого человеческого существа своя, она уникальна и абсолютно неповторима. Идея предназначения личности предстает в философии Шри Чинмоя ведущим регуляционным принципом мироотношения. Именно на путях реализации своей специфики личность может строить такие взаимоотношения с миром, которые связывают все вещи и в пределе являются единством и полнотой космического и человеческого универсумов.

Главной является идея, что у каждого человека есть собственный закон и потенциал саморазвития и что через реализацию своей адекватно осознаваемой уникальности человек универсализируется. Сознание такого человека вмещает законы природы, понимаемой в самом широком смысле. Как ни парадоксально это звучит, но именно в силу уникальности каждой личности существует объектив-

ная возможность избежать всех форм противоборства и утвердить новые ценности - ценности мира, гармонии, согласия и любви среди людей.

Подобную идею некогда высказывал И. Кант, говоривший, что человек подчинен только своему собственному и, тем не менее, всеобщему законодательству и что «он обязан поступать, лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы» [1, с. 79-81].

Вывод представляется очевидным: статус приоритетного ценностного ориентира в образовании следует признать за истинными основаниями идентичности, а не за чем-нибудь еще. Основой образовательного процесса в этом случае выступает то, что в современной гуманитарной науке называется самоактуализацией учащегося. Поиск себя как идентичного себе содержания дает человеку связующую его с миром нить - эта мысль постоянно пульсирует в текстах, написанных Шри Чинмоем (и эта же мысль, заметим в скобках, является характерной для метафизики всеединства русской философии). Отсюда с неизбежностью следует, что желание быть первым, столь распространенное в современной культуре, должно быть заменено на стремление быть самим собой. Шри Чинмой настойчиво обращает наше внимание на то, что ценности первенства и превосходства означают не что иное, как удаление от своей идентичности, рано или поздно заканчивающееся разрушением личности.

Отсюда вытекают некоторые основополагающие принципы построения системы образования: чрезвычайная мобильность, большой поисковый потенциал, функционирование на принципах свободы. Неизбежно возникает задача введения в педагогическое сознание измерения духовности и связанных с ним категорий. Вся многоплановая учебно-воспитательная работа в этом случае призвана исходить из потребностей души каждого ребенка. Вопрос в том, чтобы помочь растущему человечку раскрыть в себе внутреннюю реальность. Это означает, что учебный процесс следует базировать на рефлексивной основе. Шри Чинмой не устает подчеркивать, что именно благодаря примату глубинного созерцания, которое задействует весь потенциал человеческого существа, можно обнаружить в себе присутствие начала, объединяющего все.

Как явствует из текстов Шри Чинмоя, ощущение этого присутствия дается в акте непосредственного видения (каковым и является созерцательный процесс), исполненного такой же достоверности, какую имеет видение собственного «Я». В рамках такого мировосприятия земной мир выступает как виртуальное пространство, которое человек должен заполнить своим творчеством, основанном на поисках ответа на вопрос «Кто Я?». В проекции на образовательный процесс это означает, что нужно создавать условия, облегчающие учащемуся поиск

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

и накопление психологического опыта по усвоению субъективно нового знания.

Отсюда - все остальное: содержание, формы, методы, понятийная база, облик учителя, воспитателя. Вступает в силу требование формировать духовные принципы, не отделяя духовность от действительности. Это нацеливает образование на обретение органических форм - целостных, где целостность не повреждена. Налицо необходимость вписывания учебного процесса, процесса познания в контекст реальности жизни ученика, а самого ученика - в контекст познавательного отношения к миру вообще, к жизни в целом, и отслеживания тенденции к тому, чтобы все задачи обучения и воспитания включались в реальный процесс жизнедеятельности.

Это потребует от школы и вуза серьезно поработать над тем, чтобы сформировать большое и разнообразное пространство, где много интересных материалов и видов активности. Этот широкий спектр активности нужен, чтобы вскормить и направить внутреннее развитие, указать ему путь выхода в личностную универсальную широту.

В этом контексте неоспоримым представляется и другое требование - к методикам преподавания, предлагающее им отказаться от принципа загрузки памяти учащихся большим объемом информации. Выхолощенное «чистое» знание мертво в душе человека, оно не способно служить жизни. Следует формировать отношение к структурным элементам любого знания как к личностно значимым. Реализация данной концепции означает радикальные изменения в преподаваемых научных знаниях - на пути преодоления их разобщенности и наполнения предметов естественно-научного и технического циклов гуманистическим содержанием, а общественных и гуманитарных - естественно-научным (более органичный и полный, чем прежде, синтез наук). Каждый предмет призван здесь зазвучать в тысячах связей с другими предметами, создавая контекст становления идентичности, вызывая переживание в душах детей, которое поведет их дальше, помогая ощутить трепет души.

Основная педагогическая задача на этом этапе -раскрытие красоты и радости вдохновения, сопутствующие процессу самостоятельного нахождения истины, побуждение к самостоятельной аналитической деятельности с признанием за ней высокого уровня инновативности.

Здесь следует обратить внимание на такую творческую силу человека, как воображение, которая активизируется в контексте воссоздания жизненной целостности. Сегодня в особенной степени востре-

бовано умение работать с образами. Не только ведическая, но и западная мысль уже давно говорят о том, что для самореализации человека эта сила более значима, чем рассудочная сила ума и простого интеллектуального знания, которыми мы в основном и пользуемся в своей жизни. Эйнштейн, например, говорил следующее: «Воображение является более важной вещью, чем знание. Знание является ограниченным. Воображение охватывает весь мир».

Проблема активизации собственных психофизических резервов учащегося может решаться также путем внедрения во все предметные области обучения сведений о структуре и функциях организма как целостной структуры, в которой физиологическая составляющая интегрирована с его психической и социальной сущностью. Ведической философией предписывается не только знание человеком своей внутренней структуры, но и высокая степень осознанности во владении ею в широком и просторном видении. Человек должен сделать сознательной энергию в себе, привнести во все свои способности силу разумного контроля. Художественная литература, история, география, русский и иностранный языки могут без потери содержания и качества знания быть представлены с учетом потребности в углублении знаний по психофизиологии человека, по структуре его внутренней субъективности.

Интегратором всех аспектов человеческого существа, ведущим инструментом всеединства Шри Чинмой называет такую структуру во внутреннем мире человека, как духовное сердце, и дает детально разработанное знание о ней. Он говорит о зависимости дальнейшей эволюции человека от освоения этой структуры. Думается, что несмотря на всю сложность и глубину понятия духовного сердца, для русского менталитета его постижение окажется, возможно, более доступным, чем для какого бы то ни было другого. Ведь еще выдающийся русский мыслитель, крупнейший представитель славянофильства А.С. Хомяков говорил о великом родстве русской и индийской культуры сердца.

Библиографический список

1. Кант И. Основоположение к метафизике нравственности // Соч. в 4-х тт. на нем. и русск. языках. Т. 3. - М.: ИФРАН-Университет Марбурга, 2001. - 1115, [4] с.

2. Шри Чинмой. Образование: (сборник текстов). - М.: Центр Шри Чинмоя, 1998. - 72 с.

3. Sri Chinmoy. Mother India’s Lighthouse: India’s spiritual leaders. - New York, Rudolf Steiner Publications Blauvelt. 1973. - 277p.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 2

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.