Научная статья на тему 'Идея ненасилия в контексте философии Шри Чинмоя'

Идея ненасилия в контексте философии Шри Чинмоя Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
194
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПОЗНАНИЕ / ШРИ ЧИНМОЙ / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ / УСТРЕМЛЕНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЕДИНСТВО / НЕНАСИЛИЕ / SELF-KNOWLEDGE / SRI CHINMOY / DESTINATION / ASPIRATION / IDENTITY / ONENESS / NON-VIOLENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронина Марианелла Веньяминовна, Белкина Тамара Леонидовна

Аутентичный процесс самопознания как структурирование мира, естественным образом вбирающего принципы ненасилия. Механизм реализации уникальности индивидуальной души: универсализация через интериоризацию и эссенциализацию на основе достижения внутреннего единства субъекта и объекта. Связь личной реализации и одухотворения мира (его «спасения») в контексте расширяющегося сознания отождествляющейся любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authentic process of self-knowledge as a world structurilization, absorbing the non-violence principles by natural modus. The mechanism of realization of the individual uniqueness: universalisation through interiorisation and essencialization, based on the achievement of an inner oneness of subject and object. The connection between individual self-realization and spiritualization (salvation) of the world in the context of ever-expanding consciousness of identifying love.

Текст научной работы на тему «Идея ненасилия в контексте философии Шри Чинмоя»

8. Мень А.В. Магизм и единобожие. - М.: Эк-смо, 2005.

9. Мень А.В. На пороге Нового Завета. - М.: Эксмо, 2004.

10. Мень А.В. О Христе и Церкви. - М.: Фонд имени А. Меня, 2002.

11. Мень А.В. Свет во тьме светит. - М.: Фонд имени А. Меня, 1991.

12. Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей. - М.: Фонд имени А. Меня, 1999.

13. Рашковский Е.Б. Протоиерей Александр Мень: интеллектуальный облик // Вопросы философии. - 1994. - №>12. - С. 170-174.

14. Соловьёв В.С. Избранные произведения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

15. Соловьёв В.С. Чтения о богочеловече-стве. - М.: АСТ, 2004.

16. Трубецкой Е.В. Смысл жизни. - М.: АСТ, 2002.

17. ФлоренскийП.А. Столп и утверждение истины. - М.: АСТ, 2005.

УДК 140

М.В. Воронина, Т.Л. Белкина ИДЕЯ НЕНАСИЛИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФИИ ШРИ ЧИНМОЯ

Аутентичный процесс самопознания как структурирование мира, естественным образом вбирающего принципы ненасилия. Механизм реализации уникальности индивидуальной души: универсализация через интериоризацию и эссенциализацию на основе достижения внутреннего единства субъекта и объекта. Связь личной реализации и одухотворения мира (его «спасения») в контексте расширяющегося сознания отождествляющейся любви.

Ключевые слова: самопознание, Шри Чинмой, предназначение, устремление, идентичность, единство, ненасилие.

Выдающийся индийский мыслитель Шри Чинмой Кумар Г хош (1931-2007), будучи классиком ведической философии, в то же время принадлежит той линии в ее развитии, которая связана с модернизацией веданты и которая в науке получила название неоведан-тизма. Список философов неоведантизма довольно пространен. Отсчет здесь принято вести от Рам Мохана Рая (1772-1833). Крупными фигурами этого направления также являются теперь уже достаточно известные в мире Свами Вивекананда (18631902) и Шри Ауробиндо (1872-1950).

Шри Чинмой занимает в этом ряду особое место. Он соединяет - на базе ведических идей -активизм Вивекананды с интеллектуализмом Шри Ауробиндо и делает значительный шаг в осуществлении задачи выведения древнейшего знания в практическую плоскость. Ему удалось продемонстрировать пример успешной практической реализации провозглашаемых им метафизических идей, вытекающих из его собственного внутреннего опыта и осознания1. В философии Шри Чинмоя, как и в философии неоведантизма в целом, на первый план выступает человек, и идея самопознания обретает ведущую роль. Исследование трудов Шри Чинмоя позволяет сделать вывод, что философия неоведантизма - это и есть философия самопознания.

Основные принципы, на которых строится философия самопознания, полностью совпадают с основными принципами неоведантизма -монизма, универсализма, эволюционизма и космизма. Они совершенно явно присутствуют в провозглашаемых Шри Чинмоем идеях самопознания. И с этими идеями органично и тесно переплетаются идеи ненасилия. Причем, одно не редуцируется к другому - самопознание к ненасилию или ненасилие к самопознанию.

Шри Чинмой говорит, что все вопросы, которые задает философия (любая философия, не только ведическая), могут быть сведены к вопросу, который человек задает самому себе: «Кто Я?»2. Классический вопрос Упанишад: «Кто Я?», - предстает у Шри Чинмоя как всеобъемлющая мировоззренческая структура, вбирающая весь спектр связей человека с миром, понимаемом в самом широком смысле слова.

Через эту дефиницию, с опорой на теорию адвайты (строгого монизма, который можно рассматривать как ведический аналог концепции всеединства, хорошо знакомой нам по русской религиозной философии) в философии Шри Чин-моя наглядно раскрывается смысл основополагающего тезиса Веданты: «Атман есть Брахман».

Шри Чинмой с разных сторон, так или иначе, касается этого вопроса практически в каждом из

своих многочисленных текстов, ибо тема чрезвычайно важна и актуальна. Традиционной религиозной проблематике дается философское истолкование, и индуизм как религия (или, скорее, как вид духовной культуры) и веданта как философия вновь обнаруживают свою традиционную теснейшую связь. Гносеологическое поле, обозначившееся в истории философии как отношение Бога и Я, в неоведантизме имеет свою специфику. Кроме самопознания здесь говорится и о миропознании, и о познании Абсолюта (Брахмана). Но эти типы познания предстают как следствия развертывания процесса самопознания, как его определенные этапы3.

Шри Чинмой характеризует этот сложнейший процесс как внутреннее путешествие, ведущее к раскрытию нашей собственной реальности, которая есть наше собственное забытое высшее Я, полностью тождественное Абсолюту4. По своей сути процесс самопознания и предстает как переход от нереального существования к реально-му5, благодаря которому смерть начинает отступать перед человеком6. Познание себя оборачивается познанием Бога с приобщением к его ат-рибутам7, а перед жизнью на земле открывается перспектива дальнейшего эволюционного движения - к обретению совершенного союза между духом и материей8.

Достижение цели самопознания Шри Чинмой называет самой большой победой, которую может одержать человек9. Смысл вопроса «Кто Я?» он интерпретирует как выяснение предназначения человека, роли, которую он должен сыграть в эволюции человечества, в проявлении высшей истины на земле. Эта роль у каждого человеческого существа своя, она уникальна и абсолютно неповторима10.

Идея предназначения личности предстает в философии Шри Чинмоя ведущим регуляционным принципом мироотношения. Шри Чинмой проводит мысль, что мир, понимаемый в данном случае как совокупность конечных форм жизни, репрезентирующий проявленный аспект бытия и включающий в себя всю живую и неживую природу, - этот земной мир существует объективно. Он отнюдь не является какой-то кажимостью - чем-то, лишенным всякого смысла и всякой ценности. Напротив - он обладает чрезвычайной важностью11. Хотя и может оборачиваться к человеку своей иллюзорной стороной.

В полном соответствии с древними ведическими источниками (с Упанишадами) Шри Чин-

мой характеризует материальные объекты как дороги, ведущие человека к цели жизни. Но, как явствует из его произведений, эта их функция включается лишь изнутри человеческого существа, из его одухотворенного единения с ними, или (выражаясь языком западноевропейской философии) - из его конгениального внутреннего соприкосновения с ними, означающего отождествление в сущностных признаках.

Шри Чинмой дает ясно понять, что в зависимости от характера интересов человека, определяемого типом его мироотношения, окружающий мир может предстать для него или как причина полной потери связи со своим подлинным Я, с целью жизни и смыслом существования, или - прямо противоположно - как условие их (этого Я с его истиной) обретения, что означает перспективу бесконечного развития и полного осуществления личности12.

К первому приводит желание внешнего процветания, не подкрепленное ценностями внутреннего развития - то, что можно назвать вожделеющим сознанием. Оно-то и склонно к разного рода силовым взаимодействиям с миром. Этому сознанию в философии Шри Чинмоя соответствует понятие «мир желания».

Второе же означает наличие интроспективной точки отсчета. Данная позиция описывается Шри Чинмоем в терминах устремленного сознания, или «бытийствующего» сознания, как сказали бы мы. Его истоком является интерес к смыслу бытия, выражающего себя, как ясно из текстов Шри Чинмоя, в вопрошании «Кто Я?».

Данная позиция не означает бегства от реальности. Она означает лишь отречение от своего низшего «я», от «эго», которое и является воплощением вожделеющего сознания, способного предоставить человеку лишь ложные основания идентичности, приводящие его в конце концов к разрушению13.

Человек нуждается в истинных основаниях идентичности, на которых можно построить здание своей жизни и стать не случайным явлением бытия, а его сущностной силой - инструментом его эволюционных потребностей. Шри Чинмой не устает повторять, что не только нам нужен Бог, но и мы нужны Богу14. Шри Чинмой подчеркивает, что исходное и основополагающее отношение человека к миру - отношение к самому себе15. Человек, не желающий принимать во внимание свою истинную природу, осознанно или неосознанно совершает насилие над собой, над

своей жизнью, и будет обречен совершать насилие над жизнью окружающего его мира.

Вопрос «Кто Я?» - это не вопрос, повисающий в воздухе. Шри Чинмой раскрывает его как динамическую структуру сильного внутреннего напряжения, благодаря которой Я превращается в русло духовного потока, а требование «познай себя» раскрывается как условие благополучия всех уровней сущего.

Шри Чинмой показывает, что человек так соотнесен с миром, что в аутентично протекающем процессе самопознания многократно включаются механизмы, страхующие человека от волюнтаристских, насильственных действий по отношению к любому уровню реальности: природа, другие люди, собственное Я. Шри Чинмой, как и другие представители неоведантизма, разрабатывает идею самопознания как программу раскрытия духовной универсальности человека, в силу которой он способен к гармонизации взаимодействия бесконечного числа феноменов любого природного статуса и происхождения.

Неоведантизм предлагает принять во внимание два онтологических принципа, на которые также указывает Шри Чинмой. Первый отражает характер связи между источником существования и всем остальным миром, а второй, будучи связан с первым, раскрывает специфику человека как особой формы жизни, указывая, что онтологический статус действительности человека носит космопланетарный характер.

Шри Чинмой подчеркивает, что соотнесенность источника существования и человека в нео-ведантизме состоит не в простом их тождестве, а в их неразрывном единстве16. Он обращает наше внимание на две главные тенденции бытия (они зафиксированы в адвайте Шанкары): центробежное распыление единого сознания на множество форм в бесконечных пространстве и времени и центростремительное собирание множества форм в единое сознание в конечных пространстве и времени17.

У Шри Чинмоя ясно выражена мысль, что именно человек выступает инструментом центростремительной тенденции. При этом единство мира выступает условием самопознания, а самопознание предстает как движение от непосредственной чувственной действительности к абсолютному знанию. Опираясь на идею такого рода соотношения человека и всего остального мира (макрокосма), Шри Чинмой указывает: на земле

не существует ничего, что не имело бы связи с источником существования18. Именно эта связь и предстает сущностно значимой. Именно она является нитью, способной вывести его из тупиков и ловушек материального мира и привести к абсолютной истине, дарующей все, что имеет Бог и чем Он является, т. е., подводя к вершинам самопознания, которое на поверку оборачивается Богопознанием19.

Шри Чинмой описывает эту связь как связь любви, понимаемую в том числе и как некую субстанциональную данность, пронизывающую и объединяющую все во вселенной, и как способность эту сокрытую данность актуализировать (у Шри Чинмоя - проявить)20, наделяя при этом конечные формы бытийностью бесконечности. Конечное и Бесконечное, говорит он, в это время становятся одним целым21. Человек как организатор единства должен собрать свой предметный мир, сформировать его как некое универсальное единство - объединить его на основе универсальных принципов.

Шри Чинмой в своих текстах дает понять, что бытийная со-устроенность человека и мира, субъекта и объекта означает наличие и гносеологической соотнесенности между ними. В природе эта связь проявляется как тенденция к одухотворению материи, как своего рода зов, который человек может воспринимать как свою «заде-тость», или аффицированность миром.

Этот возможный предметный мир возникает для человека как бытийный смысл, как то, что, присутствуя в окружающей его наличной реальности, по его ощущениям, может дать ответ на его вопрос «Кто Я?», то есть стать основанием идентичности. Самопознание вырисовывается как область нравственного творчества, в основании которого лежит диалектика взаимосвязи сознания и бытия, или, говоря словами Шри Чин-моя, двух главных потребностей человека - знать и любить22. Любовь должна пронизывать познание, делая его диалогичным и одухотворяя его23.

В трудах Шри Чинмоя настойчиво звучит мысль, что истинная реальность начинает обретаться с первыми шагами по самопревосхожде-нию24, означающему преодоление сложившихся границ самоидентификации. При этом указывается на примат глубинного созерцания как формы непосредственного знания, позволяющего снять противопоставление объекта и субъекта в познавательном процессе25 и таким образом

постепенно, методически последовательно, освоить принцип познания единства многообразия («расширить любовь») и обеспечить центростремительную тенденцию бытия. Развертывание движения, нацеленного на выяснение вопроса «Кто Я?», происходит как постоянное преодоление самотождественности «Я - Я», являющееся по сути предметным раскрытием ипостасей высшей, несущей одухотворение, любви.

Когда человеком самому себе задан этот вопрос, говорит Шри Чинмой, то сразу же приходит ответ (в форме, как увидим, риторического вопроса, к тому же построенного от обратного): «А кем я не являюсь?», «Есть ли что-нибудь, что не-я?», «Есть ли кто-нибудь, кто не-я?»26.

Здесь вступает в силу то, до поры до времени подспудное состояние человеческого сознания, которое можно было бы обозначить как его аф-фицированность. В действии самопознающего Я эта аффицированность преобразуется в сознательную способность человека проецировать себя в инобытие и через отражение в этом инобытии себя познавать. Искать эту встречу с иным, находить ее и переживать как акт бытийного единения друг с другом имеет для человека характер закона. Задача осуществления своей роли требует от человека полнейшей мобилизации сил -дабы овладеть разумными универсальными действиями в единстве духовного и материального. Речь идет о своего рода дисциплине, которая соотносится в трудах Шри Чинмоя с понятием йоги.

Назначение этих усилий - преодолеть разъединенность ценностей духовного и материального развития27, что в первую очередь означает достижение совершенной гармонии между внутренней и внешней жизнью.

Осуществляясь как сложная система приемов, самопознание способно открыть новый тип зависимости, когда идеальные мотивы определяют реальные дела. В движении самопознающего Я мы открываем принцип познания, который дей-ственен поведенчески - он и субстанционален, и функционален. И он позволяет интерпретировать ненасилие как естественную тактику поведения.

Рождая необходимость в особом идеале знания - непосредственном - аутентичный процесс познания предполагает обретение ценностей особого свойства, каждая из которых существует как актуальная одновременно в двух ипостасях - как личная (имманентно значимая для Я), и как сверх-личная (трансцендентная по отношению к Я). Она

несет в себе начала субстанции, скрепляющей мир воедино, которую Шри Чинмой определяет как любовь. В ходе отождествления сущностных признаков человек открывает, как подчеркивает Шри Чинмой, что лучшее внутри него (любовь) и лучшее в мире совпадают28. Говоря иначе, человек осознает окружающий его мир как продолжение себя. Есть ли какая-то другая идея, которая позволит с большей степенью надежности поместить ценности ненасилия в самое основание человеческой деятельности?

Шри Чинмой подчеркивает, что в точке переживания единства определяется очень многое. Это поворотный пункт в развитии личности. Человек становится на стезю освобождения от неведения, которое, как поясняет Шри Чинмой (в полном соответствии с ведическими источниками), есть незнание единства, единства мира. Оно - это неведение единства, которое Шри Чин-мой часто обозначает простым словом «невежество» - и является, согласно ведической традиции, глубинной, фундаментальной причиной всех негативных явлений (включая и насилие) как в индивидуальной, так и коллективной жизни29.

Знание первооснов обладает всеобщностью, огромным интегрирующим потенциалом. Накопление такого потенциала людьми - условие преобразования мира в смысле его одухотворения, которое означает раскрытие присутствия высшего в формах низшего - духа в материи, что, согласно Шри Чинмою, служит эволюционным целям и духа, и материи. Как пишет Шри Чинмой, материя будет смотреть оком видения духа, а дух расцветет благодаря пробуждению материи и наполнения ее энергией - для того, чтобы стать совершенной основой физического бессмертия и человеческого преображения на земле30.

Через реализацию своей адекватно осознанной уникальности человек универсализируется. Ему открывается новое измерение мира - духовное, а вместе с ним - и возможность нового, духовного освоения действительности, в котором заключается секрет гармонизации любой сферы жизни. Человек раскрывает себя как форма жизни, наработки которой обладают огромным потенциалом экстраполяции, т.е. могут распространить свое преобразующее влияние на неограниченные пространства вширь и вглубь мира.

Идет врастание в сознание бесконечности. Индивидуальность превращается в личность, всему предлагающую свое служение и пронизыва-

ющую все31. Личная реализация и одухотворение мира оказываются неразрывно связанными между собой.

Таким образом, в философии Шри Чинмоя мы видим, что природа и весь материальный мир существуют для человека как необходимая преграда, благодаря которой может обоюдно совершаться смысл бытия и исполняться цель жизни на земле - одухотворение мира, когда «материальная жизнь будет ведома и формируема духом»32.

Это сближает философию Шри Чинмоя как с некоторыми христианскими учениями (включая русскую религиозную философию, особенно - Владимира Соловьева), так и с целым рядом философских направлений, в первую очередь -с представителями космизма разного рода (Шарден, Циолковский, Вернадский и т.д.), с философией жизни, с феноменологической линией в западной философии, а также с эволюционно-синергетической парадигмой современной науки.

Примечания

1 Шри Чинмой. Залитая светом жизнь. Официальная биография / Под ред. Шьям Дуа; пер. с англ. - М., 2006. - 224 с.

2 Шри Чинмой. Колесница мудрости ума. -М., 2000. - С. 26.

3 Sri Chinmoy. Commentaries on the Vedas, the Upanishads and the Bhagavad-Gita. - N.Y, 1996. - P 56.

4 Sri Chinmoy. Commentaries on the Vedas, the Upanishads and the Bhagavad-Gita. - N.Y, 1996. - P. 68.

5 Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 2001. - С. 142.

6 Шри Чинмой. Внутреннее обещание. - М., 2006. - С. 203.

7 Sri Chinmoy. Beyond within. -N.Y., 1988. - P 496.

8 Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 2001. - С. 126.

9 Шри Чинмой. Единство восточного сердца и западного ума: В 3-х т. Т. 2. - Донецк, 2005. -С. 109; Шри Чинмой. Внутреннее обещание. - М., 2006. - С. 169.

10 Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 2006. - С. 39-41.

11 Шри Чинмой. Единство восточного сердца и западного ума: В 3-х т. Т. 2. - Донецк, 2006. -С. 35; Sri Chinmoy. Beyond within. - N.Y., 1974. -P 491-492.

12 Шри Чинмой. Единство восточного сердца и

западного ума: В 3-х т. Т. 1. - Донецк, 2006. - С. 83.

13 Sri Chinmoy. Beyond within. - N.Y., 1974. -P. 279, 391, 395; Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 1974. - С. 110; Шри Чинмой. Единство восточного сердца и западного ума: В 3-х т. Т. 1. - Донецк, 2006. - С. 112-113.

14 Шри Чинмой. Единство восточного сердца и западного ума: В 3-х т. Т. 1. - Донецк, 2006. -С. 52; Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 1974. - С. 19.

15 Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 1974. - С. 20-21.

16 Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 1974. - С. 19, 29, 43, 107.

17 Sri Chinmoy. My Ivy League leaves. - N.Y., 1970. - P 7.

18 Sri Chinmoy. My meditation-service at the United Nations for 25 years. - N.Y., 1995. - P. 65; Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 1974. -С. 43, 107.

19 Шри Чинмой. Единство восточного сердца и западного ума: В 3-х т. Т. 1. - Донецк, 2006. - С. 372.

20 Шри Чинмой. Ежедневные цветы моего сердца. - М., 1992. - С. 171, 174.

21 Шри Чинмой. Крылья радости / Пер. с англ. -М., 1998. - С. 35.

22 Там же. - С. 109.

23 Там же. - С. 108; Шри Чинмой. Единство восточного сердца и западного ума: В 3-х т. Т. 2. -Донецк, 2005. - С. 313, 325.

24 Шри Чинмой. Земля - наш Дом. - Киев: Единство, 2001. - С. 120.

25 Шри Чинмой. Ежедневные цветы моего сердца. - М., 1992. - С. 173.

26 Шри Чинмой. Философия - колесница мудрости ума. - М., 2000. - С. 26.

27 Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 2001. - С. 126-127; Sri Chinmoy. Beyond within. -N.Y., 1974. - P 491-492.

28 Sri Chinmoy. Love. - N.Y., 2006. - P. 53.

29 Sri Chinmoy. Miracles, emanations and dreams. - N.Y., 1976. - P. 66.

30 Шри Чинмой. Йога и духовная жизнь. - М., 2001. - С. 126.

31 Sri Chinmoy. Beyond within. - N.Y., 1974. -P. 405-407; The wisdom of Sri Chinmoy. - N.Y., 2000. - P. 385.

32 Sri Chinmoy. Beyond within. - N.Y, 1974. - P 492.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.