Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования судебного механизма обеспечения законности в сфере осуществления публичной власти'

Проблемы совершенствования судебного механизма обеспечения законности в сфере осуществления публичной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ СПОР / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / JUDICIAL SYSTEM / PUBLIC-LEGAL DISPUTE / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Есенова Валентина Петровна

Статья посвящена обобщению проблем правового регулирования разрешения публично-правовых споров в судах общей юрисдикции для преодоления негативных тенденций в современной судебной правоприменительной практике нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to generalization of modern problems of legal regulation of the resolving of public-legal disputes in trial courts of general jurisdiction for overcoming negative tendencies of modern judicial law enforcement practice of our country.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования судебного механизма обеспечения законности в сфере осуществления публичной власти»

Валентина ЕСЕНОВА

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДЕБНОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Статья посвящена обобщению проблем правового регулирования разрешения публично-правовых споров в судах общей юрисдикции для преодоления негативных тенденций в современной судебной правоприменительной практике нашей страны.

The article is devoted to generalization of modern problems of legal regulation of the resolving of public-legal disputes in trial courts of general jurisdiction for overcoming negative tendencies of the modern judicial law enforcement practice of our country.

Ключевые слова:

судебная система, публично-правовой спор, правовое регулирование; judicial system, public-legal dispute, legal regulation.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Эту обязанность государство выполняет посредством всех ветвей власти, однако в защите прав и свобод судебной власти отводится особая, главенствующая роль1, поскольку она осуществляет такую особую форму государственной деятельности, которая организационно оформляется в качестве системы правосудия.

Становление современной судебной системы Российской Федерации и утверждение судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти приходится на конец XX — начало XXI вв. При этом правовой основой совершенствования и развития судебной системы явилась концепция судебной реформы, одобренная российским парламентом в октябре 1991 г. и в дальнейшем детализированная в актах правительства РФ. В качестве одной из главных целей, сформулированных в посланиях президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, определено построение в стране развитого гражданского общества и устойчивой демократии, позволяющей в полной мере обеспечить права человека, гражданские и политические свободы. Исходя из этого, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, совершенствование судопроизводства, повышение доступа к правосудию, приведение законодательства РФ в соответствие с современными международными стандартами становятся основными задачами судебно-правовой реформы в России. Между тем, после вступления России в Совет Европы несколько тысяч российских граждан обратились в Европейский суд по правам человека с жалобами на неудовлетворительное осуществление правосудия в Российской Федерации.

Осознавая существование значительных проблем, правительство РФ приняло федеральную целевую программу дальнейшего развития судебной системы2. Главной целью программы стало развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею неза-

1 Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. - М., 2000, с. 29.

2 Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе “Развитие судебной системы России на 2007-2011 гг.”» от 21 сентября 2006 года № 583 // СЗ РФ, № 41, ст. 4248.

ЕСЕНОВА Валентина Петровна — к.ю.н., доцент; доцент кафедры гражданского и трудового права юридического факультета СЗАТС VEsenova@gmail.com

висимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод граждан, обеспечению защиты законных интересов организаций и государства.

В специальной литературе высказывается мнение, что судебная власть в России осуществляется по трем самостоятельным направлениям (судами общей, арбитражной и конституционной юрисдикции), но ни Конституцией РФ, ни законами о судебной системе не предусмотрены соответствующие связи между элементами этой системы1. В последние годы параллельно со снижением числа дел искового и особого производств возросло число дел, возникающих из публичных отношений, что делает проблему эффективной работы всех подсистем судебной власти еще более актуальной.

Следует отметить, что полномочия Пленума Верховного суда РФ и Президиума Верховного суда РФ в настоящее время установлены Законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 09.07.1981 г.2, тогда как государственное строительство РФ претерпело существенные и необратимые изменения, в стране действует новая Конституция. Сложилась ситуация, когда важнейшие процессуальные предписания, обязательные для нижестоящих судов общей юрисдикции, непосредственно влияющие на отправление правосудия в РФ и законность судебных актов, принимаются судебными органом, чья деятельность и полномочия с формально-юридической стороны регулируются нормативным правовым актом 1981 г., который существенно противоречит положениям ч. 3 ст. 128 Конституции РФ.

Действующий ГПК РФ не раскрывает содержания понятия и компетенции Пленума Верховного суда РФ. Остаются нормативно не урегулированными также полномочия Президиума Верховного суда РФ. Только некоторые из них предусмотрены ГПК РФ, и связаны они с пересмот-

1 Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. — СПб., 2001.

2 Определяя законодательство, которым следует руководствоваться судам при разрешении дел, указанный закон установил: «Судоустройство РСФСР определяется... основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР и издаваемыми в соответствии с ними другими законодательными актами СССР, настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 976.

ром судебных постановлений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоя-тельствам3. При этом Верховный суд РФ продолжает осуществлять важнейшую функцию разъяснения судебной практики нижестоящим судам. Нередко данное разъяснение приобретает черты толкования положений федеральных законов и подзаконных актов.

В судах общей юрисдикции разрешаются дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, не являющихся органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделенных властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимающих решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены (например, дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей4); решений призывных комиссий5; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственновластных полномочий.

В порядке гл. 25 ГПК РФ рассматриваются дела об оспаривании решений органов государственной власти, органов МСУ, должностных лиц, связанных с согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, по мотиву нарушения прав и свобод заявителя, создания препятствия к их осуществлению; дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нару-

3 Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) // СЗ РФ, 2002, № 46, ст. 4532, гл. 41.

4 Статья 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ, 2002, № 11, ст. 1022.

5 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ, 1998, № 13, ст. 1475; № 30, ст. 3613; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 30, ст. 3061; 2002, № 26, ст. 2521; 2005, № 10, ст. 763; № 14, ст. 1212; 2006, № 11, ст. 1148; № 29, ст. 3122, 3123; 2007, № 50, ст. 6241; Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3030; 2006, № 29, ст. 3122.

шающих право граждан и организаций на доступ к информации1.

Также могут быть оспорены действия должностных лиц, совершенные ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и не подлежащие обжалованию в порядке уголовного судопроизводства, и некоторые другие действия2.

Рассмотренные разъяснения Пленума Верховного суда РФ затрагивают вопросы подведомственности и подсудности подсистемы судов общей юрисдикции, которые могут быть установлены только нормативным правовым актом уровня не ниже федерального закона. Верховный суд РФ вправе выйти с законодательной инициативой о внесении соответствующих изменений в действующее федеральное законодательство, но самостоятельно устанавливать дополнительную компетенцию судам общей юрисдикции посредством толкования или разъяснения судебной практики он не может.

В России, полагает О.В. Бойков, судебное толкование закона вне конкретного судебного дела осуществляют высшие суды общей и арбитражной юрисдикций3. Однако данное мнение не совсем сообразуется с положениями федерального конституционного закона «О судебной системе России»4, согласно которому Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ дают разъяснения по вопросам судебной практики. Таким образом, для правомочия толкования закона высшими судебными органами необходимо внести соответствующие изменения в федеральное законодательство. Постановление пленума

1 Пункт 6 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ, 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3448.

2 Часть 3 и 4 ст. 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ, 1995, № 33, ст. 3349; 2007, № 31, ст. 4008, 4011; 2008, № 18, ст. 1941.

3 Бойков О.В. Постановления Конституционного суда Российской Федерации в деятельности арбитражных судов // Проблемы исполнения федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. — М., 2001.

4 Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации» от

31 декабря 1996 № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля

2005 г. № 3-ФКЗ) // СЗ РФ, 1997, № 1, ст. 1; 2001, № 51, ст. 4825; 2005, № 15, ст. 1274.

высших судебных органов, информационные письма или обзор судебной практики нельзя признать в качестве регулятора общественных отношений, поскольку судебные акты не обладают свойством нормативности.

Восприятие научной теории и судебной правоприменительной практики органами государственной власти в процессе своей деятельности, исключение судейских усмотрений в правоприменительной деятельности судов, а также состояние конституционной законности государства, выражающееся, прежде всего, в безусловной исполняемости решений Конституционного суда РФ всеми правоприменителями, включая высшие государственные органы, определяют уровень правовой культуры современного правового государства. Нельзя не согласиться с мнением судьи Конституционного суда РФ в отставке Т.Г. Морщаковой. «Если мы хотим иметь справедливое правосудие, — пишет она, — необходимо признать, что решения Конституционного суда, как это прямо закреплено в Конституции, обязательны для всех и действуют непосредс-твенно»5.

В 2004 г. Конституционный суд РФ признал, что дела, возникающие из публичных правоотношений, в т.ч. о проверке законности нормативных правовых актов, являются по своей природе не гражданско-правовыми, а административными делами и должны рассматриваться в порядке и по правилам административного судопроизводства6. Поэтому в ходе осуществления судебной реформы Федеральному Собранию надлежит привести правовое регулирование, обеспечивающее судебную проверку нормативных правовых актов, в соответствие с требованиями Конституции РФ о рассмотрении административных дел в порядке административного судопроизводства и с правовыми позициями Конституционного суда РФ.

5 Морщакова Т.Г. Конституционная защита прав и свобод граждан судами Российской Федерации // Сравнительное конституционное обозрение, 2004, № 4, с. 127-128.

6 «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации», принято постановлением от 27 января 2004 года № 1-П // ВКС РФ, 2004, № 2, с. 3-21.

Являясь хранителем действующего права, суд обеспечивает его устойчивость и постоянство. В условиях различия федерального регулирования, которое выражено для общих судов, на сегодняшний день говорить об обеспечении судом устойчивости и постоянства действующего права пока нельзя. Причину этого можно отчасти усмотреть в стремлении обосновать фактическую разобщенность судебной власти, что, по нашему мнению, является фактором негативного влияния на качество отправления правосудия в России в целом. По мнению С.В. Бородина и В.Н. Кудрявцева, выдвинутый в ст. 3 федерального конституционного закона тезис о единстве судебной системы является заслуживающим скорейшей реализации1.

Однако есть и другая точка зрения, согласно которой единство судебной системы в Российской Федерации обеспечивается совокупностью актов федерального законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, единообразным применением их судами (в т.ч. федерального гражданско-процессуального, уголовнопроцессуального, арбитражно-процессуального, а также административно-процессуального законодательства) на всей территории России, финансированием судов из федерального бюджета, единым

1 Федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ (в ред. от 05 апреля 2005 г. № 3-ФКЗ) // СЗ РФ, 2005, № 15, ст. 1274; Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право, 2001, № 10, с. 22.

статусом судей2. Данная позиция представляется более предпочтительной.

Несмотря на сложности, с которыми неизбежно сталкивается государство, решая вопрос становления и развития принципиально новой судебной системы, одним из наиболее существенных результатов судебной реформы явилось приобретение судами полномочий по осуществлению контроля за действиями и решениями исполнительной и законодательной властей. С помощью нормативно-правового регулирования осуществляется проведение государственной политики в Российской Федерации. Органы исполнительной власти доводят до объектов (субъектов) не только право государственного повеления, но и через указанные нормы выражают наиболее целесообразную позицию, предоставляя при этом хозяйствующим субъектам право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Через издание актов органами исполнительной власти обеспечивается осуществление государственного управления. При этом остается серьезной проблемой достаточность и полнота правового регулирования компетенции судов общей юрисдикции.

В связи с вышеизложенным можно говорить о необходимости продолжения судебной реформы. Правосудие, действующее на конституционной основе, должно стать гарантией защиты прав и свобод человека и гражданина, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношениях с исполнительной властью.

2 Краснов Ю.К. Государственное право России. — М., 2002, с. 591.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.