Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям'

Проблемы совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1943
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговые правонарушения / налоговые преступления / предупреждение налоговых правонарушений / правоохранительные органы / контрольные органы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ритман Э. А.

Статья посвящена проблемам повышения эффективности и поиску новых форм взаимодействия правоохранительных и контрольных органов в процессе предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of efficiency increase and search of the new forms of interaction between law-enforcement and control bodies in the process of prevention and counteraction to tax offences and crimes.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям»

Э. A. Punutan

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ

И ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Работа представлена кафедрой экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель - кандидат экономических наук, профессор К. А. Инфантьев

Статья посвящена проблемам повышения эффективности и поиску новых форм взаимодействия правоохранительных и контрольных органов в процессе предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям.

Ключевые слова: взаимодействие правоохранительных и контрольных органов, налоговые правонарушения, налоговые преступления.

The article is devoted to the problems of efficiency increase and search of the new forms of interaction between law-enforcement and control bodies in the process of prevention and counteraction to tax offences and crimes.

Key words: interaction of law-enforcement and control bodies, tax offences, tax crimes.

Традиционное деление мер предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям на общесоциальные и специально-криминологические не имеет четких границ. Ряд мер сочетает в себе и общесоциальную и специальную профилактику. В частности, к мероприятиям в сфере предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям можно отнести экономическую обоснованность налогов и сборов. Эти меры можно

определить как общесоциальные меры спе-

1

циальной направленности .

В результате объединения основных мер по выявлению и противодействию налоговым правонарушениям и преступлениям, на

2

основе макроэкономического анализа , финансово-аналитического поиска и аналитического прогнозирования, имеется возможность их технологической реализации и управления процессом выявления в уполномоченном правоохранительном органе'.

Направления совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям являются составной частью совершенствования организационно-экономического механизма противодействия криминализации общества как основы обеспечения его экономической безопасности .

Основные направления совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям можно представить в виде двух блоков (см. схему 1): реализации системы мер профилактики налоговых правонарушений и преступлений и реализации основных направлений уголовной политики в сфере налогообложения.

Соответственно, по каждому направлению можно выделить мероприятия экономического, правового и управленческого 5

характера .

Уголовно-правовой механизм предупреждения налоговых преступлений должен

Схема 1

Направления совершенствования системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям

Основные мероприятия системы предупреждения и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям

3

I

Реализация системы мер профилактики налоговых правонарушений и преступлений Реализация основных направлений уголовной политики в сфере налогообложения

Упрощение и сбалансированность налоговой системы

Поощрение

добросовестных

налогоплательщиков

Борьба с коррупцией и формирование положительного имиджа сотрудников ОВД и налоговых органов

Создание равных условий для всех категорий

налогоплательщиков

Правовое информирование и расширение правовой грамотности граждан

Законодательное закрепление системы предупреждения налоговых преступлений

Совершенствование технического обеспечения для выявления налоговых правонарушений и преступлений

Совершенствование

нормативно-правовой

базы

Совершенствование системы подготовки кадров для подразделений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями

Усиление взаимодействия между ОВД и другими исполнительными органами государственной власти

Усиление взаимодействия между правоохранительными и контролирующими органами

Расширение правовых полномочий по взаимодействию ОВД России с

правоохранительными органами иностранньк государств

приводиться в действие сотрудниками органов внутренних дел и являться элементом специального (уголовно-правового) предупреждения преступлений.

Под специальным предупреждением налоговой преступности понимается целенаправленная деятельность органов внутренних дел, ориентированная на обнаружение и раскрытие преступлений, установление и устранение их причин и условий совершения, а также неотвратимость назначения и исполнения справедливого наказания.

Суть данного вида предупреждения в том, чтобы своевременно обнаружить налоговое преступление, принять надлежащие меры к его раскрытию, установлению и изобличению виновных, обеспечить правильное применение закона, так чтобы каждый преступник подвергался справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. В этом положении одновременно выражается сущность принципа неотвратимости наказания за совершенное преступление. Именно из этого принципа вытекают общая и частная превенции.

Профилактика налоговой преступности должна предусматривать сочетание следующих мер:

1. Информирование граждан - потенциальных налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях. Поскольку если гражданин осведомлен о существовании уголовно-правового запрета, но не имеет информации и конкретных примеров о применении санкций за его нарушение, то данный уголовно-правовой запрет воспринимается лишь как рекомендация.

2. Упрощение и большая сбалансированность налоговой системы, в том числе в части налогообложения доходов граждан. Необходимо отметить, что в последние годы в результате усилий, предпринимаемых налоговыми органами совместно с органами налоговой полиции, наметились

в целом положительные сдвиги в области декларирования доходов гражданами.

3. Устранение пробелов в законодательстве, создающих лазейки для недобросовестных налогоплательщиков, которые с помощью фальсификации, подлога «оптимизируют» налогообложение с помощью льготных режимов, а также путем запутанных схем ухода от налогов.

Эффективность борьбы с налоговыми преступлениями в значительной степени зависит от слаженности и взаимодействия всех звеньев системы, обеспечивающей экономическую безопасность государства, в первую очередь налоговых органов и подразделений МВД, занимающихся расследованием налоговых преступлений.

Необходимость усиления и поиска новых форм взаимодействия правоохранительных и контрольных органов обусловлена также тем, что передача службам МВД дополнительных функций налоговой полиции усилила в действиях по выявлению и расследованию экономических преступлений экономическую составляющую. Однако, несмотря на наличие значительного числа субъектов предупреждения и борьбы с налоговыми преступлениями, большинство из них практически не осуществляют тесного взаимодействия (например, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, таможенные органы и др.).

Актуальность и необходимость укрепления взаимодействия правоохранительных и контрольных органов обусловлена также:

• общностью целей и задач по соблюдению законности в хозяйственной деятельности;

• необходимостью комплексного подхода к сбору информации о криминогенной обстановке, поскольку ни один орган в отдельности в силу ряда причин (сложность предмета оценки, скрытый характер правонарушений в экономике) не обладает ею в достаточном количестве;

• возможностью привлекать к ответственности за налоговые преступления,

даже когда нельзя доказать участие в совершении других преступлений, связанных с извлечением преступных доходов, как это практикуется за рубежом, и т. д.

Основными формами двухстороннего сотрудничества компетентных органов по борьбе с экономическими преступлениями как на территории России, так и в рамках международного сотрудничества являются:

1. Обмен информацией путем направления и исполнения запросов об оказании содействия в проведении проверочных действий.

2. Проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий, согласованных и скоординированных операций, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экономических преступлений.

3. В рамках реализации Концепции научного обеспечения деятельности подразделений экономической безопасности МВД России по инициативе Департамента экономической безопасности МВД России проводятся международные научно-практические конференции и семинары по проблемам борьбы с экономическими преступ-

6

лениями .

В рамках международного сотрудничества в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями следует отметить некоторые основные положительные моменты, характерные для системы сбора налогов в западных странах, влияющих на борьбу с налоговой преступностью, которые могут быть учтены в нашей стране при совершенствовании правоохранительной работы в сфере налогообложения:

1. Хорошо развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.

2. Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговой полицией может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, отпугнуть деловых партнеров.

3. Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.

4. Глубоко проработанное и детализированное налоговое законодательство, отсутствие оснований для разных толкований и интерпретаций. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.

5. Разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах, например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав, заграничных паспортов являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений, которые могли бы помочь и у нас.

6. Относительно стабильная экономическая ситуация.

7. Налоговые преступления рассматриваются в тесной увязке с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики, рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.

8. Отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.

9. Возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления, поскольку уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех

„7

учредителей .

Российская налоговая преступность носит массовый, а подчас и организованный характер, кроме того, ее отличают тесное переплетение легального и «теневого» секторов экономики, постоянное

перетекание средств из «теневого» сектора в легальный и обратно.

В этой обстановке, по мнению ряда авторов , наряду с федеральной программой по борьбе с экономической преступностью следует разработать самостоятельную программу борьбы с налоговой преступностью в России. Основой такой программы должна быть реализация национальных интересов в сфере обеспечения экономической безопасности страны, преодоление негативных тенденций роста налоговой и связанной с ней экономической преступности, парализующей экономическую систему государства и цивилизованное предпринимательство, обеспечение пополнения государственного бюджета.

По мнению авторов, в программе должно предусматриваться выполнение поставленных президентом России задач по установлению жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечению и значительному сокращению доли «теневых» экономических операций, уменьшению криминализации налоговой сферы и хозяйственной деятельности как одной из основных угроз экономической безопасности страны.

Однако двойственная природа налоговых правонарушений и преступлений вы-

зывает большие сомнения в эффективности существования двух самостоятельных программ. И дело не только в ослаблении взаимодействия различных правоохранительных структур при таком подходе. Налоговые преступления посягают на такой порядок, который регламентирован в ст. 2 Налогового кодекса РФ, - это правила установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществление налогового контроля. В этой связи рассматриваемый вид общественно опасных деяний следует отнести к преступлениям не в сфере экономической деятельности, а к преступлениям против государственной власти, осуществляемой органами, выполняющими функции управления в финансовой сфере .

Если же рассматривать налоговую преступность в криминологическом аспекте, она не может не взаимодействовать с экономикой. Таким образом, налоговые преступления являются одним из звеньев в цепи экономических преступлений, поскольку все они связаны с «теневой» экономикой, с преступным миром и должны рассматриваться в этом качестве как часть единой федеральной программы по борьбе с экономическими преступлениями.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Ларичев В. Д., Бембетов А. П. Налоговые преступления. М.: Экзамен, 2001. С. 94.

Новосельский В. Налоговые факторы государственного регулирования // Экономист. 2007. № 5. С. 17-22.

' Заслуживает внимания методика выявления и противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям, предложенная в кн.: Латышев В. И. Налоговые правонарушения: поиск и выявление. М.: Финансы и статистика, 2006.

4

Башмачникова И. О. Стратегия организационного проектирования правоохранительных органов // Вестник Академии налоговой полиции. Вып. 3. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2003; Литвиненко А. Н., Грачев А. В. Организационно-экономические инструменты ОВД противодействия криминализации общества как угрозе экономической безопасности государства: Альбом схем. СПб., 2007. С. 41, 45, 46.

При определении основных направлений системы предупреждения и выявления налоговых правонарушений и преступлений учтены методологические подходы И. Н. Соловьева в кн.: Соловьев И. Н. Налоговые преступления и преступность. М.: Издательство Экзамен, 2006; Литвиненко А.Н., Грачева А.В. в кн.: Литвиненко А. Н., Грачев А. В. Указ. соч.

Мещеряков С. Г О взаимодействии Департамента экономической безопасности МВД России с компетентными органами СНГ и Европы в сфере борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями и путях его дальнейшего развития // Вестник МВД России. 2006. № 1. С. 50.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

7

Соловьев И. Н. Указ. соч. С. 440-441.

8

Александров И. В. Налоговые преступления: криминалистические проблемы расследования. СПб., 2002. С. 62; Соловьев И. Н. Указ. соч. С. 442.

ЛБаграев С. П. О понятии налоговой преступности // Финансовое право. 2004. № 5. С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.