Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования системы государственных органов управления охраны и использования животного мира'

Проблемы совершенствования системы государственных органов управления охраны и использования животного мира Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЖИВОТНОМ МИРЕ / STATE MANAGEMENT / OBJECTS OF FAUNA / SYSTEM OF STATE BODIES / LEGISLATION ON FAUNA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

В решении задач обеспечения рационального использования и охраны животного мира велика роль государственного управления. Роль государственного управления в сфере охраны и рационального использования животного мира определяется значением государственных органов в механизме охраны животного мира. Таким образом, в настоящее время большое количество государственных органов в большей или меньшей степени осуществляют полномочия в области охраны и использования животного мира. Однако единой стабильной системы государственных органов в рассматриваемой сфере нет. Передача федеральных полномочий на уровень субъектов не принесла существенных результатов. В целях оптимизации действующей системы органов государственного управления в области охраны и использования животного мира предлагается разработать следующую модель организации системы органов государственного управления. В структуре Росприроднадзора Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации целесообразно создать Департамент по охране и использованию животного мира (Охотдепартамент). На уровне субъектов Российской Федерации будут действовать подведомственные Охотдепартаменту территориальные Управления по охране и использованию животного мира (Охотуправления). Фактически, предполагается передать полномочия по охране и использованию животного мира (охотничьих ресурсов и не относящихся к объектам охоты) из регионального управления в ведение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов. Безусловно, эта модель требует дальнейшей разработки, однако, на наш взгляд, приведет к следующим положительным результатам: будет установлен единый порядок разрешения вопросов по устойчивому использованию и охране животного мира, увеличится финансирование мероприятий по охране и использованию животного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF SYSTEM OF PUBLIC AUTHORITIES OF MANAGEMENT OF PROTECTION AND USE OF FAUNA

In the decision of problems of maintenance of rational use and protection of fauna the role of the government is great. The role of public administration in the protection and rational use of wildlife is determined by the importance of state bodies in the mechanism for the protection of wildlife. Thus, at present a large number of state bodies, to a greater or lesser extent, exercise powers in the field of the protection and use of wildlife. However, there is no single stable system of state bodies in this sphere. The transfer of federal authority to the level of the subjects did not bring significant results. In order to optimize the current system of government in the protection and use of wildlife, it is proposed to develop the following model for the organization of the system of public administration. In the structure of Rosprirodnadzor of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation, it is expedient to set up the Department for the Protection and Use of Wildlife (Okhotdechenka). At the level of the constituent entities of the Russian Federation, the Territorial Departments for the Protection and Use of Wildlife (Hunting) will be subordinate to the Okhotda Department. In fact, it is intended to transfer powers for the protection and use of wildlife (hunting resources and non-hunting objects) from the regional administration to the Federal Service for Supervision of Nature Management and its territorial bodies. Of course, this model requires further development, but in our opinion will lead to the following positive results: a unified procedure for resolving issues on the sustainable use and conservation of wildlife will be established; Funding for conservation and use of wildlife will increase.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования системы государственных органов управления охраны и использования животного мира»

УДК 349.41

Иванова С.В.

Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: servis-05@list.ru

проблемы совершенствования системы государственных органов управления охраны и использования животного мира

В решении задач обеспечения рационального использования и охраны животного мира велика роль государственного управления. Роль государственного управления в сфере охраны и рационального использования животного мира определяется значением государственных органов в механизме охраны животного мира. Таким образом, в настоящее время большое количество государственных органов в большей или меньшей степени осуществляют полномочия в области охраны и использования животного мира. Однако единой стабильной системы государственных органов в рассматриваемой сфере нет. Передача федеральных полномочий на уровень субъектов не принесла существенных результатов. в целях оптимизации действующей системы органов государственного управления в области охраны и использования животного мира предлагается разработать следующую модель организации системы органов государственного управления. В структуре Росприроднадзора Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации целесообразно создать Департамент по охране и использованию животного мира (Охотде-партамент). На уровне субъектов Российской Федерации будут действовать подведомственные Охотдепартаменту территориальные Управления по охране и использованию животного мира (Охотуправления). Фактически, предполагается передать полномочия по охране и использованию животного мира (охотничьих ресурсов и не относящихся к объектам охоты) из регионального управления в ведение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов. Безусловно, эта модель требует дальнейшей разработки, однако, на наш взгляд, приведет к следующим положительным результатам: будет установлен единый порядок разрешения вопросов по устойчивому использованию и охране животного мира, увеличится финансирование мероприятий по охране и использованию животного мира.

Ключевые слова: государственное управление, объекты животного мира, система государственных органов, законодательство о животном мире.

В Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [5], одной из первых задач для достижения стратегических целей государственной политики в области экологического развития является формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти. Создание эффективного механизма управления природоохранной деятельностью «можно достичь только благодаря централизации и систематизации государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды» [6]. «Рассмотрение правового механизма охраны окружающей среды в динамическом аспекте имеет решающее значение для реализации нормы права, а динамика механизма обусловлена деятельностью органов управления и контроля» [7]. В юридической литературе развернулась дискуссия о том, соответствует ли система и структура

государственных органов, а также складывающееся на различных этапах их реформирования разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами целям и задачам охраны и использования животного мира. В процессе обсуждения «на первый план вышли вопросы о специализации органов исполнительной власти, их институциональной свободе, ответственности за развитие регулируемой сферы деятельности, о масштабах государственного регулирования, о затратах охотпользователей на преодоление административных барьеров, о качестве работы государственных органов и т. д.» [8]. Предпосылкой для дискуссий стали проблемы организации и реорганизации системы государственных органов в сфере охраны и использования животного мира. В частности многими авторами высказывались мнения о последствиях административной реформы в сфере охраны и использования животного мира. М.М. Бринчук отмечал, что «решение о включении подразделений по управлению охотничьими ресурсами и

Иванова С.В.

Проблемы совершенствования системы государственных..

рыболовству в структуру сельского хозяйства и продовольствия не может быть признано оптимальным. Это Министерство призвано решать задачи обеспечения населения страны продовольствием. Такие потребности удовлетворяются, как известно, и за счет ресурсов животного мира. Трудно в такой ситуации рассчитывать, что Министерство в своей деятельности будет ориентировано на обеспечение рационального использования соответствующих природных ресурсов» [9]. Анализируя происходящие изменения системы государственного управления в области охраны и использования животного мира, можно сделать вывод о несоответствии последствий административной реформы постсоветского периода ожидаемому результату. В настоящее время также нельзя сказать с полной уверенностью о создании эффективной, функциональной системы государственного управления в области охраны и использования животного мира.

Основываясь на положениях ст. 72 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона «О животном мире», полномочия по организации и осуществлении охраны и воспроизводства объектов животного мира за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охране среды обитания указанных объектов животного мира передаются органам исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Наиболее распространенной структурной моделью органов по охране и использованию животного мира на территории субъекта РФ является модель, при которой в структуре исполнительных органов субъекта Федерации создаются специализированные органы исполнительной власти координирующие деятельность по охране, использованию и воспроизводству животного мира. Так, в Вологодской области создан Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области [10]. В республике Марий Эл создан Департамент Республики Марий Эл по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира [11]. В целом система государственного управления объектами животного мира представляется крайне неудачной и противоречивой. Практическая возможность

разграничения полномочий в данной сфере «по территориальному признаку вызывает множество вопросов, поскольку объекты животного мира не находятся постоянно в границах одной и той же территории, соответственно, попадают в ведение различных органов государственной власти Российской Федерации. Эта проблема наименее свойственна водным биологическим ресурсам, однако также имеет место на практике, применительно к водным биологическим ресурсам, обитающим в водных объектах или их частях, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения. Такая ситуация затрудняет ведение уполномоченными органами мониторинга объектов животного мира и их государственный учет.

Вторая существенная проблема заключается в том, что Федеральный закон «О животном мире» практически не является базовым законодательным актом, регулирующим воспроизводство, охрану и использование таких объектов животного мира, как водные биоресурсы и охотничьи ресурсы, в отношении которых основное правовое регулирование устанавливается соответствующими федеральными законами, и нередко нормы данных законов не соответствуют нормам Федерального закона «О животном мире», что на практике порождает правовые коллизии и неоднозначное толкование соответствующих норм. Представляется целесообразной коренная переработка Федерального закона «О животном мире» с целью устранения имеющихся проблем и пробелов, а также с целью выстраивания четкой и понятной системы разграничения полномочий в сфере воспроизводства, охраны и использования объектов животного мира» [12].

Таким образом, в настоящее время большое количество государственных органов, в большей или меньшей степени осуществляют полномочия в области охраны и использования животного мира. Однако единой стабильной системы государственных органов в рассматриваемой сфере нет. Передача федеральных полномочий на уровень субъектов не принесла существенных результатов. Наоборот «сложилась кризисная ситуация, связанная с незначительным объемом субвенций и отказом регионов по разным причинам осуществлять

Юриспруденция

софинансирование переданных полномочий, что стало самым негативным образом отражаться на качестве их исполнения» [13]. В сфере государственного управления в области охраны и использования животного мира по-прежнему, осуществляется поиск новых эффективных моделей управления, с учетом особенностей регионов и отдельных экосистем. На наш взгляд, в целях оптимизации действующей системы органов государственного управления в области охраны и использования животного мира, предлагаем следующую модель организации системы органов государственного управления. В структуре Росприроднадзора Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации целесообразно создать Департамент по охране и использованию животного мира (Охотдепартамент). На уровне субъектов Российской Федерации будут действовать подведомственные Охотдепартаменту территориальные Управления по охране и использованию животного мира (Охотуправления). Фактически, предполагается передать полномочия по охране и использованию животного мира (охотничьих

ресурсов и не относящихся к объектам охоты) из регионального управления в ведение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов. Безусловно, эта модель требует дальнейшей разработки, однако на наш взгляд приведет к следующим положительным результатам: будет установлен единый порядок разрешения вопросов по устойчивому использованию и охране животного мира; увеличится финансирование мероприятий по охране и использованию животного мира; исключатся злоупотребления региональных органов власти в отношении охот-пользователей [14]. Отсутствие федерального органа исполнительной власти, который бы отвечал за реализацию государственной политики в сфере охраны и использования животного мира, приводит, во-первых, к неэффективной охране и использованию животного мира, их воспроизводству и, во-вторых, увеличивает риски устойчивого существования и использования объектов животного мира и среды их обитания.

29.03.2017

Список литературы:

1. Дворецкий, М.Ю. оптимизация уголовной ответственности за нелегальный оборот охотничьего оружия как средство предупреждения незаконной охоты / М.Ю. Дворецкий, Н.А. Белкин // Вестник Тамбовского университета. - 2009. - №2. - С. 216.

2. Агафонов, Н.А. Проблемные вопросы государственного управления в эколого-правовой сфере [Электронный ресурс] / Н.А. Агафонов. - Режим доступа: М1р://отрасли-права.рф/агйсЬ.

3. Балашенко, С.А. Учеб. пособие. 2-е изд. / С.А. Балашенко, Д.М. Демичева. - Мн.: Ураджай, 2000. - 398 с.

4. Петров, В.В. Экологическое право России: учебник для вузов / В.В. Петров. - М., 1995. - С. 177.

5. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://base.garant.ru.

6. Жочкина, И.Н. Современное состояние и перспективы развития системы органов экологического управления в регионах (на примере Республики Мордовия) / И.Н. Жочкина // Экологическое право. - 2011. - №6. - С. 26.

7. Петров, В.В. Экологическое право России: учебник для вузов / В.В. Петров. - М., 1995. - С. 176.

8. Андреев, М.Н.О государственном управлении охраной и использованием животного мира / М.Н. Андреев, Н.В. Краев, В.Н. Краева // Вестник охотоведения. - 2013. - Том 10. - №1. - С. 95.

9. Бринчук, М.М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник / М.М. Бринчук. - М., 1998. - С. 239.

10. Положение о Департаменте по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://vologda-oblast.ru/vlast/.

11. Об образовании департамента Республики Марий Эл по охране, контролю и регулированию объектов животного мира. Указ Президента Республики Марий Эл от 29 октября 2007 года N 218 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mari-el.gov. ru/depohot/Pages/about.aspx/.

12. Попов, Н.В. Организация охраны окружающей среды и государственное управление природными ресурсами в Российской Федерации / Н.В. Попов, С.Ю. Радченко // Вопросы государственного и муниципального управления. - №4. - 2013. - С. 75-98

13. Андреев, М.Н. О государственном управлении охраной и использованием животного мира / М.Н. Андреев, Н.В. Краев, В.Н. Краева // Вестник охотоведения. - 2013. - Том 10. - №1. - С. 99.

14. СК возбудил уголовное дело на замначальника управления охотничьего хозяйства, который за взятку помог выиграть аукцион по аренде земли. Передел заказников в Оренбуржье перерос в беспредел [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ohotniki.ru/archive/news/.

Сведения об авторе:

Иванова Светлана Витальевна, доцент кафедры земельного и трудового права Оренбургского государственного аграрного университета, кандидат юридических наук, доцент 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18, e-mail: servis-05@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.