Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования систем управления на сельскохозяйственных предприятиях Курской области'

Проблемы совершенствования систем управления на сельскохозяйственных предприятиях Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМ / ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Алексей Егорович, Дуплина Татьяна Тимофеевна

Рассмотрены вопросы совершенствования систем управления в сельскохозяйственных предприятиях Курской области при их реорганизации за 1992-2011 гг. Предложена методика создания новых систем управления, их совершенствование и оценка. При этом намечено более эффективное использование организационного и кадрового потенциала предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусев Алексей Егорович, Дуплина Татьяна Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования систем управления на сельскохозяйственных предприятиях Курской области»

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

А.Е. Гусев, Т.Т. Дуплина

Аннотация. Рассмотрены вопросы совершенствования систем управления в сельскохозяйственных предприятиях Курской области при их реорганизации за 1992-2011 гг. Предложена методика создания новых систем управления, их совершенствование и оценка. При этом намечено более эффективное использование организационного и кадрового потенциала предприятий.

Ключевые слова: системы управления предприятий, эффективность реорганизации систем, потенциал предприятий.

Опыт, накопленный в экономически развитых странах мира, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (трудовых, материальных, финансовых и др.) именно системы управления имеют важнейшее значение, т.е.способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение систем управления, их качество и эффективность воздействия на персонал предприятий с разным уровнем образования, опытом работы, квалификацией и интересами. Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеет поиск и реализация основных тенденций совершенствования систем управления предприятий в современных условиях их функционирования. Таким образом, системы управления сейчас становятся главным ресурсом предприятий. «Суть его в том, что эффективное управление предприятиями как системами возможно только при наличии эффективных систем управления» [1. - С.22].

Определяя роль и изменения при формировании и функционировании систем управления на предприятиях, важно исходить из реально складывающихся факторов их развития при становлении рыночной экономики. Система управления в условиях рыночной экономики должна обеспечить ориентацию предприятия на удовлетворение рынка, на запросы конкретных потребностей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить предприятию необходимую прибыль. В этом плане система управления в составе предприятия является наиболее активной и определяющей.

Что представляет собой система управления предприятием? Здесь надо исходить из двух методологических положений. Первое - система управления есть самостоятельное организационное образование, ей присущи собственная цель и методы функционирования, законы и закономерности развития, принципы организации. Второе - функционирование системы управления осуществляется через её взаимодействие с объектом управления. В процессе функционирования управление соединяется с объектом управления, посредством чего достигается целенаправленное поведение последнего. Это означает, что между системой управления и объектом управления должна быть функциональная и структурная совместимость. А это говорит о том, что структура системы управления должна строиться с учетом принципиальных особенностей и субъекта управления и объекта управления. Следовательно, субъект и объект управления в целях эффективного взаимодействия должны [2. - С.13]: соответствовать друг другу; обладать относительной самостоятельностью; осуществлять между собой двустороннее взаимодействие; быть заинтересованными в четком взаимодействии.

Серьезной проблемой является совершенствование систем управления во вновь созданных или реорганизованных предприятиях области. Этот процесс начался в связи с приватизацией колхозов. В 1992г. эту процедуру прошли 255 (45,9%) хозяйств, 301 (54,1%) сохранили свой правовой статус. Однако на 1 января 1993г. только 20% хозяйств сохранили крепкий статус.

Реорганизация сельхозпредприятий в области продолжается и до настоящего времени за счет укрупнения хозяйств, а также создания новых по инициативе внешних инвесторов, которые положительно повлияли на укрепление экономики этих хозяйств. Это ООО «Иволга - Центр», МНК «Сахарпроминвест» и др. Например, к концу 2008г. число хозяйств сократилось до 403, в том числе: ОАО - 29, ЗАО - 31, ООО - 262, СПК - 68, государственных унитарных - 9, иных правовых форм - 3. Как видим, ускоренными темпами шло создание

ООО и сокращение СПК. Такой подход вряд ли можно признать обоснованным, так как ООО на тот период заметно уступали СПК по эффективности хозяйственной деятельности. Так, в среднем на одно ООО за 2008г. размер убытка составил 517 тыс. руб. В СПК в расчете на одно хозяйство получили по 2914 тыс. руб. прибыли. Как видим, ежегодный поиск без достаточного обоснования новых организационно-правовых форм предприятий приводит к кризису реорганизаций, когда новые задачи предприятий превышают их потенциал, возможности их учредителей и первых руководителей.

Это прослеживается и по итогам работы предприятий области за 2011 г. Их численность сократилась до 309, или на 30,9% по сравнению с 2008г. Сохранилась численность акционерных обществ, на 24,8% сократилась численность ООО, на 25,4% - СПК. Результаты хозяйственной деятельности предприятий области за 2011г. следующие. В среднем на одно хозяйство получено 4699 тыс. руб. прибыли, в том числе: ОАО - 20177, ЗАО -6069, ООО - 4856, СПК - 3946, коллективное предприятие 8141, госунитарное предприятие - 165. По трем прочим предприятиям получено 8399 тыс. руб. убытка.

Отметим специфические особенности создания на предприятиях области новых систем управления. Прежде всего, необходимо определить состав элементов системы. Затем создать соответствующий уровень их организованности, установить порядок, предписывающий взаимоотношения между работниками и органами управления предприятий, их обязанности и права.

Несмотря на важность и необходимость организации современных систем управления предприятиями, главная роль в эффективной работе предприятий принадлежит их руководящим кадрам. Вот как на это ответил профессор Массачусетского технологического института Д. Хейр, когда его спросили об организационных новшествах в компаниях Америки. «Много компаний США, -отметил он, - имеют отличную организацию, но плохо работают. Многочисленные исследования последних лет указывают на то, что четко спланированные организационные схемы и структуры сами по себе ничего не дают. Главное - люди, руководители» [3. - С.9].

Успешному решению этих задач способствовало бы эффективное использование организационного и кадрового потенциала предприятий.

Организационный потенциал - это совокупные возможности управленческого персонала. Составляющим его являются ресурсы управленческого персонала, технического оснащения управленческого труда и информационного обеспечения. Под кадровым потенциалом понимают способность всех работников предпри-

ятия своевременно решать стоящие перед предприятием производственные и социально-экономические задачи. Кадровый потенциал предприятий характеризуется количественными и качественными показателями. К первым относятся: численность занятых на предприятии, средний возраст, средний стаж работы на предприятии и в данной должности, темпы текучести кадров, отношение средней зарплаты рабочих и специалистов соответствующим зарплатам на других предприятиях и т.п. К качественным характеристикам можно отнести ценностную ориентацию, уровень организационной культуры, образованности и т.п.

Каковы должны быть принципы управления предприятиями сегодня, чтобы преуспеть завтра? Вполне очевидно, что сейчас нельзя управлять предприятиями как в прошлом, независимо от того, насколько успешным было это прошлое. Прошлый успех не гарантирует выживание в будущем. И даже наоборот. Предприятиям трудно решиться проводить изменения, если ситуация не кризисная. Только кризис стимулирует кардинальные преобразования, что наблюдается в последние

годы. Поэтому руководящие кадры сельхозпредприятий должны овладеть тонкостями антикризисного управления, которое позволяет удержать функционирование предприятия в режиме выживания в период кризиса и вывести его из кризисного состояния с минимальными потерями.

Список использованных источников

1 Гусев А.Е. Основы современного менеджмента: учеб. пособие. - 4-е изд. - Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2010.

2 Балашов А.П. Основы менеджмента: учеб. пособие. -М.: Вузовский учебник, 2009.

3 Мильнер Б.З. Проблемы управления в современной Америке. - М.: Знание, 1974. - №3.

Информация об авторах

Гусев Алексей Егорович, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712) 39-40-13.

Дуплина Татьяна Тимофеевна, старший преподаватель кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.