УДК 347.91
Юридические науки
Цукарев Артём Евгеньевич, магистрант, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет, Россия, г. Саранск
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ МЕДИАЦИИ
Аннотация: В статье анализируются подходы различных исследователей к проблемам совершенствования семейной медиации в Российской Федерации. Особое внимание уделяется необходимости информирования граждан о существовании процедуры семейной медиации и мерам популяризации медиации в целом, анализу предложений о введении обязательной процедуры семейной медиации и введении профессиональной подготовки семейных медиаторов, заимствованию положительного опыта иностранных государств.
Ключевые слова: информирование о семейной медиации, закон, медиатор, медиация, подготовке семейных медиаторов, популяризация медиации, семейная медиация, семейно-правовые споры, суд.
Annotation: The article analyzes the approaches of various researchers to the problems of improving family mediation in the Russian Federation. Particular attention is paid to the need to inform citizens about the existence of the family mediation procedure and measures to popularize mediation in general, the analysis of proposals for the introduction of a mandatory family mediation procedure and the introduction of professional training for family mediators, and the adoption of the positive experience of foreign states.
Key words: informing about family mediation, law, mediator, mediation, training of family mediators, popularization of mediation, family mediation, family legal disputes, court.
В настоящее время процедура медиации не получила широкого распространения в области правоприменения. Н.В. Федоренко, С.А. Григорянц и Д.М. Павленко называют конкретные причины нечастого использования медиации: низкая информированность населения о медиации, низкий уровень доверия к ней, отсутствие единого нормативно-правового регулирования в сфере медиации, нехватка квалифицированных медиаторов [4, с. 118].
Данные проблемы предлагается решить посредством популяризации медиации, прежде всего семейной медиации. В числе мер популяризации семейной медиации называются информирование разводящихся супругов о возможности проведения семейной медиации, государственное финансирование медиативных программ, проведение школьных собраний для информирования о семейной медиации учащихся старших классов и родителей. Вместе с тем подчеркивается, что введение обязательной процедуры семейной медиации при обращении в суд нарушает конституционные права граждан, ограничивая право на определение способа защиты законных прав и интересов.
Вместе с тем следует скептически отнестись к результативности обязательного информирования населения о процедурах семейной медиации. Проведение лишь формального информирования посредством проведения бесед, консультаций или раздачи листовок в судах вряд ли существенно поспособствует повышению популярности семейной медиации в существующих условиях. Реализация государственной программы по подготовке высококвалифицированных семейных медиаторов на базе психологических и юридических факультетов сама по себе также кардинально не изменит сложившуюся ситуацию: в условиях низкой востребованности семейной медиации подготовленные специалисты вынуждены вернуться к своей обычной работе юриста или психолога. Потому реализация таких мер должна быть рассчитана на длительное время, стабильно финансироваться государством и сопровождаться комплексным улучшением условий работы специалистов в сфере семейной медиации [4, с. 118].
Нужно заметить, что распространение медиации имеет все перспективы для более широкого распространения в России. Ведь само нахождение в суде для многих людей является экстраординарной, стрессовой и весьма неприятной ситуацией, которую они стараются как можно быстрее разрешить. К тому же среди населения широко распространена точка зрения, что судиться с близкими людьми и родственниками стыдно и даже аморально, потому стороны нередко готовы на взаимные уступки для скорейшего урегулирования спора, то составляет благоприятную почву для применения медиации.
Следует согласиться с точкой зрения, что комплексные меры продвижения и совершенствования процедуры семейной медиации приведут к росту случаев ее использования и повышению ее эффективности. Безусловно, государство должно быть заинтересовано в материальной поддержке института медиации, поскольку медиация позволяет сохранять отношения между сторонами спора, и снижает нагрузку на суды [4, с. 119].
Вместе с тем следует понимать, что подлинные успехи семейной медиации достигаются в первую очередь простотой процедуры ее проведения и материальной выгодностью процедуры семейной медиации для населения, а также наличием государственной программы по подготовке профессиональных медиаторов. Информирование населения о семейной медиации может сыграть важную, но все же второстепенную роль в популяризации медиации среди граждан, поскольку само по себе не способно поднять популярность и тем более повысить эффективность семейной медиации. Не поспособствует этому одно лишь установление формальной обязательности процедуры семейной медиации при обращении в суд.
М.Н. Садовникова и А.С. Анищенко полагают, что медиативная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе специалистами-медиаторами, прошедшими дополнительное углубленное обучение и получившие соответствующий набор навыков, качеств, компетенций и технологий, необходимых для работы в сфере медиации. Также они критически относятся к возрасту медиатора как критерию
профессионализма медиатора, установленному законом [1], полагая, что возраст не является показателем опыта, квалификации и профессионализма, не отражает качества необходимых компетенций и характеристик медиатора [2, с. 116].
М.Н. Садовникова и А.С. Анищенко предлагают в целях совершенствования института медиации определить критерии профессионализма медиатора и разграничить сферы специализации медиаторов с определением специальных требований к ним (прежде всего, в сфере семейной медиации). Ими считается целесообразным обособление норм о семейной медиации ввиду большей значимости и уязвимости семейных отношений и участников семейных споров, выработка особых требований к семейным медиаторам и программам их обучения. Также они предлагают обеспечить возможность обращения к семейной медиации в самом начале семейного конфликта для предотвращения его усугубления или перерастания в судебный спор.
Предлагается присмотреться к опыту развития института медиации во Франции, где институт медиации сформировался в середине 1980-х годов и является в настоящее время одновременно стабильным и развивающимся. Отмечается обособленность института семейной медиации во Франции, нацеленность на необходимость изначального и непрерывного обучения французских семейных медиаторов с выдачей государственного диплома семейного медиатора. Правила медиации регулируются Гражданским процессуальным кодексом Франции и Гражданским кодексом Франции: суд вправе как принять решение о применении медиации при наличии добровольного согласия сторон, так и обязать стороны направиться к семейному медиатору, который разъяснит им цели и суть процедуры медиации [2, с. 116-117].
М.Н. Садовникова и А.С. Анищенко отмечают, что осуществление деятельности семейного медиатора во Франции требует получения специального диплома семейного медиатора в региональном агентстве после
прохождения обучения у аккредитованных организаций или после процедуры аккредитации. Для поступления на вышеназванное обучение требуется наличие диплома об окончании общеобразовательной средней школы. Кроме того, требуется прохождение обучения в социальной сфере или в сфере медицины (2 года), в юридической сфере, психологии или социологии (3 или 4 года), в магистратуре или пройти двухгодичное обучение (независимо от специализации), но с профессиональным опытом не менее трех лет в сфере семейного, социального, медицинского, юридического, воспитательного, психологического сопровождения. Также у медиаторов существует возможность получить диплом семейного медиатора посредством подтверждения имеющегося опыта, пройдя определенную процедуру аккредитации, подтвердив общий стаж деятельности в данной сфере не менее трех лет [5].
М.Н. Садовникова и А.С. Анищенко отмечают, что во Франции существует четкая система, устанавливающая зависимость финансовой компенсации услуг семейного медиатора от его категории и стажа работы в данной профессии, соответствующая схеме, выработанной и утвержденной Национальной ассоциацией по медиации в семейной сфере. Указывая на специфику работы с семейными конфликтами и на эффективность опыта семейной медиации Франции, они предлагают сформулировать перечень дополнительных требований к семейным медиаторам, а также произвести официальное внедрение института судебного примирения и института медиации в судебное производство в рамках реализации реформы судопроизводства в Российской Федерации. По их мнению, эти меры станут прологом введения обязательной медиации для разрешения семейных споров [2, с. 117-118].
Представляется правильным мнение М.Н. Садовниковой и А.С. Анищенко о необходимости исключения или, по крайней мере, существенного ограничения деятельности в сфере медиации на непрофессиональной основе и отказа от критерия возраста как ключевого
показателя профессионализма медиатора в российском законодательстве. Правильным кажется и мнение авторов о необходимости специализации на семейной медиации и проведения семейной медиации до начала судебного разбирательства; о необходимости повышения требований к подготовке медиаторов, и зависимость компенсации услуг семейного медиатора от его квалификации и опыта работы, исходя из опыта Франции. Вместе с тем кажется не вполне правильным обособление норм о семейной медиации в законодательстве. Это чрезмерно усложнит законодательство о медиации, процедуры семейной медиации, приведет к проблемам разграничения разных областей медиации, тем самым снизив эффективность семейной медиации.
Ю.С. Сидорович считает необходимым внести в законодательство, регулирующее процедуру медиации, положение об обязательном обучении психологии медиатора, занимающегося разрешением семейных споров, посредством повышения квалификации и (или) дополнительного образования [3, с. 71].
Ю.С. Сидорович считает необходимым внести в Закон о медиации детальное закрепление порядка применения процедуры медиации по семейным спорам и внести дополнения об обязательном обучении семейных медиаторов психологии, что поможет изучить причину семейного конфликта, обеспечить разносторонний взгляд на такой конфликт. Ю.С. Сидорович также предлагает предусмотреть обязательный досудебный порядок урегулирования семейных споров с помощью медиации [3, с. 72].
Следует согласиться с необходимостью обязательного обучения медиатора психологии. Закрепление в законодательстве обязательного досудебного порядка урегулирования семейных споров по средствам процедуры медиации требует дальнейших обсуждения. Целесообразность данной меры заключается в сохранении нормального общения между супругами, но и снижении нагрузки на судей. По нашему мнению, обязательный досудебный порядок урегулирования семейных споров по средствам процедуры медиации возможен, если не будет ограничиваться право
граждан на выбор способов защиты прав, а результатом не станет формализация семейной медиации и снижение ее эффективности. Детальное закрепление порядка применения процедуры медиации по семейным спорам также неоднозначно: может привести к повышению эффективности медиации, а может привести лишь к большей формализованности осуществления медиации.
Библиографический список:
1. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-Ф3 (с изм. и доп.) // Российская газета. - 2010. - 30 июля.
2. Садовникова М.Н., Анищенко А.С. Требования, предъявляемые к медиатору: современные подходы и тенденции развития института // Сибирский юридический вестник. - 2019. - № 4 (87). - С. 114-118.
3. Сидорович Ю.С. Семейная медиация как альтернативный способ разрешения споров // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2020. - № 1 (56). - С. 69-72.
4. Федоренко Н.В., Григорянц С.А., Павленко Д.М. Медиация в семейных и бракоразводных спорах // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2019. - № 4 (107). -С. 116-119.
5. Официальный сайт Национальной ассоциации по медиации в семейной сфере Франции [Электронный ресурс]. - URL: http://fenamef.asso.fr (дата обращения: 21.12.2020).