Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА'

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценочная деятельность преподавателя / демонстрационный экзамен / образовательные достижения / нормирование оценивания / трансформация процесса измерения / независимая оценка / evaluative activity of a teacher / demonstration exam / educational achievements / normalization of assessment / trasnformation of the measurement process / independent assessment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амренова Манзила Мергеновна

Новые подходы к развитию образовательной системы педагогического университета требуют обращения и обновления оценочной практики преподавателей, изменения акцентов в процедурах измерения компетенций. Статья раскрывает проблемы поиска оптимальных форматов оценивания образовательных достижений бакалавров; представлен опыт проведения практического экзамена, имитирующий реальные условия будущей педагогической деятельности в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амренова Манзила Мергеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New approaches to the development of the educational system of the pedagogical University require the treatment and updating of the evaluation practice of teachers, changing the emphasis in the procedures for measuring competencies. The article reveals the problems of finding optimal formats for assessing the educational achievements of bachelors; the experience of conducting a practical exam simulating the real conditions of future pedagogical activity in college is presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА»

Педагогика

УДК 5.8.7

кандидат педагогических наук, доцент Амренова Манзила Мергеновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Новые подходы к развитию образовательной системы педагогического университета требуют обращения и обновления оценочной практики преподавателей, изменения акцентов в процедурах измерения компетенций. Статья раскрывает проблемы поиска оптимальных форматов оценивания образовательных достижений бакалавров; представлен опыт проведения практического экзамена, имитирующий реальные условия будущей педагогической деятельности в колледже.

Ключевые слова: оценочная деятельность преподавателя, демонстрационный экзамен, образовательные достижения, нормирование оценивания, трансформация процесса измерения, независимая оценка.

Annotation. New approaches to the development of the educational system of the pedagogical University require the treatment and updating of the evaluation practice of teachers, changing the emphasis in the procedures for measuring competencies. The article reveals the problems of finding optimal formats for assessing the educational achievements of bachelors; the experience of conducting a practical exam simulating the real conditions of future pedagogical activity in college is presented.

Key words: evaluative activity of a teacher, demonstration exam, educational achievements, normalization of assessment, trasnformation of the measurement process, independent assessment.

Введение. Существенное обновление образовательных систем педагогических университетов обозначило приоритетные задачи не только в процессе формирования профессиональных навыков, преподавании и обучении, но и в оценочной деятельности преподавателей. Современная образовательная практика высших учебных заведений характеризуется существенными изменениями процедур оценивания результатов освоения программ бакалаврами.

Изложение основного материала статьи. Независимые профессиональные оценочные процедуры находят все большее применение в реальной образовательной практике учебных заведений. Компетентностный подход определяет качественные требования к результатам освоения программ с позиций квалификации и компетенции. Одной из самых актуальных являются проблемы измерения образовательных результатов в ходе промежуточных и итоговых испытаний. Изменения, происходящие в системе подготовки кадров, не могли не затронуть оценку образовательных достижений, более того, решение данной проблемы становится основной в комплексе новых задач педагогического работника. В системе оценивания результатов обучающихся образовательных организаций по завершению обучения, а также освоения того или иного вида профессиональной деятельности усиливается роль работодателей, что обеспечивает объективность, открытость результатов контроля и оценки качества образования.

Реализация компетентностного подхода обострила необходимость изменений в контрольно-оценочной деятельности учебных заведений, внедрения новых оценочных форматов, что обусловлено как структурой и содержанием компетенций, так и современными запросами сферы производства.

Оценочная деятельность педагога отражает не только способы, технологии контроля, но и владение педагогической диагностикой, теоретическими аспектами оценивания образовательных результатов студентов. Стандарты, не только образовательные, но и профессиональные, задают требования к учебно-профессиональным достижениям. Можно согласиться с мнением ряда авторов о том, что условия измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляют на сегодняшний день одну из фундаментальных и трудно решаемых проблем дидактики, как в теоретическом, так и в практическом плане [2, 3, 5, 7, 8].

В настоящее время в высших учебных заведениях осуществляется апробация современных оценочных технологий, гибких контрольных процедур, направленные на поиски оптимальных решений, эффективных способов измерения образовательных результатов. На современном этапе развития образования приобретает особую актуальность оценка навыков выпускников университетов в связи с происходящими изменениями функции процесса подготовки кадров и новыми требованиями работодателей. Образовательные организации нуждаются в педагогах, быстро адаптирующихся к происходящему существенному обновлению процессов обучения и воспитания, улавливающих суть изменений, готовых осуществлять совместную подготовку с представителями курируемой сферы экономики.

Одним из механизмов оценки усвоения обучающимися образовательной программы или части ее является демонстрационный экзамен (ДЭ). Данное практическое испытание вошло в нормативные оценочные процедуры в системе среднего профессионального образования, определяемые федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Более чем пятилетний опыт внедрения ДЭ в систему подготовки квалифицированных рабочих и служащих позволяет сделать следующие выводы:

• процедура экзаменационного испытания строго регламентирована в определенном пакете нормативных документов;

• данный оценочный формат требует подготовленных экспертов, желательно из реального сектора экономики; аккредитованной рабочей площадки, оснащенной современным технологическим оборудованием; готовности профессиональной образовательной организации организовать и провести экзамен по одному из предложенных комплектов оценочной документации (КОД);

• практика применения ДЭ колледжами показала, что необходима трансформация всей образовательной системы для достижения показателей, установленные на федеральном уровне. Должны быть созданы организационные, методические, психологические, кадровые, материально-технические условия подготовки к практическому экзамену.

В теоретических источниках по вопросам профессионального обучения осуществляется анализ, осмысление внедрения ДЭ в процедуру государственной итоговой аттестации; рассматриваются проблемы обновления образовательных программ; изменения подходов к методическому обеспечению дисциплин и профессиональных модулей. Часть работ описывает возможные модели реализации независимой оценки квалификаций выпускников колледжей [10, 12, 17]. В других исследованиях акцентируется внимание на совершенствование профессиональной компетентности педагога посредством погружения в проблематику ДЭ, освоения способов и механизмов подготовки студентов к успешному прохождению испытания [4, 13, 15]. Имеются работы, рассматривающие ключевые проблемные моменты реализации механизма ДЭ, и актуализирующими непроработанными вопросы методологии нового формата оценивания [13].

На наш взгляд, оценочная практика колледжей носит нормативно-ориентированный характер. Нормированное оценивание связано с выявлением степени соответствия индивидуальных результатов обучающихся нормам, заложенным в определенных КОДах, по различным компетенциям. Выводы о качестве работы, созданного продукта, делаются на основе критериев и большого объема аспектов. Результат практических действий обучающегося на демонстрационном экзамене оценивается по определенным признакам, раскрывающих степень владения видов профессиональной деятельности, при этом оценка не зависит от того, как эту же работу выполнил другой обучающийся. Оценочный компонент на критериальной основе является ориентиром для дальнейшего продвижения, исправления и достижения более высокого уровня в освоении различных способов решения профессиональных задач.

На основе подходов и опыта профессиональных образовательных организаций (ПОО) университеты стали внедрять ДЭ в образовательный процесс. Об этом свидетельствуют публикации, раскрывающие различные подходы, модели проведения практических испытаний в независимом формате [6, 9, 11, 14].

Кафедра профессиональной педагогики, психологии и управления Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) выпускает преподавателей экономико-управленческих дисциплин для ПОО, осуществляет подготовку педагогов по направлению «Профессиональное обучение». Выпускники ВУЗа, пришедшие на работу в систему техникумов и колледжей, должны понимать контекст изменений в образовательном процессе и способны решать задачи, выдвигаемые программами данного уровня образования. В СПО будущие экономисты, бухгалтера, банковские работники, финансисты сдают ДЭ, как в ходе промежуточной, так и итоговой аттестации. По другим специальностям данные дисциплины также участвуют в формировании компетенций, проверяемых на независимом экзамене.

Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года провозглашает идею учета изменений, происходящих в системах общего и профессионального образования, и связанную с этим трансформацию технологий, содержания, управления и инфраструктуры педагогического труда [1]. В настоящее время студенты педагогических специальностей в СПО проходят ДЭ по компетенциям «Дошкольное воспитание», «Преподавание в младших классах». Очевидно, что целью экзамена является демонстрация навыков разработки учебно-методических материалов и обучения студентов в ходе показа занятия. На сайте Института развития профессионального образования размещена вся документация, регламентирующая подготовку, организацию, ход и подведение итогов ДЭ. Следовательно, контрольно-оценочная деятельность в новой форме также должна изучаться бакалаврами направления «Профессиональное обучение». Вопросы структуры и содержания ДЭ, механизмов организации включены в рабочие программы таких дисциплин, как «Методика профессионального обучения», «Профессионально-педагогические технологии», «Проектирование учебно-методического обеспечения профессиональных образовательных программ». Практические занятия проводятся совместно с педагогами колледжей в Центрах проведения ДЭ, студенты изучают инфраструктуру, интерактивное оборудование, дидактические материалы, требования к данному виду аттестации, проводят пробные учебные занятия с использованием практикоориентированных заданий. Представители профессиональных образовательных организаций работают в качестве совместителей, курируют производственную практику, вносят предложения по обновлению учебно-программной документации. Несомненно, что именно педагоги ПОО должны выступать независимыми экспертами в процессе промежуточной и итоговой аттестации в университете.

Однако, нынешняя ситуация с трансформацией оценочных форм показывает, что в ВУЗах идет активный поиск своего пути, своих технологий оценивания, связанных, как с усилением практикоориентированного обучения, так и роли работодателей в системе высшего образования. Материалы сайтов отражают, как прямой перенос модели ДЭ в СПО с использованием определенного КОДа, так и с различной степенью «отклонения» от стандартов, принятых в СПО.

Демонстрационный экзамен в педагогическом университете направлен на определение уровня сформированности предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативно-цифровых компетенций. Испытание проводилось в рамках промежуточной аттестации по дисциплине «Методика профессионального обучения».

В ОмГПУ созданы площадки для демонстрационных экзаменов со всей необходимой инфраструктурой. В аудитории, оснащенной интерактивной панелью, мобильными столами, удобными стульями, ноутбуками с выходом в Интернет, студенты в течение 2-х часов разрабатывали технологическую карту учебного занятия. В следующей аудитории студенты показывали фрагменты занятия (по 20 минут-каждый) с волонтерами, в роли которых выступили бакалавры всех трех курсов по направлению «Профессиональное обучение». В специальной комнате за зеркалом Гезелла наблюдали эксперты за работой будущих педагогов. Зеркало позволяет видеть все, что происходит в аудитории, студенты не видят экспертов. Экспертами выступили педагоги профессиональных образовательных организаций, имеющие практику организации и проведения профессиональных экзаменов. Задание ДЭ представляет комплексную практическую задачу, моделирующую профессиональную деятельность педагога экономико-управленческих дисциплин в образовательной системе колледжа и выполняемая в реальном времени. На первом этапе студенты разрабатывали технологическую карту учебного занятия с использованием интерактивных электронных материалов по учебной дисциплине «Менеджмент» для обучающихся СПО; на втором этапе продемонстрировали умения преподавания в ходе показа фрагмента учебного занятия на основе разработанной учебно-методической документации урока с применением современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Эксперты, преподаватели колледжей, отметили высокую вовлеченность обучающихся, содержательность технологической карты, разнообразие применяемых методов и технологий, актуальный материал самой дисциплины «Менеджмент» и другие моменты. Вместе с тем, указали на слабый учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, некоторую пресыщенность информационно-коммуникационными технологиями, высказали замечание о том, что не все смогли свободно излагать материал, быть более раскованными в диалоге. По разработанным этими же педагогами критериям, все студенты заслужили положительные оценки.

Очевидно, что внедрение практикоориентированных форматов в процедуры оценивания образовательных результатов, как выпускников колледжей, так и университетов служат условием повышения качества образования, показателем готовности к выполнению профессиональных функций в реальных производственных обстоятельствах. Является своеобразным пропуском в самостоятельную профессиональную жизнь, об этом свидетельствуют данные так называемого скиллс-паспорта в системе СПО. Однако, вызывает сомнение необходимость строгой регламентации всей процедуры ДЭ в высшей школе, что требует излишнего внимания на проработке формальных, унифицированных требований к инфраструктуре, обязательной аккредитации рабочей площадки, порядку проведения и выставлению оценок. Измерительный компонент в системе подготовки носит комплексный характер, выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую с воспитательной. Наши наблюдения показывают, что в ходе практических испытаний студенты проявляют немало скиллс-навыков, таких, как навык критического мышления, правильного распределения времени, эффективного планирования выполнения заданий экзамена, принятия нестандартных решений. Демонстрационный экзамен показывает потенциал студента, активизируется его саморегуляция, самоорганизация. Современные производственные тренды определяют быстро меняющиеся профессиональные условия, расширяется зона ответственности работников.

Образовательные организации должны гибко реагировать на данные запросы, трансформировать образовательную систему, при этом, не теряя специфику и предназначение уровня высшего образования.

Следовательно, педагогические вузы, как важная часть национальной системы профессионального образования находятся перед необходимостью внедрения практических экзаменов, с учетом требований работодателя.

Очевидно, что проблема оценивания является краеугольной в вузовской системе подготовки кадров, следует четко определить подходы, принципы, учитывая специфику университетского образования. Основополагающим фактором успешного решения изучаемой проблемы выступает компетентность преподавателя, качество оценочной практики педагогов, способность обновлять измерительные технологии, встраивать в процесс обучения новые оценочные форматы.

Осмысление роли оценивания, знание концептуальных основ использования оценки для формирования общих и профессиональных компетенций, освоение многообразия оценочного опыта, инновационной педагогической практики, технологии оценочного процесса должно происходить в стенах педагогического ВУЗа, а также в реальных условиях в профессиональных образовательных организациях. Обновление оценочной практики педагогов школ, колледжей зависит во многом от мобильности вузовской системы гибко реагировать на запросы работодателей. Поиск оптимальных оценочных технологий, интерактивных платформ, всесторонний анализ тенденций в данном вопросе требует консолидации усилий всех участников образовательных отношений.

Выводы. Таким образом, процедуры оценивания образовательных достижений выпускников Вуза нуждаются в глубокой трансформации и требуют серьезного осмысления имеющегося опыта.

Литература:

1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утв. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 №1688-р.

2. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 5-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.-304 с.

3. Зимняя, И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода образовании / И.А. Зимняя. -Текст: электронный. - URL: http://rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_zymnaya_competency_and_competence.pdf (дата обращения: 17.06.2023)

4. Есенина, Е.Ю. Проблемы кадрового обеспечения региональной системы СПО / Е.Ю. Есенина. - Текст: электронный. - URL: https://admin.po-rt.ru/uploads/nOPT%202-2022_22-35_EceHHHa.pdf (дата обращения: 18.06.2023)

5. Ефремова, Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в образовании: учеб. пособие / Н.Ф. Ефремова. - Ростов-на-Дону/Аркол., 2009. - 228 с.

6. Кисель, О.В. Принципы, функции и средства оценки качества обучения в ВУЗе / О.В. Кисель, H.H. Зеркина, Г.А. Босик// Современные проблемы науки и образования. -2020. -№4

7. Корнева, О.С. Компетентностный подход к оцениванию проектной деятельности студентов / О.С. Корнева. -Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). - Т.О. - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 151-153

8. Макарова, Н.С. Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография / Н.С. Макарова, H.A. Дука, Н.В. Чекалева. - М.: Изд-во Юрайт, 2019.

9. Макеева, Т.В. Организация профессиональных (демонстрационных) экзаменов в системе высшего педагогического образования / Т.В. Макеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-4. - С. 195-199

10. Находкина, М.Д. Профессиональный (демонстрационный) экзамен как эффективный инструмент независимой оценки компетенций высшего и среднего образования / М.Д. Находкина, В.В. Находкин // Проблемы педагогического современного образования. -2022. -№77-3. - С. 182-184

11. Несына, C.B. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов / C.B. Несына // Образовательный вестник «Сознание». -2019. - № 3. - С. 23-28

12. Панов, H.A. Модели демонстрационного экзамена для промежуточной/итоговой аттестации / H.A. Панов, А.Н. Тараканова // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2020. - №1(47). - С. 49-55

13. Попов, А.Н. Совершенствование механизма демонстрационного экзамена в профессиональном образовании / А.П. Попов // Социальная компетентность. - 2021. -Т.6.- № 3 (21). - С. 326-340

14. Стариченко, Б.Е. Особенности проведения демонстрационного экзамена в ВУЗе / Б.Е.Стариченко, Л.В. Сардак // Педагогическое образование в России. - 2023. - №2. - С. 123-132

15. Смолич-Суркова, О.С. Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills, как результат подготовки конкурентоспособного специалиста / О.С. Смолич-Суркова. - Текст: электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47959497(flaTa обращения: 19.06.2023)

16. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю.Г.Татур. - М.: Издат. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 215 с.

17. Федоров, В.А. Производственное обучение в подготовке педагога для системы профессионального образования: состояние, проблемы, перспективы / В.А. Федоров, О.Г. Маскина. - Текст: электронный. - URL: https://admin.po-rt.ru/uploads/nOPT%204-2022_32-53_®eflopoB,%20MacKHHa.pdf (дата обращения: 19.06.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.