Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования правовой базы противодействия молодежному экстремизму в России'

Проблемы совершенствования правовой базы противодействия молодежному экстремизму в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
870
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЕ НОРМЫ / ЭКСТРЕМИЗМ / СМИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ / CRIMINAL NORMS / EXTREMISM / MASS-MEDIA / RESPONSIBILITY FOR PLACING OF MATERIALS OF AN EXTREMIST ORIENTATION / IS STANDARD-LEGAL INFLUENCE / PROSPECTS OF STRUGGLE AGAINST EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кубякин Евгений Олегович

В существующем российском законодательстве имеется ряд слабых мест, оказывающих негативное влияние на процесс борьбы с экстремизмом. В первую очередь, это касается возраста, с которого наступает уголовная ответственность по некоторым делам, а также попытки учитывать в процессе расследования преступлений материальную составляющую деяния. Существенные трудности для правового регулирования противодействия экстремизму создает ряд действующих законов, особенно в сфере противодействия экстремизму в СМИ. Глобальная сеть Интернет на сегодняшний день представляет собой серьезный ресурс для ведения экстремистской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of perfection of legal base of counteraction to youth extremism in Russia

In the existing Russian legislation there is a number of the weak places, making negative impact on process of struggle against extremism. First of all, it concerns age from which there comes the criminal liability on some affairs, and also attempt to consider in the course of investigation of crimes a material component of act. Essential difficulties for legal regulation of counteraction to extremism are created by a number of laws in force, especially in sphere of counteraction to extremism in mass-media. The global network the Internet for today represents a serious resource for conducting extremist activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования правовой базы противодействия молодежному экстремизму в России»

УДК 343.301 К-88

Кубякин Евгений Олегович

кандидат социологических наук,

старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России тел.: (961) 524-22-67

Проблемы совершенствования правовой базы

противодействия молодежному экстремизму в России

Аннотация:

В существующем российском законодательстве имеется ряд слабых мест, оказывающих негативное влияние на процесс борьбы с экстремизмом. В первую очередь, это касается возраста, с которого наступает уголовная ответственность по некоторым делам, а также попытки учитывать в процессе расследования преступлений материальную составляющую деяния. Существенные трудности для правового регулирования противодействия экстремизму создает ряд действующих законов, особенно в сфере противодействия экстремизму в СМИ. Гпобальная сеть Интернет на сегодняшний день представляет собой серьезный ресурс для ведения экстремистской деятельности.

Ключевые слова: уголовные нормы, экстремизм, СМИ, ответственность за размещение материалов экстремистской направленности, нормативно-правовое воздействие, перспективы борьбы с экстремизмом.

Как известно, уголовное законодательство в России представляет собой достаточно развитую систему норм, устанавливающих ответственность за преступные проявления экстремизма. Однако, несмотря на то, что уголовно-правовые нормы, направленные на борьбу с экстремизмом, неоднократно подвергались изменениям и дополнениям, анализ действующего законодательства позволяет предположить, что в них имеется ряд недостатков [1].

В первую очередь это касается возраста, с которого наступает уголовная ответственность по некоторым делам. Как показывает правоприменительная практика, виновные в преступлениях, предусмотренных ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, уходят от ответственности по причине не достижения возраста уголовной ответственности. Статья 20 общей части УК РФ не относит преступления, предусмотренные вышеуказанными статьям, к категории преступлений, за которые уголовной ответственности подлежат лица, не достигшие 16 летнего возраста. Тем не менее достаточно частым прецедентом в следственной и судебной практике является расследование дел об организации экстремистского сообщества и участия в нем имен-

238

но несовершеннолетних лиц, не достигших возраста уголовной ответственности.

Еще одним фактором, негативно воздействующим на правоприменительную практику, являются определенные сложности в расследовании таких дел. Правоохранительные органы в процессе расследования преступлений стараются опираться на материальную составляющую деяния. Если совершено убийство, то применяются положения п. «л» ч. 2 ст. 105. Положения же статей, регламентирующих запрет деятельности экстремистских организаций и предусматривающих ответственность за их организацию и участие в них, зачастую игнорируются ввиду сложности в доказательствах таких фактов. Следует сказать, что первый приговор по ст. 282.1 УК РФ был вынесен лишь в 2005 г., спустя три года после ее введения. Более того, долгое время наличие преступлений экстремистской направленности правоохранительными органами игнорировались.

Сложилась практика квалификации преступлений экстремистской направленности как совершенных из хулиганских побуждений. К примеру, квалифицирующий признак «совершенное на почве национальной или расовой вражды или розни» был внесен еще в 1993 г. в УК РСФСР, первый же случай вынесения приговора за убийство, совершенное по мотиву национальной ненависти, был вынесен только в конце 2003 г. Такая тенденция, к сожалению, не означает, что за 10 лет не было совершено ни одного убийства на почве национальной ненависти, статистика подтверждает обратное.

Существенные трудности для правового регулирования противодействия экстремизму создает ряд действующих законов. Закон 1991 г. «О средствах массовой информации» не содержит реальных методов воздействия на СМИ, нарушающих требования настоящего Закона о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

В соответствии со ст. 12 указанного Закона, периодические печатные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров освобождаются от регистрации. Не указывая выходных данных малотиражного издания либо указывая вымышленные данные, производители имеют реальную возможность избежать ответственности за их использование для совершения правонарушений. В то же время деятельность средств массовой информации, допускающих правонарушения, может быть прекращена или приостановлена только учредителем либо судом в порядке гражданского судопроизводства, а изъятие, уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в законную силу решению суда. Данное положение исключает возможность оперативного реагирования на факты производства и распространения информационной продукции, способствующей разжиганию национальной, расовой и религиозной вражды [2, с. 53].

239

Остается неурегулированным вопрос контроля и привлечения к ответственности лиц и организаций за размещение экстремистских материалов на сайтах в компьютерной сети Интернет. Согласно ст. 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. Однако Интернет в законодательном порядке не является средством массовой информации. Нужно отметить, что Интернет является первоисточником распространения экстремистских настроений, в то время как телевизионные или печатные издания стараются соблюдать некие этические нормы, освещая проблемы экстремизма.

Следует также отметить, что закон описывает общую модель разрешенного или запрещенного. Если прокурор, судья, следователь, работник органа юстиции не расположены видеть общественную опасность экстремизма в конкретном случае, никакие формулировки законов не помогают [3, с. 5].

В числе проблем, требующих законодательного решения, также можно выделить:

- введение в ряд преступных деяний дополнительного квалифицирующего признака - совершение по экстремистским мотивам, на почве идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды;

- повышение ответственности распространителей материалов экстремистской направленности в сети Интернет и владельцев информационных ресурсов сети;

- принятие правовых норм, направленных на пресечение деятельности интернет-сайтов, пропагандирующих насильственный экстремизм;

- дополнение Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в части установления обязанности представления образцов планируемых к распространению информационных материалов;

- законодательное раскрытие содержания понятий «экстремизм» и «международный экстремизм»;

- четкое формулирование механизма осуществления надзора за соответствием деятельности религиозных объединений действующему законодательству и контроль соблюдения уставных целей такими организациями (объединениями);

- правовое закрепление нормы, запрещающей создание под другим названием партий и объединений, деятельность которых была запрещена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

Негативные издержки радикальной смены социального строя в России пришлись на период социализации нынешнего поколения

240

российской молодежи и создали благоприятную почву для распространения экстремизма в молодежной среде. Количество и численность радикально и экстремистки настроенных объединений молодежи увеличивается, растет и количество преступлений, порожденных социальной враждой; увеличивается опасность появления в скором будущем организованного молодежного движения, объединяющего экстремистов разных политических пристрастий, приемлющих в качестве формы политической борьбы методы насилия и террора.

Состояние и перспективы законодательного обеспечения противодействия экстремизму в молодежной среде неоднократно становились темой для обсуждения на парламентских слушаниях. Не секрет, что современное российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм.

Причем, одной из самых уязвимых для экстремизма социальных групп выступает молодежь. Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.

По данным представленным председателем Совета Федерации С. Мироновым, в стране действуют около 150 неформальных молодежных организаций. И это не просто клубы по интересам, «тусовки», а организации с жесткой иерархией, дисциплиной, идеологией и вождями, в которые входят до 10 тысяч человек. Они разрознены, но эксперты утверждают, что вероятность их сплочения при появлении единого лидера весьма высока [4].

В законодательном обеспечении борьбы с экстремизмом в молодежной среде, по мнению главы верхней палаты парламента, можно условно выделить два основных направления. Первое нацелено на пресечение экстремистской деятельности, второе - на профилактику экстремизма, устранение условий, подталкивающих к нему, на обеспечение гармоничного включения молодежи в нормальную жизнь общества.

Еще не вполне урегулирована в правовом поле борьба с экстремизмом в молодежной среде. Нам представляется необходимым внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», направленных на выделение деяний, связанных с распростра-

241

нением экстремистской литературы и вовлечением молодежи в экстремистские организации, в отдельные составы тяжких преступлений, а также на установление четких критериев определения как самого экстремизма, так и экстремистского характера материалов.

Также необходимо обратить внимание еще на одну сторону проблемы экстремизма. Ведь помимо прямого, если можно так выразиться, «физического» воздействия на общество и государство, сам факт возникновения и развития такого явления, как экстремизм вызывает психологический дискомфорт в общественном сознании народов, традиционно исповедующих ислам. Поэтому, как представляется, крайне важна консолидированная позиция представителей культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций в противостоянии экстремистским проявлениям. При этом средства массовой информации должны, не драматизируя ситуацию, предоставлять взвешенную и объективную информацию и способствовать единению здоровых сил общества. На федеральном и региональном уровнях необходима разработка и реализация комплексных целевых программ развития патриотизма и толерантности, ориентированных прежде всего на молодежь.

Подводя итог, можно отметить, что существующее на сегодняшний день в РФ законодательство о борьбе с экстремизмом основывается на нормах Конституции и международного права. В основе существующего комплекса нормативно-правовых документов лежит Закон «О противодействии экстремистской деятельности», который определяет правовые и организационные основы противодействия ей, устанавливает ответственность за подобные деяния. Все меры нормативно-правового воздействия на различные проявления экстремизма условно можно разделить на профилактические или предупреждающие меры, которые заключают в себе нормативные акты о недопущении распространения экстремизма, запрещении создания организации, сообществ, групп и т.п., в которых существуют зачатки экстремизма, и меры, принимаемые при установлении фактов проявления экстремистской деятельности [5].

Тем не менее действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму во всех его формах проявления и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Дальнейшая работа в борьбе с проявлениями экстремизма и, в частности, конкретные законодательные решения должны быть направлены в первую очередь на устранение условий, способствующих экстремистским проявлениям. В связи с этим важную роль призван сыграть федеральный закон, направленный на регламентацию вопросов профилактики правонарушений экстремистской направленности.

242

Ссылки:

1. Бешукова З.М. О нормах уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за экстремизм // Материалы VI общероссийской научно-практической Интернет-конференции «Современные вопросы государства, права, юридического образования» 22 декабря 2009 г. г. Тамбов. ини. http://www.plusgarantiya.ru/konkursy.html.

2. Устинов В. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма // Российская юстиция. 2003. № 1.

3. Краснов М. Политический экстремизм - угроза государственности // Российская юстиция. 2003. № 1.

4. Информационно-аналитические материалы к парламентским слушаниям на тему «Состояние и проблемы законодательного обеспечения противодействия экстремизму в молодежной среде» от 25.10.06 г. ини http://bd.fom.ru/report/cat/socium/xenoph/of061623.

5. Баранов А.С. Молодежный экстремизм и нормативно-правовая база предупреждения и пресечения экстремизма // Материалы II Международной научно-практической Интернет-конференции «Гуманитарные науки в современном мире». 26 октября - 8 ноября 2009 г. Тамбовский филиал ОРАГС. ини 1пир:/Мшш. tambov. огадэ. огд/соп^/п^10-09/соп^/п^10-09. эМт!.

243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.