Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения'

Проблемы совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1254
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРЕВЫШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНАЯ СЛУЖБА / ROAD TRAFFIC INFRASTRUCTURE / ROAD TRAFFIC REGULATIONS / CONTROLLING AND SAFEGUARDING ACTIVITY IN THE SPHERE OF ROAD TRAFFIC SAFETY / ROAD PATROL SERVICE / SPEEDING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ряпухина И.А., Денисов Р.В.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ряпухина И.А., Денисов Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of legal regulation in the sphere of the road traffic safety

The article is denoted to the investigation of the issues of legal grounds of the Road Traffic Service activity of the National Inspection for Road Traffic Safety improvement.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения»

Безопасность на транспорте

2. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http: vk.com/elektrichking./ свободный.

3. Аналитический обзор «О состоянии работы по предупреждению правонарушений, совершенных участниками неформального молодежного движения «зацеперы»».

4. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.1tv.ru/. свободный.

5. Маркова Ю.В. Предупреждение преступлений, совершаемых группами несовершеннолетних экстремистской направленности: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Н.Новгород, 2008. 208 с.

References

1. [Electronic resource] Access mode: URL: http://http://lurkmore.to./. Free.

2. [Electronic resource] Access mode: URL: http http: vk.com/elektrichking. Free.

3. Analytical research “On condition of law enforcement in prevention of offences committed by members of informal group of “train surfers”.

4. [Electronic resource] Access mode: URL: http http://www.1tv.ru/. Free.

5. MarkovaJ.V. Prevention of crimes committed by groups of minors extremist: dis. ... cand. of legal Sciences: 12.00.08/ - N.Novgorod, 2008. 208 P.

(Статья сдана в редакцию 22.04.2014)

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

the problems of legal regulation in the sphere of the road traffic safety

УДК 656.13:351.811

И.А. РЯПУХИНА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: 3609150@ mail.ru

Р.В. ДЕНИСОВ

(УМВД России по г. Белгороду) тел. (4722) 352 - 054

I.A. RYAPUKHINA, R.V. DENISOV

the candidate of jurisprudence , Associate Professor (MO1 Department m ^cproc^

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы совершенствования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Ключевые слова: дорожно-транспортная инфраструктура; превышение установлен-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

91

Безопасность на транспорте

ной скорости движения; правила дорожного движения; контрольно-надзорная деятельность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; дорожно-патрульная служба.

Abstract: the article is denoted to the investigation of the issues of legal grounds of the Road Traffic Service activity of the National Inspection for Road Traffic Safety improvement.

Keywords: road traffic infrastructure, speeding, Road Traffic Regulations, controlling and safeguarding activity in the sphere of road traffic safety, Road Patrol Service.

Современное дорожное движение является сложной динамической социальной системой взаимного влияния людей, транспортных средств и элементов дорожной инфраструктуры, в которой важнейшая роль принадлежит поведению человека.

Без детального правового регулирования данной сферы, связанной с массовой эксплуатацией источников повышенной опасности, без четкой системы разрешений и запретов невозможно создать условия для осуществления эффективного и безопасного функционирования дорожно-транспортной инфраструктуры.

По оценкам специалистов в настоящее время в России действуют более 1000 законов и подзаконных актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности дорожного движения, из них более 500 касаются деятельности органов внутренних дел. При этом социально-экономические процессы, происходящие в стране, порождают многократные изменения содержания соответствующих нормативных правовых актов в относительно короткие промежутки времени. В результате в настоящее время сложилась ситуация, при которой практически невозможно достичь положения, когда каждый участник дорожного движения и должностное лицо, связанное с обеспечением безопасности дорожного движения, в том числе сотрудники дорожно-патрульной службы (ДПС), всегда поступали бы в полном соответствии с совокупностью установленных норм и правил [5]. Более того, негативное воздействие «правовой перегрузки» порой усугубляется недостаточной проработкой, запутанностью, а иногда противоречивостью правовых актов, что создает благотворную почву для правонарушений участников дорожного движения и должностных лиц, занятых обеспечением транспортного процесса.

Определенные пробелы и несоответствия, в том числе терминологические, можно найти в нормативных документах, определяющих порядок дорожного движения и предусматривающих административную от-

ветственность за нарушения этого порядка. Например, одно из наиболее распространенных и «опасных» правонарушений в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях сформулировано как «превышение установленной скорости движения» [1], но аналогичного понятия нет в Правилах дорожного движения. В них говорится о скорости, «не превышающей установленного ограничения», при этом согласно пункту 10.1 Правил дорожного движения, выбранной с учетом «интенсивности движения, особенностей и состояния транспортного средства и груза, дорожных и метеорологических условий, в частности видимости в направлении движения» [3]. Подобные оценочные категории влекут неоднозначное толкование норм поведения и невозможность определения степени ответственности за их нарушение.

Отсутствие в нормативных актах однозначных и понятных предписаний осложняет действия участников движения и оценку соответствия их поведения установленным правилам. Например, пункт 9.10 Правил дорожного движения гласит: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения» [3].

В то же время в законодательстве ФРГ безопасной дистанцией признается расстояние между транспортными средствами, выраженное в метрах, равное половине численного значения скорости автомобиля. Множество примерных количественных параметров движения транспортных средств определяется дорожными законами, действующими в США. Например, «сигнал о намерении повернуть направо или налево должен даваться не позднее, чем за 100 футов (примерно 30 м) до поворота». Такая конкретизация позволяет не только исключить субъективизм в оценке действий водителей транспортных средств, но и дает возможность более широкого применения

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

92

Безопасность на транспорте

приборов фиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме.

Еще в большей степени сложны и противоречивы нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые вопросы контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Громоздкость, декларативность и противоречивость этой нормативно-правовой базы затрудняют ее усвоение и практическое применение. Например, только прямые обязанности сотрудников дорожно-патрульной службы с различной степенью полноты отражаются в Положении о ГИБДД МВД России [2], Административном регламенте МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения [4] и многих других нормативных документах, в тексте которых порой имеют место расхождения в формулировках одних и тех же принципиально важных положений.

Таким образом, дальнейшее развитие дорожно-патрульной службы должно основываться на обновленной нормативно-правовой базе, которая бы абсолютно точно определяла:

1. Место и роль МВД России в системе государственных органов, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения, где главенствующее положение занимает Госавтоинспекция, в частности дорожно-патрульная служба.

Только четкое распределение компетенции всех составляющих частей государственной системы управления в сфере дорожного движения может определить основные направления их деятельности и позволит выявить истинные показатели оценки эффективности их функционирования.

2. Функции и задачи, отнесенные к компетенции ДПС ГИБДД.

В настоящее время практически во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность дорожно-патрульной службы, перечисление задач, решаемых службой, значится как «основные задачи (требования, положения и т.п.)». Такая формулировка предполагает возможность неограниченно расширять круг этих задач. В результате с течением времени этот процесс приобрел определенную устойчивость. Причем ранее возложенные на службу задачи не отменяются. Соблазн использования

возможностей одной из самых многочисленных служб полиции, несущей службу на улично-дорожной сети для выполнения несвойственных ей функций на протяжении десятилетий был предметом особой привлекательности для руководителей органов внутренних дел всех уровней. Например, представляется ошибочным выделение в 1980-х годах в самостоятельную задачу дорожно-патрульной службы розыска угнанных и похищенных транспортных средств с учреждением в строевых подразделениях ДПС должностей инспекторов по розыску. Практика показала, что осуществляемая ими деятельность мало чем отличается от работы инспекторов ДПС, выполняющих специальные задания. Более того, эффективность розыскной работы крайне низка, поскольку кражами транспортных средств занимаются, как правило, хорошо организованные преступные сообщества. В связи с изложенным напрашивается вывод, что розыском угнанных, похищенных и скрывшихся с мест ДТП транспортных средств должны заниматься оперативно-розыскные службы. Дорожнопатрульная служба обязана вести эту работу лишь при надзоре за дорожным движением в порядке выполнения общеполицейской задачи по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Таким образом, обновленная правовая база должна четко определить круг функций, возложенных на ДПС и привести исчерпывающий перечень задач, решаемых службой. Это позволит сконцентрировать усилия сотрудников, достичь желаемых результатов эффективности их деятельности определить критерии, по которым можно реально оценивать деятельность строевых подразделений ДПС.

3. Порядок осуществления дорожно-патрульной службой административно-юрисдикционной деятельности.

Именно в сфере применения норм административного законодательства возникают ситуации, вызывающие негативные эмоции во взаимоотношениях сотрудников ДПС с участниками дорожного движения. От того, насколько они урегулированы, оптимизированы и однозначно воспринимаемы, в конечном итоге зависит формирование условий взаимопонимания субъектов правоотношений, осознание участниками движения необходимости и неизбежности применения мер административного воздействия к нарушителям.

Представляется необходимым привести права сотрудников ДПС по выявлению и

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

93

Безопасность на транспорте

пресечению тех или иных нарушении законодательства в сфере дорожного движения в соответствие с их компетенцией по документированию этих правонарушений и применению мер административного воздействия. Обеспечение данного условия позволит привести контрольно-надзорную функцию службы к разумному единообразию и, в конечном итоге, повысит уровень соблюдения законности в действиях ее личного состава.

Деятельность ДПС непосредственно регулируется приблизительно сотней

нормативных правовых актов разной юридической силы. Чрезмерное и большей частью несогласованное распыление норм, нередко сходных по предмету регулирования, является серьезным обстоятельством, затрудняющим их однозначное понимание и практическое применение.

В связи с этим нормативной правовой базе, регулирующей функционирование ДПС, необходимо придать системность, исключающую дублирование одних и тех же положений в различных документах.

Литература —

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

2. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2897.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения». СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента МВД Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // Российская газета. 2009. 7 июля.

5. Карагодин А.В., Катаева О.В., Прокопенко А.Н. и др. Правовой анализ отдельных типовых ситуаций, возникающих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: учебное пособие. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2013. 80 с.

References

1. Administrative Infractions Code of the Russian Federation, December 30, 2001 № 195-FL // PL RF. 2002. № 1 (part. 1). Art. 1.

2. Decree of the Russian Federation President “On additional measures to the road traffic safety”, June 15, 1998 № 711 // PL RF. 1998. № 25. Art. 2897.

3. Enactment of the Russian Federation Government “On the Road Traffic Regulations”, October 23, 1993. № 1090. SPS “ConsultantPlus”.

4. Order of the MOI of the Russian Federation “On approval of the Administrative agenda of the MOI of the Russian Federation for the execution of the state function in controlling and safeguarding road traffic regulations by traffic participants // Rossiyskaya gazeta. 2009. July 7.

5. Karagodin A.V., Kataeva O.V., Prokopenko A.N. et al. Legal analyis of certain typical situations emerging in the sphere of road traffic safety: training book. - Belgorod: Bel LI MIA of Russia, 2013. 80 p.

(Статья сдана в редакцию 28.04.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.