Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования подготовки кадров для формирования судейского корпуса'

Проблемы совершенствования подготовки кадров для формирования судейского корпуса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
28
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
судебная функция / профессиональная квалификация судей / судейский корпус / подготовка кадров / изменение законодательства / квалификационный экзамен / профессионализм. / judicial function / professional qualification of judges / judicial corps / personnel training / change of legislation / qualification exam / professionalism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сенцов Александр Сергеевич, Волколупова Валентина Александровна, Волколупов Владимир Георгиевич

Статья посвящена исследованию актуальных проблем, относящихся к совершенствованию механизма подготовки кадров для работы в должности судьи на современном этапе развития российского государства. На основе проведенного анализа имеющихся в правовой доктрине теоретических подходов к решению существующих проблем, связанных с формированием судейского корпуса, авторы вносят предложения и рекомендации, направленные на повышение качестве подготовки будущих судей, а также на улучшение процедуры отбора претендентов на должность судьи. В работе предлагается внести соответствующие изменения в нормативную базу, определяющую механизм формирования судейского корпуса (в частности, в ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132–1). В заключении формулируется итоговый вывод о том, что практическая реализация выделенных авторами основных направлений совершенствования качества подготовки и профессионального уровня судей в Российской Федерации требует объединения усилий всех органов государственной власти и институтов гражданского общества, а также изыскания финансовых возможностей ее ресурсного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сенцов Александр Сергеевич, Волколупова Валентина Александровна, Волколупов Владимир Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPROVING THE TRAINING OF PERSONNEL FOR THE FORMATION OF THE JUDICIAL CORPS

The article is devoted to the study of topical issues related to the improvement of the mechanism of training personnel to work as a judge at the present stage of the development of the Russian state. Based on the analysis of theoretical approaches available in the legal doctrine to solving existing problems related to the formation of the judicial corps, the authors make suggestions and recommendations aimed at improving the quality of training of future judges, as well as improving the selection procedure for candidates for the position of judge. The paper proposes to make appropriate changes to the regulatory framework defining the mechanism of formation of the judicial corps (in particular, in Article 4 of the Law of the Russian Federation “On the Status of Judges in the Russian Federation” dated 26.06.1992 No. 3132–1). In conclusion, the final conclusion is formulated that the practical implementation of the main directions identified by the authors to improve the quality of training and professional level of judges in the Russian Federation requires the combined efforts of all public authorities and civil society institutions, as well as finding financial opportunities for its resource provision.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования подготовки кадров для формирования судейского корпуса»

Проблемы совершенствования подготовки кадров для формирования судейского корпуса

Сенцов Александр Сергеевич,

к.ю.н., доцент, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Волгоградского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: sentsov_1951@mail.ru

Волколупова Валентина Александровна,

к.ю.н., доцент, доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Волгоградского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: volkolupovav@mail.ru

Волколупов Владимир Георгиевич,

к.ю.н., доцент кафедры уголовного права учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России E-mail: volkolupov_osr@rambler.ru

Статья посвящена исследованию актуальных проблем, относящихся к совершенствованию механизма подготовки кадров для работы в должности судьи на современном этапе развития российского государства. На основе проведенного анализа имеющихся в правовой доктрине теоретических подходов к решению существующих проблем, связанных с формированием судейского корпуса, авторы вносят предложения и рекомендации, направленные на повышение качестве подготовки будущих судей, а также на улучшение процедуры отбора претендентов на должность судьи. В работе предлагается внести соответствующие изменения в нормативную базу, определяющую механизм формирования судейского корпуса (в частности, в ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1). В заключении формулируется итоговый вывод о том, что практическая реализация выделенных авторами основных направлений совершенствования качества подготовки и профессионального уровня судей в Российской Федерации требует объединения усилий всех органов государственной власти и институтов гражданского общества, а также изыскания финансовых возможностей ее ресурсного обеспечения.

Ключевые слова: судебная функция, профессиональная квалификация судей, судейский корпус, подготовка кадров, изменение законодательства, квалификационный экзамен, профессионализм.

Профессия судьи в условиях создания правового государства и гражданского общества, безусловно, относится к числу самых авторитетных, и поэтому для работы в этой должности необходимо обеспечить такой отбор кадров, который бы позволял стать судьей только настоящим профессионалам, чьи деловые и нравственные качества не вызывают никаких сомнений.

Именно судья ассоциируется в глазах общественного мнения со справедливостью, поскольку от принимаемых им процессуальных решений по итогам рассмотрения возникающих социальных конфликтов зависит, прежде всего, не только надлежащая охрана прав и законных интересов личности, общества и государства, но и уровень доверия граждан как к судебной, так и другим ветвям власти: законодательной и исполнительной.

Названные обстоятельства свидетельствуют о том, что специализированная подготовка будущих правоприменителей в высших учебных заведениях, прежде всего, судей, правовая регламентация процедуры отбора лиц, претендующих на должность судьи, переподготовка и повышение квалификации кандидатов, назначаемых на эту должность, а также теоретическое обеспечение совершенствования судейского корпуса - все это в настоящее время должно стать стратегическими задачами как для юридической науки, так и для практики построения судебной системы.

Характеризуя судейский корпус, Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев в своих выступлениях справедливо акцентировал внимание на том, что в нашей стране судьи занимают «исключительное, необычное положение», что судебная власть - «самая публичная власть, она должна быть самая прозрачная, и поэтому восприятие общества именно такое» [1, с. 4].

Однако, как отмечают многие исследователи (Т.В. Фарои [2], П.С. Заседателева [3], И.В. Яковлева [4] и др.) в действующей процедуре отбора кадров для формирования судейского корпуса существуют проблемы, свидетельствующие о том, что она объективно требует дальнейшего совершенствования, поскольку не учитывает современные реалии в полной мере, в частности, одной из проблем является отсутствие у квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации объективной возможности выявить у кандидата на должность судьи наличие таких важнейших для этой профессии качеств, как моральная устойчивость и способность к независимости в принятии своих решений.

Как справедливо отмечает Т.Н. Нешатаева, только независимый судья может вынести за-

5 -о

сз ж

■с

конное, обоснованное и справедливое решение по конкретному рассматриваемому им делу, а независимость судьи возможна лишь в том случае, когда в его личности сочетаются высокая квалификация, позитивные моральные качества и внутреннее удовлетворение своей деятельностью и статусом [5, с. 67].

Однако в настоящее время на практике деятельность квалификационных коллегий судей весьма ограничена и сводится лишь к сбору и формальному изучению представленных кандидатом на должность судьи официальных характеристик, а также иных доступных сведений о нем. Но эти материалы лишь формально характеризуют личностные свойства претендента, и далеко не всегда по имеющейся информации можно судить о том, обладает ли данный кандидат моральной устойчивостью и независимостью [6, с. 534].

Все последующие этапы (процедуры), которые связаны с назначением на должность судьи, тоже не устанавливают каких-либо существенных объективных «фильтров», которые бы исключали возможность назначения на должность судьи «случайных лиц».

Таким образом, в рамках заявленной темы можно условно выделить два основных направления совершенствования отбора кадров среди лиц, претендующих на то, чтобы занять должность судьи: а) решение существующих в этой сфере проблем путем корректировки соответствующих нормативных предписаний, прежде всего Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 № 3132-1 [7]; б) совершенствование существующей практики отбора кадров для судейского корпуса.

На наш взгляд, в настоящее время возникла объективная потребность внести изменения в п. 1 ч. 1 ст. 4 названного закона, устанавливающий положение о том, что судьей может быть гражданин Российской Федерации, «имеющий высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция"» [7]. Данное требование при буквальном его толковании означает, что для занятия должности судьи высшее юридическое образование должно быть либо по специальности «Юриспруденция» (уровень специалитета), либо высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии ранее полученного диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция».

Но вот уже более 10 лет в нашей стране подготовка юристов по специальности «Юриспруденция» (уровень специалитета) не проводится (по-5= следний выпуск таких специалистов был сделан ^ в 2016 г.), а вместо этой специальности в рамках § укрупненной группы специальностей 40.00.00 -Юриспруденция были открыты новые образова-Ц тельные программы специалитета:

40.05.01 - Правовое обеспечение национальной безопасности;

40.05.02 - Правоохранительная деятельность;

40.05.04 - Судебная и прокурорская деятельность.

Лица, прошедшие обучение по данным образовательным программам высшего юридического образования и получившие диплом, в котором прямо указано, что им присвоена квалификация «юрист», формально не могут претендовать на должность судьи, поскольку в их дипломах предусмотрена не специальность «Юриспруденция», а иная (одна из названных выше), и следовательно, это не согласуется с требованием к образованию претендента на должность судьи, установленным в п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Представляется, что это очевидный пробел в названном законе, и его необходимо устранить путем внесения соответствующих изменений в указанную правовую норму. Ведь сегодня возникает нонсенс: выпускник специализированного вуза Российского государственного университета правосудия, получивший специальность «Судебная и прокурорская деятельность» и квалификацию «юрист», не может стать судьей, даже если он в последующем окончит заочно магистратуру по направлению подготовки «Юриспруденция» и получит квалификацию (степень) «магистр».

В то же время в целях совершенствования отбора кандидатов для формирования судейского корпуса целесообразно ввести в качестве обязательного института стажировку кандидатов в судьи, по результатам прохождения которой можно было бы сформировать систему кадрового резерва из числа претендентов, уже сдавших соответствующий квалификационный экзамен [8, 9]. Разумный срок такой стажировки с учетом опыта, накопленного в правоохранительных органах (например, в Следственном комитете РФ, в Следственном департаменте МВД России и др.), мог бы составлять от 6 месяцев до 1 года.

На основе ее результатов председатель соответствующего суда, где проводилась такая стажировка, может дать заключение, отображающее более объективно профессиональные, нравственные и деловые качества стажера, и направить его в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации, с учетом которого будет решаться вопрос о возможности (или невозможности) назначения данного кандидата на должность судьи.

Актуальными представляются в рамках заявленной темы и такие направления совершенствования подбора кадров на должность судьи, как оптимизация сроков, установленных для проведения процедуры вступления в должность судьи (разумное сокращение времени), а также наделение квалификационной коллегии судей более широкими полномочиями, которые бы давали возможность более полно изучить личностные и профессиональные качества кандидатов, претендующих на должность судьи.

Кроме того, в период прохождения стажировки целесообразно проводить специализированное обучение кандидатов на должность судьи, уделяя при этом особое внимание углубленному изучению тех отраслей права, которые являются наиболее значимыми для отправления правосудия (гражданское право и гражданско-процессуальное право, уголовное право и уголовно-процессуальное право, административное право и административный процесс, арбитражный процесс и т.п.).

Заслуживает внимания предложенная А.Н. Сач-ковым и М.Б. Титуховым система непрерывных и целенаправленных действий подготовки будущих судей, которая состоит из следующих этапов: «первый этап: специализированная подготовка в высшем учебном заведении, в частности, в Российской академии правосудия (ныне Российский государственный университет правосудия - А.С., В.В., В.В.), с дальнейшим трудоустройством в органах судебной власти с целью получения практических навыков и знаний - общеобразовательная подготовка;

второй этап: повышение квалификации практикующих юристов и работников аппаратов судов по программам подготовки к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи и предстоящей работы в должности судей - предэкзаменационная подготовка;

третий этап: образовательная работа как с кандидатами в судьи, потенциальными участниками конкурсов на замещение вакантных должностей, так и с теми, кто уже ожидает назначения на конкретную должность судьи, - преддолжностная подготовка;

четвертый этап: организационно-практическая работа с назначенными судьями по месту их предстоящей работы - подготовка по вступлению в должность;

пятый этап: повышение профессиональной квалификации судей, как тех, кто только что назначен, так и тех, кто уже имеет определенный стаж судейской работы, - повышение профессиональной квалификации» [10, с. 45].

На качество лиц, претендующих на должность судьи, в определенной мере влияет и содержание квалификационного экзамена, обязательного для всех кандидатов, который в настоящее время не отличается особой сложностью. Представляется, что вопросы, выносимые для сдачи этого экзамена, нуждаются в дальнейшей корректировке, прежде всего, в плане усложнения их содержания. Вполне логичной представляется идея о том, что целесообразно принципиально обновить процедуру квалификационного экзамена на должность судьи и все критерии сдачи этого экзамена [6, с. 551554].

Желательно включать в экзаменационные билеты такие вопросы, которые позволяют выявить не только знание экзаменантом формального содержания той или иной правовой нормы, но и его умения отграничить одно правовое понятие от другого смежного понятия. Ведь, в конечном счете,

знание любой отрасли права определяется умением правоприменителя выделить критерии отграничения смежных правовых понятий и на этой основе правильно применить правовую норму к конкретной жизненной ситуации.

Таким образом, выделенные нами основные направления совершенствования механизма подбора кадров для назначения на должность судьи способны повысить качество судейского корпуса за счет модернизации самой процедуры такого отбора.

Практическая реализация названных направлений - это весьма сложная задача, и для ее решения необходимо объединение усилий всех органов государственной власти и институтов гражданского общества, в том числе и изыскание финансовых возможностей ее ресурсного обеспечения.

Литература

1. Выдержка из стенограммы выступления Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева на VI Всероссийском съезде судей России // Мировой судья. - 2005. -№ 2. - С. 2-5.

2. Фарои, Т.В. Проблемы формирования судейского корпуса в Российской Федерации: позиции ученых-правоведов / Т.В. Фарои // Современная научная мысль. - 2017. - № 6. - С. 284291.

3. Заседателева, П.С. Судейские кадры. Проблема выбора / П.С. Заседателева // Правовое регулирование деятельности хозяйствующего субъекта: материалы 15-й международной научно-практической конференции, Самара, 27-28 октября 2016 года. - Самара: Самарский государственный экономический университет, 2016. - С. 49-52.

4. Яковлева, И.В. Дефекты законодательного регулирования и практика формирования судейского корпуса / И.В. Яковлева // Юридическая наука и правоохранительная практика. -2014. - № 3(29). - С. 169-172.

5. Нешатаева, Т.Н. Оценка профессиональной деятельности судьи: проблемы правового регулирования / Т.Н. Нешатаева // Российское правосудие. - 2008. - № 11(31). - С. 67-77.

6. Клеандров, М.И. Ответственность судьи: монография / М.И. Клеандров. - Москва: Норма, 2011. - 575 с. - ISBN 978-5-91768-216-7.

7. О статусе судей в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 10.07.2023) // Справ.-право-вая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.

8. Александров, В.А. О некоторых проблемах ка- 5 дрового отбора судей / В.А. Александров, Олег д Козьменко // Судья. - 2013. - № 6. - С. 28-31. Е

9. Отческая, Т.И. Правовые вопросы форми- К рования качественного судейского корпуса / § Т.И. Отческая // Пролог. - 2014. - № 3(7). - У С. 50-53. К

10. Титухов, М.Б. Кандидат на должность судьи: проблемы и региональный опыт профессиональной подготовки / М.Б. Титухов, А.Н. Сачков // Российский судья. - 2007. - № 11. - С. 4248.

PROBLEMS OF IMPROVING THE TRAINING OF PERSONNEL FOR THE FORMATION OF THE JUDICIAL CORPS

Sentsov A.S., Volkolupova V.A., Volkolupov V.G.

Volgograd institute of management - branch of the Russian Presidential academy of the national economy and public administration, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia

The article is devoted to the study of topical issues related to the improvement of the mechanism of training personnel to work as a judge at the present stage of the development of the Russian state. Based on the analysis of theoretical approaches available in the legal doctrine to solving existing problems related to the formation of the judicial corps, the authors make suggestions and recommendations aimed at improving the quality of training of future judges, as well as improving the selection procedure for candidates for the position of judge. The paper proposes to make appropriate changes to the regulatory framework defining the mechanism of formation of the judicial corps (in particular, in Article 4 of the Law of the Russian Federation "On the Status of Judges in the Russian Federation" dated 26.06.1992 No. 3132-1). In conclusion, the final conclusion is formulated that the practical implementation of the main directions identified by the authors to improve the quality of training and professional level of judges in the Russian Federation requires the combined efforts of all public authorities and civil society institutions, as well as finding financial opportunities for its resource provision.

Keywords: judicial function, professional qualification of judges, judicial corps, personnel training, change of legislation, qualification exam, professionalism.

References

1. Excerpt from the transcript of the speech of the Chairman of the Supreme Court of the Russian Federation V.M. Lebedev at the VI All-Russian Congress of Judges of Russia // Justice of the Peace. - 2005. - No. 2. - pp. 2-5.

2. Faroi, T.V. Problems of the formation of the judicial corps in the Russian Federation: positions of legal scholars / T.V. Faroi // Modern scientific thought. - 2017. - No. 6. - pp. 284-291.

3. Assessor, P.S. Judicial personnel. The problem of choice / P.S. Sessateleva // Legal regulation of the activity of an economic entity: materials of the 15th International Scientific and Practical Conference, Samara, October 27-28, 2016. - Samara: Samara State University of Economics, 2016. - pp. 49-52.

4. Yakovleva, I.V. Defects of legislative regulation and the practice of forming the judicial corps / I.V. Yakovleva // Legal science and law enforcement practice. - 2014. - № 3(29). - Pp. 169-172.

5. Neshataeva, T.N. Evaluation of professional activity of a judge: problems of legal regulation / T.N. Neshataeva // Russian justice. - 2008. - № 11(31). - Pp. 67-77.

6. Kleandrov, M.I. Responsibility of the judge: monograph / M.I. Kleandrov. - Moscow: Norma, 2011. - 575 p. - ISBN 9785-91768-216-7.

7. On the status of judges in the Russian Federation: Law of the Russian Federation No. 3132-1 of 26.06.1992 (ed. of 10.07.2023) // Reference. - the legal system "Consultant-Plus". - Access mode: http://www.consultant.ru, free.

8. Alexandrov, V.A. About some problems of personnel selection of judges / V.A. Alexandrov, Oleg Kozmenko // Judge. - 2013. -No. 6. - pp. 28-31.

9. Otchesky, T. I. Legal issues of the formation of a high-quality judicial corps / T.I. Otchesky // Prologue. - 2014. - № 3(7). - Pp. 50-53.

10. Titukhov, M.B. Candidate for the position of judge: problems and regional experience of professional training / M.B. Titukhov, A.N. Sachkov // Russian judge. - 2007. - No. 11. - pp. 42-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.