Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения воинской преступности'

Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения воинской преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
439
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ARMY / CRIMINALITY / ARMY CRIMES / FIGHTING CRIME / PREVENTION OF CRIMINAL BEHAVIOR AMONG SUBJECT TO MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонченко Вадим Викторович

В статье дается краткий анализ современного состояния преступности в воинских формированиях и способов ее профилактики. Решающим способом предупреждения воинской преступности автор считает изменения в социальных условиях существования военнослужащих. Статья очерчивает проблемы общесоциального предупреждения уголовного поведения среди военнослужащих в экономической, социальной и культурно воспитательной сферах, предлагая пути совершенствования законодательства в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF IMPROVING GENERAL SOCIAL PREVENTION OF CRIMINAL BEHAVIOR AMONG SUBJECT TO MILITARY SERVICE

Using the analysis of the modern state of criminality prevention the author considers the key ways of preventing criminality among military mans on the general social level. The paper outlines the issues of general social prevention of criminal behavior among subject to military service in the economic, social and cultural educational spheres and offers ways of improving legislative regulation and law practices.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения воинской преступности»

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОИНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Антонченко Вадим Викторович, подполковник юстиции, начальник юридической службы регионального учебного центра МО РФ, соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры уголовного права Дальневосточного гос. университета (г. Владивосток).

Место работы: Дальневосточный гос. университет (г. Владивосток).

Аннотация. В статье дается краткий анализ современного состояния преступности в воинских формированиях и способов ее профилактики. Решающим способом предупреждения воинской преступности автор считает изменения в социальных условиях существования военнослужащих. Статья очерчивает проблемы общесоциального предупреждения уголовного поведения среди военнослужащих в экономической, социальной и культурно - воспитательной сферах, предлагая пути совершенствования законодательства в них. Ключевые слова: армия, преступность, преступления военнослужащих, борьба с преступностью, предупреждение преступности среди военнослужащих.

ISSUES OF IMPROVING GENERAL SOCIAL PREVENTION OF CRIMINAL BEHAVIOR AMONG SUBJECT TO MILITARY SERVICE

Antonchenko V.V., The lieutenant colonel of justice, the chief of legal service of regional educational centre MO of the Russian Federation, the competitor of a scientific degree of the candidate of jurisprudence of chair of criminal law Far East гос. University (Vladivostok).

Work place: Far East гос. University (Vladivostok).

Annotation. Using the analysis of the modern state of criminality prevention the author considers the key ways of preventing criminality among military mans on the general social level. The paper outlines the issues of general social prevention of criminal behavior among subject to military service in the economic, social and cultural - educational spheres and offers ways of improving legislative regulation and law practices. Keywords: army, criminality, army crimes, fighting crime, prevention of criminal behavior among subject to military service.

«Лучше предупреждать преступления, чем карать за них.»

Ч. Беккариа1

1 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М.: Инфра- М, 2004. С. 233.

8 июля 2009 г. на совместном заседании коллегий Минобороны РФ и Главной военной прокуратуры РФ Главный военный прокурор С. Фридинский сделал заявление о том, что «масштабы офицерской преступности в войсках превысили всякие разумные пределы и достигли наивысшего показателя за последние десять лет... Совершенно очевидно, что любые благие намерения по формированию нового облика Вооруженных сил так и останутся намерениями, если в ближайшее время мы не сможем преодолеть нарастание этой негативной тенденции»2. Приведенные на том же заседании цифры статистики показали, что тенденция обвального роста преступности в воинских формированиях (прежде всего, среди офицеров) характера для всех воинских формирований, однако наибольшую тревогу положение дел с преступностью вызывает в Вооруженных Силах. В 2008 году по сравнению с 2007 годом количество преступлений, совершенных офицерами, возросло более чем на треть. Ими совершено каждое четвертое преступление. К уголовной ответственности привлечены 20 генералов и адмиралов (за последние пять лет рост почти в семь раз), признаны виновными и осуждены 1 611 офицеров, в том числе 160 - в ранге командиров воинских частей.

Результатом данного заседания стало принятое Коллегиями постановление, в котором определены меры по поддержанию правопорядка и предупреждению правонарушений, негативных тенденций среди офицерского состава ВС РФ. В основном меры спланированы в сфере дисциплинарного и уголовно-правового принуждения. Так, например, решено возобновить практику выездов представителей командования и военных прокуроров в наиболее неблагополучные по состоянию дисциплины объединения, соединения и воинские части.

Конечно, определенных успехов в борьбе с преступностью можно достичь, применяя жёсткие уголовно - правовые и пенитенциарные меры. Однако, как показывает исторический и мировой опыт, если первичный успех не закрепить целой системой иных мер воздействия, показатели преступности вновь поползут вверх. Более того, под воздействием исключительно жёстких мер возможна мутация криминального феномена, порождающая, как правило, наиболее изощренные и уродливые формы преступности3. Следовательно, добиться каких - либо значимых результатов в борьбе с преступностью одними только мерами уголовно - правового принуждения невозможно.

Решающими мерами профилактики преступности являются меры социальной превенции, т.е. проводимые государством социально-экономические и политические преобразования, связанные с реализацией принципа социальной справедливости, системность криминологопрофилактического законодательства. Среди криминологов широкой известностью пользуется тезис о том, что лучшая уголовная политика - это политика социальная.

Общие профилактические меры предупреждения преступности в войсках должны быть направлены на устранение, нейтрализацию, либо минимизацию факторов, порождающих воинскую преступность в целом и состоять в устранении общесоциальных причин, порождающих преступность, с одновременным доведением до военнослужащих неблагоприятных последствий (наказуемости) противоправного поведения, а ее субъектами являются не только органы военного управления и военной юсти-

2 Состоялось совместное заседание коллегий Минобороны РФ и ГВП. Москва - РИА Новости. 9. 07.2009.

3 Иншаков С.М. Зарубежная криминология. - М.: Инфра- М, 1997.

ции, но и все государственные и общественные институты в целом.

Основными целями и задачами общей профилактики являются анализ явлений, негативных социальных факторов, способствующих совершению военнослужащими преступлений и их устранение (ней-трализация)4.

Складывающаяся в стране ситуация с преступностью в воинских формированиях требует разработки и реализации ряда радикальных мер прежде всего в социальной, культурно - воспитательной, информационной, организационно - управленческой сферах, а также в сфере финансового обеспечения военнослужащих.

В социальной сфере в качестве мер, способных минимизировать факторы, порождающие преступность в сфере незаконного оборота предметов вооружений в войсках, необходимо изменить существующий и закрепленный в законодательном порядке социальный статус военнослужащих; расширить использование потенциала прежде всего государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения.

Профилактику преступности в социальной сфере необходимо осуществлять на теоретико-

методологическом уровне (изучение воздействия социальной ситуации в стране на Вооруженные силы; учет возможного влияния социального самочувствия военнослужащих, как криминогенного фактора, целеполагание в развитии социальной сферы жизни Вооруженных сил); концептуальнополитическом уровне (выработка социальной политики в отношении Вооруженных сил, совокупность приоритетов в развитии социальной сферы, определенных принципов и подходов к решению социальных проблем военнослужащих); общественногражданском уровне (участие в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных сил негосударственных, общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур); нормативноправовом уровне (обеспечение законодательного закрепления и реализации системы социальных гарантий, обеспечивающих достойные условия жизни); военно-практическом уровне (развитие механизма реализации социальной политики и социально-правовой защиты военнослужащих).

Являющаяся немаловажным криминогенным фактором низкая эффективность деятельности государства по реализации социального законодательства в воинской среде, объясняется отсутствием такого механизма, без которого действующее законодательство остается лишь «декларацией о намерениях».

Сущностью социальной работы в воинской среде является профилактическая деятельность, предупреждающая появление социальных проблем (и, как следствие, девиантного поведения), либо способствующая их позитивному разрешению. В данной связи совершенно необъяснимы начавшиеся в 2008 г. в рамках реформирования армии процессы «реорганизации» органов военно-социальной работы, сведенные в конечном итоге к резкому уменьшению штатной численности офицеров - воспитателей, в т.ч. повсеместной ликвидации воинских должностей

4 Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые региональные и российские тенденции. - М., 1997. С.477.

офицеров по социальной работе (в структуре органов воспитательной работы).

Под большим вопросом сегодня перспективы деятельности соответствующих факультетов и кафедр научноисследовательских организаций, занимающихся научным обоснованием проблем гуманитарного профиля, что, безусловно, не способствует повышению научной обоснованности принимаемых в этой сфере решений. В 2008 г. прекращен набор курсантов на факультеты ведущего военного ВУЗа гуманитарного профиля - Военного университета Минобороны РФ: военно - социальной работы (готовящего, в частности, специалистов по социальной работе и профилактике правонарушений), военно - психологического, культуры и журналистики.

Поскольку гармонизация взаимодействия клиентов военно-социальной работы с социальной военной средой, с конкретным воинским социумом предполагает достаточно высокий уровень организации такой работы, то и ее организаторами должны быть профессионально подготовленные специалисты - военнослужащие, соответствующие в полной мере требованиям профессиональноэтического стандарта применительно к данной категории работников. Ликвидация же органов, проводящих эту работу на самом низком, войсковом уровне - по месту жительства военнослужащих: в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз, - недопустима.

Суть профилактики воинской преступности в культурно -воспитательной, идеологической и информационной сфере -это воспитание правопослушного поведения, разъяснительная работа и правовое информирование.

К сожалению, воспитательная работа в войсках в настоящее время крайне запущена. Однако пример достаточно эффективной воспитательной работы можно найти в недалеком прошлом. При всех недостатках советской идеологии, воспитательная работа в Советской армии (тогда она называлась «политико-воспитательная») была организована на достаточно высоком уровне. Этому способствовал высокий статус офицеров - воспитателей (в ранге заместителей командиров по политической части), штатные расписания воинских час-тей5, достаточно высокое по меркам времени материальное и техническое оснащение, действительная забота руководителей всех степеней о состоянии морального духа личного состава. Так, например, незыблемым правилом в советской армии был показ кинофильмов личному составу: курсантам военных училищ - не менее 2 раз в неделю, солдатам - 3 раза в неделю. Причем кинофильмы поставлялись централизовано через кинобазы МО РФ, подбирались по тематике (в т.ч. уголовно - правовой), своевременно (еженедельно) обновлялись. Сегодня в подавляющем большинстве воинских частей такие мероприятия не проводятся, единство системы воспитательной работы в армии разрушено, штатные расписания органов воспитательной работы не соответствуют потребности, прежняя материально - техническая база средств воспитания устарела и морально, и технически.

Развалена и продолжает разрушаться система специального образования в данной сфере. Должности офицеров воспитательных структур в частях повсеместно ликвидируются. Помимо уже упоминавшихся специалистов по социальной работе, в 2008 г. в воинских частях ликвидированы должности офицеров по информированию и общественногосударственной подготовке, офицеров по организации досуга и т. д.6 Так, из существующих сейчас в Вооруженных си-

5 Так, например, в военном училище, воинской части советского периода на 100 курсантов (солдат) приходился один офицер-политработник, в настоящее время один офицер - воспитатель приходится в среднем на 500 военнослужащих. (Прим.авт.)

6 Да и можно ли ждать какой - либо эффективной деятельности от органов воспитательной работы, если за годы военных реформ

лах 17, 5 тыс. должностей офицеров - воспитателей к 1 декабря 2009 г. останется около 5 тыс. Такое положение дел с организацией воспитательной работы и профилактики преступлений в войсках в настоящее время нельзя признать удовлетворительным.

Большую роль в формировании общественного мнения, отражении правовой действительности, играют

средства массовой информации. В настоящее время материалы СМИ о правонарушениях в армии, в т.ч. связанных с хищением оружия, носят в основном шоковый, иллюстративный характер и зачастую не соответствуют действительности.

Первостепенную роль имеет политика государства в области формирования средствами СМИ правопослушного поведения, воспитания патриотизма, позитивного облика Вооруженных сил, которая должна быть целенаправленной и активной. В этой связи заслуживает внимания работа федерального телевизионного канала «Звезда», пропагандирующего в обществе указанные положительные установки. К сожалению, такие примеры единичны.

Огромен информационно - воспитательный потенциал у «военных» изданий, таких, как, например, газета МО РФ «Красная звезда». Однако в настоящее время фактически происходит ликвидация института военной журналистики: сокращены штаты редакций окружных и флотских газет, ликвидируются воинские должности военных журналистов (замещаются гражданским персоналом), урезается финансирование.

Так, в соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерала армии Н. Макарова с 1 июня 2009 года из 72 имеющихся в настоящее время в штате редакции газеты «Красная звезда» офицеров останется только 18, в том числе - шесть постоянных корреспондентов в военных округах. Например, на весь Дальневосточный военный округ, занимающий более трети территории страны, остается один (!) штатный военный корреспондент. При этом значительно снижаются должностные категории военкоров-от подполковника и майора до капитана и старшего лейтенанта.

Только качественная, эффективная, обеспеченная организационно, материально и финансово, проводимая на современном уровне воспитательная работа может поставить заслон дальнейшему распространению культа наживы, привить армию (как и общество в целом) от инфекции преступных проявлений корысти. К сожалению, сегодня осознания на государственном уровне истинной роли и предназначения воспитательной работы в армии (в т.ч. воспитания правопослушного поведения) наблюдать не приходится.

К обострению и без того напряженной морально -психологический ситуации в настоящее сложное время кризиса и радикальных перемен приводит недостаток официальной информации о процессах, затрагивающих сотни тысяч людей самого активного возраста и социального статуса. Однако в воинской среде отсутствие официальной и достоверной информации имеет определенную специфику воздействия на сознание и поведение людей. Это связано с высокой степенью зависимости благополучия военнослужащих и членов их семей от государства. Если обычный гражданин, как правило, свободен в

Главное управление воспитательной работы (ГУВР) ВС РФ «разгонялось» и заново собиралось 14 (!) раз, а к концу 2009 г. оно и вовсе будет иметь статус лишь одного из подразделений при Главном управлении кадров со штатной численностью 60 офицеров.

выборе рода занятий и поиске средств для материального обеспечения себя и своей семьи, то военнослужащий в силу своего особого статуса практически на сто процентов зависим от государства.

Важнейшими регуляторами общественных отношений являются формируемая годами позиция человека и его внутренний духовный мир, в связи с чем недостаточное информационное обеспечение оказывает значительное негативное воздействие на криминальную обстановку в войсках, поскольку не только формирует у военнослужащих недоверие к словам и делам государственного руководства, порождает апатию, пессимизм, неверие в будущее, но и может привести к дестабилизации общественного порядка и общественной безопасности, эксцессам асоциального поведения.

В сфере финансового обеспечения военнослужащих необходимо реальное повышение их денежного содержания до уровня, соответствующего важности выполняемых ими задач. Обеспечение в настоящее время военнослужащим лишь прожиточного минимума не является серьезным стимулом, как для добросовестного выполнения своих обязанностей, так и существенным фактором мотивации правопослушного поведения.

Денежное довольствие солдата - контрактника в настоящее время, с учетом всех его повышений в 2008 г., в среднем составляет около 10 тысяч рублей в месяц (в отдаленном регионе с неблагоприятными климатическими условиями - около 13 тысяч). Объявленное же «значительное» повышение денежного довольствия военнослужащих составит 7,0 % в январе 2010-го и 6,8% в январе 2011 года. Учитывая динамику роста индекса потребительских цен в стране в настоящее время (с начала 2008 г.), такое повышение денежного довольствия военнослужащих носит в основном пропагандистский характер, создающий у общества видимость благополучного положения дел в армии. Оно не является решающим и не может изменить обстановку в целом, поскольку даже не поспевает за инфляционными процессами. По данным некоторых исследователей, денежное довольствие всех категорий военнослужащих Вооруженных сил РФ с 1990 г. по 2008 г. по своей покупательной способности в среднем снизилось более чем в 2, 3 раза7.

В настоящее время повышение денежного довольствия наблюдается в основном за счет введения надбавок и доплат, зависящих не только от различных объективных факторов (принадлежность к определенному роду войск, воинской специальности, месту дислокации части и т.д.), но и от лоббирования интересов различных групп военнослужащих соответствующими начальниками. Речь идет о значительной и ничем не обоснованной разнице в оплате воинского труда военнослужащих разных органов исполнительной власти, где законом предусмотрена военная служба. Например, при одинаковой должности, воинском звании, выслуге лет и других, влияющих на размер денежного довольствия, факторах, денежное довольствие военнослужащего Федеральной службы охраны в 2-2,5 раза, а военнослужащего Пограничных войск ФСБ в 3 - 3,5 раза выше, чем военнослужащего Вооруженных сил.

По мнению некоторых ученых8, имущественное расслоение, связанное с огромным перекосом в оплате труда одинакового качества, меняет отношение к труду (в данном случае - воинскому), и, подталкивая к получе-

7 Экономика военного строительства: новая парадигма / под ред. Г.Н. Лавринова и С.Ф. Викулова. Ярославль, 2008. С. 158-159.

8 Богомолов О. Рыночный фундаментализм провалил экзамен. // Российская Федерация сегодня, 2009. № 12.

нию незаконных доходов, является значительным криминогенным фактором.

Кроме того, разрушено декларируемое законом9 единство системы денежного довольствия военнослужащих в пределах самих Вооруженных сил. Так, с 2009 г. предусмотрено награждать офицеров деньгами за высокие результаты в служебной дея-тельности10. При этом вызывает удивление, как размер таких премий, - от 35 до 150 тыс. рублей ежемесячно в течение года, -дискредитирующий само денежное довольствие офицера, которое ниже в несколько раз, так и отсутствие четких критериев для награждения, порядок их назначения и выплаты. В 2009 году данная премия выплачивается 34 064 офицерам11, т.е. менее, чем 8 % офицерского состава и менее 3 % всех военнослужащих. Общий объем затраченных на это средств составил 24 млрд. 978 млн. 300 тыс. руб.

Даже по мнению некоторых высших должностных лиц из военного ведомства здесь следует говорить об аморальности данной акции вообще. Нынешние индивидуальные суммы выплат переходят все разумные границы. Возникает парадоксальная ситуация, когда «лучший» взводный - и пусть он действительно лучший! -прослуживший в офицерской должности год, с премиальными получает больше, чем комдив-генерал, отдавший войскам 30 лет. К январю 2010-го уже привыкшие к «бешеным» деньгам нынешние передовики в подавляющем большинстве в таковых не окажутся, и их вернут к «разбитому корыту» прежних зарплат. Это - не аморально?12

Представляется, что при подобном подходе к разрешению проблемы совершенствования системы материального стимулирования военной службы, последствием указанной меры станет дальнейшее расслоение военнослужащих по признаку материальной заинтересованности, что, безусловно, приведет к дальнейшему росту социальной напряженности в армии. Приоритет рыночного подхода перед многолетними традициями войскового товарищества способен осложнить как взаимоотношения между военнослужащими, так и криминальную обстановку в их среде.

При этом существующий размер денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу как по контракту и, тем более, по призыву, способен свести на нет все усилия по профилактике хищений оружия в войсках.

Необходимо принятие мер по повышению денежного содержания военнослужащих до уровня, соответствующего важности выполняемых ими задач. Эксперты говорят о необходимости повышения денежного довольствия в 3 - 3,513 и даже 5 раз14. При

9 См. п.2 ст.12 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. от 10.02.2009 г.)

10 О награждении деньгами офицеров Вооруженных сил Российской Федерации. Приказ Минобороны РФ от 2 августа 2008 г. № 400.

11 О награждении офицеров по итогам служебной деятельности в 2008 году. Приказ Министра обороны от 31 декабря 2008 года № 620.

12 Владимиров А.В. «Шок и трепет» нового армейского облика. // Независимое военное обозрение. 29.05.2009.

13 См. напр.: Владимиров А.В. Военная реформа и вызовы XI

века. // Фонд исторической перспективы, 2006; Гацко М.Ф.

Проблемы реализации прав и социальных гарантий военнослужащих. - М., 2007; Кудашкин А.В. Военная служба и воен-

нослужащий в Российской Федерации: конституционно - правовое регулирование. - М.: ВУ, 2001; Скукин Е.В. Статус военнослужащих сегодня и в перспективе. - М.: Норма М, 2007 и

др.

этом следует воплотить в жизнь декларируемый принцип единства денежного довольствия военнослужащих и увеличить до 70-75% долю оклада денежного содержания в структуре (сейчас оклад денежного содержания составляет не более 35% ежемесячного денежного довольствия, а все остальное - надбавки и доплаты).

В настоящее время три из четырех пунктов статьи 12 «Денежное довольствие» Федерального закона РФ «О статусе

15

военнослужащих» являются отсылочными к иным нормативно - правовым актам как высшей, так и низшей юридической силы, что, по мнению автора, свидетельствует как о невысоком качестве юридической техники данного закона, так и о его незначительной практической ценности в области правового регулирования вопросов финансового обеспечения военнослужащих.

А ведь удачный опыт правового регулирования денежного довольствия военнослужащих существовал в недавней истории. Так, п. 2 ст. 12 Закона РФ «О статусе военнослужащих», действовавшего в 1993 - 1998 гг., устанавливал, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов16.

Следует увязать величину окладов по первичным воинским должностям и воинским званиям с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), пусть даже используя меньшую кратность, чем в приведенном примере, а сами их размеры формировать в процентном отношении от величины оклада по воинской должности и соответствующего ей воинского звания, например, первого заместителя Министра обороны РФ (по аналогии с окладами работников прокуратуры и суда).

Указанные меры позволят создать отвечающую современным требованиям систему денежного довольствия военнослужащих, своевременно реагирующую на все изменения в экономике страны.

В сфере правового регулирования военной службы в настоящее время можно отметить наличие огромного количества нормативно - правовых актов различного уровня, зачастую противоречащих друг другу и «общегражданскому» законодательству. Нередко сходные вопросы в различных органах федеральной власти, где законом предусмотрена военная служба, разрешаются по-разному.

Так, только в сфере жилищного обеспечения военнослужащих на уровне «базовых» федеральных законов сегодня существует более 200 правовых норм. Однако это количество не переходит в адекватное ему качество, поскольку большинство из норм носит бланкетный характер и требует дальнейшей подзаконной конкретизации17. При этом в силу противоречивости и невразумительности правовых норм важнейшие вопросы в сфере жилищного обеспечения военнослужащих получают разрешение лишь в суде; однако и судебная практика в данной сфере носит весьма неоднозначный характер

14 Шлыков В.В. Военная реформа Анатолия Сердюкова как победа здравого смысла. // Воздушно - космическая оборона. №3 (46). 2009.

5 О статусе военнослужащих. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. Российская газета. 02 июня 1998 г. №104.

16 О статусе военнослужащих. Закон Российской Федерации от 22.01.1993г. № 4338-1 // Вед. Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1993, № 6, ст.188.

17 Спицын А.И. О правилах жилищного обеспечения военнослужащих и гражданских государственных служащих: насколько допустимы крайности в диверсификации правового регулирования. // Военно - юридический журнал. ИГ «Юрист». 2009. № 4.

С целью разрешения указанных противоречий необходимо не только повысить законодательно закрепленный статус военнослужащих, но и унифицировать его в отношении всех воинских формирований, где законом предусмотрена военная служба. Кроме того, необходимо вернуться к существовавшей несколько лет назад идее создания Военного кодекса, в котором были бы не только объединены все нормативно-правовые положения, касающиеся прохождения военной службы с учетом современного состояния Вооруженных сил и перевода их на новый перспективный облик, но и подробно регулировались все наиболее актуальные вопросы правового статуса военнослужащих, гарантий их правовой и социальной защиты; освещались все стороны их служебной (и внеслужебной) деятельности, в т.ч. вопросы обязанностей и ответственности.

Рассматривая основные меры профилактики преступности в воинских формированиях, необходимо отметить, что эффективными они будут лишь в случае принятия решений, направленных на ослабление тех социальных противоречий в воинской среде, которые на сегодняшний день остаются неразрешимыми.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья В.В. Антонченко посвящена одним из наиболее острых вопросов, существующих в российской армии сегодня - воинской преступности и социальной защищенности военнослужащих.

Развивая тезис о том, что решающими мерами профилактики преступности являются меры социальной превенции, прежде всего - обеспечение принципа социальной справедливости, автор убедительно доказывает, что складывающаяся в стране ситуация с преступностью в воинских формированиях требует разработки и реализации ряда радикальных мер в социальной, культурно -воспитательной сферах, а также в сфере финансового обеспечения военнослужащих.

Только общесоциальные меры предупреждения преступности в войсках, направленные на ослабление или устранение тех социальных противоречий, порождающих преступность, которые на сегодняшний день в воинской среде остаются неразрешимыми, будут действительно эффективными.

Статья В.В. Антонченко может быть рекомендована для публикации в издании, входящем в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук

Рецензент:

Ю.А.Романов,

кандидат юридических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.