Научная статья на тему 'Основные меры профилактики хищений оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в воинских формированиях'

Основные меры профилактики хищений оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в воинских формированиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1799
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ХИЩЕНИЯ ОРУЖИЯ / ВОИНСКИЕ ФОРМИРОВАНИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / STEALING OF ARMS / MILITARY DIVISIONS / ILLEGAL ARMS TRADE / THE MILITARY FORCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонченко Вадим Викторович

В статье предлагается перечень общих (общесоциальных) мер, направленных на предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в воинских формированиях страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY MEASURES FOR THE PREVENTION OF STEALING ARMS, AMMUNITION, EXPLOSIVE SUBSTANCES AND DEVICES IN MILITARY DIVISIONS

The paper gives a list of general (general social) measures aimed at crime prevention in the sphere of illegal trade of arms, ammunition, explosive substances and devices in military divisions

Текст научной работы на тему «Основные меры профилактики хищений оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в воинских формированиях»

Criminology

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ Лита1<*

УДК 343.85 В.В. Антонченко

ББК 617.518.9

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ХИЩЕНИЙ ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ В ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ

В статье предлагается перечень общих (общесоциальных) мер, направленных на предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в воинских формированиях страны.

Ключевые слова: хищения оружия; воинские формирования; незаконный оборот оружия; Вооруженные Силы.

V.V. Antonchenko

KEY MEASURES FOR THE PREVENTION OF STEALING ARMS, AMMUNITION, EXPLOSIVE SUBSTANCES AND DEVICES

IN MILITARY DIVISIONS

The paper gives a list of general (general social) measures aimed at crime prevention in the sphere of illegal trade of arms, ammunition, explosive substances and devices in military divisions. Key words: stealing of arms; military divisions; illegal arms trade; the Military Forces.

Преступления, посягающие на порядок оборота* оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ (ВВ) и взрывных устройств (ВУ)**, их динамика и размах в последнее десятилетие являются одной из наиболее актуальных и сложных проблем российского общества.

Очевидна взаимосвязь между ростом количества оружия, находящегося в нелегальном обороте, вооруженностью криминальной среды и все возрастающим количеством преступлений, совершаемых с его использованием (см. таблицу).

Таблица

Количество преступлений в Российской Федерации, связанных с незаконным оборотом оружия

Показатель Год

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Количество зарегистрированных преступлений 69472 59950 54203 28446 29908 30055 30223 31940

Основной канал поступления оружия в незаконный оборот - это государственные военизированные организации, самой крупной из которых являются Вооруженные

* В дальнейшем незаконный оборот оружия будет для краткости именоваться термином «хищение». Это связано с тем, что наибольшую распространенность в воинских формированиях имеют хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Случаи вымогательств и других видов незаконного оборота вооружения, предусмотренных ст. 222—226 УК РФ, у военнослужащих фиксируются гораздо реже.

** В дальнейшем оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества (ВВ) и взрывные устройства (ВУ) будут для краткости именоваться термином «оружие».

Силы Российской Федерации. Еще в 1994 г. в МВД РФ отмечалось, что более половины находящегося в нелегальном обороте оружия и боеприпасов поступили в него из складов и хранилищ Минобороны [2].

Хищение оружия в воинских формированиях детерминируют как общие, так и специфические причины, зависящие от условий военной службы. Основными факторами преступлений в данной сфере являются общие причины, требующие устранения на государственном уровне (в экономической, социальной, правовой, культурной и других

© Антонченко В.В., 2009 37

областях). Большинство хищений оружия в войсках совершается по корыстным мотивам, зачастую связанным с необходимостью обеспечения виновными элементарных жизненных потребностей. Частные факторы, детерминирующие хищение оружия в войсках и зависящие от условий военной службы, являются производными от общих.

Таким образом, решающими мерами профилактики незаконного оборота оружия в воинских формированиях страны являются меры социальной превенции, т. е. проводимые государством в отношении армии и других войск социально-экономические преобразования, связанные с реализацией принципа социальной справедливости, системность законодательства, регулирующего предупреждение преступности.

Общие профилактические меры предупреждения хищений оружия в войсках направлены на устранение, нейтрализацию, либо минимизацию факторов, порождающих воинскую преступность в целом, и состоят в устранении общесоциальных причин, способствующих данному виду преступности, с одновременным доведением до граждан -военнослужащих неблагоприятных последствий (наказуемости) противоправного поведения, а ее субъектами являются не только органы военного управления и военной юстиции, но и все государственные и общественные институты в целом.

Сложившаяся в воинских формированиях страны ситуация с хищением предметов вооружений (да и в целом с хищениями военного имущества) требует разработки и реализации ряда радикальных мер, прежде всего, в социальной, культурно-воспитательной, информационной, организационно-управленческой сферах, а также в сфере финансового обеспечения военнослужащих и материально-технического обеспечения войск. Кроме того, давно назревшей является модификация в уголовно-правовой сфере, в сфере законодательства об оружии, а также в области сотрудничества субъектов профилактики его незаконного оборота.

В социальной сфере к таким мерам относится: изменение существующего социального статуса военнослужащих, закрепленного в законодательном порядке; развитие социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; поиск и использование потенциала

не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи военнослужащим и членам их семей. В данной сфере противодействие хищениям оружия в воинских формированиях должно осуществляться на нескольких уровнях.

Теоретико-методологический уровень предполагает глубокое изучение воздействия социальной ситуации в стране на Вооруженные Силы и другие воинские формирования; учет возможного влияния социального самочувствия и статуса военнослужащих как криминогенного фактора, порождающего хищения оружия; целеполагание в развитии социальной сферы жизни Вооруженных Сил; определение соотношения социальных потребностей военнослужащих с экономическими возможностями общества на существующем этапе его развития; создание имиджа военнослужащих, выполняющих свой долг с оружием в руках, как высокопрофессиональных специалистов и формирование соответствующего отношения к данной категории граждан со стороны общества.

Концептуально-политический уровень противодействия воинской преступности в сфере незаконного оборота оружия предполагает выработку социальной политики в отношении Вооруженных Сил, которая может быть определена как специфическая деятельность всего общества в целом, а также конкретных государственных органов в частности, по удовлетворению жизненных интересов военнослужащих, обеспечению стабильного и прогрессивного развития этой части населения в соответствии с демократическими и гуманистическими ценностями общества.

Общественно-гражданский уровень предполагает участие в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил (и других силовых структур) негосударственных, общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т. п.) и коммерческих структур, что будет способствовать качественному решению проблемы противодействия воинской преступности, в том числе в сфере незаконного оборота оружия.

Нормативно-юридический уровень решения рассматриваемых проблем предус-

матривает обеспечение социально-правовой защиты военнослужащих как системы социальных гарантий (а также деятельность по их разработке, законодательному закреплению и реализации).

Военно-практический уровень решения социальных проблем в целях противодействия хищению оружия в воинских формированиях предполагает развитие системы социальной работы в войсках, как механизма реализации социальной политики и социально-правовой защиты военнослужащих, т. е. граждан, владеющих предметами вооружения, повседневно их обслуживающих и использующих по назначению.

Низкая эффективность деятельности государства по реализации социального законодательства в воинской среде как раз и объясняется отсутствием такого механизма, без которого социальные приоритеты остаются декларациями, а действующее законодательство - нормами, изложенными на бумаге, что, в свою очередь, является немаловажным криминогенным фактором, порождающим незаконный оборот оружия в армии.

В культурно-воспитательной и информационной сфере борьба с незаконным оборотом оружия в войсках должна быть направлена на воспитание правопослушного поведения, разъяснительную работу и правовое информирование среди военнослужащих.

Большую роль в отражении правовой действительности играют средства массовой информации. В настоящее время материалы СМИ о воинской преступности, в том числе связанной с хищением предметов вооружения, носят в основном шоковый, иллюстративный характер и зачастую не соответствуют действительности.

Политика государства в области формирования средствами СМИ правопослушного поведения и позитивного облика Вооруженных Сил должна быть целенаправленной и активной. В этой связи заслуживает внимания работа федерального телевизионного канала «Звезда», пропагандирующего в обществе указанные положительные установки. К сожалению, такие примеры единичны.

В сфере финансового обеспечения военнослужащих необходимо реальное повышение их денежного содержания до уровня, соответствующего важности выполняемых ими задач.

Денежное довольствие солдата-контрактника в настоящее время в среднем составляет около 9 тысяч рублей в месяц (в отдаленном регионе с неблагоприятными климатическими условиями - около 12 тысяч). Объявленное же «значительное» повышение денежного довольствия военнослужащих запланировано на август 2009 г. и составит 8,5 % (в январе 2010 г. - 7,0 %, в январе 2011 г. - 6,8 %) [5], что в настоящее время даже меньше сводного индекса потребительских цен в стране*. Обеспечение в настоящее время военнослужащим лишь прожиточного минимума не является серьезным стимулом для добросовестного выполнения своих обязанностей и не способствует правопослушному поведению.

В организационно-управленческой сфере необходимо создание единой по всем воинским формированиям автоматизированной системы учета и контроля оружия, обеспечение пономерного учета всех видов оружия от момента изготовления до момента утилизации. В перспективе необходима реализация мер, предлагавшихся учеными [1], по созданию единой межведомственной информационной системы учета похищенного, утраченного и разыскиваемого оружия. Это даст возможность отслеживать движение армейского оружия с момента производства до утилизации, а в случае его хищения использовать эти сведения в целях предупреждения и раскрытия террористических актов, бандитизма, заказных убийств и других тяжких преступлений.

Следует отметить, что в свое время (в 1999 г.) Федеральной целевой программой по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 гг. было предусмотрено поэтапное внедрение федеральной многоуровневой автоматизированной системы учета, а также контроля за перемещением и использованием гражданского и служебного оружия. Однако до настоящего времени цели и задачи данной программы не реализованы.

В сфере материально-технического оснащения мест хранения оружия необходимо обеспечить надлежащее финансирование строительства и содержания объектов хранения оружия, оснащать их современными техническими средствами охраны (ТСО) и пожарной сигнализации.

* Данные Федеральной службы государственной статистики. Март 2009 г.

В России уже была разработана Федеральная целевая программа промышленной утилизации вооружения и военной техники. Она действовала до 2000 г., но не была выполнена. В настоящее время действует новая программа, рассчитанная на срок до 2010 г., однако ее результаты, судя по всему, не будут отличаться от результатов предыдущей [4].

Вряд ли будет выполнена и программа «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы хранения и эксплуатации во взры-вопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы» с бюджетом более 6, 5 млрд руб.

Таким образом, в настоящее время недостаточные меры по оснащению мест хранения оружия ТСО являются немаловажным фактором, способствующим хищениям.

В сфере законодательства об оружии необходимо внесение в Федеральный закон «Об оружии» изменений, предусматривающих оборот всего боевого оружия, состоящего на вооружении воинских формирований, а не только боевого ручного стрелкового. Особое внимание при этом следует уделить боевой технике (танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, артиллерийские системы, реактивные системы залпового огня и т. д.), для исключения возможности их «серого», «полузаконного» оборота с применением коррупционных схем и злоупотреблением должностным положением чиновниками высокого ранга.

В уголовно-правовой сфере необходимо внесение изменений в уголовное законодательство, адекватно отражающих повышенный характер общественной опасности преступлений, связанных с хищением предметов вооружения в воинских формированиях, обусловленный не только тем, что эти предметы, как правило, наиболее опасны и обладают повышенной разрушительной силой, но и многообъектностью данных преступлений.

В комплексном процессе предупреждения незаконного оборота оружия в воинских формированиях должны быть задействованы все меры правового характера, связанные с воздействием на воинскую преступность. Одной из предупредительных мер является уголовное наказание, профилактическая роль которого обусловливается его целевой направленностью.

Анализ законодательства показывает, что в Российском государстве, независимо от периода его исторического развития, предупреждение хищений оружия в армии всегда являлось составной частью деятельности по обеспечению общественной безопасности, обороноспособности страны и общественного порядка. Поскольку общественная опасность таких преступлений значительно выше той, которая учитывается при регламентации ст. 222-226 УК РФ, и имеет воинскую природу, необходимо выделить в отдельный состав преступления регламентацию уголовной ответственности за хищение (вымогательство) предметов вооружения в воинской части из соответствующей общеуголовной нормы, регулирующей ответственность в сфере незаконного оборота оружия.

Данный состав преступления необходимо закрепить в гл. 33 УК РФ, регламентирующей ответственность в сфере военной безопасности государства. Статья же 226 УК РФ подлежит дополнению частями, содержащими отягчающие квалифицирующие признаки данного преступления при совершении его лицом, не являющимся военнослужащим: хищение предметов вооружения в воинской части и хищение предметов вооружения повышенной разрушающей способности (артиллерийских, ракетных, зенитных комплексов и систем, боевых машин и т. п.), а также их составных частей.

В сфере сотрудничества субъектов профилактики незаконного оборота оружия необходимым условием является организация взаимодействия, осуществляемая как на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, местном), так и между отдельными ведомствами, имеющими воинские формирования (Минобороны, ФСБ, МВД и др.). В настоящее время нормативная база в данной сфере практически отсутствует.

Анализ незаконного оборота оружия в воинских формированиях затрудняет разобщение по отдельным ведомствам статистической отчетности и отсутствие единой методики учета похищенного, утраченного и находящегося в розыске оружия. Важным шагом могло бы стать создание единого координационного центра по предупреждению незаконного оборота оружия во всех «силовых» структурах государства (по примеру создания антитеррористических центров, возглавляемых ФСБ).

Заслуживает внимания и международный опыт взаимодействия различных органов в борьбе с преступностью. Так, в течение последних четырех десятилетий Совет Европы открыл для подписания более 20 международных соглашений в области проблем преступности, в том числе в сфере противодействия незаконному обороту оружия. На уровне Совета Европы постоянно происходят консультации по основным направлениям сотрудничества между странами в данной области, унификации законодательства (прежде всего уголовного и уголовно-процессуального), выработки единых решений и рекомендаций [6, Р. 7-38].

Таким образом, эффективная борьба с преступностью в сфере незаконного оборота оружия в воинских формированиях возможна лишь на основе долгосрочной стратегии и единой государственной политики.

Специальные меры предупреждения хищений оружия военнослужащими, принимаемые органами военного управления и воинскими должностными лицами, могут устранить либо ослабить влияние частных, обусловленных условиями военной службы, криминогенных факторов. Данные меры являются предметом отдельного изучения и в настоящей статье не исследуются.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волчок В.Г. Криминологическая характеристика и профилактика хищений огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершаемых военнослужащими : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. - М., 2001.

2. Информационное письмо МВД РФ «О недостатках в обеспечении сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на объектах министерств и ведомств» от 28 марта 1994 г. №1/1202. Доступ из СПС «Консультант Плюс».

3. Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 51, ст. 5681.

4. С. Иванов недоволен выполнением программы утилизации вооружений в России // РИА «Новости». -2008. - 29 апр.

5. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. решением Коллегии МО РФ от 28 марта 2008 г. и приказом МО РФ от 28 апреля 2008 г. № 241 // Военный железнодорожник. - 2008. - № 19.

6. Politique criminelle et droit penal dans one Europe en transformation: Con-seil del'Europe. - 1999. - Mars.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.