Научная статья на тему 'Элементы криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, совершаемых в приграничных регионах Сибирского федерального округа'

Элементы криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, совершаемых в приграничных регионах Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / SIBERIAN FEDERAL REGION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ОРУЖИЯ / ПРЕСТУПНЫЙ БИЗНЕС / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TERRORIST ORGANIZATIONS / ILLEGAL ARM TRADE / ORGANIZED CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вдовин Алексей Николаевич

В статье рассматриваются проблемы общественной безопасности, связанные с незаконным оборотом оружия. Коэффициент зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Сибирском федеральном округе в последние годы, был практически в 2,5 выше, чем в среднем по России. Поставляя оружие на черный рынок, транснациональные преступные сообщества тем самым нарушают эмбарго на нелегальную торговлю оружием, оказывают существенное влияние на обострение региональных конфликтов, способствуют активности террористических организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL ELEMENTS AND BEHAVIOR OF CRIMES CONNECTED WITH THE ILLEGAL ARM TRADE IN THE BORDERLAND REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL TERRITORY

This article examines the issue of social safety connected with the illegal arm trade. The coefficient of registered crimes connected with the illegal arms trade in the Siberian Federal Region of the past few years was practically 2.5 times higher than that in Central Russia. Putting weapons on the black market, international criminal groups violate embargos on the illegal weapons trade, presents a real influence on the development of regional conflicts in enables the activities of terrorist organizations.

Текст научной работы на тему «Элементы криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, совершаемых в приграничных регионах Сибирского федерального округа»

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭЛЕМЕНТЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Вдовин А. Н.

Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск

CRIMINAL ELEMENTS AND BEHAVIOR OF CRIMES CONNECTED WITH THE ILLEGAL ARM TRADE IN THE BORDERLAND REGIONS OF THE SIBERIAN FEDERAL TERRITORY

Vdovin A. N.

Novosibirsk state agrarian university, Novosibirsk

В статье рассматриваются проблемы общественной безопасности, связанные с незаконным оборотом оружия. Коэффициент зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия в Сибирском федеральном округе в последние годы, был практически в 2,5 выше, чем в среднем по России. Поставляя оружие на черный рынок, транснациональные преступные сообщества тем самым нарушают эмбарго на нелегальную торговлю оружием, оказывают существенное влияние на обострение региональных конфликтов, способствуют активности террористических организации.

Ключевые слова: Сибирский федеральный округ; преступления, незаконный оборот оружия; преступный бизнес; террористические организации.

This article examines the issue of social safety connected with the illegal arm trade. The coefficient of registered crimes connected with the illegal arms trade in the Siberian Federal Region of the past few years was practically 2.5 times higher than that in CentraI Russia. Putting weapons on the black market, international criminal groups violate embargos on the illegal weapons trade, presents a real influence on the development of regional conflicts in enables the activities of terrorist organizations.

Key words: Siberian Federal Region, crime, illegal arm trade, organized crime, terrorist organizations.

Сибирский федеральный округ, охватывающий более трети территории страны, на которой проживает лишь около 6,5 % населения, традиционно является Привлекательным ДЛЯ преступных структур. Как указывает в своем исследовании И. Баранник, коэффициент преступности в Сибирском федеральном округе почти вдвое выше, чем в целом по Российской Федерации [1].

Каналами поступления оружия в незаконный оборот в Сибирском федеральном округе являются: государственные военизированные организации, изготовление и сбыт кустарного или самодельного оружия, восстановление найденных фрагментов боевой техники и оружия времен Второй мировой войны, контрабанда (незаконный международный оборот) оружия из стран АТР. В период кризиса государственности (1990-1998 гг.), развала властных и силовых структур, прежде всего армии, масштабы нелегального оборота оружия в Сибирском федеральном округе, как и по всей России, многократно возросли.

Этот рост был настолько беспрецедентен, что исследователи до сих пор не могут сойтись во мнениях, оценивая его показатели в цифрах, различающихся в несколько раз.

Коэффициент зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия на 100 тыс. населения в Сибирском федеральном округе в 2010 г.. был практически 2.5 выше, чем в среднем по России. Несмотря на некоторое снижение этого показателя в последующие годы, он остается достаточно высоким, что вызывает особую обеспокоенность у общества и правоохранительных органов.

По мнению экспертов, бизнес на нелегальной продаже оружия еще долго будет приносить огромные доходы участвующим в нем «бизнесменам». Как отмечает И.И. Бикеев [2]. в условиях сложной криминогенной обстановки в России оружие превратилось в большую криминальную ценность Поэтому, несмотря на некоторое уменьшение регистрируемых случаев хищений оружия, проблема продолжает оставаться острой.

совершаемых в приграничных регионах Сибирского Федерального округа

Основным каналом поступления оружия в незаконный оборот является хищение в учреждениях и организациях, использующих его по назначению законно и участвующих в других видах его законного оборота (хранении, перевозках, ремонтах и т. д.), прежде всего в Вооруженных Силах Российской

Федерации. Таким образом, незаконный оборот оружия является производным от законного, тесно связан с ним и зависит от организации законного оборота и эффективности контроля над ним.

Динамика выявленного незаконного оборота оружия в Сибирском Федеральном округе представлена на рисунке I |4|.

14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

/

/

аза

ШЙ

□ Сибирский федеральный округ

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Рисунок 1 - Динамика выявленного незаконного оборота оружия в Сибирском Федеральном округе

Распространенность и большая общественная опасность хищений оружия в Вооруженных Силах обусловливают настоятельную необходимость эффективного противодействия указанным преступлениям. Особую актуальность меры такого противодействия приобретают в эпоху пересмотра личности и общества, но и на состояние боеготовности войск и безопасность государства в целом. Число осужденных за эти преступления составляет около 2 % всех осужденных военнослужащих.

По мнению некоторых исследователей, в Вооруженных Силах Российской Федерации регистрируется до 70 % всех учтенных утрат нарезного оружия [3].

В Сибирским федеральном округе, сосредоточено значительное количество воинских частей, организаций и учреждений, имеющих на своих складах и в парках боевых машин огромные запасы самого разнообразного оружия, и. несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению, количество преступлений, связанных с его хищением, остается значительным.

Этому способствуют как общесоциальные (продолжающееся ухудшение социального положения военнослужащих, снижение требований к кадровому составу воинских формирований, рост криминализации общества. экстремистски настроенная часть которого решает все проблемы с помощью оружия и т. п.), так и специальные факторы (недостатки при организации системы охраны и контроля военных объектов, недофинансирование мер, связанных с их охраной, низкий уровень подбора и подготовки должностных лиц и т. д.)

При этом в Республике Алтай, Республике Тыва и Забайкальском крае -приграничных областях, где сосредоточена основная масса войск Вооруженных Сил -совершается около 70 % таких преступлений от зарегистрированных в Сибирским федеральным округе.

Динамика выявленного незаконного оборота оружия по округам РФ

представлена на рисунке

[4].

Рисунок 2 - Динамика выявленного незаконного оборота оружия но округам РФ

Обращает на себя внимание тот факт, что показатели этой категории престу плений в последние годы растут, достигнув в 2010 г. отметки 6000.

Рассмотренные показатели, как отмечают некоторые исследователи, не раскрывают истинного состояния преступности. поскольку во многом зависят и от степени ее латентности. По мнению автора, для данной категории преступлений характерна достаточно высокая степень латентности, чему способствуют несовершенство российского законодательства и недостаточно эффективная работа должностных лиц воинских формирований и правоохранительных органов по их выявлению.

Рисунок 3

При постоянном росте количества преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, одновременно наблюдается резкое (более чем в 3 раза) уменьшение количества зарегистрированных преступлений. связанных с незаконным оборотом оружия, что вызывает сомнения в достоверности имеющихся показателей и

Эксперты отмечают высокий уровень латентности незаконного оборота оружия как в Сибирским федеральным округе, так и в воинских формированиях, расположенных на его территории, что, в частности, подтверждается сравнением количества зарегистрированных преступлений. связанных с незаконным оборотом оружия в 2007-2010 гг., с количеством престу плений, связанных с ненадлежащим исполнением обязанностей по охране оружия, за тот же период.

Динамика незаконного оборота оружия по составляющим районам Сибирского Федерального округа показана на рису нке 3 [4].

соответствии их истинному положению дел. Таким образом, формируемая региональная статистическая отчетность уже обладает значительными разнонаправленными искажениями. Мнение экспертов подтверждается результатами опроса, проведенного автором в 2010 г. среди военнослужащих частей Сибирского федерального округа, в ходе которого более

- Динамика незаконного оборота оружия по составляющим районам Сибирского Федерального

округа

совершаемых в приграничных регионах Сибирского Федерального округа

5 % ответили, что в округе имеются условия для преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, прежде всего его хищений.

При этом респонденты отмечают разницу между собственно оружием (прежде всего легким стрелковым) и боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами Так. если положение дел с сохранностью стрелкового оружия можно признать удовлетворительным, то обеспечение сохранности боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств вызывает тревогу. Это связано, прежде всего, с разницей в порядке их учета, использования и списания. Оружие проверяется поштучно, по номерам и в комплектности. Для использования в наряде, при боевых действиях. на учениях, в походах и т. д. оно выдается каждому военнослужащему индивидуально под роспись; по окончании таких мероприятий принимается у военнослужащего на хранение с проверкой номеров и комплектности. Возможности для списания оружия у должностных лиц войскового звена нет, а в случае списания старшим начальником по причине износа либо негодности существует очень жесткая система контроля за его утилизацией на специализированных предприятиях.

При законном обороте боеприпасов и взрывных устройств, которые используются в ходе боевой учебы, существуют широкие возможности для перемещения их из сферы законного оборота в незаконный. Данное предположение подтверждается результатами опроса военнослужащих, когда-либо исполнявших обязанности начальников пунктов боепитания при выполнении практических стрельб: 65 % опрошенных (девять из четырнадцати) показали, что случаи «экономии» боеприпасов на стрельбах - обычное явление, и что они сами зачастую скрывают некоторое количество патронов для того, чтобы впоследствии «была возможность пострелять» либо «возместить недостачу».

Еще выше латентность в сфере незаконного оборота взрывчатых веществ, диапазон применения которых (а значит, и возможности для незаконной «ЭКОНОМИИ» и последующего их криминального списания) значительно шире. Да и контроль в войсках за хранением и расходованием взрывчатых веществ несколько слабее (например, элементы активной бронезащиты танков, содержащие взрывчатые вещества, до

недавних пор хранились прямо на машинах).

В особом ряду стоят преступления, фигурантами которых являются высокопоставленные должностные лица силовых структур, прежде всего воинских формирований.

Преступления, совершенные такими лицами с использованием своего служебного положения. прежде всего с возможностью влиять на вопросы перемещения, передачи, списания, а иной раз и прямой продажи вооружения, имеют повышенную общественную опасность. Сведения о таких преступлениях редки, но все же становятся достоянием о бще стве н ности.

Причем здесь речь идет уже не о стрелковом оружии, предназначенном для самозащиты, охоты и т. д.. а об оружии для совершения террористических актов и вооружения сравнительно крупных (до нескольких десятков человек) незаконных формирований.

Очевидно, что такого рода оружие, дорогостоящее и обладающее повышенной разрушительной способностью, имеется лишь в воинских формированиях, а рост преступлений, связанных с его хищением, в значительной мере будет иметь латентный характер вследствие высокого криминального профессионализма, конспиративности действий, возможности прикрытия такой преступной деятельности со стороны коррумпированных чиновников и пр.

Такие преступления подготавливаются и совершаются более продуманно и организованно, как правило, не путем банальной «кражи со взломом», а методом длительных многоступенчатых махинаций на всех этапах его законного оборота -производства, ремонта, хранения, перемещения, списания, утилизации При этом уровень латентности таких преступлений, учитывая ВОЗМОЖНОСТИ пресловутого «административного ресурса» высокопоставленных чиновников, может доходить до 50 %. Нередко, в тех случаях, когда фигурантами указанной категории дел оказываются высокие воинские начальники, во главу угла при расследовании этих преступлений ставится задача спасения «чести мундира».

Масштаб незаконного оборота оружия в Сибирском федеральном округе создает основу для интернационализации этого преступного бизнеса. Поставляя оружие на черный рынок, транснацио-

нальные преступные сообщества тем самым нарушают эмбарго на нелегальную торговлю оружием, оказывают

существенное влияние на обострение региональных конфликтов, способствуют активности террористических организаций.

Литература:

1. Баранник И.Н. Транснациональная

организованная преступность и сотрудничество правоохранительных органов Сибирского федерального округа в борьбе с ней:

(криминологические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. - Владивосток, 2010.

2.Бикеев И И. Уголовная ответственность за незаконное обращение с предметами вооружения. -Казань. 2010.

3.Плесовских Ю.Г. Методика расследования хищений оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств: учеб. пособие / Ю.Г. Плесовских, В.В. Ефименко. - Хабаровск, 2008.

4. «Статистический отчет по выявлению незаконного оборота оружия в Сибирском Федеральном округе». - Новосибирск, 2011.

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ

РОССИИ В ВТО

Маяды А. И.

Тувинский государственный университет, Кызыл

REGARDING GOVERNMENT REGULATION OF INTERNAL ECONOMIC ACTIVITY AS A REQUIREMENT FOR RUSSIA ENTERING THE WTO

Maady A.I.

Tuvan state university, Kyzyl

В статье рассматривается состояние государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России, ее роль в экономических отношениях, современные подходы к изучению данного вопроса

Ключевые аюва. Внешнеэкономическая деятельность, государственное регулирование, внешнежономи ческая политика.

In this article we look at the status of government regulations for internal economic activity in Russia, their role in economic relations, and a modern approach to studying this situation.

Key words Internal economic activity, government regulation, internal economic politics.

Развития рыночных отношений в России и вступление во Всемирную Торговую Организацию существенно повысили роль государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Рыночные преобразования в России усиливают роль внешнеэкономического фактора, поскольку субъектами внешнеэкономической деятельности после ликвидации государственной монополии внешней торговли становятся многие отечественные предприятия. Это обуславливает необходимость формирования качественно новых основ взаимодействия отечественной ЭКОНОМИКИ с мировой, внутреннего рынка с внешним [1].

Стратегия развития России на период до 2020 года нацелена на освоение инновационного типа воспроизводства, что ставит принципиально новые задачи и в сфере государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности.

На актуальность исследования государственного регулирования внешнеэкономической деятельности влияют и изменения в нормативно-правовом регулировании в данной сфере.

С 1 июля 2010 года вступил в законную силу новый Таможенный Кодекс, общий для трех стран Таможенного союза -России, Белоруссии и Казахстана. Новый Кодекс устраняет имеющиеся несоответствия таможенных законодательств стран-участниц Таможенного союза, а все лучшее, что в них есть, сделает совместным достоянием трех наций. Новый Кодекс составлен с учетом заинтересованности всех стран Союза к вступлению во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)

Принятие нового таможенного законодательства, общего для стран-участников Таможенного союза, не означает ликвидацию национального таможенного законодательства. Таможенный Кодекс Российской Федерации по-прежнему

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.