УДК 340.1
DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-4-61-68 С.Р. Бекишиева, Р.М. Карибов, А.Д. Лисина
Проблемы совершенствования механизмов взаимодействия государства и гражданского общества в сфере защиты прав человека
Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43; bekishieva@,mail.ru, [email protected].. [email protected]
В статье рассматриваются проблемы совершенствования механизмов взаимодействия государства и гражданского общества в сфере защиты прав человека в Российской Федерации на современном этапе. Кризисные ситуации и негативные последствия социально-экономического. экологического и культурного плана выводят наружу скрытые. ранее незаметные фундаментальные проблемы организации взаимодействия гражданского общества и государства в нашей стране. В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что существенным индикатором гражданской активности является состояние сложившихся механизмов социально ориентированной деятельности общества. В современных условиях усложнившейся политической, социально-экономической и правовой реальности в Российской Федерации только полная мобилизация общественности и национально ориентированных элементов во власти позволит выйти из продолжающегося десятилетиями кризиса, реализовать первостепенные задачи и построить подлинную систему взаимодействия власти и общества в сфере защиты прав человека. Реализация модели «взаимно ответственного партнерства» могла бы стать в современной России препятствием консервации власти правящей элитой и придать дополнительный импульс правительству в скорости реагирования на запросы общества.
Ключевые слова: права человека, гражданское общество, публичная власть, государственные органы, органы местного самоуправления, самоорганизация общества, гражданская активность.
Исследование вопросов становления демократических ценностей и проблем взаимодействия государства и гражданского общества в сфере защиты прав человека немыслимо без определения оптимальных механизмов такого взаимодействия в современных российских условиях. Поэтому в отечественной науке и практике в современный период остро стоят вопросы их научного анализа.
Согласно одному из распространенных в юридической науке определений гражданское общество рассматривается в качестве совокупности социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства.
В подтверждение данного подхода высказывается известный специалист в области развития институтов гражданского общества, охраны и защиты прав человека Л.Ю. Грудцына, предлагая классифицировать «... институты гражданского общества по сфере и специфике осуществляемой ими деятельности на три вида: 1) институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи; 2) институты гражданского общества в политической сфере; 3) институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах» [1].
Несмотря на то, что согласно представленному определению гражданского общества данные интересы реализуются вне сферы деятельности государства, существует прямая взаимозависимость, требующая налаживания действительного продуктивного взаимодействия между гражданским обществом и государством по защите прав человека [2].
Сегодня в России мы наблюдаем выстроенную с федерального по муниципальный уровень систему защиты и представительства прав и свобод человека и гражданина, механизм взаимодействия гражданского общества и государства.
В условиях стремительно развивающегося мира воздействия внешних факторов и обострения внутренних социально-экономических и политических проблем в Российской Федерации необходимо отметить, что определенная тенденция в развитии институтов гражданского общества и расширении гражданского участия в отстаивании своих прав и свобод, безусловно, имеется. В частности, развивается нормативная база, формируются новые и улучшаются имеющиеся механизмы и инструменты взаимодействия гражданского общества и государства, наблюдается пусть не масштабный и повсеместный, но определенный подъем гражданской активности. Диагностирование и устранение негативных элементов, совмещенные с утверждением ясных ориентиров, позволят нам выверить пути благоприятного развития в данной области.
В основе взаимодействия государства и гражданского общества должны лежать предоставление личности возможности реализовывать свои права и свободы (экономические, социальные, экологические, культурные, информационные и др.), создание государством для этого соответствующих условий и обеспечение их защиты. Личность, в свою очередь, берет на себя обязательство по использованию данных прав в установленном назначении без злоупотреблений и нарушений прав и интересов других субъектов. На ограничении прав и свобод, установлении рамок допустимого поведения основаны международно-правовые стандарты в области прав человека.
Основным средством всесторонней реализации отмеченных положений на пути достижения нового качественного уровня развития мы рассматриваем построение в Российской Федерации модели «взаимно ответственного партнерства» гражданского общества и государства. Модель отличается наличием постоянной координации деятельности органов власти в зависимости от содержания запросов населения и ожиданий заинтересованной общественности, основана на справедливой системе единства и равенства их прав и обязанностей.
Перспектива воплощения данной модели находится в прямой зависимости от успешной реализации целого круга задач, представляющих собой фундамент для выстраивания действительных взаимно ответственных отношений общества и государства. Практика их взаимодействия позволяет нам обозначить несколько необходимых шагов в целях реализации модели всестороннего взаимного партнерства.
Условно эти первоочередные задачи можно разделить на две группы: задачи, выполнение которых возлагается на государство, и задачи, за выполнение которых ответственно общество. Безусловно, нельзя рассматривать данные задачи в качестве самостоятельных и самодостаточных единиц, поскольку они вытекают друг из друга, одни запросы рождают необходимость параллельной ответной реакции от задач как «груп-пы-государство», так и «группы-общество».
Группу задач государства, на наш взгляд, составляют:
- признание властью и возведение в абсолют идеи подлинного служения обществу, отраженного в законодательстве, в реальной внешней и внутренней политике государства в сфере защиты прав и свобод человека;
- развертывание на всех уровнях власти принципиальной борьбы с коррупцией, спектр пагубных последствий которой в изученных нами сферах может варьироваться от простого игнорирования повседневных запросов населения до, в отдельных эпизодах, массовых заболеваний и даже смерти (коррупция в сфере здравоохранения, в области борьбы с чрезвычайными ситуациями, в экологической сфере и др.);
- повышение профессионализма государственных служащих, улучшение качества подготовки, серьезное усложнение процедуры отбора на государственную службу, ужесточение ответственности за противозаконные действия и борьба с показным патриотизмом. Данные меры позволили бы существенно повысить качество работы по всем направлениям как органа государственной власти в целом, так каждого чиновника в отдельности;
- обеспечение открытости государственной власти, выраженной в развернутом официально задокументированном объяснении каждого действия и решения, принимаемых ответственным уполномоченным лицом, в сфере прав и свобод человека и гражданина, систематическое информирование общественности по всем вопросам, затрагивающим интересы населения;
- создание новых действительно независимых и трансформация имеющихся органов общественного контроля, задача которых будет заключаться не в обеспечении фиктивной легитимности решений власти через трансляцию мнимой общественной поддержки, а в донесении до властей и отстаивании реальной позиции граждан, в том числе с активным использованием цифровых технологий;
- направление значительного объема властного ресурса на организацию обратной связи через стимулирование развития общественной активности, создание и развитие технической, ресурсной базы и цифровых платформ, расширение работы с политическими партиями с реальной повесткой и борьба с симулякрами, привлечение коммерческих структур к участию в социально значимых процессах, форсирование работы с общественными организациями.
Группу первоочередных задач, стоящих перед обществом, составляют:
- осознание обществом себя в качестве главной силы, определяющей направление и качество государственной политики в сфере защиты прав и свобод, формирующей идеи будущего развития, способной оказывать прямое влияние на решения и действия власти;
- решение проблемы самоорганизации населения, повышение общественной активности и вовлеченности широких масс в формирование органов общественного контроля на всех уровнях, совершенствование институтов гражданских инициатив;
- развитие объединяющего фактора, создание благоприятного климата для сплачивания населения вокруг идей, отражающих права, свободы и законные интересы членов общества в социально-экономической, экологической, культурной, информационной и иных областях, создание и применение инструментов и механизмов фокусирования данных взглядов и представление их через органы общественного контроля, консультативные советы, общественные слушания;
- популяризация активистской, волонтерской, благотворительной деятельности, создание общественных организаций социальной, благотворительной направленности,
привлечение к данной деятельности представителей крупного, среднего и мелкого бизнеса;
- расширение роли некоммерческих организаций в деятельности по обеспечению повышения уровня профессиональной подкованности граждан, оказание бесплатной юридической помощи и консультаций, просвещение населения и развитие опыта отстаивания своих прав и свобод.
Бесспорно, высокий уровень самоорганизации населения в вопросах защиты прав и свобод является ключевой характеристикой, свойственной здоровому обществу. Здесь хотелось бы привести мнение одного из основоположников конституционного права России Б.Н. Чичерина: «Гражданские союзы как основа гражданского общества создаются и функционируют сообразно свободной воле на базе частных интересов. Государство, в свою очередь, является вотчиной общих интересов, реализуемых на принудительной основе» [3].
Данное утверждение периода XIX века видится нам весьма актуальным и ныне. Гражданские союзы, объединения граждан по интересам, вокруг общих идей и целей играли и продолжают играть важную роль в отстаивании прав и свобод человека, группы лиц и населения в целом на всех этапах развития страны, в том числе и кризисных. В сложных условиях, на наш взгляд, именно гражданская самоорганизация выступит той мощной силой, которая будет призвана не просто защищать права и свободы человека в конкретных областях, но и в целом определит будущее страны в самом широком смысле.
Важно подчеркнуть, что сегодня процессы самоорганизации населения как надежного инструмента в отстаивании прав и свобод медленно, но верно продолжаются, проявляясь на практике, в том числе и через организацию товариществ собственников жилья и территориальных общественных самоуправлений [4]. Особенно ярко возможности подобных территориальных образований, как мы отмечали ранее, проявляются во взаимодействии с местными и региональными властями в защите прав человека в вопросах, приближенных к локальному уровню.
Решить проблему низкой самоорганизации, на наш взгляд, должны узконаправленные по профилю общественные объединения, ассоциации, центры поддержки, оказывающие организационную, методическую, консультативную помощь, занятые в сфере развития культуры общества и создания благоприятного культурного фона [5].
В частности, такую работу призваны осуществлять открывающиеся в регионах, в том числе в Республике Дагестан, «Центры активных людей» (ЦАЛ), «Центры местной активности» (ЦМА). Необходимо форсировать создание данных организаций по всей стране, сделать их работу реальной, не показной или имитационной. Безусловно, для этого нужны квалифицированные кадры, обладающие опытом деятельности в данном направлении, и благоприятный климат.
Налаживание взаимодействия общества и государства в области прав человека требует наличия профессионально подготовленных кадров. Современная кадровая ситуация в муниципальных образованиях, по нашему мнению, не отвечает реализации амбициозных планов, выстраиваемых федеральными и, порой, региональными властями. Сегодня в Российской Федерации при подборе на государственную и муниципальную службу серьезно превалирует практика, при которой победившее на выборах или получившее доступ к власти иным путем лицо (либо партия, группа лиц) формирует состав подконтрольных ему органов из своего окружения и своих сторонников. К тому же ярко наблюдается слабая связь дополнительного профессионального образования с по-
требностями практики муниципальных органов, низкий уровень мотивированности муниципальных и государственных служащих и формальность конкурсных процедур.
Основная проблема, по нашему мнению, заключается не столько в раздутости чиновничьего аппарата, сколько в результатах негативной практики «работы по поручению», так широко распространенной во властных структурах, начиная с самого высшего звена в иерархии власти. Такая порочная практика порой оставляет за рамками реальные проблемы граждан и сводит эффективность работы органов власти на ноль.
Кроме того, повысить результативность деятельности государственных гражданских служащих в сфере защиты прав и свобод граждан позволило бы совершенствование методов оценки эффективности их деятельности. Ключевыми характеристиками механизма оценки должны выступать объективность, прозрачность, профессионализм и оперативность, выражающаяся в возможности быстрого переориентирования целей и задач в зависимости от конкретной сложившейся обстановки.
Сегодня в России основной формой оценки профессиональной эффективности госслужащих продолжает оставаться проводимая раз в три года аттестация (п. 4 ст. 48 Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ) [6]. Изменить ситуацию в данной области должна была полная реализация положений Письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.06.2016 № 18-1/10/В-3980 «О Методике всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего» в качестве методического инструментария по внедрению системы оценки [7]. Однако, как отмечает Д.Ю. Знаменский, говоря о результатах реализации положений Письма: «... внедрение на федеральном уровне не принесло ожидаемых успехов из-за отсутствия единого метода комплексной оценки для всех государственных органов власти, с учетом специфики государственного органа, трудоемкости внедрения данной методики и в связи с невозможностью оценить индивидуальный вклад государственного гражданского служащего в достижение целей и задач государственного органа власти» [8].
В связи с этим нам видится необходимым совершение поступательных шагов в исследуемой области. Важность введения в строй эффективного единого метода комплексной оценки, систематизации сопутствующих процессов и действий, не вызывает сомнений. Без выстраивания полноценной, прозрачной системы контроля промежуточной и итоговой эффективности деятельности госслужащих повысить качество реализации социальной, экономической, экологической, культурной, информационной политики не удастся, как и не удастся наладить взаимодействие с обществом в вопросах защиты прав человека.
Важно помнить, успех рассмотренных проектов, как и любой другой программы в условиях XXI века, во многом зависит от сформированной цифровой базы. Сегодня роль Интернета как эффективного инструмента в отстаивании прав и свобод, как наиболее масштабного по охвату и возможностям ресурса не подлежит сомнению. Бесспорно, информация сегодня является наиболее ценным ресурсом, на основании которого формируются и принимаются стратегические решения.
Широкое использование информационных технологий серьезно облегчает деятельность в правозащитной сфере, позволяет значительно ускорить реализацию задач общества и государства по построению модели «взаимно ответственного партнерства». Информационные технологии позволяют приобщить широкие слои населения к отстаиванию своих прав и свобод через участие в социально-политических, экономических, экологических, культурных, иных процессах, помогают повысить уровень информиро-
ванности и, как следствие, компетентности властных структур. Этому процессу сегодня способствует и рост числа пользователей Сети.
Согласно данным проекта WEB-Index - авторитетной технологической исследовательской компании Mediascope, к концу 2020 года доля пользователей Интернетом в России составила в среднем 95,6 млн человек (78,1 % от всего населения старше 12 лет). В день в среднем в Сеть выходили 87,1 млн человек (71,1 % населения) [9].
Кроме того, в последние годы отмечается рост пользователей Интернета среди возрастных граждан. Согласно данным исследования, проведенного аналитическим агентством GfK, на 2019 год наибольшую динамику роста пользования Интернетом в сравнении с предыдущими периодами показало старшее поколение [10].
Увеличение числа возрастных пользователей связано не только с желанием повысить свой уровень информированности, но и обусловлено перетеканием средств и методов защиты прав в цифровое пространство, прежде всего государственные интернет-порталы.
В условиях негативных факторов 2020 года тенденция роста пользователей Сети за счет разных направлений вышла на новый уровень. Данный аспект подметил на полях форума «Территория смыслов» заместитель главы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ (ныне Минцифры) А.К. Волин: «Особенно мы наблюдали этот рост в период эпидемии, потому что тогда аудитория образовательных сайтов увеличилась совокупно примерно на 40 млн пользователей» [11].
Сегодня именно информационные технологии являются наиболее эффективным средством вовлечения населения в самые разные направления жизни общества и государства, облегчая реализацию социальных благ, экономических, культурных, экологических интересов. Взаимодействие общества и государства плавно перетекает из «реальной» жизни в «виртуальную» и степень готовности к такому переходу общества и власти будет во многом определять качество их взаимоотношений.
Таким образом, существенным индикатором гражданской активности является состояние сложившихся механизмов социально ориентированной деятельности общества в Российской Федерации. В современных условиях усложнившейся политической, социально-экономической и правовой реальности в Российской Федерации, на наш взгляд, только полная мобилизация общественности и национально ориентированных элементов во власти позволит нам выйти из продолжающегося десятилетиями кризиса, реализовать первостепенные задачи и построить подлинную систему взаимодействия власти и общества в сфере защиты прав человека. Реализация модели «взаимно ответственного партнерства» могла бы стать в Российской Федерации препятствием консервации власти правящей элитой и придать дополнительный импульс правительству в скорости реагирования на запросы общества.
Литература
1. Грудцына Л.Ю. Содержание и классификация институтов гражданского общества в России // Современное право. - 2007. - № 12-1. - С. 21-28.
2. Муртазалиев А.М., Мирзаев М.А. Правовое государство и гражданское общество: взаимосвязь и взаимозависимость // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. - Т. 30, № 2. - С. 30-36.
3. Вакула А.И. Концепция гражданского общества в трудах Б.Н. Чичерина // Философия права. - 2009. - № 6 (37). - С. 97-101 / Ростовский юридический институт МВД РФ.
4. Исамагомедов А.М., Карибов Р.М. Проблемы взаимодействия гражданского общества и публичной власти в современной России // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. - 2017. - Т. 32, вып. 4. - С. 121129.
5. Бекишиев А.А., Карибов Р.М. Роль образования в системе взаимодействия общества и власти в современной России // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. - 2018. - Т. 33, вып. 3. - С. 66-72.
6. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021 // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения 26.09.2021).
7. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.06.2016 № 18-1/10/В-3980 «О Методике всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего» // сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. - Режим доступа: https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/gossluzhba/16/4/2 (дата обращения 26.09.2021).
8. Знаменский Д.Ю., Гусаров А.С. Оценка эффективности государственных гражданских служащих Российской Федерации (теоретико-методологические основы) // Вестник университета. - 2020. - № 2. - С. 12-18.
9. Аудитория Интернета в России в 2020 году // cайт Mediascope.net. 12 января 2021. - Режим доступа: https://mediascope.net/2021-01-12 (дата обращения: 20.02.2021).
10. Скобелев В., Посыпкина А. Прирост интернет-аудитории в 2019 году обеспечили пенсионеры // cайт Rbc.ru. 13 января 2020. - Режим доступа: https://rbc.ru/2020-01-13 (дата обращения: 23.02.2021).
11. Волин А.К. В Минкомсвязи назвали долю интернет-пользователей среди россиян // cайт Iz.ru. 30 августа 2020. - Режим доступа: https://iz.ru/2020-08-30 (дата обращения: 25.02.2021).
Поступила в редакцию 16 ноября 2021 г.
UDC 340.1
DOI: 10.21779/2500-1930-2021-36-4-61-68
Problems of Improving the Mechanisms of Interaction Between the State and Civil Society in the Field of Human Rights Protection
S.R. Bekishieva, R.M. Karibov, A.D. Lisina
Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43; bek-ishieva@,mail.ru, [email protected], [email protected]
The article is devoted to the problems of improving the mechanisms of interaction between the state and civil society in the field of human rights protection in the Russian Federation at the present stage. Crisis situations and negative consequences in the socio-economic, environmental and cultural spheres raise hidden, previously invisible fundamental problems of organizing interaction between
civil society and the state. In the course of the study the authors come to the conclusion that an essential indicator of civic engagement is the state of the existing mechanisms of socially oriented activity of society. In the modern conditions of the complicated political, socio-economic and legal reality in the Russian Federation, only a complete mobilization of the public and nationally oriented elements in power will allow us to get out of the crisis that has been going on for decades, implement the primary tasks and build a genuine system of interaction between the government and society in the field of human rights protection. The implementation of the model of "mutually responsible partnership" could become an obstacle to the preservation of power by the ruling elite in modern Russia and give an additional impetus for the government to respond to the demands of society.
Keywords: human rights, civil society, public authority, state bodies, local self-government bodies, self-organization of society, civic activity.
Received 16 November 2021