Научная статья на тему 'Механизм взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти'

Механизм взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
413
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СФЕРЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГОСУДАРСТВОМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Миловидова Н. А., Федотов П. В.

В данной статье авторами рассмотрены основные проблемы в механизме взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти. В работе приведена характеристика основных сфер гражданского общества и их институтов, а также выявлены недостатки в механизме их взаимодействия с государством. В заключении авторами даны рекомендации по улучшению функционирования данного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Миловидова Н. А., Федотов П. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти»

60 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

3. Гриб В.В. Правовые формы воздействия органов государственной власти на институты гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 1.

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

© Миловидова Н.А.*, Федотов П.В.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В данной статье авторами рассмотрены основные проблемы в механизме взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти. В работе приведена характеристика основных сфер гражданского общества и их институтов, а также выявлены недостатки в механизме их взаимодействия с государством. В заключении авторами даны рекомендации по улучшению функционирования данного механизма.

Ключевые слова: институты гражданского общества, органы государственной власти, сферы гражданского общества, механизм взаимодействия с государством.

Важность сотрудничества институтов гражданского общества с государственными органами определена Стратегией развития России до 2020 года [1], Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации [2], Государственной программой «Информационное общество (2011-2020 годы) [3]». Данные программные документы ставят задачу поднять на качественно новый уровень взаимоотношения в парадигме «власть-общество-гражданин», делая их действенными и результативными [4].

Под гражданским обществом понимают специфическую его организацию, при которой воплощаются основные права и реализуются соответствующие им обязанности граждан, а государство выступает гарантом этих прав. Сферы гражданского общества, их основная характеристика представлены в табл. 1.

Следует отметить, что в стране в 2011-2012 гг. сформировался запрос на формирование нового механизма взаимодействия граждан и государства, основанный на равноправии сторон, партнерстве, значимости ценностей человеческого достоинства и гражданственности. Поэтому в России необходимо проводить постоянную разъяснительную работу по доведению до

* Бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление».

* Доцент кафедры «Корпоративное управление», кандидат юридических наук.

общества мотивов принимаемых государством решений, условий их принятия при формировании механизма партнерства власти и гражданского общества. Становление эффективных коммуникаций между государством и обществом без этого не представляется возможным.

Таблица 1

Сферы гражданского общества, их основная характеристика

Сферы гражданского общества Краткая характеристика

Защита прав и свобод человека Реализуется в рамках деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. При нем работает экспертный совет, в состав которого входят видные и признанные представители российского правозащитного движения. Его функционирование дополняет Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

Местное самоуправление Местное самоуправление способствует формированию самоорганизации граждан, определяет формы непосредственного участия в управлении местными сообществами, при этом выступая одной из сфер гражданского общества.

Некоммерческие организации НКО являются формой самоорганизации граждан - составной частью общественных отношений, и элементом рыночной экономической системы, восполняя пробелы рынка и государства по предоставлению различных благ, и одним из факторов формирования социального капитала нации.

Однако действующему в настоящий момент механизму взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти присущ ряд недостатков, которые представлены в табл. 2.

Устранение охарактеризованных в таблице недостатков должно быть основано на системности и учете всей совокупности причинно -следственных связей, обусловивших их появление. Так, решение проблем низкого уровня социального взаимодействия граждан возможно посредством развития институтов правового образования личности. Правовое образование может использоваться в качестве потенциала для объединения граждан, с целью дальнейшего сохранения единого социокультурного пространства Российской Федерации. На наш взгляд, высокий уровень правовой культуры способен не только сплотить общество, но укрепить состояние правопорядка в стране, определить ориентиры дальнейшего развития демократических основ государства.

На формирование благоприятных условий для деятельности некоммерческих организаций будет влиять становление диалоговой формы коммуникации гражданского общества и структур публичной власти, так как она обеспечивает построение партнерских, а не иерархических отношений. Обычно показателем благоприятного развития некоммерческих организаций на отдельно взятой территории Российской Федерации (республики, края, района, муниципалитета) является увеличение их количества. Однако зрелость гражданского общества зависит не столько от количества подоб-

62 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

ных организаций, сколько от их активности при реализации интересов объединившихся граждан, а также от наличия эффективных каналов коммуникаций между органами государственной власти и населения при решении социально-экономических проблем.

Таблица 2

Недостатки механизма взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти

Недостатки механизма Характеристики недостатков

Уровень социального взаимодействия низок В целом граждане в России не доверяют друг к другу, что приводит к беспрецедентной индивидуализации населения страны. Сформировалась специфическая зона изолированности россиян - у большинства населения их жильё, а точнее - квартира становится рамочной зоной комфорта. Поддержка, совместное решение проблем, стремление к объединению, взаимовыручка являются всё большей и большей редкостью. Объединение общества происходит стихийно и на очень короткий временной период. Значительная часть россиян проживает в зоне депривации, то есть испытывает неудовлетворённость от взаимодействия с другими людьми.

Отсутствие благоприятных условий для деятельности некоммерческих организаций мотивов для активизации гражданских инициатив Гражданская активность формируется в большинстве случаев в неформальной среде, так как официальную регистрацию общественной организации можно назвать сложным и долгим процессом. Подобная ситуация приводит к тому, что власть не способна контролировать незаконные объединения граждан, степень их опасности для дестабилизации обстановки в обществе. Весьма сложно в этой связи перейти к диалоговому взаимодействию, так как оно осуществляется вне рамок права. У государственных органов власти и граждан отсутствует возможность контроля за действиями неформальных общественных лидеров. Для зарегистрированных НКО сегодня установлена усложнённая процедура отчётности, требующая привлечения дополнительного квалифицированного персонала, что из-за недостатка финансирования общественного сектора оказывается особенно сложным.

Системные проблемы в развитии основ местного самоуправления Финансовая самостоятельность муниципальных образований является чрезвычайно низкой и не дает возможности органам местной власти должным образом выполнять возложенные на них задачи. Недостаток ресурсов для достижения достойного уровня жизни на местах вызывает у населения локальной территории неудовлетворенность деятельностью органов управления. Недостаточное финансирование проявляется и в сфере оплаты труда муниципальных служащих. Низкая оплата труда способствует развитию формального отношения к работе, формирует настроения нежелания развивать общественную инициативу граждан. Укреплению на местном уровне системы партнерских отношений власти и гражданского общества не способствует неурегулированность законодательных проблем. Так, в ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N° 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подробно рассматриваются особенности организации публичных слушаний, однако рамки указанного нормативно-правового акта определяют единственно возможной формой использования их результатов лишь их опубликование (обнародование). В Законе также не дано определение понятию «результат публичных слушаний» [5].

Для общественных организаций характерен также недостаток финансирования их деятельности. Устранению указанной проблемы может способствовать льготы по аренде помещений под офисы организаций со стороны органов власти, оснащение необходимым оборудованием, поддержка процессов повышения квалификации сотрудников некоммерческих организаций для более эффективной работы, а также предоставление бесплатного эфирного времени на местных каналах для освещения работы общественных организаций.

В качестве рекомендаций по улучшению функционирования действующего механизма взаимодействия гражданского общества и власти можно предложить:

1. организацию периодических социологических опросов населения по выявлению имеющихся проблем;

2. ежегодную отчетность руководителей государственной и муниципальной власти перед гражданами;

3. регулярные телеконференции на местных и федеральных каналах в СМИ;

4. использование средств Интернета для улучшения обратной связи;

5. проведение круглых столов с участием представителей государства, муниципальных органов власти и населения.

Необходима также поддержка общественных инициатив, которые связаны с расширением влияния России на международной арене. Реализация совместных проектов, программ и инициатив гражданского общества по этому направлению является залогом создания благоприятного мирового климата для повышения авторитета страны и формирования ее образа за рубежом как правового и демократического государства.

Список литературы:

1. Россия 2020. Главные задачи развития страны. - М.: Издательство «Европа», 2008.

2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 года № Пр-212 // Российская газета. - 2008. - 16 февраля.

3. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы).

4. Устинович Е.С. Государственная политика в сфере информационных технологий. - Курск: Деловая полиграфия, 2011.

5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 № 131-Ф3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.