Научная статья на тему 'Совершенствование механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами'

Совершенствование механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЛОББИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Драгунов Е. В., Смирнова А. А.

В статье рассматривается механизм взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами. На протяжении всей статьи авторы выносят свои предложения по совершенствованию данного механизма. Особое внимание авторы уделяют федеральным законом, в которые следует внести изменения и дополнения с целью устранения несовершенств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Драгунов Е. В., Смирнова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

© Драгунов Е.В.*, Смирнова А.А.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В статье рассматривается механизм взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами. На протяжении всей статьи авторы выносят свои предложения по совершенствованию данного механизма. Особое внимание авторы уделяют федеральным законом, в которые следует внести изменения и дополнения с целью устранения несовершенств.

Ключевые слова институты гражданского общества, средства массовой информации, государственные органы, лоббизм.

Существующий механизм взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти требует дальнейшего совершенствования, которое невозможно без активизации уровня социального взаимодействия граждан посредством развития институтов правового образования каждого гражданина. На основании идеи ликвидации правовой безграмотности в стране можно расширить потенциалы объединения общества, сохранения единого социокультурного пространства Российской Федерации. Органы государственной власти должны взять на вооружение заключение о том, что образованные в правовом отношении индивиды объединяют свои усилия по отстаиванию прав и свобод, способствуя проявлению гражданской активности. Подобные процессы, как правило, ведут к повышению престижа некоммерческих общественных объединений, ассоциаций и других форм самоорганизации граждан. Формирование системы взаимодействия с общественными объединениями со стороны государства способно восстановить доверие общества к власти.

Партнерство некоммерческих структур, выражающих мнение различных групп интересов с государством также способно повысить статус этих организаций, уровень общественного восприятия их деятельности в глазах отдельного гражданина и общества в целом.

Необходимо создать систему общественного контроля тем самым активизируя к реализации пока еще декларативно и выборочно претворяемую в

* Магистр факультета «Менеджмент».

* Бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление».

58 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

общественно-политической практике Российской Федерации норму права, предусматривающую частью 1 статьи 32 Конституцией Российской Федерации - участие граждан в управлении делами государства [20, часть 1, ст. 32]. Анализ механизма взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти показал, что отлаженного, эффективно реализуемого общественного контроля, действующего на одинаковых принципах на всей территории РФ, в соответствии с ее законами в стране нет.

В целях формирования эффективной работающей системы общественного контроля необходима разработка и принятие: Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации»; Федеральных законов об общественном контроле в отдельных сферах; ряда смежных федеральных законов, таких как Федеральный закон «О лоббизме»; Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации в Российской Федерации» [2].

Принятие закона о лоббизме, на наш взгляд, способно устранить несовершенство в реализации уже упомянутого конституционного права, предусмотренного частью 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации и способствовать включению различных групп интересов в процессы управления государством. Дело в том, что появление нового механизма взаимодействия общества и органов государственной власти - Общественной палаты России - недостаточно воздействует на законотворческий процесс. В этой связи необходима регламентация процедур реализации профессионального лоббизма и общественной инициативы.

В качестве рекомендаций можно предложить Правительству РФ активизировать работу по принятию в субъектах Российской Федерации региональных законов, регулирующих лоббистскую деятельность и наделяющих профессиональных лоббистов (некоммерческие организации, аккредитованные физические лица) соответствующими полномочиями, позволяющими им активно участвовать во всех этапах законотворческой деятельности (знакомиться с проектами, с экспертными заключениями, излагать мнение, присутствовать на заседаниях органов государственной власти).

Совершенствование механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами возможно, если будут внесены изменения и дополнения в ряд федеральных законов (более подробно смотрите табл. 1).

Целесообразно также внедрение системы персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за воспрепятствование осуществлению общественного контроля и иные нарушения законодательства об общественном контроле, конкретизации норм, обязывающих органов государственной власти, представителей местного самоуправления, других организации и учреждений, их должностных лиц оказывать содействие работе органов общественного (гражданского) контроля.

Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти и СМИ 59

Таблица 1

Федеральные законы, в которые следует внести изменения и дополнения с целью совершенствования механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами [1]

Федеральные законы, в которые следует внести изменения и дополнения с целью совершенствования механизма взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами Федеральный закон «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон «Об общественных объединениях»;

Федеральный закон «Об Общественной палате РФ»;

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Также мы рекомендуем проводить на постоянной основе совместные с органами власти обсуждения результатов общественного контроля в СМИ, Интернет-сообществах. Необходимым по нашему мнению является признание со стороны государственных органов власти и популяризация со стороны активных групп граждан мировых индексов развития гражданского общества и общественного контроля. Важно также проводить совместную работу над апробацией и внедрением национальной системы индикаторов общественного контроля.

Список литературы:

1. Беляева И.Ю., Бутова Т.В. Панина О.В., Щербаченко П.С., Журавлева И.А. Проблемы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами / Под ред. проф. И.Ю. Беляевой, Т.В. Бутовой. - М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2013.

2. Бутова Т.В., Закарян А.М., Филатова Т.В. Анализ зарубежного опыта взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, обеспечивающая открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю // Научный журнал Финансы и экономика. - Ереван, 2013. - № 2 (152).

60 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

3. Гриб В.В. Правовые формы воздействия органов государственной власти на институты гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. - 2011. - № 1.

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

© Миловидова Н.А.*, Федотов П.В.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В данной статье авторами рассмотрены основные проблемы в механизме взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти. В работе приведена характеристика основных сфер гражданского общества и их институтов, а также выявлены недостатки в механизме их взаимодействия с государством. В заключении авторами даны рекомендации по улучшению функционирования данного механизма.

Ключевые слова: институты гражданского общества, органы государственной власти, сферы гражданского общества, механизм взаимодействия с государством.

Важность сотрудничества институтов гражданского общества с государственными органами определена Стратегией развития России до 2020 года [1], Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации [2], Государственной программой «Информационное общество (2011-2020 годы) [3]». Данные программные документы ставят задачу поднять на качественно новый уровень взаимоотношения в парадигме «власть-общество-гражданин», делая их действенными и результативными [4].

Под гражданским обществом понимают специфическую его организацию, при которой воплощаются основные права и реализуются соответствующие им обязанности граждан, а государство выступает гарантом этих прав. Сферы гражданского общества, их основная характеристика представлены в табл. 1.

Следует отметить, что в стране в 2011-2012 гг. сформировался запрос на формирование нового механизма взаимодействия граждан и государства, основанный на равноправии сторон, партнерстве, значимости ценностей человеческого достоинства и гражданственности. Поэтому в России необходимо проводить постоянную разъяснительную работу по доведению до

* Бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление».

* Доцент кафедры «Корпоративное управление», кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.