Красковский Я.Э.
Пензенский государственный университет
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Политика государства в области укрепления правопорядка традиционно рассматривалась как борьба с преступностью. Эта политика в зависимости от состояния внутреннего и внешнего положения страны соответствующим образом изменялась то в сторону ужесточения карательного воздействия, то его частичного смягчения. Роль наказания, страха перед ним нельзя недооценивать, но и ни в коем случае не следует переоценивать, видя в нем залог успеха в борьбе с таким социальным недугом, как преступность.
До сих пор лишение свободы остается самой распространенной мерой уголовного наказания. При этом государство не должно забывать, что по отбытии установленного приговором срока наказания, а в ряде случаев - досрочно, осужденный вернется в общество, где ему придется адаптироваться к новым обстоятельствам, обеспечивать свое существование. Поэтому важнейшей задачей исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является ресоциализация осужденных. Институт условно-досрочного освобождения в свою очередь обладает ресоциализационными свойствами, т. к. способствует сохранению социально полезных связей осужденных и сокращению времени нахождения их вне общества.
Появление института условно-досрочного освобождения в России было связано с развитием идей европейских демократов и гуманистов о справедливости применяемых к преступнику лишений, о том, что наказание не должно вызывать у человека особенных мучений и страданий, а способствовать его исправлению и возвращению в общество. Сущность условно-досрочного освобождения заключается в том, что оно служит для освобождения от отбывания наказания осужденного до истечения указанного в приговоре срока при достижении целей наказания. Условно-досрочное освобождение - комплексный институт уголовного и уголовно-исполнительного права, имеющий сложную юридическую природу.
При принятии решения об условно-досрочном освобождении, суд учитывает поведение осужденного за весь период отбывания наказания, его отношение к учебе и труду во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию, наличие не выплаченных исков, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения. В современных условиях отбывания наказания важным фактором в воспитательной работе с осужденными, стимулирующим их правопослушное поведение, является условно-досрочное освобождение.
Условно-досрочное освобождение можно охарактеризовать как досрочное освобождение осужденного, отбывшего установленную часть назначенного судом срока наказания от дальнейшего его отбывания при достижении целей наказания под условием несовершения в течение неотбытой части срока наказания нового преступления, исполнения возложенных судом обязанностей и соблюдения общественного порядка.
Основанием условно-досрочного освобождения является признание судом того факта, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Перечень законодательно закрепленных критериев исправления следует расширить. При условно-досрочном освобождении от осужденных следует требовать доказать исправление и отбыть установленную законом часть срока назначенного наказания, при наличии данных юридических фактов условно-досрочное освобождение должно быть закономерным результатом правомерного поведения осужденного.
Целесообразно введение запретов условно-досрочного освобождения для некоторых категорий осужденных, чье исправление затруднено в силу укоренившихся в их сознании ценностей и приоритетов преступной микросреды. Подобные ограничения должны содержаться в уголовном законе, а не в уголовно-исполнительном.
Процессуальный порядок применения условно-досрочного освобождения требует дальнейшей проработки и совершенствования.
Для совершенствования института условно-досрочного освобождения осужденных необходимо законодательно конкретизировать критерии возможности применения условно-досрочного освобождения к осужденным. Из-за отсутствия конкретных критериев, существуют случаи, когда мнение администрации исправительного учреждения о возможности применения условно - досрочного освобождения к осужденному и мнение суда расходятся. Конкретизировать доказательство исправления осужденного. Например, определенную часть срока не имел взысканий, либо не имел взысканий за весь срок отбывания наказания, обязательное участие в самодеятельных организациях, полное погашение иска, обязательное трудоустройство на предприятии учреждения, нахождение в облегченных условиях отбывания наказания. Возможность условно-досрочного освобождения только из колонии-поселения.
Личное дело осужденного должно заводиться с момента начала предварительного следствия или дознания, передаваться в суд и назначенное судом исправительное учреждение, а затем в специализированный государственный орган по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных, что позволит обеспечить преемственность воспитательного воздействия на осужденных.
Во избежание нарушения прав условно-досрочно освобожденных перечень применяемых условий при условно-досрочном освобождении должен быть исчерпывающим и не подлежать расширительному толкованию. Функции специализированного государственного контролирующего органа при условно-досрочном освобождении целесообразно выполнять уголовно-исполнительным инспекциям, осуществляющим аналогичную деятельность в отношении условно осужденных и осужденных с отсрочкой отбывания наказания.
Для квалифицированного рассмотрения вопросов, возникающих в ходе исполнения наказания, в т. ч. и условно-досрочного освобождения, предлагаем ввести в систему федеральных судов РФ институт пенитенциарных судей. Вопрос об условно-досрочном освобождении должен решаться в полноценном судебном заседании - с участием осужденного, защитника, прокурора и др. заинтересованных лиц.
Законодательно закрепить статьи УК РФ, по которым запрещено условно-досрочное освобождение и перевод в колонию поселение, например статьи против половой неприкосновенности, измена родине, убийства, совершенные с особой жестокостью.
Для повышения эффективности контроля персонала исправительного учреждения органами прокуратуры и соблюдения прав и законных интересов осужденных необходимо:
- ч. 1 ст. 399 УПК РФ "Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора" после слова "судом" дополнить "с участием прокурора", а п. 5 ч. 1 после слова "наказание" дополнить "с согласия прокурора" и изложить в следующей редакции: "По ходатайству осужденного и представлению
учреждения или органа учреждения или органа, исполняющего наказание, с согласия прокурора во всех остальных случаях";
- в ч. 2 ст. 399 УПК необходимо внести изменения о том, что о времени и дате судебного заседания уведомляется прокурор.
- в ч. 4 ст. 399 УПК РФ заменить слово "адвокат" на слово "защитник" и изложить в следующей редакции: "Осужденный может осуществлять свои права с помощью защитника";
- в ст. 79 УК: условно-досрочное освобождение возможно тогда, когда либо возмещен ущерб, либо принимаются меры для его возмещения.
- ч. 1 ст. 79 УК РФ:
«Лицо, отбывающее наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что цель исправления в отношении него достигнута. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания».
- ч. 3 ст. 79 УК РФ, изложить в следующей редакции:
«Осужденный освобождается условно-досрочно только при отсутствии у него не снятых и не погашенных дисциплинарных взысканий за нарушения режима отбывания наказания и трудовой дисциплины, примерном поведении и добросовестном отношении к возложенным на него в период отбывания наказания обязанностям, после фактического отбытия...».
- п. «а» ч. 7 ст. 79 УК РФ изменит редакцию, заменив словосочетание «нарушение общественного порядка» словом «правонарушение».
Таким образом, существующее законодательное регулирование института условно-досрочного освобождения довольно бессистемно: относящиеся к нему правовые нормы находятся в разных кодексах,
конкурируют между собой, а в некоторых случаях и противоречат друг другу. При этом существуют пробелы в законодательном регулировании этого института. Систематизация же норм института условно-досрочного освобождения предполагает не только наличие связанных элементов, но и такое их взаимоотношение, которое дает социально значимый результат.