Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования федеративного устройства России'

Проблемы совершенствования федеративного устройства России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5488
668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЦИЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / СУБЪЕКТ / РОССИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗГРАНИЧЕНИЕ / ПОЛНОМОЧИЕ / СТАТУС / РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глазырина Мария Васильевна, Петренко Николай Иванович

В статье отмечается, что стабильное и эффективное функционирование федеративного государства подразумевает сбалансированное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, а также обосновывается необходимость реформирования федеративных отношений в России с целью достижения политической и экономической стабильности развития субъектов Российской Федерации и государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF the PERFECTION of russia’s federal structure

In the article it is mentioned that a stable and efficient functioning of the federal state implies a balanced delineation of powers between the federation and its subjects, as well as the necessity of reforming the federal relations in Russia is explained in order to achieve political and economic stability of the Russian Federation and state as a whole.

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования федеративного устройства России»

Гпазырина М. В., Петренко Н. И.

УДК 342.24

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ

Гпазырина Мария Васильевна,

магистрант Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: mariaglazyrina@mail.ru

Научный руководитель:

Петренко Николай Иванович,

доктор юридических наук, профессор Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: pr.petrenko@mail.ru

В статье отмечается, что стабильное и эффективное функционирование федеративного государства подразумевает сбалансированное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, а также обосновывается необходимость реформирования федеративных отношений в России с целью достижения политической и экономической стабильности развития субъектов Российской Федерации и государства в целом.

Ключевые слова: федерация, федерализм, субъект, Россия, компетенция, управление, разграничение, полномочие, статус, разграничение предметов ведения, государственная власть, конституционный принцип.

Организация федеративного государства подразумевает наличие субъектов федерации, которые представляют собой территориальные образования, создающие один из уровней политической власти федеративного государства, обладающий всей полнотой государственной власти в пределах своего ведения и полномочий, установленных в ходе конституционного и (или) договорного процесса.

Статус субъекта федерации складывается из двух элементов: материального (наличие территории, населения, атрибутов государственной власти и т. д.) и организационного (включает права и обязанности субъектов федерации). Решающее значение в определении содержания правового статуса субъекта федерации имеет разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Анализ мировой практики строительства и функционирования федеративных государств, исследование различных точек зрения специалистов дают возможность констатировать тот факт, что на данный момент не выработано универсального, не имеющего отрицательных сторон способа распределения полномочий между федерацией и субъектами.

Наиболее оптимальным способом разграничения компетенции в Российской Федерации является кооперативный способ, так как при его использовании субъекты федерации в большей степени защищены от влияния федерального центра на сферу ведения субъектов. Данный способ основан на объединении усилий властных уровней федерации для достижения общей цели и предполагает наличие совместной сферы ведения.

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

Стабильное и эффективное функционирование федеративного государства подразумевает сбалансированное разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. В Российской Федерации для этого представляется целесообразным упразднение федеративных округов, которые, по существу, являются кризисным институтом, в настоящий момент реализовавшим свои задачи. Соотношение объема полномочий центра и регионов в России указывает на главенствующую роль федерального центра, что имеет как позитивные, так и негативные стороны.

В научной литературе [2-13] нет единства мнений в решении вопросов организации субъектного состава федерации (может состоять из административнотерриториальных и (или) национально-территориальных единиц).

Федерализм в большей мере способен обеспечить мир в многонациональном государстве при административно-территориальном принципе образования субъектов, но не в каждой стране есть возможность ему следовать. Структурная характеристика Российской Федерации отличается разнообразием форм составляющих федерацию образований: административно-территориальных (края, области, города федерального значения) и национально-территориальных (автономные округа, автономная область), национально-государственных (республики). Данное разнообразие явилось результатом исторического развития России и отражает особенности ее национального состава.

Российский федерализм - это сложное, несопоставимое с существующими мировыми аналогами и не

27

Теория и история государства и права

всегда однозначно оцениваемое специалистами и исследователями явление. Обозначим лишь некоторые проблемы организации функционирования федеративного государственного устройства в России: существование субъектов с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования, налогообложения и т. п. (например, Республика Саха (Якутия) и Татарстан), территориальная дезинтеграция Российской Федерации (региональное обособление ее субъектов, отсутствия механизма взаимодействия субъектов); наличие сложносоставных субъектов Российской Федерации; возникновение спорных ситуаций при распределении предметов ведения; экономическая неравномерность развития, необходимость государственной поддержки большей части субъектов Федерации и т. п.

Региональное законодательство в большинстве субъектов РФ устроено таким образом, что не предусматривает соответствующих экономических стимулов в наращивании собственного потенциала муниципальных образований. Увеличение собственной доходной базы может приводить к снижению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Вышеперечисленные проблемы указывают на необходимость реформирования федеративных отношений в России.

Представляется, что для органичного развития федеративных отношений в России необходимо, во-первых, учитывать объективные факторы, способствующие установлению федеративных отношений (например, единство и историческая общность народов); во-вторых, руководствоваться как юридически, так и фактически принципами федеративного устройства; в-третьих, совершенствовать и отлаживать механизм взаимодействия федерального и регионального уровней власти при непременном условии верховенства закона, подчинении ему всех властных структур; в-четвертых, выработать классификацию на основе обновленных критериев, факторов, воздействующих на федерацию в современных условиях, придав им системную конструкцию. Классификация факторов, воздействующих на федерацию в современных условиях, представляет собой распределение их по группам в зависимости от общих признаков. Она позволяет глубже разобраться в причинах изменения исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора, воздействующего на федерацию в современных условиях, в формировании результатов развития федеративных отношений на современном этапе.

Мы считаем, что гармоничное экономическое и политическое развитие России невозможно без оптимизации субъектного состава Российской Федерации, предполагающего качественные и количественные изменения. Укрепление российской государственно-

28

сти требует сокращения численности ее субъектов, совершенствования национально-территориальной

организации. Объединение субъектов Российской Федерации не решает ключевых проблем российского федерализма, заложенных в структуру Российской Федерации.

Для оптимизации федеративного государственного устройства необходим учет специфических черт и истории государства; тщательный факторный анализ; построение теоретической идеальной модели федерализма для конкретного государства; планирование и разработка поэтапного реформирования, предполагающего блокирование негативных факторов и максимально возможное приближение к идеальной модели федерализма.

Учитывая общие и особенные черты развития федерализма в мире и исторические особенности Российского государства, предполагаем, что оптимальная модельная конструкция российского федерализма должна характеризоваться как конституционноправовая, централизованная, симметричная, с административно-территориальной структурной организацией субъектов Российской Федерации.

При выработке доктрины реформирования российской государственности представляется обязательным учитывать следующие обстоятельства:

во-первых, федерация в России является объективно сложившейся формой государственного устройства;

во-вторых, при реорганизации федеративных отношений действовать необходимо с учетом интересов субъектов Российской Федерации;

в-третьих, при определении пути реформирования должен учитываться прогрессивный опыт федеративных государств при решающем значении современных условий эволюции федеративных отношений и особенностей российского федерализма.

Кроме того, представляется, что для России оптимальным будет четкое определение сфер общественных отношений, установление конкретных прав и обязанностей федерального центра и регионов, определение четких критериев разграничения полномочий, а именно точное определение того, кто и за что отвечает. Все это будет способствовать эффективной работе государственного аппарата, а также укреплению и развитию страны в целом. А это зависит не только от слаженной работы системы государственного управления и от эффективной законодательной базы, но и от стабильных правоотношений и высокого уровня правовой культуры, согласованного направления федеральной власти и власти субъектов федерации.

Основной целью реформирования федеративных отношений в России мы считаем достижение полити-

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

Гпазырина М. В., Петренко Н. И.

ческой и экономической стабильности развития субъектов Российской Федерации, соответственно, и государства в целом. Данная цель определяет следующие задачи: постепенное преобразование сложного субъектного состава, то есть отказ от смешанного принципа организации Российской Федерации в пользу административно-территориального; преодоление

неравномерности экономического, политического, культурного развития субъектов Российской Федерации; сокращение числа субъектов Российской Федерации; повышение эффективности взаимодействия органов власти федерального и регионального уровней.

Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России. Но при преобразовании российского федерализма надо помнить, что у российской федера-тивности свои истоки, и без понимания этого построение стабильной и прочной государственности практически невозможно.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята

всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Аринин А. Н., Марченко Г. В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М. Интелтех 1999. 233 с.

3. Болтенкова Л. Ф. Теория и практика федерализма. М.: Междунар. изд. центр «Этносоциум», 2014. 214 с.

4. Бунчук В. Л. Современные концепции и модели федерализма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir-politika.ru (дата обращения: 25.08.2015).

5. Бусыгина И. М. Модель «центр - периферия», федерализм и проблема модернизации российского государства // Политическая наука. 2011. № 4. C. 53-70.

6. Гаврилов В. Становление федерализма в России // Федерализм. 2014. № 1 (73). С 56-60.

7. Добрынин Н. М., Глигич-Золотарева М. В. Управление развитием федерации: прикладной системный анализ в сфере государственно-территориального устройства. Часть 4.

Алгоритм решения системных проблем федерализма // Право и политика. 2011. № 9. С. 1414-1430.

8. Журавлева И. А. Специфика этнического федерализма в современной Росси [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru (дата обращения: 01.09.2015).

9. Пастухов В. Б. Реставрация вместо реформации. Двадцать лет, которые потрясли Россию. М.: ОГИ, 2012. 528 с.

10. Смирнова В. В. К вопросу о развитии правовых основ российского федерализма и проблемы управления // Административное и муниципальное право. 2014. № 11. С. 1142-1153.

11. Тульчинский Г. Л. О российском федерализме [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://2020strategy.ru. (дата обращения: 20.08.2015).

12. Тхабисимов Х. А. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации как конституционный принцип российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 4. С. 19-24.

13. Эбзеев Б. С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1014. № 3. С. 8.

M. V. Glazyrina, N. I. Petrenko

problems of the perfection of Russia’s federal structure

In the article it is mentioned that a stable and efficient functioning of the federal state implies a balanced delineation of powers between the federation and its subjects, as well as the necessity of reforming the federal relations in Russia is explained in order to achieve political and economic stability of the Russian Federation and state as a whole.

Key words: federation, federalism, constituent, Russia, competence, delineation, power, status, delimitation of jurisdictional subjects, state authority, constitutional principle.

GLAZYRINA Mariya Vasilievna - Master student of the Mari State University, Yoshkar-Ola.

E-mail: mariaglazyrina@mail.ru

Scientific adviser: PETRENKO Nikolai Ivanovich - Doctor of Law, Professor, the Mari state University, Yoshkar-Ola. E-mail: pr.petrenko@mail.ru

Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.