ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
ВОЛКОВСКАЯ Людмила Николаевна,
старший преподаватель кафедра финансового права
Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье делается анализ основных нормативно-правовых актов РФ в области противодействия коррупции. Обращается внимание на зарубежный опыт в данной сфере. Делается анализ общих подходов к разработке и реализации антикоррупционной политики. Автором определены основные правовые механизмы совершенствования антикоррупционного законодательства. Подчеркивается, что современной тенденцией развития антикоррупционного законодательства является принятие региональных законов.
Abstract: the article analyzes the main legal acts of the Russian Federation in the field of anticorruption. Attention is drawn to foreign experience in this field. The analysis of common approaches to the development and implementation of anti-corruption policy is made. The author defines the main legal mechanisms for improving anti-corruption legislation. It is emphasized that the current trend in the development of anti-corruption legislation is the adoption of regional laws.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, антикоррупционная политика.
Keywords: corruption, anti-corruption legislation, anti-corruption policy.
Актуальность. Коррупция является давно известным явлением, соответственно, осуществлялось большое количество попыток ее изучения. В современном обществе данный термин зачастую относит к политической и экономической сфере. Любой человек может подвергаться коррупции при наличии некоторой власти над некоторыми ресурсами, которые ему не принадлежат. Под властью в данном контексте подразумевается возможность влиять на распределение материальных и нематериальных ресурсов (судья, депутат, чиновник, сотрудник различных правоохранительных структур, экзаменатор, администратор, врач и т.д.). Главный стимул в коррупционном поведении это наличие возможности получить некоторую экономическую прибыль, которая связана с использованием властных полномочий. Главный сдерживающий фактор в данном вопросе -возможное разоблачение и наказание.
Объектом анализа в статье выступают современные тенденции развития антикоррупционного законодательства в Российской Федерации.
Целью статьи выступают выделение проблем антикоррупционногозаконодательства и поиска путей их преодоления.
Методика строится на данных теоретического анализа литературы, анализа действующего законодательства и анализа общих подходов к антикоррупционной политике.
Важным организационным аспектом противодействия коррупции выступает соответствующее правовое обеспечение. Изучение законодательства в вопросе предупреждения и противодействия коррупции Российской Федерации показывает присутствие отличий в сравнении с западным законодательством.
Основное изложение материала. Основополагающий нормативный правовой актов в сфере борьбы с коррупцией - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Статья 13.3 часть 1 данного закона устанавливает обязанность организации вести разработку и принимать меры в вопросе предупреждения коррупции. Особенностью данного закона является то, что применение мер ответственности за коррупционные пра-
вонарушения в отношении юридического лица не освобождает от ответственности виновное физическое лицо. При привлечении физического лица к ответственности, юридическое лицо не освобождается от ответственности за данное правонарушение. Данные нормы распространяются на иностранные юридические лица в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ[5].
В статье 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях при осуществлении незаконного вознаграждения от имени юридического лица устанавливается мера ответственности - наложение административного штрафа. Данной статьей не определяется перечень лиц, чьи неправомерные действия приводят к наложению административной ответственности. В судебной практике такими лицами обычно являются руководители организации.
При неисполнении работодателем обязанностей, согласно статье 12 пункта 4 Федерального законно № 273-Ф3, в соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ, наступает ответственность с наложением административного штрафа.
Статья 13 Федерального закона № 273 -ФЗ устанавливает следующую ответственность физических лиц (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства) -уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность согласно законом РФ.
Трудовым законодательством не предусматриваются специальные основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений от имени или в интересах организации. Однако, Трудовой кодекс РФ содержит в себе возможность для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности. Статья 192 ТК РФ относит к дисциплинарным взысканиям увольнение работника, на основании пунктов 5, 6, 9 или 10 части 1 статьи 81, пунктом 1 статьи 336, а также пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ в тех случаях, когда действие дает основание для утраты доверия, совершено по месту работы и при исполнении трудовых обязанностей.
В зарубежном законодательстве выде-
ляют дополнительные требования к работникам коммерческих фирм и к самим фирмам. Организации и работники должны принимать во внимание, что нормы и санкции, как отечественного, так и зарубежного законодательства применяются к ним, в частности: 1) к российским организациям, которые осуществляют свою деятельность за рубежом, может применяться антикоррупционное законодательство этих стран; 2) зарубежные организации, совершившие на территории РФ коррупционное правонарушение, могут отвечать согласно законодательству стран, в которых они зарегистрированы или связаны иным образом.
Соответственно, российские организации должны тщательно изучать антикоррупционное законодательство других стран. Особое внимание необходимо уделять внимание законодательству тех стран, резидентами которых они являются. Также необходимо быть внимательным с законодательством в отношении противодействию подкупа должностных лиц. Подходы, общие для всех стран, рассмотрены в Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в процессе организации коммерческих сделок на международном уровне.
Ряд зарубежных стран имеет законодательные акты в сфере борьбы с коррупцией и дачей взятки, которые экстерриториальны^]. Например, закон США «О коррупционных практиках за рубежом» (ForeignCorruptPracticesAct, 1977 - FCPA) и закон Великобритании «О борьбе с взяточничеством» (UK BriberyAct, 2010) [3, с.2-4]. При возникновении спорных вопросов, организация может обращаться за поддержкой в дипломатические и торговые представительства Российской Федерации за рубежом.
Следующим вопросом статьи, требующим анализа, является анализ общих подходов к разработке и реализации антикоррупционной политики. Антикоррупционная политика, которая реализуется в организации, представляет собой комплекс процедур, принципов и конкретных мероприятий, которые связаны между собой и направлены на пресечение и профилактику коррупционного правонарушения в работе организации. Сведения о данном вопросе реко-
мендуется закреплять в едином документе с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)».
Антикоррупционная политика, а также другие документы, которые регулируют вопрос противодействия и предупреждения коррупции, рекомендуют принимать в виде локального правового акта, что позволяет обеспечить его обязательность для исполнения всеми сотрудниками организации. Разработка проекта антикоррупционной политики может осуществляться на всех уровнях управлении, как на уровне государства, так и на уровне организа-ции.Разработчик антикоррупционной политики может быть представлен должностным лицом или структурным подразделением, которое занимается либо планирует заниматься профилактикой и противодействием коррупции. Средний и крупный бизнес, которые имеют достаточные финансовые средства, могут привлекать внешних экспертов к процессу разработки и последующей реализации данного проекта. Рекомендуют привлекать к разработке проекта антикоррупционной политики работников организации. Данное действие требует обеспечения информирования работника об участии в подготовке проекта. Проект политики можно размещать на сайте организации, информационных стендах и т.п. Возможно также проведение консультаций и очных обсуждений.
Доведение информации до работника о принятом правовом документе в сфере борьбы с коррупцией является обязательным условием для внедрения и проведения данной политики. Утвержденную антикоррупционную политику можно доводить до сведения работников при помощи оповещения с использованием электронной почты. Необходимым условием является обеспечение свободного доступа работника к тексту политики, например при помощи размещения, на корпоративном сайте организации. Одним из рекомендуемых условий является наличие «переходного периода» от времени приема антикоррупционной политики и до начала ее действия, что позволит работникам организации обучиться новым стандартам поведения, процедурам и правилам.
Процесс реализации предусмотренных данной политикой мер имеет свои особенности.
Утвержденную политику необходимо применять в процессе деятельности организации на протяжении всего времени работы. Важным является поддержка мероприятий антикоррупционной политики непосредственным руководством организации и всеми управленческим уровнями. Руководителю организации необходимо демонстрировать личный пример соблюдения стандартов поведения, а также быть гарантом выполнения в организации процедур и правил, введенных антикоррупционной политикой [1].
Внедрение и реализация антикоррупционной политики предусматривает проведение последующего анализа ее применения и периодического пересмотра, как на уровне государства, так и на уровне организации. Ответственное лицо или структурное подразделение, которое проводит реализацию антикоррупционной политики, может с некоторой периодичностью представлять руководству соответствующие отчеты. При возникновении сомнений в эффективности реализации антикоррупционной политике, в ее вносят дополнения или изменения.
Антикоррупционная политика может пересматриваться или изменяться и в иных случаях, которыми является внесение изменений в ТК РФ и иные правовые акты в сфере противодействия коррупции, изменение организационной и правовой формы данной организации и т.д. [2].
Антикоррупционная политика организации требует включения в себя перечня мероприятий, которые планируются реализовывать-ся организацией для противодействия и предупреждения коррупции. Количество и содержание данных мероприятий может быть различным в зависимости от возможностей и потребностей организации. Примерный перечень антикоррупционных мероприятий, которые можно реализовать в организации: 1) нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений, содержит в себе следующие мероприятия; 2) разработка и внедрение специальных антикоррупционных процедур; 3) обучение и информирование работника; 4) обучение соответствия внутреннего аудита и контроля организации требованиям антикоррупционной политики организации.
Привлечение экспертов, как способ про-
тиводействия коррупции, выполняет: периодический внешний аудит и привлечение независимых экспертов со стороны во время осуществления хозяйственной деятельности и организации антикоррупционных мер. Оценка результатов проведенной антикоррупционной работы и распространение отчетного материала учитывается проведение регулярной оценки результата работы по противодействию коррупции, приготовление и распространение отчетных материалов о проведенной работе, и результаты в данной сфере.
Рассматривая проделанную законодателями в последние годы работу, можно выделить несколько ключевых рекомендаций, отсутствие которых вызывает недостаточную эффективность всей проводимой работы. Существует необходимость разработки критериев эффективности реализации антикоррупционной политики.
Отдельно необходимо сказать о необходимости повышения правовой культуры населения. В правовое поле было введено понятие иска по защите интересов неопределенной группы лиц по коррупционному делу, что дает возможность общественной организации выступать в защиту неопределенных лиц, которые пострадали от коррупции. На данный момент лишь некоторые субъекты Российской Федерации имеют отдельные законодательные акты,
Библиография:
которые содержат в себе меры, направленные на повышение правовой культуры и правосознания населения, применение которых не обеспечивается финансовыми и организационными ресурсами.
Рост эффективности антикоррупционного мониторинга средствами информационных технологий прямо связан с обоснованных методов анализа и оценки коррупционных проявлений, широты используемых источников данных, что повышает репрезентативность результатов. Успешная стратегия в борьбе с коррупцией должна включать в себя совокупность работы в структуре государства и общества. Невозможно победить коррупцию без участи самого общества и его институтов.
Выводы. Таким образом, результаты исследования позволяют отметить пути совершенствования антикоррупционного законодательства: организации процедур и правил, введенных антикоррупционной политикой, повышение правовой культуры, использование международного опыта. Результаты исследования могут быть полезны всем интересующимся проблемами антикоррупционного законодательства. Перспективы дальнейших исследований составляет вопросы изучения передового отечественного опыта правового регулирования антикоррупционной деятельности.
1. Антикоррупционная политика / [ред. А.В. Малько] [и др.]/ Справочник. - М., 2006. - 239с.
2. Антикоррупционная политика / [ред. Г.А. Сатарова] [и др.]/ Учебное пособие. - Москва: Фонд ИНДЕМ, 2004. - 367с.
3. Астанин В.В. Антикоррупционный мониторинг в Российской Федерации: цели, задачи и содержание / В.В. Астанин // Российская юстиция. - 2010. - № 7. - С. 2-4.
4. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств № 31 -20 "О новой редакции модельного закона "О противодействии коррупции". [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic12/texxt811.htm
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156929