Научная статья на тему 'Проблемы социокультурной модернизации Забайкальского края в контексте его приграничной специфики'

Проблемы социокультурной модернизации Забайкальского края в контексте его приграничной специфики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
245
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Забайкальский край / социокультурная модернизация / приграничный регион / Transbaikal region / socio cultural modernization / cross border region

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колпакова Татьяна Владимировна

Представлен анализ проблем, препятствующих социокультурной модернизации Забайкальского края. В соответствии с ме-тодикой оценки уровня модернизации территории Центром исследования модернизации Китайской АН и на основании расчетовЦентра изучения социокультурных изменений Российской АН обосновано, что Забайкальский край по уровню модернизации зани-мает позицию ниже среднероссийского показателя. При этом уровень первичной модернизации края соответствует фазе зрелости,а уровень вторичной модернизации находится на начальной стадии, демонстрируя диффузионное проникновение в процесс пер-вичной модернизации, незавершенность которой блокирует возможность дальнейшего развития вторичной модернизации. Вы-явлены факторы, препятствующие социокультурной модернизации Забайкальского края. Они условно могут быть разделенына социально-экономические (низкий уровень развития промышленности и инфраструктуры, ресурсная направленность экономи-ки, слабый потенциал инновационного развития, низкая инвестиционная привлекательность) и социокультурные (низкий показа-тель качества жизни населения, высокий уровень преступности, демографический кризис, низкий уровень взаимодействия регио-нальной власти и народа, недоверие населения власти). Делается вывод о том, что необходима разработка эффективной страте-гии модернизации Забайкальского края, которая бы в полной мере учитывала его региональную специфику и региональные пре-имущества, среди которых одним из основных является наличие государственной границы с КНР и преимущества приграничногоположения. Кроме того, отмечается, что достижение данной цели потребует включения Забайкальского края в программу «Социо-культурная эволюция России и ее регионов», составления социкультурного портрета региона согласно методике ЦИСИ РАН с ееадаптацией к специфике края, а также с учетом субъективного представления жителей Забайкалья об их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колпакова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIO CULTURAL MODERNIZATION OF TRANSBAIKAL REGION IN TERMS OF ITS CROSS BORDER SPECIFIC

The paper explains the problems that put obstacles in the way of socio-cultural modernization of Transbaikal region. According to the methodology of assessing the level of modernization of the Center for Modernization Studies of the Chinese Academy of Sciences and calculations of the Centre of studying socio-cultural changes of the Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences it is proved that the level of modernization of Transbaikal region takes a position below the national average. The level of the primary modernization corresponds to a phase of maturity and the level of the secondary modernization is at an early stage, it is demonstrating the diffusion process of entry into the primary modernization, incompleteness of which blocks the further development of the secondary modernization. The factors affecting the socio-cultural modernization of Transbaikal region are defined. They can be conditionally divided into the socio-economic factors (low level of industrial development and infrastructure, resource-based economy, weak capacity of innovation, low investment attractiveness) and socio-cultural factors (low quality of life, high crime rate, demographic crisis, a low level of cooperation between the regional authorities and people, distrust to the authorities). The author concludes that it is necessary to develop an effective strategy for modernization of Transbaikal region, which would fully take into account regional specificities and regional advantages, the main one among which is the border with China and advantages of cross-border position. In addition, it is noted that the achievement of this goal will require the inclusion of Transbaikal region into the program "Socio-cultural evolution of Russia and its regions", forming the socio-cultural portrait of the region according to the methodology of the Centre of studying socio-cultural changes of RAS with its adaptation to the specifics of the region, taking into account the subjective idea of Transbaikalia citizens about their lives .

Текст научной работы на тему «Проблемы социокультурной модернизации Забайкальского края в контексте его приграничной специфики»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 129-134. УДК 316.422

ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ПРИГРАНИЧНОЙ СПЕЦИФИКИ1

PROBLEMS OF SOCIO CULTURAL MODERNIZATION OF TRANSBAIKAL REGION IN TERMS OF ITS CROSS BORDER SPECIFIC

Т.В. Колпакова

T.V. Kolpakova

Забайкальский государственный университет, Чита Transbaikal State University, Chita

Статья поступила в редакцию 10 июля 2015 г.

Представлен анализ проблем, препятствующих социокультурной модернизации Забайкальского края. В соответствии с методикой оценки уровня модернизации территории Центром исследования модернизации Китайской АН и на основании расчетов Центра изучения социокультурных изменений Российской АН обосновано, что Забайкальский край по уровню модернизации занимает позицию ниже среднероссийского показателя. При этом уровень первичной модернизации края соответствует фазе зрелости, а уровень вторичной модернизации находится на начальной стадии, демонстрируя диффузионное проникновение в процесс первичной модернизации, незавершенность которой блокирует возможность дальнейшего развития вторичной модернизации. Выявлены факторы, препятствующие социокультурной модернизации Забайкальского края. Они условно могут быть разделены на социально-экономические (низкий уровень развития промышленности и инфраструктуры, ресурсная направленность экономики, слабый потенциал инновационного развития, низкая инвестиционная привлекательность) и социокультурные (низкий показатель качества жизни населения, высокий уровень преступности, демографический кризис, низкий уровень взаимодействия региональной власти и народа, недоверие населения власти). Делается вывод о том, что необходима разработка эффективной стратегии модернизации Забайкальского края, которая бы в полной мере учитывала его региональную специфику и региональные преимущества, среди которых одним из основных является наличие государственной границы с КНР и преимущества приграничного положения. Кроме того, отмечается, что достижение данной цели потребует включения Забайкальского края в программу «Социокультурная эволюция России и ее регионов», составления социкультурного портрета региона согласно методике ЦИСИ РАН с ее адаптацией к специфике края, а также с учетом субъективного представления жителей Забайкалья об их жизни.

The paper explains the problems that put obstacles in the way of socio-cultural modernization of Transbaikal region. According to the methodology of assessing the level of modernization of the Center for Modernization Studies of the Chinese Academy of Sciences and calculations of the Centre of studying socio-cultural changes of the Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences it is proved that the level of modernization of Transbaikal region takes a position below the national average. The level of the primary modernization corresponds to a phase of maturity and the level of the secondary modernization is at an early stage, it is demonstrating the diffusion process of entry into the primary modernization, incompleteness of which blocks the further development of the secondary modernization. The factors affecting the socio-cultural modernization of Transbaikal region are defined. They can be conditionally divided into the socio-economic factors (low level of industrial development and infrastructure, resource-based economy, weak capacity of innovation, low investment attractiveness) and socio-cultural factors (low quality of life, high crime rate, demographic crisis, a low level of cooperation between the regional authorities and people, distrust to the authorities). The author concludes that it is necessary to develop an effective strategy for modernization of Transbaikal region, which would fully take into account regional specificities and regional advantages, the main one among which is the border with China and advantages of cross-border position. In addition, it is noted that the achievement of this goal will require the inclusion of Transbaikal region into the program "Socio-cultural evolution of Russia and its regions", forming the socio-cultural portrait of the region according to the methodology of the Centre of studying socio-cultural changes of RAS with its adaptation to the specifics of the region, taking into account the subjective idea of Transbaikalia citizens about their lives .

Ключевые слова: Забайкальский край, социокультурная модернизация, приграничный регион.

Key words: Transbaikal region, socio cultural modernization, cross border region.

Введение. В условиях все возрастающей конкуренции между различными государствами - акторами системы международных отношений - особую значимость приобретает успешность реализации модернизационных процессов. Именно от способности государ-

ства модернизировать все сферы своей жизнедеятельности, привести их в соответствие требованиям времени сегодня зависит его дальнейшее развитие, возможность занять достойное место на международной арене, а также усилить внутренние позиции.

1 Работа подготовлена в рамках научного исследования «Перспективы развития приграничных регионов РФ в контексте соразвития с КНР (на примере Байкальского региона РФ и Северо-Восточного региона КНР)», поддержанного Советом по грантам Президента РФ МК-4300.2014.6.

© Т.В. Колпакова, 2015

130

Т.В. Колпакова

Особую актуальность исследование модернизационной проблематики имеет для России, которая, все еще переживая последствия кризиса 1990-х гг., значительно отстает от быстро прогрессирующей развитой части современного мира. Для Российской Федерации осуществление модернизации усложняется проблемой несбалансированности развития ее внутренних регионов. Разрыв между условиями жизни населения, различия геоэкономической, политической, экологической и других подсистем организации жизнедеятельности регионов России обусловливают необходимость научной рефлексии именно регионального аспекта модернизации, выявления ключевых характеристик, определяющих как способствующие, так и препятствующие модернизации отдельных регионов страны факторы.

Данная работа посвящена анализу проблем модернизации Забайкальского края, одной из основных характеристик которого является его приграничное положение. Близость к динамично развивающемуся Китаю особенно отчетливо проявляет асимметрию уровня социально-экономического развития российских и китайских приграничных регионов. В данной связи особую значимость приобретает разработка эффективной стратегии модернизации региона, призванной стать решением проблемы отставания развития российского приграничья.

Обзор литературы. В современной научной литературе проблема модернизации представлена достаточно широко, сформирован ряд подходов к ее исследованию. Так, А.С. Ахиезер, Г.Г. Дилигенский, Н.И. Лапин и др. рассматривают проблему модернизации с позиций социокультурного подхода. Работы А.Б. Береловича, М.К. Горшкова, Р. Инг-лехарта и др. посвящены трансформациям системы ценностей общества в процессе социокультурной модернизации. Проблема социокультурной модернизации современной России и ее регионов представлена в работах Л.А. Беляевой, А.А. Когая, Н.И. Лапина, Я.А. Пляйса и др.

Методы исследования. Следует отметить, что особое место в комплексе работ, посвященных проблемам социокультурного развития России, занимают исследования Центра изучения социокультурных изменений (ЦИСИ) Института философии РАН под руководством Н.И. Лапина. В рамках реализации программы «Социокультурная эволюция России и ее регионов» была разработана методика составления социокультурно-

го портрета региона (уже создано около 30 портретов регионов). В настоящее время в центре внимания участников проекта находится проблема социокультурной модернизации. Однако, несмотря на то, что программа реализуется уже десять лет и охватывает большое число регионов различных федеральных округов Российской Федерации, Забайкальский край до настоящего времени не входил в число объектов исследования. Безусловно, в целом ряде исследований, посвященных социокультурному аспекту развития Забайкалья (В.А. Абрамова [1], Н.А. Абрамовой [2], Т.Н. Кучинской [3] и др.), применялись отдельные методы и результаты, представленные в монографиях и статьях участников вышеназванной программы, но комплексного исследования со сбором статистических данных, составлением социокультурного портрета Забайкальского края не проводилось.

Гипотеза. Настоящая работа представляет собой социально-философский анализ проблемы, обобщающий разрозненные сведения о проблемах социокультурной модернизации региона, и объективно подтверждающий необходимость включения Забайкальского края в программу «Социокультурная эволюция России и ее регионов». Проведение данного исследования, с одной стороны, позволит расширить уже полученные данные о социокультурном развитии регионов России, дополнив их спецификой российскокитайского приграничья; с другой стороны, проведение подобных научных изысканий будет иметь очень большое значение для принятия управленческих решений, повышения их эффективности, разработки стратегии социокультурной модернизации края.

Результаты исследования. В современных исследованиях подчеркивается тот факт, что сегодня модернизация уже не может пониматься лишь как процесс перехода от традиционного общества к современному, содержание понятия эволюционирует, раскрывая многозначность и сложность модернизации как процесса коренных трансформаций цивилизационного характера внутри отдельных государств, обусловленных потребностями общественного развития, достижениями в научно-технической сфере, усилением конкуренции между регионами и странами мира. При этом выделяют три составляющих процесса модернизации: социокультурную, суть которой заключается в формировании и закреплении в обществе системы ценностей, ядром которой является че-

Проблемы социокультурной модернизации Забайкальского края...

131

ловек как личность; индустриальную, означающую развитие промышленности как основу экономического роста; информационно-когниционную, предполагающую переход к информационному типу общества. Согласованное осуществление всех трех типов модернизации позволяет говорить о переходе на качественно более высокий уровень цивилизационного развития [4].

Согласно признанной сегодня в социологии и других сферах научного познания методике измерения уровня модернизации, разработанной Центром исследований модернизации Китайской академии наук [5], всемирную модернизацию разделяют на три стадии: первичная модернизация, учитывающая экономическую, социальную сферы, а также сферу знаний; вторичная модернизация, учитывающая такие сферы, как инновации в знаниях, трансляция знаний, качество жизни и качество экономики; интегрированная стадия модернизации, при которой осуществляется скоординированное развитие первичной и вторичной стадий.

На основе методики китайских ученых специалистами ЦИСИ РАН были осуществлены расчеты индекса модернизации не только для Российской Федерации, но и для вех 83 ее субъектов. Согласно данным за 2010 г. индекс первичной модернизации Забайкальского края равен 96, что соответствует стадии зрелости (всего выделяют 4 стадии: начало, рост, зрелость, переход к вторичной модернизации), индекс же вторичной модернизации в крае составляет лишь 58 и соответствует начальной фазе [6, с. 11].

Рассмотрим факторы, обусловливающие данную позицию Забайкальского края в рейтинге вовлеченности регионов России в процессы модернизации.

Согласно рейтингу социально-экономического развития регионов РФ за 2013 г. Забайкальский край занимает лишь 64 место [7]. По данным рейтинга регионов России по качеству жизни, опубликованному в 2013 г. группой РИА Новости, рейтинговый балл Забайкальского края по уровню доходов населения составил 24,4, что соответствует 68 месту среди регионов РФ [8, с. 18], по объему ВРП на душу населения край занимает 54 позицию с показателем в 220 тыс. рублей [9]. Регион также характеризуется низким уровнем инвестиционной привлекательности (51 место) и высоким показателем инвестиционного риска (72 место) [10].

Поскольку базисом процесса первичной модернизации является экономическое раз-

витие, основанное на индустриализации, то низкий уровень развития промышленности (менее 20 % в структуре ВРП) обусловливает позицию Забайкальского края лишь на стадии зрелости. Социальные факторы также подтверждают данную позицию. Так, младенческая смертность в крае по данным за 2013 г. составила 8,8, по этому показателю Забайкальский край занимает 53 место среди регионов России [7], невысок и показатель ожидаемой продолжительности жизни - 66 лет. В целом же по группе показателей «Здоровье населения и уровень образования» Забайкальский край занимает лишь 67 позицию по стране [8, с. 39]. Позицию ниже средней по России занимает Забайкалье и по значению одного из ключевых показателей вторичной модернизации - российского регионального инновационного индекса (61 место), входя в предпоследнюю третью группу [11, с. 18].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Забайкальский край еще далек от завершения первичной и переходу ко вторичной модернизации. При этом начальная стадия вторичной модернизации края означает лишь диффузное проникновение некоторых ее элементов, которое не способно повысить качество модернизации до уровня вторичной. Другими словами, в Забайкальском крае сохраняется развитие первичной модернизации без перехода ее в стадию вторичной [4].

Подобная ситуация характерна не только для Забайкальского края, но и еще для 41 региона России. Данный факт обусловливает необходимость разработки адресных региональных стратегий модернизации с учетом специфики каждого отдельного субъекта РФ с определением конкретных социокультурных факторов, способствующих или препятствующих их реализации.

Что касается Забайкальского края, то его стратегическая значимость для страны определяется выгодным экономико-географическим положением, богатыми запасами природных ресурсов, близостью к динамично развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона. В данной связи следует признать, что сложившаяся сегодня в крае кризисная ситуация не только тормозит процесс развития самого региона, но и препятствует реализации стратегических интересов Российской Федерации, прежде всего на азиатском направлении его внешнеполитического курса.

В контексте анализа проблем социокультурной модернизации Забайкальского

132

Т.В. Колпакова

края представляется значимым выявление и анализ факторов, препятствующих безопасному устойчивому развитию региона, его модернизации.

Одним из базовых критериев стратегии региональной модернизации сегодня являет-

ся качество жизни населения, определяющее уровень его социального самочувствия. По данному показателю забайкальский край в 2013 г. занял 74 место среди 83 регионов РФ (табл. 1) [7].

Таблица 1

Забайкальский край в рейтинге регионов РФ по качеству жизни, 2013 г.

Критерий Место среди регионов РФ

Уровень доходов 68

Жилищные условия 75

Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры 56

Экологические и климатические условия 63

Безопасность проживания 37

Демографическая ситуация 41

Здоровье и образование населения 67

Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры 67

Уровень экономического развития 54

Развитие малого бизнеса 73

Как видно из таблицы, по уровню доходов Забайкальский край занимает 68 позицию, средний размер заработной платы при этом в 2013 г. составил 27 279,4 рублей. Очень низкую позицию край занимает и по уровню жилищных условий населения - 75 место.

Несмотря на сравнительно неплохой показатель демографической ситуации, данная проблема в регионе является очень серьезной. В конце XX - начале XXI вв. в связи с изменением политической и экономической ситуации в стране произошли резкие нарушения в социально-экономическом развитии За-

байкальского края. Это привело к снижению уровня жизни населения и, как следствие, к сокращению его численности: уменьшилась рождаемость, увеличилась смертность, усилился и миграционный отток людей (табл. 2). Данная тенденция объясняется отсутствием перспективной работы, низким уровнем средней заработной платы, отсутствием позитивных изменений в уровне социально-экономического развития региона, удаленностью от центра, а также желанием, особенно молодого поколения, реализовать свои возможности в новых условиях социальной среды.

Таблица 2

Общие итоги миграции населения в Забайкальском крае, чел. [12]

Показатель Год

2010 2011 2012 2013 2014

Число прибывших 19298 25451 27770 27069 29336

Число выбывших 24180 34731 35376 35623 36078

Миграционный прирост (убыль) -4882 -9280 -7606 -8554 -6742

При этом следуем понимать, что подобная тенденция оттока населения напрямую влияет на качество человеческих ресурсов, так как уезжают, как правило, люди, имеющие достаточно высокий уровень образования, а на смену им приезжают гораздо менее квалифицированные мигранты. Кроме того, край характеризуется высокой смертностью и низкой рождаемостью. Очевидно, что подобная ситуация оказывает негативное воздействие на социально-экономическое раз-

витие региона: снижаются темпы роста валового регионального продукта, возникает дефицит трудовых ресурсов, усиливается социальная напряженность, что, в свою очередь, замедляет процесс модернизации.

Еще одной проблемой, препятствующей завершению процесса первичной модернизации и вступлению края в фазу вторичной, является низкий уровень развития промышленности в Забайкалье. В данной связи нельзя не отметить такие факторы, как ресурсно-

Проблемы социокультурной модернизации Забайкальского края...

133

ориентированную модель экономики и близость к экономически более развитому Китаю, низкая цена продукции которого обусловливает нерентабельность организации собственного производства. В результате происходит резкое снижение доли обрабатывающей промышленности в ВРП, приоритетное положение сохраняют лишь добывающая отрасль и отрасль первичной переработки природных ресурсов, тогда как соседние динамично развивающиеся страны, прежде всего КНР, используя недорогое сырье низкого уровня обработки развивают высокие промышленные технологии и производят продукцию с высокой добавленной стоимостью.

К социально-экономическим факторам, тормозящим модернизацию региона, следует также отнести отсутствие необходимой инфраструктуры и низкий уровень инвестиционной привлекательности края, высокий уровень криминогенности.

Другим фактором, оказывающим серьезное негативное влияние на модернизацию Забайкальского края, является сложившаяся в регионе ситуация крайне низкого уровня взаимодействия краевых властей и народа, недоверие власти. Данная мысль может быть подтверждена целым рядом конкретных примеров. Так, в результате непрофессиональных действий регионального министерства финансов сотрудники бюджетных организаций, финансируемых из краевого бюджета, в течение двух месяцев (январь-февраль 2015 г.) не получали заработную плату, была приостановлена выплата детских пособий многодетным семьям. В настоящее время прокуратурой Забайкальского края инициирована проверка фактов по данному делу. Серьезное недовольство населения вызвало также решение губернатора края К.К. Ильковского об отмене ряда льгот и социальных выплат жителям края. Широкий общественный резонанс получил вопрос о смене часового пояса и приравнивания края к Иркутской области. Значительно повлияла на доверие народа к власти ситуация с лесными пожарами, распространившимися в крае весной 2015 г., когда было уничтожено более 200 тыс. га леса, полностью сгорели несколько дачных поселков, многие семьи лишились жилья, не обошлось и без человеческих жертв. Последним по хронологии прецедентом, также вызвавшим резкое осуждение народа, стал договор о сдаче в аренду предпринимателям из КНР 115 тыс. га земли в Забайкальском крае

сроком на 49 лет. В результате, согласно социальному опросу, сегодня менее 10 % жителей края доверяют действующему губернатору Забайкальского края К.К. Ильковско-му [13], который по итогам мая-июня 2015 г. опустился на последнюю строчку национального рейтинга глав регионов [14].

Заключение. Подводя итог, следует отметить, что процесс модернизации Забайкальского края не только значительно отстает от ведущих регионов России, но находится существенно ниже среднероссийского уровня модернизации, находясь на стадии зрелости первичной модернизации и начальном этапе вторичной, дальнейшее развитие которой невозможно без завершения первичной модернизации и вступления в ее переходную фазу. Основными причинами, сдерживающими сегодня социокультурную модернизацию края являются: низкий уровень социально-экономического развития, обусловленный слаборазвитым промышленным сектором, ресурс-но-ориентированнной моделью экономики, недостаточно развитой инфраструктурой, низкой инвестиционной привлекательностью; низкие, по сравнению со средними по стране, показатели качества жизни населения, демографический кризис, высокий уровень преступности, недоверие народа власти. Совокупность всех этих факторов обусловливает сложившуюся в крае кризисную ситуацию, которая требует принятия конкретных эффективных мер, направленных прежде всего на улучшение качества жизни населения, восстановление доверия к власти. Однако разработка эффективной стратегии модернизации региона представляется невозможной без всесторонней научной рефлексии данной проблемы, для чего необходимо включение Забайкальского края в программу ЦИСИ РАН «Социокультурная эволюция России и ее регионов», составление его социокультурного портрета. Дальнейшее исследование проблем социокультурной модернизации Забайкальского края потребует также проведения социологических опросов, поскольку реальная картина не может быть составлена лишь на основе статистических данных без учета субъективного представления населения о своей жизни.

Что касается социально-экономического развития края, то оно, безусловно, в первую очередь требует больших инвестиций в развитие промышленности и логистической сферы, при этом обязательно должна быть учтена специфика приграничного положе-

134

Т.В. Колпакова

ния региона. Забайкальский край, непосредственно граничащий с Китайской народной Республикой, обладает в этом плане большим потенциалом. Забайкальский край обладает всеми конкурентными преимуществами, необходимыми для всестороннего поступательного развития: выгодное экономико-географическое положение, в том числе кратчайшие транспортные маршруты в страны Тихоокеанского региона; колоссальные запасы природных ресурсов; наличие перспективных туристических активов; близость к крупнейшим туристическим рынкам мира. Сотрудничество региональных экономик России и Китая на принципах взаимодополняемости и взаимной выгоды позволит сократить высокую степень неоднородности и фрагментации экономического пространства региона, что, в свою очередь, будет способствовать активизации модернизационного процесса. 1 2 3 4

1. Абрамов В. А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения : монография. - М. : Восточная книга, 2010. -240 с.

2. Абрамов В. А., Абрамова Н. А. Ценностный потенциал китайского «могущественного культурного государства» в проекциях глобального развития. - М. : Восточная книга, 2014. - 256 с.

3. Кучинская Т. Н. Архитектоника социокультурного пространства Китая в условиях транснационального межкультурного взаимодействия РФ и КНР : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Чита, 2013. - 42 с.

4. Лапин Н. И. Стадии и уровни модернизации регионов России // Система информационно-аналитических ресурсов по инновационной и технологической тематике. -URL : http://wwwinndub.info/wp-content/up-loads/2012/08/лапин.doc (дата обращения: 10.06.2015).

5. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010): пер. с англ. / под общ. ред. Н. И. Лапина; предисл. Н. И. Лапин, Г. А. Тосунян. - М. : Весь Мир, 2011. -256 с.

6. Лапин Н. И. Измерение модернизации российских регионов и социокультурные факторы ее стратегии // Социс. - 2012. -№ 9. - С. 4-24.

7. Рейтинг социально-экономического

положения субъектов РФ по итогам 2013 г. // РИА Рейтинг. - URL : http://www.riarating.ru/ infografika/20140523/610617608.html (дата

обращения: 25.06.2015).

8. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни. - М. : РИА Рейтинг, 2013. - 52 с.

9. Объем и динамика валового регионального продукта // Забайкалкрайстат. -URL : http://www.chita.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_ts/chita/ru/statistics/grp/ (дата обращения: 25.06.2015).

10. Инвестиционная привлекательность регионов 2013: акцент на инфраструктуру. -URL : http://www.raexpert.ru/ratings/regions/ 2013 (дата обращения: 12.01.2015).

11. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 3 / под ред. Л. М. Гохберга. - М. : НИУ ВШЭ, 2015. - 248 с.

12. Федеральная служба государственной статистики. - URL : http://www.gks.ru/ (дата обращения: 11.10.2013).

13. Менее 10 % жителей Читы доверяют губернатору Константину Ильковскому -соцопрос. - URL : http://www.news.chita.ru/ 71791/?pg=3 (дата обращения: 26.06.2015).

14. Национальный рейтинг губернаторов. - URL : http://www.russia-rating.ru/info/ 5773.html (дата обращения: 07.07.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.