УДК 36
Копылова Д.В. магистрант 3 курса кафедра региональной и муниципальной экономики ФГБОУВО Уральский государственный экономический университет научный руководитель: Анимица Е.Г., д.г.н.
профессор РФ, г. Екатеринбург ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению проблем органов социальной защиты детей в Российской Федерации. В ней рассмотрены и проанализированы ключевые экономические показатели, характеризующие уровень благосостояния социально не защищенных семей с детьми.
Ключевые слова:
социальная защита, население, социальное обеспечение, государственная программа, компенсация.
Annotation:
The article is devoted to problems of social protection of children in the Russian Federation. It describes and analyzes key economic indicators characterizing the welfare of the socially vulnerable families with children.
Keywords: social protection, population, social security, government program, compensation.
Цена вопроса здоровья нации зависит от благополучного развития подрастающего поколения. Ведь дети это наше будущее. И от того как мы будем реагировать на ускоряющийся темп жизни, обуславливающий среду, и сознание детей, а также условия, которые мы создаем для жизни и развития их, как личности. Будет зависеть сценарий развития, как детей, семей, так и страны в целом.
На сегодняшний момент остро стоит вопрос института семьи. Ведь именно изначально в семье ребенок получает нормы поведения, культуры, традиций, воспитания. Но условия воспитания детей не всегда зависят лишь от родителей, их формирует и государство в лице организаций и учреждений, которые в свою очередь имеют властные полномочия, регламентирующие политику страны в сфере воспитания.
Политические интересы в сфере воспитания государство осуществляет
через:
1)определение концепции социальной защиты и выработки стратегии, программ для ее реализации;
2)формирование законодательной и правовой базы, для организаций
которые определены в состав социальной защиты с учетом регламента ее функционирования.
3)социальное обеспечение - выделение и привлечение материальных и финансовых и других личностных ресурсов субъектов Российской Федерации, для реализации поставленных целей и задач.
Во многих словарях термин социальная защита трактуется по -разному. Но все авторы выделяют основные критерии, которые характеризуют его, как единую систему мероприятий и мер, предпринимаемых государством и общественностью с целью защиты (заботы) граждан, которые нуждаются по объективным причинам в помощи и содействии.
Самой не защищенной и уязвимой категорией граждан, которые нуждаются в социальной защите являются несовершеннолетние граждане, т.е дети. Государство старается уделять большое внимание по решению вопросов социальной защиты детей, но существует ряд противоречий и нерешенных проблем в этой области.
В противоречие вступает социальное обеспечение - пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Оно выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком, находясь в отпуске по уходу за ребенком. А данный отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет, в свою очередь пособие выплачивается лишь до полутора. В период от полутора до трех лет выплачивается не пособие, а ежемесячная компенсация в размере 50 рублей. Как обеспечивать родителям детей на данную сумму? Компенсация чего соразмерна 50 рублям? Остаются одни вопросы. При этом величина прожиточного минимума на ребенка в возрасте до 15 лет в 2016 году составила 9677 рублей.
В России действующее законодательство предусматривает прекращение выплаты пособия на содержание ребенка, если ему исполняется 1,5 года. Соответственно ребенок должен быть обеспечен местом в дошкольном учреждении, что весьма проблематично, в связи с нагрузкой на детские учреждения. Более того общая очередь предоставления мест в дошкольные учреждения детям, достигших 3 -х летнего возраста до сих пор остается не обеспеченной до конца. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в 2016-2017 учебном году власти оставили без учета поправки о денежной компенсации родителям, чьи дети не попали в детское дошкольное учреждение до 3 лет. Регионы, которые вправе сами назначить данную компенсацию, и сделали это, входят в немногочисленную группу: г.Киров, г.Пермь, г.Красноярск, г.Липецк, г.Самара, г.Томск, Ямало-Ненецкий АО, г.Ярославль, Ханты -Мансийский автономный округ, Смоленская область , г.Березники (Пермский край).
Остается актуальной на сегодняшний день социальная защита детей, в условиях экономического кризиса, со стремительно развивающимся информационным пространством и его доступностью.
К наиболее неблагоприятным явлениям в этой сфере можно отнести следующие:
Происходит незначительное увеличение числа детей: за период с 2010 по 2016гг. численность этой группы населения достигла лишь уровня 2002 г и составила 263600 тыс. человек. По прогнозам Федеральной службы государственной статистики в период до 2030г. возрастет вероятность старения общества. При этом сегмент выделенный лицам моложе трудоспособного возраста уменьшится (при низком варианте прогноза), либо останется на прежнем уровне (при среднем варианте прогноза);
- высоким остается число детей и подростков, состоящих на учете в медицинских учреждениях в связи со злоупотреблением алкоголем и наркотическими веществами. Все это на фоне низкого уровня жизни многих российских семей способствует росту детской и подростковой преступности;
- В два раза возросло число зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних в части «злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», начиная с 2008 г 35381 преступлений до 74228 в 2015 г.
- Возрос процент детей в возрасте до 16 лет, в отношении которых имеется задолженность с выплатами, назначенными по решению суда (в процентах к общей численности детей, в соответствующей группе) в виде алиментов в 2011 г.20,2% до 21,9% в 2015г.
Отмечается, что более шести ста тысяч детей проживает и воспитывается в семьях, где отсутствует один из родителей, и это обуславливает уровень, как их материальной обеспеченности, так и уровень контроля и попечительства над ними.
Не меняется с течением времени и довольно критическая ситуация в материально-техническом обеспечении, инфраструктуре, и изношенности зданий детских домов и школ-интернатов.
Ценностные ориентации детей и подростков во многом определяются уровнем материального положения их семей. Между тем положение многих российских семей, имеющих детей, в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. Сегодня многодетные семьи, одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, студенческие семьи, как правило, находятся на самой низкой ступени по размеру реальных доходов, принадлежат к беднейшим слоям общества. Для абсолютного большинства семей с детьми основным источником доходов остается заработная плата. Ни о каких сбережениях не приходится говорить. Большинство таких семей имеют дебиторскую задолженность по кредитам и займам.
В доходах многодетных семей, а отчасти во многих - и основную, занимают детские пособия. Так как детские пособия проходят индексацию в меньшей степени, по сравнению с пенсиями, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении благодаря инфляции выделяемых средств из бюджета. Например, размер ежемесячного пособия, установленный государством на одного ребенка, которое сегодня получают более 70% семей с детьми, составляет всего около 3,5% от стоимости прожиточного минимума на одного ребенка.
Структура потребительских расходов домохозяйств с детьми, в которой доля расходов на питание занимает от трети до почти половины всех расходов, свидетельствуя о невысоком уровне жизни таких семей, причем данный показатель растет с увеличением числа детей. Для многодетных семей также характерен заметно более низкий уровень потребления непродовольственных товаров, в особенности товаров длительного пользования.
Подводя итоги можно сказать, что семьи, имеющие трех и более детей, находятся на экстремальном уровне риска и глубины бедности. Семьи, где отсутствует один из родителей (неполные семьи) также составляют уязвимую часть населения с точки зрения бедности. Исследования аналитиков показывают, что неблагоприятные социально-экономические и психологические условия, спровоцировали отказ части семей от рождения детей, что привело на сегодняшний день к демографическому кризису. Меры, принимаемые российским правительством в направлении поддержки семьи и женщин, которые имеют двух и более детей «материнский капитал», увеличение максимального размера пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком и др., уже принесли положительные результаты и в дальнейшем также будут в некоторой степени способствовать росту рождаемости в нашей стране, однако для преодоления демографического кризиса необходимы комплексные действия.
Любая стратегия, направленная на сокращение числа семей с детьми находящихся в бедственном положении должна представлять собой сочетание двух направлений социально-экономической политики, как увеличение доходов семей, находящихся в репродуктивном возрасте. Так и содействие государства и муниципальных властей в развитии программ адресных социальных выплат для детей из семей, находящихся за чертой бедности.
Использованные источники:
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. - М. : Маркетинг, 2001, - С. 39.
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (№159-ФЗ от21.12.96г.). - 45 с.
3. Анимица Е.Г., Новикова Н.В., Сухих В.А. Качество жизни как комплексный показатель социального развития региона // Журнал экономической теории. 2009. №1.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] [Сайт]. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 28.11.2017).