Научная статья на тему 'Социальные стандарты материнства и детства в мире и России'

Социальные стандарты материнства и детства в мире и России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
934
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ / МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО / SOCIAL STANDARDS / SOCIAL NORMS / MOTHERHOOD AND CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прохорова Ольга Владимировна

Изучена система социальных стандартов современного общества и система социальных норм и нормативов в Российской Федерации в настоящий момент. Использованы методы анализа системы поддержки материнства и детства в России, а также метод сравнительной характеристики системы поддержки материнства и детства в разных странах мира по различным критериям. В результате исследования выявлено, что в Российской Федерации одним из приоритетных национальных проектов является проект «Демография», в рамках которого существует множество программ поддержи материнства и детства как федерального, регионального, так и муниципального уровней; сравнение изучаемого вопроса в других странах мира показало, что в нашей стране одна из лучших систем поддержки материнства и детства в мире по различным критериям, при этом она постоянно расширяется и модернизируется с учетом изменений в обществе и экономике. Для сравнения исследуются европейская, азиатская, латиноамериканская государственные программы поддержки материнства и детства, которые во многом определяются текущей демографической ситуацией, уровнем экономического развития, историческими, религиозными и культурными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Прохорова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social standards of motherhood and childhood in the world and Russia

The aim of the study is to study the system of social standards of modern society and to assess the system of social norms and norms in the Russian Federation at the moment. The methods of analysis of the system of support of motherhood and childhood in Russia were used, as well as the method of comparative characteristic of the system of support of motherhood and childhood in different countries of the world according to different criteria. The study revealed that one of the priority national projects in the Russian Federation is the Demography project, which includes many programs to support mothers and children at both the federal, regional and municipal levels; and the comparison of the issue under study in other countries of the world showed that in our country one of the best systems of support of motherhood and childhood in the world according to various criteria, at the same time it is constantly expanding and modernizing taking into account changes in society and economy. For comparison, European, Asian, Latin American state programs supporting motherhood and childhood are investigated, which are largely determined by the current demographic situation, the level of economic development, historical, religious and cultural peculiarities.

Текст научной работы на тему «Социальные стандарты материнства и детства в мире и России»

УДК 364.3

О. В. Прохорова

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В МИРЕ И РОССИИ

Изучена система социальных стандартов современного общества и система социальных норм и нормативов в Российской Федерации в настоящий момент. Использованы методы анализа системы поддержки материнства и детства в России, а также метод сравнительной характеристики системы поддержки материнства и детства в разных странах мира по различным критериям.

В результате исследования выявлено, что в Российской Федерации одним из приоритетных национальных проектов является проект «Демография», в рамках которого существует множество программ поддержи материнства и детства как федерального, регионального, так и муниципального уровней; сравнение изучаемого вопроса в других странах мира показало, что в нашей стране - одна из лучших систем поддержки материнства и детства в мире по различным критериям, при этом она постоянно расширяется и модернизируется с учетом изменений в обществе и экономике. Для сравнения исследуются европейская, азиатская, латиноамериканская государственные программы поддержки материнства и детства, которые во многом определяются текущей демографической ситуацией, уровнем экономического развития, историческими, религиозными и культурными особенностями.

The aim of the study is to study the system of social standards of modern society and to assess the system of social norms and norms in the Russian Federation at the moment. The methods of analysis of the system of support of motherhood and childhood in Russia were used, as well as the method of comparative characteristic of the system of support of motherhood and childhood in different countries of the world according to different criteria.

The study revealed that one of the priority national projects in the Russian Federation is the Demography project, which includes many programs to support mothers and children at both the federal, regional and municipal levels; and the comparison of the issue under study in other countries of the world showed that in our country one of the best systems of support of motherhood and childhood in the world according to various criteria, at the same time it is constantly expanding and modernizing taking into account changes in society and economy. For comparison, European, Asian, Latin American state programs supporting motherhood and childhood are investigated, which are largely determined by the current demographic situation, the level of economic development, historical, religious and cultural peculiarities.

Ключевые слова: социальные стандарты, социальные нормы, материнство и детство.

Keywords: social standards, social norms, motherhood and childhood.

© Прохорова О. В., 2019

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3. С. 100—108.

В соответствии с Конституцией РФ Россия — это социальное государство, в котором признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации имеют весомое значение для общественного развития, безопасности, стабильности и благополучия (ст. 7 Конституции РФ). В условиях рыночной экономики именно государство берет на себя функцию социальной защиты населения. Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ (ст. 39) [1].

Социальная гарантия — это всевозможные условия и средства, которые позволяют гражданам страны пользоваться своими гражданскими правами и свободами, закрепленными в законодательных актах.

Основа государственных социальных гарантий — социальные стандар- _

ты, выражаемые в нормах и нормативах предоставления общедоступ- 101 ных, бесплатных и льготируемых социальных услуг, пособий и выплат за счет бюджета, разработанные для основных сфер жизнедеятельности гражданина, обеспечивающие высокое качество и уровень жизни населения: в здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, культуре, жилищно-коммунальной сфере, труде и отдыхе [2]. Государство устанавливает минимальные социальные стандарты: прожиточный минимум для различных категорий населения, МРОТ; пенсии и ряд социальных пособий; нормы обеспечения бесплатным образованием и медицинскими услугами; нормативы социального обслуживания престарелых, инвалидов, детей-сирот и ряда других категорий граждан; нормативы обеспечения жильем и его доступность. В идеале социальные стандарты нацелены на обеспечение «достойной жизни» всем гражданам, создание равных условий для свободного развития человека в нашей стране. Однако, несмотря на многочисленные усилия властей, в российском обществе по-прежнему существуют проблема бедности (хотя за последние 18 лет доля бедных в РФ снизилась в 2,2 раза: с 29 % от общего числа россиян, живущих за чертой бедности в 2000 г., до 13,2 % в 2018-м), низкий уровень качества жизни населения как среди работающего населения, так и среди людей пожилого возраста, низкий уровень естественного прироста. В итоге демографическая ситуация в РФ характеризуется снижением рождаемости, ростом смертности, в том числе и в молодом возрасте, от различного рода заболеваний, ростом социальной напряженности. Это свидетельствует о необходимости государственной защиты, и в первую очередь социально незащищенных слоев населения.

По данным на 1 января 2019 г. численность населения РФ составляет 146 781 095 постоянных жителей, однако, оценивая динамику численности россиян с 2000 г., можно отметить, что за 19 лет численность практически не изменилась: 2000 г. — 146,9 млн чел., 2010 г. — 142,9 млн чел., 2015 г. — 146,3 млн чел., 2019 г. — 146,8 млн чел. А вот исследование уровня естественного прироста за этот же период свидетельствует о снижении рождаемости (в 2000 г. коэффициент рождаемости в РФ составил 18,7 на 1000 тыс. чел., в 2010 г. — 12,5, в 2017 г. — 11,5, а в 2018 г. — 10,9), естественная убыль населения хоть и уменьшилась за последние 19 лет почти в 4,5 раза: с -958,5 тыс. чел. в 2000 г. до -218,4 тыс. чел. в 2018 г., но все же имеет место [8].

Поэтому постоянная численность россиян поддерживается не за счет значительного естественного прироста, а за счет миграционных процессов. Для улучшения экономической и демографической ситуации 7 мая 2018 г. президент РФ быт подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий новые федеральные национальные проекты России (13 проектов). Они разработаны по трем направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» с целью обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения качества и уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрыгтия таланта каждого гражданина [7]. Одним из первостепенных по значимости общественных институтов в любом современном обществе является институт семьи, материнства и детства, поэтому в рамках национального проекта «Демография» немалое внимание уделяется материальной поддержке семей при рождении детей (федеральные проекты «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»).

Институт материнства и детства в последние годы активно поддерживается в нашей стране. На федеральном уровне повышены размеры пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих и неработающих матерей. С 1 февраля 2019 г. минимальная сумма по уходу за первым ребенком составляет 4512 руб., в 2010 г. ее размер быт 2061 руб. Предусмотрены различные единовременные выплаты, например при рождении ребенка (17 479, 73 руб. с 1 февраля 2019 г.), при постановке на учет в ранние сроки беременности (655, 49 руб. с 1 февраля 2019 г.), при усыновлении [8]. Предусмотрена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении, повышен стандартный налоговым выгчет налогоплательщикам, у которых на содержании находятся один или несколько детей. Усилена поддержка семей с детьми путем индексации пособий по беременности и родам. С 2009 г. выплачивается материнский капитал, который можно использовать на погашение кредитов или займов, взятых на строительство или приобретение жилья, в том числе ипотечных. Размер материнского капитала в 2010 г. составлял 343 378,8 руб., в 2019 г. — 453 029 руб. С 2018 г. для поддержки малоимущих семей предусмотрены так называемые путинские выплаты по уходу за ребенком до 1,5 лет (для семей, чей доход ниже 1,5 крат прожиточного минимума в конкретном регионе, предусмотренного для трудоспособных граждан). Поддержку и содействие в приобретении жилья получают молодые семьи.

Каждыгй субъект РФ также поддерживает институт материнства и детства различными программами и проектами. Например, в Калининградской области в рамках государственной программы «Социальная поддержка населения» (последние изменения от 15 июня 2018 г.) предусмотрены подпрограммы поддержки материнства и детства «Совершенствование социальной поддержки детей и семей с детьми», «Развитие детского отдыха в Калининградской области, создание в детских оздоровительных лагерях условий для отдыгха детей всех групп

здоровья». Установлены дополнительные единовременные региональные пособия при рождении ребенка (3500 руб. при рождении первого ребенка, 7000 руб. — второго ребенка, 10 000 руб. — на всех последующих); ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка и последующих детей (10 522 руб. на детей, рожденных с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2016 г. в семье со среднедушевым доходом, не превышающим трехкратной величины прожиточного минимума на душу населения в Калининградской области); ежемесячное детское пособие (250 руб., 500 руб. одиноким матерям); субсидии на оплату коммунальных услуг до 6 месяцев для семей с низким уровнем доходов (с 2010 г.); поддержка многодетных семей (ежемесячное пособие: 3 детей — 1000 руб., 4 детей — 1500 руб., 5 детей — 2500 руб., 6 детей — 3500 руб., 7 детей — 5000 руб., 8 детей — 7000 руб., 9 детей — 9500 руб., на следующих — + 2500 руб.), студенческих семей (10 552 руб. для детей от 1,5 до 3 лет, рожденных с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.), семей с детьми-инвалидами (2000 руб. в месяц). Для многодетных семей предусмотрены единовременные выплаты на подготовку детей к школе (1500 руб. — на каждого школьника в семье с 3 — 5 детьми, 3000 руб. — на каждого школьника в семье с 6 и более детьми) [3]. Есть возможность пройти бесплатное санаторно-курортное лечение беременным женщинам в Светлогорске (с 22 марта 2019 г.) [3]. Существует и региональный материнский капитал (100 тыс. руб. — при рождении третьего или четвертого ребенка, 200 тыс. руб. — при рождении пятого или последующих детей, 1 млн руб. — при одновременном рождении трех и более детей).

Не назначаются областные пособия на детей в семьях, где оба или один из родителей трудоспособного возраста не осуществляют трудовую деятельность и не состоят на учете в службе занятости при отсутствии уважительных причин. Поэтому важно аспектом является адресность социальной помощи. С этой целью в первой половине 2019 г. планируется принятие социального кодекса, в котором будут определены основные параметры оказания именно адресной социальной помощи нуждающимся.

Все эти меры уже дают положительные результаты, но для их закрепления нужно не столько оказывать финансовую помощь, сколько создавать условия для благополучной и счастливой жизни, возможности для самореализации и раскрытия таланта каждого гражданина.

Первой страной, которая узаконила отпуск по уходу за ребенком, стала Германия в 1883 г. За ней это сделали Швеция в 1891 г. и Франция в 1928 г. В России система охраны материнства и детства начала формироваться на рубеже Х1Х-ХХ вв., но основное развитие получила уже в советский период. В 1919 г. Международная организация труда разработала и приняла рекомендации для защиты материнства и детства, которые строились на трех фундаментальных принципах: отпуск по уходу за ребенком; денежные выплаты; сохранение рабочего места.

В большинстве стран мира охрана материнства и детства осуществляется согласно Конвенции Международной организации труда № 183 «О пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 год об охране материнства», по которой женщинам гарантируется право на отпуск по беременности и родам (БиР) (14 недель), право на получение соответствующих денежных пособий (2/3 заработной платы матери), на сохра-

нение места работы и недопущение дискриминации, право на перерывы для кормления грудью [4]. По объективным причинам социальная поддержка материнства и детства различна по странам и зависит от уровня экономического развития страны и ее финансовых возможностей, от демографической ситуации, от стратегических ориентиров и модели социально-экономического развития страны, от традиций и обычаев общества.

Наиболее благоприятная поддержка материнства и детства в настоящее время осуществляется в Европе, в ее основе лежит система государственного социального страхования. Исключение — Германия, Дания, Великобритания, Мальта и Швейцария, где действует смешанная система финансирования, поэтому очень важно иметь страховку, официальную работу, гражданство. Во многих европейских странах проводится активная демографическая политика, направленная на естественный прирост национального населения, на поддержку семей с детьми, малоимущих семей с детьми. Отпуск по уходу за ребенком зачастую делится между мужчиной и женщиной. В таблице 1 приведены данные о некоторых социальных стандартах поддержки материнства и детства в ряде европейских стран.

В ряде европейских стран выплачивается пособие на ребенка до 18 лет (до 23 — 24 лет при его обучении), предоставляются налоговые льготы, льготы на оплату части коммунальных услуг, на оплату нахождения ребенка в дошкольном учреждении, установлен пониженный возраст выхода матери на пенсию (чем больше детей, тем раньше она выйдет на пенсию и будет ее получать), а также существует масса социальных гарантий. Несколько удивляет система нахождения детей в детских садах, когда им предоставляется много свободы, никого не заставляют ничего делать против воли, зачастую тихий час — на улице в спальных мешках, кутать ребенка в теплую одежду не принято, еду дети приносят с собой, в основном они играют, занятия проводятся только в группах перед школой или вообще не проводят. Также многие детские сады работают до обеда, остальное время — за дополнительную плату. Огромное внимание уделяется системе здравоохранения [5; 6].

Сегодня в мире существует всего девять стран, где нет оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Это Суринам, Маршалловы острова, Ни-уэ, Науру, Палау, Папуа Новая Гвинея, Тонга и США. В США женщинам полагается всего 12 недель отпуска по уходу за ребенком. Законодательство не обязывает работодателей оплачивать декрет, при этом данный отпуск полагается только матерям, которые работают в компаниях с числом работников выше 50 и при условии стажа в такой организации не менее года. Под эти критерии попадает только половина работающих женщин в США. В результате отпуском по уходу за ребенком пользуются только 10% американок, большинство из которых экономят обычный отпуск и больничные, чтобы продлить декрет [5]. Многодетность в США особо не поддерживается, выплат никаких нет, есть гарантии: бесплатные школьные обеды, субсидии на коммунальные расходы, бесплатная медицинская помощь в государственных больницах, приоритет в очереди в детский сад; предусмотрена лишь адресная поддержка малоимущих семей, налоговые льготы для семей с детьми.

Таблица 1

Меры социальной поддержки материнства и детства в ряде европейских стран, 2019 г. [5; 6; 9]

Страна Отпуск по БиР, недель Денежные пособия по БиР, % от предыдущей заработной платы Отпуск по уходу за ребенком Денежные пособия по уходу за ребенком, % от предыдущей заработной платы

Австрия 16 100 2 года —

Албания 52 80 2 недели 100

Болгария 32 90 6 месяца 90

Великобритания 52 1 — 6 недель — 90; 7—39 недель — фиксированный размер; 40 — 52 недель — не оплачивается 4 месяца

Германия 14 100 3 года 67 в течение 1 года

Греция 17 100 4 месяца —

Дания 18 100 7,5 месяцев 100

Испания 16 100 3 года —

Италия 22 80 6 месяцев 30

Македония 39 100 3 года —

Нидерланды 16 100 6 месяцев —

Норвегия 35 100 11 месяцев или 1 год и 2 месяца 100 80

Румыния 18 85 3 года (1 год оплачивается) 75

Финляндия 18 70—80 До 3 лет (оплачивается 6 месяцев) 70 в течение 6 месяцев, затем минимальная тарифная ставка

Франция 16 100 3 года (оплачивается 6 месяцев) Единый размер

Хорватия 58 6 месяцев — 100, затем фиксированная сумма 2 года

Чехия 28 70 3 года Единый размер

Швейцария 14 80 — —

Швеция 14 80 1,5 года 1 год и 2 месяца — 85, затем фиксированная сумма

105

В странах Азии демографическая политика двоякая: в тех странах, где за последние годы рождаемость падает или низкая (Северная и Южная Корея, Япония, Сингапур, Тайвань, Гонконг), активно стимулируется рост рождаемости и рост количества детей в семье, предоставляются налоговые льготы, детские пособия и выплаты, реализуется ряд демографических программ, например в Северной Корее многодетным семьям обещают почетные звания, включение в специальные листы распределения, освобождение от массовых мобилизаций и других обязательных компаний. В Японии предусмотрены пособия на пер-

вых двух детей; поддержка от крупных корпораций своих работников, а для многодетных семей — пособия на третьего и последующих детей и дополнительные скидки в магазинах. В Турции полагается сокращенный рабочий день, пока ребенок не пойдет в школу. В ОАЭ чем больше детей, тем больше всемерной поддержки от государства.

В странах с высокой и неконтролируемой рождаемостью (Индия, Китай, Пакистан, Египет) демографическая политика направлена на ограничение количества детей в семьях, на пропаганду контрацепции, зачастую для семей с большим числом детей нет никаких льгот и даже, наоборот, предусмотрены санкции. В Азии в детских садах большое значение придают образованию с малых лет и изучению иностранных языков, дисциплине. При этом детские дошкольные учреждения работают с утра и до позднего вечера, чтобы родители смогли работать в полную меру. В таблице 2 представлены данные о поддержке материнства и детства в странах Азии и в Австралии.

Таблица 2

Меры социальной поддержки материнства и детства в странах Азии и в Австралии, 2019 г. [5; 6; 9]

Страна Отпуск по БиР, недель Денежные пособия по БиР, % от предыдущей заработной платы Отпуск по уходу за ребенком, лет Денежные пособия по уходу за ребенком, % от предыдущей заработной платы

Австралия Нет Нет 1,5 года 42

Вьетнам 26 100 Нет Нет

Египет Менее 14 Нет Женщины в основном не работают, поэтому воспитывают ребенка в семье

Израиль 14 100 3 месяца, после 6 месяцев обязательный выход на работу Оплачиваемый до 3 месяцев

Индия 26 (1 — 2 ребенка в семье) 12 (3 и более) 12 недель — оплачиваемый

Китай 14 100 До 120—150 дней (чем старше мать, тем больше отпуск) 15 дол. до 18 лет

ОАЭ 45 дней (если работала более 1 года в частной компании); 90 дней для работниц государственных компаний 100

Таиланд 3 месяца 1,5 месяца — 100 Нет Нет

Турция 16 70 8 месяцев —

Для стран Латинской Америки характерна проблема ранней беременности и родов. По данным ООН, среди стран по числу ранних родов в возрасте от 15 до 19 лет лидируют Венесуэла, Эквадор и Колумбия. Неконтролируемая высокая рождаемость отмечена в таких экономически отсталых странах, как Гондурас, Никарагуа, Венесуэла. Практически вся социальная сфера в странах Латинской Америки находится в частных руках, поэтому в социальной защите материнства и детства государство принимает минимальное участие, почти не осуществляются государственное социальное обеспечение, доступное медицинское обслуживание и бесплатное образование. Отмечается чрезмерная эксплуатация детского труда. Государство старается обеспечить лишь минимальные социальные услуги беднейшим слоям населения, например на Кубе выдают дополнительные карточки («дополнительные пайки») на детское питание [6]. Незначительное усиление государственного регулирования социальной сферы отмечено в последнее время в Чили и Бразилии, реализуются государственные программы в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, происходят изменения структуры госбюджета в сторону социальных статей. Например, в Бразилии реализуется единая программа «Стипендия — семья», включающая правительственные программы социальной защиты нуждающихся семей и борьбу с бедностью: 1) программа «Стипендия — школа» введена с целью сокращения ухода детей из школы из-за тяжелого материального положения семьи; в рамках этой программы семьи с доходом на человека ниже 20 дол. в месяц получают 3—4 дол. (максимальная сумма — 10 дол. на семью) на ребенка в возрасте от 5 до 15 лет для его начального (8-летнего) обучения; 2) программа «Нулевой голод» предполагает активизацию семейного сельского хозяйства, стимуляцию процессов создания доходов и мобилизацию социального контроля [5; 6].

Рассмотрев особенности поддержки материнства и детства в разных странах мира, однозначно можно сделать вывод, что в нашей стране поддержка данной сферы весьма значительна: особое отношение к будущим матерям и к детям, трудовой кодекс защищает беременных женщин и женщин с детьми, предоставляет различного рода права и гарантии, производятся постоянно индексируемые выплаты, пособия и субсидии, реализуется масса социальных программ разной направленности в области повышения демографии, образования и медицины, улучшения качества жизни населения как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Успешное развитие страны зависит от будущих поколений. Школы для талантливых детей, спортивные резервы, пропаганда здорового образа жизни, программы для будущих ученых — в нашей стране есть все возможности для развития и успешной жизни, которых становится больше с каждым годом. Рождаемость — основа процветания нации и благополучия страны. Сильная Россия в будущем — непрерывная работа над демографией сейчас.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Герасимова Н. В. Социальные стандарты — ориентиры развития социальной сферы. URL: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-22/VIII/Gerasi mova.pdf (дата обращения: 15.04.2019).

3. Государственная программа Калининградской области «Социальная поддержка населения» // Министерство социальной политики : [офиц. сайт]. URL: https://social.gov39.ru/informatsiya/important/programmy/ (дата обращения: 15.04.2019).

--4. Конвенция о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране

108 материнства. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/— normes/documents/normativeinstrument/wcms_c183_ru.htm (дата обращения: 15.04.2019).

5. Международная организация труда (МОТ) : [офиц. сайт]. URL: http:// www.unrussia.ru/ru/agencies/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot (дата обращения: 15.04.2019).

6. Организация Объединенных Наций : [офиц. сайт]. URL: https://www.un. org/ (дата обращения: 15.04.2019).

7. Национальные проекты:и ключевые цели и ожидаемые результаты / / Приоритетные проекты. URL: http://government.ru/projects/selection/741/ 35675/ (дата обращения: 15.04.2019).

8. Федеральная службы государственной статистики: [офиц. сайт]. URL: http://gks.ru. (дата обращения: 17.04.2019).

9. Шавалеева Ч. М. Социальная защита материнства и детства в странах Европы // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 3. С. 87—91.

Об авторе

Ольга Владимировна Прохорова — канд. экон. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Западный филиал, Россия.

E-mail: [email protected]

The author

Dr Olga V. Prokhorova, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Western Branch, Russia.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.