Научная статья на тему 'Государственная социальная поддержка уровня жизни семьи: проблемы и решения'

Государственная социальная поддержка уровня жизни семьи: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7511
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / БЕДНОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ И МАТЕРИНСКИЕ ПОСОБИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ / FAMILY WITH CHILDREN / A STANDARD OF LIVING / POVERTY / GRANTS FOR FAMILY AND MOTHER / A SOCIAL POLICY / THE STATE SOCIAL SUPPORT OF FAMILY AND CHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цыганков Владимир Алексеевич, Суханова Елена Александровна

В статье затрагиваются проблемы, связанные с решением одной из наиболее актуальных в современных условиях задач поддержанием уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, в целях смягчения негативных последствий бедности; снижения социального неравенства и предотвращения социального иждивенчества, что требует выработки новых подходов к решению данных проблем. Поднимается проблема поиска качественно и структурно новых источников ресурсов и технологий их реализации. Раскрыты особенности социально-экономического положения семьи и детей и обозначены их наиболее значимые проблемы в Российской Федерации в современных условиях. Дана характеристика и оценка реализации политики государственной социальной поддержки семьи и детей в Омской области и в целом в Российской Федерации. Разработаны и предложены рекомендации по совершенствованию современной политики государственной социальной поддержки семьи и детей в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state social support of a standard of living of family: problems and solutions

The article deals with the problems concerned with solving the most actual tasks in modern conditions. The tasks include support of a standard of living of needy families, which have perhead wages lower than size of a living wage, with a view of mitigation of negative consequences of poverty; decrease of a social inequality and prevention of a social dependence that demands development of new approaches to the solving problems. The problem of search qualitatively and structurally new sources of resources and technologies of their realization rises. Features of social and economic position of family and children are revealed and their most significant problems in the Russian Federation in modern conditions are designated. The characteristic and an estimation of realization of a policy of the state social support of family and children in Omsk area and in the Russian Federation are given. Recommendations for perfection of a modern policy of the state social support of family and children in the Russian Federation are developed and offered.

Текст научной работы на тему «Государственная социальная поддержка уровня жизни семьи: проблемы и решения»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

УДК 330.59

В. Л. ЦЫГАНКОВ Е. Л. СУХАНОВА

Омский государственный технический университет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА УРОВНЯ ЖИЗНИ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

В статье затрагиваются проблемы, связанные с решением одной из наиболее актуальных в современных условиях задач — поддержанием уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, в целях смягчения негативных последствий бедности; снижения социального неравенства и предотвращения социального иждивенчества, что требует выработки новых подходов к решению данных проблем. Поднимается проблема поиска -качественно и структурно новых источников ресурсов и технологий их реализации. Раскрыты особенности социально-экономического положения семьи и детей и обозначены их наиболее значимые проблемы в Российской Федерации в современных условиях. Дана характеристика и оценка реализации политики государственной социальной поддержки семьи и детей в Омской области и в целом в Российской Федерации. Разработаны и предложены рекомендации по совершенствованию современной политики государственной социальной поддержки семьи и детей в Российской Федерации.

Ключевые слова: семья с детьми, уровень жизни, бедность, семейные и материнские пособия, социальная политика, государственная социальная поддержка семьи и детей.

Бедность становится уделом значительной части населения страны и, прежде всего, социально незащищенных групп людей, к числу которых можно отнести многодетные семьи, неполные семьи с детьми, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, одиноких пенсионеров, инвалидов. К сожалению, в последнее время растет и так называемая «экономическая бедность» семей с детьми, когда трудоспособные родители, имеющие работу, не могут обеспечить себе и детям социально приемлемый уровень жизни из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой. Низкооплачиваемая занятость становится все более распространенным явлением.

Бедность, прежде всего, сказывается на здоровье детей. Так, по данным Минздравсоцразвития, 39,3 % детей рождаются с отклонениями в здоровье, более 70 % подростков страдают различными патологиями. В связи с коммерциализацией многих учебных, культурно-спортивных и оздоровительных учреждений бедные семьи не могут обеспечить своим детям достойное современное образование и культурное развитие.

Ограниченность финансовых ресурсов у государства, направляемых на решение социальных проблем, выдвигает на передний план необходимость выбора для адресной социальной поддержки самых нуждающихся категорий семей с детьми. Кроме того, возникает необходимость более тщательного отбора выверенных форм и методов поддержки, отвечающих критерию необходимости и достаточности в условиях ограниченности ресурсов. Главные требования к выбираемым формам и методам — сохранение стимулов к труду у взрослых членов семьи, активизация собственного трудового потенциала [1].

Социальная политика, направленная на поддержку семьи, может быть сформулирована как комплекс практических мер, предоставляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых — повысить уровень жизни и обеспечить функционирование семьи в интересах общества.

Наиболее значимые проблемы семьи и детей в Российской Федерации в современных условиях можно сформулировать следующим образом: падение жизненного уровня большинства семей, их обнищание, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень платы за труд, увеличение риска бедности с рождением детей, несвоевременная выплата пособий на детей, проблемы трудоустройства родителей, жилищные проблемы, недостаточность медицинского и социального обслуживания семей [2].

В настоящее время чрезвычайно важной для большинства семей является проблема финансовоэкономического дефицита, малообеспеченности, невозможности обеспечения достойной жизни семьи. В отличие от развитых стран, зарплата работника в нашей стране не предусматривает содержания его семьи, ее нетрудоспособных членов. Материально-экономическое положение семьи не подтверждает ее благополучия. Многие семьи с трудом сводят концы с концами, практически все их доходы уходят на питание, а часть семей совсем бедствует и даже недоедает. Принимаемые нормативные документы об увеличении заработной платы, стипендий, выплат, компенсаций, — важны во всех отношениях, в том числе и для укрепления семьи, однако далеко недостаточны для ее нормальной жизнедеятельности.

Проблема бедности семей имеет и демографическое содержание, поскольку бедность приводит к снижению количества и качества будущих поколений и основных характеристик человеческого потенциала нации. Между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства [3].

Среди многочисленных проблем современной семьи находится жилищный вопрос. Именно он во многом определяет содержание жизни семьи. Современная ситуация на рынке жилья в сравнении с уровнем

доходов семьи зачастую означает, что стоимость квартиры эквивалентна полному размеру заработной платы обоих супругов за 28-40 лет, а жилищное кредитование пока не доступно рядовому потребителю. Поэтому многие семьи вынуждены совместно проживать со своими родителями в малогабаритной квартире, что приводит к ухудшению бытовых условий, скученности, росту конфликтности, увеличению числа разводов. Отсутствие перспектив получения жилья оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение семьи. На современном этапе общество заинтересовано в росте числа детей в семье, а семья, напротив, экономически в этом не заинтересована.

Для большинства семей основным источником дохода является заработная плата, следовательно, трудоустройство каждого члена семьи является необходимостью. Но на сегодняшний день наблюдается несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и по регионам. Такая ситуация влечет за собой рост безработицы. Влияние безработицы на финансовое положение семьи неоспоримо. Но безработица воздействует на все стороны жизни семьи, а не только на экономическое положение. Утрата работы и заработка ведет к глубоким изменениям личности, ухудшению здоровья, нарушению функционирования семьи, по причине жесткого обращения с детьми увеличивается вероятность детской смертности в таких семьях, увеличивается вероятность развода [2].

Одна из острых проблем российских семей — это устройство ребенка в детский сад. По данным Минобрнауки, на 1 января 2010 года 1 млн 684 тыс. детей в России стоят в очереди на получение места в детском саду. 60 % этих детей — дети в возрасте от 1,5 до 5 лет, то есть дети, родители которых уже утратили право на оплачиваемый отпуск и еще не получили место в детском саду. Причин дефицита в детских садах по меньшей мере две. Во-первых, это отсутствие комплексной политики, направленной на поддержку семьи и пренебрежение интересами российских семей. Власть интересует только увеличение рождаемости, а семью — благополучие семьи и детей. Предлагая программу увеличения рождаемости, к сожалению, Правительство Российской Федерации не создало условия, для того чтобы родители могли совмещать работу и воспитание ребенка. И сегодня дефицит мест в детских садах ставит под угрозу реализацию демографической программы в целом. Неслучайно в 2009 году динамика рождаемости по сравнению с 2008 годом сократилась в два раза. Во-вторых, существенной стратегической ошибкой является то, что вопросы социальной поддержки семей с детьми переданы на уровень регионов и муниципалитетов. В результате, сегодня уровень и качество социальной поддержки семей с детьми, включая обеспечение местами в детских садах, всецело зависят только от возможностей региональных и муниципальных органов власти, а они весьма ограничены.

Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования, в результате чего увеличивается число никогда не учившихся детей, дети

вытесняются на улицу, обостряется проблема беспризорности и безнадзорности детей [3].

В создании условий полноценного развития подрастающего поколения организация отдыха и оздоровления детей и подростков имеет далеко не второстепенное значение. Эта проблема является одной из самых приоритетных социальных проблем, так как в последние годы заметно ухудшилось состояние здоровья детей и подростков, возросла численность детей с хронической патологией. Большинство российских семей вследствие малообес-печенности не имеет возможности организовать своим детям полноценный отдых. Ежегодно возрастает стоимость путевок в загородные оздоровительные лагеря. В условиях финансово-экономического кризиса становится необходимой государственная поддержка отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков из малоимущих семей, семей безработных граждан.

Сохранение здоровья и жизни членов семьи, в первую очередь детей, — одна из приоритетных социальных проблем. Проблемы здоровья многоаспектны, они тесно связаны с качеством и образом жизни семей, обусловлены социально-экономическими, демографическими, экологическими, другими факторами. В результате коммерциализации здравоохранения высококвалифицированные медицинские услуги стали доступны лишь ограниченной части населения. Страховая медицина находится на начальной стадии своего развития и не дает требуемых результатов. На производстве не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, что обуславливает рост травматизма, профессиональных заболеваний. Принимаемые в стране меры по охране здоровья населения слабо ориентированы на семью, не учитывают ее специфические особенности. Отсутствуют экономические и правовые механизмы, стимулирующие у семей интерес к здоровому образу жизни, сохранению здоровья [1].

Государственная социально-экономическая политика, направленная на поддержку семьи, в современных условиях имеет много положительных аспектов. Можно выделить такие, как: наличие организационно-управленческих структур и социальных служб, оказывающих помощь и поддержку семье, выделение необходимых материально-финансовых ресурсов из бюджетов федерального, регионального и местного уровней исполнительной власти, а также создание различного рода социально-методических учреждений, оказывающих организационную и информационную помощь государственным и общественным структурам, связанным с реализацией политики, направленной на поддержку семьи в России. Вместе с тем деятельность по формированию и реализации политики в отношении семьи имеет ряд отрицательных моментов. Среди них: зачастую стихийный и бессистемный характер работы соответствующих учреждений, отсутствие солидной законодательной базы государственной поддержки семьи в Российской Федерации.

Последние несколько лет государством предприняты определенные усилия, направленные на укрепление института семьи: это приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Доступное жилье», выплата материнского капитала, выдача родовых сертификатов. Действует федеральная программа «Дети России». Но, к сожалению, несмотря на прилагаемые усилия, до сих пор проблемы семьи остаются актуальными.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

Таблица 1

Информация о размерах и численности получателей видов пособий и выплат, финансируемых из федерального бюджета

Вид Размер пособия на 1 января 2009 года (руб.) Число получателей/ детей в 2009 году (чел.)

Единовременное пособие при рождении ребенка 11 488,34 7 024/7 050

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в том числе: на первого ребенка; на второго ребенка и последующих детей Максимальный размер 2 154,07 4 308,13 8 616,26 15 049/15 228

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 11 488,34 1 028/1 237

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 18 193,00 137

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 7 797,00 292/293

Ежемесячное пособие детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву 965,00 4

Ежемесячные компенсационные выплаты нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций 57,50 93

В Омской области активно осуществляется работа по исполнению законодательства в части предоставления пособий и ежемесячных денежных выплат гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам. В регионе изначально производилось назначение 20 видов пособий и выплат, 10 из которых финансируются из областного бюджета.

На территории региона формированием и развитием системы социальной защиты населения, включающей предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, одиноко проживающим гражданам, занимается Министерство труда и социального развития Омской области.

В 2009 году на выплату всех видов детских пособий и выплат из средств федерального и областного бюджетов было направлено 1469,2 млн руб., распределение которых представлено в таблицах 1 и 2 .

Результаты анализа приведенных данных позволяют сделать вывод о том, что по-прежнему самой массовой выплатой является ежемесячное пособие на ребенка. Это — единственный вид пособия, который предоставляется гражданам с учетом среднедушевого дохода семьи. По состоянию на 1 января 2010 года получателями данного вида пособия в Омской области стали 117016 чел. на 172503 ребенка.

По состоянию на 1 января 2010 года в территориальных органах Министерства труда и социального развития Омской области зарегистрировано 15379 многодетных семей, в которых воспитывается 50727 детей. В качестве мер социальной поддержки многодетным семьям предоставляются ежемесячные денежные выплаты, бесплатное обеспечение детей учебниками и бесплатный проезд всеми видами пассажирского транспорта (кроме такси) городского сообщения и в автомобильном пассажирском транспорте пригородного сообщения на территории Омской области.

В семьях, имеющих пятерых и более детей, на каждого рожденного, усыновленного (удочеренного), принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, не достигшего возраста восемнадцати лет, выплачивается ежемесячное пособие в размере 500 руб. на каждого ребенка.

В 2009 году осуществлен перевод выплат мер социальной поддержки в автоматизированную информационную систему «Электронный социальный ре-

гистр населения Омской области», что позволило объединить всю информацию о получателе мер социальной поддержки в единое электронное личное дело и осуществлять контроль назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам [4].

Рассмотрев комплекс мер социальной поддержки семьи и детей, предоставляемых на территории Омской области, можно сделать вывод о том, что в Омской области, так же как и в целом в Российской Федерации, традиционно сложилось так, что основным видом экономической поддержки семей были разного рода денежные выплаты и льготы, с помощью которых государство пыталось помочь семье решить ее проблемы. В такой ситуации трудно рассчитывать на то, что все цели социальной поддержки будут достигнуты, так как нуждающихся всегда много — денег же мало, материальная помощь не может решить все проблемы.

Финансовая или любая иная материальная помощь малоимущим семьям с детьми не должна быть единственным и главным видом социальной поддержки семей, так как такой подход не позволяет в принципе решить проблемы семьи. Необходимо смещение акцентов в структуре видов помощи, приоритет должен быть отдан активным формам поддержки семьи (дополнительному обучению, переквалификации, трудоустройству, кредитованию на цели обеспечения самозанятости и т.д.) [5].

Социальная политика, существующая в настоящее время в России, и в частности в Омской области, не может полностью обеспечить снижение негативного влияния социально-экономического кризиса и способствовать созданию условий для нормальной жизнедеятельности семей с детьми. Она отстает от стремительно меняющейся реальности. Это требует выработки новых подходов к решению социальных проблем, поиска качественно и структурно новых источников ресурсов и технологий их реализации.

Содержание социальной политики, направленной на поддержку семьи, ориентирует деятельность государства и его органов на решение краткосрочных, конъюнктурных задач, связанных, как сказано в Концепции государственной социальной политики, с улучшением материальных условий жизнедеятельности семей, профилактикой бедности и поддержкой малоимущих семей. Концепция государственной социа-

Таблица 2

Информация о размерах и численности получателей видов пособий и выплат, финансируемых из областного бюджета

Вид пособия (выплаты) Размер пособия на 1 января 2009 года (руб.) Число получателей/ детей в 2009 году (чел.)

Ежемесячное пособие на ребенка, в том числе: 117 016/172 503

- в основном размере; 189,53 90 816/134 759

- на детей одиноких матерей (за исключением детей в возрасте от 1,5 до 3 лет); 588,61 25 054/31 225

- на детей одиноких матерей в возрасте от 1,5 до 3 лет; 1 059,50 5 660/5 755

- на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; 588,61 314/315

- на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно 588,61 362/449

Ежемесячное пособие женщинам, состоящим на учете по беременности и родам 640,00 14 738

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет по беременности и родам* 2 000,00 738

Ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей 500,00 208/210

Единовременное пособие при рождении двоих и более детей 10 000,00 на каждого ребенка 220/441

Ежемесячное пособие семьям, имеющим пятерых и более детей 500,00 на каждого ребенка 750/4 094

Ежемесячная денежная выплата многодетным семьям (ЕДВ) 310,00 на семью 15 117

' Предоставляется с 22 декабря 2009 года (Закон Омской области от 8 декабря 2009 года № 1212-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области и признании утратившим силу Закона Омской области от 6 мая 2009 года № 1157-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»).

льной политики содержит описание только первоочередных мер, в ней нет ни слова о долгосрочных задачах и мерах. Все это говорит о необходимости разработки долгосрочной социальной политики, направленной на поддержку семьи, о необходимости системы мер, направленных на укрепление семьи как социального института.

В Российской Федерации законодательство слабо защищает интересы семьи, регулируя в основном отношения между ее членами. При этом нормы, определяющие взаимодействие социального института семьи и государства, в России практически отсутствуют. Государственная деятельность функционально ориентирована на индивидуума, а интересы семьи целенаправленно в обществе не учитываются. В связи с этим в области правового обеспечения целесообразно:

— осуществить комплексное правовое регулирование вопросов жизнедеятельности семьи в обществе, обеспечивающее ее права и интересы;

— разработать Основы законодательства Российской Федерации, предусматривающие существенное усиление ориентации социальной политики на семью, внести изменения в действующее законодательство по социальным вопросам в части учета интересов семьи.

Государство не должно быть монополистом в области политики, направленной на поддержку семьи. Поэтому следует сформировать права, ответственность, условия деятельности и других субъектов этой политики, в том числе общественных, благотворительных, религиозных организаций, коммерческих структур. При этом важно стимулировать их деятельность.

Для полной реализации социальной политики в отношении семьи в Российской Федерации целесообразны следующие мероприятия:

— формирование системы выплат пособий семьям, имеющим несовершеннолетних детей, увеличение доли расходов на семейные пособия, включая

пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет;

— прогрессивное повышение социального пособия семьям на рождение второго и третьего ребенка, наличие детей должно стать экономически более выгодным, чем оставаться бездетным;

— разработка региональных программ по обеспечению семьям достойных жилищных условий, в случае рождения ребенка предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье, жилье должно стать доступным по цене работающей семье как полной, так и неполной;

— доступное кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья, обеспечение льготности получения жилья для многодетных семей и семей с детьми-инва-лидами, увеличение возраста молодых людей для кредитования на приобретение жилья и снижение ставки по кредитованию жилья;

— установление гарантий занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем создания для них рабочих мест, осуществления их профессиональной подготовки или переподготовки;

— обеспечение выдачи безработным гражданам субсидии на организацию собственного дела, обучение востребованным профессиям, оказание помощи в организации предпринимательской деятельности, предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов, выделение участков земли для садоводства и фермерства; организация профессионального обучения представителей семей, возглавляющих семейные производства; установление порядка налогообложения семейных производств с учетом обеспечения их интенсивного развития; разработка гибкой системы поддержки различных форм семейного сельско-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

хозяйственного производства с учетом специфики региона, размеров и состава семьи, ее возможностей вести хозяйство.

— совершенствование налоговой политики в отношении членов семей, занятых трудовой деятельностью, путем установления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства;

— обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей;

— предоставление родителям свободного выбора наиболее подходящего варианта для ухода за ребенком, включая получение денежной компенсации в случае его домашнего воспитания;

— выделение льготных и бесплатных путевок мамам с детьми, семьям, особенно многодетным, обеспечить доступность семейного отдыха.

— создание стандартов медико-социальной помощи (объемы, качество, доступность) для различных категорий семей, регламентирующих ответственность государства, органов власти, учреждений и их работников за здоровье семьи;

— разработка механизмов, обеспечивающих учет интересов семьи, ее различных категорий в системе здравоохранения, доступность квалифицированной медицинской помощи и медикаментов;

— разработка механизма реализации «семейного» принципа медицинского обслуживания, развития в стране института семейных врачей.

Таким образом, программы по укреплению семьи должны быть направлены на обеспечение прогрессивного роста ресурсов семьи, повышение уровня ее экономической самостоятельности, организованности, автономии и ответственности. Только в сочетании с программами подъема экономического благосостояния семьи могут развиваться и сыграть роль и другие меры экономической поддержки семей, в том числе разные виды пособий и льгот. Как подчеркивалось выше, социальная поддержка семей — это содействие в реа-

лизации всех возможных, а не только экономических потребностей семьи. Поэтому формы государственной социальной поддержки могут быть не только экономическими, но и психологическими, медицинскими, образовательными и др., и зависят они от проблем, которые требуют разрешения в целях стабилизации семьи с детьми и выхода ее из кризиса.

Реализация политики государственной социальной поддержки семьи и детей должна обеспечить максимально эффективную защиту социально уязвимых категорий семей с детьми, не обладающих возможностями для самостоятельного решения проблем и нуждающихся в государственной поддержке.

Библиографический список

1. Зимин, Н. Социальная поддержка семьи и детства / Н. Зимин, С. Тимофеева // Социальная работа. — 2009. — № 1. — С. 24-28.

2. Осинский, И. И. Проблемы современной семьи и семейной политики в России / И. И. Осинский // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 8. — С. 14 — 18.

3. Миронов, С. Социальная поддержка семьи. Женщины и дети / С. Миронов // Вопросы социального обеспечения. — 2010. — № 12. — С. 10—16.

4. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области. — 2010. — Вып. 8. — С. 28 — 30.

5. Бобков, В. И. Социальная политика, уровень и качество жизни / В. И. Бобков. — М. : Финансы и статистика, 2007. — 364 с.

ЦЫГАНКОВ Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Экономика и организация труда», заведующий кафедрой «Управление персоналом».

Адрес для переписки: e-mail: [email protected] СУХАНОВА Елена Александровна, магистрант кафедры «Экономика и организация труда».

Адрес для переписки: e-mail: Lenchik_Suhanova_87 @mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2010 г.

© В. А. Цыганков, Е. А. Суханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книжная полка

658.6/.8/М62

Минько, Э. В. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Коммерция (торговое дело)» / Э. В. Минько, А. Э. Минько ; под ред. А. В. Самойлова. — М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2010. — 606, [1] с. : рис., табл. — КБЫ 978-5-27903429-1. - КБЫ 978-5-16-004602-0.

Рассмотрена коммерческая деятельность промышленного предприятия. Проанализированы сущность, генезис и роль организации производственной и коммерческой деятельности предприятия. Приведена классификация предприятий, сформулированы профиль и миссия предприятия. Раскрыт комплекс функциональной работы предприятия. Изложены особенности организации коммерческой деятельности совместных предприятий, внешнеэкономических отношений. Исследованы источники коммерческого риска и пути его снижения.

ББК 65.9(2)/К17

Калекина А. В. Социальное партнерство : учеб. пособие/ А. В. Калекина; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.-77 с.. —Библиогр.: с. 75 — 77. — КБК 978-5-8149-1055-4

Рассмотрена система социального партнерства, особое внимание уделено роли и функциям государства, профсоюзов, работодателей, а также Международной организации труда и развития социального партнерства. Рассмотрены нормативно-правовая основа социального партнерства, содержание и структура соглашений и коллективных договоров. Предназначено для студентов экономических факультетов вузов, а также для специалистов, занимающихся вопросами социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.