СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
УДК 330.59
В. Л. ЦЫГАНКОВ Е. Л. СУХАНОВА
Омский государственный технический университет
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА УРОВНЯ ЖИЗНИ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В статье затрагиваются проблемы, связанные с решением одной из наиболее актуальных в современных условиях задач — поддержанием уровня жизни малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, в целях смягчения негативных последствий бедности; снижения социального неравенства и предотвращения социального иждивенчества, что требует выработки новых подходов к решению данных проблем. Поднимается проблема поиска -качественно и структурно новых источников ресурсов и технологий их реализации. Раскрыты особенности социально-экономического положения семьи и детей и обозначены их наиболее значимые проблемы в Российской Федерации в современных условиях. Дана характеристика и оценка реализации политики государственной социальной поддержки семьи и детей в Омской области и в целом в Российской Федерации. Разработаны и предложены рекомендации по совершенствованию современной политики государственной социальной поддержки семьи и детей в Российской Федерации.
Ключевые слова: семья с детьми, уровень жизни, бедность, семейные и материнские пособия, социальная политика, государственная социальная поддержка семьи и детей.
Бедность становится уделом значительной части населения страны и, прежде всего, социально незащищенных групп людей, к числу которых можно отнести многодетные семьи, неполные семьи с детьми, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, одиноких пенсионеров, инвалидов. К сожалению, в последнее время растет и так называемая «экономическая бедность» семей с детьми, когда трудоспособные родители, имеющие работу, не могут обеспечить себе и детям социально приемлемый уровень жизни из-за низкой заработной платы или задержек с ее выплатой. Низкооплачиваемая занятость становится все более распространенным явлением.
Бедность, прежде всего, сказывается на здоровье детей. Так, по данным Минздравсоцразвития, 39,3 % детей рождаются с отклонениями в здоровье, более 70 % подростков страдают различными патологиями. В связи с коммерциализацией многих учебных, культурно-спортивных и оздоровительных учреждений бедные семьи не могут обеспечить своим детям достойное современное образование и культурное развитие.
Ограниченность финансовых ресурсов у государства, направляемых на решение социальных проблем, выдвигает на передний план необходимость выбора для адресной социальной поддержки самых нуждающихся категорий семей с детьми. Кроме того, возникает необходимость более тщательного отбора выверенных форм и методов поддержки, отвечающих критерию необходимости и достаточности в условиях ограниченности ресурсов. Главные требования к выбираемым формам и методам — сохранение стимулов к труду у взрослых членов семьи, активизация собственного трудового потенциала [1].
Социальная политика, направленная на поддержку семьи, может быть сформулирована как комплекс практических мер, предоставляющих семьям с детьми определенные социальные гарантии, цель которых — повысить уровень жизни и обеспечить функционирование семьи в интересах общества.
Наиболее значимые проблемы семьи и детей в Российской Федерации в современных условиях можно сформулировать следующим образом: падение жизненного уровня большинства семей, их обнищание, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень платы за труд, увеличение риска бедности с рождением детей, несвоевременная выплата пособий на детей, проблемы трудоустройства родителей, жилищные проблемы, недостаточность медицинского и социального обслуживания семей [2].
В настоящее время чрезвычайно важной для большинства семей является проблема финансовоэкономического дефицита, малообеспеченности, невозможности обеспечения достойной жизни семьи. В отличие от развитых стран, зарплата работника в нашей стране не предусматривает содержания его семьи, ее нетрудоспособных членов. Материально-экономическое положение семьи не подтверждает ее благополучия. Многие семьи с трудом сводят концы с концами, практически все их доходы уходят на питание, а часть семей совсем бедствует и даже недоедает. Принимаемые нормативные документы об увеличении заработной платы, стипендий, выплат, компенсаций, — важны во всех отношениях, в том числе и для укрепления семьи, однако далеко недостаточны для ее нормальной жизнедеятельности.
Проблема бедности семей имеет и демографическое содержание, поскольку бедность приводит к снижению количества и качества будущих поколений и основных характеристик человеческого потенциала нации. Между наличием детей в семье и бедностью существует прямая связь, поскольку дети, как правило, являются иждивенцами. При этом чем меньше сами дети и чем больше их в семье, тем выше вероятность бедности домохозяйства [3].
Среди многочисленных проблем современной семьи находится жилищный вопрос. Именно он во многом определяет содержание жизни семьи. Современная ситуация на рынке жилья в сравнении с уровнем
доходов семьи зачастую означает, что стоимость квартиры эквивалентна полному размеру заработной платы обоих супругов за 28-40 лет, а жилищное кредитование пока не доступно рядовому потребителю. Поэтому многие семьи вынуждены совместно проживать со своими родителями в малогабаритной квартире, что приводит к ухудшению бытовых условий, скученности, росту конфликтности, увеличению числа разводов. Отсутствие перспектив получения жилья оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение семьи. На современном этапе общество заинтересовано в росте числа детей в семье, а семья, напротив, экономически в этом не заинтересована.
Для большинства семей основным источником дохода является заработная плата, следовательно, трудоустройство каждого члена семьи является необходимостью. Но на сегодняшний день наблюдается несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и по регионам. Такая ситуация влечет за собой рост безработицы. Влияние безработицы на финансовое положение семьи неоспоримо. Но безработица воздействует на все стороны жизни семьи, а не только на экономическое положение. Утрата работы и заработка ведет к глубоким изменениям личности, ухудшению здоровья, нарушению функционирования семьи, по причине жесткого обращения с детьми увеличивается вероятность детской смертности в таких семьях, увеличивается вероятность развода [2].
Одна из острых проблем российских семей — это устройство ребенка в детский сад. По данным Минобрнауки, на 1 января 2010 года 1 млн 684 тыс. детей в России стоят в очереди на получение места в детском саду. 60 % этих детей — дети в возрасте от 1,5 до 5 лет, то есть дети, родители которых уже утратили право на оплачиваемый отпуск и еще не получили место в детском саду. Причин дефицита в детских садах по меньшей мере две. Во-первых, это отсутствие комплексной политики, направленной на поддержку семьи и пренебрежение интересами российских семей. Власть интересует только увеличение рождаемости, а семью — благополучие семьи и детей. Предлагая программу увеличения рождаемости, к сожалению, Правительство Российской Федерации не создало условия, для того чтобы родители могли совмещать работу и воспитание ребенка. И сегодня дефицит мест в детских садах ставит под угрозу реализацию демографической программы в целом. Неслучайно в 2009 году динамика рождаемости по сравнению с 2008 годом сократилась в два раза. Во-вторых, существенной стратегической ошибкой является то, что вопросы социальной поддержки семей с детьми переданы на уровень регионов и муниципалитетов. В результате, сегодня уровень и качество социальной поддержки семей с детьми, включая обеспечение местами в детских садах, всецело зависят только от возможностей региональных и муниципальных органов власти, а они весьма ограничены.
Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования, в результате чего увеличивается число никогда не учившихся детей, дети
вытесняются на улицу, обостряется проблема беспризорности и безнадзорности детей [3].
В создании условий полноценного развития подрастающего поколения организация отдыха и оздоровления детей и подростков имеет далеко не второстепенное значение. Эта проблема является одной из самых приоритетных социальных проблем, так как в последние годы заметно ухудшилось состояние здоровья детей и подростков, возросла численность детей с хронической патологией. Большинство российских семей вследствие малообес-печенности не имеет возможности организовать своим детям полноценный отдых. Ежегодно возрастает стоимость путевок в загородные оздоровительные лагеря. В условиях финансово-экономического кризиса становится необходимой государственная поддержка отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков из малоимущих семей, семей безработных граждан.
Сохранение здоровья и жизни членов семьи, в первую очередь детей, — одна из приоритетных социальных проблем. Проблемы здоровья многоаспектны, они тесно связаны с качеством и образом жизни семей, обусловлены социально-экономическими, демографическими, экологическими, другими факторами. В результате коммерциализации здравоохранения высококвалифицированные медицинские услуги стали доступны лишь ограниченной части населения. Страховая медицина находится на начальной стадии своего развития и не дает требуемых результатов. На производстве не создана система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, что обуславливает рост травматизма, профессиональных заболеваний. Принимаемые в стране меры по охране здоровья населения слабо ориентированы на семью, не учитывают ее специфические особенности. Отсутствуют экономические и правовые механизмы, стимулирующие у семей интерес к здоровому образу жизни, сохранению здоровья [1].
Государственная социально-экономическая политика, направленная на поддержку семьи, в современных условиях имеет много положительных аспектов. Можно выделить такие, как: наличие организационно-управленческих структур и социальных служб, оказывающих помощь и поддержку семье, выделение необходимых материально-финансовых ресурсов из бюджетов федерального, регионального и местного уровней исполнительной власти, а также создание различного рода социально-методических учреждений, оказывающих организационную и информационную помощь государственным и общественным структурам, связанным с реализацией политики, направленной на поддержку семьи в России. Вместе с тем деятельность по формированию и реализации политики в отношении семьи имеет ряд отрицательных моментов. Среди них: зачастую стихийный и бессистемный характер работы соответствующих учреждений, отсутствие солидной законодательной базы государственной поддержки семьи в Российской Федерации.
Последние несколько лет государством предприняты определенные усилия, направленные на укрепление института семьи: это приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Доступное жилье», выплата материнского капитала, выдача родовых сертификатов. Действует федеральная программа «Дети России». Но, к сожалению, несмотря на прилагаемые усилия, до сих пор проблемы семьи остаются актуальными.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
Таблица 1
Информация о размерах и численности получателей видов пособий и выплат, финансируемых из федерального бюджета
Вид Размер пособия на 1 января 2009 года (руб.) Число получателей/ детей в 2009 году (чел.)
Единовременное пособие при рождении ребенка 11 488,34 7 024/7 050
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в том числе: на первого ребенка; на второго ребенка и последующих детей Максимальный размер 2 154,07 4 308,13 8 616,26 15 049/15 228
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью 11 488,34 1 028/1 237
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 18 193,00 137
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 7 797,00 292/293
Ежемесячное пособие детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву 965,00 4
Ежемесячные компенсационные выплаты нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций 57,50 93
В Омской области активно осуществляется работа по исполнению законодательства в части предоставления пособий и ежемесячных денежных выплат гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам. В регионе изначально производилось назначение 20 видов пособий и выплат, 10 из которых финансируются из областного бюджета.
На территории региона формированием и развитием системы социальной защиты населения, включающей предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, семьям, одиноко проживающим гражданам, занимается Министерство труда и социального развития Омской области.
В 2009 году на выплату всех видов детских пособий и выплат из средств федерального и областного бюджетов было направлено 1469,2 млн руб., распределение которых представлено в таблицах 1 и 2 .
Результаты анализа приведенных данных позволяют сделать вывод о том, что по-прежнему самой массовой выплатой является ежемесячное пособие на ребенка. Это — единственный вид пособия, который предоставляется гражданам с учетом среднедушевого дохода семьи. По состоянию на 1 января 2010 года получателями данного вида пособия в Омской области стали 117016 чел. на 172503 ребенка.
По состоянию на 1 января 2010 года в территориальных органах Министерства труда и социального развития Омской области зарегистрировано 15379 многодетных семей, в которых воспитывается 50727 детей. В качестве мер социальной поддержки многодетным семьям предоставляются ежемесячные денежные выплаты, бесплатное обеспечение детей учебниками и бесплатный проезд всеми видами пассажирского транспорта (кроме такси) городского сообщения и в автомобильном пассажирском транспорте пригородного сообщения на территории Омской области.
В семьях, имеющих пятерых и более детей, на каждого рожденного, усыновленного (удочеренного), принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, не достигшего возраста восемнадцати лет, выплачивается ежемесячное пособие в размере 500 руб. на каждого ребенка.
В 2009 году осуществлен перевод выплат мер социальной поддержки в автоматизированную информационную систему «Электронный социальный ре-
гистр населения Омской области», что позволило объединить всю информацию о получателе мер социальной поддержки в единое электронное личное дело и осуществлять контроль назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам [4].
Рассмотрев комплекс мер социальной поддержки семьи и детей, предоставляемых на территории Омской области, можно сделать вывод о том, что в Омской области, так же как и в целом в Российской Федерации, традиционно сложилось так, что основным видом экономической поддержки семей были разного рода денежные выплаты и льготы, с помощью которых государство пыталось помочь семье решить ее проблемы. В такой ситуации трудно рассчитывать на то, что все цели социальной поддержки будут достигнуты, так как нуждающихся всегда много — денег же мало, материальная помощь не может решить все проблемы.
Финансовая или любая иная материальная помощь малоимущим семьям с детьми не должна быть единственным и главным видом социальной поддержки семей, так как такой подход не позволяет в принципе решить проблемы семьи. Необходимо смещение акцентов в структуре видов помощи, приоритет должен быть отдан активным формам поддержки семьи (дополнительному обучению, переквалификации, трудоустройству, кредитованию на цели обеспечения самозанятости и т.д.) [5].
Социальная политика, существующая в настоящее время в России, и в частности в Омской области, не может полностью обеспечить снижение негативного влияния социально-экономического кризиса и способствовать созданию условий для нормальной жизнедеятельности семей с детьми. Она отстает от стремительно меняющейся реальности. Это требует выработки новых подходов к решению социальных проблем, поиска качественно и структурно новых источников ресурсов и технологий их реализации.
Содержание социальной политики, направленной на поддержку семьи, ориентирует деятельность государства и его органов на решение краткосрочных, конъюнктурных задач, связанных, как сказано в Концепции государственной социальной политики, с улучшением материальных условий жизнедеятельности семей, профилактикой бедности и поддержкой малоимущих семей. Концепция государственной социа-
Таблица 2
Информация о размерах и численности получателей видов пособий и выплат, финансируемых из областного бюджета
Вид пособия (выплаты) Размер пособия на 1 января 2009 года (руб.) Число получателей/ детей в 2009 году (чел.)
Ежемесячное пособие на ребенка, в том числе: 117 016/172 503
- в основном размере; 189,53 90 816/134 759
- на детей одиноких матерей (за исключением детей в возрасте от 1,5 до 3 лет); 588,61 25 054/31 225
- на детей одиноких матерей в возрасте от 1,5 до 3 лет; 1 059,50 5 660/5 755
- на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; 588,61 314/315
- на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно 588,61 362/449
Ежемесячное пособие женщинам, состоящим на учете по беременности и родам 640,00 14 738
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет по беременности и родам* 2 000,00 738
Ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей 500,00 208/210
Единовременное пособие при рождении двоих и более детей 10 000,00 на каждого ребенка 220/441
Ежемесячное пособие семьям, имеющим пятерых и более детей 500,00 на каждого ребенка 750/4 094
Ежемесячная денежная выплата многодетным семьям (ЕДВ) 310,00 на семью 15 117
' Предоставляется с 22 декабря 2009 года (Закон Омской области от 8 декабря 2009 года № 1212-ОЗ «О внесении изменений в отдельные законы Омской области и признании утратившим силу Закона Омской области от 6 мая 2009 года № 1157-ОЗ «О внесении изменений в Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан»).
льной политики содержит описание только первоочередных мер, в ней нет ни слова о долгосрочных задачах и мерах. Все это говорит о необходимости разработки долгосрочной социальной политики, направленной на поддержку семьи, о необходимости системы мер, направленных на укрепление семьи как социального института.
В Российской Федерации законодательство слабо защищает интересы семьи, регулируя в основном отношения между ее членами. При этом нормы, определяющие взаимодействие социального института семьи и государства, в России практически отсутствуют. Государственная деятельность функционально ориентирована на индивидуума, а интересы семьи целенаправленно в обществе не учитываются. В связи с этим в области правового обеспечения целесообразно:
— осуществить комплексное правовое регулирование вопросов жизнедеятельности семьи в обществе, обеспечивающее ее права и интересы;
— разработать Основы законодательства Российской Федерации, предусматривающие существенное усиление ориентации социальной политики на семью, внести изменения в действующее законодательство по социальным вопросам в части учета интересов семьи.
Государство не должно быть монополистом в области политики, направленной на поддержку семьи. Поэтому следует сформировать права, ответственность, условия деятельности и других субъектов этой политики, в том числе общественных, благотворительных, религиозных организаций, коммерческих структур. При этом важно стимулировать их деятельность.
Для полной реализации социальной политики в отношении семьи в Российской Федерации целесообразны следующие мероприятия:
— формирование системы выплат пособий семьям, имеющим несовершеннолетних детей, увеличение доли расходов на семейные пособия, включая
пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет;
— прогрессивное повышение социального пособия семьям на рождение второго и третьего ребенка, наличие детей должно стать экономически более выгодным, чем оставаться бездетным;
— разработка региональных программ по обеспечению семьям достойных жилищных условий, в случае рождения ребенка предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье, жилье должно стать доступным по цене работающей семье как полной, так и неполной;
— доступное кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья, обеспечение льготности получения жилья для многодетных семей и семей с детьми-инва-лидами, увеличение возраста молодых людей для кредитования на приобретение жилья и снижение ставки по кредитованию жилья;
— установление гарантий занятости на рынке труда для работников, являющихся членами молодой семьи, путем создания для них рабочих мест, осуществления их профессиональной подготовки или переподготовки;
— обеспечение выдачи безработным гражданам субсидии на организацию собственного дела, обучение востребованным профессиям, оказание помощи в организации предпринимательской деятельности, предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов, выделение участков земли для садоводства и фермерства; организация профессионального обучения представителей семей, возглавляющих семейные производства; установление порядка налогообложения семейных производств с учетом обеспечения их интенсивного развития; разработка гибкой системы поддержки различных форм семейного сельско-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011
хозяйственного производства с учетом специфики региона, размеров и состава семьи, ее возможностей вести хозяйство.
— совершенствование налоговой политики в отношении членов семей, занятых трудовой деятельностью, путем установления налоговых льгот и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, физического и культурного развития, коммунального хозяйства;
— обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей;
— предоставление родителям свободного выбора наиболее подходящего варианта для ухода за ребенком, включая получение денежной компенсации в случае его домашнего воспитания;
— выделение льготных и бесплатных путевок мамам с детьми, семьям, особенно многодетным, обеспечить доступность семейного отдыха.
— создание стандартов медико-социальной помощи (объемы, качество, доступность) для различных категорий семей, регламентирующих ответственность государства, органов власти, учреждений и их работников за здоровье семьи;
— разработка механизмов, обеспечивающих учет интересов семьи, ее различных категорий в системе здравоохранения, доступность квалифицированной медицинской помощи и медикаментов;
— разработка механизма реализации «семейного» принципа медицинского обслуживания, развития в стране института семейных врачей.
Таким образом, программы по укреплению семьи должны быть направлены на обеспечение прогрессивного роста ресурсов семьи, повышение уровня ее экономической самостоятельности, организованности, автономии и ответственности. Только в сочетании с программами подъема экономического благосостояния семьи могут развиваться и сыграть роль и другие меры экономической поддержки семей, в том числе разные виды пособий и льгот. Как подчеркивалось выше, социальная поддержка семей — это содействие в реа-
лизации всех возможных, а не только экономических потребностей семьи. Поэтому формы государственной социальной поддержки могут быть не только экономическими, но и психологическими, медицинскими, образовательными и др., и зависят они от проблем, которые требуют разрешения в целях стабилизации семьи с детьми и выхода ее из кризиса.
Реализация политики государственной социальной поддержки семьи и детей должна обеспечить максимально эффективную защиту социально уязвимых категорий семей с детьми, не обладающих возможностями для самостоятельного решения проблем и нуждающихся в государственной поддержке.
Библиографический список
1. Зимин, Н. Социальная поддержка семьи и детства / Н. Зимин, С. Тимофеева // Социальная работа. — 2009. — № 1. — С. 24-28.
2. Осинский, И. И. Проблемы современной семьи и семейной политики в России / И. И. Осинский // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 8. — С. 14 — 18.
3. Миронов, С. Социальная поддержка семьи. Женщины и дети / С. Миронов // Вопросы социального обеспечения. — 2010. — № 12. — С. 10—16.
4. Итоги работы Министерства труда и социального развития Омской области. — 2010. — Вып. 8. — С. 28 — 30.
5. Бобков, В. И. Социальная политика, уровень и качество жизни / В. И. Бобков. — М. : Финансы и статистика, 2007. — 364 с.
ЦЫГАНКОВ Владимир Алексеевич, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Экономика и организация труда», заведующий кафедрой «Управление персоналом».
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] СУХАНОВА Елена Александровна, магистрант кафедры «Экономика и организация труда».
Адрес для переписки: e-mail: Lenchik_Suhanova_87 @mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.12.2010 г.
© В. А. Цыганков, Е. А. Суханова
Книжная полка
658.6/.8/М62
Минько, Э. В. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия [Текст] : учеб. пособие для вузов по специальности «Коммерция (торговое дело)» / Э. В. Минько, А. Э. Минько ; под ред. А. В. Самойлова. — М. : Финансы и статистика : ИНФРА-М, 2010. — 606, [1] с. : рис., табл. — КБЫ 978-5-27903429-1. - КБЫ 978-5-16-004602-0.
Рассмотрена коммерческая деятельность промышленного предприятия. Проанализированы сущность, генезис и роль организации производственной и коммерческой деятельности предприятия. Приведена классификация предприятий, сформулированы профиль и миссия предприятия. Раскрыт комплекс функциональной работы предприятия. Изложены особенности организации коммерческой деятельности совместных предприятий, внешнеэкономических отношений. Исследованы источники коммерческого риска и пути его снижения.
ББК 65.9(2)/К17
Калекина А. В. Социальное партнерство : учеб. пособие/ А. В. Калекина; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.-77 с.. —Библиогр.: с. 75 — 77. — КБК 978-5-8149-1055-4
Рассмотрена система социального партнерства, особое внимание уделено роли и функциям государства, профсоюзов, работодателей, а также Международной организации труда и развития социального партнерства. Рассмотрены нормативно-правовая основа социального партнерства, содержание и структура соглашений и коллективных договоров. Предназначено для студентов экономических факультетов вузов, а также для специалистов, занимающихся вопросами социального партнерства.