записок разных лет позволяет проследить различные этапы становления индивидуальности композитора. Кроме того, его философские «Записи» важны как дополнение и авторский комментарий к музыкальному наследию и как путь к пониманию мирообъемлющих замыслов композитора-символиста.
Использованные источники:
1. Гершензон М.А. // Русские пропилеи.
2. Лапшин И. Заветные думы Скрябина. - Пг.: Мысль, 1922, с. 30.
3. Ницше Ф. Соч. в 2-х т., т. 1, с. 58.
4. Скрябин А.Н. Записи // Русские пропилеи.
5. Цит. по: Бандура А. Творческая вселенная А.Н. Скрябина, с. 25.
6. Шлецер Б.Ф. А. Н. Скрябин, т. 1. Берлин, 1923, с.153.
УДК 364.42/.44
Подоляк Я.Е. студент 4 курса направление подготовки Социальная работа ФГБОУВО «Ярославский государственный педагогический
университет им. К.Д. Ушинского» Россия, г. Ярославль ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ В данной статье рассматриваются проблемы специалиста по социальной работе, при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении. Проанализирована специфика профессиональной деятельности с семьёй, оказавшейся в социально опасном положении, в социальной работе.
Ключевые слова: асоциальная семья, социальная работа, социальная реабилитация, социально опасное положение.
Podolyak Ya.E. Student 4 courses of training Social Work FGBOU VO "Yaroslavl State Pedagogical University. K.D. Ushinskogo»
Yaroslavl
PROBLEMS OF SOCIAL WORK WITH FAMILIES WITH SOCIALALLY DANGEROUS POSITION
This article examines the problems of a specialist in social work, when working with families who are in a socially dangerous situation. The specificity of professional activity with the family, which turned out to be in a socially dangerous situation, in social work had been analyzed.
Key words: asocial family, social work, social rehabilitation, socially dangerous situation.
Семья, находящаяся в социально опасном положении (далее - семья в СОП), определяется как «семья, которая представляет потенциальную угрозу для жизни и здоровья детей, имеет деформированную структуру и не выполняет свои функциональные обязанности» [2]. При работе с семьей, находящейся в социально опасном положении, специалисту по социальной работе необходимо четко знать причины становления неблагополучия конкретной семьи. Причинами, по которым семьи и/или дети попадают в категорию социально опасных являются: отсутствие финансовых возможностей; распад семьи; отсутствие полноценного отдыха; недоступность образования; несовершенство рынка труда; недостаточная эффективность системы ювенальной юстиции и др. [4]. Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе при работе с семьями в социально опасном положении состоит из следующих этапов:
- сбор и анализ информации об асоциальных семьях;
- постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);
- выбор способов воздействия и планирование работы с семьей;
- практическая работа по оказанию помощи семье.
В целом, алгоритм действий специалиста по социальной работе по выведению семьи из социально опасного положения состоит из следующих этапов:
- «проведение первичного обследования жилищно-бытовых условий семьи, осуществляется сбор информации о семье, выявляются потребности;
- подготовка акта обследования с заключением о наличии социально опасного положения несовершеннолетних, семьи, учетная карта, копии документов членов семьи;
- проведение социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, социально-правовой, социально-медицинской, социально-экономической, социокультурной реабилитации;
- анализ работы с семьей, в котором прописывается результат и предложения куратора о том, вывести семью, либо оставить в банке социально опасного положения;
- осуществление патронажа семей и несовершеннолетних» [1].
Для семей и детей, оказавшихся в социально опасном положении характерны не только внутрисемейные конфликты, но и правонарушения, совершаемые во внешней среде. В рамках нашего исследования был проведен диагностический анализ данных, полученных из результатов ежегодной статистики отдела по делам несовершеннолетних и защиты их прав Красноперекопского района города Ярославля (в структуре ОМВД России по Красноперекопскому району). В статистике представлены сведения о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних за период с 2016 по ноябрь 2017 года. В
таблице 1 указаны данные о выявленных и раскрытых преступлениях несовершеннолетних из числа, находящихся в СОП за период 2016-2017 гг.
Таблица 1. Статистика преступлений несовершеннолетних
Статьи УК РФ Красноперекопский район Ярославль Ярославская область
2016 2017 2016 2017 2016 2017
Ст.150 0 0 0 1 0 1
Ст.151 0 0 0 0 0 0
Ст.151.1 0 0 0 0 0 1
Ст. 156 0 0 1 2 6 6
Ст. 106 0 0 0 0 0 0
Всего 34 40 146 292 394 916
Раскрыто 16 4 55 42 167 87
Из результатов, представленных в таблице видно, что показатель уголовных преступлений в Красноперекопском районе города Ярославля находится на достаточно низком уровне. Однако, наблюдается тенденция к увеличению общего числа уголовных преступлений за указанный период времени в рамках микрорайона. Если рассматривать статистические данные, полученные по всему городу, то чаще всего совершались правонарушения по статье 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации: неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Увеличение числа правонарушений по вышеуказанной статье УК РФ просматривается и по всей Ярославской Области. В Таблице 2 представлены данные о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также в отношении членов семьи (дочь, сын, родственник) из числа, находящихся в СОП по статьям 131-135 УК РФ.
Статьи УК РФ Красноперекопский район Ярославль Ярославская область
2016 2017 2016 2017 2016 2017
Ст.131 1 0 3 2 13 4
Ст.132 0 3 7 10 26 30
Ст.133 0 1 0 4 0 5
Ст. 134 1 0 7 7 39 26
Ст. 135 1 0 4 7 9 12
В отношении члена семьи 11 28 37 140 123 534
Зарегистрированных 3 4 21 30 87 77
Из показаний, зафиксированных в таблице 2 видно, что количество преступлений в 2017 г по статьям 131-135 УК РФ, а также преступлений, совершенных в отношении членов семьи из числа СОП увеличилось в значительной мере. По Ярославской области за год, число преступлений, совершенных в отношении членов семьи из числа СОП возросло практически в 5 раз. Тенденция к увеличению числа правонарушений характерна не только для несовершеннолетних из числа семей в СОП. Согласно Статье 5.35, неисполнение родителями или другими законными представителями несовершеннолетних обязательств по содержанию или воспитанию несовершеннолетних, ч. 1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, общее количество правонарушений за 2017 год по Красноперекопскому району города Ярославля составило 322. Отсюда можно констатировать, что модели организации помощи семьям в СОП в ЯО, недостаточно эффективны. Поэтому мы пришли к выводу о необходимости создания исовершенствования мер социальной помощи для семей и детей, относящихся к категории оказавшихся в социально опасном положении.
Мы разработали коррекционные и реабилитационные формы работы с семьей в СОП, которые, по нашему мнению, помогут специалисту по социальной работе в его профессиональной деятельности. Наши разработки мы представили в виде следующей таблицы:
Таблица 3.Формы работы специалиста по социальной работе с
семьей в СОП
Формы и направления работы Задачи работы Ожидаемый результат
1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении 1. Обследование жилищно-бытовых условий; 2. Изучение образа жизни семьи; 3. Изучение прошлого семьи; 4. Выяснение общих проблем семьи; 5. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений; 6. Выяснение близкого окружения 1.Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении; 2.Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания
семьи; 7. Изучение целей, ожиданий семьи. помощи; 3.Создание социального портрета семьи в социально опасном положении; 4.Обозначение плана дальнейшей коррекционной работы с семьей.
2. Организация работы с семьей в социально опасном положении 2.1. Психологическая реабилитация семей в социально опасном положении 1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях; 2. Проведение консультаций специалистов - психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в социально опасном положении; 3. Применение психолого-педагогических методик для выявления «проблемных зон» семьи. 1.Создание положительного микроклимата в семье; 2.Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания; 3.Выявление и коррекция «проблемных зон» семей в социально опасном положении.
2.2. Социальная реабилитация семей в социально опасном положении 1. Организация помощи в трудоустройстве; 2. Организация правовой защиты; 3. Оказание материальной помощи; 4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс; 5. Нормализация микроклимата в семье (супружеские, детско-родительские отношения). 1. Помощь в трудоустройстве; 2. Сопровождения получателя социальных услуг при обращении к специалистам за оказанием правовой помощи, помощь при заполнении и оформлении документации; 3.Предоставление материальной поддержки в соответствии с законодательством РФ; 4.Налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением.
3. Социальный патронаж 1. Систематическое наблюдение за изменениями в жизни семьи и детей в социально опасном положении 1. Регулярные посещения семьи на дому; 2. Установка и
поддержание доверительных отношений с получателями социальных услуг; 3. Оказание незамедлительной социально- психологической помощи.
4. Социальное посредничество 1. Оказание социальной помощи по привлечению третьей стороны, способствующей разрешению проблемной ситуации 1.Оказание услуг по налаживанию связей с лицами и учреждениями социального обслуживания населения по решению проблем получателя социальных услуг; 2.Межведомственное взаимодействие по оказанию квалифицированной помощи.
3. Анализ работы 1. Проведение аналитической работы. 1. Обобщение опыта; 2. Разработка методических рекомендаций.
Исследование данной проблемы позволяет сделать вывод о том, что основой модели организации помощи семьям в СОП является акцент на потенциальной социальной уязвимости, которая может затронуть практически каждую семью, но некоторые семьи более «чувствительны» к социальным переменам. Несомненно, именно среда определяет жизненную ситуацию индивида, и, следовательно, ее изменение в лучшую сторону отразится на его благополучии, то же самое касается и семьи в СОП. Межведомственное взаимодействие комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), органов управления социальной защиты населения (УСЗН) и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации позволяет обеспечить соблюдение прав и интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, а также выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Использованные источники:
1. Быков А.К. Социально опасное положение // Российская энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. - М. - 2016. - С. 820-821.
2. Иосипенко С.Ю. Принципы и педагогические условия развития воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении // Европейский журнал социальных наук. Рига.- 2012. - № 1(17).-С. 42-49
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2017). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34661/ (Дата обращения: 25.03.18).
4. Константинова Н.Н., Котенков А.В. Оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках системы социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение // Проблемы современной экономики.- 2009. - № 2(30). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2565 (Обращение к ресурсу 5.10.17)
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63 -ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017). [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/ (Дата обращения: 25.03.18).