Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)'

МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ / МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / PROTECTION OF INTERESTS OF CHILDREN AND FAMILIES-SOCIAL STATUS / SOCIAL SUPPORT OF FAMILIES WITH CHILDREN / THE STAGES OF SOCIAL SUPPORT OF CHILDREN AND FAMILIES / THE MECHANISM OF ADMINISTRATIVE-LEGAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нехайчик Владимир Казимирович, Нехайчик Светлана Вячеславовна

В статье проведен анализ актов международного права, законодательства РФ, а также подзаконных нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней с целью определения путей эффективной реализации государственной политики в сфере защиты интересов детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. Предлагается три основных этапа реализации института социального сопровождения детей и семьи, находящихся в опасном положении, в рамках концепции механизма административно-правового воздействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEASURES IN PROTECTING THE INTERESTS OF CHILDREN AND FAMILIES IN SOCIALLY DANGEROUS SITUATION (on the example of Khanty-Mansi Autonomous district - Yugra)

In the article the analysis of acts of international law, legislation of the Russian Federation and normative legal acts of the Federal, regional and municipal levels with the aim of identifying ways of effective implementation of state policy in the sphere of protection of the interests of children and families in socially dangerous situation. There are three main stages of the implementation of the Institute for social support of children and families in a perilous situation, within the concept of the mechanism of administrative and legal impact

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ)»

НЕХАЙЧИК Владимир Казимирович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального права Института Государства и права Сургутского государственного университета,

e-mail: nehaichik@mail.ru НЕХАЙЧИК Светлана Вячеславовна, психолог отделения психолого-педагогической помощи бюджетного учреждения ХМАО-Югра в Центре социальной помощи семье и детям «Апрель» п. Барсово, Сургутского района, Ханты-Мансийского АО

e-mail: nekhaitchik@yandex.ru

12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ И СЕМЬИ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)*

Аннотация. В статье проведен анализ актов международного права, законодательства РФ, а также подзаконных нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней с целью определения путей эффективной реализации государственной политики в сфере защиты интересов детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. Предлагается три основных этапа реализации института социального сопровождения детей и семьи, находящихся в опасном положении, в рамках концепции механизма административно-правового воздействия.

Ключевые слова: защита интересов детей и семьи, социально опасное положение, социальное сопровождение семей с детьми, этапы социального сопровождения детей и семьи, механизм административно-правового воздействия.

NEKHAYCHIK Vladimir Kazimirovich,

candidate of legal Sciences, associate Professor,associate Professor of constitutional and municipal law Institute of State and law Surgut state University

NEKHAYCHIKSvetlana Vyacheslavovna, psychologist Department of psychological and pedagogical assistance budgetary institution of the Khanty-Ugra in the Center of social aid to family and children «April» p. Barsovo, Surgutskiyrayon, Khanty-MansiyskiyAvtonomnyyOkrug

THE MECHANISM OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEASURES IN PROTECTING THE INTERESTS OF CHILDREN AND FAMILIES

IN SOCIALLY DANGEROUS SITUATION (on the example of Khanty-Mansi Autonomous district - Yugra)

Abstract. In the article the analysis of acts of international law, legislation of the Russian Federation and normative legal acts of the Federal, regional and municipal levels with the aim of identifying ways of effective implementation of state policy in the sphere of protection of the interests of children and families in socially dangerous situation. There are three main stages of the implementation of the Institute for social support of children and families in a perilous situation, within the concept of the mechanism of administrative and legal impact.

Keywords: protection of interests of children and families-social status, social support of families with children, the stages of social support of children and families, the mechanism of administrative-legal influence.

* Исследование подготовлено при финансовой поддержке Отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ и Правительства ХМАО-Югры. Грант № 17-13-86002.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

УДК - 342 ББК - 67

В современном законодательстве России федерального, регионального и муниципального уровней проблемы детей и семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих помощи и содействия в ее преодолении, минимизации ее негативных последствий, защиты их интересов, относятся к числу приоритетных направлений деятельности государственных и муниципальных органов исполнительной власти.

Несмотря на то что Российская Федерация, как социальное государство, в основном сформировала систему мер социально-политического, экономического и правового характера, направленных на защиту прав и законных интересов детей, актуальным остается вопрос повышения эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти, создания действенных механизмов административно-правового воздействия в рассматриваемой сфере.

Отсюда вытекает необходимость разработки административно-правовых механизмов социального сопровождения и реализации законодательных положений, направленных на защиту интересов детей и семьи, что представляет собой актуальную задачу.

Следует отметить, что защиту прав и законных интересов ребенка регулируют нормы различных отраслей права, таких, как конституционное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное, уголовно-исполнительное, административное и др. С каждым годом нормативно-правовая база, регулирующая общественные отношения в рассматриваемой сфере, становится шире.

Проблемы социального сопровождения детей и семьи, находящихся в социально опасном положении (СОП), как некий целостный процесс, охватывающий не только оказание социальных услуг, но и содействие получению целого спектра помощи в преодолении кризисной ситуации и нормализации жизнедеятельности в целом, заставляют рассматривать работу с детьми и семьей ответственных органов всех уровней власти как деятельность в интересах ребенка, носящую длительный характер. Работа с детьми и семьей в рамках

СОП направлена на результат, мобилизацию внутренних резервов и ресурсов, восстановление функций, создание предпосылок для нормального воспитания и образования ребенка в семье. Необходимо подчеркнуть, что социальное сопровождение семьи в соответствии с действующими нормативными правовыми актами осуществляется только в случае нахождения ребенка на реабилитации в учреждении социального обслуживания. В остальных случаях социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении, не проводится.

Внедрение социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, находящихся в трудной жизненной ситуации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на наш взгляд, требует определенной унификации, в соответствии с которой можно было бы предельно четко организовать административную деятельность названных органов и созданных ими социальных учреждений. Данная унификация не может состояться, как представляется, без создания конкретных механизмов административно-правового воздействия.

Таким образом, уровень обеспечения прав ребенка всецело зависит от их практической реализации органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами с помощью действенных механизмов административно-правового воздействия.

Для понимания существа исследуемого вопроса, на наш взгляд, важно предварительно рассмотреть понятийный аппарат, позволяющий с разных сторон взглянуть на содержание рассматриваемой проблемы. В дальнейшем можно предложить конкретное решение рассматриваемой проблемы в рамках использования концепции механизма административно-правового воздействия, предполагающего комплекс мероприятий поэтапного характера.

1. Основные понятия в механизме обеспечения прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Понятие «обеспечить» (обеспечивать) в одном из его значений понима-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

ется как «создать (создавать) условия для осуществления чего-либо». Синоним данного слова — гарантирование. Гарантия в переводе с французского - это условие, обеспечивающее что-либо. Гарантии подразделяют на общие (общесоциальные) условия и специальные, правовые (юридические) средства.

Таким образом, правовое обеспечение (в широком его понимании) — это создание правовой базы для реализации тех или иных функций, оказание государственных и муниципальных услуг субъектам конституционных прав, обеспечение юридической помощи по определенному направлению.

Обеспечение прав и законных интересов детей связано с их субъективными правами. Следует отметить, что, несмотря на их опосредованность объективным правом, в современных условиях необходимо большее внимание для акцентирования в разрешении проблем, связанных именно с правами и интересами детей в конкретных тяжелых жизненных ситуациях, требующих отдельного исследования.

Обеспечение прав и законных интересов детей в соответствии с нормативными актами можно представить в виде трех блоков: 1) обеспечение условий для реализации прав детей, а также на персонифицированное получение государственных и муниципальных услуг; 2) создание административно-правовых механизмов реализации прав детей, а также на получение ими государственных и муниципальных услуг; 3) оказание государственной помощи семьям с детьми и на получение для них государственных и муниципальных услуг.

Социальное сопровождение в соответствии с его основной целью рассматривается как помощь (содействие) гражданам в преодолении жизненных трудностей.

Социальное сопровождение семей с детьми — это комплекс мероприятий и процесс реализации модельной программы, направленные на оказание помощи семье с детьми с целью предотвращения возможных угроз жизни ребенка, в том числе жестокого обращения.

К основным понятиям, используемым в нормативных правовых актах, имеющим непосредственное отношение к обеспече-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

нию и организации социального сопровождения семей с детьми, находящихся в опасном положении, можно отнести следующие.

Семья, нуждающаяся в социальном сопровождении, — это ее члены — граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании и социальном сопровождении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального и регионального уровней РФ. Как установлено законодательством РФ (федерального и регионального уровней), к таким семьям относятся те из них, которые находятся в социально опасном положении, в том числе и те, которые имеют статус «замещающие семьи».

Социально опасное положение, в котором могут находиться дети, — это такие обстоятельства, при которых родители несовершеннолетних или их законные представители не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Модельная программа социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, — это план мероприятий, обеспечивающих организацию социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с федеральным законодательством РФ каждый ее субъект строит свою практическую модель сопровождения нуждающейся семьи. Так, например, приказом директора бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»» Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25 июня 2016 г. № 175 утверждено внедрение объявленной приказом Департамента социального развития ХМАО-Югры от 21.06.2016 № 422-р модельной программы социального сопровождения семей с детьми.

Главной целью такой модели должно стать оказание реальной помощи семье с детьми соответствующими субъектами (службами) сопровождения в разрешении имеющихся проблем.

2. Этап правового регулирования социального сопровождения детей и семьи, находящихся в опасном положении. К правовым основам и иным актам админист-

ративно-правового регулирования - правовым источникам в области обеспечения прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении, следует отнести: международные нормативные акты1; правовые основы и акты Российской Федерации федерального уровня, регламентирующие обеспечение прав и законных интересов детей [5, 6, 7, 22, 26, 27, 28, 29]; федеральные законы Российской Федерации, определяющие правовой статус семей и детей, находящихся в социально опасном положении [30, 31, 32]; указы Президента Российской Федерации [23, 24, 25]; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации [8]; законы субъектов Российской Федерации о социальной помощи семье и детям [2, 3, 4]; подзаконные нормативные правовые акты (постановления и распоряжения Прави-

1 Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.), установившая, что «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка». Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила, что «дети имеют право на особую заботу и помощь, а семье и особенно детям должны быть предоставлены необходимые защита и содействие». Вопросам «специальной охраны и заботы», судебной защите детей, их социальной и правовой помощи посвящены Женевская декларация прав ребенка 1924 года и Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. Уставы и соответствующие документы специализированных учреждений и международных организаций, занимающиеся вопросами благополучия детей, положения Декларации о социальных и правовых принципах защиты и благополучия детей от 3 декабря 1986 г., правила ООН, определяющие отправление правосудия в отношении несовершеннолетних от 10 декабря 1985 г., Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов от 14 декабря 1974 г. установили, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении».

тельства) субъектов Российской Федерации о социальной помощи семье и детям [9, 10, 11, 12, 21]; ведомственные приказы уполномоченных органов субъектов РФ, осуществляющих непосредственную организацию социальной помощи семье и детям [14, 15, 16, 17, 18, 19, 20]; нормативные правовые акты муниципальных образований; локальные акты организаций и учреждений, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи [13].

Анализ представленных выше нормативных правовых актов государственной власти всех ее иерархических уровней, а также муниципальных правовых и локальных актов о вопросах защиты детей в семьях, нуждающихся в социальном сопровождении, позволяет сделать вывод о том, что они устанавливают, прежде всего, правовые возможности такой защиты, компетенцию и полномочия субъектов рассматриваемой области правоотношений и в меньшей степени саму защиту, порядок организации деятельности. Эти акты направлены на создание правовых механизмов реализации компетенции соответствующих органов и их должностных лиц для выполнения их обязанностей в исследуемой сфере отношений, механизмов организации исполнения конкретных функций органов и учреждений, предоставляющих государственную или муниципальную услугу в социальном сопровождении семей с детьми, оказавшихся в сложной ситуации.

Так, в соответствии с Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 10 июля 2009 г. № 109-оз «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» порядок определения мест нежелательного нахождения детей, где может быть причинен вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, определяют экспертные комиссии создающихся для этих целей органов МСУ муниципальных образований автономного округа. Механизм определения таких мест не установлен, и требуется дополнительная работа по его выработке.

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

Таким образом, на этапе административного правового регулирования рассматриваемой области отношений в основном ставится задача всестороннего правового обеспечения прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, создается система необходимых нормативных правовых актов, закрепляющих правовой статус органов власти и учреждений, способных обеспечить данную функцию. В целом закрепляются правовые возможности осуществления компетенций и функций.

3. Следующий этап - период административного правоисполнения, или организация обеспечения прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении. Социальное сопровождение семьи, имеющей детей, является одним из видов социального сопровождения граждан, предусмотренного законодательством РФ. Одним из методов социальной помощи в обеспечения прав и законных интересов детей является социальное сопровождение семьи, имеющей детей, которые находятся в социально опасном положении. Среди целей социального сопровождения семей с детьми в учреждениях социального обслуживания различных форм собственности необходимо выделить помощь в разрешении медицинских, психологических, педагогических, юридических и социальных проблем, а также повышение качества их жизни, уровня социального обслуживания, предупреждения и преодоления семейного неблагополучия, возможного сохранения семьи для ребенка.

Социальное сопровождение может включать различные виды помощи, к которым традиционно относят медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую и социальную помощь.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре организация социального сопровождения семьям, имеющим детей, состоящих на учете, как находящимся в социально опасном положении, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Ханты- Мансийского автономного округа — Югры, перечисленными выше.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

Так, признание граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и постановка на социальное сопровождение семей, имеющих детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется в соответствии с Приказом департамента социального развития ХМАО-Югры от 18.11.2016 г. № 776-р «Об утверждении категорий семей, нуждающихся в социальном сопровождении, критериев (показателей) нуждаемости семей с детьми в оказании им комплексной помощи посредством организации социального сопровождения».

Организация социального обслуживания при осуществлении социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в таком сопровождении, может проводиться в по алгоритму действий, осуществляемых учреждением стационарного (полустационарного) типа, установленному модельной программой (например, как это осуществляется в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»», расположенном в п. Барсово). О внедрении и реализации модельной программы социального сопровождения семей с детьми могут разрабатываться планы мероприятий, или «дорожные карты», позволяющие предусмотреть объемы работы, сроки отдельных направлений видов работ, определить лиц, ответственных за направления деятельности, и многое другое.

В соответствии со Стратегией действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2012—2017 годы «организована работа по формированию и внедрению в автономном округе механизма взаимодействия органов и учреждений системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в вопросах индивидуальной реабилитации детей и семей с детьми, находящимися в социально опасном положении».

4. Административно-правовая защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, - третий этап реализации конституционных прав ребенка в России. Стратегией действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

на 2012-2017 годы определено, что одним из основных ее направлений является создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и правосудия, дружественного по отношению к ребенку. Однако выделенное в названной Стратегии направление не предусматривает защиту прав и интересов детей во взаимодействии с органами правосудия. Создание же системы защиты и обеспечения прав и интересов детей ограничивается лишь координацией деятельности органов и учреждений, призванных вести профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав. Создание системы защиты и обеспечение прав и законных интересов детей в Стратегии в основном ограничивается совершенствованием системы профилактики безнадзорности и правонарушений, совершаемых детьми, и в отношении детей. Сама же координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Изучение судебной практики по вопросам защиты прав и законных интересов детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре все же позволяет говорить о том, что в округе наряду с упомянутыми выше методами административно-правового воздействия эффективно используются меры судебной защиты, предусмотренные действующим российским законодательством.

Так, например, Сургутским городским судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры рассматривалось дело № 26570/2016, в котором бабушка внучки обратилась с иском об ограничении в родительских правах в отношении гражданки и гражданина, которые не занимаются воспитанием и содержанием своего ребенка, не осуществляют за ним уход, нигде не работают, злоупотребляют спиртными напитками и наркотическими средствами, не заботятся о материальном обеспечении ребенка. Несовершеннолетний ребенок проживает с бабушкой. Постановлением

территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации г. Сургута несовершеннолетняя внучка была признана находящейся в социально опасном положении.

Родители несовершеннолетней дочери ведут асоциальный образ жизни, злоупотребляют спиртными напитками и наркотическими веществами, бродяжничают. Продолжительный период времени не занимаются воспитанием ребенка, не участвуют в материальном обеспечении потребностей дочери, так как нигде не работают, мер по своему трудоустройству не принимают. В состоянии алкогольного и наркотического опьянения ведут себя крайне агрессивно по отношению к ребенку, беспричинно кричат, выражаются в адрес несовершеннолетней грубой нецензурной бранью. Также учитывая, что мать несовершеннолетней состояла на учете как условно осужденная, в настоящее время состоит на учете как употребляющая наркотические вещества. Продолжительный период времени употребляет наркотические вещества, бродяжничает, неоднократно заслушивалась на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Состоит на учете в бюджетном учреждении «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» с диагнозом «синдром зависимости вследствие употребления других психостимуляторов». Отец несовершеннолетней продолжительный период времени злоупотребляет спиртными напитками и наркотическими веществами, бродяжничает, также неоднократно заслушивался на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Состоит на учете в бюджетном учреждении «Сургутская клиническая психоневрологическая больница» с диагнозом «наркотическая зависимость». В отношении обоих родителей неоднократно принимались меры административного наказания по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

Руководствуясь требованиями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, управление по опеке и попечительству Администрации г. Сургута вынесло заключение о необходимости организации индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение нарушенных прав ребенка, на сохранение для несовершеннолетней семьи, формирование у законного представителя ребенка позиции ответственного родительства. Постановлением территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города на основании данного заключения несовершеннолетняя девочка признана находящейся в социально опасном положении, назначен ответственный орган в лице Бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье»» для проведения реабилитационной работы с матерью.

И все же принятые меры профилактического характера не дали положительных результатов, обеспечивающих защиту прав ребенка. Родители несовершеннолетней самоустранились от воспитания ребенка, оставили ребенка с бабушкой по линии отца, беспокойства за судьбу дочери не проявляли, средств на содержание не предоставляли.

Изучив мнение сторон, исследовав материалы дела, заключение Управления по опеке и попечительству, заключение помощника прокурора, показания несовершеннолетней, суд 2 июня 2016 г. принял решение об ограничении в родительских правах граждан в отношении их несовершеннолетней дочери и о передаче ее на попечение органу опеки и попечительства Администрации г. Сургута. Иск о взыскании алиментов в пользу бабушки судом был отказан. Таким образом, иск бабушки в отношении несовершеннолетней внучки было признано удовлетворить частично.

В представленном судебном деле отчетливо выявляются все формы административно-правового воздействия (органов опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних, Департамента ХМАО-Югры, Бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье»», школы, суда) в отношении

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

В настоящее время дополнительной мерой защиты прав детей является такой вид административного судопроизводства, как производство по административным делам о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни. Данный вид административного судебного производства дополнительно введен новым Кодексом административного судопроизводства (КАС), принятым в 2015 г., и представлен в гл. 31.1.

Приведем пример использования данного вида административного судебного производства для защиты интересов детей. Несовершеннолетняя в возрасте 14 лет по решению комиссии по делам несовершеннолетних находится в отделении стационара БУ «Центр социальной помощи семье и детям». Педагоги школы, где обучается несовершеннолетняя, и специалисты стационара неоднократно выявляли факты употребления психически активных веществ (ПАВ) и признаки девиан-тного поведения. При обращении специалистов центра в психоневрологический диспансер (ПНД) по поводу состояния несовершеннолетнего врачи ПНД выявили признаки особенностей состояния ребенка, в связи с чем ему было назначено медикаментозное лечение без госпитализации. Однако мать несовершеннолетнего ребенка, как его законный представитель, отказалась приобретать медикаменты, обосновывая это ненужностью, а сам факт состояния ребенка называя надуманным.

Итак, полный организационно-правовой процессуальный цикл, или механизм административно-правового воздействия в обеспечении прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, должен, с нашей точки зрения, проходить три этапа (стадии). В связи с этим наблюдается последовательный переход от одного этапа (стадии) к другому — от административно-правового регулирования и административно-правового исполнения к судебной административно-

правовой защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении, к их административному судопроизводству. Только прохождение всех трех этапов (стадий) обеспечения прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, позволяет в комплексе проникнуть в сущность рассматриваемой проблемы, глубоко рассмотреть все направления такого обеспечения.

Список литературы:

[1] Женевская декларация прав ребенка 1924 года и Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.

[2] Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 июня 2014 года № 51-оз «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

[3] Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 октября 2011 г. № 100-оз «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре».

[4] Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 10 июля 2009 г. № 109-оз «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

[5] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации 2015 года.

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г.

[7] Конституция Российской Федерации 1993 года.

[8] Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012?2017 годы от 15 октября 2012 г. №1916-р.

[9] Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 28 сентября 2012 г. № 357-п «О Стратегии действий в интересах детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012-2017 годы».

[10] Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 февраля 2013 г. № 37-п «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ханты-Мансийско-

го автономного округа - Югры (2013-2018 годы)».

[11] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 июля 2014 г. № 262-п «Об исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченном на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг и о возложении отдельных полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере социального обслуживания граждан на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

[12] Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.10.2014 № 394-п «О Регламенте межведомственного взаимодействия органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в связи с реализацией полномочий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере социального обслуживания».

[13] Приказ Бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель»» (г.п. Барсово) от 02.12.2016 № 258 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению и реализации модельной программы социального сопровождения замещающих семей».

[14] Приказ Департамента социального развития Югры от 24.11. 2014 г. № 813-р «Об организации работы по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг».

[15] Приказ Департамента социального развития Югры от 18.11.2016 № 777-р «О внедрении модельной программы социального сопровождения семей с детьми на территории пилотных муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

[16] Приказ Департамента социального развития Югры от 23.09.2016 № 626-р «О комплексе мер по внедрению модельной программы социального сопровождения семей с детьми в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре на 2016-2017 годы».

[17] Приказ Департамента социального развития Югры от 21.06.2016 № 422-р «Об утверждении и внедрении модельной программы социального сопровождения семей с детьми».

[18] Приказ Департамента социального раз-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

вития Югры от 25 июля 2016 № 175 «Об утверждении и внедрении модельной программы социального сопровождения семей с детьми».

[19] Приказ департамента социального развития ХМАО-Югры от 18.11.2016 г. № 776-р «Об утверждении категорий семей, нуждающихся в социальном сопровождении, критериев (показателей) нуждаемости семей с детьми в оказании им комплексной помощи посредством организации социального сопровождения».

[20] Приказ Департамента социального развития Югры от 31.07.2015 г. № 537-п «Об организации работы по социальному сопровождению».

[21] Распоряжение заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10.11.2014 № 272-р «О комплексе мер по реализации в 2015 — 2018 гг. первого этапа Концепции государственной семейной политики в ХМАО — Югре».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[22] Семейный кодекс Российской Федерации 1995 года.

[23] Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

[24] Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

[25] Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012?2017 годы».

[26] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

[27] Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

[28] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[29] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

[30] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

[31] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

[32] Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах го-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

сударственной поддержки семей, имеющих детей».

Spisok literatury:

[1] Zhenevskaya deklaraciya prav rebenka 1924 goda i Deklaraciya prav rebenka ot 20 noyabrya 1959 g.

[2] Zakon Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry' ot 27 iyunya 2014 goda № 51-oz «O regulirovanii otdel'ny'x voprosov v sfere social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v Xanty'-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre».

[3] Zakon Xanty'-Mansijskogo AO - Yugry' ot 28 oktyabrya 2011 g. № 100-oz «O dopolni-tel'ny'x merax podderzhki semej, imeyushhix detej, v Xanty'-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre».

[4] Zakon Xanty'-Mansijskogo AO - Yugry' ot 10 iyulya 2009 g. № 109-oz «O merax po realizacii otdel'ny'x polozhenij Federal'nogo zakona «Ob osnovny'x garantiyax prav rebenka v Rossijskoj Federacii» v Xanty'-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre».

[5] Kodeks administrativnogo sudoproizvod-stva Rossijskoj Federacii 2015 goda.

[6]Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativny'x pravonarusheniyax 2001 g.

[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii 1993 goda.

[8] Ob utverzhdenii plana pervoocheredny'x meropriyatij do 2014 goda po realizacii Nacional'noj strategii dejstvij v interesax detej na 2012?2017 gody' ot 15 oktyabrya 2012 g. № 1916-r.

[9] Postanovlenie Pravitel'stva Xanty'-Mansijskogo AO - Yugry' ot 28 sentyabrya 2012 g. № 357-p «O Strategii dejstvij v interesax detej v Xanty'-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre na 2012-2017 gody'».

[10] Postanovlenie Pravitel'stva Xanty'-Mansijskogo AO - Yugry' ot 9 fevralya 2013 g. № 37-p «Ob utverzhdenii plana meropriyatij («dorozhnoj karty'») «Povy'shenie e'ffektivnosti i kachestva uslug v sfere social'nogo obsluzhivaniya naseleniya Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry' (2013-2018 gody')».

[11] Postanovlenie Pravitel'stva Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry' ot 18 iyulya 2014 g. № 262-p «Ob ispolnitel'nom organe gosudarstvennoj vlasti Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry', upolnomochennom na priznanie grazhdan nuzhdayushhimisya v social'nom obsluzhivanii, a takzhe na sostavlenie individual'noj

programmy' рге^в!ау1ешуа вое1а1'пу'х 1

о У02102ЬепИ otde1'ny'x ро1потосЬц РгауИе1'-Б1уа Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga

- Yugry' V sfere soеia1'nogo obs1uzhivaniya grazhdan na Departament soеia1'nogo razvitiya Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga -Yugry'».

[12] Postanov1enie Pravite1'stva Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry' о1 31.10.2014 № 394-р «О Reg1amente mezhvedom-stvennogo vzaimodejstviya organov gosudarst-vennoj v1asti Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry' v svyazi s rea1izaеiej po1nomo-еhij Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga

- Yugry' v sfere soеia1'nogo obs1uzhivaniya».

[13] Prikaz Byudzhetnogo uеhrezhdeniya XMAO-Yugry' «Centr soеia1'noj pomoshhi sem'e i detyam «Apre1'»» (g.p. Barsovo) о1 02.12.2016 № 258 «ОЬ utverzhdenii P1ana meropriyatij («dorozhnoj karty'») po vnedreniyu ! rea1izaеii mode1'noj programmy' soеia1'nogo soprovozhdeniya zameshhayushhix semej».

[14] Prikaz Departamenta soеia1'nogo razvitiya Yugry' ot 24.11. 2014 g. № 813-Г «ОЬ organizacii raboty' po priznaniyu grazhdan nuzhdayushhimisya v soеia1'nom obs1uzhivanii ! sostav1enii individua1'noj programmy' predostav1eniya soеia1'ny'x us1ug».

[15] Prikaz Departamenta soеia1'nogo razvitiya Yugry' ot 18.11.2016 № 777-Г «О vnedrenii mode1'noj programmy' soеia1'nogo soprovozhdeniya semej s det'mi na territorii pi1otny'x muniеipa1'ny'x obrazovanij Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Yugry'»

[16] Prikaz Departamenta soеia1'nogo razvitiya Yugry' ot 23.09.2016 № 626-Г «О komp1ekse mer po vnedreniyu mode1'noj programmy' soеia1'nogo soprovozhdeniya semej s det'mi v Xanty'-Mansijskom avtonomnom okruge - Yugre т 2016-2017 gody'».

[17] Prikaz Departamenta soеia1'nogo razvitiya Yugry' ot 21.06.2016 № 422-Г «ОЬ utverzhdenii ! vnedrenii mode1'noj programmy' soеia1'nogo soprovozhdeniya semej s det'mi».

[18] Prikaz Departamenta soеia1'nogo razvitiya Yugry' ot 25 iyu1ya 2016 № 175 «ОЬ utverzhdenii i vnedrenii mode1'noj programmy' soеia1'nogo soprovozhdeniya semej s det'mi».

[19] Prikaz departamenta soеia1'nogo razvitiya XMAO-Yugry' ot 18.11.2016 g. № 776-Г «ОЬ

utverzhdenii kategorij semej, nuzhdayu-shhixsya v soеia1'nom soprovozhdenii, kriteriev (pokazate1ej) nuzhdaemosti semej s det'mi v okazanii т komp1eksnoj pomoshhi posredstvom organizaеii soеia1'nogo soprovozhdeniya».

[20] Prikaz Departamenta soеia1'nogo razvitiya Yugry' ot 31.07.2015 g. № 537-p «ОЬ organizaеii raboty' po soеia1'nomu soprovozh-deniyu».

[21] Rasporyazhenie zamestite1ya Gubernato-ra Xanty'-Mansijskogo avtonomnogo okruga -Yugry' ot 10.11.2014 № 272-Г «О komp1ekse mer po rea1izaеii v 2015-2018 gg. pervogo e'tapa Konеepеii gosudarstvennoj semejnoj po1itiki v XMAO - Yugre».

[22] Semejny'j kodeks Rossijskoj Federaеii 1995 goda.

[23] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federaеii о1 5 maya 1992 g. № 431 «О merax po soеia1'noj podderzhke mnogodetny'x semej».

[24] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federaеii о1 28 dekabrya 2012 g. № 1688 «О nekotory'x merax po rea1izaеii gosudarstvennoj po1itiki v sfere zashhity' detej-sirot i detej, ostavshixsya bez popecheniya rodite1ej».

[25] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federaеii о1 1 iyunya 2012 g. № 761 «О Naеiona1'noj strategii dejstvij v interesax detej na 2012?2017 gody'».

[26] Federa1'ny'j zakon ot 24 iyu1ya 1998 g. № 124-FZ «ОЬ osnovny'x garantiyax prav rebenka v Rossijskoj Federaеii».

[27] Federa1'ny'j zakon ot 24 apre1ya 2008 g. № 48-FZ «ОЬ opeke i popeеhite1'stve».

[28] Federa1'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «ОЬ obrazovanii v Rossijskoj Federacii».

[29] Federa1'ny'j zakon ot 28 dekabrya 2013 g. № 442-FZ «ОЬ osnovax soеia1'nogo obs1uzhiva-niya grazhdan v Rossijskoj Federaеii».

[30] Federa1'ny'j zakon ot 17 iyu1ya 1999 g. № 178-FZ «О gosudarstvennoj soеia1'noj pomoshhi».

[31] Federa1'ny'j zakon ot 24 iyunya 1999 g. № 120-FZ «ОЬ osnovax sistemy' profi1aktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesover-shenno1etnix».

[32] Federa1'ny'j zakon ot 29 dekabrya 2006 g. № 256-FZ «О dopo1nite1'ny'x merax gosudarst-vennoj podderzhki semej, imeyushhix detej».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.