Научная статья на тему 'Проблемы социальной адаптации приемных семей (на примере семей Казани)'

Проблемы социальной адаптации приемных семей (на примере семей Казани) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1056
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ПРИЕМНЫЙ РЕБЕНОК / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нурутдинова Аида Наильевна

В статье по результатам глубинных интервью приемных семей г. Ка зани раскрываются основные проблемы их социальной адаптации, такие как: материальные и жилищные трудности, сложности межличностного взаимодействия в се мье и с социальным окружением, неточности в законодательстве. Выявлены основные факторы успешной социальной адаптации: поддержка членов семьи и социального окружения, материаль ный достаток, «семейное прошлое» ребенка (опыт проживания в семье), более ранний возраст ребенка, поддержка со стороны государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problems of Social Adaptation of Foster Families (as Exemplified by Kazan Families)

Based on the results of in-depth interviews of Kazan foster-families, the paper reveals main problems of their social adaptation, for instance, economic and housing difficulties, problems of interpersonal relations within the family and with society, inaccuracy of legislation. The author outlines the factors of successful social adaptation: support of family and society, material wealth, “family past” of a child (in other words, the previous experience of living in the family), earlier age of a child and governmental support.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной адаптации приемных семей (на примере семей Казани)»

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 4

Социология

УДК 316:452

Проблемы социальной адаптации приемных семей (на примере семей Казани)

Нурутдинова А.Н.

Кандидат социологических наук,

старший преподаватель кафедры конфликтологии

Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье по результатам глубинных интервью приемных семей г. Казани раскрываются основные проблемы их социальной адаптации, такие как: материальные и жилищные трудности, сложности межличностного взаимодействия в семье и с социальным окружением, неточности в законодательстве. Выявлены основные факторы успешной социальной адаптации: поддержка членов семьи и социального окружения, материальный достаток, «семейное прошлое» ребенка (опыт проживания в семье), более ранний возраст ребенка, поддержка со стороны государственных структур.

Ключевые слова: семья, семейные формы устройства детей, приемная семья, приемный ребенок, дети-сироты, социальная адаптация.

Одним из важных процессов, свидетельствующих о кризисе российского института семьи, является рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку институт семьи не справляется с функцией воспитания, появляются альтернативные агенты социализации. Долгое время эту задачу выполняли государственные учреждения (детские дома) и опекуны/попечители. Однако принятие нового Семейного кодекса в 1995 г. ввело в российскую практику новую форму устройства детей - приемные семьи. Государство провозгласило приоритет семейных форм устройства детей, особую роль уделяя развитию приемного родительства и усыновления.

Развитие семейных форм устройства детей (усыновление, приемная семья, опека/попечительство) в Республике Татарстан получило широкое распространение с 2000-х гг. На начало 2011 г. в семьях воспитывалось более 11 тыс. детей. За последние пять лет более чем вдвое увеличилось число детей, воспитывающихся в приемных семьях республики: на начало 2007 г. было 885 детей, в 2011 г. - 2183 ребенка [1, с. 15]. Толчком в развитии семейных форм устройства детей послужило празднование Года семьи в 2007 г. Семейные формы стали рассматриваться как главная альтернатива детским домам, указывалось на их несомненные преимущества с

244

точки зрения эффективности воспитательного потенциала, адаптации детей к современной жизни и финансовой выгоды для государства. Другим важным фактором распространения приемного родительства стало увеличение финансовых выплат - пособий на детей и зарплаты родителю, а также включение этой работы в трудовой стаж родителя.

Феномен приемной семьи в последние годы анализировался многими авторами, специалистами в разных областях, главным образом, психологами, педагогами и социологами. Интерес специалистов разного профиля объясним: приемная семья - явление новое, многогранное, затрагивающее разнообразные вопросы воспитания, адаптации детей, а также трансформационные сдвиги в практиках реализации социализирующей функции института семьи. Психологи и педагоги в большей степени акцентируют внимание на вопросах воспитания и взаимодействия в приемных семьях, адаптации приемного ребенка, приемах воспитания «трудных детей» и др., то есть на межличностном взаимодействии, а также на вопросах социальной помощи и поддержки. Социологи же внимание уделяют прежде всего развитию семейных форм устройства детей как социальному феномену. Анализируются динамика становления института приемной семьи в России и регионах (ТА. Гурко, В.Б. Тасеев, О.А. Белобо-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Социология

родова), вопросы функционирования отдельных форм семейного устройства детей (Н.Г. Аристова, Ю.В. Гришина, А.В. Добровольская и др.). В данном исследовании нас интересует вопрос социальной адаптации членов приемной семьи, то есть рассмотрение приемной семьи на микроуровне в контексте взаимодействия с другими социальными агентами.

В социальных науках существует два основных подхода к пониманию понятия «адаптация». В психологии и социологии под социальной адаптацией в широком смысле понимается «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат такого процесса» [2]. Такой подход предполагает, что индивид ищет способы комфортного включения в новую социальную среду. В узком смысле «адаптация» в социологии понимается как «процесс «вхождения» личности в новые социальные роли», этап социализации (приспособление индивида к социальной среде), «один из механизмов социализации, позволяющей личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения» [3].

Психологи детально изучили вопросы адаптации приемных семей, выделив особенности адаптации приемных детей и родителей. Адаптация ребенка к новым семейным отношениям протекает у всех индивидуально, длится примерно год-полтора и включает несколько этапов. Первый этап - «медовый месяц», когда родители и дети стараются понравиться друг другу и показать себя с хорошей стороны. Второй этап - получил условное название «уже не гость»; происходит кризис отношений и начинается процесс «притирания». Третий этап - «привыкание» или «медленное восстановление», ребенок начинает вести себя как родной, как полноценный член семьи [4].

В данном исследовании под адаптацией будем понимать процесс включения индивида (членов приемной семьи) в социальную среду (в деятельность первичных и вторичных групп), в том числе благодаря успешному выполнению своих социальных ролей. Внимание будет уделено факторам, способствовавшим приемной семье успешно пройти указанные выше стадии адаптации, а также возникшим при этом проблемам.

В качестве эмпирического объекта выступили восемь приемных семей Казани, состоящих в Ассоциации приемных семей города «Мы вместе!». Эти же семьи планируют взять на воспитание еще детей, они будут жить в «семейном доме», который планируется открыть в городе в ближайшие годы. «Семейный дом» - это место, где будут проживать приемные семьи на одной территории, но в своих квартирах. Квартиры будут сдаваться на правах

социального найма. Такой «дом» (будет создан в здании бывшего детского сада) уникален для российской практики приемного родительства. Среди преимуществ «семейного дома» - возможность родителям и детям общаться с «такими же, как они», обмениваться опытом и поддерживать друг друга.

Цель эмпирического исследования - выявление основных проблем социальной адаптации приемной семьи, а также факторов успешной социальной адаптации. Методы исследования - глубинное интервью со взрослыми членами семьи, включенное наблюдение за детьми, родителями и другими членами семьи и ближайшим окружением. Исследование выполнено в рамках проекта НИР «Адаптационный потенциал приемной семьи Республики Татарстан» ГУ «Научно-исследовательского центра семьи и демографии» Академии наук Республики Татарстан. Сроки проведения интервью - апрель-июнь 2012 г., в некоторых случаях интервью брались неоднократно. Поиск объекта исследования происходил методом «снежного кома». Знакомство и общение с приемными родителями до проведения интервью проходило в течение года, благодаря чему удалось установить доверительные отношения с большинством семей.

Выбранные семьи являются примером эффективной социальной адаптации, некоторые из них уже выпустили детей, которые получили высшее и среднее специальное образование, имеют постоянную работу, некоторые вступили в брак, то есть обладают всеми внешними признаками успешной приспособляемости к социальной среде.

Результаты глубинных интервью выявили следующие основные проблемы в социальной адаптации приемных семей. Во-первых, сложности материального плана: система социальных выплат за воспитание приемных детей долгое время не была четко проработанной, выплаты происходили с задержкой (особенно это было в период появления первых приемных семей), нехватка нужных вещей: «Я благодарна району, что они мне поверили, они отремонтировали квартиру, какую-то мебель приобрели самую необходимую. Нам очень помогли друзья, у нас ведь даже тарелок, ложек не было» (жен., опыт приемной матери 10 лет). Некоторые семьи и сейчас (когда процесс адаптации уже прошел) продолжают чувствовать нехватку денежных средств, особенно в неполных семьях, где матери вынуждены подрабатывать. Это связано с тем, что многие родители стараются дать приемным детям все, что им необходимо для творческого развития (посещение кружков, репетиторов, конкурсов детского творчества, в том числе и международных), мотивируя это тем, что «таким детям» нужно больше уделять времени и наверстывать и наверстывать все то, что было упущено в детстве.

Во-вторых, в некоторых семьях наблюдались проблемы жилищного характера. Появление нового

245

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Социология

члена семьи потребовало от многих родителей создание условий для успешной адаптации ребенка, то есть предоставление ему отдельной изолированной комнаты. Проблема не всегда решалась успешно -одна семья вынуждена снимать квартиру большей площадью, а кто-то нашел более эффективное решение - покупку квартиры по льготному ипотечному кредитованию. «Я вынуждена подрабатывать, жить-то на что-то надо, за квартиру платить сколько только уходит. Эту квартиру мы снимаем. Сначала мы в моей квартире жили, в “гостинке”, но потом нам тесно там стало, дочка подросла, поэтому снимаем, в двухкомнатной удобнее, у каждого своя комната» (жен., опыт приемной матери 3 года).

В-третьих, сложности установления стабильных межличностных отношений в семье. Первая трудность - это непринятие приемного ребенка некоторыми членами семьи. Чаще это были кровные дети, которые не хотели общаться с новым «братом»/«сестрой», в отдельном случае - все члены семьи. В конечном счете, такие ситуации становились примером неуспешной адаптации и приводили к возврату ребенка в приют. «Я очень хотела иметь еще одну дочь. Но Юлю [имя изменено] почему-то сразу все не приняли, даже Оля [приемная дочь, имя изменено]. Не понравилась она им. Она в носу ковыряла, в истерике билась иногда [...]. Но кроме меня, ею никто и не занимался. [...] Через три месяца мы вернули ее в приют» (жен., опыт приемной матери 5 лет). Вторая проблема - установление новых правил внутрисемейной жизни и распределения ролей. Многие дети долгое время игнорируют семейные правила и роли, особенно это касается детей подросткового возраста.

В четвертых, проблемы взаимодействия с социальным окружением. Первая сложность - неприятие ситуации приема в семью детей соседями и родственниками. «Наша прошлая соседка постоянно, почти каждый день жаловалась на нас, что, типа, дети шумят. Однажды мы ее специально предупредили, что у меня будет день рождение. Сидим мы на кухне, мирно пьем чай с подругой. Я видимо забыла входную дверь закрыть, как она [соседка] зашла и начала ругаться. [...] А когда мы взяли Лену [приемную дочь, имя изменено], так она вообще просто бешенной стала. [...]Мы вынуждены были уехать оттуда» (жен., опыт приемной матери 6 лет). Вторая проблема - сложности адаптации в школе вызваны тем, что многие дети не ходили в школы, проживая в родной неблагополучной семье. Кроме того, и сами учителя не всегда готовы идти навстречу и помочь адаптироваться такому ребенку. Поэтому намного проще адаптация проходит у маленьких детей.

В пятых, на этапе создания первых приемных семей в Казани наблюдались сложности юридиче-

ского характера, когда процесс принятия ребенка в семью еще не был до конца отработан: «Когда мы взяли их [детей], ни положения не было, договор сами сочиняли с начальником отдела по опеке района, все это сами как могли делали, в выходные собирались, не считаясь со временем, все это писали-прописывали. Ничего не было, не знали, откуда деньги платить, как это делать» (жен., опыт приемной матери 10 лет).

Результаты глубинных интервью позволяют выделить следующие основные факторы успешной социальной адаптации приемной семьи.

1. Поддержка социального окружения (членов семьи, ближайших родственников, друзей, коллег). Социальное окружение не только морально поддерживает приемных родителей, приветствуя их решение принять ребенка в семью, но и помогает материально.

2. Материальный достаток семьи, включающий не только хороший заработок, но благополучные условия жизни.

3. Социальные характеристики ребенка, а именно - наличие «положительного семейного опыта», когда ребенок помнит родителя / родителей (даже ведущих «девиантный» образ жизни), знает основы семейных ролей, а также более юный возраст приемного ребенка, когда его еще можно многому обучить.

4. Поддержка со стороны государственных структур в лице работников социальных служб.

Результаты исследования показали, что многие вопросы социальной адаптации приемных семей остаются нерешенными. Государство многое предпринимает для поддержки семейных форм устройства детей, в том числе увеличивает пособия на детей и размер заработной платы родителя, совершенствует законодательство и правовые акты, распространяет социальную рекламы. Тем не менее существуют вопросы, находящиеся вне зоны ведения и ответственности государства, а именно настороженное, иногда предосудительное отношение общества к приемной семье. Поэтому условием дальнейшего широкого распространение семейных форм устройства детей является изменение отношения институтов гражданского общества и социального окружения к семьям с некровным родством.

Литература:

1. Бычкова Н.В. Приемная семья - новая модель защиты детства // Приемная семья: социальный портрет: сборник научных трудов / Под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: Отечество, 2011. - 100 с.

246

Шезлнжэтнтмщ, щршвзмапщщщщмц, 2ИЩ, №4

Юиццаттия

2. Хомякова А.А. Стадии адаптации в приемной семье ребенка, оставшегося без родителей, и их связь с возрастными периодами развития // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи (25-27 октября 2005 г.). В 3-х ч. Ч. 3 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Ли-дерса. - М., 2о05. - URL: http://www.childpsy.ru/ lib/artides/id/10388.php

3. Константинов В.В. К вопросу о понятии «адаптация» // Проблемы социальной психологии личности. - Саратов: Изд-во Саратовского ГУ, 2005. - URL: http://psyjoumals.ru/artides/d8489.shtml

4. Этапы адаптации приемного ребенка в семье // Сайт ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий» - URL: http:// www.opekakomi.ru/opeka/biblioteka_prijomnyh_ roditeley/etapy_adoptacii/

The Problems of Social Adaptation of Foster Families (as Exemplified by Kazan Families)

A.N. Nurutdinova

Kazan (Volga Region) Federal University

Based on the results of in-depth interviews of Kazan foster-families, the paper reveals main problems of their social adaptation, for instance, economic and housing difficulties, problems of interpersonal relations within the family and with society, inaccuracy of legislation. The author outlines the factors of successful social adaptation: support offamily and society, material wealth, “family past” of a child (in other words, the previous experience of living in the family), earlier age of a child and governmental support.

Key words: family, family-based arrangement of children, foster family, foster child, orphaned children, social adaptation.

247

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.