Научная статья на тему 'Проблемы социальной адаптации'

Проблемы социальной адаптации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4560
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ACTIVITIES / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ / STRATEGY OF SOCIAL ADAPTATION / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / SOCIAL ROLE / DEVICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдрахманова Флорида Ривхатовна

В статье раскрывается характеристика проблем социальной адаптации, в ней представлены различные интерпретации понятия «адаптация», а также анализируются виды социальной адаптации. Актуальность данной темы значительна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of social adaptation

The article reveals the characteristic problems of social adaptation, there are different interpretations of the concept of “adaptation” and analyzes the types of social adaptation. The relevance of this topic is significant.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной адаптации»

Человек и общество

Ф.Р. АБДРАХМАНОВА аспирант БГПУ г. Уфа*

Проблемы социальной адаптации

В толковом словаре под социальной адаптацией понимаются взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; данное понятие включает в себя усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Существует многообразие взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Ключевым в определении содержания данного понятия является непосредственно суть адаптационного процесса, т.е. проблема выживания человека, через гармоничное приспособление к изменяющимся условиям среды. В социологическом справочнике определение понятия «социальная адаптация» рассматривается как активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды. Близкие подходы к определению сущности процесса социальной адаптации наблюдаются и в психологии. В психологическом словаре под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова «социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, и как результат этого процесса»'.

Понятие «адаптация» в биологии означает приспособление живого организма к условиям окружающей среды. Применительно к социологии оно стало обозначать процесс приспособления человека к условиям

* Абдрахманова Флорида Ривхатовна, e-mail: a-florida@mail.ru 1 Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения // Социс, 1999, № 7, с. 23-31.

социальной среды. Смыслом этого «приспособления» выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то социальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, имеющиеся в этих социальных образованиях.

В книге «Теория, история и методика социальной работы» П.Д. Павленок говорит об адаптации как о начальном этапе процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанном на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптации -освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие в решении проблем социальной адаптации. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией. В частности, речь пойдет о социальной адаптации, являющейся процессом приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном

признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды2.

Проблемы социальной адаптации и их решение можно отнести к одним из злободневных проблем современного общества.

Молодое поколение, находясь под воздействием возрастающего количества стрессовых ситуаций, не готово к их преодолению и страдает от их последствий. Нарастающие требования социальной среды вызывают появление массовых состояний эмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения, на первое место среди которых выходят наркомания и увлечение психоактивными веществами. Молодое поколение оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, повысило личную ответственность людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, но и обнаружило неготовность многих из них включиться в новые социальные отношения. И поэтому неполные знания современных стратегий социальной адаптации у взрослого населения не позволяют оказывать необходимое воспитательное воздействие, социальную поддержку молодого поколения. Стремление уйти от реальных проблем в мир иллюзий приводит к психологической беспомощности и одиночеству, способствуя массовому развитию алкоголизма и наркомании среди молодёжи. По свидетельству специалистов, причины роста в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм,

2 Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определенные стандарты поведения.

В числе основных проблем социальной адаптации различают три группы: социально-психологические, естественно-культурные и социально-культурные.

Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социальной адаптации в современном обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социальной адаптации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Перечисленные проблемы социальной адаптации и их решения являются объективной необходимостью, но если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения.

Проблемы социальной адаптации индивидуальны и неповторимы для каждой личности, но можно выделить некоторые черты и признаки, являющиеся общими. «Многообразие видов и способов социальной

адаптации может быть рассмотрено как с точки зрения типов направленности, активности в процессе адаптации (и тогда оно задается ведущими мотивами личности) так и с точки зрения конкретных видов и способов адаптации, которые задаются, с одной стороны, иерархией ценностей и целей, зависящих от общей направленности, а с другой -психологическими и психо-физиологическими особенностями личности»3.

Интенсивность социально-адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Стратегия социальной адаптации представляет собой «индивидуальный способ адаптации личности к обществу и его требования, для которого определяющими являются опыт ранних детских переживаний, неосознанных решений, принятых в соответствии с субъективной схемой восприятия ситуаций, и сознательный выбор поведения, сделанный в соответствии с целями, стремлениями, потребностями, системой ценностей личности»4.

Решение проблем социальной адаптации позволяет определить ряд жизненно важных вопросов, которые не дают возможность создать гармоничные отношения между людьми, большими

3 Психология социальной работы: Учебное пособие / О.В. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.; Под общ. ред. М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2004, с. 19.

4 Там же.

и малыми коллективами в соответствии с потребностями человека, его интересов, установок, ценностных ориентаций и требований в контексте жизненных целей.

Антошкин В.Н. в работе «Социальное единство и совместимость в сфере образования» отмечает, что люди всегда живут в группах, и «человек, оказавшись за пределами своей деревни, общины, рода, племени, города может утратить человеческий облик и превратиться в животное. Но человек не бывает одинок. Он всегда является членом какой-то группы»5. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Рассмотрим некоторые виды социальной адаптации, а именно: производственную, социально-психологическую, досуговую и бытовую адаптации.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе6.

В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с

5 Антошкин В.Н. Социальное единство и совместимость в сфере образования: Учебное пособие для студентов и слушателей курсов повышения квалификации работников образования / БГПИ. Уфа, 1997, с. 2.

6 Морозов В.В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. // Социально-политический журнал, 2002, № 1.

коллегами по работе и руководителями. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической

адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.7

Бытовая адаптация решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности. Бытовая адаптация охватывает различные отношения, складывающиеся в семье, отношения с родственниками, соседями, знакомыми и т.д.

Досуговая адаптация предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенства. Поддержка уважительных, товарищеских отношений с коллегами по работе, в быту является индикатором нормальной адаптированности.

Любой вид социальной адаптации личности предполагает развитие определенных способностей индивида.

На современном этапе развития общества обнаруживается, что человек не успевает адаптироваться к новым экономическим, политическим, духовным и собственно социальным сторонам бытия. Вследствие чего возрастает ответственность индивида перед самим собой и обществом, а также значимость способности, призванной урегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

7 Перов И.М. Неформальные молодежные объединения// Социально-гуманитарные знания, 2002, № 5, с. 18-35.

Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм. Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда, чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида - образование и возраст.8

Полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического. При этом «человек воспринимает и впитывает в себя реальность в зависимости от объективных и эмоциональных отношений с окружающими. Попытки объяснить мнения и поступки людей без учета межличностных отношений можно охарактеризовать как упрощенный вульгарный подход в социологии. Понять поведение человека можно только познав систему его взаимоотношений. Длительные устойчивые межличностные отношения оказывают сильное воздействие и на

8 Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М. 2003.

развитие личности человека, и на весь его жизненный путь. Если познать и учитывать законы совместимости, то многие проблемы отпадут, а другие будут решены с меньшими затратами энергии, сил и времени»9.

Исследования проблем социальной адаптации позволяют сделать следующие выводы:

1. Для социальной адаптации современного человека необходимо гармонизировать отношения Человека и Человека, Человека и Природы, Человека и Космоса.

2. В целях социальной адаптации необходимо развивать физические, духовные и интеллектуальные способности личности.

3. Решение проблемы социальной адаптации наводит на мысль о необходимости принятия личностью самостоятельного выбора и ответственности за свое будущее в целях избавления от состояния социальной инфантильности и социальной дезадаптации.

Абдрахманова Флорида Ривхатовна. Проблемы социальной адаптации. В

статье раскрывается характеристика проблем социальной адаптации, в ней представлены различные интерпретации понятия «адаптация», а также анализируются виды социальной адаптации. Актуальность данной темы значительна.

Ключевые слова: адаптация, социализация, личность, социальная деятельность, социальная среда, стратегия социальной адаптации, приспособление, социальная роль.

Abdrahmanova F.R. The problems of social adaptation. The article reveals the characteristic problems of social adaptation, there are different interpretations of the concept of "adaptation" and analyzes the types of social adaptation. The relevance of this topic is significant.

Key words: adaptation, socialization, personality, social activities, social environment, strategy of social adaptation, device, social role.

9 Антошкин В.Н. Социальное единство и совместимость в сфере образования Учебное пособие для студентов и слушателей курсов повышения квалификации работников образования / БГПИ. -Уфа, 1997. - С.2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.