Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина
Проблемы социального здоровья современных подростков
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина
PROBLEMS OF CONTEMPORARY ADOLESCENTS'SOCIAL HEALTH
Zritneva Е. I., Klushina N. P.
The article is devoted to the problems of contemporary adolescents' social health. The factors affecting adolescents' social health have been revealed. The empiric research results characterizing the condition of adolescents' social health in Stavropol Territory are presented.
Key Words: social health, social norms, a group of social risk, adaptation to social-cultural medium, social integration in the society, social-deprivation factors.
Статья посвящена проблемам социального здоровья современных подростков. Выявлены факторы, влияющие на социальное здоровье подростков; представлены результаты эмпирического исследования, характеризующие состояние социального здоровья подростков в Ставропольском крае.
Ключевые слова: социальное здоровье, социальные нормы, группа социального риска, адаптация к социкультурной среде, социальное взаимодействие в обществе, социально-депривирую-щие факторы.
УДК 37. 013. 42 + 37. 035- 053. 6
Неуклонное поступательное развитие мировой цивилизации в XX - начале XXI века выдвинуло в число острых проблему здоровья человека. При этом в понятие здоровья вкладывается более широкий смысл, чем отсутствие болезней, оно включает в себя деятельностные возможности человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более успешной, достичь более высокой степени самореализации. Физическое, духовное и социальное здоровье человека - это три неотъемлемые составляющие здоровья, которые должны находиться в гармоничном единстве, что и обеспечивает общий уровень здоровья человека и его благополучия.
В современной науке здоровье рассматривается как системное качество человека (В. Д. Жирнов, В. Г. Зилов, Т. М. Максимова, Г. С. Никифоров, В. С. Ткаченко, Ю. М. Хрусталев и др.). Различные определения здоровья строятся на следующих факторах: отсутствие болезни или дефекта; способность выполнять физиологические и психосоциальные функции; способность легко адаптироваться к условиям существования; ощущение комфорта, благополучия.
Понятие «социальное здоровье» активно разрабатывается в научных исследованиях и основано на междисциплинарном подходе, так как обусловлено многочисленными составляющими, охватывающими различные уровни и сферы жизнедеятельности человека. Анализ современной социогума-нитарной литературы, а также научных ис-
точников по проблемам социологии здоровья и философии медицины свидетельствует о том, что вопросам физического, психического и социального здоровья и отклонениям от них уделяется достаточно много внимания (С. В. Быков, Ю. П. Лисицын, В. Т. Лисовский, А. А. Корольков, Л. И. Новикова, С. А. Остремская, В. П. Петленко, Т. Б. Сергеева, Н. А. Сирота, О. П. Щепин, Г. И. Царегородцев, и др.).
Специфичность социально-экономического и политического развития нашей страны в последние десятилетия обусловила особую актуальность данной проблемы для России. Современные структурные изменения на макроуровне социальной системы, а также переориентация жизненных стратегий россиян формируют картину социального здоровья общества.
По мнению многих западных социологов для периодов социокультурных трансформаций характерно негативное влияние на социальное здоровье. Э. Дюркгейм утверждал, что в этот период прежние социальные нормы теряют свою адаптивную функцию, а новые еще не сформировались или не усвоены (не интернализованы) большинством членов общества, в период социальной дезорганизации люди теряют привычный образ жизни и не могут приспособиться (адаптироваться) к новым социальным условиям. Это особенно относится к периодам кризисов и социальных потрясений, когда рушится сложившаяся иерархия ценностей (1, с. 65; 95).
Следует также согласиться с П. Бур-дье, что существует тесная взаимосвязь между социодинамическими процессами в обществе и психодинамическими процессами в индивидуальном человеке, поэтому быстрые социальные изменения приводят к деморализации широких слоев населения, к ухудшению социального здоровья. В целом, согласно теории П. Бурдье, изменения, происходящие в социальном пространстве влияют на социальное здоровье граждан любой страны (2, с.78).
В условиях глобальных преобразований и трансформаций жизни российского общества конца ХХ- начала ХХ1 века одной
из наименее социально защищенных групп оказалось подрастающее поколение, что привело к увеличению числа несовершеннолетних группы социального риска: обострились проблемы беспризорности и безнадзорности подростков, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, противоправного поведения, суицидов и пр.
В современной России подростки оказались в числе наименее устойчивых и защищенных социальных групп. Вместе с тем возраст подростка является периодом, в котором взаимодействие внутреннего мира ребенка и социального окружения носит наиболее яркий и проблемный характер. Подростковый возраст чрезвычайно насыщен конфликтами и сложностями, оказывающими большое влияние на становление личности ребенка. Все это приводит несовершеннолетних к разрыву со сложившимися в обществе стандартами и нормами поведения, уклонению от гражданских и иных обязанностей, неприятию ценностей господствующей культуры, желанию уйти от действительности из-за безуспешных попыток адаптироваться к социокультурной среде. Наблюдается рост преступности несовершеннолетних, увеличивается доля преступлений большей общественной опасности. Социальные причины этого явления разнообразны, но все их можно разделить на несколько групп: социально-экономические причины (усиление имущественного неравенства, снижение уровня жизни, невозможность получить образование и найти работу); морально-нравственные (отсутствие идеалов и общественных ценностей у несовершеннолетних); политические (малоэф-фективность государственной молодежной политики, недостаточное внимание со стороны государства вопросам борьбы с противоправным поведением несовершеннолетних несовершеннолетних).
Социальное благополучие отражает возможности человека жить безопасно в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной). Показателем социального здоровья подростка является его социальное взаимодействие в обществе, приводящее к позитивным трансформациям
Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина
Проблемы социального здоровья современных подростков
и являющееся результатом процесса успешной социализации.
Социальное нездоровье подростков выражается антисоциальным поведением, которое взаимообусловлено влиянием различных факторов, в первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка. Все это обусловливает индивидуальное реагирование несовершеннолетнего на жизненные ситуации.
Антисоциальное поведение чаще всего является результатом психологической, морально-нравственной, социокультурной, правовой дезадаптации и протеста личности против социальной среды, идентификации с общепринятыми нормами.
Одной из весомых причин антисоциального поведения несовершеннолетних является глобальное «социальное аутсайдерст-во», когда подростки оказываются вне существующего общества, выталкиваются из него. Это происходит в результате дефектности социализации, которая в последнее время зачастую неуправляема. В этой связи также следует отметить особую группу со-циально-депривирующих факторов, среди которых нарушение функционирования ряда социальных институтов, связанных с обучением, воспитанием и социализацией личности подростка. Именно в силу этого, современные несовершеннолетние подростки, как правило, не в состоянии освоить целые пласты социальных связей и отношений, необходимых им для полноценного развития личности и обретения социального здоровья.
Признано, что физическое, эмоциональное и социальное состояние здоровья подростков зависит прежде всего от семьи. Физическое развитие связано с материальным достатком и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье. В процессе социального развития роль семьи состоит в том, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказывается на социальных притязаниях подростка, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изме-
ненным обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях (3, с. 98).
Невыполнение социализирующих функций семьи приводит к нарушению социального здоровья несовершеннолетних. Неблагополучие семьи оказывает прямое разлагающее воздействие на здоровье подростков. Отрицательные семейные условия, отсутствие нормальной нравственной среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми остро переживается подростками, которые начинают сознавать противоречие жизни взрослых. Как подчеркивает К. Е. Игошев, озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие - это характеристика социального здоровья городского подростка, пережившего развод родителей, живущих в условиях пьянства, разврата, непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества, безразличия (4).
Анализируя современные семейные проблемы можно выделить факторы, влияющие на социальное здоровье подростков:
- низкий социально-экономический уровень семьи, особенно на фоне более благополучных в материальном плане сверстников; представление о «легких деньгах» весьма распространенное у современных подростков и толкающее на совершение девиаций различной степени «тяжести»;
- низкий общекультурный уровень родителей, в том числе несформированность у них педагогической культуры, что порождает конфликтный стиль общения, неадекватное выяснение отношений, алкоголизм, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с подростком, возможности ответной адекватной поведенческой реакции с его стороны;
- усвоение подростком делинквент-ных ценностей через научение, подражание в семье; несогласованность или отсутствие требований к подростку со стороны родителей, вследствие чего у него не возникает четкого понимания норм поведения.
Вышеобозначенные факторы влияют на биологический, социальный, психологический уровни здоровья подростка, у него
возникает дефицит ценностных ориентаций, личностная тревожность, склонность к формированию стойких асоциальных стереотипов, низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменение ситуации), снижение уровня мотивации и нарушение саморегуляции личности, дефицит ресурсов личности (комфортных возможностей).
Кроме того, современные средства массовой коммуникации практически беспредельно расширяют познание мира, показывают самые различные стандарты жизни, которые либо доступны лишь при наличии определенных социально-экономических условий, либо вообще чужды российскому образу жизни. Следует согласиться с И. В. Левшиной, что вследствие мировоззренческой незрелости, эстетической неподготовленности старшеклассник оказывается не в состоянии трезво оценить эти стандарты. В результате у него формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями, что может привести к социально неприемлемому поведению подростка (5).
На современном этапе социальных преобразований в России наблюдается проблема внешней отчужденности со стороны общества, которая влияет на социальное здоровье подростков. Она выражается в отсутствии социальной и психологической защищенности молодежи:
- неустойчивость основных государственных приоритетов в области идеологии;
- несоответствие материальной обеспеченности и потребностей жизнеобеспечения;
- отсутствие гарантий реализации выбора профессии и возможности дальнейшего трудоустройства;
- отсутствие государственных программ по поддержке социального здоровья молодежи.
В настоящее время среди подростков и молодежи получили широкое распространение такие реакции на внешнюю отчужденность со стороны общества как аккуль-турационный стресс и аналитическая депрессия. Подростки как категория лиц, высоко чувствительных к социальной неста-
бильности и отсутствию включенности в социум достаточно часто дают реакцию ак-культурационного стресса. Аккультураци-онный стресс возникает, подчеркивает И. П. Короленко, в результате изменения жизненного стереотипа, привычного уклада и стиля жизни, при отрыве от прежних культурных ценностей, невозможности заниматься привычным видом деятельности. Выходом же из стрессового состояния порой служит суицид. Так, отчужденность общества приводит к отчуждению личности от самой себя (6, с.106).
Социальное здоровье подростков, проживающих на территории Ставропольского края, наглядно характеризуют приведенные ниже цифры и факты, полученные в ходе эмпирического исследования. Данное исследование было проведено осенью 2008 года при участии сотрудников и аспирантов кафедры социологии и социальной работы Северо-Кавказского государственного технического университета, специалистов Министерства образования и науки Ставропольского края, а также специалистов Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края.
В соответствии с программой на первом этапе исследования было проведено изучение и анализ статистических данных, а также отчетных материалов комиссий по делам несовершеннолетних Ставропольского края за 2006-2008 годы. Проведен анкетный опрос и выборочная беседа со специалистами, работающими с подростками, а также с несовершеннолетними правонарушителями, не изолированными от общества. В указанную категорию специалистов вошли сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних, школьные инспекторы, социальные педагоги общеобразовательных учреждений. Всего 240 человек. Также респондентами выступили подростки, проживающие в городах Ставропольского края: Ставрополь, Михайловск, Изобильный, Не-винномысск, Пятигорск, Буденновск, Арз-гир. Всего было опрошено 360 несовершеннолетних.
Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина
Проблемы социального здоровья современных подростков
Результаты исследования показали, что на территории Ставропольского края проживает более 570 тысяч детей. Из них в краевом банке данных подростков «группы риска» насчитывается 9,6 тыс. человек.
Общая характеристика подростков группы риска следующая: более 56 % подростков систематически нарушают дисциплину в школе; 63 % являются второгодниками; более 80 % не проявляют интереса к учебе, общественной работе, трудовой деятельности.
Довольно большой процент подростков (18,9 %) не принимают ценности, принятые в обществе. В основном несовершеннолетние считают главной ценностью свободу человека (54,5 %) и неприкосновенность личности (38,3 %). Соблюдение законов как ценность воспринимают 28,3 % несовершеннолетних, а неприкосновенность чужого имущества всего 16,2 %. Личные ценности в основном у подростков группы риска не отличаются от традиционно выбираемых в этом возрасте: семья, здоровье, друзья, образование. Но при этом очень низкие показатели «возможности трудиться».
Анализ социального влияния различных факторов на личность показал, что 40 % несовершеннолетних ставят влияние семьи на первое место, 30 % - средства массовой информации, 20 % - школу, 10 % - улицу. Около 2/3 современных подростков предпочитают обращаться за советом к родителям. При этом только 46 % родителей знают, где, с кем и как проводят их дети свободное время, 47 % не всегда точно знают об этом, 7 % - как правило, не знают.
По сведениям главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю на территории края несовершеннолетними и с их участием в 2008 году совершено: убийств - 5; причинение тяжкого вреда здоровью - 12; краж - 1002; грабежей - 186; разбоев - 59; преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ - 67; неправомерного завладения автотранспортным средством - 90; мошенничеств - 58; вымогательств - 30. Следует подчеркнуть, что совершено 114 преступлений несовершенно-
летними в состоянии алкогольного опьянения; 774 групповых преступления; 533 преступления совершены несовершеннолетними повторно (7, с. 113-116).
Состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних - 4796 человек. Среди них: освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы - 21; осужденных условно - 383; беспризорных - 12; безнадзорных - 1541; вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений - 60; употребляющих спиртные напитки и наркотики - 641; совершивших правонарушения - 2148 человек (8).
Большинство подростков уверены, что их ровесники совершают правонарушения из-за того, что им нечем заняться (39,7 %), не осознают последствий своих поступков (28,3 %), имея пример друзей (25,9 %) и просто случайно (25,9 %). Таким образом, большинство подростков склонны объяснять совершение правонарушения случайным стечением обстоятельств, в результате бесцельного проведения времени.
Определенная группа подростков (51 %) обвиняют в своем совершении правонарушения родителей, точнее бесконтрольность со стороны родителей по отношению к несовершеннолетнему ребенку (18,6 % - плохое воспитание; 16,2 % - нет контроля со стороны взрослых; 16,2 % -плохая жизнь в семье) (7, с. 117).
Ответы несовершеннолетних респондентов необходимо сравнить с ответами экспертов, которые считают: основная причина правонарушений несовершеннолетних -низкий воспитательный потенциал большинства семей: недостаточный контроль над подростками со стороны взрослых (41,8%); ошибки в семейном воспитании (40,5%); плохая жизнь подростка в семье (24,5%).
По мнению подростков, большая часть правонарушений совершается случайно, без осознания последствий своих действий (44,5 %). Очень часто правонарушение совершается за компанию с друзьями (18,6 %).
Опрос показал, что только 10,8 % респондентов испытывают постоянное затруднение в общении со сверстниками и взрослыми людьми, почти четверть респон-
дентов (21,6 %) испытываю затруднение иногда, а 65,8 % не имеют проблем в общении. Таким образом, третья часть респондентов (32,4%) отмечает постоянное или эпизодическое наличие затруднений в общении со сверстниками и взрослыми людьми.
Педагоги, психологи, специалисты управленческих структур отмечают крайне недостаточный уровень социального здоровья современных подростков, поэтому с 2002 года в Ставропольском крае сформирована система поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе государства, посредством которой оказывается как экстренная и оперативная помощь, так и организуется долговременная последовательная работа. В районах и городах действуют «горячие линии», телефоны доверия, общественные приемные для работы с несовершеннолетними. Созданы оперативные штабы, по изъятию детей из общественных мест в вечернее и ночное время. Учтены все вероятные места концентрации и пребывания подростков «группы риска».
При этом проведение профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, родителями, не исполняющими обязанности по воспитанию детей, сводится в основном лишь к деятельности подразделений по делам несовершеннолетних отделов внутренних дел. Наблюдается разрыв между воспитательным процессом в школе и по месту жительства, принижена роль внешкольной работы с подростками. В крупных городах края практически отсутствуют комнаты школьников, бесплатные кружки и секции, которые призваны обеспечивать досуг несовершеннолетних, особенно из семей группы риска. Незанятость подростков способствует вовлечению их в совершение противоправных действий.
Сложившаяся ситуация наглядно показывает, что требуются меры, повышающие уровень организации и координации работы в регионе по профилактике социального здоровья подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - М., 1994.
2. Бурдье П. Социология политики. - М.: Sociologos, 1993. - 284 с.
3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - Пенза, 1994. - 170 с.
4. Игошев К. Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. -Горький, 1994. - 198 с.
5. Левшина И. В. Подросток и экран. - М.: Педагогика, 1989.
6. Короленко Ц. П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. - Новосибирск, 1990. - 274 с.
7. Зритнев В. В. Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей, не изолированных от общества, частными социальными
институтами: Дис... канд. социол. наук. -Ставрополь, 2008. 8. Статистический отчет о работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ставропольского края за 2007, 2008 гг.
Об авторах
Зритнева Елена Игоревна, СевКавГТУ, доктор педагогических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы. Сфера научных интересов - семья как институт воспитания, социально-педагогическая работа с несовершеннолетними.
e. zritneva@,mail. ш
Клушина Надежда Павловна, СевКавГТУ, доктор педагогических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы. Сфера научных инетересов - социальная педагогика, теория и технологии социальной работы. e. zritneva@,mail. ш