Т. А. Куприянова
проблемы социального обслуживания граждан пожилого возраста
Увеличение продолжительности жизни — одно из главнейших достижений человечества, глобальный процесс, который только начинает «набирать обороты». Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет 26 %1. Снижение темпов прироста населения на фоне его старения и увеличения продолжительности жизни создает напряжение в здравоохранении и социальной сфере. Экономические и социальные последствия этого уже не одно десятилетие обсуждаются в научных и политических кругах. Катастрофическим старение населения выглядит большей частью в изложении политически ангажированных авторов. Истинные последствия старения населения не столь угрожающи, как представляется. Трудоспособное население всегда обслуживало и обеспечивало и себя, и детей, и пожилых людей. Как утверждают демографы, «нагрузка на одного трудоспособного сейчас идеальная — наименьшая за все время после 1950 года»2. Необходимо переосмыслить данную социальную проблему и депутатам, и Министерству социального развития, и Министерству финансов и начать решать эту глобальную задачу в комплексе, с учетом интересов всех категорий граждан.
Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне социальная защита обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного.
Становление социального обслуживания пожилых людей
В Российской Федерации социальное обслуживание как производственный сектор конституировалось относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан оказывались и ранее. До 1987 г. система социального обслуживания пожилых в нашей стране была представлена только Домами ветеранов и инвалидов. Актуальность проблем, связанных с необходимостью развития новой системы социального обслуживания, в 1980-1990-х гг. была предопределена плохим качеством обслуживания в этих учреждениях, их малочисленностью и отсутствием каких-либо альтернатив им.
Нормативно-правовая база организации социального обслуживания граждан пожилого возраста на дому стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х гг. Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральных Законах «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95 г. №95-ФЗ и ФЗ № 122 от 05.08.1995 (в ред. 2004 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Повсеместно начали открывать отделения социального обслуживания на дому, которые впоследствии реорганизовали в учреждения социального обслуживания
© Т. А. Куприянова, 2009
граждан пожилого возраста и инвалидов. На основании приказа № 7 от 27.01.1988 г. Новгородского областного управления социального обеспечения в городе Чудово при отделе социального обеспечения районной администрации было создано первое отделение социального обслуживания на дому.
Создание и развитие системы учреждений социального обслуживания на дому смогло обеспечить новые формы социальной защиты малоимущему и престарелому населению. Учреждения социального обслуживания на дому частично сгладили шок перестроечных реформ. Но и сейчас большое количество россиян продолжает находиться в трудной жизненной ситуации (морально и материально). Современные условия жизни, особенно в глубинке, «не предоставляют социальной безопасности и защищенности от последствий недальновидных социальных реформ»3. Ситуация меняется медленно, события осени 2008 г. еще более обострили социальную напряженность, поэтому наблюдается неприятие и самих реформ людьми среднего и пожилого возраста. У многих пожилых людей «пессимистическое восприятие настоящего приводит к идеализации (иногда не оправданной) прошлого и неверию в будущее»4. Надежды многих на быстрые и успешные реформы давно исчезли, а уровень пенсий, призванный обеспечить не только прожиточный минимум, но и достойную старость, оставляет желать лучшего. «Либерально-монетаристская политика российских правительств, которая, несмотря на тактические колебания, оставалась неизменной в своей основе с 1992 г., не отвечает потребностям российского общества. Она требует замены на политику развития и значительного реального, а не декларативного, повышения жизненного уровня населения».5
Нерациональная система льгот еще больше обостряет проблему расслоения общества. Зачастую адресная помощь используется как средство стимулирования активности избирателей. Это снижает доверие людей к государству как к институту власти. В стране сложилась парадоксальная ситуация: продолжает увеличиваться доля пожилых в структуре населения, а меры по предупреждению и нейтрализации негативных последствий этого фактически не предпринимаются. У нас в стране нет научно выработанных методов психофизической адаптационной работы с такой многообразной категорией граждан, какой являются пожилые. Возрастающее количество престарелых людей требует формирования новых целевых программ, создания и распространения различных научных программ адаптации и, соответственно, дополнительного финансирования.
Две основные задачи социального обслуживания в современных российских условиях — традиционное (по социально-бытовому обслуживанию пожилых людей) и новое (по активизации жизненной позиции пожилых граждан) — также требуют скорейшего решения.
Пожилые люди в условиях социально-экономического реформирования
Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой сфере и психологической адаптации к новым условиям порождает серьезные социальные и личностные проблемы.
Возрастной период после выхода на пенсию в любых условиях не прост. В пожилом возрасте значительная часть достижений человека уже в прошлом. Задача общественных и государственных структур — выявить и поддержать интересы и новые цели (в том числе переподготовку и переквалификацию) людей этой возрастной категории, чтобы продлить
их активное трудовое участие в жизни общества с обоюдной выгодой. Ученые дают рекомендации по формированию убежденности пожилых людей в «необходимости продолжения трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста, а у работающих пенсионеров — удлинения ее сроков»6.
Значительная часть пенсии, которая у большинства «ушедших на покой» пенсионеров является основным источником доходов, тратится на приобретение продуктов питания, оплату коммунальных услуг, на медицинское обслуживание. Особенно дороги бывают медицинские услуги и лекарства. К сожалению, образ жизни многих россиян еще очень далек от идеала, и возлагать ответственность за ухудшение здоровья только на медицину некорректно. От усилий врачей здоровье зависит всего на 9 %, тогда как в основном оно определяется образом жизни (51 %), зависит от наследственных факторов (20 %) и окружающей среды (20 %)7.
Результаты многих научных исследований и опыт ныне здравствующих долгожителей, опровергают представления о неизбежном и необратимом ухудшении здоровья с возрастом. «Образ старости в представлении россиян окрашен в самые мрачные тона»8. Требуется целенаправленная, научно обоснованная и планово-институциональная практическая работа по преодолению стереотипов восприятия старости как самими пожилыми, так и их родственниками и окружающими. Пора прекратить относиться к пожилым людям как к немощным и больным. Средства массовой информации должны стать активными пропагандистами и распространителями теорий, методик и новаторских практик по сохранению потенциалов здоровья и продуктивного старения. Современная жизнь диктует всем российским гражданам необходимость активно укреплять и сохранять свое здоровье. И занять такую жизненную позицию их вынуждают значимость здоровья и его ведущее место в шкале жизненных ценностей общества.
Многие экономически развитые страны основное внимание уделяют оздоровлению граждан. Известный русский демограф А. Г. Вишневский пишет, что в «1960-1990 гг. душевые расходы на здравоохранение выросли в пять раз. А где-нибудь во Франции или Японии — чуть не в сорок. Разница, конечно, существенная, эффект тоже. Наше государство скупо на вложения в здоровье...»9. Минздрав строит свою работу по принципу «министерства борьбы с болезнями» и считает, что оно не причастно к причинам высокой смертности. Вся профилактическая работа этого министерства фактически ограничивается словами «Минздрав предупреждает». Ресурсов много, и объединив усилия всех, можно изменить кривую «долговременного кризиса смертности». Все больше становится очевидной необходимость разработки мер стимулирования тех граждан, которые поддерживают высокий уровень работоспособности, заботятся о своем здоровье и сохраняют его. Именно здоровье, лежащее в основе активной жизненной позиции, во многом определяет социально-ролевой статус любого гражданина, его общественное положение, материальное благосостояние.
Физкультурно-оздоровительная и просветительская работа с лицами предпенсионного и раннего пенсионного возраста по вопросам психологических и физиологических особенностей, геронтологии, гендерных различий, профилактике заболеваемости и раннего старения, возможностей укрепления и реабилитации при конкретных заболеваниях ведется в крайне малых объемах из-за недостаточного финансирования.
Западные ученые выдвинули теорию активности, которая основывается на проведенных в Голландии, Италии, Германии и США исследованиях. В соответствии с ней утверждается, что пожилые люди должны как можно дольше сохранять свою активность, дополняя свою традиционную деятельность новыми видами и формами. Любой пожилой
человек в обществе способен найти место, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам, способностям. В настоящее время данная теория — самая популярная во многих западных странах. В соответствии с концепцией продуктивного старения считается, что любая работа, выполняемая пожилыми людьми (оплачиваемая и неоплачиваемая), связанная или не связанная с производством товаров и услуг, продуктивна. Подготовка и обучение пожилых людей, направленные на овладение специальностью для занятия такого рода, также считаются продуктивными. Волонтерская, добровольческая педагогическая, просветительская, забота о других членах семьи, знакомых, помощь молодым, занятие любимым делом, хобби и иная деятельность, как дома, так и вне его — тоже продуктивная деятельность. Как отмечает Э. В. Карюхин, так называемое «пассивное пенсионерство» приводит к ранним появлениям старческих деструктивно-дистрофических изменений органов и тканей организма и их быстрому развитию. Обращаемость за медицинской помощью пенсионеров, продолжающих трудовую деятельность, составила 6,1 % против 69,2 % среди людей, прекративших работать в связи с достижением пенсионного возраста10. Еще четверть века назад
Н. Н. Сачук, Н. В. Вержиковская, Е. Н. Стеженская на основании обобщений результатов ряда медико-социальных исследований, проведенных Институтом геронтологии АМН СССР, пришли к выводу, что «трудовая деятельность лиц пожилого возраста, сохранивших достаточную работоспособность, является целесообразной с биологической, социальной и экономической точек зрения»11.
Пожилые люди, регулируя свои устремления и поведение, сохраняют компетентность в постоянно меняющейся социальной среде и являются социально-активными. Рассмотренная концепция является ведущей при разработке многих социально-геронтологических проектов. Поэтому складывающаяся ситуация, вызванная общественными потребностями, требует сохранения и укрепления здоровья пожилых людей, создания условий для активизации социального поведения и продуктивного старения и его пропаганды. А в системе социального обслуживания необходимо перейти от опекающих стратегий к стимулирующим и предупреждающим, перекладывая часть забот о благополучии людей, нуждающихся в помощи, на них самих.
Проблемы социального обслуживания пожилых граждан
Федеральный Закон № 122 от 02.08.1995 г. (в ред. 2004 г.) «О социальном облужи-вании граждан пожилого возраста и инвалидов» передал государственные полномочия в области оказания социальных услуг субъектам федерации. Соответственно, субъекты РФ несут ответственность за состояние социального обслуживания на своих территориях, проводя законотворческую интеграционно ориентированную социальную политику с учетом дифференцированного подхода, специфики интересов различных групп пожилого населения, находящихся на разных стадиях адаптационного периода. Новые условия усиливают роль региональной системы социальной защиты, как наиболее приближенной к потребностям каждого конкретного человека. Следует отметить, что «реализация социальной политики в отношении пожилых осуществляется посредством множества социальных программ различного уровня: федерального, регионального, муниципального. Степень эффективности этих программ оценить очень трудно, критерии не разработаны,
а данные не публикуются. Очень важна роль государства, как координатора программ
12
разных уровней»12.
Анализ положения граждан предпенсионного и пенсионного возраста в различных аспектах позволяет сделать следующие предложения:
1. Необходимо активизировать работу с людьми предпенсионного и раннего пенсионного возраста; принимать меры для повышения уровня ответственности за свое состояние самих пожилых людей, акцентируя внимание на самопомощи и взаимопомощи.
2. С помощью СМИ и некоторых законодательных актов начать формирование психологической установки на долговременное самообслуживание, всесторонне освещая пожилого человека, как «положительного героя», перемещая акцент с немощи и болезни на активность и мудрость, а также изменить формы и методы работы по профилактике, оздоровлению и реабилитации.
3. Проводить планомерную переориентацию настоящих и будущих пенсионеров на новые или иные сферы деятельности с учетом физических и творческих способностей и возможностей.
4. Государству необходимо предпринимать срочные меры для воплощения вышеназванных задач в действительность.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов призвано способствовать решению возникающих у них социальных проблем, восстановлению или усилению способности к самообеспечению и самообслуживанию.
Инфраструктура социальных учреждений Чудовского муниципального района разветвлена и охватывает практически все сферы социальной жизнедеятельности, но при этом существующая система надомного социального обслуживания недостаточно эффективна и не способствует как активизации самих обслуживаемых, так и интеграции их в общество. Созданные в 1988-1989-х гг. отделения не удовлетворяли растущий спрос на разного рода социальные услуги, и со временем пришлось открывать специализированные отделения — социально-медицинское и социальной реабилитации. Специалисты учреждений, приходя домой к пенсионерам и инвалидам, узнают об их проблемах и нуждах и оперативно принимают решение о дальнейшем обслуживании конкретного гражданина и оказании ему помощи: закупают медикаменты, продукты, помогают навести порядок, помыться, оплачивают коммунальные услуги, оказывают первую доврачебную помощь, проводят назначенные лечащим врачом медицинские процедуры и т. д.
Фактически учреждение является в некотором смысле «Службой спасения» для пожилых и инвалидов района.
Государственное учреждение «Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов», как и все учреждения этого профиля, выполняет три важные задачи:
• организации действенной системы качественного социального обслуживания в районе, оперативного реагирования на запросы обслуживаемых, качественное выполнение социальных услуг в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг и внедрение дополнительных насущных услуг;
• организации мероприятий по активизации жизненной позиции пожилых и инвалидов;
• подготовки кадров для социального обслуживания пожилых и инвалидов.
В действительности социальными работниками в общей массе трудятся люди без достаточной теоретической и практической подготовки. Многие получают навыки профессиональной деятельности уже в процессе работы. Важно заметить, что социальная работа — низкооплачиваемая, не имеет высокого статуса и престижа. Немногие задерживаются на ней надолго. Лишь часть их руководствуются принципами гуманности, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В сельском
секторе, в силу специфики малых населенных пунктов, где все друг друга хорошо знают, выполняемые услуги выходят далеко за пределы, перечисленных в перечне гарантированных государством социальных услуг, чего нельзя сказать о городе. Низкая мотивация к труду, выполнение должностных обязанностей в меру внешней необходимости, безучастно и механически, могут быть преодолены с помощью обучающих тренингов, семинаров, консультаций и достойной оплатой.
Оптимизировать труд социальных работников, возможно, следует через разделение функциональных обязанностей: одни занимаются бытовой сферой (уборкой, заготовкой дров, выполняют работу грузчиков, электриков), другие непосредственно выполняют социальные услуги в соответствии с перечнем гарантированных услуг (приобретение продуктов, медикаментов, оплата коммунальных услуг), третьи контролируют, проводят опросы, обследования, составляют отчеты и ведут беседы с обслуживаемыми (по противопожарной безопасности, антитеррористической деятельности, санитарно-гигиеническим нормам и правилам и др.), медицинские работники наблюдают за состоянием здоровья, выполняют назначенные медицинские процедуры, проводят реабилитационные мероприятия и т. п. А в сложившейся ситуации надомного обслуживания социальный работник — и «швец, и жнец, и на дуде игрец».
Растет потребность в различных индивидуализированных социальных услугах и в увеличении количества занятых в социальных службах работников. Одной из задач, вызывающих трудности в практической работе, является переизбыток одних социально-бытовых услуг и недопроизводство других. Так, нуждаемость в некоторых услугах (стирка, уборка, мытье и т. п.) намного превышает фактически оказываемые в государственных учреждениях.
В Чудовском районе крайне слабо развита инфраструктура учреждений, оказывающих бытовые услуги населению. Здесь большое поле деятельности для развития негосударственных учреждений социально-бытовой сферы. Рыночные отношения вносят свои коррективы. С нынешними пенсиями пожилые люди не могут выступать в качестве адекватных потребителей насущных услуг. Внесение некоторых услуг в перечни дополнительных в государственных учреждениях частично сможет улучшить ситуацию на рынке социально-бытовых услуг. Но тут встает вопрос: «Кто будет оказывать эти услуги?» В штатных расписаниях не предусмотрены соответствующие должности, а руководитель ограничен буквой закона. Одной из причин недопроизводства одних услуг и избытка других (беседы, услуги библиотек, покупка продуктов, и т. п.) является сама система оплаты за обслуженного человека, а не за количество и качество выполненных услуг. Зачастую социальные работники оказывают не насущные услуги. Идет подмена необходимых услуг мало затратными и легко выполняемыми, тем самым, пожилые люди ограничиваются в самостоятельности.
Много вопросов в практической работе возникает по стимулированию труда. Достойная оплата качественно выполненной работы стимулирует работников. Заслуженное материальное поощрение рождает моральное удовлетворение, а отсутствие заинтересованности в результатах труда в итоге разрушает мотивацию, разлагает работника и саму систему. Очевидно, следует четко установить, сколько конкретно времени (трудозатрат) должен потратить социальный работник на конкретного обслуживаемого, с учетом сохранной способности пожилого или инвалида к самообслуживанию, а не 2-3 и 3-4 посещения в неделю, как сейчас установлено законодательством. Важно увязать заработную плату с количеством и качеством выполняемых услуг, а не с количеством обслуженных человек. Ограниченный фонд премирования в размере 2 % не позволяет в достаточной степени стимулировать добросовестных работников.
Не менее важной для сферы социального обслуживания является задача обучения кадров, которую необходимо решать срочно и на государственном уровне. Планово в масштабах каждого субъекта РФ необходимы регулярные обучающие занятия (курсы) по повышению профессиональной квалификации (как в сфере здравоохранения). В стране мало специализированных учебных учреждений, где готовят социальных работников, специалистов по социальной работе, психологов и медицинских работников гериатрического профиля.
Изменение приоритетов: от пассивного ожидания помощи к расширению самообслуживания и долголетию
ГУСО «Чудовский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» приступил к планомерной работе по продлению активного участия пожилых в жизни местного сообщества, повышению вклада в социальное и культурное развитие района. Формирование активной жизненной позиции дает шанс пожилым людям приобрести подобающий им социально-ролевой статус, ибо их самый ценный капитал — знания, профессиональный опыт — следует вдумчиво и целенаправленно использовать на развитие благосостояния района. Профилактику старения необходимо начинать в молодости, уделяя внимание массовым видам спорта и всевозможным оздоровительным клубам и кружкам в зрелые годы. При отделении социальной реабилитации работает созданный в 2006 г. спортивный клуб «Здоровье».
Улучшение физического состояния пенсионеров, появление новых друзей, новых целей и обязанностей, частичная регрессия заболеваемости, снятие напряженности и многое другое дают занятия в отделении социальной реабилитации. Совместные занятия в группах по интересам: лечебная физкультура, лечебно-трудовая терапия, компьютерный класс, беседы с психологом, лекции по интересующим вопросам, которые проводят специалисты разных профилей (священник, нотариус, работники МВД, Пенсионного фонда и др.) — разнообразят будни пенсионеров. Активное общение, обмен опытом (семенами, рецептами и т. д.) уже после занятий; снятие проблем, связанных с гиподинамией улучшают самочувствие и повышают самооценку. В развитии такого общения, взаимопомощи видится первый шаг к созданию на территории района групп взаимопомощи «Помоги другу», где только что вышедшие на пенсию люди смогли бы реализовать свою потребность приносить пользу другим, быть нужными обществу, помогать добрым словом, оказывать необременительные услуги тем, кто находится в более трудном положении, видя в этом дальнейшую цель самореализации.
Создание и распространение обучающих программ по жизнеобеспечению в пожилом возрасте, повышение компетентности в вопросах реабилитации и сохранения здоровья пожилых людей, включая приобретение теоретических знаний в разнообразных сферах жизнедеятельности и практических, направленных на активизацию жизненной позиции и удлинение периода трудоспособности и самообслуживания, со временем может дать свои положительные результаты. Обучающие тренинги с психологом по овладению специальными технологиями управления своим эмоциональным и психологическим состояниями, технологиями психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах, минимизации деструктивных форм общения, а также знания о мерах профилактики различных заболеваний с учетом особенностей физиологии в гериатрическом возрасте требуют широкого распространения.
Второй аспект данной работы — подключение молодых пенсионеров к оказанию надомной помощи престарелым, тем, которые уже не могут выходить за пределы своего жилища. Формы такой помощи могут быть разными: от изготовления вещей на занятиях лечебнотрудовой терапей, до обычного посещения, беседы, выполнения необременительной работы
по дому. Дальнейшая реализация планов по созданию групп взаимопомощи «Помоги другу» поможет реально изменить ситуацию в районе среди лиц, недавно вышедших на пенсию, частично решить проблемы занятости, организации досуга и дефицита общения, улучшить профилактику заболеваемости и преждевременного старения.
Для улучшения эффективности оказания надомной помощи пожилым людям регулярно проводятся обучающие занятия по повышению профессионализма социальных и медицинских работников учреждения с привлечением специалистов различного профиля. При оказании помощи обслуживаемым большое внимание уделяется не только так называемому повседневному уходу, под которым подразумевается оказание помощи пожилому человеку в удовлетворении различных витальных потребностей: в еде, питье, умывании и т. д. Особое внимание сотрудники «Чудовского ЦСО» уделяют душевному состоянию подопечных. Ведь крайне важно не только физическое здоровье, но и оптимистическое отношение к жизни.
Параллельно с внедрением в социальную работу рыночных механизмов следует развивать и стимулировать взаимопомощь и самопомощь, активизируя жизненную позицию, увеличивая активный период долголетия, улучшая качество жизни пожилых людей. Эти новые технологии социальной работы, безусловно, очень актуальны в настоящее время и вызывают неподдельный интерес среди разных слоев населения.
Отделения дневного пребывания в нашем учреждении нет, т. к. те, кто такие отделения обычно посещает, сами еще могут работать и приносить доход или другую пользу себе и государству. Видимо, следует изменить формы работы: организовывать профессиональное переобучение, переквалификацию; клубы или кружки по интересам для пенсионеров — это более необходимо и выгодно (пенсионеры, особенно только что вышедшие на пенсию, смогут работать, вместе проводить досуг и заниматься любимым делом в свободное от работы время).
Отделения социальной реабилитации также должны исполнять свою основную социальную функцию — организовывать досуг, заниматься вопросами поддержания здоровья, переквалификации или перепрофилирования, а не подменять или заменять медицинские реабилитационные отделения. Должно быть четкое разграничение: после болезни, в период восстановления рядом с человеком должны находиться квалифицированные медики (работа должна вестись непосредственно в направлении восстановления здоровья и моральнопсихологического настроя). Когда человек уже на своих ногах и в «здравомыслии», должна продолжаться социальная реабилитация, направленная на то, чтобы помочь человеку снова влиться в социум, поддерживая и корректируя состояние его здоровья, вовлекая его в ту или иную посильную деятельность.
Работники отделения срочного социального обслуживания могут регулировать, координировать направления деятельности по оказанию реальной оперативной помощи наиболее нуждающимся и выступать связующим звеном между поколениями, продолжая развивать взаимосвязь, передачу опыта, повышать социальную значимость и востребованность пожилых людей, способствуя улучшению качества социального обслуживания.
Очевидно, что предоставление социальных услуг по уходу на дому, когда пожилой человек продолжает оставаться в привычных для него условиях, сохраняя прежний быт и социальные связи, обходится государству в десятки раз дешевле, чем содержание в специализированных учреждениях. Развивая сектор социального обслуживания, нужно внедрять новые технологии, оптимизируя и перераспределяя средства на:
• организацию дополнительного образования в третьем возрасте, профессиональное переобучение или переквалификацию;
• стимулирование активной жизненной позиции и передачу опыта молодым;
• создание условий для реализации невостребованного творческого потенциала и возможностей увеличения самоорганизации пожилых людей;
• пропаганду опыта «здорового старения» (развития сети клубов по интересам и спортивных секций для пожилых людей и т. п.);
• организацию доступной среды и безопасного жилья; качественного медицинского и индивидуализированного социального обслуживания;
Для устойчивого функционирования и эффективной организации социального обслуживания в современных условиях уже невозможно ограничиться традиционными сферами деятельности. На первый план выходят новые направления:
• переход от опекающих стратегий обслуживания к активизирующим; восстановление социального статуса пожилых и снижение иждивенческих ожиданий;
• социальное партнерство с муниципальными структурами, бизнесом, общественными организациями и населением;
• расширение инфраструктуры учреждений и частичная реорганизация действующей;
• активизация самопомощи, организация мобильных групп взаимопомощи (особенно в отделенных деревнях);
• планирование на долгосрочную перспективу, социальный маркетинг, регулярный мониторинг потребностей в социально-бытовых услугах;
• разработка проектов по сбору и привлечению дополнительных средств;
• подбор и обучение сотрудников и добровольцев;
• работа со средствами массовой информации и другие.
Цель сегодняшней политики социального обслуживания — найти новые возможности для баланса работающих в социальных структурах и зависимых клиентов социальной работы, перераспределить, а лучше — оптимизировать расходы на социальное обслуживание. Только при наличии соответствующего финансирования, подготовки квалифицированных кадров для системы социального обслуживания и изменений в психологии общества можно создать действенную систему социального ухода, оздоровления и активизации жизненной позиции пожилых. Ведь по отношению к пожилым, по условиям их существования правомочно говорить об уровне не только физического, но и нравственного здоровья в обществе.
1 Итоги 3-го Всероссийского конгресса социологов: Отчет о работе секции 27 «Проблемы старшего поколения». иЯЬ: www.isras.ru.
Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. М., 2007. С. 133.
3 Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России 90-х годов. СПб., 1998.
4 Козлова Т. З. Пенсионеры о себе. М., 2001. С. 40.
5 Бельчук А. И. Общие итоги системных реформ. иЯЬ: www.perspektivy.info/rus/nashe.
6 СачукН. Н., Вержиковская Н. В., Стеженская Е. И. Методические рекомендации по проведению комплексной подготовки к рациональному образу жизни в пенсионном периоде. Киев, 1983. С. 15.
7Лобжанидзе А. А., Грызунов В. В. Пожилой человек. Тосно, 2004. С. 271.
8 Преснякова Л. Социальный, материальный и эмоциональный климат старости в России. иЯЬ: www.per-spektivy.info/rus/nashe /social_material_emotional_klimat.htm.
9 Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. М., 2007. С. 175.
10 Карюхин Э. В. Трудовая активность пожилых людей. иЯЬ: www.dobroedelo.ru.
СачукН. Н., Вержиковская Н. В., Стеженская Е. И. Методические рекомендации по проведению комплексной подготовки к рациональному образу жизни в пенсионном периоде. Киев, 1983. С. 10.
12 Социология: учебник / под ред. Н. Г. Скворцова. СПб., 2006, С. 533.