УДК 364.046.24 ББК 65.272
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА (на опыте Центра социального обслуживания населения Московского
района Санкт-Петербурга)
*
Е.Н. Иващенко, О. М. Кирилюк
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью усиления поддержки пожилого населения, особенно социального обслуживания, так как в последние годы наблюдается значительное увеличение численности пожилых и старых людей. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения, к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше - это долгожители. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России и во всем мире. Если в 1957 году на 1000 человек населения в нашей стране приходилось 89 пенсионеров, то в 2007 году - 289 человек. На нужды социального обеспечения, например, в 1955 году расходовалось менее 5 % национального дохода, то в 2004г. уже 15,5 %.
Санкт-Петербург относится к городам «демографической старости». В настоящее время в городе проживает около 1 160,0 тысяч человек пенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины - 60 лет), из них 25,6 % - лица старших возрастных групп (75 лет и старше). Граждане пожилого возраста составляют 24,9 % населения города, то есть практически каждый четвертый житель города, из них 73 % женщин, 27 % мужчин. По прогнозным расчетам, в 2010 году доля пожилых людей в общей численности населения Санкт-Петербурга составит более 25 % , а в 2026 году уровень показателей достигнет 29 % [1: 45].
Проблемы обеспечения достойной старости пожилых людей, продление их пребывания в привычной социальной среде находятся в центре внимания правительства, пути их решения направлены на расширение спектра предоставляемых услуг и повышение качества социального
Кирилюк Ольга Михайловна, кандидат социологических наук, доцент. Тел.: 8-911-99955-79; e-mail: [email protected]. Иващенко Елена Николаевна, студентка VI курса заочного отделения СПбГУСЭ. Тел. 8-952-204-45-96; e-mail: [email protected]
обслуживания пожилых людей. Практически единственно правильным выходом было создание и развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению. Государственная социальная политика была сориентирована на гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые оказались в экстремальной ситуации.
Таким образом, вышеприведенные данные свидетельствуют о значительной актуальности и социальной значимости выбранной темы исследования.
Одним из наиболее эффективных механизмов оказания социальных услуг и удовлетворения насущных потребностей пожилых людей являются Комплексные центры социального обслуживания населения (КЦСОН). В Московском районе Санкт-Петербурга в настоящее время сложилась четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания населения, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных и качественных услуг. В районе открываются дополнительные структурные подразделения и службы, осваиваются новые технологии социальной работы. Основная цель - улучшение качества предоставления социальных услуг, главным образом за счет внедрения перспективных форм социального обслуживания, улучшения условий обслуживания, развития специализированных видов помощи и приближения их к населению.
Настоящее исследование проводилось на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Санкт-Петербурга. Центр создан в феврале 1996 года как структурное подразделение при Управлении социальной защиты населения Территориального управления Московского административного района. Статус самостоятельного юридического лица Центр приобрел 1 августа 2000 года. Основной вид деятельности: оказание различных видов социальной помощи - социальных, бытовых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного и разового характера гражданам пенсионного возраста, инвалидам и другим группам населения района.
ГУ КЦСОН в своей работе руководствуется Конституцией РФ; законами и другими нормативно-правовыми актами РФ и Санкт-Петербурга по вопросам граждан пожилого возраста; Постановлениями Правительства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Правительства Санкт-Петербурга; распоряжениями и приказами губернатора Санкт-Петербурга, Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, администрации Московского района.
Для оказания помощи нуждающимся в социальной поддержке в Комплексном центре социального обслуживания населения работают следующие отделения:
1. Социально-консультативное отделение - создано в целях защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.
2. Отделение срочного социального обслуживания. В Центре открыты два отделения срочного социального обслуживания граждан, вне зависимости от их возраста, остро нуждающихся в социальной поддержке; помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
3. Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов относится к отделениям полустационарного типа и предназначается для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставления им доврачебной медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
4. Социально-досуговое отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов предназначено для профилактики социальной исключенности из жизни общества граждан пожилого возраста и инвалидов.
5. Отделение экстренной психологической помощи гражданам пожилого возраста создано для проведения мероприятий по повышению уровня психологической культуры, предусматривающих коррекцию психологического состояния граждан пожилого возраста для их адаптации в обществе.
6. Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого
возраста и инвалидов создано для временного или постоянного оказания
гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и
нуждающимся в посторонней поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность данного отделения направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной для них среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.
7. Специализированное отделение социально-медицинского
обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов предназначается для временного или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию в отделение социального обслуживания на дому.
8. Специализированное отделение социально-медицинского
обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе (отделение сиделок). Деятельность
данного отделения направлена на продление пребывания в привычной обстановке и социальном окружении, поддержание социального статуса, защиту прав и интересов тяжелобольных граждан пожилого возраста и инвалидов, остро нуждающихся в социальном обслуживании в постоянном режиме на дому.
9. Гериатрическое социально-реабилитационное отделение создано на
базе поликлиники № 75 и осуществляет лечебно-оздоровительные
мероприятия, организует отдых и питание лиц пожилого возраста и инвалидов без особых ограничений в диете и способных к самообслуживанию.
10. Отделение социально-медицинского сопровождения больных, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, открыто совместно с государственным учреждением здравоохранения «Городская поликлиника №51» на базе неврологического отделения с мультидисциплинарной бригадой. Целью создания отделения является оказание медицинской и социальной помощи.
11. Отделение социально-медицинского сопровождения лиц, страдающих психическими расстройствами, создано с целью объединения ресурсов медицины и социального патронажа, применения комплекса реабилитационных мероприятий, что должно обеспечить клиенту минимальную степень инвалидизации, позволит остаться в достаточной степени трудоспособным и социально адаптированным.
12. Гуманитарный отдел занимается вопросами оказания адресной продуктовой и вещевой помощи малообеспеченным жителям Московского района. С целью привлечения дополнительных источников помощи отдел работает с благотворительными общественными организациями «Каритос», «Союз российских самаритян» и др.
13. Отделение «Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства» предназначено для предоставления ночлега для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях, а также для предоставления им следующих услуг: обеспечение горячим питанием, доврачебная медицинская помощь, помощь в оформлении документов, консультации юриста, психотерапевта, трудоустройство.
14. Отделение реабилитации лиц без определенного места жительства создано с целью предоставления социальной, консультативной, юридической помощи, а также содействия в социальной адаптации лицам, утратившим социально полезные связи, для возвращения их к полноценной жизни.
15. Отделение «Социальное такси» организовано для
доставки нуждающихся в медицинской помощи пожилых граждан и инвалидов в медицинские учреждения.
Пожилые граждане испытывают социальный дискомфорт, вызванный
как возрастными психофизиологическими изменениями, так и утратой социального статуса, материально-экономическими ограничениями. Негативное воздействие на пожилых людей оказывают и процессы изменения системы ценностей, дефицит внимания со стороны семьи, государства и общества. Ослабление моральных норм и ценностей в обществе породило своего рода «социальное сиротство» и, как следствие, социальное иждивенчество многих пожилых граждан. Проблемы обеспечения достойной старости пожилых жителей Санкт-Петербурга, продление их пребывания в привычной социальной среде находятся в центре внимания правительства города, пути их решения направлены на расширение спектра предоставляемых социальных услуг и повышение качества социального обслуживания пожилых людей. В Московском районе проживает почти 290000 человек, из них 70000 - пожилые граждане, что составляет 24,1 %.
Для улучшения качества социального обслуживания в Отделении социального обслуживания на дому № 8 Московского района был проведен опрос клиентов. В ходе исследования нами был использован такой метод социального исследования, как анкетирование, которое включало в себя вопросы, касающиеся социально-демографического портрета лиц пожилого возраста, обслуживаемых на дому, и потребностей данной категории населения, а также вопросы, оценивающие качество услуг отделения Центра.
Общий объем изучаемой совокупности составил 60 пожилых граждан обоих полов, находящихся на социальном обслуживании в ГУ КЦСОН Московского района на специализированном отделении № 8 в возрасте 55-60 лет и старше.
Социологический опрос лиц пожилого возраста позволил сделать определенные выводы: среди обследуемых преобладают женщины (75,4 %); граждане старше 80 лет (50 %); лица, имеющие 1 группу инвалидности (58,3 %); за социальной помощью обращаются в основном одинокие граждане (чаще женщины - 58 %) и одиноко проживающие супружеские пары (17,4%); большее количество обслуживаемых являются инвалидами опорнодвигательного аппарата.
Также был проведен количественный анализ по оказанию различных видов услуг пожилым лицам в специализированном отделении № 8, как, например, приобретение и доставка продуктов на дом (100 %); помощь в приготовлении пищи (76,7 %); приобретение и доставка промышленных товаров (73,3 %); оплата коммунальных услуг и телефона (95 %); оформление субсидий на оплату коммунальных услуг (13,3 %); помощь в уборке жилья (83,3 %); помощь в написании писем, заявлений (20 %); доставка гуманитарной и продуктовой помощи (30 %); вынос мусора (100%); приготовление пищи (53,3 %); сдача белья в стирку(45 %) и др.
В отделении специализированного социального обслуживании на дому № 8 в 2009 году оказывались следующие медицинские услуги: измерение артериального давления (100 %), вызов врача на дом (35 %), оформление рецептов (17 %), запись к врачам (18,3 %), вызов скорой помощи (21 %); доставка медикаментов (100 %); сопровождение в лечебное учреждение (12%); санитарная гигиена (11,7 %), измерение температуры тела, пульса (63,3 %); оказание первой помощи (11,3 %) и др.
Кроме того, адресная помощь оказана 18 гражданам; для оказания услуг 9 гражданам привлечены работники по ремонту газовых плит и газовых колонок; водоканал произвел ремонт труб, замену смесителей и кранов для 11 человек; заменены медицинские полисы 21 гражданину; поздравления с юбилеем получили 14 человек.
58,3 % опрошенных оценили помощь, оказываемую им на
специализированном отделении социального обслуживания на дому, как хорошую; 31, 6 % - как очень хорошую.
Среди наиболее важных проблем в своей жизни опрошенные отметили: состояние здоровья (100 %), материальное положение (48,3 %) и одиночество - 31,7 %.
По видам социально-бытовой помощи респонденты нуждаются в первую очередь - в покупке и доставке продуктов питания и лекарств (100%), в ремонте и уборке своей квартиры - 78,3 % и в стирке вещей -68,3%.
В работе специализированного отделения социального обслуживания, опрошенные хотели бы: увеличить перечень бесплатных социальных услуг -100 %; чтобы чаще оказывалась материальная помощь - 92 %; иметь обеспечение специальным социальным транспортом - 72 %.
Среди положительных сторон в работе социального обслуживания на дому респонденты отметили: понимание - 90 %, внимательность - 90 %, корректность - 82 % и профессионализм - 50 %.
Приведенные выше результаты позволяют сделать вывод, что все опрошенные респонденты в целом положительно оценивают работу отделения специализированного социального обслуживания на дому.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны и устойчивое социальное развитие.
Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения, - одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима
концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений, с тем чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.
В Московском районе Санкт-Петербурга доля пожилых людей составляет 24,1 % от общей численности населения. Социальные проблемы пожилых людей во многом повторяют ситуацию по стране, самыми острыми проблемами пенсионеров являются здоровье, одиночество, материальное неблагополучие, неудовлетворенность условиями жизни. В Центре социального обслуживания функционируют структурные подразделения, соответствующие потребностями пожилых граждан, накоплен большой положительный опыт деятельности социальных работников. В связи с необходимостью улучшения условий жизни пожилых людей, усовершенствования деятельности организаций, связанных с социальным обслуживанием, нами разработаны рекомендации по усовершенствованию системы социальной поддержки лиц пожилого возраста в районе, а именно необходимо:
1. Открыть социальные столовые для пожилых людей и инвалидов;
2. Привлекать государственные организации, коммерческие структуры, благотворительные фонды путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи лицам пожилого возраста;
3. Внедрять новые эффективные методы социальной работы с пожилыми гражданами;
4. Развивать бесплатные и за частичную оплату услуги сиделок, прачек, рабочих по ремонту жилья и бытовой техники, прокат предметов ухода за больными людьми и инвалидами;
5. Способствовать созданию из числа пенсионеров так называемых групп взаимопомощи и общения;
6. Пересмотреть подходы к оценке труда социальных работников.
Система социального обслуживания пожилых людей по-прежнему
остается одной из важнейших сторон социальной защиты населения, государственной социальной политики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пушковские чтения: Сб.науч.работ/Под ред. В.Н.Анисимова, А.Л.Арьева. СПб.,
2009.