Раздел 7 СОЦИОЛОГИЯ
Редактор раздела:
ЮРИЙ ЕФИМОВИЧ РАСТОВ - д-р социологических наук, профессор, действительный член Академии социальных наук, зам. председателя диссертационного совета по социологии при Алтайском Государственном университете (г. Барнаул)
УДК 316.6
Burlyayeva V.A. Chebanov K.A. PROBLEMS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTER IN MODERN SOCIETY. The authors of the article conducted research to identify the main social and psychological problems of the modern society, the knowledge of which gives an impetus for drawing up the programs directed to psychological support, adaptation, youth socialization by the faculty in both higher educational institutions, and educational institutions. Key words: individual, society, socialization, society, social and psychological problems.
В.А. Бурляева, д-р социол. наук, проф., зав. каф. профессионального обучения ГАОУ ВПО «Невинномысский гос. гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]; К.А. Чебанов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. электроэнергетики ГАОУ ВПО «Невинномысский гос. гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск,
E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
Авторами статьи проведено исследование, направленное на выявление основных социально-психологических проблем современного общества, знание которых дает толчок для составления программ, направленных на психологическую поддержку, адаптацию, социализацию молодёжи профессорско-преподавательским составом, как высших учебных заведений, так и общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: индивид, общество, социализация, социум, социально-психологические проблемы.
Временной фактор играет роль не только при попытке выявления законов социального и психологического развития, но и непосредственно влияет на изменение облика конкретного общества. В реальности общество предстает в виде конкретной страны, т.е. совокупности определенной территории, ее населения и конкретной государственной формы управления с присущими ей культурно-историческими традициями, своеобразным историческим путем развития, особой системой ценностных ориентаций и т.д. [1].
Современное общество с его многоплановостью, структурированием, политизацией несомненно «рождает» проблемы у конкретных людей. Но необходимо заметить, что проблемы, возникающие в обществе, прежде всего, связаны с социализацией индивида в отдельности.
В широком смысле слова социализация - это процесс приобщения людей к достижениям человеческой цивилизации, процесс усвоения и воспроизводства людьми общественного опыта, в результате чего они становятся цивилизованными, культурными людьми - личностями, приобретая свойства, знания, способности, умения и навыки, характерные для современного человека, необходимые для нормальной, культурной жизни. В более узком смысле слова социализация является процессом и результатом освоения, отдельно взятым человеком доступного и необходимого лично ему социального опыта, процессом становления человека полноценным членом общества или какой-либо социальной группы.
Наше время ознаменовалось повышенным вниманием к проблемам человека. Победы и поражения, потери и достижения, которые выпали в последнее время на долю нескольких поколений, обострили интерес к социально-психологическим проблемам современного общества. Это обусловлено также социально-политическими, экологическими, научно-технически-
ми и духовными процессами, региональными и глобальными конфликтами [2].
Что же довлеет на личность, какие проблемы современного общества определяются уже сегодня?
Группой студентов инженерно-педагогического факультета Невинномысского гуманитарно-технического института было подготовлено и проведено исследование, которое дало возможность определить социально-психологические проблемы современного общества. В исследовании принимали участие жители г. Невинномысска всех возрастных категорий, занятые в различных сферах деятельности, имеющие различный уровень образования.
Методологическую основу исследования составили:
- личностный подход, означающий гуманистическую направленность процесса на личность как цель, объект, результат и главный критерий его эффективности, требующий признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на самоопределение, в том числе и профессиональное;
- деятельностный подход, который требует, чтобы в процессе подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности они в меру возможностей были вовлечены в эти виды деятельности (осуществляли профессиональные пробы);
- полисубъектный (диалогический) подход, основанный на вере в позитивный потенциал человека, его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования, которые развиваются в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога.
Для исследования были выбраны следующие методы: теоретический анализ предмета и проблемы исследования, анализ периодической печати и статистических данных за последние
несколько лет; метод моделирования процесса социально-психологического развития человека, тестирование и анкетирование, наблюдение, опрос.
Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленные социально-психологические проблемы современного общества могут дать толчок для составления программ, направленных на психологическую поддержку, адаптацию, социализацию молодёжи профессорско-преподавательским составом, как высших учебных заведений, так и общеобразовательных учреждений.
Достоверность результатов исследования обеспечивается комплексным анализом статистических и диагностических материалов; методологической обоснованностью исходных параметров исследования; применением комплекса методов исследования, адекватных его задачам и предмету.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные социально-психологические проблемы современного общества:
1. Психологическая проблема неуверенности в завтрашнем дне. Ни для кого не секрет, что сегодня каждый второй человек, задумываясь о будущем, видит только негатив. Мы боимся за здоровье нашего поколения, за неопределенность в профессиональной деятельности, переживаем о материальном благополучии своих детей. Каждый второй неуверен в реализации своего потенциала, в востребованности нашим Государством его личностных и профессиональных качеств. Социальная незащищённость современного человека откладывает отпечаток и на психическом состоянии. В наше время все чаще людей преследует апатия, агрессивность, раздражительность, фобии.
Многие участники социологического опроса, говорили о том, что близлежащие населенные пункты практически «вымирают». Связано это с тем, что молодое поколение не видит перспективы развития сельского хозяйства, животноводчества, всего того, что непосредственно связано с селами, деревнями, колхозами. В большинстве случаев стремление переехать в города, вызвано предвидением «страшного будущего своих детей» старшим поколением [4]. Дети, обучавшиеся в сельских школах, очень сильно отстают от городских, в связи с чем возможность получить бесплатное образование в дальнейшем сводится к нулю. Самое главное, что уже чуть ли не с пеленок сельские дети стремятся вырваться из «пут» заброшенной территории, проявляя целеустремленность, активность, но не многим это удается.
Анализ опроса и анкет показал, что из 100 участвующих в исследовании человек 89 определили проблему неуверенности в завтрашнем дне, как первостепенную.
2. Проблема системы образования в России. В последнее время мы все чаще замечаем противоречия в том, что нам говорят, и что мы чувствуем на себе. Образование в России всегда считалось самым лучшим по всем параметрам, мы привыкли говорить, что образование в России бесплатное и дает возможность каждому получить тот средний уровень гармонического развития, который определен программами общеобразовательных школ. Что же мы видим на самом деле. Нет ни одной школы, где бы ни взималась плата с родителей на различные методические пособия, ремонты классов, информационное обеспечение. В школах собираются денежные средства на охрану, на учебники. Говорить о бесплатном, доступном для всех и каждого образовании сегодня, мягко говоря, затруднительно.
70,8% опрошенных высказывали единую точку зрения, что образовательная система претерпела глобальные изменения, и это является проблемой, как настоящего, так и будущего подрастающего поколения. Каждый третий из опрошенных проводил сравнение образования советского периода и нынешнего, отмечая коллективизм, сознательность, целеустремленность, систематичность, практичность «старых» школ - и коррумпированность, беспреемственность в обучении нынешнего поколения [3].
3. Экологическая проблема. Необходимо отметить, что сегодняшнее поколение разделилось на две категории по вопросу
Библиографический список
экологической безопасности. Более молодое поколение (опрошенные, возраст которых не превышает 25 лет), смотрят на проблему экологии нашей страны оптимистически, говоря о вредности жития как такового, осознавая, что прогрессирующее общество во всех отношениях неизбежно несет вред окружающей среде. Большой озабоченности данная категория не выражает, надеясь на новые технологии и разработки в области экологической безопасности. Люди же старшего поколения (тем, кому за 40- лет), достаточно остро переживают проблему надвигающейся экологической катастрофы. В памяти свежи следы Чернобыльской трагедии, все чаще на страницах газет мы читаем о лесных пожарах, осушении водоёмов, изменении русл рек, разрушении озонового слоя атмосферы, иссякании природных ресурсов, поэтому общество неизбежно задумывается и выделяет данную проблему на современном этапе развития. Развитие биотехнологии вызывает опасение с экологической стороны. Например, выявлено, что пестициды влияют на иммунную систему организма, способствуют развитию депрессии, раздражительности, нарушению способности к абстрактному мышлению, памяти, могут вызывать онкологические заболевания, изменения наследственности.
4. Проблема научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс представляет собой единое, поступательное развитие науки и техники, стимулирует качественные преобразования материального производства и непроизводственной сферы, ведёт к росту производительности труда, оказывает воздействия практически на все стороны жизни общества. Развитие научно-технического прогресса - сложный и противоречивый процесс, неразрывно связанный с общественными преобразованиями в экономической, социальной, духовной сферах, потребностями жизнедеятельности человека. В центре социальных проблем НТП, на пересечении его разнообразных последствий для общества находятся проблемы для человека.
Определяя данную проблему, опрашиваемые рассматривают ее лишь с точки зрения дальнейшей трудозанятости населения.
100% исследуемых отмечают положительные стороны научно-технического прогресса, являющегося движущей силой всего развития в целом, но в то же время примеры сокращения рабочих мест на предприятиях, замена «живого» интеллекта «искусственным» вызывает обеспокоенность в дальнейшем трудоустройстве.
Отмечено, что современный этап НТП в корне меняет человеческое бытие, формирует новый облик цивилизации и превращает ее в единую взаимосвязанную целостность.
5. Проблема социального и политического конфликта.
85,3% опрашиваемых одной из серьезнейших проблем социального взаимодействия, взаимоотношения людей выделили проблему конфликта. Конфликты охватывают все отношения людей с объективной действительностью. Обострение всех противоречий социальных, политических, национальных, имущественных вызывает настороженность у человека. Опрос показал, что люди хотят научиться через познание и опору на общечеловеческие ценности и идеалы разрешать возникающие конфликты в созидающем, а не разрушающем русле.
При всех современных трудностях, проблемах, возникающих у нынешнего поколения, все же гуманистические идеалы все более овладевают умами ныне живущих. Каждый начинает осознавать, давно утвержденную великую мысль, что нет ничего выше и ценнее человека. Недопустимы по отношению к человеку никакие крайности; ни бюрократические засилья, ни технологический беспредел. Человек должен быть свободен и уверен в завтрашнем дне, и ничто противоестественное и антигуманное не должно сковывать его силы. Проблемами современного общества занимаются многие ученые, попытка помочь друг другу становиться целью жизни многих. К сожалению с каждым днем возникают все новые и новые проблемы, которые не находят решения.
1. Бурляева, В.А. Анализ актуализации социокультурной трансформации в молодежной среде на рубеже веков / В.А. Бурляева, К.А.
Чебанов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 1.
2. Бурляева, В.А. Студенчество как составная часть молодежи // Научное обозрение. - 2008. - № 6.
3. Бурляева, В.А. Статус образования в глазах молодого поколения // Современные гуманитарные исследования. - 2007. - № 5.
4. Филимонюк, Л.А. Исторические аспекты развития трудового воспитания / Л.А. Филимонюк, С. Ляпах // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1(38).
Bibliography
1. Burlyaeva, V.A. Analiz aktualizacii sociokuljturnoyj transformacii v molodezhnoyj srede na rubezhe vekov / V.A. Burlyaeva, K.A. Chebanov // Gumanitarnihe, socialjno-ehkonomicheskie i obthestvennihe nauki. - 2013. - № 1.
2. Burlyaeva, V.A. Studenchestvo kak sostavnaya chastj molodezhi // Nauchnoe obozrenie. - 2008. - № 6.
3. Burlyaeva, V.A. Status obrazovaniya v glazakh molodogo pokoleniya // Sovremennihe gumanitarnihe issledovaniya. - 2007. - № 5.
4. Filimonyuk, L.A. Istoricheskie aspektih razvitiya trudovogo vospitaniya / L.A. Filimonyuk, S. Lyapakh // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. -2013. - № 1(38).
Статья поступила в редакцию 19.02.14
УДК 616.89-008.441.44 (470)
Cherepanova M.I. THE SOCIAL DETERMINATION OF AUTOAGGRESSIVE BEHAVIOUR OF THE YOUTH OF A COUNTRY REGION OF RUSSIA (ALTAI REGION). The article is devoted to problems of social determination of autoaggressive behavior of the youth population in the society of one of provincial regions of Russia. The author defines social conditions and factors in determination of increasing autoaggression risk. The article includes results of a survey that was to show the reasons of autoaggression. The materials can be of use for researchers in the sphere of sociology of risk and sociology of deviations .
Key words: autoaggressive behavior, autoaggressive risk, society of risk, social-risk practice, social surroundings of risk, social conditions and factors of spreading of autoaggression.
М.И. Черепанова, докторант АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО РЕГИОНА РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Статья посвящена проблемам детерминации и распространенности аутоагрессивного поведения среди молодого населения современного провинциального российского региона (на примере Алтайского края). Автор описывает социологические подходы к анализу данного феномена. Статья включает анализ и обобщение результатов социологического опроса, изучающего обусловленность аутоагрессивного поведения, представляет научный интерес для специалистов в области социологии риска, а также социологии девиаций.
Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, риск аутоагрессии, общество риска, социальные рисковые практики, социальные, психосоциальные, психологические условия и факторы распространения аутоагрессии.
В современное время при объяснении феномена аутоагрессии преобладают психологические подходы, доказывающие ведущую роль личности в его генезе. Однако современны социологические подходы, актуализирующие роль социализации, влияние социальных условий и факторов значительно обогащают адекватное объяснение формирование и распространенность аутоагрессивного поведения. На наш взгляд, существуют внешние факторы формирования аутоагрессии. Разнообразные драматические вызовы современного российского общества риска, не могут не влиять на формирование социального опыта личности, обуславливающего специфику его интериоризации. В данной статье нами представлена попытка выделить социальные предпосылки, взаимообуславливающие дезадаптацию молодежи, негативные стратегии сомосохранительного поведения, провоцирующих рост аутодеструктивных проявлений. Эмпирическую базу исследования составили материалы социологического исследования, проведенного в 2009-2010 гг. по теме «Социальные риски воспроизводства девиаций и социальная безопасность населения России: проблемы взаимообусловленности и трансформации в современных условиях кризисного состояния общества» под руководством доктора социологических наук С.Г. Максимовой. Для анализа использованы результаты опроса молодежи Алтайского края в количестве 295 человек (18-30 лет.) Выборка многоступенчатая, квотная, квоты отражали специфический состав генеральной совокупности молодого населения Алтайского края. По данным социологического опроса было выявлено, что, около 6% молодых людей допускают вероятность суицидального поведения, 2% молодежи затрудняются ответить, что можно предположить как показатель отсутствия у них четкой мировоззренческой позиции, что может также способствовать попаданию их в группу риска аутоагрессивного поведения. Позитивным результатом является то, что преобладающая часть молодежи отрицательно относиться к возможности для себя суицидального поведения. Толерантно относятся к возможности нанесения себе повреждений, ради идеи, удовольствия более значительное количество молодежи по сравнению с допустимостью суицидального поведения. Так около
15% молодых людей допускают для себя вероятность аутодеструктивных проявлений поведения, что в реальности находит подтверждение, например в широкой распространенности среди молодежи такой формы самоукрашательства как пирсинг, татуировки, плетение по живому, и.т.п. С другой стороны, данное поведение, может проявляться в более серьезных формах ауто-агресии, таких как суицидальные демонстративные попытки, шантаж, и.т.п. Следует отметить и определенную моду на аутоагрессивные проявления среди молодёжи. Как представлено в исследовании, только треть молодежи не допускает любое рисковое поведение, остальная молодежь в разной степени готова рисковать в своей жизни, например, заниматься опасными видами деятельности, в том числе экстремальными видами спорта. К таким группам риска, где велик аутоагрессивный потенциал, можно отнести субкультуры байкеров, дайверов, молодых людей, занимающихся экстремальными прыжками с большой высоты, и.т.п., где очень велика вероятность нанесения травмы, вреда своему здоровью, и даже жизни, о чем, например, говорит высокий уровень смертности среди байкеров. С другой стороны, высокая готовность к риску объясняется молодежным возрастом, желанием испытать себя, использовать разнообразные шансы в жизни. Для решения задач исследования и проверки гипотез, вся молодежь была поделена нами по результатам социологического опроса на две группы, для одной из которой характерен низкий уровень готовности к риску аутоагрессии, а другая характеризуется высокой готовностью реализовать аутоагрессивные паттерны поведения. Сравнительный анализ данных групп молодежи и отношений их к разнообразным аспектам жизнедеятельности в обществе, позволил выявить достоверные различия. Например, степень ощущения безопасности в обществе у молодежи с разным уровнем готовности к аутоагрессии различна. (р=0.000) Можно предположить, что недостаточное ощущение безопасности в обществе, каким- то образом, взаимообус-лавливается аутоагрессивным поведением. С другой стороны, рост ощущения безопасности способствует, по-видимому, са-мосохранительному поведению, так как является благоприятным социальным условием для комфортной жизнедеятельности мо-