Научная статья на тему 'Аутоагрессивное поведение молодежи: междисциплинарный анализ'

Аутоагрессивное поведение молодежи: междисциплинарный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1081
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РИСК АУТОАГРЕССИИ / ОБЩЕСТВО РИСКА / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКОВЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУТОАГРЕССИИ / AUTOAGGRESSIVE BEHAVIOR / AUTOAGGRESSIVE RISK / SOCIETY OF RISK / SOCIAL-RISK PRACTICE / SOCIAL RISK METHODS / SOCIAL CONDITIONS AND FACTORS OF SPREADING OF AUTOAGGRESSION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черепанова М. И.

Статья посвящена проблемам детерминации и распространенности аутоагрессивного поведения среди населения современного российского общества. Автор описывает междисциплинарные подходы к анализу данного феномена. Статья включает анализ и обобщение психологических, психосоциальных, социологических теорий аутоагрессивного поведения. Данная статья представляет научный интерес для специалистов в области социологии риска, а также социологии девиаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTOAGGRESSIVE BEHAVIOUR OF YOUTH: ANALYSIS OF DIFFERENT SCIENCES

The article is devoted to problems of defining the notion of autoaggressive behavior of youth population in society of Russia. The author names social, psychological, biological conditions and factors of determination of increasing autoaggression risk. It can be of use for researchers in the field of sociology of risk and sociology of deviations.

Текст научной работы на тему «Аутоагрессивное поведение молодежи: междисциплинарный анализ»

лодежи. Другим фактором инициации аутоагрессии явилось негативное отношение к молодежи, дискриминация по критерию возраста, что может способствовать увеличению готовности к аутоагрессивному поведению, стимулировать его. (р=0.006) Таким образом, уважительное, партнерское, равное отношение к молодежи в обществе более благоприятно сказывается на са-моотношении молодежи, приводит к большему благополучию данной социальной группы. Ощущение защищенности от бедности в обществе у молодежи с разным уровнем готовности к аутоагрессии также различно. (р=0.000) С высоким уровнем достоверности, бедность, отсутствие или низкий уровень защищенности от нее стимулирует готовность к аутоагрессивному поведению. Молодежь с низким уровнем готовности к аутоагрессии, чувствует себя наиболее благоприятно в материальном положении. Следовательно, более высокий экономический, материальный уровень жизни населения, в том числе молодежи, больше способствует самосохранительному поведению. На уровне вероятных тенденций, атоагрессия взаимообусловлена, является отражением большей готовности к риску в жизни, не мотивирует измения своего поведения на безопасное, то есть приводит к снижению мотивации самосохранительного поведения у молодежи, снижает ее инстинкт самосохранения. (р=0.04) Стремление к здоровому образу жизни преобладает у молодежи с низким уровнем аутоагрессии. Отношение к своему здоровью у молодежи с разным уровнем аутоагрессии достоверно различно.(р=0.000) Молодежь с низкой готовность реализовать аутоагрессию, больше удовлетворена своим здоровьем, считает его хорошим и все делает для его сохранения и поддержки, например чаще обращается в медицинские учреждения по сравнению с молодежью, для которой характерен высокий уровень аутоагрессии. Однако, необходимо заметить, что молодежь в обеих группах достаточно редко прибегает к медицинской помощи, что можно объяснить возрастными особенностями (еще хорошее здоровье) или недостаточно высоким качеством медицинского обслуживания, недоверия к нему. Как выявлено в социологических исследованиях, для русских людей в принципе характерно достаточно небрежное отношение к своему здоровью, и особенно усиление этой тенденции в кризисные времена [1]. Аутоагрессия молодежи, безусловно, коррелирует с аддик-тивным поведением. Так, отношение к курению, принятию алкоголя у молодежи с разным уровнем аутоагрессии значительно варьирует.(р=0.000). Несмотря на то, что значительное количество молодежи склонно к чрезмерному курению, у молодежи с высокой аутоагрессией данная аутодеструкция преобладает в 2 раза. Среди молодежи с низкой аутоагрессией, почти треть представителей вообще не употребляет алкоголь, имеют мотивацию к трезвому образу жизни. Среди молодежи с высокой аутоагрессией выявлено минимальное число представителей не употребляющих алкоголь, всего 2%. По утверждению некоторых

Библиографический список

отечественных социологов, реальное отношение к здоровью большинства россиян определяется традиционно укоренившимся на Руси представлением о низкой ценности человеческой жизни, и проявляется в распространении таких вредных привычек как курение, употребление алкоголя, разрушающих здоровье и жизнь человека [2]. Конфликтогенность, конфликтный потенциал значительно преобладает у молодежи с высокой аутоагрессией, у них чаще встречаются разнообразные конфликты, но преобладают конфликты с родителями, что позволяет сделать вывод о проблемах в социализации, нарушении ролитель-ско-детских отношениях, снижении для них социализируещей роли семьи, ближайшего окружения (друзья, учителя и.т.п.). Возможно, конфликтность данной группы молодежи в целом снижает ее удовлетворенность важными для нее отношениями, социально-психологическим благополучием, ухудшает самоот-ношение, запускает механизм аутоагрессии. Данный факт подтвердился наличием у молодежи сниженного самоотношения (р=0.000), что возможно, является базовым условием для формирования деструктивного поведения. Кроме того, как и предполагалось у данной группы молодежи присутствуют значительные проблемы, связанные с семьей, низкая удовлетворенность ее поддержкой, отсутствием со стороны семьи психологической защиты в трудных жизненных ситуациях. Полученные результаты согласуются с данными отечественных и зарубежных ученых о том, что одним из главных условий суицидального поведения, как крайнего полюса аутоагрессии молодежи, является ее полемика с семьей [3]. Использование частотного анализа данных социологического опроса, а также анализ таблиц сопряженности факторов, характеризующих уровень аутоагрессивного поведения молодежи с другими социальными факторами, учет уровня значимости достоверных различий позволил сформировать модель социальных факторов аутоагрессии молодежи. Так, способствует аутоагрессии комплекс социальных факторов, среди которых важными оказались такие как, ощущения своей безопасности в обществе; отношение к здоровью, здоровому образу жизни; толерантность к аддикциям; конфликтность с ближайшим окружением; низкая удовлетворенность важными аспектами жизни. Такой показатель социально- экономического неблагополучия как бедность может провоцировать рост аутоагрессивных тенденций в поведении молодежи, а материальный достаток, хорошее отношение к здоровью, стремление к здоровому образу жизни на уровне тенденций более благоприятны для формирования самосохранительного поведения. Наиболее опасными факторами, провоцирующими аутоагрессию молодежи, являются низкая удовлетворенность поддержкой семьи и собой, так как являются базовыми, на наш взгляд, для формирования аутоагрессии. Знание социальных факторов аутоагрессивного поведения молодежи важно для разработки профилактических мероприятий по снижению данного поведения.

1. Лекомцев, В.Т. Социальные дисфункции и саморазрушающее поведение: учеб. пособие I В.Т. Лекомцев, Е.А. Панченко. - Ижевск, 2002.

2. Богоявленский, Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы II Социологические исследования. - 2002. - № 5.

3. Мягков, А.Ю. Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы I А.Ю. Мягков, И.В. Журавлева, С.Л. Журавлева II Социологический журнал. - 2003. - № 1.

Bibliography

1. Lekomcev, V.T. Socialjnihe disfunkcii i samorazrushayuthee povedenie: ucheb. posobie I V.T. Lekomcev, E.A. Panchenko. - Izhevsk, 2002.

2. Bogoyavlenskiyj, D.D. Rossiyjskie samoubiyjstva i rossiyjskie reformih II Sociologicheskie issledovaniya. - 2002. - № 5.

3. Myagkov, A.Yu. Suicidaljnoe povedenie molodezhi: masshtabih, osnovnihe formih i faktorih I A.Yu. Myagkov, I.V. Zhuravleva, S.L. Zhuravleva II Sociologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 1.

Статья поступила в редакцию 19.02.14

УДК 616.89-008.441.44 (470)

Cherepanova M.I. THE AUTOAGGRESSIVE BEHAVIOUR OF YOUTH: ANALYSIS OF DIFFERENT SCIENCES.

The article is devoted to problems of defining the notion of autoaggressive behavior of youth population in society of Russia. The author names social, psychological, biological conditions and factors of determination of increasing autoaggression risk. It can be of use for researchers in the field of sociology of risk and sociology of deviations.

Key words: autoaggressive behavior, autoaggressive risk, society of risk, social-risk practice, social risk methods, social conditions and factors of spreading of autoaggression .

М.И. Черепанова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии коммуникаций и психотехнологий социологического факультета Алтайского гос. университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ

Статья посвящена проблемам детерминации и распространенности аутоагрессивного поведения среди населения современного российского общества. Автор описывает междисциплинарные подходы к анализу данного феномена. Статья включает анализ и обобщение психологических, психосоциальных, социологических теорий аутоагрессивного поведения. Данная статья представляет научный интерес для специалистов в области социологии риска, а также социологии девиаций.

Ключевые слова: аутоагрессивное поведение, риск аутоагрессии, общество риска, социальные рисковые практики, социальные, психосоциальные, психологические условия и факторы распространения аутоагрессии.

Одним из актуальных социальных феноменов, отражающих специфику современного общества, является интенсификация аутоагрессивного поведения всего населения, но особенно молодежи. Исторический анализ исследования данного явления, позволяет выявить его междисциплинарный характер. Действительно, аутоагрессия имеет комплексный характер и нуждается в медицинском, психологическом, педагогическом, социологическом осмыслении. В современном обществе происходит неуклонный рост разнообразных рисковых поведенческих практик. Поведение молодежи становится все более непредсказуемым, а проблемы алкоголизма, курения, наркомании, сексуальных девиаций, суицидального поведения, выдвигают проблему аутоагрессии и ее преодоления на одно из первых мест среди приоритетов социальной политики. В представленной нами статье, выделены основные междисциплинарные подходы к анализу аутогрессивного поведения молодежи. Именно комплексный контекст изучения данной злободневной проблемы, позволит, на наш взгляд, предложить профилактические направления деятельности по оптимизации среды жизнедеятельности молодежи. Широкий контекст аутоагрессии позволяет определить ее, как осознанное или неосознанное стремление к неблагополучию, как в телесном, так и психологическом, духовном смысле. Отечественные ученые рассматривают данный феномен, как психологические зависимости как в межличностных отношениях, тяготеющих к разрушению границ Я-Другой, так и девиантные расстройства поведения, объединяемые по признаку насилия в адрес Я. [1]. Социальный контекст изучения самодеструк-тивного поведения заключается в представлении его, как ответной реакции общества на значительные изменения общества, характерные для переломных, кризисных этапов его развития. Рост непредсказуемых явлений, таких, как экологические катастрофы, стихийные бедствия, экономические, финансовые, политические кризисы, террористические действия и т.п. становятся перманентным социальным фоном современного общества. Рискам различного рода подвержен практически каждый член общества, но особенно самые уязвимые его представители, к которым можно отнести молодежь. Молодое поколение, больше, чем другие рискуют не получить образование, не найти достойную работу, оказаться в условиях жесткой конкуренции. Все это обуславливает рост социально-психологического напряжения, отражением которого являются формирование самодес-труктивных форм поведения. Так, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, количество самоубийств, среди лиц от 15 до 24 лет, за последние 15 лет в мире увеличилось в среднем в два раза, а в России - в три раза [2]. По последним данным, мысль о самоубийстве возникает у 19% юношей и 43% девушек [3]. Однако, согласно подходам американских ученых Н. Фарбероу, Н. Табачника, суицид является лишь крайним проявлением аутодеструкции. Наибольшую распространенность и опасность представляют такие его проявления, как токсикомания, наркотизм, неоправданная склонность к риску, опрометчивый азарт, пренебрежение врачебными рекомендациями, трудоголизм и т.д. То есть все формы поведения, способствующие продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти [4]. Анализ аутоагрессии в русле общих теорий агрессивности выявил, что не существует значимых корреляций данного явления с другими шкалами внешней, направленный на объект агрессии, что подчеркивает ее специфический характер, особое место в общей концепции агрессии. С другой стороны, в подходах А. Бандуры, А.А. Реана и др. аутоагрессия мо-

жет рассматриваться, как вариант насилия. Психоаналитический подход «поворот» агрессии на себя объясняет как формирование защитного механизма психики в ситуации первоначального агрессивного отношения к значимому другому. Несмотря на то, что аутоагрессия создаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально она оказываются для него более приемлемой, чем осознание первоначального объекта агрессии [3]. Еще З. Фрейд выделил формы самодеструкций, которые могут проявляться даже в социально одобряемых вариантах, например, жертвенность, риск своим здоровьем, жизнью, ради других людей, значимых ситуаций. Такими моделями поведения также являются выбор профессий, связанных с опасностью для жизни и рискованных видов спорта [4]. Теория когнитивного диссонанса также внесла свой вклад в объяснение причин аутоагрессивных паттернов в поведении. Так, результатом ее является несоответствие, противоречивый характер знаний о собственной жизни и представления о смерти. В процессе формирования аутоагрессивного поведения роль личности играет ведущую роль, она может являться провоцирующим фоном для развития данных форм поведения. С другой стороны, личность может значительно меняться в процессе аутодеструктивного поведения. В своих исследованиях А.А. Реан выделил системный личностный комплекс, детерминирующий развертывание аутоагрессии. Структура данного комплекса включает особенности характера, специфику самооценки, в сторону ее снижения по базовым компонентам личности, низкую готовность к самостоятельности и автономности в поведении и деятельности, нарушение системы интеракций, особенности социальной перцепции. В частности, аутоагрессия имеет парадоксальную корреляционную связь с позитивностью восприятия значимых «других» [5]. Например, подростковая аутоагрессия детерминируется чаще всего негативным самоотношением, неприятием себя, что затрудняет общение со сверстниками из-за преобладания застенчивости и интровертированности. Кроме того, уровень аутоагрессии инициируется субъективными представлениями о негативном образе себя со стороны других. Несмотря на то, что типологические особенности личности могут прогнозировать вектор развития аутоагрессивного поведения, специфика влияния личности изучена недостаточно, основные работы по его изучению касаются различных клинических проявлений [5]. Теория социальной дезадаптации находит причины аутоагрессивного отношения в социальной фрустрации, которая заключается в невозможности реализации крайне актуальных для личности потребностей. Самодеструкция в данном случае является реакцией на сложно преодолимые препятствия. Н.Н. Пищулин рассматривает аутоагрессию, как иррациональный способ противодействия неблагоприятным факторам социального окружения [6]. С данной теорией согласуется кризисная концепция негативной дезинтеграции личности. Данный феномен сопровождается процессами диссоциации и социальной аутизации личности [5]. Ряд ученых представляют аутоагрессию, как вариант неэффективных копинг-стратегий, который возникает из-за не сформированности у личности адекватных способов отношения к стрессовым ситуациям, препятствующих переоценке сложной тупиковой ситуации. Г.Я. Пилягина обосновывает внешнюю детерминацию аутоагрессии за счет наличия психотравмирующей ситуации, подавления внешней агрессии и перенаправления ее внутрь, обратной отрицательной связи, увеличивающий стрессовый потенциал ситуации. Однако, социальные факторы лишь обуславливают уровень стрессоустой-чивости человека, значительно снижая его порог. Спектр ситуа-

ций, способствующий развертыванию аутоагрессивных форм поведения достаточно широк в современном социуме и может включать: резкое изменение образа жизни, социального статуса, учебной, трудовой деятельности в сторону увеличения нагрузок, сокращение или исчезновение социально-психологической поддержки ближайшего окружения, актуальных социальных институтов, состояние длительной фрустрации, нервно-психического напряжения, неуверенности в завтрашнем дне, состоянии хронической социальной неопределенности. Все это истощает адаптивный потенциал личности, формирует состояние «дезадаптационной готовности» [7], являющейся предиспозици-ей аутодеструкций. Внешнюю обусловленность аутоагрессивного поведения развивает теория научения, которая особую роль придает формированию подражания аутоагрессивным поведенческим стереотипам, возникающим в процессе воспитания. Ряд исследователей выявили гендерные различия в условиях формирования аутоагрессивных компонентов в поведении. Так, аутоагрессивное поведение мальчиков коррелировало с агрессивным фантазированием, признаками резидуально-органического поражения головного мозга, нарушением полоролевой идентичности, опытом физического насилия в детском возрасте. Саморазрушительное поведение девушек сильнее ассоциировались с употреблением психоактивных веществ, совершением правонарушений, опытом перенесенного сексуального насилия и психическими расстройствами, преимущественно в эмоционально-волевой сфере [6; 7].

Библиографический список

Резюмирую все вышесказанное, можно констатировать, что феномен аутогрессии возникает, как точка «бифуркации», пересечения дисгармоничных социальных ситуаций, осложняющих процесс социализации и особых психо-физиологических особенностей личности. Несмотря на то, что аутоагрессия, прежде всего, формируется из-за особого комплекса психологических черт, социальный факторы могут усиливать или нивелировать уровень проявления аутоагрессии. В связи с этим в похожих социальных условиях молодые люди могут реализовать разные паттерны поведения; аутоагрессия характерна не только для соответствующих субкультур, таких как байкеры, джамперы и.т.п., но может реализоваться в обычных социальных условиях; у молодежи со сходными индивидуально-психологическими особенностями аутоагрессия возникает в разных случаях. Следовательно, аутоагрессивное поведение формируется за счет уникального сочетания разных групп факторов, куда входят психологические, биологические, социальные, и др. Таким образом, представленные в статье теории генеза аутогрессии, объединяет мнение о детерминирующей роли личности, но в преломлении процесса социализации, что подчеркивает роль современного социума, его актуальность для детерминации интенсификации аутоагрессивного поведения в настоящее время. С другой стороны, данный тезис важен для формирования оптимальных условий социализации и жизнедеятельности молодежи с целью профилактики данного негативного явления.

1. Лекомцев, В.Т. Социальные дисфункции и саморазрушающее поведение: учеб. пособие / В.Т. Лекомцев, Е.А. Панченко. - Ижевск, 2002.

2. Сарацено, Б. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Психическое здоровье, новое понимание, новая надежда. База данных

«Здоровье для всех» (БД ЗДВ). - Копенгаген, 2001.

3. Мартыненко, А.В. Суицид в молодежной среде // Энциклопедия гуманитарных наук. - 2005. - № 1.

4. Мягков, А.Ю. Темпоральные характеристики самоубийств // Социологические исследования (СОЦИС). - 2004. - № 12.

5. Психология подростка: учебник / Ж.К. Дандарова [и др.]; под ред. А.А. Реана. - СПб., 2007.

6. Козлов, В.В. Аутоагрессивные паттерны поведения личности. - СПб., 1999.

7. Лемерт, Э. Первичное и вторичное отклонение // Конспекты современности. - Казань, 2001.

Bibliography

1. Lekomcev, V.T. Socialjnihe disfunkcii i samorazrushayuthee povedenie: ucheb. posobie / V.T. Lekomcev, E.A. Panchenko. - Izhevsk, 2002.

2. Saraceno, B. Doklad o sostoyanii zdravookhraneniya v mire. Psikhicheskoe zdorovje, novoe ponimanie, novaya nadezhda. Baza dannihkh «Zdorovje dlya vsekh» (BD ZDV). - Kopengagen, 2001.

3. Martihnenko, A.V. Suicid v molodezhnoyj srede // Ehnciklopediya gumanitarnihkh nauk. - 2005. - № 1.

4. Myagkov, A.Yu. Temporaljnihe kharakteristiki samoubiyjstv // Sociologicheskie issledovaniya (SOCIS). - 2004. - № 12.

5. Psikhologiya podrostka: uchebnik / Zh.K. Dandarova [i dr.]; pod red. A.A. Reana. - SPb., 2007.

6. Kozlov, V.V. Autoagressivnihe patternih povedeniya lichnosti. - SPb., 1999.

7. Lemert, Eh. Pervichnoe i vtorichnoe otklonenie // Konspektih sovremennosti. - Kazanj, 2001.

Статья поступила в редакцию 19.02.14

УДК 316.4.066

Zritnev V.V. INTERACTION OF EXECUTIVE AUTHORITIES AND CIVIL SOCIETY: SOCIOLOGICAL ASPECTS.

The problem of sociological point of interaction of executive authorities and civil society is under the main focus in the research. The author names a unit of sociological analysis of this process.

Key words: executive, civil society, social institutions, social processes, the interaction of institutions.

В.В. Зритнев, аспирант каф. социологии и теологии Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье с социологических позиций рассматривается проблема взаимодействия институтов исполнительной власти и гражданского общества. Указаны единицы социологического анализа данного процесса.

Ключевые слова: исполнительная власть, гражданское общество, социальные институты, социальные процессы, взаимодействие институтов.

Проблема взаимодействия институтов исполнительной власти и гражданского общества требует глубокого социологического изучения, прежде всего, в связи с тем, что в современных условиях социально-экономическое развитие общества, направленное на достижение высоких стандартов качества жизни, вы-

сокого уровня экономики и развития гражданского общества, обуславливает необходимость принятия комплекса мер, направленных на развитие и поддержку общественного самоуправления, саморегуляции и самодеятельности гражданских объединений. Кроме того, в условиях формирования равноправного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.