навыков по предмету на самом высоком уровне с привлечением специалистов в области медицины, детской психологии, педагогики, физического развития и воспитания.
Список литературы
1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов / составители: В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: Просвещение, 2009.
2. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. М.: Просвещение, 2011.
3. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П. Матвеева. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2011.
4. Газета «Известия», 20 июня 2017 г.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Каплина О.Н.
Каплина Ольга Николаевна - воспитатель, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Комплексный реабилитационно-образовательный центр Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, г. Москва
Аннотация: в условиях современного общества становится наиболее актуальной и требующей оперативного решения проблема подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и трудовой профессиональной деятельности. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья невозможность включения в активную трудовую деятельность может приводить к множеству психологических проблем, в том числе и к снижению самооценки, жизненного статуса, а также к увеличению разрыва между инвалидом и обществом.
Ключевые слова: трудовая деятельность, профориентация, трудоустройство, специальность, трудовые навыки, социально-профессиональная адаптация.
Способность к трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья обусловлена рядом факторов: нормативные и правовые факторы, которые регулируют систему социально-трудовых отношений; формы организации условий труда; материальные и технические факторы (использование инновационных технологий); социально-экономические факторы (трудовая дисциплина, квалификация работников). В связи с этим особую важность приобретает осуществление деятельности, направленной на профессиональное самоопределение инвалидов [1, 18]. Проведение этой работы целесообразнее проводить не только с учащимися старшей школы, но и с учащимися начальной и основной школы. Программа таких мероприятий должна соответствовать возрастным особенностям и учитывать психофизиологические и личностные возможности лиц с ОВЗ. Различные исследования, направленные на выявление социальных препятствий для трудоустройства инвалидов в современном обществе, показывают, что основная часть проблем трудоустройства инвалидов связана с недостаточной организацией профориентационной работы и правовой неграмотностью лиц с ОВЗ. В вопросе профессионального образования необходимо обратить особое внимание на важную роль и социальную ответственность учреждений системы образования и социальной защиты за определение, подготовку и реализацию учащимися своих жизненных профессиональных планов [2, 23]. Чтобы успешно решить задачи
профессионального определения, важно определить направления трудовой подготовки учащихся. Таковыми являются следующие направления:
1. Формирование навыков самообслуживания.
Содержанием работы педагогов в рамках выделенного направления являются следующие виды деятельности:
• Соблюдение личной гигиены и внешнего вида.
Предполагается, что в процессе реализации данного направления у учащихся сформируются комплексные навыки ухода за телом, за своим внешним видом, основы здорового образа жизни.
• Организация и обеспечение личной жизни и деятельности.
Содержание деятельности педагогов по данному направлению составляют: формирование навыка самоорганизации учащихся для более успешной адаптации к будущей самостоятельной жизни; формирование умения и навыка планирования своей жизни и деятельности для достижения оптимальных результатов в своем жизненном становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.
2. Формирование умений и навыков труда в домашнем хозяйстве.
В процессе работы по выделенному направлению формировать положительный образ семьи, постоянно формировать представления собственной будущей семьи, жилища, отношений.
Содержанием деятельности по данному направлению являются следующие виды работы:
•Формирование умений и навыков по уходу за жилищем и использованием различных орудий труда, бытовой техники.
•Формирование трудовых умений и навыков по работе с землей, растениями, животными. В том числе и кормление, уход за домашними животными, декоративными птицами, комнатными растениями и т.д.
3.Подготовка детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к будущей профессиональной деятельности включает:
•Создание условий для развития личности каждого ребенка путем вовлечения его в различные виды труда в соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества.
•Подготовка детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к трудовой деятельности в условиях разных форм собственности и конкуренции на рынке труда.
•Развитие у учащихся предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативности, стремления к разумному риску, честности и порядочности.
•Формирование у выпускников школ профессиональной компетенции в избранной сфере трудовой деятельности в сочетании с профессиональной мобильностью.
•Создание условий для овладения учащимися современными экономическими знаниями, формирование у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата экономического мышления, в том числе и включение их в реальные производственно-экономические отношения.
•Воспитание культуры личности во всех ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью.
При этом выделяются следующие направления профессиональной деятельности:
- «Человек - природа». Данное направление объединяет профессии, предметом труда, которых являются объекты живой природы, природные явления, процессы взаимодействия человека с природой.
- «Человек - техника». Эта сфера объединяет направления деятельности, соответствующие профессии, предметом труда которых являются ремонт, эксплуатация техники, получение различных видов энергии.
- «Человек - человек». Содержанием профессий по данному направлению является общение людей друг с другом как предмет профессиональной деятельности одного из них.
- «Человек - художественный образ». Включает направления деятельности и соответствующие профессии, труд в которых направлен на создание художественных образов, объектов, условий их создания средствами музыки, живописи, литературы, театра и т.д.
Выделенные направления трудовой подготовки позволяют четко сориентировать педагогическую внеурочную деятельность в школе. Данные направления объединяют практически весь спектр профессиональной деятельности вообще, а значит, учитывают самые разнообразные интересы детей, осуществляя их профессиональное самоопределение оптимальным образом [3,37].
Особое место в повышении эффективности трудовой подготовки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата должна играть внеурочная работа в школе. Организация дополнительной трудовой подготовки в условиях внеурочной организации жизни и деятельности воспитанников может включать в следующие этапы:
1. Диагностика интересов, склонностей, возможностей детей с нарушениями опорно -двигательного аппарата.
2.Создание зон развития профессиональных интересов, развивающей среды в соответствии с основными направлениями профессиональной деятельности.
Зона развития «Человек-природа« - это биологическая среда обитания, проживания воспитанников, приусадебное хозяйство, дающее возможность сформировать у ребят навыки работы с землей, растениями, животными и т.д.
Зона развития «Челове к- техника» - мастерская школы, «дом быта», «пункты технического обслуживания», «ремонтные мастерские» и т.д.
Зона развития «Человек - человек» может включать следующие развивающие зоны: самоорганизация детского коллектива (формирование коммуникативно-организаторских способностей ребенка), организация участия ребят в воспитательном процессе (клуб «Юный воспитатель», «Помощь малышам», «Семейный детский сад», консультативные пункты и т.д.), организация информационного обслуживания воспитанников (информация досок, информационных листов, вестников, рубрик в стенной печати, посредством радио, работа кружка экскурсовода и др.)
Зона развития «Человек - знаковая система» включает компьютерные игровые комнаты, кабинеты информатики, участие детей в процессе делопроизводства, работа с оргтехникой и простой вычислительной техникой, печатание на компьютере.
Зона развития «Человек - художественный образ». Традиционное заполнение сферы досуга кружками художественно-творческого содержания позволяют без особых усилий сформировать данную среду развития. Необходимо учесть при этом, что она включает виды интересов, связанные с изобразительной, художественно-творческой, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.
З.Организация системы предварительных профессиональных проб в различных видах деятельности. Профессиональные пробы - это выполнение законченного изделия, логически завершенного вида деятельности, проекта в различных направлениях трудовой подготовки.
Успешность выполнения практического задания в том или ином виде профессиональной деятельности позволяет судить о направленности профессионального интереса и о возможности успешного освоения будущей профессии в данной области. Углубленная профессиональная подготовка к конкретной профессии, а также получение ремесленных навыков в еще нескольких видах профессиональной деятельности, позволит повысить конкурентоспособность на рынке труда как будущих работников, более успешно адаптироваться в будущей профессиональной деятельности [4, 157].
По существу речь идет о том, чтобы перейти от идеи всестороннего развития личности, недостижимой в принципе, как абсолютной категории, к идее всесторонней подготовки личности к самостоятельной жизни и деятельности в конкретных социально-экономических условиях.
Отличием же ее от обычной кружковой работы является обязательное квалификационное испытание в форме выполнения установленного образца о выполнении определенного объема теоретической и практической подготовки в конкретном виде
83
деятельности без присвоения квалификации или присвоения начального уровня квалификации, если есть лицензия на осуществление такого вида услуг. Такой уровень профессиональной подготовки можно назвать ремесленным или «допрофессиональным» [6, 5]. Осуществление ремесленной подготовки на базе школ, как и любой вид педагогической деятельности, требует организованного, материального, научно -методического, кадрового, финансового и нормативно-правового обеспечения.
Во многих регионах России создаются реабилитационные центры различных профилей. Это центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; специальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Большинство специальных образовательных учреждений работают в основном с детьми школьного возраста [5, 8]. Несмотря на то, что мероприятия по социально-трудовой адаптации и профориентации в данных заведениях ведутся, и выпускники имеют возможность продолжить свое обучение в учреждениях профессионального образования, как высшего, так и среднего и начального уровней, тем не менее, проблема социально-трудовой адаптации выпускников специальных образовательных учреждений остается достаточно острой.
Список литературы
1. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М.: ИПР СПО,2002. С. 14-33.
2. Безюлева Г.В., Малышева В.А. Комплексное нормативно-правовое и методическое обеспечение профессионального обучения инвалидов // Педагогическая наука -практике. Новые исследования. № 1, 2005. М.: ИСОМ, 2005. С. 19-25.
3. Беленький М.Г., Смирнов И.П. Современные основы реабилитационной педагогики в профессиональном образовании. М., 2000. 92 с.
4. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования). Научно-методический сборник: Авторы-составители: Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. М.: Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2003. 280 с.
5. Волосовец Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002. № 4. С. 3 -11.
6. Волосовец Т.В. Перспективы развития профессионального образования инвалидов в России // Дефектология, 2004. № 3. С. 3-7.