Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОИЗМЕНЕНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА / БАЗОВЫЙ КОМФОРТ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ПОЗНАНИЕ МИРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Нуриева Алеся Радиевна, Сунгатуллина Айсылу Фаритовна

В данной статье рассматривается проблема социально-личностного развития дошкольников в условиях детского сада. Сделан анализ потребностей и тенденций современного дошкольного образования, которая обеспечивает личностное развитие и самоизменение воспитанников дошкольных образовательных организаций. Проведено исследование с помощью методик: проективный тест «Домики» разработанный А.О. Ореховой и методика исследования самооценки ребенка «Лесенка» В.Г. Щур. Авторами разработан и реализован план занятий по социально-личностному развитию дошкольников в условиях ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Нуриева Алеся Радиевна, Сунгатуллина Айсылу Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS IN KINDERGARTEN

This article deals with the problem of social and personal development of preschoolers in a kindergarten. An analysis is made of the needs and trends of modern preschool education, which ensures personal development and self-change of pupils of preschool educational organizations. The study was carried out using the following methods: the projective test "Houses" developed by A.O. Orekhova and the methodology for studying the child's self-esteem "Ladder" V.G. Schur. The authors have developed and implemented a lesson plan for the social and personal development of preschoolers in a preschool environment.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Сунгатуллина Айсылу Фаритовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема социально-личностного развития дошкольников в условиях детского сада. Сделан анализ потребностей и тенденций современного дошкольного образования, которая обеспечивает личностное развитие и самоизменение воспитанников дошкольных образовательных организаций. Проведено исследование с помощью методик: проективный тест «Домики» разработанный А.О. Ореховой и методика исследования самооценки ребенка «Лесенка» В.Г. Щур. Авторами разработан и реализован план занятий по социально-личностному развитию дошкольников в условиях ДОО.

Ключевые слова: социально-личностное развитие, самоизменение, тенденции развития дошкольника, базовый комфорт, благополучие, личностный рост, межличностные взаимодействия, взаимоотношения, потенциальная агрессия, познание мира.

Annotation. This article deals with the problem of social and personal development of preschoolers in a kindergarten. An analysis is made of the needs and trends of modern preschool education, which ensures personal development and self-change of pupils of preschool educational organizations. The study was carried out using the following methods: the projective test "Houses" developed by A.O. Orekhova and the methodology for studying the child's self-esteem "Ladder" V.G. Schur. The authors have developed and implemented a lesson plan for the social and personal development of preschoolers in a preschool environment.

Key words: social and personal development, self-change, preschooler development trends, basic comfort, well-being, personal growth, interpersonal interactions, relationships, potential aggression, knowledge of the world.

Введение. Современный социум предъявляет качественно новые требования к самосознанию растущего человека. К сожалению, система дошкольного образования не обеспечивает в полной мере личностного развития и самоизменения воспитанников[1 ].

Анализ реальных потребностей и тенденций развития современного дошкольного образования выявил актуальность проблемы социально-личностного развития дошкольников в условиях детского сада.

В исследовании приняли участие 60 дошкольников (33 девочки и 27 мальчиков) в возрасте 6-7 лет. Все дошкольники являются воспитанниками МБДОУ г. Лениногорска Республики Татарстан.

Изложение основного материала статьи. В исследовании применены следующие методики: проективный тест «Домики» разработанный А.О. Ореховой [3] и методика исследования самооценки ребенка «Лесенка» В.Г. Щур [4].

Разработан и апробирован план занятий по социально-личностному развитию дошкольников в условиях ДОО.

Проведена итоговая диагностика по изучению особенностей социально-личностного развития дошкольников экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ) с помощью методик: проективный тест «Домики» разработанный А.О. Ореховой [3] и «Лесенка» В.Г. Щур [4].

Результаты первичной диагностики следующие. В блоке «базового комфорта и благополучия» у детей, как в ЭГ, так и в КГ преобладает эмоция горя - 60% в ЭГ и у 63% в КГ, т.е. дети нередко ощущают скорбь, горесть, грусть, печаль, им кажется, что они попали в свою «маленькую беду» и в ней терпели бедствие, неудачу. Тогда как эмоцию счастья испытывают только 3% в ЭГ и 7% в КГ дошкольников, следовательно, эти дети испытывают внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения.

В блоке личностного роста («справедливость - обида») у детей преобладает эмоция обиды - 53% в ЭГ и 50% в КГ, значит, они обижены на всех вокруг, считают, что им несправедливо причинили огорчение, оскорбили их. Тогда как эмоцию справедливости ощущаю только 23% в ЭГ и 27% в КГ дошкольников, т.е. эти дети считают, что по отношению к ним совершена какая-то несправедливость или имеет место обман, неблагодарность и они жаждут той справедливости.

В блоке взаимоотношений или межличностного взаимодействия («дружба - ссора») у 30% в ЭГ и у 37% в КГ детей преобладает эмоция дружбы, следовательно, эти дети стремятся к межличностному взаимодействию, они хотят дружить, заводить друзей, делиться с ними своими переживаниями, найти отклик, расположение, уважение. 40% детей в ЭГ и 43% дошкольников в КГ испытывают эмоцию ссоры, т.е. эти дети недавно с кем-то поссорились, проявили агрессивное отношение по отношению к другому человеку.

Блок потенциальной агрессии («доброта - злость») также преобладает, как в ЭГ, так и в КГ детей, а именно эмоцию доброты ощущают 40% детей в ЭГ и 43% дошкольников в КГ, а эмоцию злости - 37% детей в ЭГ и 30% детей в КГ.

В блоке познания мира («восхищение - скука») преобладает эмоция скуки в обеих группах испытуемых - 47% в ЭГ и 43% в КГ дошкольников, что указывает на то, что эти дети ощущают некоторое томление, тягостное душевное состояние от безделья, отсутствия занятий или от отсутствия интереса к окружающему. Такую же эмоцию как восхищение испытывают 40% детей в ЭГ и 37% дошкольников в КГ, следовательно, эти дошкольники испытывают чувство радостного удовлетворения, состояние очарованности, восторга.

На формирующем этапе исследования мы разработали и апробировали план занятий по социально-личностному развитию дошкольников. Цель занятий - социально-личностное развитие дошкольников.

План проходит в форме коррекционных занятий. На каждом занятии для снятия агрессии рекомендуется использовать барабан, а для психической разгрузки - «Минутку шалости».

В процессе занятий педагог наблюдает за детьми и фиксирует в протоколах особенности их поведения, эмоциональные реакции, включенность в игры, отношение к детям, к занятиям, проблемы ребенка.

№ Тематика занятий задачи Время/срок

Контактные занятия

1 «Музыканты» - раскрепощение участников; - объединение их в группу. сентябрь

2 «Транспорт» - раскрепощение участников; - объединение их в группу. октябрь

Терапевтические занятия

3 Золотая рыбка» - развитие мимики, пантомимики у детей; - развитие адекватных форм проявления эмоций. ноябрь

4 «Воробьиная семья» - развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации); - актуализация семейных переживаний: конфликт, перемирие, родительская ласка. октябрь

5 «Три поросёнка» - актуализация эмоций; - коррекции страхов (метод беседы, арт-терапия); - развитие творчества. январь

6 «Пчёлка» - разрядка агрессивных импульсов; - коррекция страха темноты; - релаксация. январь

7 «Кошки» - разрядка агрессивных импульсов; - коррекция страха темноты; - релаксация. февраль

8 «Смешные клоуны» - коррекция страхов; - разрядка нереальной агрессии; - релаксация. февраль

9 Капризная лошадка» - разрядка агрессивных импульсов; - актуализация упрямства; - коррекция упрямства. март

10 Жадные медвежата» - актуализация жадности; - коррекция жадности. март

Контрольные занятия

11 «Мир наоборот» - объединение детей в совместных играх; - раскрепощение (разрядка агрессивных импульсов). апрель

12 «Цветик-семицветик» - формирование навыков общения; - актуализация потребности в игре; - развитие эмпатии. апрель

На контрольном этапе мы провели входную диагностику по тем же методикам, что и на первичном. По полученным показателям мы продиагностировали значительные изменения по данной методике только в ЭГ дошкольников.

В блоке базового комфорта и благополучия у детей в ЭГ преобладает эмоция счастья - 77%, а в КГ данную эмоцию испытывают только 10% детей, полученные данные указывают на повышение на 74% после проведённых занятий по социально-личностному развитию, тогда как в КГ изменений нет - 10% дошкольников. Эмоцию же горя ощущают только 7% детей в ЭГ, что на 53% ниже, чем до формирующего этапа исследования, тогда как в КГ каких-либо изменений мы не выявили - 53%.

Блок личностного роста («справедливость - обида») присутствует преимущественно у дошкольников в КГ, а именно эмоцию справедливости ощущают 30% дошкольников в КГ и только 3% в ЭГ, что указывает на снижение после занятий по социально-личностному развитию на 20% только в ЭГ. Обиду испытывают 13% детей в ЭГ, хотя до формирующего этапа данную эмоцию мы диагностировали у 53%, в КГ изменения нами обнаружены не были - 47%.

В блоке взаимоотношений или межличностного взаимодействия («дружба - ссора») эмоцию дружбы после проведения формирующего этапа испытывают 54% детей в ЭГ, что указывает на 24% повышение, тогда как в КГ детей значительных сдвигов мы не обнаружили - 37%. Ощущение эмоции ссоры после проведения занятий по социально-личностному развитию также снизилось на 23% только в ЭГ детей и составляет 17% от общего числа респондентов в данной группе, в КГ испытуемых каких-либо изменений мы не выявили - 40%.

По блоку потенциальной агрессии («доброта - зло») мы продиагностировали снижение также только в ЭГ дошкольников после проведённого нами формирующего этапа исследования, а именно по эмоциям доброты - на 23% и злобы - на 34%. Следовательно, эмоция доброты присутствует у 17% в ЭГ и у 47% в КГ детей, а эмоция злоба - у 3% в ЭГ и у 33% в КГ у дошкольников.

В блоке познания мира («восхищение - скука») преобладает эмоция восхищения - 67% в КГ дошкольников, что указывает на 27% повышение в данной группе испытуемых после проведения с ними занятий по социально-личностному развитию, в КГ детей особых изменений мы не обнаружили - 37%. Эмоция скуки присуща преимущественно детям в КГ -47%, в ЭГ данный показатель снизился после проведения занятий по социально-личностному развитию на 30% и составил 17% от общего числа испытуемых.

Результаты после проведения занятий по социально-личностному развитию указывают на наличие изменений в особенности самооценки только в ЭГ. 3% дошкольников в ЭГ и 34% в контрольной группе очень хорошо к себе относятся, хотя до формирующего этапа в ЭГ данный уровень отношения к себе мы наблюдали у 40% дошкольников, в КГ существенных изменений мы не выявили. Средний уровень хорошего отношения к себе мы продиагностировали у 43% в ЭГ и 33% в КГ дошкольников, следовательно, существенных изменений ни в ЭГ, ни в КГ нет. Плохо к себе относятся только 3% в ЭГ и 34% в КГ дошкольников; в ЭГ данный показатель существенно изменился и понизился на 37% после проведения с ними занятий по социально-личностному развитию, в контрольной же группе значительных изменений мы не выявили.

Добрыми себя считают 57% в ЭГ и 40% в КГ дошкольников; после формирующего этапа существенных изменений в обеих группах мы не выявили. Средние показатели по данной шкале мы продиагностировали у 43% в ЭГ и у 50% в КГ испытуемых, что также указывает на отсутствие существенных изменений в обеих группах дошкольников. Злыми себя считают только 10% дошкольников в КГ, хотя до формирующего этапа данный уровень по шкале доброта мы диагностировали также и у 14% дошкольников в КГ.

Такое качество, как смелость, по мнению самих ребят, присутствует у 47% в ЭГ и у 23% в КГ дошкольников; в ЭГ испытуемых на констатирующем этапе данный уровень смелости присутствовал только у 23%, в КГ каких-либо изменений мы не выявили. Средний уровень по данному фактору мы обнаружили у 50% в ЭГ и у 34% в КГ дошкольников, хотя до формирующего этапа данный показатель был ниже на 20% в ЭГ, в КГ каких-либо изменений мы не выявили. 3% дошкольников в ЭГ и 43% в КГ указывают на свою трусость; хотя до формирующего этапа в ЭГ этот уровень присутствовал у 47%, в КГ значительных изменений мы не продиагностировали.

Красивыми себя считают 50% дошкольников в ЭГ и 17% в КГ; на констатирующем этапе в ЭГ данный уровень отметили только 13%, в КГ группе мы значительных сдвигов не выявили. Средний уровень по данному показателю мы продиагностировали у 40% в ЭГ и у 37% в КГ, что указывает на отсутствие значительных изменений в обеих группах испытуемых. Не красивыми себя считают только 10% дошкольников в ЭГ и 46% в КГ; у дошкольников в ЭГ данная шкала стала выше на 37%, в КГ мы не выявили каких-либо изменений.

70% дошкольников в ЭГ и 33% в КГ считают себя умными; хотя до формирующего этапа данный уровень по этой шкале отмечали только 27% испытуемых, в КГ существенных изменений мы не выявили. Средний уровень по шкале ум мы выявили у 30% в ЭГ и у 47% в КГ дошкольников; значительных изменений мы не выявили в группах испытуемых после формирующего этапа исследования. Наивным себя указывают только 30% дошкольники в КГ, хотя на констатирующем этапе свою наивность подтверждали 30% испытуемых в ЭГ, в КГ значительных изменений нет.

Сильными себя считают 43% дошкольников в ЭГ и 30% в контрольной группе; на констатирующем этапе данный показатель был ниже на 20% у дошкольников в ЭГ, в КГ значительных изменений мы не выявили. Средний уровень по данному фактору мы продиагностировали у 50% в ЭГ и у 40% в КГ испытуемых; у детей в ЭГ данный показатель стал выше только на 7% после формирующего этапа, в КГ каких-либо сдвигов мы не обнаружили. Слабыми себя считают только 7% в ЭГ и 30% в КГ дошкольников; данный показатель в ЭГ снизился на 27% после проведения с ними занятий по социально-личностному развитию, а в КГ значительных изменений мы не выявили.

Далее рассмотрим общий показатель изучения самооценки после проведения занятий по плану социально-личностного развития у дошкольников в ЭГ и КГ. Мы видим, значительные различия между группами испытуемых, что указывает на значительные изменения в уровне самооценки только в ЭГ, в КГ значительных сдвигов мы не выявили.

Высоким уровнем самооценки обладают 63% в ЭГ и 10% в КГ дошкольников; хотя, до формирующего этапа данный уровень самооценки присутствовал только у 10% в ЭГ, в КГ каких-либо изменений мы не выявили.

Средний уровень самооценки мы продиагностировали у 37% в ЭГ и у 60% в КГ дошкольников; на констатирующем этапе данный уровень самооценки присутствовал у 60% дошкольников в ЭГ, в КГ испытуемых значительных сдвигов выявлено нами не было.

Низким уровнем самооценки отличаются только 30% дошкольников в КГ; на констатирующем этапе в ЭГ также 30% дошкольников обладали низким уровнем самооценки, а в КГ у респондентов мы не выявили значительных изменений после формирующего этапа исследования.

Выводы. Таким образом, дошкольники в ЭГ преимущественно обладают высоким уровнем самооценки. Все эти изменения в ЭГ обусловлены тем, что с этими дошкольниками мы провели занятия по социально-личностному развитию.

В заключении можем сделать вывод, что реализация задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с ФГОС ДО и основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики. Эффективность решения данной проблемы будет обеспечен, если мы будем создавать условия в ДОО для внутреннего психологического комфорта ребенка[2], сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру; а также, выработаем единый стиль воспитания и общения с ребенком в детском саду.

Литература:

1. Загуменная, Л.А. Социально-личностное развитие дошкольников / Л.А. Загуменная. - Издательство: Учитель, 2013. - 231 с.

2. Иванашкина, Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Н. Иванашкина. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-socialno-lichnostnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-uslovijah-realizaci-fgos.html

3. Мечасская, М.В. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций "Домики" / М.В. Мечасская. - URL:https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-auki/library/2016/10/03/proektivnyy-test-domiki

4. Самсонова, Т.Р. Методика «Лесенка» Щур В.Г. / Т.Р. Самсонова. - URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/01/22/metodika-lesenka-shchur-v-g (дата обращения: 20.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.