Научная статья на тему 'Личностная готовность к школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития. '

Личностная готовность к школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
359
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
личностная готовность / готовность к школе / задержка психического развития / младший школьный возраст / формирование готовности к обучению в школе. / personal readiness / readiness for school / mental retardation / primary school age / formation of readiness for learning at school.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солопова К. И., Сороцкий М. С.

В статье представлены результаты исследования личностной готовности к школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), обнаружены особенности личностной готовности к школьному обучению в выборке испытуемых по четырём методикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солопова К. И., Сороцкий М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL READINESS FOR SCHOOL LEARNING AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The article presents the results of a study of personality readiness for schooling in primary schoolchildren with mental retardation (ZPR), the features of personal readiness for schooling in a sample of subjects using four methods are found.

Текст научной работы на тему «Личностная готовность к школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития. »

Солопова К. И.

г. Тула

Научный руководитель: Сороцкий М. С., канд. философ. н., доцент кафедры специальной психологии ФГБОУВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», г. Тула DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11946 ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Solopova K.I.,

Tula

Scientific adviser: Sorotsky M.S., Cand. philosopher. N., associate professor of the department of special psychology

FSBEI HE "TSPU named after L.N. Tolstoy, Tula

PERSONAL READINESS FOR SCHOOL LEARNING AT YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH

DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT.

Abstract.

The article presents the results of a study ofpersonality readiness for schooling in primary schoolchildren with mental retardation (ZPR), the features ofpersonal readiness for schooling in a sample of subjects using four methods are found.

Аннотация.

В статье представлены результаты исследования личностной готовности к школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), обнаружены особенности личностной готовности к школьному обучению в выборке испытуемых по четырём методикам.

Key phrases: personal readiness, readiness for school, mental retardation, primary school age, formation of readiness for learning at school.

Ключевые фразы: личностная готовность, готовность к школе, задержка психического развития, младший школьный возраст, формирование готовности к обучению в школе.

Проблема готовности ребёнка к школе изучается многими педагогами и психологами. Результаты многочисленных исследований показывают, что в образовательной системе осуществляется непрерывный процесс совершенствования подготовки детей к школьному обучению. Также многие педагоги и психологи указывают на тот факт, что до сих пор многие младшие школьники испытывают трудности на начальном этапе обучения. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости целенаправленного изучения готовности детей к школе.

Готовность ребенка к школьному обучению изучалась многими отечественными исследователями, среди которых Л. И. Божович[1], А. Л. Вен-гер[2], Н. И. Гуткина[3], Е. Е. Кравцова, М. И. Ли-сина[4], Н. И. Непомнящая[5], С. Д. Забрамная, Л. В. Кузнецова, Н. Н. Нижегородцева, Д. Б. Эльконин и другие. Известны также работы зарубежных авторов по данной проблеме. Наиболее распространенными из них являются исследования таких педагогов и психологов, как Я. Йирасек, Г. Гетпер, А. Керн и другие.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей специального дошкольного и школьного воспитания и обучения. Большое внимание, в связи с этим уделяется развитию у детей навыков адекватного поведения на занятиях: умения слушать учителя, находить рациональные способы выполнения заданий, сопоставлять полученные результаты с поставленной целью, давать оценку свей работе и т.д. Поступая

на обучение в школу, дети должны быть подготовлены к этому этически и нравственно.

Само понятие «готовность к школьному обучению» выражается в сформированности у ребёнка потребности в общении, в желании соответствовать всем предъявляемым нормам и правилам, а также в стремлении освоения школьных знаний и роли ученика.

Личностная готовность к школе подразумевает сформированность «внутренней позиции школьника», эмоционально-волевой сферы, определённого уровня учебной мотивации, а также умение ребёнка адекватно оценивать себя, свои поступки и поведение, результаты проделанной им работы, способность достаточно продолжительное время выполнять не всегда интересное для него задание, умение самостоятельно регулировать своё поведение. Л. И. Божович говорил о том, что личностная готовность включает в себя психические и социальные изменения младшего школьника, а также сфор-мированность определённой «внутренней позиции школьника»[1].

В статье исследуется личностная готовность к школьному обучению у детей младшего школьного возраста, так как в этом возрасте происходит формирование личности ребёнка. В младшем школьном возрасте появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. В начале школьного возраста у детей развивается своя личная позиция, вы-

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~^©и®Ма1>#11Щ6,Ш©2(1

ражающаяся в системе потребностей, ориентирующейся на новый социальный институт — школьное обучение. Личностная позиция ребенка в процессе возникновения рассматривается путем определения предпосылок, в дальнейшем формирующих социальную идентичность ребенка, которая относит его к социальной группе — группа школьников.

Задержка психического развития (ЗПР) — патологическое состояние ребенка, при котором дети имеют нарушения в поведении, в эмоциональной сфере, в волевых качествах, в познавательных возможностях, в формировании личности.

Дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеют ряд специфических особенностей. Они не проявляют готовности к школе. У них нет необходимых навыков и знаний, чтобы освоить программный материал. Дети испытывают затруднения в соблюдении норм и правил поведения, установленных школой, не могут контролировать своё поведение. Чтобы ребёнок успешно смог научиться писать, читать и считать, ему необходима специальная помощь. Всё это усугубляется ослабленной нервной системой.

Анализ данных Н. Ю. Боряковой, Е. С. Слепо-вич, Л. В. Яссман позволяет сделать вывод о том, что дети с задержкой психического развития не достигают оптимального уровня интеллектуального и эмоционального развития к началу школьного обучения. Дети с ЗПР испытывают трудности в обучении, которые усугубляются ослабленным состоя-

нием нервной системы - у них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, низкая работоспособность.

Целью данной статьи является представление результатов изучения личностной готовности к школьному обучению у младших школьников с задержкой психического развития.

Основные задачи - проведение диагностического исследования личностной готовности к школьному обучению и анализ полученных результатов.

Исследование проводилось на базе государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4».

В исследовании приняли участие 5 обучающихся 1 класса. На этапе констатирующего эксперимента использовались: Методика «Лесенка» (В. Г. Щур), методика «Определение мотивов учебной деятельности» (М. Р. Гинзбург), методика «Весёлый - грустный» (М.Н.Ильин), методика «Проба Де Греефе» (Де Греефе).

Обратим внимание на анализ результатов по методике «Лесенка» (В. Г. Щур), представленной в таблице 1. Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Таблица 1

Анализ результатов полученных с помощью методики «Лесенка» В. Г. Щур

1. № 2. Имя ребёнка 3. Номер ступени 4. Уровень самооценки

5. 1 6. Г. Габриэлла 7. 3 8. Адекватная самооценка

9. 2 10. Таисия К. 11. 7 12. Низкая самооценка

13. 3 14. Иван К. 15. 2 16. Адекватная самооценка

17. 4 18. Дмитрий Р. 19. 7 20. Низкая самооценка

21. 5 22. Иван Н. 23. 7 24. Низкая самооценка

Данная группа состоит из 5 человек, что составляет 100%,следовательно, благодаря данной методике было установлено, что у 2 детей, это 40% испытуемых, с задержкой психического развития адекватная самооценка, а у 3 детей, что составляют 60%, отмечается довольно низкая самооценка.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дети младшего школьного возраста часто находятся в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия.

Также мы провели исследование с помощью методики «Определение мотивов учебной деятельности» (М. Р. Гинзбург), анализ результатов представлен в таблице 2. Данная методика предназначена для изучения сформированности мотивов учения, выявления ведущего мотива.

Таблица 2

Анализ результатов полученных с помощью методики «Определение мотивов учебной деятельно___ сти» М. Р. Гинзбург _

№ Имя ребёнка Выбор на вопрос №1 Выбор на вопрос №2 Выбор на вопрос №3 Результат

1 Габриэлла Г. Картинка № 5 Картинка № 3 Картинка № 5 У ребёнка преобладает нормальный уровень мотивации. Доминирующим является социальный мотив. Это значит, что ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители.

2 Таисия К. Картинка № 5 Картинка № 3 Картинка № 3 Преобладает сниженный уровень мотивации. Доминирующим является игровой мотив. Это значит, что ребёнку в школе, в основном, нравится только играть, общаться с другими цетьми.

3 Иван К. Картинка № 2 Картинка № 3 Картинка № 2 Преобладает высокий уровень учебной мотивации. Доминирующим является учебный мотив. Это значит, что ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

4 Дмитрий Р. Картинка № 4 Картинка № 3 Картинка № 2 Преобладает нормальный уровень учебной мотивации. Доминирующим является позиционный мотив. Ребёнок ходит в школу не для того, чтобы получать знания, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах других детей и взрослых.

5 Иван Н. Картинка № 1 Картинка № 3 Картинка № 3 Преобладает низкий уровень учебной мотивации. Доминирующим является игровой мотив. В школе ребёнку нравиться только играть и общаться с другими детьми.

С использованием данной методики установлено, что у 40% детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития нормальный уровень мотивации, у 20% детей высокий уровень мотивации, 20% детей имеют сниженный уровень мотивации и также 20% детей имеют низкий уровень учебной мотивации.

Для надежности результатов мы провели исследование ещё по двум методикам. Анализ результатов методики «Весёлый - грустный» (М. Н. Ильин) мы можем увидеть в таблице 3. Данная методика предназначена для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе.

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~^№®Ма1>#]]ШШ©2©

Таблица 3

№ Имя ребёнка Кол-во тревожных ответов Эмоциональное отношение к учебному процессу в школе

1 Габриэлла Г. Дала 2 тревожных ответа из 6 Это свидетельствует о том, что ребёнок вполне готов к учебной деятельности

2 Таисия К. Дала 5 тревожных ответов из 6 Это свидетельствует о её болезненном отношении к школьному обучению, для неё этот этап связан с сильным эмоциональным переживанием

3 Иван К. Дал 3 тревожных ответа из 6 Это свидетельствует о том, что ребёнок вполне готов к учебной деятельности

4 Дмитрий Р. Дал 5 тревожных ответа из 6 Это свидетельствует о его болезненном отношении к школьному обучению, для него этот этап связан с сильным эмоциональным переживанием

5 Иван Н. Дал 5 тревожных ответов из 6 Это свидетельствует о его болезненном отношении к школьному обучению, для него этот этап связан с сильным эмоциональным переживанием

С использованием данной методики установлено, что у 60% детей с задержкой психического развития низкий уровень эмоциональной готовности к школьному обучению, а у 40% детей наблюдается вполне высокий уровень эмоциональной готовности к школе.

Анализ результатов, полученных с помощью методики «Проба Де Греефе» (Де Греефе) представлены в таблице 4. Данная методика предназначена для определения характера самооценки ребенка.

Таблица 4

Анализ результатов полученных с помощью методики «Проба Де Греефе» Де Греефе

№ Имя ребенка Выполнение задания Уровень самооценки

1 Габриэлла Г. Самой длинной линией отметила учителя, так как он больше всех всё знает, поэтому он самый умный. Затем средней линией отметила себя, обосновывая это тем, что учится лучше, чем её друг. Соответственно самой короткой линией отметила своего друга. Нормальная

2 Таисия К. Самой длинной линией отметила учителя, потому что он всё знает. Затем своего друга, так как он учится лучше, а самой короткой линией себя. Низкая

3 Иван К. Самой длинной линией отметил учителя, он самый умный и всё знает, затем средней линией отметил себя, так как учится лучше, чем его друг. Соответственно самой короткой линией отметил своего друга. Нормальная

4 Дмитрий Р. Самой длинной линией отметил учителя, он умнее всех остальных, так как всё знает. Средней линией отметил своего друга, потому что считает, что он больше всего знает и умеет, а самой короткой себя. Низкая

5 Иван Н. Самой длинной линией отметил учителя, потому что он умнее всех, затем своего друга, потому что он хорошо учится, а самой короткой линией отметил себя, так как он учится хуже, чем его друг Низкая

С использованием данной методики установлено, что 60% детей с задержкой психического развития имеют заниженную самооценку, а остальные 40% испытуемых имеют нормальную самооценку.

Подводя итог, можно отметить, что у Габри-эллы Г. достаточно адекватная самооценка. У ребёнка преобладает нормальный уровень мотивации, доминирующим является социальный мотив,

имеется присутствие игрового мотива. Отношение к обучению в школе вполне нормальное, ребёнок готов к школе. У Таисии К. наблюдается достаточно низкая самооценка. Преобладает сниженный уровень учебной мотивации. Доминирующим является игровой мотив, имеется присутствие социального мотива. Также, можно отметить, что она испытывает эмоциональные переживания находясь в школе. У Ивана К. отмечается адекватная самооценка. Преобладает высокий уровень учебной мотивации. Доминирующим является учебный мотив, имеется присутствие игрового мотива. Ребёнок вполне готов к учебной деятельности. У Дмитрия Р. наблюдается довольно низкая самооценка. Преобладает нормально уровень мотивации. Доминирующим является позиционный мотив, так же имеется присутствие игрового и учебного мотивов. Ребёнок испытывает некоторые переживания, находясь в школе. По результатам методики «Лесенка» В. Г. Щур, можно судить о сформированности самооценки у младших школьников с задержкой психического развития: у 60% испытуемых выявлена достаточно низкая самооценка, у остальных 40% выявлена адекватная самооценка. По результатам методики «Определение мотивов учебной деятельности» М. Р. Гинзбург, можно судить о уровне мотивации у младших школьников с задержкой психического развития. У 40% испытуемых отмечается нормальный уровень учебной мотивации, у 20% испытуемых отмечается достаточно высокая учебная мотивация, 20% детей имеют сниженный уровень мотивации и так же 20% детей имеют низкий уровень учебной мотивации. По результатам методики

«Весёлый - грустный» М.Н. Ильин, можно судить о эмоциональном отношении к учебному процессу в школе. У 40% испытуемых отмечается достаточно хорошая готовность к школе. А у 60% отмечается неготовность к учебному процессу, дети могут испытывать некоторое эмоциональное переживание, находясь в школе. По результатам методики «Проба Де Греефе» Де Греефе, можно судить о характере самооценки ребенка. Так, у 60% испытуемых наблюдается достаточно низкая самооценка, а у остальных 40% наблюдается адекватная самооценка.

Обобщая полученные данные, можно сказать, что у ряда младших школьников с задержкой психического развития отмечается средний уровень личностной готовности к школе. Некоторые ребята имеют достаточно низкий уровень учебной мотивации, могут испытывать эмоциональное переживание в школе. Также могут неадекватно оценивать себя, занижая свои личностные качества.

Список литературы:

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014.

2. Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. М.: Академия, 2015.

3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический Проект, 2016. 185 с.

4. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2016. 321с.

5. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М.: Академия, 2015. 167 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.