ИНФОРМАЦИЯ
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТАХ СОТРУДНИКОВ ИНП РАН
Фундаментальные проблемы социально-экономического развития традиционно находят отражение в диссертационных работах сотрудников Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Защита этих работ, как правило, происходит в диссертационном совете ИНП РАН Д 002.061.01, который возглавляет доктор экономических наук, профессор, академик В.В. Ивантер.
Диссертационный совет ИНП РАН по защите докторских и кандидатских диссертаций по экономическим наукам был создан в мае 1989 г. С 1990 г. по настоящее время сотрудниками Института было подготовлено и защищено на этом совете 123 диссертации (в том числе 20 докторских).
С 2010 г. в соответствии с приказом Минобрнауки РФ диссертационному совету разрешено проводить защиту диссертаций по двум специальностям: 08.00.01 - «Экономическая теория» и 08.00.05 - «Экономика и управление народным хозяйством» (специализация - экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность). За прошедшее пятилетие в Институте было защищено 12 кандидатских и 4 докторских диссертаций, в их число входят докторские диссертации сотрудников Института:
Диссертация «Анализ взаимосвязей экономической политики государства и поведения предприятий в условиях кризисов шокового типа», подготовленная Д.Б. Кувалиным и защищенная в апреле 2010 года. В работе предложена и реализована методология исследования взаимосвязей макро- и микроэкономических процессов, основанная на сопоставлении результатов обследований российских предприятий реального сектора и данных официальной статистики, что позволило выявить особенности адаптационной деятельности предприятий, не отражаемые официальной статистикой.
604
Анализ поведения предприятий в рамках системы централизованного планирования и управления в условиях системного кризиса плановой экономики и трансформационного экономического шока начала 1990-х годов позволил автору сделать выводы, которые вполне могут считаться универсальными.
Адаптивные способности предприятий в подавляющем большинстве случаев позволяют им при различных внешних условиях вырабатывать рациональные модели поведения, которые позволяют многим (не всем) предприятиям выживать, а некоторым -успешно развиваться. Решая свои задачи, предприятия используют как обычные методы экономической адаптации (снижение издержек, внедрение новых технологий, поиск новых партнеров и т.п.), так и допускают оппортунистические действия (уклонение от налогов, монополизм, неплатежи и т.п.). При этом частота применения последних относительно невелика в нормальных макроэкономических условиях, но резко возрастает во время затяжных и глубоких кризисов.
Оппортунистические действия предприятий, приобретая массовый характер, представляют собой объективную реакцию на различные внешние воздействия. Основная причина этих поступков - не злонамеренность отдельных людей, а попытки приспособиться к неблагоприятным внешним воздействиям и компенсировать свои потери.
Среди внешних воздействий на экономику доминирует экономическая политика государственной власти. Правильно выстроенная она способна ускорять выход из кризиса, улучшать производственную динамику, решать структурные проблемы, интенсифицировать модернизационные процессы и т.д. Неадекватная экономическая политика, наоборот, приводит к углублению и затягиванию кризисных явлений, повышает уровень неопределенности и рисков, подавляет инновационную активность производителей, способствует усилению процессов деградации и распада. Вместе с тем, на практике абсолютно безупречная или, наоборот, полностью неадекватная экономическая политика никогда не встречаются. Даже в рамках в целом ошибочной политики могут приниматься удачные решения, а преимущественно правильные действия властей вполне могут сочетаться с серьезными промахами.
Опыт СССР и России показал, что реальная экономическая жизнь в конечном счете всегда оказывается сложнее любой эко-
605
номической политики. Любые мероприятия властей, которые игнорировали объективные экономические интересы и ограничения, в стратегическом плане все равно оказывались безуспешными. Поддержка подобных политик внеэкономическими методами и/или предельно жесткими финансовыми действиями может только оттянуть, но не предотвратить глубокий кризис. В свою очередь, глубокие кризисы обусловливали окончательный отказ от неадекватных экономических политик.
Экономическую политику можно считать правильной и эффективной только в том случае, когда она обеспечивает устойчивые позитивные результаты. Позитивность результатов определяется в первую очередь улучшением социально-экономических показателей. В то же время положительная динамика должна наблюдаться во всех основных сферах экономики и исключать возникновение значительных структурных перекосов.
Экономическая политика должна быть свободной от любых действий, связанных с достижением политических целей. Идеологические и политические конструкции, включаемые в рамки той или иной экономической политики, отталкиваются, в лучшем случае, от сепаратных экономических интересов, а полная совокупность экономических условий и ограничений при этом никогда не учитывается. Это обстоятельство и стало основной причиной стратегических неудач тех реформаторских экономических политик, в рамках которых роль главных целевых установок выполняли тезисы типа «уйти от капитализма» или «уйти от коммунизма».
Экономическая политика не должна абсолютизировать управленческие стереотипы предшествующих лет. Те меры, которые ранее принесли успех в одних условиях, могут оказаться бесполезными или даже вредными в других. Особенно рискованным может оказаться механический перенос управленческих рецептов из одной национальной экономики в другую. Случается и обратная ситуация: те меры, которые уже давно считаются неправильными и устаревшими, вполне могут стать работоспособными при новых обстоятельствах.
Качественная экономическая политика должна учитывать наличие межотраслевых и внутриотраслевых структурно-технологических диспропорций. Более того, экономическая политика должна включать в себя целенаправленные действия, нацеленные на постепенное устранение этих диспропорций. Так, в россий-
606
ской экономике одной из наиболее острых проблем такого рода является высокая энергоемкость основных фондов - машин, оборудования, зданий, сооружений. Попытки механически решить эту проблему, стимулируя энергосбережение через опережающий рост цен на топливо и другие первичные ресурсы, значительного эффекта не принесли. У предприятий, муниципалитетов и домохозяйств просто не было денег для быстрой замены энергоемких основных фондов и/или повсеместного внедрения более экономных технологий. В результате опережающий рост цен на энергоресурсы внутри страны стал основной причиной хронически высокого уровня инфляции издержек, так как средний технологический уровень производственного аппарата не позволял существенно снижать нормы потребления дорожающих первичных ресурсов. Для большинства предприятий такое положение дел оборачивается чрезмерно высокой долей затрат на энергию, топливо и сырье; снижением конкурентоспособности по отношению к зарубежным производителям; чрезмерной зависимостью от обменного курса рубля (укрепление рубля для многих становилось серьезной драмой).
Ключевая роль в финансировании крупномасштабных инвестиционных проектов, нацеленных на устранение структурных диспропорций, должна принадлежать государству. Частные корпорации и консорциумы, как правило, не имеют возможности накопить ресурсы в объемах, необходимых для решения крупномасштабных структурных проблем. Кроме того, длительные сроки окупаемости большинства проектов структурной направленности (строительство дорог, внедрение энергосберегающих и экологически чистых технологий, модернизация жилищнокоммунального хозяйства и т.д.) делают их малопривлекательными для частного бизнеса. Поэтому, если государство не будет выделять значительные средства на финансирование подобных проектов, структурные проблемы либо будут решаться очень медленно, либо не будут решаться вовсе.
Еще одним необходимым элементом качественной экономической политики должен быть учет институциональных особенностей. При этом должны приниматься во внимание не только формальные, но и неформальные институциональные особенности, в том числе характер поведения национальных предприятий, доминирующие представления о деловой этике, уровень лояльности экономических агентов к государству, степень их готовности
607
соблюдать те или иные законодательные нормы и т.д. К сожалению, экономическая политика советских и российских властей в большинстве случаев никак не учитывала эти аспекты. Более того, на протяжении всех последних десятилетий конфронтация в отношениях государства и предприятий встречалась едва ли не чаще, чем сотрудничество. Пытаясь достичь своих производственных и финансовых целей, власти обычно шли по самому быстрому, как им казалось, пути. Они не вели кропотливую работу по созданию условий, которые позволяли бы в наибольшей степени использовать потенциал предприятий и других экономических агентов, а предпочитали тактику жесткого давления на них. Между тем, опыт показал, что предприятия становятся более успешными и более лояльными к интересам государства не столько под угрозой наказаний, сколько благодаря ослаблению внешних воздействий негативного толка.
Конкретные действия предприятий не всегда являются экономически оправданными, предсказуемыми с точки зрения здравого смысла и этически безупречными. Предприятия могут совершать и серьезные ошибки, и злонамеренные поступки. Следовательно, это обстоятельство также надо учитывать при выстраивании макроэкономической политики. Ошибки и злонамеренность предприятий не обязательно бывают связаны с кризисными ситуациями. Наоборот, предприятия довольно часто расслабляются и снижают интенсивность действий по своему развитию именно в благоприятных обстоятельствах. В частности, во второй половине 2000-х годов очень много упреков было адресовано российским строительным компаниям, которые, несмотря на очень высокий уровень своей рентабельности, крайне медленно и неохотно внедряли в практику инновационные технологии и практически не занимались повышением качества своей продукции.
Диссертация «Финансовое и экономическое прогнозирование: методология и практика», подготовленная В.С. Панфиловым и защищенная в мае 2010 г. Работа посвящена разработке методологии прогнозирования воспроизводственного процесса, балансирующей материальный аспект с финансово-стоимостным по критерию сходимости. Потребность в такого рода прогнозировании обусловлена не только стремлением предвидеть будущее, но и необходимостью в обосновании эффективной текущей госу-
608
дарственной экономической политики. Основные выводы исследования состоят в следующем:
1. Научное экономическое прогнозирование в отличие от теологического или интуитивного предсказания не имеет смысла вне рамок выявленных и усвоенных экономической наукой явлений и понятий, методов измерений и закономерностей. Одно из важнейших, а, по мнению автора, основополагающее экономическое понятие - деньги. Сущность денег связана не с материальным происхождением, она лежит в плоскости мышления и опирается на такие понятия, как свобода, знание, доверие и право. Деньги это своего рода особый язык общения между людьми в сфере, где осуществляется обмен между людьми материальными благами и услугами, берутся и выдаются долговые обязательства. Такое понимание феномена денег позволяет более отчетливо выявить роль финансов и кредита в воспроизводственном процессе современной экономики.
2. Воспроизводственный процесс, опираясь на мотивации, ресурсы и технологии при капитализме в качестве обязательного условия требует адекватного финансирования. В докапиталистическую эпоху господствовало простое воспроизводство с крайне медленным ростом накоплений и соответствующей экономической динамикой. Возникновение капитализма привело к радикальному изменению динамики социально-экономического развития. Капитализм рассматривается автором как экономическая система, основанная на сделках между людьми, в результате которых возникают обязательства и переход прав собственности, а господствующей целью таких сделок выступает получение дохода для наемных работников и прибыли для работодателей и акционеров. Стремление к максимизации прибыли, с одной стороны, ведет к конкуренции между экономическими субъектами, а с другой - к экспансии, которая с определенного уровня приводит к монополизму.
3. Финансовым институтам и инструментам с момента зарождения капитализма принадлежит решающая роль в процессе расширенного воспроизводства. Именно они позволяют преодолевать ограничения развития, которые накладывают законы убывающей производительности и тенденции нормы прибыли к понижению. Первый из этих законов ограничивает объем материальных благ и услуг, доступных обществу, а второй (подобно тому, как для второго закона термодинамики следствием является
609
«тепловая смерть вселенной») имеет следствие «мотивационную смерть капитализма». Объяснения, что именно научно-технический прогресс позволяет преодолевать названные ограничения верно, но недостаточно. Во-первых, научно-технический прогресс, по крайней мере, в его современном виде, далеко не спонтанный процесс, а, во-вторых, должную значимость приобретает лишь при массовом его распространении. Соответственно финансирование требуется как для создания инноваций, так и для их распространения. Кроме того, в распространении научнотехнического прогресса стержневой является роль мотиваций. Для иллюстрации этого положения можно вспомнить масштабные, но безуспешные кампании по внедрению научно-технического прогресса, проводимые в СССР. В то время как при капитализме субъект, внедряющий инновации, получает интеллектуальную ренту, в административно-плановой экономике поощрения минимальны (премия работникам обеспечивающим соответствующее внедрение), а затраты (трудовые, по переобучению, организационно-хозяйственные и т.д.) крайне обременительны.
4. Анализ влияния финансовой системы на динамику социально-экономического развития СССР показал, что сформированная в период относительного избытка первичных факторов производства финансово-стоимостная структура народного хозяйства постоянно воспроизводилась в своих основных чертах. Механизм воспроизводства, основанный на централизации финансовых ресурсов, затратно-монополистическом ценообразовании, практической безлимитности кредита, административном разделении наличного и безналичного денежного оборота, обусловил возникновение материально-денежной несбалансированности и ее постоянное возрастание. К концу 1980-х - началу 1990-х годов произошло критическое нарастание негативного воздействия финансовых, кредитных и ценовых пропорций на устойчивость советской социально-экономической системы. Крайне высокие темпы наличной эмиссии, неуправляемый рост доходов, хаотичные перемещения в структуре денежной массы, высокий уровень бюджетного дефицита показывали, что сформировались все денежно-финансовые условия, характерные для начала развертывания гиперинфляции. Этот вывод подтверждается расчетом порогового значения гиперинфляции для условий 1989 г. Пороговое значение гиперинфляции определяется автором как такое значение уровня
610
народнохозяйственной рентабельности, при котором отсутствует решение ценовой модели межотраслевого баланса, т.е. норма (собственное число) матрицы больше единицы. Для 1989 г., по оценкам, этот уровень оказался близким к расчетному уровню накопленной материально-денежной несбалансированности (инфляционному потенциалу). Практически это означало необходимость крайне осторожного подхода к либерализации цен, поскольку моментальная либерализация угрожала развалить всю социально-экономическую систему. С точки зрения ценообразования ускоренная либерализация цен при существовавших тогда параметрах эффективности вела к установлению не цен равновесия, а «цен дефицита».
5. Если обратиться к мэйнстриму мирового развития, к которому за последнее десятилетие вернулась РФ, автором отмечено интенсивное развитие финансовых институтов в результате как образования новых финансовых институтов, так и кардинального преобразования существующих. Отдельно упоминется бурный рост рискованных кредитов, который был бы невозможен без соответствующего фондирования. В свою очередь такое фондирование основывалось на эмиссии деривативов типа CDO, MBO, CDS и т.д. За этот период рынок деривативов достиг совершенно немыслимых для традиционного сознания масштабов (объем операций с деривативами достиг запредельных уровней в сотни триллионов долларов), и они явились одним из важнейших факторов, с одной стороны, увеличения платежеспособного спроса на товарных и жилищных рынках, а с другой - сомнительных долговых обязательств. В результате, использование финансовой системы позволяло реальному сектору и домашним хозяйствам распоряжаться и приумножать материальные ресурсы, которые в первом случае были бы им недоступны, а во втором случае не могли бы быть созданы. С технической точки зрения финансовые институты и технологии усиливают экономическую динамику с помощью финансового рычага (мультипликатора, левериджа). Возникновение банков позволило сконцентрировать и мобилизовать относительно небольшие и разрозненные денежные капиталы на финансирование экономического развития. Появилась возможность учета векселей, и бурного развития вексельного обращения. Революционный прорыв в доступности финансовых ресурсов возник в результате, с обыденной точки зрения, мошеннической практики. Финансовые институты стали выдавать креди-
611
ты, не имея под них соответствующей ресурсной базы. В результате этого были преодолены границы вексельного обращения и появился финансовый рычаг первоначально в виде коэффициента усиления, равного 1,4-1,6, который оказался в распоряжении эмиссионных банков. В этих условиях процент снизился до такого уровня, и это позволило снять печать ростовщичества с кредита и сформировать постоянный спрос на разработку и распространение технических нововведений. К 20-м годам прошлого века значение коэффициента усиления для солидных финансовых институтов увеличилось в 5-7 раз, к середине 1990-х годов - до 10-11, а в результате модернизация финансовой сферы США -еще в несколько раз и достигло для консервативных финансовых институтов 33, а для инвестбанков превысило 100 раз.
6. С содержательной точки зрения финансовый рычаг позволяет субъектам экономики использовать не только имеющиеся ресурсы, но и рассчитывать на ресурсы будущего, иногда весьма отдаленного. Использование рычага представляет собой как огромную возможность развития, так и масштабную угрозу социально-экономической стабильности. Неспособность финансовой системы рефинансировать долги и создавать эффективный дополнительный спрос приводит к кризисам различного масштаба. Современный финансово-экономический кризис является кризисом этого типа. Неудовлетворенность многими субъектами мировой политики господствующей ролью США и доллара выражается в требовании коренной реформы мировой финансовой системы. Однако преобразования в условиях кризиса основополагающего элемента мировой экономической системы таят в себе колоссальные угрозы. Существование полноценных (выполняющих функции меры стоимости, средства платежа, средства накопления) мировых денег является глобальным общественным благом. Результатом конфликтного преобразования мировой финансовой системы будет уничтожение этого блага, поскольку, по мнению автора, деньги основаны на доверии. В этой связи рациональным ответом на проблемы мирового финансового устройства может быть либо длительный поиск консенсуса, либо косметическая трансформация финансовой архитектуры.
7. Усложнение экономических процессов и информационнотехнологическая революция породили гигантский поток информации, который практически не использовался в традиционных
612
методах социально-экономического прогнозирования. Так, межотраслевые построения не только не учитывают, но и не могут учитывать такие показатели, как капитализация, волатильность и динамика финансовых рынков, волатильная динамика валютных курсов и процентных ставок, устойчивые соотношения между экономическими показателями, выявляемые в результате межстранового, регионального, исторического и функционального анализов и т.д. В рамках разработанной методологии автор стремится адаптировать новые информационные возможности для целей социально-экономического прогнозирования. В частности, использовалась информация, генерируемая в процессе функционирования фондового рынка. На основе этой информации стало возможным объективизировать представления различных инвесторов и аналитиков о перспективах развития компаний, секторов, о темпах и пропорциях развития национальной и мировой экономик.
8. Результаты анализа дают основание утверждать, что мировая экономика вступает в новое качественное состояние, превращаясь из экономики роста в экономику спада. В этих условиях Россия стоит перед проблемой переосмысления приоритетов социально-экономического развития и способов их финансирования. Особое значение не только для краткосрочных, но и долгосрочных перспектив развития будет иметь позиция государства по отношению к политике доходов, приоритетов структурной политики, к жилищному вопросу и устройству финансовокредитной системы. В России имеется широкий простор для распространения высоких технологий как в реальном секторе, так и в финансовом секторе. Она обладает ресурсами, способными не только смягчить внешний шок и адаптироваться к новой глобальной ситуации, но и сохранить положительную динамику своего развития. Однако для этого требуется филигранный маневр этими ресурсами как составной частью активной социальноэкономической политики.
Диссертация «Макроэкономическое прогнозирование денежно-банковской системы», подготовленная О.Дж. Говтва-нем и защищенная в июне 2010 г. В диссертационном исследовании представлены результаты, имеющие теоретико-методологическое значение: разработана концепция финансово-структурных преобразований российской экономики, ориентированная на интенсификацию финансово-перераспределительных процессов; разра-
613
ботана методология макрофинансового риск-анализа, ориентированного на выявление и количественную оценку рисков системного и систематического характера; разработана модель системы взаимосвязанных сводных финансовых балансов основных субъектов экономики и др.
Однако основное внимание автора сконцентрировано на выводах прикладного характера, которые в свою очередь диктуют направления дальнейшего развития теоретических исследований.
По мнению автора, с точки зрения финансирования экономического роста и обеспечения его качества, российским условиям 1990-х и 2000-х гг. наиболее соответствовала (и соответствует в настоящее время) финансовая структура, ориентированная на банковский кредит. Это определяется, с одной стороны, необходимыми типами и объемами финансовых трансформаций и, с другой стороны, неполнотой и асимметрией информации, характерными для соответствующего периода развития российской экономики. В то же время по своей внутренней организации, институциональному наполнению российская финансовая система строилась скорее по принципам экономики финансовых рынков. В результате в России не сформировалась ни экономика банковского кредита, ни экономика финансовых рынков: была создана ненасыщенная «вялая» финансовая структура, в которой отсутствуют выраженные структурные предпочтения. Такое структурное устройство, во-первых, продуцирует постоянный дефицит массового внешнего финансирования и, во-вторых, определяет недостаточную диверсификацию финансовых инструментов и, как следствие, высокий уровень уязвимости российской финансовой системы к внешним шокам.
Выходом из этой ситуации может быть структурный маневр (хотя и достаточно продолжительный, но все же временный), направленный на точечное стимулирование и развитие под патронажем государства институтов и инструментов, характерных для экономики банковского кредита. Реализация такого маневра предполагает определенные изменения в институциональном обустройстве финансовой сферы с целью создания должных условий для классического билатерального кредита. В первую очередь это касается преференций в развитии рефинансирования банковских кредитов, институтов финансовой экспертизы экономических проектов, механизмов управления кредитной селекци-
614
ей. «Мы не предполагаем какой бы то ни было дискриминации институтов и инструментов финансового рынка, прежде всего постольку, поскольку видим в них перспективы последующего структурного развития. Подобный «обходной путь» к экономике финансовых рынков является, по крайней мере, предпочтительным. А на наш взгляд - единственно приемлемым» - пишет автор.
Финансово-структурные исследования выдвигают новые требования к государственной денежной политике, предполагают определенные ее изменения. Структурные реформы «не укладываются» в краткосрочные денежные программы. Эффективная реализация финансово-архитектурных решений требует разработки долгосрочной денежной политики. Конечно, здесь есть определенные проблемы увязки кратко- и долгосрочных денежных программ, но эти проблемы все же менее существенны, чем проблема отсутствия структурной финансовой политики.
Кризис только повысил актуальность разработки концепции архитектурных преобразований российской финансовой системы: банковские формы финансового перераспределения более устойчивы к кризисным явлениям, хотя дальнейшее развитие кризиса может потребовать уточнения предложенных решений.
Первое ожидаемое изменение носит во многом символический характер и касается «ресурсного обеспечения» расширения потока банковского кредита: развитие кризиса ведет к постепенному исчерпанию финансовых накоплений государства. В то же время здесь требуются в основном не новые решения, а дополнительная аргументация. Автор не предполагает значимого прямого использования накоплений государства: представленные структурные построения в основном опираются на технику рефинансирования в поддержании ликвидности банковского сектора. Соответственно, осуществляется ли поддержание ликвидности в меру финансовых активов государства, выдаются ли рефинансовые кредиты без учета государственных накоплений - это принципиально не меняет природу эмиссии. И в том, и в другом случае речь идет о деньгах эндогенного типа.
Еще один важный аспект диссертационного исследования связан с необходимостью учета в российской финансовой архитектуре эволюции развития финансовой структуры на глобальном уровне. На взгляд автор, природа современного мирового финансового кризиса связана со структурными изменениями в глобаль-
615
ных финансах последних 15-20 лет: это - кризис становления нового типа финансовой структуры, кризис рынка принципиально нового типа - рынка рисков. От направления структурного развития мировых финансов будут зависеть и перспективы российских финансово-архитектурных решений: открытость российской экономики предполагает непротиворечивость внутренних структурных предпочтений и предпочтений глобальной экономики.
Анализируя современную международную практику антикризисных мер, автор констатирует, что развитие ситуации происходит на основе решений политического характера. Хотя мир только выиграл бы, если бы такие решения все же имели под собой научную экономическую основу. В этой связи чрезвычайно актуальными представляются исследования, направленные на уточнение содержания нового типа финансовой структуры, основ регулирования рынка рисков, характера взаимодействия рынка рисков и традиционных финансовых рынков - рынков ликвидности и обращающихся активов.
Отмеченные мировые тенденции широкого распространения инструментов риска в финансовой практике повышают актуальность другого крупного направления исследований, связанного с развитием методологии макроэкономического анализа рисков. Еще больше актуальности добавляют этим исследованиям отмеченные особенности российской финансовой системы и, в частности, ее высокая уязвимость к внешним шокам. По мнению автора, отсутствие должной глубины в диверсификации финансирования несколько облегчает риск-анализ: возможные сферы накопления системных и систематических рисков становятся более очевидными. В этих условиях и предложенные подходы к анализу финансовых рисков системного и систематического характера оказываются достаточными для оценки возможных очагов системной уязвимости. По мере развития российской финансовой системы и усложнения ее финансовой структуры потребуются более формализованные процедуры.
За последние пять лет кандидатские диссертации подготовили и защитили следующие сотрудники Института.
Панфилов А.В. на тему «Жилищный рынок Российской Федерации: анализ становления и подходы к прогнозированию» (январь 2011 г.), научный руководитель - д.э.н. О.Дж. Говтвань.
В рамках проведенного исследования автор пришел к выводу, что в период финансово-экономического кризиса Россия стоит
616
перед проблемой переосмысления приоритетов социально-экономического развития и способов их финансирования, в первую очередь это касается развития жилищного рынка. Для предотвращения негативного сценария развития этой сферы необходимо принять и обеспечить реализацию целевой программы строительства жилья, в рамках которой следует предусмотреть: (1) формирование новых и использование существующих институтов и инструментов для целевого финансирования строительства жилья, а также финансирования и жилищного кредитования населения (Сбербанк, ВТБ, ссудо-сберегательные ассоциации, жилищные агентства и т.д.); (2) выделение на возвратной основе в виде кредитных линий финансовых ресурсов адекватных возникшим дефицитам, условиями выдачи кредита предусмотреть обязанность первичного заемщика (получателя государственных средств) контролировать затраты и уровень рентабельности конечного заемщика (инвестора и застройщика); (3) начало реализации программы масштабного строительства доходного жилья экономического класса: арендатор жилья этого типа будет наряду с оплатой жилищно-коммунальных услуг уплачивать инвестору доход на вложенный капитал, на первоначальном этапе основным инвестором могло бы выступить государство; (4) тот факт, что источником инвестирования могут быть либо накопленные ресурсы государства и институциональных инвесторов (в случае если они есть), либо эмиссия долгов или национальной валюты (рост баланса ЦБ).
Балашова Е.Е. на тему «Прогнозно-аналитические исследования динамики межотраслевых связей реального сектора отечественной экономики» (март 2012 г.), научный руководитель - д.э.н., проф. Н.В.Суворов.
Разработанная в ходе диссертационного исследования модифицированная версия модели формирования коэффициентов затрат является эффективным инструментом прогнозно-аналитических исследований. Так, модель коэффициентов затрат (МКЗ) обеспечивает получение ретроспективных данных о динамике коэффициентов прямых затрат, при этом можно констатировать полную совместимость методологии расчетов в рамках модели и традиционных экономико-статистических методов получения информации о межотраслевых связях. Применительно к исследованию перспектив развития экономики МКЗ выступает как инструмент «расшифровки» данных о структуре межотраслевых свя-
617
зей исходя из достаточно ограниченного круга некоторых сводных показателей прогнозных сценариев, кроме того МКЗ одновременно может служить средством анализа взаимосогласованности различных сценарных показателей. Результаты исследования межотраслевых связей российской экономики в 1990-х -2000-х годах показывают, что новые экономические механизмы, сформированные в процессе рыночной реформы, не смогли обеспечить сколько-нибудь значимого повышения эффективности производства. Об этом свидетельствуют как динамика удельных расходов топлива, электроэнергии, материалов в отраслях реального сектора, так и суммарные итоги изменения уровня материалоемкости в отраслевом разрезе; на это указывают также и предложенные в диссертации обобщающие оценки эффекта технологических изменений.
Ганичев Н.А. на тему «Анализ и прогнозирование российского высокотехнологичного комплекса с учетом межотраслевых связей» (март 2012 г.), научный руководитель - д.э.н. И.Э. Фролов.
Наукоемкий высокотехнологичный комплекс (НВТК) является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российской экономики и, по мнению автора, потенциально может выступить в качестве «пробного проекта» модернизации российской промышленности, на котором отрабатывались бы формы и методы господдержки с перспективой их использования и для других отраслей народного хозяйства. За 2001-2010 гг. объем валового выпуска НВТК в целом вырос более чем в 2,9 раза в сопоставимых ценах, при средних темпах роста 11,3% в год. В 2006-2010 гг. в России последовательно осуществлялся переход от госуправления НВТК к формам корпоративного управления. В результате система управления комплексом значительно усложнилась, что снизило оперативность и качество принятия решений по широкому кругу вопросов. В работе предложен метод по интеграции фрагментарных данных Росстата, корпоративной статистики и структурных показателей ОПК, позволивший рассчитать показатели характеризующие состояние отдельных агрегированных комплексов НВТК, выделенных по «продуктовому» подходу. Применение методологии межотраслевого баланса позволило построить упрощенные таблицы «затраты-выпуск» за 2003-2010 гг., характеризующие межкомплексные связи внутри НВТК, анализ которых выявил тенденцию увеличения доли промежуточного потребления внутри комплекса, что свидетельствует об «автоно-
618
мизации» НВТК. Прогнозные расчеты по предложенной методике показали, что при базовом «оптимистическом» сценарии объем выпуска НВТК промышленности в сопоставимых ценах за период с 2011 по 2030 гг. увеличится в 3,9 раза, что на 22% меньше, чем при «максимальном» сценарии (не предполагающем никаких дополнительных ограничений) и на 20% больше, чем при «реалистическом» сценарии, учитывающем ограничения по темпам роста производительности труда.
Соловьев А.М. на тему «Анализ и прогнозирование производства и оборота алкогольной продукции» (май 2012 г ), научный руководитель - д.э.н., проф. А.В. Суворов.
В анализе производства и оборота алкогольной продукции в России автором рассматривается социальная (алкоголизация населения, случайные отравления алкоголем, качество алкогольной продукции) и экономическая (высокая доля импорта в составе сырья и конечной продукции) составляющие. Межстрановые сопоставления уровней и структурных характеристик потребления алкоголя показывают, что проблемы негативных последствий производства и оборота алкогольной продукции имеются во многих странах. Наличие таких проблем не связано прямо с уровнями экономического развития стран и благосостояния населения, нет и статистически значимой связи между уровнем доходов населения и уровнем потребления алкоголя. При этом по результатам межстрановых сопоставлений можно заключить, что уровень доступности алкоголя в России является одним из самых низких. Разработанные автором эконометрические модели с высокой точностью описывают ретроспективную динамику спроса на алкогольные напитки в целом и по основным их группам в России за 1990-2009 гг. В качестве факторов в этих моделях выступают показатели реальных доходов, индексы относительных цен, показатели дифференциации доходов и редуцированные показатели трудоспособного населения. Результаты расчетов автора показывают, во-первых, незначительное влияние изменений цен по всем группам напитков на спрос на них. Во-вторых, рост реальных доходов населения влечет рост расходов на алкоголь в постоянных ценах, что не тождественно увеличению потребления его в натуральном выражении (в частности, при росте реальных доходов происходит снижение потребления в натуральном выражении крепких алкогольных напитков). В-третьих, важным фактором снижения по-
619
требления алкоголя в последние годы стало изменение возрастной структуры трудоспособного населения России.
Дашут Е.С. на тему «Методические подходы к оценке перспективного потенциала экономического и технологического развития перерабатывающих отраслей (на примере алюминиевой и нефтеперерабатывающей промышленности)» (июнь 2014 г.), научный руководитель - д.э.н., проф. М.Н. Узяков.
В работе показано, что существующая форма организации потоков экономико-технической информации не в полной мере отражает возможности экономического роста на основе технологических инноваций и повышения качества принимаемых управленческих решений. Для анализа вариантов возможных технологий переработки ресурсов в работе предложена модель формирования вариантов превращения первичных ресурсов в разнообразные продукты при теоретически меньших материальных и энергетических затратах. На примере нефтяной отрасли рассмотрены противоречия и неиспользуемые возможности эксплуатируемой технологической схемы. Сформулировано предложение по потенциально возможному варианту направления инновационного развития и модификации эксплуатируемой технологической схемы добычи, переработки и использования нефти. Предлагаемый подход, с одной стороны, позволяет найти наилучшее экономикотехнологическое решение для возможной схемы, а, с другой стороны, дать экономическую оценку потенциала технологий с достаточно большой детализацией технологической цепочки.
Ползиков Д.А. на тему «Ценовые пропорции развития сельского хозяйства России в контексте отраслевой и макроэкономической политики» (июнь 2014 г.), научный руководитель -д.э.н. М.Ю. Ксенофонтов.
В работе показало, что как в настоящее время, так и в перспективе проблема текущих негативных изменений ценовых пропорций (т.е. сохранение тенденции опережающего роста цен на производственные ресурсы) является менее значимой для развития сельского хозяйства, чем проблема общего масштаба ценовых диспропорций, накопившихся с начала рыночных реформ. Сложившаяся ценовая среда не соответствует уровню эффективности использования производственных ресурсов в основной массе сельхозпредприятий, предопределяет дефицит внутренних финансовых ресурсов и ограничения на их привлечение, способ-
620
ствует распространению «упрощённых» технологий, в рамках которых сокращение затрат обеспечивается за счёт отказа от ряда операций, суженного воспроизводства имеющихся капитальных активов, низкой оплаты труда. Вследствие этого новые технологии в стандартном их воплощении характеризуются более высокими фактическими издержками, чем эти «упрощенные» технологии, и в сложившейся ценовой среде чаще всего не обеспечивают доходов, достаточных для окупаемости инвестиций. Ограниченность потенциала нормализации воспроизводственной ситуации в сельском хозяйстве за счет технологических сдвигов определяет необходимость активизации политики опосредованного регулирования ценовых пропорций с целью относительного повышения цен на аграрную продукцию. Возможности перераспределения в сельское хозяйство части финансовых ресурсов сопряжённых отраслей (пищевой промышленности и торговли) существуют, но не являются достаточными для решения воспроизводственных проблем, накопившихся в аграрном секторе. Значительный потенциал нормализации ценовых пропорций в сельском хозяйстве за счет повышения цен на аграрную продукцию заблокирован принятой концепцией социальной поддержки беднейших слоев населения с ее установкой на сдерживание инфляционных процессов на продовольственном рынке. Актуальность ее пересмотра определяется тем, что это открывает широкие возможности нормализации ценовых пропорций и всей воспроизводственной ситуации в сельском хозяйстве, а также способствует улучшению положения той значительной части малообеспеченных домашних хозяйств, которые получают доходы от сельского хозяйства, в то время как для других низкодоходных групп населения рост цен может быть смягчён мерами адресной социальной поддержки.
Бакман Ю.А. на тему «Макроэкономический аспект исследования сектора информационной экономики (на примере сотовой связи России)» (ноябрь 2014 г.), научный руководитель - д.э.н., проф. В.С. Панфилов.
Предложенная в диссертационной работе классификация сектора информационной экономики России позволяет исследовать процесс создания информационного продукта с учетом взаимосвязей между сегментами сектора информационной экономики по функциональному принципу, что дает возможность адаптировать концепцию межотраслевых взаимодействий для анализа и
621
прогнозирования российского сектора информационной экономики как подсистемы в системе народнохозяйственных связей. Кроме того, предложенный оригинальный подход к агрегированию статистических данных на базе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) позволяет смягчить проблему недостатка информации и дать оценку динамики объемов потребления продуктов и услуг сектора информационной экономики России с подробной детализацией по его сегментам. Автор показала, что быстрое (по сравнению с другими странами) развитие рынка сотовой связи в России было вызваны высоким уровнем неудовлетворенного спроса на услуги связи в целом и компенсировало недостаточное развитие более традиционной фиксированной телефонии. По оценке автора, значение совокупного уровня проникновения фиксированной, сотовой связи и интернета в размере 200-250% является естественным современным уровнем насыщения услугами связи для всех стран. Только в России он в большей мере достигается за счет новых видов связи, компенсируя неразвитость традиционной телефонной инфраструктуры. Динамика стоимости минуты разговора в сотовой связи определяется воздействием рыночных факторов: так, до 2005 г. она определялась в основном спросовыми ограничениями, а после 2005 г. - издержками операторов и уровнем конкуренции.
Единак Е.А. на тему «Межрегиональное движение занятого населения в системе макроэкономических взаимосвязей (на примере федеральных округов РФ)» (ноябрь 2014 г ), научный руководитель - д.э.н. А.Г. Коровкин.
Предложенный в диссертации баланс территориального движения занятого населения, являясь базой комплексного прогнозно-аналитического инструментария исследования процессов движения занятого населении, позволяет интегрировать и представлять в рамках одной таблицы различные его формы. По итогам исследования влияния межрегионального движения занятого населения на его численность в федеральных округах была выявлена устойчивая притягивающая роль ЦФО, СЗФО и УФО на протяжении 2000-2012 гг. Интенсивности всех входящих в них потоков занятых оказывают существенное воздействие на численность занятого населения в отдающих федеральных округах. В рамках прогнозных расчетов получены перспективные оценки численности занятого населения в разрезе федеральных округов с
622
учетом его территориального движения, увязанного с долгосрочным макроэкономическим прогнозом развития экономики России (ВВП) и ее регионов (ВРП). Использование в качестве объясняющего фактора межрегиональных потоков не только показателя ВРП, но и его компонент позволило повысить точность прогнозируемой численности занятых в разрезе федеральных округов. Согласно среднесрочному прогнозу численность занятых по РФ может снизиться с 67,9 в 2012 г. до 66,9 млн. чел. к 2020 г. (или на 1,5%). Сложившаяся динамика межрегионального движения занятого населения, характеризующаяся концентрацией его потоков в западную часть России, является устойчивой и инертной. Тем не менее, изменение этой динамики возможно за счет воздействия на структуру и интенсивности потоков, направленных из западной части страны в восточную. Однако такое воздействие на направления и объемы потоков потребует существенных социально-экономических усилий в области политики доходов населения, бюджетной и налоговой политик, которые в конечном счете должны быть нацелены на рост социально-экономической привлекательности регионов в восточной части страны и повышение в них уровня и качества жизни населения.
Кроме сотрудников Института народнохозяйственного прогнозирования РАН в диссертационном совете защищают докторские и кандидатские диссертации сотрудники других учреждений. Так, после 2010 г. защитили кандидатские диссертации, подготовленные под научным руководством сотрудников Института:
Джон Ен Хан на тему «Система согласования внутрикорпоративного стратегического и операционного управления на основе бюджетирования и контроля» (2010 г ), научный руководитель - д.э.н. Д. Б. Кувалин;
Погребняк Е.В. на тему «Воспроизводственные параметры и механизмы регулирования электроэнергетики России в условиях перехода к конкурентному рынку» (2010 г ), научный руководитель - д.э.н. А. Р. Белоусов;
Стыров М.М. на тему «Управление промышленными предприятиями на основе формирования и использования финансовых ресурсов (на примере Республики Коми)» (2010 г ), научный руководитель - д.э.н., проф. В. С. Панфилов;
623
Луговцев К.И. на тему: «Формирование организационноэкономического механизма управления инновационными проектами» (2013 г.), научный руководитель - д.э.н., проф. Н.И. Комков;
Колечков Д.В. на тему: «Валовой муниципальный продукт в управлении муниципальной экономикой» (2013 г ), научный руководитель - д.э.н. Д.Б. Кувалин.
В 2013 г. докторскую диссертацию защитил Башмаков И.А. на тему: «Разработка комплексных долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности: методология и практика».
В первом полугодии 2015 г. прошла защита докторской диссертации Почукаевой О.В. на тему «Инвестиционный и инновационно-технологический аспекты разработки методологии и инструментария прогнозирования развития машиностроения», научный консультант - д.э.н., проф. В.Н. Борисов, а также прошли защиты двух кандидатских диссертаций: Гнидченко А.А. на тему «Динамика отраслевой структуры российского экспорта: оценка перспектив по критерию конкурентоспособности», научный руководитель - к.э.н. В.А. Сальников и Слободяник С.Н. на тему: «Анализ и прогнозирование сдвигов в уровне и структуре энергопотребления России», научный руководитель - д.э.н. Л.А. Стрижкова. С текстами представленных диссертаций можно ознакомиться на сайте ИНП РАН www.ecfor.ru (раздел «Диссертационный совет»).
Р.^. ^алецкая
624