Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале
Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа
25.
Аннотация: обосновывается, что деформации социально-экономической структуры в республиках СКФО приводят общество в неустойчивое состояние и его характерными чертами являются высокий показатель коррупции, тотальная безработица и мощная теневая экономика в сочетании со слабостью государственного управленческого аппарата и крайне низкой эффективностью налоговых служб Ключевые слова: социально-экономические показатели, жилье, безработица, занятость, молодежь, теневая экономика, налоги, этнические группы
Gimbatov Sh.M. Problems of social and economic development of the republics of the North Caucasus
Locates that deformations of social and economic structure in the republics of SKFO bring society into an unstable condition and its characteristic features are the high indicator of corruption, total unemployment and powerful shadow economy in a combination to weakness of the state administrative personnel and the lowest efficiency of tax services
Key words: socio-economic indexes, housing, unemployment, employment, youth, shadow economy, taxes, ethnic groups
Республики Северного Кавказа являются одними из наиболее неблагополучных территорий Российской Федерации, причём, по многим показателям, в частности - по социально-экономическим показателям трудовой занятости населения, доходов, приходящихся на душу населения и уровня заработной платы. Однако, статические данные по потреблению тех же автомобилей, объектов недвижимости и предметов длительного пользования рисуют немного другую картину. В иерархии потребителей Республики Северного Кавказа находятся в третьей четверти, а по некоторым показателям и в середине списка всех субъектов Российской Федерации.
Все субъекты Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе характеризуются низкими показателями качества жизни населения. По индексу качества жизни Ингушетия и Дагестан занимают последние места среди российских регионов. Так, в 2009 году, уровень дохода ниже, чем прожиточный минимум имели:
- 13% населения Республики Северная Осетия;
- около 20% населения в Республиках Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия; около 30% населения в Республике Адыгея.
- и в рамках 40-50% в Республиках Ингушетия и Чечня.
Особенно острой в регионе стоит проблема обеспечения жильем местного населения, несмотря на строительный бум в Республике Дагестан и в Чечне. Наиболее благоприятная в этом плане ситуация в Республике Северная Осетия - Алания, где уровень обеспеченности жильем в 2008 году составил 26,1 квадратных метров, в то время как среднее число в России в целом составляет 22 квадратных метров. В Ставропольском крае эта цифра составляет 21,2 квадратных метров, а в Карачаево-Черкесии 20,1 квадратных метров. В 2009 году только 302 квадратных метров было построено жилье на 1000 человек. Для сравнения в Центральном федеральном округе этот показатель в два раза выше. Причины низкой активности жилищного строительства, являются: низкая платежеспособность местного населения, то, слабое развитие кредитной система, относительно высокие цены на жилье.
Регион характеризуется относительно неравномерным развитием инфраструктуры. В России в целом только 76% населенных пунктах есть проточная вода, на Северном Кавказе этот показатель составляет 90%. Однако в Дагестане эта цифра составляет 57%.
С другой стороны, в Республиках чрезвычайно контрастное разделение на социальные слои. Демонстративное, показное богатство весьма узкой социальной прослойки чиновников высшего эшелона и новоявленных олигархов резко выделяется на фоне чрезмерной бедности
Гимбатов Шамиль Магомедович
к.э.н., н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН
г. Махачкала
Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале основного местного общества. Разница в доходах по отношению 10% самых обеспеченных и, соответственно, 10% бедных составляет 25 порядков тогда, как во всей России она не превышает 15. Средний класс, так же, составляет довольно узкий сегмент, всего около 25-30%. Чрезвычайно высок уровень коррумпированности местных органов самоуправления и государственных структур.
Уровень образования на Северном Кавказе ниже, чем в других регионах России. Занятое население с высшим образованием составляет лишь 26,2% от общего числа населения (в России в целом этот показатель составляет 27,1%), средним специальным образованием - 22,2% (по России - 26,7%). Уровень образования по-прежнему довольно низкий по региону. По прежнему довольно низкое материально-техническое обеспечение школ. Количество средних школ в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чечни, Северной Осетии - Алании, Дагестана и Ставропольского края составляет 1,8 - 2,3 раза меньше, чем по России в целом. Нехватка квалифицированных кадров во всех сферах экономики очевидна. Эта проблема возникает в сфере туризма, управления, пищевой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и здравоохранении.
Статистические данные отражают ситуацию в большинстве районов Северокавказского региона, но они не фиксируют доходы от подсобных и фермерских сельскохозяйственных хозяйств и, конечно же, не включают в себя сведения о теневых доходах. Валерий Тишков [1], довольно известный ученый в России, отмечал тот факт, что выходцы из Северокавказских республик оказались, куда более подготовленными к экономическим реформам и условиям свободного рынка, благодаря особенностям этнической психологии и жизненным навыкам. Население республик Северного Кавказа привыкло полагаться на альтернативную теневую экономику и клановые механизмы как источники получения дохода (лишь в незначительной степени учтенные экономическими оценками). Влияние клановых групп частично объясняется поддержкой со стороны людей, которые зарабатывают путем теневого перераспределения финансовых и других ресурсов, находящихся в управлении того или иного клана. Это, в дополнение к денежным переводам родственников, живущих в крупных российских городах, а также мелкая торговля могут помочь сгладить последствия кризиса для самых бедных [2]. Масштабы "серой" экономики, в целом, по Российской Федерации, по данным из разных регионов, на период середины девяностых были сопоставимы с данными второго и третьего миров. По данным сравнительного анализа показателей развития "серой" экономики в субъектах Федерации, Республики Северного Кавказа, наряду с Краснодарским и Ставропольским краями, занимают первые позиции этого негативного рейтинга. Они вошли в первую десятку списка регионов страны, в которых наиболее развит уровень "серой" экономики, занимающей в валовом продукте региона от 50% до 75% от всего его объёма [3]. Примером может служить незаконное производство коньяка в Дагестане, или водки в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии. Большие денежные, часто теневые денежные потоки проходят в розничном обороте регионе. В частности на рынке в Пятигорске, который стал своего рода перевалочным пунктом для дальнейшего распределения товаров народного потребление, как в Ставропольском крае, так и на всем Северном Кавказе. Через этот рынок проходят миллиарды рублей каждый день. Таким образом, местные и федеральные власти не дополучают налогов, и это стало уже обычной практикой в регионе.
Основная же и, пожалуй, главная проблема на Северном Кавказе безработица среди молодежи, уровень которой приближается к 30 процентам в некоторых республиках. В Чечне и Ингушетии, в частности, уровень безработицы подскочил более чем на 50 процентов с 2007 по 2009 год. Общее число безработных в регионе в 2010 году 766 600 человек, или 18% от экономически активного населения, в то время как в целом по России этот показатель составляет 8,2%. Самый высокий уровень безработицы был зарегистрирован в Ингушетии (53%), Чечне (42%) и Дагестане (17,2%). Эта проблема особенно остро стоит в сельских районах. Более половины всех безработных молоды.
Количество рабочих мест сокращается. В регионе нет эффективной политики по созданию новых вакансий на местном уровне, федеральные ресурсы становятся все более ограниченными, а инвестиционный климат остается неблагоприятным. Эта тенденция негативно сказы-
Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале вается на общем уровне социальной напряженности в регионе. Растет уровень социального протеста результатом которого являются проявления экстремизма и возрождение радикальных форм религиозного самосознания в обществе.
Однако, сама по себе, тотальная безработица не является решающим фактором, провоцирующим проявления экстремизма. Создание новых рабочих мест и инвестиционная региональная активность попросту не поспевают за демографическим ростом в регионах. Ежегодно во взрослую жизнь вступает не менее 70 тысяч юношей и девушек с наличием образования минимум среднего и трудовой рынок не в состоянии справиться с таким притоком потенциальных кадров. Проблема усугубляется в разы уменьшившимся призывом в Российскую армию и невозможностью, в связи с этим, заключить контракт на службу в рядах действующей армии для желающих это сделать. Есть ещё один немаловажный фактор - уровни образования и профессионализма безработной части молодёжи оставляют желать много лучшего и, попросту, не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом фоне резко усиленной конкурентной борьбы за «место под солнцем» и довольно значимой роли непотизма и высокой коррупции при трудоустройстве, процветает криминальная среда и создается весьма питательная «почва» для легитимизации всех видов экстремизма, окрашенного религиозностью.
Такое положение на рынке труда региона сформировало за собой масштабные потоки трудовой миграции. Регионы Юга России можно поразделить на две категории: трудодоста-точные и трудоизбыточные регионы. К первой категории относится Ставропольский и Краснодарский край, а также Ростовская область. Во вторую, национальные республики Северно-кавказского федерального округа, связанный с высоким демографический ростом и недостаток рабочих мест, а также высокой долей безработицы среди молодежи.
В результате чего наиболее активная часть населения вынуждена искать работу и возможности в других местах, чаще всего в соседних регионах Юга России. Еще одна тенденция миграция молодых представителей русскоязычного населения рабочих профессий в поисках лучших экономических возможностей в других регионах России. В дополнение к массовой миграции с Северного Кавказа, наблюдается также отток этнических русских и славян из всех республик региона, с единственным исключением Адыгеи [4].
Изменение демографического состава некоторых общин привело к росту напряженности и враждебности между этническими группами. Так, например, в Ставропольском крае с регулярной периодичностью фиксируются конфликты между местным населением и представителями чеченской и дагестанской диаспоры. Отсутствуют программы интеграции мигрантов в местное сообщество. В результате, существования моноэтнических поселений приезжего населения, мигранты живут отрыве от других этнических групп, тем самым усугубляя изоляцию этнических групп друг от друга и, закрепляя нетерпимости среди, в первую очередь молодого поколения. В то же самое время, уже сейчас отмечается процесс возвращения экономических мигрантов. Люди со средним уровнем квалификации в области строительства, образования, инженерной деятельности и т.п. возвращаются из крупных российских городов, где они не смогли сохранить свою работу и место жительства. Эти возвращающиеся оказывают дополнительное давление на местную систему социального обеспечения, которая и так уже поражена коррупцией (взятки за получение социальных выплат и льгот) и фальсификацией статистических данных.
Сейчас миграционная безопасность играет важную роль в социально-экономической сфере политической жизни значительной части Северного Кавказа. Демографические изменения к осложнению и усилению области напряженности, в регионах, где прослеживается конкуренция различных этнических групп за сферы влияния. Пока молодежь на Северном Кавказе не будет видеть стимулов и возможностей для достойного заработка, в своих республиках, они будут продолжать мигрировать в другие регионы России.
Анализ ситуации выдаёт целый ряд причин, по которым сложилось действующее катастрофическое положение вещей. Немаловажную роль в этом сыграли такие факторы, как: разрыв всех хозяйственных устоявшихся годами связей за пределами региона; резкое уменьшение производственных объектов на территориях Республик; полный коллапс внутренней миграции, непосредственно связанный с оттоком на территорию других субъектов Российской Федера-
Вопросы структуризации экономики. №3, 2012 Материалы IV Международной НПК по СТО в Махачкале ции. Создавшееся положение значительно усугубляется такими факторами, как: острая конкурентная борьба за хорошо оплачиваемые рабочие места, закрепленные за родственниками местной элиты; несоответствием существующих вакансий, заявляемым требованиям и уровню финансовых запросов претендентов.
Естественно, что при такой деформации социально-экономической структуры общество не может быть устойчивым и его характерными чертами являются высокий показатель коррупции, тотальная безработица и мощная теневая экономика в сочетании со слабостью государственного управленческого аппарата и крайне низкой эффективностью налоговых служб. Все эти характеристики находятся в весьма тесной связи и создают цепную реакцию, в результате которой государственные службы срастаются с теневыми ветвями экономики, порождая рост социальной поляризации и несправедливости. Как следствие коррупции, резко снижаются налоговые сборы с населения, и бюджет перестаёт справляться с социальными задачами, рост недовольства населения выходит за допустимые рамки и система полностью дестабилизируется. Федеральные субсидии и дотации в таких ситуациях снимают накопившееся напряжение в обществе лишь частично, зато провоцируют сильнейшую конкуренцию между влиятельными структурами за доступ к природным ресурсам. Подобный фон располагает к резкому росту уровня преступности на почве борьбы за ресурсы, который, впрочем, мало затрагивает остальные социальные слои общества.
Несколько сглаживает реальную ситуацию высокая территориальная и социальная мобильность населения, его заряженность на социальный успех и стремление к экономическому преуспеванию, обусловленная этно-психологическими и культурными особенностями [3]. Отличительной чертой местного общества является высокая мотивирования на предпринимательскую сферу, которая выше в 2,5 раза, чем в целом по Российской Федерации. По данным проводимых социальных опросов 20% трудоспособного активного населения изъявляет стойкое желание заняться предпринимательской деятельностью. В этом регионе доля занятых в частном бизнесе граждан, включая индивидуальных предпринимателей, почти в три раза превышает показатели общероссийской. Так, доля доходов, полученных на ниве предпринимательства в Республиках Северного Кавказа, за исключением Адыгеи, превысила аналогичный общероссийский показатель в два-два с половиной раза. Этот показатель по Российской Федерации составила 10%, тогда как в Республиках Дагестан и Северная Осетия это - 24% и около 20% в Республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия.
Таким образом, высокая предпринимательская активность, очень резко контрастирует с проблемами обеспечения трудовой занятостью населения особенно, молодёжи Кабардино-Балкарии, Чечни, Дагестана и Ингушетии, 35-60% представителей которых, не имеют работы.
Литература:
1. Тишков В.А., «Вперед, назад или в никуда?- Северный Кавказ, проблемы и политика» // Независимая газета, 22 января 1998;
2. Антон Иванов. Стратегическая оценка конфликтности. [Электронный ресурс] http://www.fewer-international.org/images/lib/SCA Report final pub Rus e 207.pdf;
3. ХалидовД.. Северный Кавказ: что делать? [Электронный ресурс] http://www.ansar.ru/library/23;
4. Доклад. Северный Кавказ: русский фактор. Проблемы миграции, идентичность, восстановление этнического баланса, модернизация и вопросы развития Северного Кавказа, права народов и пути решения проблемы оттока русского населения из северокавказских республик. [Электронный ресурс] http://www.rus-obr.ru/library/6438
5. Багомедов М.А. Этноэкономика Дагестана в условиях модернизации. Материалы конференции Современное состояние и пути развития Юга России. Ростов-на-Дону: Издательство ЮНЦ РАН, 2007, стр. 204-207.