redactor@ progress-human.com
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кадыров В.Н. Проблемы социально-экономического развития моногорода на примере МО Краснотурьинск // Human Progress. - 2017. - Том 3, № 7 [Электронный ресурс] URL: http://progress-human.com/images/2017/tom3_7/Kadyrov.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
УДК 332.143
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДА НА ПРИМЕРЕ МО КРАСНОТУРЬИНСК
Кадыров Вячеслав Насикович
Механик
ООО «Рус-Инжиниринг»
[email protected] ул. Октябрьская, 4 г. Краснотурьинск, РФ, 624440 +7(34384) 4-68-42
Аннотация. В статье проведен анализ социально-экономической ситуации в муниципальном образовании, являющимся моногородом. Выявлено, что для города Краснотурьинска, как для моногорода, характерны многие актуальные проблемы моногородов: низкий уровень рождаемости при высоком уровне смертности и миграции; более низкие доходы населения по сравнению со средне-областными; высокий уровень безработицы и низкий уровень предпринимательской активности. Проанализированы статистические данные, характеризующие данные проблемы. Вместе с тем выявлено, что с прошлого года город Краснотурьинск включен в программу развития ТОСЭР (Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации). Проанализированы первичные положительные результаты действия программы за 2016 год. Намечены пути решения выявленных социально-экономических проблем на основе зарубежного опыта и перспективы улучшения социально-экономической и демографической ситуации в изучаемом муниципальном образовании. Статья может быть интересна специалистам в области региональной экономики, администрациям муниципальных образований, студентам и аспирантам по экономическим направлениям.
Ключевые слова: моногород; территория социально-экономического развития; демографические проблемы моногородов; доходы населения моногорода; развитие моногородов.
JEL коды: 020; O29.
Введение
Развитие рыночных отношений в России, приватизация предприятий и последующие смены собственников предприятий особым негативным образом отразилась на социально-экономической ситуации моногородов, в которых имеется одно или несколько промышленных предприятий, где работает не менее четверти экономически активного населения муниципального округа, и более половины объема промышленного производства осуществляется на технологически связанных между собой предприятиях.
Примером нерешенных проблем моногорода выступает американский Детройт -некогда гигант машиностроения. Однако после спада в автомобильной отрасли в 1980-х ХХ века город постепенно стал приходить в упадок: деловые районы опустели, в прокатившейся череде "чёрных бунтов" были сожжены десятки домов, из-за регулярных грабежей, отсутствия работы население стало переезжать в другие территории. Сегодня «белое» население Детройта составляет чуть меньше 10%.
По данным Минрегиона, на сегодняшний день в России насчитывается 460 моногородов, в которых проживает порядка 35 млн. человек. Поэтому проблема преодоления негативной социально-экономической ситуации в моногородах является актуальной не только для территорий Урала, но и всей России и мира [1-3]. Придание новых жизненных сил моногородам Свердловской области - одно из стратегически важных направлений развития экономического благосостояния Уральского федерального региона.
Целью настоящей статьи является анализ основных социально-экономических проблем Муниципального образования г.Краснотурьинск (Свердловской области) и оценка направлений его развития.
Социально-экономическое развитие г.Краснотурьинск
В отличие от обычных, в моногородах связь между городом и предприятием (группой предприятий), является неразрывной. Градообразующее предприятие несет ответственность не только за бюджет муниципального образования, но и за социально-демографическую обстановку на территории. Расходы предприятия на содержание социальной инфраструктуры территории, как правило, включаются в себестоимость продукции, что увеличивает ее, делая неконкурентоспособной. А негативные финансово-экономические моменты на градообразующем предприятии постепенно отражаются на социально-экономической ситуации города.
Одной из серьезнейших социально-экономических проблем муниципальных образований, являющихся моногородами, выступает сокращение численности населения,
которое идет в двух направлениях: миграция (массовый отъезд наиболее квалифицированного трудоспособного населения) и сокращение рождаемости.
О не благополучности территории с точки зрения демографических показателей жизни населения говорит динамика показателей рождаемости и смертности населения, представленная на рисунке 1.
1200 1000 800 600 400 200 0 -200 -400
920 932
953
877
971
1009
2012 -12 2013 2014 2015 2015 -53 2016
2013 -98 2014 -94
-262
I Рождаемость ■ Смертность ■ Прирост
Рис. 1: Демографическая ситуация МО Краснотурьинск за 2012-2016гг.
В 2016 году рождаемость снизилась по сравнению с предыдущим отчетным периодом на 6% и на 19% по сравнению с 2012 годом, при этом за данный анализируемый период смертность возросла на 8,2%. По данным ЗАГСа за исследуемый период, каждый третий регистрируемый брак распадался в период с 1 по 5 год совместной жизни. К сожалению, социологических исследований о влиянии экономической ситуации на рождаемость и брачность населения в г.Краснотурьинск не проводилось, поэтому учитывается только данные статистического учета [4].
Другой проблемой является отставание роста доходов от среднероссийского. По данным Росстата в 2016 году наблюдается увеличение денежных доходов населения (средняя заработная плата в 2016 году в МО Краснотурьинск составила 33518 руб, что на 6,7% больше чем в 2015 году и на 8842 рубля больше чем в 2012г.), однако статистически данное изменение происходит за счет снижения среднесписочной численности работников предприятий. При этом, уровень трудовых доходов населения, несмотря на рост за исследуемый период, остается ниже средне-областного уровня средней заработной платы.
Более высокий уровень безработицы также обычно наблюдается в моногородах. Численность работников предприятий за 2016 год по данным территориального органа занятости населения сократилась чуть более чем на 400 человек, при этом наибольшее сокращение произошло в обрабатывающей промышленности и сфере добычи полезных ископаемых.
Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/
Том 3, № 7 (июль 2017) redactor@ progress-human.com
Как видно из данных рисунка 2, уровень регистрируемой безработицы в 2016 году составил 2,22%. За анализируемый период часть трудоспособного населения перешла работать вахтовым методом, а другая часть сотрудничает с работодателями на условиях неформальных отношений, с развитием ТОСЭР задача администраторов территории вывести данные социально-трудовые отношения из теневого сектора экономики и обеспечить их новыми рабочими местами.
1000 -947 905
778
800
600 400 200
746
1,98 2,49 1,94 2,39 2,22
843
2012 2013 2014 2015 2016
■ Безработные ■ Уровень безработицы
Рис. 2: Уровень безработицы в МО Краснотурьинск за 2012-2016 гг.
Традиционно в моногородах наблюдается снижение предпринимательской активности и численности работников малого и среднего бизнеса.
Для моногородов весомым показателем состояния экономики является совокупный финансовый оборот организаций и предприятий территории [5]. В 2016 году в МО Краснотурьинск, данный показатель снизился почти на 10% по сравнению с уровнем 2015 г. и составил 32 млрд.р. Несмотря на это, Краснотурьинск устойчиво занимает 3 место по уровню данного показателя в Северном управленческом округе (15 городов) области.
Проблемы социально-экономического развития могут быть решены, в мире накоплен опыт решения: английский город Кастлфорд из шахтерского городка стал центром отдыха сноубордистов, кроме того там работает фабрика по производству одежды Burberry и электростанция Феррибридж; чешский город Остраве из моногорода, где большинство населения работало на угольных шахтах и металлургическом заводе «Витковице», стал одни из крупнейших туристических центров; а моногорода в немецком регионе Рейн-Рур после поэтапного закрытия угольного производства превратились в технопарки с филиалами учебных и научных учреждений.
Для моногородов Свердловской области 2016 год был значимым, поскольку Муниципальному образованию «Краснотурьинск» был присвоен статус территории
0
redactor@ progress-human.com
социально-экономического развития (ТОСЭР) [6]. Для предпринимателей, решивших организовать свой бизнес на территории Краснотурьинска доступно множество преференций и льгот, которые делают город более конкурентоспособным и экономически привлекательным в сравнении с другими городами области [7]. Цель создания ТОСЭР - не только экономическое развитие территории, но и решение социально-важных задач, присущих моногородам, а именно: регулирование демографической ситуации, решение проблем занятости и безработицы, повышение уровня и качества жизни населения [8; 9].
На сегодняшний день, статус резидентов территории опережающего социально-экономического развития Муниципального образования Краснотурьинск уже получили ООО «Богословский кабельный завод», ООО Завод гибких труб «Уралтрубмаш» и ООО «Эпсилон», в перспективе это создание около 200 рабочих мест и более 4,5 млн. р. инвестиций (табл. 1).
Табл.1: Резиденты ТОСЭР Краснотурьинск
Наименование Дата запуска производства Рабочие места Инвестиции (млн.р)
Действующие
ООО «Богословский кабельный завод» IV кв. 2017 г. 90 1083
ООО Завод гибких труб «Уралтрубмаш» I кв. 2018 г. 49 2357
ООО «Эпсилон» I кв. 2018 г. 55 1151
Итого 194 4591
Потенциальные
ООО «Богословская гофротара» III кв. 2017 г. 65 125
ООО ПК «Краснотурьинский древообрабатывающий комплекс» IV кв. 2017 г. 265 2549,7
ООО «Сибэкс» IV кв. 2018 г. 100 409
ООО «Алма «Медицинские системы»» II кв. 2018 г. 135 301,8
ООО «Уральская марганцевая компания» III кв. 2020 г. 180 1797
Итого 745 5182,5
Ещё 5 заявок подано в рабочую группу по присвоению статуса резидента ТОСЭР. При этом, как мы видим из данных таблицы 1, деятельность данных производственных организаций повлечет за собой создание более 700 рабочих мест и 5 млн.р. инвестиций.
Реализуемая бюджетная политика территории тесно связана с благополучием населения [10]. Доходы муниципального бюджета возросли более чем в 1,5 раза в 2016 году по сравнению с 2012 и составили около 2 млрд. р. Расходы бюджета в 2016 году составили 105% к уровню предыдущего периода и почти 150% к 2012 г. при этом бюджет МО Краснотурьинск социально ориентирован. Более 95% расходов бюджета направлено на
redactor@ progress-human.com
реализацию муниципальных целевых программ, однако остается ряд острых социальных вопросов, на решение которых требуются значительные бюджетные расходы.
Заключение
Экономическое развитие территории, рост ее привлекательности для инвестиций безусловно будет способствовать решению социально-трудовых проблем населения и способствовать повышению качества и уровня жизни в муниципальном образовании. Увеличение количества рабочих мест приведет к сокращению теневых трудовых отношений, росту трудового благосостояния в обществе и престижу трудовой деятельности. Так как отсутствие места приложения труда в малочисленных населенных пунктах приводит к популяризации асоциального образа жизни и пропаганде алкоголя, наркотиков и криминального поведения. К приоритетным задачам на 2017-2018 года в МО Краснотурьинск относят: улучшение качества питьевой воды, а именно переход на С.Песчанскую воду, что, несомненно, скажется на уровне здоровья населения и, как следствие, может способствовать снижению смертности; улучшение качества городской среды, приведет к повышению социальной активности населения, и большему удовлетворению объективных потребностей жителей муниципального образования.
Литература:
1. Kusis, J., Kruzmetra, Z., Bite, D. Strategies of Local Municipalities for Sustainable Development of Territory 17th International Scientific Conference on Economic Science for Rural Development, Jelgava, Latvia (Апрель 24-25, 2008) / Economic Science for Rural Development, Вып. - 15, - С. 88-94.
2. Glinskiy, V., Serga, L., Khvan, M. Assessment of Environmental Parameters Impact on the Level of Sustainable Development of Territories 13th Global Conference on Sustainable Manufacturing - Decoupling Growth from Resource Use, Binh Dong New City, Vietnam (Сентябрь 16-18, 2015). Т. - 40, С. - 625-630.
3. Zuindeau, B., Ifresi, C. Territorial equity and sustainable development, Environmental values, (Май 2007), Т. - 16, Вып. - 2, С. - 253-268.
4. Кулькова, И.А., Плутова, М.И. Взаимосвязь статистических показателей качества жизни и показателей естественного воспроизводства населения муниципальных образований. // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2016. - №3 (65). -С. 92-99.
redactor@ progress-human.com
5. Кадыров, В.Н. Территория опережающего развития «Краснотурьинск»// Human progress. -2017. - Том 3, № 2 [Электронный ресурс] URL: http://progresshuman.com/images/2017/tom3_2/Kadyrov.pdf, свободный.
6. Территория опережающего социально-экономического развития «Краснотурьинск» (постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 № 942). Режим доступа: mir.midural.ru
7. Территории опережающего развития: 12 особых зон в ДФО // ТАСС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/info/2215388http://tass.ru/info/2215388.
8. Об утверждении муниципальной программы городского округа Краснотурьинск «Содействие созданию в городском округе Краснотурьинск (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы. 2016.
9. Жуков, И. Территории опережающего развития: четвертая попытка русского Гонконга. РИА «Клуб Регионов» // [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.club-rf.ru.
10. Бухвальд, Е.М. Институты развития и формирование инновационной экономики в России // Наука и практика (Журнал РЭУ им. Г.В. Плеханова). - 2013. - №3 (11). - С. 22-34.
PROBLEMS OF SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT IN SINGLE-INDUSTRY TOWN ON THE EXAMPLE OF KRASNOTURYANSK MUNICIPALITY
Vyacheslav Kadyrov Mechanic in ООО «Rus-Engineering» Krasnoturyinsk, Russia
Abstract. The article analyzes the social and economic situation in the municipality, which is a single-industry town. Many current problems of single-industry towns have been revealed in Krasnoturyinsk: low birth rate with a high level of mortality and migration; lower incomes of the population in comparison with the regional average; high unemployment and low level of entrepreneurial activity. Statistical data are analyzed which are characterizing these problems. At the same time, it was revealed that since last year the town Krasnoturyinsk was included in the development program for TACED (Territory of advanced social and economic development in the Russian Federation). The primary positive results of the program are analyzed for 2016. The ways of solving the identified socio-economic problems are outlined based on foreign experience and prospects for improving the socio-economic and demographic situation in the municipality. The
article may be of interest to specialists in the field of regional economy, administrations of municipalities, students and graduate students in economic areas.
Key words: single-industry town; territory of social and economic development; demographic problems in single-industry towns; income of the population; development of single-industry towns.
JEL Code: 020; O29.
References:
1. Kusis, J., Kruzmetra, Z., Bite, D. Strategies of Local Municipalities for Sustainable Development of the Territory 17th International Scientific Conference on Economic Science for Rural Development, Jelgava, Latvia (April 24-25, 2008) / Economic Science for Rural Development, Vol. - 15,- P. 88-94.
2. Glinskiy, V., Serga, L., Khvan, M. Assessment of Environmental Parameters Impact on the Level of Sustainable Development of the Territories 13th Global Conference on Sustainable Manufacturing - Decoupling Growth from Resource Use, Binh Dong New City, Vietnam (September 16-18, 2015). T. - 40, S. - 625-630.
3. Zuindeau, B., Ifresi, C. Territorial equity and sustainable development, Environmental values, (May 2007), T. - 16, Issue. - 2, S. - 253-268.
4. Kulkova, I.A, Plutova, M.I. Interrelation of statistical indicators of quality of life and indicators of natural reproduction of the population of municipalities. // Journal of the Ural State University of Economics (Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta). - 2016. - No. 3 (65). - P. 92-99.
5. Kadyrov, V.N. Territory of advanced development "Krasnoturyinsk" // Human progress. - 2017. -Volume 3, No. 2 [Electronic resource] URL: http://progresshuman.com/images/2017/tom3_2/Kadyrov.pdf, free.
6. Territory of advanced socio-economic development " Krasnoturyinsk" (Resolution of the Government of the Russian Federation No. 942 of September 19, 2016). Access mode: mir.midural.ru
7. Territories of advanced development: 12 special zones in the Far Eastern Federal District // TASS. [Electronic resource]. - Access mode: http://tass.ru/info/2215388http://tass.ru/info/2215388.
8. On the approval of the municipal program of the city of Krasnoturinsk "Promoting the creation of new places in general education organizations in the city district of Krasnoturinsk (based on the forecasted need)" for 2016-2025. 2016.
redactor@ progress-human.com
9. Zhukov, I. Territories of advanced development: the fourth attempt of the Russian Hong Kong. RIA "Club of Regions" // [Electronic resource]: - Access mode: http://www.club-rf.ru.
10. Buchwald, E.M. Institutes of development and formation of innovative economy in Russia // Science and practice (Journal of the Plekhanov Russian Power Academy). - 2013. - No.3 (11). - P. 22-34.
Contact
Vyacheslav Kadyrov «Rus-Engineering»
4, Oktabrskaya Str., 624440, Krasnoturyinsk, Russia [email protected]