УДК 327(470+57 1:510)+378.1
DOI https://doi.org/10.38161/2949-6152-2024-3-40-50
Тихонова А. А. - студент магистратуры высшей школы социальных и политических наук, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, [email protected]
Симоненко О. А. - кандидат политических наук, доцент с ученой степенью кандидат наук и ученым званием доцент, высшая школа социальных и политических наук, Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, [email protected]
Проблемы сотрудничества приграничных регионов России и Китая в области высшего образования на примере Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян
Аннотация: В статье описаны основные проблемы развития сотрудничества в области высшего образования между двумя приграничными регионами России и Китая - Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян. Приграничное сотрудничество России и Китая сегодня развивается стремительно, особенно в области торговых отношений. Однако приграничное сотрудничество затрагивает не только экономическую сферу, но и социально-гуманитарную, в том числе - образовательную область. Развитие сотрудничества в области высшего образования отвечает национальным интересам и России, и Китая, позволяет странам применять стратегию «мягкой силы», усиливая свои позиции на международной арене. Специфика приграничных регионов и реализации приграничного сотрудничества между странами влечет за собой возникновение определенных проблем, о которых идет речь в данной статье.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество, российско-китайское сотрудничество, сотрудничество в области высшего образования, приграничные регионы
Issues of the Russian-Chinese Cooperation in the Field of Higher Education on the Example
of Khabarovsky Krai and Heilongjiang Province
Tikhonova A. A. - Master's degree student, the Higher School of Social and Political Studies, Pacific National University, Khabarovsk, Russia 2018101031@ pnu.edu.ru
Simonenko O. A. - Candidate of Political Sciences, Associate Professor with a PhD Degree and the Academic Title of Associate Professor, the Higher School of Social and Political Studies, Pacific National University, Khabarovsk, Russia, [email protected]
Abstract: The article describes the main problems of development of cooperation in higher education between two border regions of Russia and China: Khabarovsky krai and Heilongjiang province. Cross-border cooperation between Russia and China is developing rapidly today, especially in the field of trade relations. However, cross-border cooperation affects not only the economic sphere, but also the socio-humanitarian field, including the educational one.
© Тихонова А. А., Симоненко О. А., 2024
The development of co-operation in higher education meets the national interests of both Russia and China and allows the countries to apply a "soft power" strategy, strengthening their positions in the international arena. The specificity of border regions and the implementation of cross-border cooperation between the countries entails the emergence of certain problems, which are discussed in this article.
Keywords: cross-border cooperation, Russian-Chinese cooperation, cooperation in higher education, cross-border regions
Современное сотрудничество России и Китая демонстрирует беспрецедентный рост во многих сферах. Данная тенденция обусловлена как сложившейся международной обстановкой, так и географической близостью стран, которая в своё время послужила основным фактором развития торговых и дипломатических отношений между Россией и Китаем. Наличие сухопутной и речной границы позволяет наращивать взаимодействие не только на межправительственном уровне, но и на уровне приграничных территорий государств.
Приграничное сотрудничество обладает набором специфических преимуществ и проблем. На сегодняшний день приграничное сотрудничество является предметом интереса многих исследователей-регионоведов, причем интерес представляют как теоретические подходы, так и вопросы практической реализации такого сотрудничества.
Приграничное сотрудничество имеет различные определения. Так, например, в законодательстве Российской Федерации установлено следующее: «Приграничное сотрудничество -часть международных отношений Российской Федерации, международных и внешнеэкономических связей приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств» [2]. Приграничные субъекты определены как «субъекты Российской Федерации, территории которых прилегают к Государственной границе Российской Федерации» [2]. Китайская Народная Республика реализует приграничное сотрудничество путем создания зон экономического сотрудничества.
На сегодняшний день существует большое число подходов к определению и анализу приграничного сотрудничества. Прежде всего, приграничное сотрудничество рассматривают в качестве фактора экономического развития региона, который позволяет решать социально-экономические проблемы за счет обмена товарами, трудовыми ресурсами и технологиями. Этот подход характерен, в частности, для работ Татаркина А. И., Зорковой Н. А. [22], а также Колесникова Н. Г. [7].
Также существует институциональный подход, предполагающий, что создаваемые в рамках сотрудничества институты (легализованные и общепринятые нормы) позволяют снизить транзакционные издержки участников сотрудничества, чем способствуют его дальнейшему развитию [13, 19, 24].
Кластерный подход основан на механизмах отраслевого инновационного развития и создания кластеров, не ограниченных одной страной [22, 24].
Необходимо упомянуть и о пространственном подходе, который предполагает различия в организации сотрудничества на различных рубежах страны [15, 24]. Кроме того, существует подход, рассматривающий развитие приграничного сотрудничества через призму «политики, восприятия и практики» (ПВП-подход), анализ сотрудничества в этом случае проводят на двух уровнях: уровне
практики приграничной деятельности и уровне пограничной политики страны, и её применении в регионах [8, 24].
Для характеристики взаимодействия в сфере образования представляется целесообразным применять, в первую очередь, пространственный подход, поскольку именно он демонстрирует роль пространства для сбалансированного развития приграничных территорий, хотя возможен учет и аспектов, заимствованных из институционального и ПВП-подходов.
В мире существует большое число примеров реализации приграничного сотрудничества между различными странами. Часто приграничное сотрудничество проявляет себя с точки зрения миграции: географическая близость способствует более интенсивным миграционным обменам. Также таким регионам уделяется особое внимание с точки зрения регулирования миграции и приграничной торговли: создаются пограничные переходы, развивается соответствующие элементы инфраструктуры.
Приграничное сотрудничество может осуществляться не только в рамках торговых связей, но и в сфере культурных и гуманитарных обменов. В частности, большую роль здесь играет высшее образование, поскольку сотрудничество в этой области имеет сразу несколько положительных эффектов: студенты получают возможность обучаться в соседней стране, приобретать уникальный опыт и повышать уровень знания иностранного языка, реализовывать проекты совместными усилиями с зарубежными специалистами. Немаловажен и экономический вклад за счет оказания платных образовательных услуг. В рамках политических интересов страны также можно отметить значимую роль продвижения собственного образования за рубежом как часть стратегии «мягкой силы».
Международное сотрудничество в области высшего образования может осуществляться на различных уровнях: межправительственном, муниципальном, межвузовском. Формы международного сотрудничества в соответствии с российским законодательством включают в себя проведение совместных с университетами-партнерами научно-образовательных мероприятий (конференций, мастер-классов, семинаров); организация обмена научными кадрами для выступлений с лекциями и участия в исследовательских проектах; организация обмена студентами для учебы и стажировок [4].
Закон об образовании КНР и Закон о высшем образовании КНР выделяют такие формы сотрудничества, как организация совместных китайско-иностранных программ обучения, развитие международных образовательных услуг, подготовка интернационализированных кадров, обучение граждан Китая за рубежом, проведение научных исследований, академического обмена, организация преподавательской деятельности иностранных специалистов [1]. Принципы законодательства КНР не препятствуют расширению интернациональных контактов в образовании. На практике Китай реализует такое сотрудничество в форме совместных образовательных программ, совместных университетов, академических обменов и т. п.
Основными формами сотрудничества Китая и России в области высшего образования сегодня являются: создание совместных образовательных программ, образовательный институт без отдельного юридического статуса, действующий в рамках существующего китайского образовательного учреждения и совместное образовательное учреждение, созданное китайским и иностранным университетами [9]. Примечательно, что как в России, так и в КНР, вузы имеют право самостоятельно осуществлять международную деятельность, не противоречащую законодательству страны, с оговоркой на то, что в России также был введен порядок получения заключений по планируемым к подписанию международных договорам и соглашениям вузов с иностранными организациями. Развитие высшего образования в КНР в XX веке происходило под советским
влиянием, и таким образом мы можем говорить о том, что сотрудничество КНР и России в области высшего образования имело место, начиная с середины XX в. Перерывы в сотрудничестве были обусловлены сменой политико-экономического курса стран, возникновением политических конфликтов [6]. На сегодняшний день Китай является одной из стран-партнеров Российской Федерации и имеет протяженную границу с нашей страной на Дальнем Востоке. Рост взаимосвязей между данными странами обусловлен как международной обстановкой, так и географической близостью. Развитию приграничного сотрудничества и приграничных территорий обе страны сегодня уделяют особое внимание, что связано как с окончанием периода пандемии и открытием границ, так и с необходимостью социального и инфраструктурного развития приграничных регионов.
В рамках исследования мы рассматриваем в качестве примера два приграничных региона: Хабаровский край (РФ) и провинцию Хэйлунцзян (КНР). Данные регионы выбраны для анализа, так как в последние годы уделяется особое внимание их развитию в ключе осуществления приграничного взаимодействия, в том числе в рамках трансграничных проектов на острове Большой Уссурийский. Кроме того, на примере данных регионов мы можем рассмотреть большое число факторов, которые могут оказывать влияние на дальнейшее развитие приграничного сотрудничества регионов в области высшего образования, что представляет интерес для изучения.
В Хабаровском крае насчитывается 11 образовательных организаций высшего образования, которые осуществляют свою деятельность при наличии действующей лицензии [16]. Информацию об осуществлении международного сотрудничества размещают в открытом доступе 7 организаций: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет», ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры», ФГБОУ ВО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. В провинции Хэйлунцзян на 2023 год насчитывается 78 образовательных заведений высшего образования, 39 из которых осуществляют подготовку по основным программам высшего образования (^44) [27]. Крупные вузы, осуществляющие международную деятельность, имеют хотя бы одного партнера в России, и большинство - хотя бы один вуз-партнер на Дальнем Востоке РФ. Сотрудничество осуществляется в области академических обменов, совместных образовательных программ, культурных мероприятий и краткосрочных курсов (в основном - по изучению китайского языка). Многие вузы осуществляют набор на направления по изучению русского языка. Также при некоторых университетах работают центры изучения русского языка.
Среди основных форм осуществления международного сотрудничества вузов Хабаровского края с вузами провинции Хэйлунцзян можно выделить академические обмены, совместные образовательные программы и организацию, и совместное участие в научных и культурных мероприятиях. Академические обмены - широкое понятие, которое может включать в себя как программы обмена (студентами, преподавателями), так и поступление в зарубежный вуз для обучения. В декабре 2022 года первый секретарь посольства РФ в Пекине Игорь Поздняков заявил, что поток китайских студентов в российские вузы в декабре 2022 года достиг уровня до пандемии COVID-19. В Хабаровском крае среди поступивших на 2023 г. насчитывается 722 студента из КНР, поступивших на очную форму обучения, 4 - на очно-заочную и 3 - на заочную форму обучения. [14] Совместные образовательные программы вузы провинции Хэйлунцзян развивают с такими вузами
Хабаровского края, как ТОГУ, ДВГУПС и КнАГУ, основные направления подготовки связаны с международной торговлей, транспортом и строительством [28]. Основные специальности, по которым обучаются китайские студенты в российских вузах, - это филология, лингвистика, языкознание и литературоведение, зарубежное регионоведение, экономика, электроэнергетика и электротехника, педагогическое образование, международные отношения, теплоэнергетика и теплотехника, прикладная математика и информатика, а также менеджмент [9]. Вузы Хабаровского края, в особенности ТОГУ, входят в число вузов с наибольшим числом иностранных студентов из Китая.
Китай, после окончания карантинных мероприятий в 2023 году открыл «зелёный» коридор в Генеральном Консульстве КНР в г. Хабаровск для студентов из Дальнего Востока, благодаря чему желающие обучаться в Китае смогли оформить визу в особом режиме в значительно меньшие сроки. Отмечается, что введение такой меры было связано с повышенным спросом на оформление учебных виз [21]. В 2022 году на основании договоренностей лидеров России и Китая российским студентам было разрешено вновь вернуться в Китай для продолжения обучения в очном формате, Минобрнауки России организовало шесть чартерных авиарейсов, благодаря которым в Китай прибыли около 800 российских студентов, а до конца сентября 2022 г. ожидался вылет еще более 450 россиян [18]. На конец 2023 года, по словам вице-премьера РФ Д. Чернышенко, в Китае учатся около 12 тысяч российских студентов, и их число растет. [3]
Важно отметить современное развитие инфраструктуры Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян. Развитие инфраструктуры в населенных пунктах приграничных регионов оказывает влияние на привлечение студентов, поскольку уровень жизни в городе сказывается на привлекательности вузов, наличие условий проживания, соотносящихся со стоимостью, транспортная доступность играют роль при выборе университета как внутри страны, так и для иностранных абитуриентов. Кроме того, развитие инфраструктуры городов также может затрагивать и материально-техническое оснащение вузов, что открывает новые возможности для проведения научных исследований и работ. Студенты также получают больше возможностей для внеучебной деятельности, посещения культурных мероприятий, туризма. По сообщениям китайских СМИ, к 2035 году в провинции Хэйлунцзян будет реализован «План строительства приграничных городов и посёлков провинции Хэйлунцзян в характерном стиле». Проект ориентирован на «полную реализацию открытия приграничных регионов северным территориям», «стимулирование экологических ресурсов приграничной полосы и координация с развитием городов и уездов», «выделение отличных черт китайской традиционной культуры и специфики местных национальностей», «модернизацию городской и сельской среды», улучшение базовой инфраструктуры в приграничных регионах «ради чувства удовлетворения, счастья и гордости проживающего в приграничных регионах провинции Хэйлунцзян населения». Также предполагается, что к 2025 году в граничащих с РФ районах провинции Хэйлунцзян будет завершено строительство пяти поясов: производственных мощностей для сотрудничества с Россией и странами СевероВосточной Азии, туристического ландшафтного пояса, пояса специфики приграничных городов, пояса специфики китайско-российской культуры и пояса стабильности, процветания и безопасности.
В проект включены все города и уезды, расположенные вдоль границы провинции Хэйлунцзян с Россией. Населённые пункты будут распределены по трём категориям. К первой категории будут относиться города Хэйхэ, Суйфэньхэ и Фуюань. В Хэйхэ и Суйфэньхэ планируется построить модернизированную инфраструктуру, рассчитанную на население в 500 тысяч человек, а в Фуюане - на 300-400 тысяч человек. Во вторую категорию включаются уездные города Мохэ и Тунцзян, основной деятельностью которых является сезонный туризм, и, соответственно, здесь будет
развиваться туристическая инфраструктура, ориентированная на экологию и окружающую среду. К третьей категории отнесены 13 уездов и уездных городов на границе провинции Хэйлунцзян с Россией: Тахэ, Хума, Суньу, Сюнькэ, Цзяинь, Лобэй, Суйбинь, Жаохэ, уездные города Хулинь и Мишань, уезды Цзидун и Мулинь, а также уездный город Дуннин, там планируется развивать концепцию «красивых уездных городов и деревень» с внедрением приграничного туризма с деревенским колоритом [26]. Вероятнее всего, Северо-Восточный Китай готовится к туристическим потокам из России после долгих ограничений, связанных с пандемией, что даёт новый толчок к развитию инфраструктуры китайского Северо-Востока.
Развитию приграничных регионов и улучшению инфраструктуры данных субъектов Россия уделяет особое внимание, не столько в контексте привлечения иностранцев, сколько в решении проблемы миграционного и демографического оттока населения в другие регионы РФ. По инициативе Минвостокразвития России в сентябре 2021 года было подписано Постановление Правительства Российской Федерации, запускающее программу «Дальневосточная концессия». Смысл данной программы в том, что частный инвестор строит необходимую государству инфраструктуру за счет собственных и заёмных средств. Возврат инвестиций осуществляется в течение 10 лет после ввода объекта в эксплуатацию за счет субсидий из федерального и регионального бюджетов, а также мультипликативных эффектов от новой инфраструктуры.
Исполнительный директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики по проектам государственно-частного партнерства Алексей Токарь в рамках выставки «Россия» в 2024 году подчеркнул, что Президент РФ в 2023 году одобрил мастер-планы дальневосточных городов, куда входят, в том числе мероприятия на основе концессионных соглашений, и уже сейчас с учётом утвержденных мастер-планов и поданных регионами заявок ведётся работа по созданию 29 объектов на общую сумму 96 млрд рублей. Они будут реализованы в девяти регионах Дальнего Востока, а охват этих проектов составит порядка 2 млн жителей. Примером реализации данного механизма является проект Дальневосточного художественного музея в Хабаровске, на основе которого будет создан культурный кластер, и Общественный центр Петропавловске-Камчатском - в перспективе они станут визитными карточками регионов [12].
Масштабным проектом является создание и развитие трансграничной зоны на острове Большой Уссурийский. По заявлению Губернатора Хабаровского края М. Дегтярёва, российская сторона предлагает «создать там совместную трансграничную территорию развития, где резидентами могут быть компании, как России, так и Китая», которые, в свою очередь, смогут получить специальные льготы по экспортно-импортным операциям, планируется создание «зоны свободной таможенной беспошлинной торговли» [11]. Кроме того, китайскую сторону приглашают к участию в проекте межвузовского кампуса. «Совместная работа двух учебных заведений - межвузовского кампуса ТОГУ в Хабаровске и Харбинского политехнического университета - обладает высоким потенциалом, реализация которого пойдёт на пользу обеим сторонам», - отметил в 2023 году глава комитета КПК провинции Хэйлунцзян Сюй Цинь [5]. В свою очередь, М. Дегтярёв, в рамках визита в Харбинский политехнический университет, написал следующее: «Мы намерены развернуть в рамках кампуса совместные программы двойных дипломов, запустить обмен преподавателями, студентами и научными сотрудниками, проработать вопрос организации изучения русского и китайского языков, в том числе через создание языковых школ при кампусе» [5]. Таким образом, мы можем видеть, что совместные образовательные программы на фоне остальных форм в перспективе остаются наиболее значимым форматом китайско-российского взаимодействия в сфере высшего образования.
Проблемы и перспективы развития приграничного сотрудничества России и Китая в области высшего образования обусловлены факторами, которые можно условно поделить на несколько групп.
Первая группа факторов относится к особенностям приграничного сотрудничества в целом, здесь мы рассматриваем приграничное сотрудничество глобально, с точки зрения теоретических подходов. С точки зрения экономической выгоды, данный вид сотрудничества является крайне выгодным для России и Китая на современном этапе, поскольку Россия может осуществлять параллельный импорт через китайских поставщиков, в то время как Китай получает доступ к широкой ресурсной базе России, и в частности - российского Дальнего Востока. С институциональной точки зрения приграничное сотрудничество позволяет наладить механизмы безвизового перемещения населения, таможенного регулирования, что облегчает осуществления торговой и туристической деятельности. С точки зрения пространственного подхода сотрудничество с Китаем имеет значительные отличия от других стран, граничащих и сотрудничающих с Россией. Данные отличия обусловлены тем, что Китай относится к числу стран «дальнего зарубежья». Многие страны, имеющие общую границу с Россией, ранее входили в состав СССР, на их территории проживает большое число российских соотечественников, а также граждан, свободно говорящих на русском языке и желающих приехать в Россию для получения более престижной и высокооплачиваемой работы.
С Китаем сегодня ситуация обстоит иначе. Если ранее Китай относили к числу развивающихся стран, то сегодня Китай один из мировых лидеров в вопросах экономики и внешней политики. Экономика Китая растет стремительно, как и уровень жизни его граждан, для которых открываются новые возможности для получения высшего образования. Это проблема для российских вузов, поскольку ранее они привлекали относительно низкой стоимостью обучения, сегодня же им необходимо привлекать студентов современной научно-технической базой и комфортными условиями для проведения научных исследований и освоения образовательных программ [6]. Кроме того, отношения приграничных стран могут испытывать периоды напряжения ввиду различных территориальных вопросов.
Вторая группа факторов связана с особенностями международного сотрудничества в области высшего образования. Уже сегодня мы можем наблюдать отличия систем высшего образования в обеих странах и вопросы признания образования. На сегодняшний день между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном признании документов об образовании. Однако следует понимать, что в Китае есть образовательные организации, которые относятся к числу образовательных учреждений высшего образования, однако в зависимости от объема образовательной программы и иных факторов, в России такое образование может быть оценено иначе, что может создать определенные трудности при организации сотрудничества. Планируемый в России отказ от системы разделения уровней высшего образования на бакалавриат и магистратуру [10] также может сказаться на входящих потоках китайских студентов. С точки зрения повышения качества образования в России, данный процесс может иметь место, однако в контексте продвижения российского образования за рубежом, такой формат может быть воспринят настороженно, особенно если студент планирует возвращаться в родную страну и трудоустраиваться с российским дипломом о полученном образовании.
Также актуальным является вопрос об изучении русского и китайского языка за рубежом. Китай активно развивает сеть Институтов Конфуция, предоставляющих возможность сдавать международный экзамен на знание китайского языка и изучать китайский язык и культуру. На данный момент в России действует большое число Институтов Конфуция - 19, на Дальнем Востоке их
насчитывается 4, из которых в Хабаровском крае - 1 [25]. С русским языком в Китае ситуация ещё менее однозначная: проект Русских домов реализован в Пекине [17], в остальном изучение русского языка доступно китайским студентам в китайских и российских высших учебных заведениях, а также подготовительных курсов в российских университетах. Таким образом, мы по-прежнему наблюдаем перекос в продвижении изучения языка страны за рубежом.
Третья группа факторов обусловлена современным состоянием приграничных регионов и правительственной политикой по их развитию. После пандемии власти регионов принялись строить планы по развитию инфраструктуры приграничных регионов, в данном вопросе шаги предпринимает как российская, так и китайская сторона.
На основе выделенных факторов мы можем выделить основные проблемы развития приграничного сотрудничества России и Китая в области высшего образования на современном этапе. Эти проблемы включают в себя:
1. Снижение привлекательности российского образования для китайских абитуриентов ввиду изменения уровня доходов и приоритетов при выборе учебного заведения;
2. Перекос в сторону изучения китайского языка российскими студентами на фоне относительно низкой реализации продвижения русского языка российскими организациями;
3. Нестабильная внешнеполитическая обстановка, которая влияет на миграционные процессы;
4. Необходимость улучшения городской инфраструктуры в регионах с целью привлечения студентов на этапе выбора вуза.
Также следует отметить, что международное сотрудничество вузов данных приграничных регионов практически не реализуется в таких формах, как создание совместных образовательных учреждений, хотя в контексте приграничного сотрудничества данный вид взаимодействия кажется наиболее логичным и закономерным. Китай реализует такое сотрудничество с российскими вузами, расположенными на западе России, но не с вузами Дальнего Востока России.
В условиях развития не только приграничного, но и трансграничного сотрудничества в рамках ТОР «Большой Уссурийский», перспективным видится создание не только совместных направлений подготовки, но и совместных образовательных учреждений, наряду с параллельным улучшением материально-технической базы вузов Хабаровского края и городской инфраструктуры, которая сделала бы получение образования в дальневосточных вузах более привлекательным для китайских абитуриентов. Для продвижения российского образования также значимым аспектом становится предоставление возможности обучаться русскому языку, желательно с носителями языка, что можно было бы реализовать, например, посредством открытия российских Центров изучения русского языка в Китае и проведения на базе таких центров курсов русского языка для иностранцев и тестирования на знание русского языка как иностранного.
В то же время, если мы говорим конкретно о Хабаровском крае, нельзя не отметить нехватку Институтов Конфуция, которые предоставляют студентам возможность изучать китайский язык и проходить экзамен на знание китайского языка. Единственный Институт Конфуция в Хабаровском крае находится в Комсомольске-на Амуре, данный центр был открыт на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета [25]. Часто возникают вопросы об открытии Института Конфуция в Хабаровске, например, на базе Тихоокеанского государственного университета. Вопрос актуален для студентов, которые задали его на лекции Генеральному Консулу КНР в г. Хабаровск, которая прошла в декабре 2023 г. на базе ТОГУ. На данный вопрос Генеральный Консул ответил, что Генеральное Консульство КНР в г. Хабаровск открыто к предложениям и готово
содействовать в данном процессе. Однако на сегодняшний день информации о планах по открытия Института Конфуция в Хабаровске нет. Поэтому в контексте сотрудничества Хабаровского края с приграничными регионами Китая, мы можем говорить о взаимном наличии проблемы, связанной с изучением иностранного языка стран-соседей.
Российско-китайское приграничное сотрудничество в области высшего образования в целом является перспективной сферой развития отношений приграничных регионов. В настоящее время мы уже видим определенные результаты данного сотрудничества, тесное сотрудничество вузов приграничных регионов, и в то же время остаются зоны для дальнейшего развития взаимодействия между регионами. Для увеличения потока китайских студентов в Россию эффективными были бы упрощение процедуры подачи заявок на стажировки, разрешение студентам работать в определенных сферах во время учебы и создание прозрачных условий перспектив трудоустройства иностранных выпускников, что открывает новые возможности для иностранцев для дальнейшей работы и возможному продолжению обучения на территории России. Также можно ввести меры по улучшению качества жизни студентов во время их обучения (предоставление доступа к осуществлению онлайн-платежей, открытию банковских счетов, пользование мессенджерами) - такие меры повысили бы взаимный интерес абитуриентов к обучению в соседней стране за счет более комфортных условий жизни и обучения в другой стране. Описанные меры могли бы снизить негативное влияние перечисленных проблем на продвижение интересов России на международном рынке образовательных услуг и расширить приграничное взаимодействие России и Китая в области высшего образования.
Список литературы
1. Законы об образовании в Китайской Народной Республике : сборник // Санкт-Петербургский государственный университет : сайт. URL:
https://spbu.ru/sites/default/files/zakon ob obrazovanii v kitayskoy narodnov respublike rus.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
2. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» // Система ГАРАНТ. URL: https://www.garantru/products/ipo/prime/doc/71630188/ (дата обращения: 29.03.2024).
3. В Китае учатся около 12 тысяч российских студентов, сообщил Чернышенко // РИА Новости : сайт. URL: https://ria.ru/20221208/studentv-1837184292.html (дата обращения: 30.03.2024).
4. Глебова Л. Н. Современные формы организации международного сотрудничества в сфере высшего образования // Наука и школа. 2016. № 4. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/sovremennve-formv-organizatsii-mezhdmarodnogo-sotmdnichestva-v-sfere-vvsshego-obrazovaniva/viewer (дата обращения: 29.03.2024).
5. Губернатор Хабаровского края углубляет отношения с Китаем // Информагенство ХКС : сайт. 2023. URL: https://www.todavkhv.ru/news/%20policv/64999/7sphrase id=3412157 (дата обращения: 30.03.2024).
6. Гусевская Н. Ю., Мамкина И. Н. Роль образования в развитии российско-китайских отношений: история и современность // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 423. URL: https://cvberleninka.ru/article/n/rol-obrazovaniva-v-razvitii-rossivsko-kitavskih-otnosheniv-istoriva-i-ovremennost (дата обращения: 31.03.2024).
7. Колесников Н. Г. Приграничность и периферийность как факторы экономического развития региона // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2012. № 3. С. 117-120. URL: https://www.elibrarv.ru/item.asp?id=17993675 (дата обращения: 30.03.2024).
8. Колосов В. Теоретическая лимология: новые подходы // Международные процессы. 2003. Т. 1, № 3. С. 44-59.
9. Маслов А. А. Перспективы и возможности выхода российских университетов на китайский образовательный рынок // Российский совет по международным делам : сайт. URL: https://russiancouncil.ru/papers/RIAC-RuChinaEdu-PolicYBrief40.pdf (дата обращения: 30.03.2024).
10. Магистрам повысят регистр // Коммерсантъ : сайт. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6364977 (дата обращения: 30.03.2024).
11. На Дальнем Востоке оценили приграничное сотрудничество России и Китая за последние 10 лет // ТАСС : информ. агентство. URL: https://tass.ru/ekonomika/17237693 (дата обращения: 20.04.2023).
12. О механизмах обновления городов Дальнего Востока рассказали на выставке «Россия» // Минвостокразвития России : сайт. URL: https://minvr. gov.ru/press-center/news/o mekhanizmakh obnovleniya gorodov dalnego vostoka ra sskazali na vystavke rossiya/ (дата обращения: 29.03.2024).
13. Осадчая О. П., Ремизов Д. В. Существующие подходы к организации внешнеэкономических отношений в форме приграничного сотрудничества // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2. С. 266-269. URL: http://izvestia.asu.ru/2013/2-1/econ/TheNewsOfASU-2013-2-1-econ-03.pdf (дата обращения: 15.03.2024).
14. Открытые данные // Минобрнауки РФ : сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/opendata/ (дата обращения: 15.03.2024).
15. Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / [С. С. Артоболевский и др.] ; под общ. ред. С. С. Артоболевского, О. Б. Глезер ; Российская акад. наук, Ин-т географии. М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2011. 316 с.
16. Реестр лицензий // Рособрнадзор : офиц. сайт. URL: https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/gosudarstvennye-uslugi/liczenzi rovanie-obrazovatelnoi-deyatelnosti/svodnyi-reestr-liczenzii/ (дата обращения: 29.03.2024).
17. Русские дома за рубежом // Россотрудничество : офиц. сайт. URL: https://rs.gov.ru/predstavitelstva-za-rubezhom/ (дата обращения: 29.03.2024).
18. Свыше тысячи российских студентов возобновят очное обучение в Китае // ТАСС : информ. агентство. 2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/15763033 (дата обращения: 30.03.2024).
19. Себенцов А. Б. Институциональное сотрудничество на российских границах: подходы к типологии // Российское пограничье: проблемы развития в новых геополитических условиях / под ред. В. А. Колосова, А. Б. Володина. Курск : Курский гос. ун-т, 2019. С. 34-48. URL: https://istina.msu.ru/download/254897077/1lpwcp:iE5fUrzNoi V4RsCjhn8sy4KOvEE (дата обращения: 15.03.2024).
20. Системы образования по странам: Китай // Росаккредагентство : сайт. URL: https://nic.gov.ru/ru/inworld/countries/China (дата обращения: 15.03.2024).
21. Студенты Дальнего Востока получат учебные визы в КНР по упрощённой схеме // Вести Хабаровск : сайт. URL: https://vestidv.ru/news/2023/09/07/67161 (дата обращения: 30.03.2024).
22. Татаркин А. И., Зоркова Н. А. Проблемы оптимизации отраслевой и географической структуры экспортной деятельности региона. Екатеринбург : УрО РАН, 2000. 47 с.
23. Трансграничное кластерообразование в приморских зонах Европейской части России: факторы, модели, экономические и экистические эффекты : монография / под ред. А. Г. Дружинина. Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федер. ун-та, 2017. 420 с.
24. Хмелева Г. А., Павлов Ю. В. Систематизация научных подходов к развитию приграничного сотрудничества и управленческая практика их применения: инновационный аспект // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-nauchnyh-
podhodov-k-razvitivu-prigranichnogo-sotrudnichestva-i-upravlencheskava-praktika-ih-primeneniva (дата
обращения: 29.03.2024).
25. The CI Worldwide // Confucius Institute : site. URL: https://ci.cn/en/qqwl (date of access: 29.03.2024).
26. Суйфэньхэ гуанбо дяньшитай: Чжоумо синьвэньчан 2023.03.11 (Телерадиовещание Суйфэньхэ: Воскресные новости от 11 марта 2023) : видеофрагмент // Weixin. URL: https://mp.weixin.qq.com/s/ZPl3izp3KML-uJJ1MGAH4g (дата обращения: 19.04.2023).
27. Цюаньго гаодэн сюэсяо миндань часюнь (Справочный перечень заведений высшего образования в КНР) // Министерство образования КНР : офиц. сайт. URL: https://hudong.moe.gov.cn/qggxmd/ (дата обращения: 29.03.2024).
28. Чжунвайхэцзо баньсюэ цзиго юй сянму миндань (Список китайско-иностранных совместных школ и проектов) // Министерство образования КНР : офиц. сайт. URL: https://www.crs.isi.edu.cn/aproval/orglists (дата обращения: 30.03.2024).