Научная статья на тему 'Проблемы соотношения нравственности и субъективных прав человека в сфере оборота табачной продукции'

Проблемы соотношения нравственности и субъективных прав человека в сфере оборота табачной продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАК / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Широков Е. О.

В данной статье рассматривается соотношение права на охрану здоровья человека и потребности курения. Приводится анализ политики России в отношении оборота табачной продукции на её территории. Анализу подвергаются также частные инициативы по дальнейшему регулирования потребления табака в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Широков Е. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы соотношения нравственности и субъективных прав человека в сфере оборота табачной продукции»

Юридические науки

157

ных случаях, связанных с выявлением нарушений оборота и реализации табачных изделий такими заведениями, органы внутренних дел правомочны осуществлять преследование в соответствие с уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Список литературы:

1. Решение № 53 Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.05.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.alta.ru/show_ orders.php?action=view&filename=15kr0053 (дата обращения: 20.12.2015).

2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред.

05.05.2014) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

3. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // СЗ РФ. - 2006. - № 51.

4. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [Электронный ресурс]: федер. закон № 15-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/document/cons doc LAW 169770 / (дата обращения: 19.12.2015).

5. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38 -ФЗ (ред. от

08.03.2015) // СЗ РФ. - 2006. - № 12. - Ст. 1232.

6. Галеев И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [Электронный ресурс]. - Деловой Двор. - 2013. - Режим доступа: www.base.garant.ru/58156326/#ixzz3b ETMGv8w.

7. www.rg.ru/2014/10/14/tabak.html (дата обращения: 20.12.2015).

ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ОБОРОТА ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

© Широков Е.О.*

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

В данной статье рассматривается соотношение права на охрану здоровья человека и потребности курения. Приводится анализ политики России в отношении оборота табачной продукции на её территории. Анализу подвергаются также частные инициативы по дальнейшему регулирования потребления табака в Российской Федерации.

Ключевые слова: табак, охрана здоровья, государственное регулирование.

Магистрант 2 года обучения ЮФ.

158

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В России жесткий антитабачный закон вступил в силу с 2013 года. Был введен запрет на курение в общественных местах - на вокзалах, стадионах, в школах и других учебных заведениях, самолетах и аэропортах, исчезла реклама сигарет в средствах массовой информации. Рестораны обязали отводить специальные места для курильщиков, оборудовав эти залы сильной вентиляцией. Однако, позже с лета 2014 года меры были ужесточены: введен тотальный запрет на курение в кафе и ресторанах, продажу табака в киосках, а в крупных магазинах запрещается выкладывать сигареты на открытых витринах. Купить табак можно только по прейскуранту и то, только в магазинах, площадь которых больше 50 квадратных метров.

В силу изменений, которые претерпело законодательство об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака за последние два года необходимым видится разобраться в проблеме потребления табачных изделий с точки зрения морали и нравственности без отрыва от правовой составляющей вопроса.

Согласно законодательству России, табак - это растение рода Nicotiana семейства пасленовых видов Nicotiana Tabacum, Nicotiana Rustica, возделываемое в целях получения сырья для производства табачных изделий. Табачные изделия - это продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. Достоверно известно, что потребление табака является одним из основных факторов риска развития целого ряда хронических болезней, включая рак, болезни легких и сердечнососудистые заболевания. По данным Всемирной организации здравоохранения, табак убивает до половины употребляющих его людей. Ежегодно табак приводит почти к 6 миллионам случаев смерти, из которых более 5 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 600 000 - среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Почти 80 % из одного миллиарда курильщиков в мире живет в странах с низким и средним уровнем дохода.

Опасно также и пассивное курение, которое связано с вторичным табачным дымом. Под пассивным курением подразумевают непреднамеренное, в большинстве случаев нежеланное вдыхание воздуха, в котором содержится дым от сгорания табака. Есть те, кто считает, что пассивное курение не вредно или не вреднее, чем жизнь в мегаполисе, а вред побочного (вторичного) дыма - не более чем миф. Вторичный табачный дым - это дым, заполняющий рестораны, офисы или другие закрытые помещения, где люди сжигают такие табачные изделия, как сигареты, биди и кальяны. Среди взрослых людей вторичный табачный дым вызывает серьезные сердечнососудистые и респираторные заболевания, среди детей грудного возраста он вызывает внезапную смерть. У беременных женщин он приводит к рождению де-

Юридические науки

159

тей с низкой массой тела. Почти половина детей регулярно дышат воздухом, загрязненным табачным дымом в местах общественного пользования.

Однако, не смотря на губительный эффект и отрицательное влияние на организм мнение курильщиков относительно своей привычки неизменно. Ни одна из принятых в своё время мер по регулирования оборота табачных изделий не привела к снижению количества курильщиков до уровня полного отказа потребителей табака от своей привычки. Более того, с каждым годом появляется всё больше и больше приверженцев этой привычки.

Как показывают данные опроса, приведенные в статье Токар и Андреевой «Курение подростков в Российской Федерации в сравнении с другими странами бывшего Советского Союза и Центрально-Восточной Европы. Результаты Глобального опроса молодежи о табаке» доля курящих мужчин в России превысила таковую в других странах Европейского региона и составила 56,8 % против 50,9 % в странах бывшего СССР. Распространенность курения среди матерей, сообщаемая подростками, в России была выше, чем в странах СНГ, и ниже, чем в Центрально-Восточной Европе (ЦВЕ).

Все показатели распространенности курения среди подростков в России были достоверно выше, чем в иных группах сравнения. Доля подростков, куривших когда-либо в жизни, в России была больше, чем в странах бывшего СССР, а с учетом возрастной структуры выборки - и в Европейских бывших соцстранах. Достоверно более высокой в России являлась и доля нынешних курильщиков, то есть тех, кто курил в течение месяца перед проведением опроса. Особенно сильно отличалась доля ежедневных курильщиков. В целом, чем более серьезную вовлеченность в курение отражают показатели, тем больше их различие между Российской Федерацией и странами сравнения. Подростки в России чаще сообщали, что курит большинство одноклассников, что курят все их друзья.

Больше подростков начали курить до десяти лет в России, чем в странах сравнения. В России достоверно большее количество опрошенных подростков сообщили, что размышляют о прекращении курения. Достоверно большее количество опрошенных подростков-курильщиков в России (57,0 %) думали, что смогут с легкостью бросить курить окончательно, по сравнению со странами ЦВЕ (14,2 %). Достоверно больше подростков в России (71,7 %) по сравнению со странами ЦВЕ (55,8 %) хотели бы отказаться от курения немедленно. Также больше подростков в России пытались прекратить курить в течение прошедшего года.

Исследования показывают, что немногие люди понимают конкретные опасности для здоровья, связанные с употреблением табака. Большинство курильщиков, осведомленных об опасностях табака, хотят бросить курить. Консультирование и медикаменты могут более чем удвоить вероятность того, что попытки курильщика бросить курить увенчаются успехом.

160

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Для целей данной статьи нужно понять, что в силу своей природы курение для человека это свобода. Свобода, зачастую, обусловленная культурными соображениями. Автор статьи подразумевает, что каждый человек свободен в выборе того, иметь такую привычку или нет, потому как законодатель не запрещает табакокурение в силу экономических и социальных интересов, как общества (в т.ч. отдельных его членов), так и государства.

В поддержку данному мнению приведём положения части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

В общем смысле, по словам Л.В. Лазарева, часть 3 комментируемой статьи, если ее оценивать в широком социальном плане, речь прежде всего идет о том, что права и свободы человека должны быть не средством контроля государства над гражданами и их ассоциациями, а способом обеспечения индивидуальной автономии личности и ее взаимодействия с другими людьми, различными социальными структурами, обществом и государством. Практически-политический аспект проблемы состоит в определении оптимального соотношения государственного (коллективного, социального) и личного, или индивидуального, начал в организации общественной жизни.

Комментируемое положение Конституции проистекает из естественного сосуществования индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле является атрибутивным свойством человеческой личности и потребностью социального развития; одновременно оно заключает в себе воспринятый Конституцией и в силу этого выступающий в качестве общеобязательного веления императив морали. В связи с этим данное предписание адресовано не только гражданам; оно в равной мере обращено к законодателю и правоприменителю, обязанным в принимаемых ими актах обеспечить принципы социальной солидарности, т.е. учитывать все многообразие общественных и индивидуальных интересов, их сочетание и взаимодействие, без чего эволюционное развитие общества и государства как рациональной организации публичной власти для достижения общих целей невозможно.

Из указанного принципа, лежащего в основе социального и юридического статуса личности в ее коллективном бытии и воплощающего фундаментальную презумпцию практической морали, так называемое «золотое правило поведения»: поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе, проистекают в конечном счете все основные обязанности человека и гражданина, в том числе гражданские, этико-социальные и другие, конкретизируемые в отраслевом законодательстве. При этом важно иметь в виду два обстоятельства относительно юридических параметров указанного «золотого правила». Во-первых, оно покрывает своим воздействием не только взаимоотношения индивидов, но и взаимоотношения индивида с обществом и иными коллективными образо-

Юридические науки

161

ваниями; во-вторых, это правило воплощается в законе, следовательно, поведение, соответствующее закону, не может ставиться лицу в вину и влечь ответственность. Отсюда - презумпция разумности и добросовестности осуществления прав. Этим обусловлено доминирующее место в системе обязанностей граждан (и других субъектов конституционных правоотношений) обязанности соблюдать Конституцию и законы, также проявляя при этом добросовестность и осмотрительность и не допуская злоупотребления правом.

В связи с этим обращают на себя внимание также следующие обстоятельства: во-первых, комментируемое предписание обращено к гражданам (и иным лицам, находящимся на территории РФ), пользующимся установленными Конституцией правами и свободами; во-вторых, речь идет именно об использовании прав и свобод, ибо в противном случае имело бы место злоупотребление правом; в-третьих, в данной формуле содержится критерий правомерного поведения лица в процессе осуществления своих прав и свобод - до тех пор, пока такое осуществление не нарушает права и свободы лиц.

Проблема, требующая в данном случае разрешения, сводится к определению юридической природы цитируемого конституционного постановления: связано ли оно лишь с реализацией права в различных ее формах или это принцип правотворчества? Это тем более важно, что в государственно -правовой литературе удовлетворительного ответа на поставленный вопрос не дается.

Представляется, что норма, зафиксированная в ч. 3 комментируемой статьи, обладает двойственной юридической природой. Прежде всего, в ней установлен общий принцип правотворчества, определяющий одно из направлений развития законодательства и обеспечивающий адекватное развитие общества и составляющих его структур, государства и граждан. При законодательном установлении прав и свобод граждан должен быть обеспечен учет интересов общества и государства, прав других граждан. Эта характеристика юридической природы данного установления Основного Закона особенно рельефно проявляется при создании текущего законодательства, которое принимается на основе и в соответствии с Конституцией.

С другой стороны, это и конкретная норма, определяющая пути и рамки осуществления самих конституционных прав и свобод, а в единстве с нормой ст. 15 Конституции об обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы - известное соотношение прав и свобод с обязанностями граждан в процессе их практического осуществления. Сама Конституция устанавливает определенные критерии осуществления гражданами провозглашенных ею прав и свобод: 1) они должны осуществляться в полном соответствии с их социальным и юридическим содержанием; 2) Конституция требует соблюдения целевого назначения прав и свобод граждан; 3) осуществление прав и свобод не должно влечь неисполнения обязанностей; 4) если осуществление прав и свобод в качестве предварительного условия предпола-

162

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

гает выполнение обязанностей, сама эта форма правореализованного процесса может возникнуть лишь при наличии данного условия.

При этом в указанном положении также отчетливо проявляются солида-ристские мотивы, которые должны учитываться как в правовом регулировании, так и в правоприменении. Следовательно, обеспечение диктуемого ими баланса во взаимоотношениях личности с обществом в целом либо с другими людьми есть функция не только законодателя, но и исполнительной и судебной власти, пределы усмотрения которых, однако, ограничены Конституцией и законом. Иными словами, обеспечение равновесия индивидуального и коллективного есть императив государственного управления и правоприменения, но его параметры и способы обеспечения предопределяются не административным или судебным усмотрением, а конституционным законодателем и парламентом, устанавливающими одновременно границы такого усмотрения. Причем адекватность законодательных решений требованиям Конституции находится под контролем Конституционного Суда РФ.

Переводя же понятие «свобода» в плоскость государственно-правовой действительности, необходимо уточнить, что свобода каждой общественной личности может простираться до тех пределов, пока она не ограничивает свободы других. Свобода человека может быть определена как его способность действовать в соответствии со своими интересами, исходя из объективной необходимости. Таково может быть понимание свободы в философском смысле. В то же время под свободой можно понимать субъективное право.

Субъективное право представляет собой юридически обеспеченное возможное и обязанное поведения конкретного лица, право и обязанность конкретного человека на определенное поведение. Оно вытекает из норм, закрепленных в существующих в обществе источниках права и положениях естественного права. Субъективное право - это конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах прав объективного.

В то же время проблема, вынесенная в заголовок статьи тесно переплетается с понятием мораль (от лат. moralis - нравственность), которая является одной из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности. Нормы морали - это правила общего характера, основанные на представлении людей о добре и зле, чести и справедливости, служащие регулятором отношений людей в обществе и мерилом оценки поведения.

Нравственное регулирование осуществляется в том случае, когда проявляются характер поведения субъектов, цели и мотивы их поступков. Оно представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основан-

Юридические науки

163

ных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности.

Соотношение понятий мораль, нравственность:

- мораль - под этим термином понимается мотивация и саморегуляция поведения субъекта;

- нравственность - это проявление морали.

Именно поэтому законодатель старается обезопасить прежде всего детей от воздействия даже вида употребления табака. Напомним, что не допускается потребление табака несовершеннолетними. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а равно вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом. Для устранения недопонимания по поводу возраста покупателя, в случае если у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции, возникнут сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию, совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отказ продавца покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен становится чуть ли не единственным основанием в отказе осуществлять розничную продажу по основаниям не указанным в гражданском законодательстве.

Таким образом, преимущественно негативное отношение к курящим обусловлено, в первую очередь, устоявшимися в обществе представлениями о курении, как о негативном явлении. В дополнение к этому немаловажную роль в формировании мнения о курении играет экологический фактор.

Часть 2 статьи 15 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» говорит о том, что «просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах». Тем не менее, в нынешних условиях, когда практически в каждой семье есть взрослый курильщик, очень сложно будет объяснить подростку, что курение - это зло. Тем более абсолютно неясен механизм реализации этой нормы, посколь-

164

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ку из ее содержания непонятна процедура контроля за выполнением родителями возложенной на них обязанности. В связи с этим полагаем, что не стоит законодательно перекладывать всю ответственность за курение детей и подростков на их родителей. Наряду с информированием населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма было бы неплохо внедрять в молодежную среду моду на какое-то альтернативное занятие. Ведь, по признанию самих подростков, в настоящее время курение для них - это коммуникационный прием, с помощью которого они пытаются понравиться и наладить взаимоотношения с противоположным полом, в частности. Если бы какое-то другое занятие могло компенсировать этот пробел, то можно было бы прогнозировать существенное снижение потребности в курении.

Хотя многие альтернативные занятия также небезопасны. Так, чрезмерное увлечение компьютером и социальными сетями ведет к потере навыка общения с реальными людьми, депрессиям, гиподинамии и проблемам со здоровьем. Подмена курения и потребления алкоголя спортом чревата втягиванием в другую опасную привычку - потребление допинговых препаратов. Соответственно, главная задача государства и законодателя сегодня - не просто переключить внимание.

Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, выраженному в статье 41 Конституции РФ.

Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.) здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.

Здоровье - высшее неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого в той или иной мере утрачивают значение многие другие блага. Кроме того, здоровье населения является одной из составляющих национальной безопасности государства. Именно в силу значимости этого блага государство и право охраняют его от неправомерных посягательств.

Условия развития современной России заставляют иначе, чем ранее, посмотреть на содержание, приоритеты и конкретную реализацию конституционного права на здравоохранение. В настоящее время происходит значительное увеличение части населения, нуждающейся в правовой и социальной поддержке со стороны государства, что требует сохранения, а вместе с тем существенного увеличения объема гарантий по реализации указанных прав.

Право на охрану здоровья наряду с такими правами, как право на достойную жизнь, труд, образование, жилище, социальное обеспечение и соци-

Юридические науки

165

альную защиту, создание профсоюзов и т.д., относится к категории социальных прав.

Праву на здравоохранение присущи все черты и характерные особенности социальных прав: социальные права образуют составную часть системы неотъемлемых прав человека; главной характерной чертой социальных прав является то, что они призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии; социальные права являются базой формирования подлинно социального государства; реализация социальных прав становится проблематичной в условиях недостатка материальных и финансовых ресурсов.

От права на охрану здоровья следует отличать право на здоровье, которое включает в себя право на личную неприкосновенность, право на информацию о своем здоровье и право на конфиденциальность такой информации (как сказано в пункте 1 статьи 23 Конституции РФ и статье 31 Основ законодательства об охране здоровья граждан). Право на здоровье относится к личным неимущественным правам, которые представляют собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права. Каждая отрасль права в целях охраны здоровья устанавливает собственные правила поведения людей в отношениях, регулируемых этой отраслью.

Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В данном праве наиболее отчетливо проявляется та мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, в основе которой проявляется согласование личных и общественных интересов.

Меньше подростков в России по сравнению со странами ЦВЕ сообщили, что верят, что курение сигарет определенно вредно для здоровья, и их доля составила 50,8 % в России, 55,2 % - в бывшем СССР, и 81,2 % - в странах ЦВЕ. По этому показателю страны ЦВЕ значительно опережают все страны бывшего СССР, включая Россию.

Российские подростки с большей вероятностью сообщали, что согласятся выкурить сигарету, предложенную лучшим другом. Аналогичным образом, в России больше подростков (33,2 %), чем в ЦВЕ (26,6 %), которые считают, что безопасно покурить год или два, если потом бросить, хотя этот показатель и ниже, чем в ряде стран бывшего СССР (38,9 %).

Подростки в России с большей вероятностью считают, что курение делает человека популярным, что у курильщиков больше друзей. Однако при этом в России больше подростков, чем в других странах, считают, что курящие девушки менее привлекательны, и даже предполагают, что курение способствует увеличению массы тела. То есть женское курение в годы проведения опросов по-прежнему не являлось укоренившейся формой поведения.

166

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

В том, что касается курящих мужчин и женщин, российские подростки продемонстрировали большую степень амбивалентности. Они с большей вероятностью отмечали, что считают курильщиков либо неуверенными в себе, либо успешными людьми.

Среди разных мер контроля над табаком российские подростки выразили более определенную поддержку только запрету рекламы табака, и только по сравнению с подростками из стран ЦВЕ, но не бывшего СССР.

В России 82,4 % опрошенных подростков считают, что нужно запретить продажу табачных изделий несовершеннолетним, это меньше, чем в странах бывшего СССР, и меньше, чем в странах ЦВЕ. Меньшей является и поддержка повышения цен на табачные изделия, и поддержка политики чистого воздуха.

Что касается мер по ограничению продаж табачных изделий несовершеннолетним, то здесь Несколько большая доля курящих подростков в России отметили, что когда-либо получали отказ в продаже сигарет (29,6 % против 27,5 % и 28,6 %), однако эта разница невелика, и лишь менее трети курящих подростков испытывают хотя бы эпизодические трудности с покупкой табачных изделий. С другой стороны, среди всех опрошенных подростков большинство сообщили, что покупают сигареты в магазинах либо у уличных торговцев. Табачная реклама Меньшая доля опрошенных в России (16,2 %) имеют какой-то предмет с рекламой табачных изделий по сравнению со странами бывшего СССР (19,9 %) и странами ЦВЕ (25,1 %). С другой стороны, больше подростков отмечали, что видели курящих актеров в фильмах.

Говоря о пассивном курении, меньшее количество подростков в России (42,2 %) отметили, что табачный дым, исходящий от сигарет других людей, определенно вреден для здоровья, в сравнении со странами бывшего СССР (45,7 %) и странами ЦВЕ (62,7 %).

При этом большая доля подростков в России ежедневно подвергалась воздействию табачного дыма в жилищах (30,0 % по сравнению с 24,6 % и 25,3 %). Наиболее частыми источниками табачного дыма в жилищах могли быть отцы подростков (поскольку меньшая доля подростков сообщила. что их отец никогда не курит дома - 35,5 % против 41,6 % и 42,5 %), друзья (7,0 % против 4,0 % и 5,5 %). Кроме того, 32-42 % подростков сообщили, что подвергаются воздействию табачного дыма в других местах за пределами дома ежедневно или почти ежедневно, и это больше, чем в других странах Европейского региона. С другой стороны, в учебных заведениях в России подростки наблюдают курение реже, чем в других Европейских странах.

Глава 6 Кодекса России об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность для физических, должностных и юридических лиц за такие правонарушения, как вовлечение несовершеннолетних в употребление табака, несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения

Юридические науки

167

табака, неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а также нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака.

Приведем статистические данные представленные на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) 13 октября 2014 года о результатах применения должностными лицами Роспотребнадзора мер административного воздействия по фактам нарушений норм законодательства в области охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.

В первом полугодии 2014 года по фактам нарушений требований, установленных нормами Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», должностными лицами Роспотребнадзора было привлечено к административной ответственности 5 530 правонарушителей, из них около 3 600 граждан, 970 должностных лиц (работников организаций-продавцов табачной продукции), 518 индивидуальных предпринимателей и 443 юридических лиц. При этом общая сумма административных штрафов, в соответствии с санкциями статей 6.24, 6.25, 14.3.1 и 14.53 КоАП, составила 27,6 млн. рублей.

В части действующих запретов курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, в том числе на детских площадках, по статье 6.24 КоАП Роспотребнадзором привлечено к административной ответственности 2900 физических лиц. Общая сумма штрафов на граждан, не соблюдавших запрет на курение, составила около 2 млн. рублей. За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему места, где курение запрещено, а также к оснащению специальных мест для курения (статья 6.25 КоАП) оштрафовано 430 правонарушителей на общую сумму административных штрафов 7,5 млн. рублей.

В течение полугодия по фактам стимулирования продажи табачной продукции или потребления табака (часть 1 статьи 14.3.1 КоАП) к административной ответственности Роспотребнадзор привлек 95 лиц. Сумма административных штрафов при этом составила 640 тыс. рублей.

Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями (статья 14.53 КоАП) повлекло административную ответственность для 270 юридических лиц и 460 индивидуальных предпринимателей. Общее же количество правонарушителей, привлеченных Роспотребнадзором по указанной статье КоАП, составило 1960 лиц, из них 555 лиц привлечено к ответственности по фактам продажи табачной продукции несовершеннолетним. Сумма административных штрафов при этом составила около 17,5 млн. рублей.

Роспотребнадзор отмечает, что в результате применения должностными лицами Федеральной службы мер административного воздействия на от-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

168

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

дельных территориях и объектах (детских площадках, открытых верандах организаций общественного питания населения и т.д.) наметилась тенденция к уменьшению количества случаев нарушения запретов, установленных законодательством Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.

Как видно из статистических данных опасность пагубного влияния на несовершеннолетних всё ещё сохраняется даже не смотря на вводимые запреты, а потому данная сфера правоотношений требует иного подхода в области регулирования со стороны государства.

По нашему мнению, текущее состояние законодательства в сфере регулирования табачной отрасли способствует паритету интересов как производителей и потребителей с одной стороны, так и государства и обществ, с другой. Действующий технической регламент табачной продукции не ущемляет производителей в правах и оправдывает чаяния курильщиков по поводу качества и рецептуры потребляемых ими табачных изделий. В свою очередь, государство получает прибыль от реализации табачной продукции на своей территории, сохраняя за собой приоритетную и главенствующую роль в качестве регулятора отношений по поводу реализации, потребления и регулирования производства табачных изделий по средством деятельности органов исполнительной и законодательной власти. Что касается общества, то всем его субъектам гарантирована охрана здоровья, защита от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Учитывая специфику метода административного регулирования в области пресечения правонарушений, для более полного удовлетворения интересов отдельных субъектов общества представляется необходимым допустить содержание и работу отдельных заведений, чья деятельность была бы направлена на предоставление услуг увеселительного характера и допускала бы возможность потребления табачных изделий. Во многих странах (таких как Великобритания, к примеру) ещё с девятнадцатого века путем организации подобных заведений была решена проблема некультурного и неконтролируемого потребления алкогольных напитков. Культурного распития спиртного в пабах позволила локализовать потребителей и предотвратить нарушение прав остальных граждан, а также правопорядка на территории страны, в целом.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31; Российская газета. - 2014.

2. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [Электронный ресурс] федер. закон № 15-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_169770 (дата обращения: 19.12.2015).

Юридические науки

169

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс] / Под общ. ред. Л.В. Лазарева. - СПб.: Новая правовая культура, 2009. - Режим доступа: http://kommentarii.org/konstitutc/page22.html (дата обращения: 12.12.2015).

4. Капралова Е. Конституционное право граждан на охрану здоровья: его содержание и законодательное обеспечение [Электронный ресурс] / Е. Капралова, Е. Сергеева. - Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pr-avo-grazhdan-m-ohranu-zdorovya-ego-soderzhanie-i-zakonodatelnoe-obespechenie.

5. rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID= 3202&sphrase_id=347365 (дата обращения: 14.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.