Л. ф. ПЕРТЛИ начальник отдела изучения отечественного и зарубежного опыта,
истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного ^ законодательства ФКУ НИИ ФСИН России,
кандидат юридических наук, полковник внутренней службы
Организационно-правовое регулирование ограничения негативного влияния табачного дыма на некурящих граждан, содержащихся в местах лишения свободы России и некоторых иностранных государств
Organizational and legal regulation of restriction negative influence of a tobacco smoke on the non-smoking citizens in the places of detention in Russia and in some foreign states
Аннотация. В статье приводятся результаты сравнительного анализа законодательства некоторых стран по регулированию ограничения негативного влияния табачного дыма на некурящих граждан, содержащихся в местах лишения свободы, и практики их применения.
Ключевые слова: курение табака, места лишения свободы, иностранное законодательство, сравнительный анализ.
Annotation. The author gives the results of the comparative analysis of the legislation of some countries on regulation of restriction of negative influence of a tobacco smoke on the non-smoking citizens in the places of detention, and the practice of their application.
Key words: tobacco smoking, detention place, foreign legislation, comparative analysis.
Политика государства оказывает существенное влияние на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства. Она формирует принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество. Современная политика России направлена на построение правового государства и имеет задачи создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важное место во внешней и внутренней политике российского государства занимает такое направление в социальной сфере, как борьба с курением табака.
Потребление табака, в том числе в виде табачных изделий, является существенной угрозой для здоровья граждан Российской Федерации. С потреблением табака и воздействием табач-
ного дыма связан ряд негативных социальных, экономических и экологических последствий, а ущерб здоровью от потребления табака ложится тяжелым бременем на общество и государство. В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 350 тыс. до 500 тыс. граждан. Курение увеличивает риск развития болезней системы кровообращения, органов дыхания, органов пищеварения, эндокринных и онкологических заболеваний, в ряде случаев ведущего к инвалидности и смерти; провоцирует развитие бесплодия. Распространенность потребления табака среди взрослого населения в различных регионах РФ составляет 53-80 % среди мужчин и 13-47 % среди женщин. Около 80 % населения Российской Федерации подвергается ежедневному пассивному курению, при том что вещества, содержащие-
vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 32
ся в табачном дыме, обладают токсичными, мутагенными и канцерогенными свойствами.
Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ) 21 мая 2003 года приняла Рамочную Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака (далее - РКБТ), в которой подтверждается право всех людей на обладание наивысшим уровнем здоровья. Перед мировым сообществом была поставлена задача - добиться того, чтобы в XXI веке проблема табакокурения исчезла.
Цель РКБТ состоит в защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных последствий для здоровья людей, а также социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма посредством обеспечения соответствующих мер борьбы против табака, подлежащих осуществлению государствами на национальном, региональном и международном уровнях, чтобы постоянно и существенно сокращать распространенность употребления табака и воздействие табачного дыма.
На территории России РКБТ действует с 1 сентября 2008 года. Запрет на курение в определенных местах - одно из ее требований. Одним из первых отечественных законодательных актов, определяющих правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения, стал Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». Данным законом для снижения вредного воздействия табачного дыма было запрещено курение на рабочих местах, в транспорте, в закрытых сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением специально отведенных мест, запрещалось продавать сигареты лицам, не достигшим 18-летнего возраста.
В соответствии со ст. 5 РКБТ в Российской Федерации разработана и утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы [1] (далее -Концепция). Целью Концепции является создание условий для защиты здоровья россиян от последствий потребления табака и воздействия табачного дыма путем реализации мер, направленных на снижение потребления табака и уменьшение его негативного воздействия на человека. Таким образом, Россия активно
включилась в международную борьбу с курением.
Отдельные положения РКБТ реализованы в Федеральном законе от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - закон «Об охране здоровья»), вступившем в силу с 1 июня 2013 года и признавшем утратившим силу 87-ФЗ. Данным законом установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма. Важным элементом защиты этого права является законодательное установление запрета на курение на отдельных территориях и в помещениях. В законе подробно указаны места, где запрещено использовать сигареты и другие табачные изделия.
К федеральным и ведомственным нормативным правовым актам, содержащим нормы о курении в местах принудительного содержания в Российской Федерации, относятся следующие.
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) [2] запрещает курение осужденным, водворенным в дисциплинарный изолятор (ст. 137).
2. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений [3] (ПВР ИУ):
■ запрещают осужденным курить в не отведенных для этого местах (п. 15);
■ запрещают курение осужденным, водворенным в штрафной изолятор, для обеспечения пожарной безопасности и соблюдения санитарно-гигиенических требований (п. 152);
■ разрешают осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, брать с собой имеющиеся у них табачные изделия и спички (п. 154).
3. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний [4] (ПВР ВК):
■ запрещают осужденным курить в не отведенных для этого местах (п. 19);
■ запрещают курение осужденным на срок водворения в ДИЗО (п. 99);
■ разрешают осужденным хранить табачные изделия и спички (п. 14 Приложения 2 к ПВР ВК «Перечень продуктов питания и предметов индивидуального пользования, которые осужденные могут хранить в специально оборудованных администрацией учреждения местах»).
Курение в неположенном месте расценивается как нарушение правил внутреннего
33 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014
распорядка и влечет за собой наложение взыскания.
4. Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений [5] предусматривает, что при размещении подозреваемых и обвиняемых в камерах курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих (ст. 33).
5. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы [6] (ПВР СИЗО):
■ закрепляют, что в течение всего срока нахождения в следственном изоляторе подозреваемые и обвиняемые содержатся, как правило, в одной камере. Перевод подозреваемых и обвиняемых из одной камеры в другую допускается в случаях необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого, обвиняемого или осужденного либо других подозреваемых, обвиняемых или осужденных;
■ запрещают подозреваемым и обвиняемым курить при передвижении по территории СИЗО (п. 3 Приложения № 1 к ПВР СИЗО «Правила поведения подозреваемых и обвиняемых»);
■ разрешают подозреваемым и обвиняемым иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету табачные изделия и спички (Приложение № 2 к ПВР СИЗО «Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету»).
Анализ приведенных норм в части разрешения курения табака несовершеннолетним в воспитательных колониях показал, что они противоречат ст. 20 закона «Об охране здоровья», которая устанавливает запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака.
Проведенный анализ законодательства стран ближнего зарубежья (Беларусь, Украина, Азербайджан, Казахстан) и ЕС (Австрия, Бельгия, Болгария, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша,
Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Швеция, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) показал, что в них законодательно введены ограничения на курение табака: запрет на курение в рабочих помещениях, во всех закрытых общественных местах (с некоторым исключением для ресторанов), на стадионах, в общественном транспорте и некоторые другие. Некоторые страны (Финляндия, Франция, Италия, Испания, Германия, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения) предусматривают возможность курения табака только в специально отведенных для этих целей закрытых курительных помещениях (комнатах, кабинах), отвечающих определенным требованиям:
■ их размер не может быть больше 35 кв. метров;
■ они должны быть оснащены отдельной системой вентиляции, которая заменяет полный объем воздуха десять раз в час;
■ давление воздуха в курительной должно быть ниже, чем в смежных помещениях;
■ они должны иметь автоматически закрывающиеся двери;
■ обслуживающий персонал может войти в курительную только через час после ее последнего использования для курения табака;
■ они должны быть обозначены как помещения для курения специальными знаками, надписями или обозначениями, прикрепленными на видных местах и обязательно на входе.
Лидерами в борьбе с курением среди стран Европы являются Финляндия и Швеция: всем сотрудникам государственных (а нередко и частных) организаций выплачиваются премии в том случае, если они бросили курить. В планах правительств этих стран - полный отказ от курения к середине XXI века, для чего разработаны национальные программы, осуществляется финансирование и поддержка со стороны государств. В Ирландии с курильщиками борются методом штрафов: за курение в неположенном месте самый высокий среди стран Европы штраф - 3 тыс. евро. Германия внесла поправку в Закон о страховании: взнос некурящего на 40 % меньше, поскольку для медицины он обходится дешевле. Известно, что в Германии выделяется время на перекуры. Но время тех, кто добровольно отказался от курения, суммируется и прибавляется к отпуску.
vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 34
По степени ограничений курения табака в тюрьмах европейские страны можно условно разделить на четыре категории [7]:
■ курение в тюрьмах не запрещено (только в Ирландии);
■ частичный запрет на курение в тюрьмах с выделением зон для курящих и некурящих (введен в Португалии, Великобритании, Эстонии, Польше, Чехии, Венгрии, Кипре);
■ запрет на курение в тюрьмах с отведением специальных мест для курения ввели большинство стран Евросоюза: Литва, Латвия, Швеция, Финляндия, Дания, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Франция, Испания, Италия, Австрия, Словения, Словакия, Румыния, Болгария; в основном это запрет на курение в закрытых помещениях тюрем, который действует с 2008 года в Швеции, с 2011 года - в Испании, а места для курения оборудуют на открытом воздухе;
■ полный запрет на курение в тюрьмах (введен только в Греции).
Приведем некоторые примеры. Так же, как и в России, в Беларуси и Казахстане запрет на курение распространяется на осужденных к лишению свободы, водворенных в штрафной изолятор. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений запрещают осужденным курить в не отведенных для этого местах. При этом в Казахстане несовершеннолетним не разрешено иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях и приобретать в магазинах табачные изделия, спички, зажигалки (Приложение № 2 к ПВР ИУ [8]).
Уголовно-исполнительное законодательство Украины, Азербайджана и Молдовы не регулирует курение заключенных в местах принудительного содержания.
Закон о порядке содержания под стражей Латвии [9] за нарушение установленного порядка закрепляет в качестве меры наказания запрет на покупку табачных изделий в магазине на срок до одного месяца (п. 3 ст. 30); запрещает покупку табачных изделий и курение лицам, помещенным в карцер (п. 2, 6 ст. 34).
Правила внутреннего распорядка тюрем Латвии [10] также запрещают курение в не отведенных для этих целей местах (п. 45.4); ограничивают количество табачных изделий, которые разрешается иметь заключенным, до 10 пачек сигарет (Приложение № 1 ПВР); разрешают приобретать и получать в посылках и
передачах заключенным спички, зажигалки и табачные изделия (Приложение № 11 ПВР).
В § 29 Закона о тюрьмах Австрии [11] разрешается заключенным курение на открытом воздухе, если это не мешает другим людям или безопасности учреждения.
В Германии федеральное законодательство делегирует регулирование курения пенитенциарным учреждениям, которые самостоятельно принимают правила о курении заключенных в тюрьме. Администрация учреждений отказывается от полного запрета на курение, в тюрьмах выделяются отдельные камеры для некурящих заключенных, запрещается курение в рабочих помещениях, коридорах и местах общего пользования.
В соответствии с предписанием Тюремных правил Шотландии о курении от 26 марта 2012 года предусматривается отведение камер для некурящих заключенных, размещение заключенных в камерах для курящих с учетом их желания и практической возможности, периодический (не реже одного раза в неделю) пересмотр решения о размещении заключенных в камерах для курящих или некурящих не по их желанию, а также перечень мест для курения на открытом воздухе (открытые площадки вдали от окон и входов в помещения).
В Швейцарии Федеральное управление общественного здравоохранения [12] признает, что в тюрьмах заключенным могут позволить курить в камерах, но права на размещение в камере для курящих у заключенного нет; с другой стороны, некурящий заключенный имеет право потребовать размещения в тюремной камере для некурящих.
В США 24 штата [13] уже запретили курение в закрытом помещении, в то время как Калифорния, Небраска, Арканзас и Кентукки запретили курение на всей территории тюрьмы как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе. При этом Верховный Суд США признал, что воздействие на заключенного в виде пассивного курения может рассматриваться как жестокое и необычное наказание (то есть нарушение Восьмой поправки к Конституции), а запрет на курение в тюрьме не является жестоким и необычным наказанием [14].
Все провинции Канады (за исключением Квебека) запретили курить в помещениях и на открытом воздухе во всех своих тюрьмах [15].
В странах ближнего зарубежья право на раздельное размещение курящих и некурящих заключенных не закреплено в уголовно-испол-
35 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014
нительном законодательстве Беларуси, Украины, Казахстана, Молдовы и Азербайджана.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что подписание Российской Федерацией ряда международных договоров, соглашений и конвенций, касающихся обеспечения прав и законных интересов заключенных, присоединение Российской Федерации в 1996 году к Уставу Совета Европы и в 1998 году - к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также подписание Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака и принятие Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ актуализировало задачу приведения условий содержания под стражей осужденных, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в соответствие с провозглашенными ст. 4 принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака [16].
Наилучшей защитой от табачного дыма является ограничение курения внутри помещений учреждений УИС либо устранение источника загрязнений табачным дымом путем введения полного запрета на табакокурение. Однако полный запрет может повлечь как увеличение коррупционных правонарушений со стороны персонала учреждений УИС, так и нарушений Правил внутреннего распорядка со стороны подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Выбор может быть сделан в пользу эффективных технических средств снижения концентрации табачного дыма: вытесняющей вентиляции с большой кратностью воздухообмена и очистителей воздуха и выделение отдельных зон и помещений для курящих подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся под стражей. Это правило должно неукоснительно соблюдаться в отношении содержания несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей.
Возможно, следует рассмотреть вопрос о законодательном закреплении права администрации мест лишения свободы позволить осужденным и лицам, содержащимся под стражей, курить в специально отведенных камерах; об установлении нормы об отсутствии права осужденного на размещение в камере для курящих; о закреплении права некурящего осужденного требовать размещения в камере для некурящих. Возможность курить в камере может стать мерой поощрения или, наоборот, за отказ от курения возможно применение мер поощрения. ^
1. О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р) / СЗ РФ. - 04.10.2010. № 40. Ст. 5118.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (в ред. от
07.06.2013) / СЗ РФ. - 10.06.2013. № 23. Ст. 2879.
3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюлл. норм. актов федер. органов исп. власти. 21.11.2005. № 47.
4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 06.10.2006 № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» // Рос. газ.
- 2006. - 18 октября.
5. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» / СЗ РФ.
- 17.07.1995. № 29. Ст. 2759.
6. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» // Бюлл. норм. актов федер. органов исп. власти. 14.11.2005. № 46.
7. РИА-Новости / URL: http://ria.ru/ infografika/ 0121022/905471439.html (дата обращения: 10.01.2014).
8. Закон Латвии о порядке содержания под орестом от 22.06.2006 «LV», 103 (3471). Бюро правовой информации: законы Латвии по-русски /URL: http://www.pravo.lv (дата обращения: 10.01.2014).
9. Правила внутреннего распорядка тюрем (утв. Министром юстиции 30.05.2006 № 423 [сайт] / URL: http://www.pravo.lv (дата обращения: 10.01.2014).
10. Закон № 10002135, номер документа N0R12028188. Официальный сайт Федеральной канцелярии Австрии / URL: http://www.ris. bka.gv.at / Dokument.wxe?Abfrage=Bundesnormen& Dokumentnummer (дата обращения: 10.01.2014).
11. Официальный сайт правительства кантона Женева / URL: http://ge.ch/dares/loi-interdiction-fumer-lieux-publics/accueil.html (дата обращения: 05.01.2014).
12. Сайт Джона Р. Polito, основателя WhyQuit (мотивация, обучение и поддержка для желающих бросить курить в тюрьме / URL: http://whyquit.com/ pr/092507.html (дата обращения: 10.01.2014)
13. Сайт Верховного суда Соединенных Штатов Америки // http://www.law.cornell.edu/ supct/html/91-1958.ZS.html (дата обращения: 11.01.2014)
14. Сайт клуба курильщиков URL: http:// www.smokersclubinc.com/modules. php?name=News&file=article&s (дата обращения:
09.01.2014).
15. URL: http://www.smokersclubinc.com/modules. php?name=News&file=article&sid (дата обращения: 10.01.2014).
16. Ст. 4 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» / СЗ РФ. - 25.02.2013. № 8. Ст. 721.
vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 36