Научная статья на тему 'Обзор международного опыта по борьбе с табакокурением'

Обзор международного опыта по борьбе с табакокурением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
772
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАБАК / КУРЕНИЕ / БОРЬБА С ТАБАКОМ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубова Т.Н., Махкамова З.Р., Рубанова А.Р.

Употребление табака является одной из самых значительных угроз для здоровья в современном мире. Снижение потребления табака невозможно без четкого законодательного регулирования и проведения долгосрочных антитабачных программ. Только 18% населения мира защищено национальными законами, обеспечивающими среду, свободную от табачного дыма. В статье проанализировано международное и национальное антитабачное законодательство и практические мероприятия ряда стран Азии, Европы, Америки и Австралии по контролю производства, распространения и употребления табачных изделий. Эффективный международный опыт контроля табака и антитабачных кампаний может быть интересен государственным и общественным деятелям, менеджерам и работникам практического здравоохранения России для оптимизации деятельности по предупреждению использования табачных изделий и сокращению доли курящего населения, особенно среди молодежи. Вследствие значительных медикосоциальных последствий и в первую очередь из-за преждевременной смерти курильщиков, а также значительной доли потребителей табака среди подростковой и молодежной популяции, оправданно внедрение в РФ более строгой политики по борьбе с табаком. Среди ценовых механизмов увеличение налогов на табачные изделия является неоспоримо наиболее эффективным средством сокращения потребления табака. Неценовая политика должна касаться ужесточения запрета курения на рабочих и других местах, законодательного ограничение возраста курильщиков, пропаганды отказа от курения в средствах массовой информации в сочетании с доступностью консультативной и леченой помочи для желающих бросить курить, расширением образовательных и профилактических программ в школах и вузах и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tobacco smoking is the cause of many preventable diseases and premature deaths around the world. Tobacco consumption decrease is impossible without precise legislation and long-term tobacco control policy. Only18% of the world’s population is protected by comprehensive national smoke-free laws. In the article the international and national tobacco control legislation and practices of controlling the production, spread and tobacco use in a number of countries in Asia, Europe, America and Australia were analyzed. Best international tobacco control practices and campaigns may be of interest to Russian statesmen and public figures, health managers and practitioners to optimize tobacco control and diminution of smoking population, especially among young people. Due to significant social and medical consequences, first of all due to smokers’ premature deaths and large proportion of teens and youth among tobacco consumers, the implementation of more stringent tobacco control policy in Russia is appropriate. Price-based policy measures such as increase of tobacco taxes are unarguably the most effective means of reducing the tobacco consumption. Non-price policy should deal with the strengthening of smoking prohibition in the workplaces and other zones, rising the legal age of smokers, in parallel with delivering smoking cessation messages in mass media and counseling support for those who want to give up smoking, educational and prevention programs expansion in schools and universities, and others.

Текст научной работы на тему «Обзор международного опыта по борьбе с табакокурением»

__ОБЗОРЫ

2017, том 20, №1 УДК: 613.846+61.009

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ПО БОРЬБЕ С ТАБАКОКУРЕНИЕМ

Голубова Т. Н., Махкамова З. Р., Рубанова А. Р.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», 295006, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия.

Для корреспонденции: Голубова Татьяна Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского» E-mail: tn.golubova@yandex.ru

For correspondence: Tatiana N. Golubova, PhD, associate professor of the department of Public Health and Healthcare? Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU E-mail: tn.golubova@yandex.ru

Information about authors:

Golubova T. N., http://orcid.org/0000-0001-5419-8612 Makhkamova Z. R., http://orcid.org/0000-0002-2765-6371 Rubanova A. R, http://orcid.org/0000-0002-8085-7252

РЕЗЮМЕ

Употребление табака является одной из самых значительных угроз для здоровья в современном мире. Снижение потребления табака невозможно без четкого законодательного регулирования и проведения долгосрочных антитабачных программ. Только 18% населения мира защищено национальными законами, обеспечивающими среду, свободную от табачного дыма. В статье проанализировано международное и национальное антитабачное законодательство и практические мероприятия ряда стран Азии, Европы, Америки и Австралии по контролю производства, распространения и употребления табачных изделий. Эффективный международный опыт контроля табака и антитабачных кампаний может быть интересен государственным и общественным деятелям, менеджерам и работникам практического здравоохранения России для оптимизации деятельности по предупреждению использования табачных изделий и сокращению доли курящего населения, особенно среди молодежи. Вследствие значительных медико-социальных последствий и в первую очередь из-за преждевременной смерти курильщиков, а также значительной доли потребителей табака среди подростковой и молодежной популяции, оправданно внедрение в РФ более строгой политики по борьбе с табаком. Среди ценовых механизмов увеличение налогов на табачные изделия является неоспоримо наиболее эффективным средством сокращения потребления табака. Неценовая политика должна касаться ужесточения запрета курения на рабочих и других местах, законодательного ограничение возраста курильщиков, пропаганды отказа от курения в средствах массовой информации в сочетании с доступностью консультативной и леченой помочи для желающих бросить курить, расширением образовательных и профилактических программ в школах и вузах и др.

Ключевые слова: табак, курение, борьба с табаком, международный опыт. REWIEW OF THE INTERNATIONAL EXPERIENCE IN TOBACCO CONTROL

Golubova T. N., Makhkamova Z. R., Rubanova A. R.

Medical Academy named after S. I. Geargievsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

Tobacco smoking is the cause of many preventable diseases and premature deaths around the world. Tobacco consumption decrease is impossible without precise legislation and long-term tobacco control policy. Only18% of the world's population is protected by comprehensive national smoke-free laws. In the article the international and national tobacco control legislation and practices of controlling the production, spread and tobacco use in a number of countries in Asia, Europe, America and Australia were analyzed. Best international tobacco control practices and campaigns may be of interest to Russian statesmen and public figures, health managers and practitioners to optimize tobacco control and diminution of smoking population, especially among young people. Due to significant social and medical consequences, first of all due to smokers' premature deaths and large proportion of teens and youth among tobacco consumers, the implementation of more stringent tobacco control policy in Russia is appropriate. Price-based policy measures such as increase of tobacco taxes are unarguably the most effective means of reducing the tobacco consumption. Non-price policy should deal with the strengthening of smoking prohibition in the workplaces and other zones, rising the legal age of smokers, in parallel with delivering smoking cessation messages in mass media and counseling support for those who want to give up smoking, educational and prevention programs expansion in schools and universities, and others.

Key words: tobacco, smoking, tobacco control, international experience.

Курение табака является причиной многих предотвратимых болезней и преждевременных смертей по всему миру. Ежегодно табак убивает около 6 миллионов людей. Более 5 миллионов из этих смертей - результат употребления табака, более 600000 — следствие пассивного курения. По заключению ВОЗ, курение ежегодно наносит экономический ущерб более 500 миллиардов долларов США как результат затрат пострадавших лиц, работодателей и общества в целом [1]. Люди, употребляющие табак, не только рискуют умереть преждевременно, но и лишают свои семьи дохода, повышают стоимость медицинской помощи и препятствуют экономическому развитию. При сохранении нынешних тенденций в 21-м веке из-за табака произойдет до 1 миллиарда случаев смерти. Если не изменить ситуацию, к 2030 г. число случаев смерти по причине табака может превысить 8 миллионов в год. Более 80% из этих случаев произойдут в странах с низким и средним уровнем дохода [2]. По данным Всемирного Легочного Фонда, в России самый высокий в мире показатель употребления сигарет - 2768 штук на человека в год. Ежегодно 300 тысяч россиян умирают от заболеваний, вызванных последствиями курения. Воздержание от табака позволит предотвратить 3,7 млн. смертей россиян в ближайшие 40 лет [3]. Отказ от курения в молодом возрасте может предотвратить развитие заболеваний, а среди курильщиков со стажем снизить уровень заболеваемости и смертности. Даже в среднем и старшем возрасте прекращение употребления табака даёт положительный результат: снижается риск инфарктов, инсультов и опухолей, связанных с курением до 15%. Для сокращения доли курящего населения важно активно разрабатывать и внедрять профилактические программы по борьбе с курением. Однако меры, предлагаемые для профилактики табачной зависимости, не всегда достигают реального и длительного эффекта и требуют коррекции и комплексного решения. Мировой опыт свидетельствует, что добиться значительного снижения распространенности табакокурения возможно только при четком законодательном регулировании, проведении долговременных антитабачных программ. В 21 веке во всем мире активизирована борьба с табакокурением и проводятся успешные антитабачные компании. Для медиков, государственных и общественных деятелей России может быть интересен мировой опыт эффективного проведения мероприятий по предупреждению использования табачных изделий и сокращению доли курящего населения, особенно среди молодежи.

Цель данной работы - изучить опыт применения и эффективность антитабачных мероприятий в разных странах мира для практического применения в России. Изучены международные,

национальные и региональные законодательные акты и практические мероприятия по регуляции производства, распространения и употребления табачных изделий. Международный опыт борьбы с табаком исследован с применением метода контент-анализа.

В ответ на глобализацию табачной эпидемии ВОЗ разработала Рамочную конвенцию по борьбе с курением (РКБТ ВОЗ), вступившую в силу в феврале 2005г. В конвенции особое внимание уделено стратегиям сокращения спроса и предложения табачных изделий. РКБТ ВОЗ регламентирует сокращение спроса на табачные изделия путем использования ценовых и налоговых мер, а также неценовых мероприятий: защиты населения от воздействия табачного дыма; регулирования состава, упаковки и маркировки табачных изделий; просвещения и информирования населения; рекламы и др. Положения по сокращению производства табака касаются контроля незаконной торговли, продажи табака несовершеннолетним и несовершеннолетними. РКБТ ВОЗ налагает правовые обязательства на страны, присоединившиеся к договору. Среди обязательств названы: защита политики системы здравоохранения от коммерческих и других интересов табачной промышленности; принятие ценовых и налоговых мер по сокращению спроса на табак; оказание помощи людям в предупреждении их привыкания к табаку и др. [4]. Конвенция ВОЗ активизировала борьбу с табачными изделиями встранах Западной и Восточной Европы, Азии, Австралии и Американского континента. Так, в Бутане запрет на курение в общественных местах действует с середины XVII века. Страна присоединилась к РКБТ ВОЗ в феврале 2005 г. Контроль табака определен Законом о борьбе с табаком в Бутане от 2010 г. Закон препятствует выращиванию, производству, продаже и распространению табачных изделий в стране. Политика восходит корнями к 2004 г., когда появился официальный запрет на употребление табака и продажу сигарет, и был установлен штраф за нарушение. Сейчас курение запрещено в большинстве общественных мест и на транспорте. К свободным от курения зонам отнесены рынки, игровые площадки, фестивали и традиционные праздники. Запрещены практически все формы рекламы и пропаганды табака, включая любые СМИ. Но применение бренда другой продукции для названия сигарет не запрещено, а производство игрушек и конфет в форме табачных изделий лишь ограничено. Есть ряд ограничений на спонсорство табака и его публичность. Законом не предусмотрены предупреждения о вреде курения. Для туристов и местного населения с 18 лет допускается ограниченный ввоз табачных изделий для личного потребления с оплатой налога. Импортная продукция должна отражать страну происхожде-

ния и предупреждение о вреде курения в соответствии с требованиями страны-производителя. При отсутствии таможенной декларации на руках в момент курения предусмотрен штраф в размере 100% стоимости табачной продукции, а при полном отсутствии - тюремное заключение сроком 1-3года. Иностранцам запрещено продавать табак местному населению. Маркировка «легкие» и «с низким содержанием смол» и др. на импортную продукцию запрещены [5;6;7].

Сингапур присоединился к РКБТ ВОЗ в феврале 2005 г. Контроль табака регулируется Законом, запрещающим курение в общественных местах и на транспорте и Законом, контролирующим рекламу и продажу табака. Свободными от курения в стране названы магазины, учебные, культурные и медицинские учреждения, ряд общественных и рабочих мест, при этом места для курения могут быть разрешены на многих рабочих местах, в правительственных зданиях, торговых центрах и общественном транспорте. Фактически вся реклама табачных изделий запрещена. Демонстрация продукции в местах продажи и спонсорство табака ограничены. Информация о вреде курения должна занимать не менее 50% поверхности табачных изделий: для бездымных - только текстовая, для остальных - текстовая и графическая. Ложная маркировка типа «легкие» и «с низким содержанием смол» запрещена. Для активизации борьбы с табакокурением в Сингапуре стоимость пачки сигарет установлена на уровне 12 долларов. С 2009 г. действует закон о маркировке каждой сигареты аббревиатурой SDPS (Singapur Duty Paid Cigarettes). При отсутствии маркировки налагается штраф. Все курящие туристы должны платить 5 долларов за каждую ввозимую пачку сигарет с сохранением таможенной квитанции на время пребывания в стране. Проводятся яркие антитабачные кампании с размещением реалистичных фото гниющих зубов курильщиков, младенцев с патологиями развития, рожденных от курящих женщин и др. на пачках сигарет и средствах рекламы. Активисты-общественники используют эпатажные методы: раздают нижнее белье с перечеркнутой сигаретой. Тридцатилетняя практика привела к сокращению доли курящего населения в стане до 14,0% [7;8;9].

Китай является крупнейшим мировым потребителем табака с более чем 350 млн. курильщиков. По оценкам в КНР ежегодно регистрируется около 1 млн. преждевременных смертей в результате заболеваний, обусловленных курением [10]. Китай ратифицировал РКБТ ВОЗ в январе 2006 г. Курение запрещено в 28 закрытых общественных местах: медицинских учреждениях, ресторанах, на остановках общественного транспорта и др. Регионально допускается применение местной антитабачной политики. Запрещена продажа сигарет

подросткам. Реклама табачных изделий запрещена в СМИ, общественных местах, на транспорте и открытых пространствах. Допускается реклама на спонсируемых мероприятиях, бренд-стретчинг, рекламные скидки и программы стимулирования розничной торговли. Текстовая информация о вреде курения должна занимать не менее 35% поверхности изделий. Надписи «легкие» и «с низким содержанием смол» запрещены на табачных изделиях, но другая маркировка не запрещена. Национальный народный конгресс Китая не принял всеобъемлющий закон о борьбе против табака, но есть ряд законов и правил по контролю табака в стране. С 1991 г. действует Закон по борьбе против табачной монополии. В 1994 г. (с изменениями в 2015 г.) принят закон о рекламе. Ряд законов и правил различных министерств и управлений определяют зоны, свободные от табачного дыма [7]. Требуются дополнительные усилия по активации неценовых программ контроля. Согласно исследованиям, более высокие налоги на сигареты эффективны в борьбе с табакокурением, в первую очередь за счет снижения потребление сигарет. Налоговая ставка на сигаретыв Китае составляет около 40%, в других странах - около 70%. Необходимо проводить оздоровительные кампании и финансировать их: например, антитабачные медиа кампании и программы медико-санитарного просвещения в школах. Часть доходов от налогов на сигареты можно использовать на профилактические программы, на здравоохранение или медицинское страхование бедных. Проведение антитабачных кампаний в Китае осложняется тем, что страна - один из мировых производителей табака, наряду с Индией, Индонезией, Бразилией и др. [11].

В Европе успешно внедряются антитабачные законы. Швеция стала участником РКБТ ВОЗ в октябре 2005 г. Закон о табаке 1993 г. (с изменениями в 2002, 2010 гг.) - основной законодательный акт по борьбе с табаком в стране. Другие законы регулируют табачную рекламу, стимулирование продажи и спонсорство. Курение разрешено в специально отведенных местах в большинстве рабочих, общественных мест и на транспорте без права употреблять пищу и напитки на них. Ограничено курение на открытых детских площадках, местах школьных мероприятий и др. Субнациональные законы могут быть более жесткими, чем национальное законодательство. Существует почти полный запрет на рекламу и продвижение табака, но допускается в пунктах продажи, при условии, что продукция не видна за пределами точки продажи. Для дымных табачных изделий предупреждающие тексты должны занимать 30% передней и 40% задней поверхности и располагаться в рамке. Утверждены два основных текстовых предупреждения для лицевой стороны и 14 дополнительных для задней

части упаковки с условием доступности прочтения с любого ракурса. Для бездымных табачных изделий текстовое предупреждение должно занимать 30% видимой поверхности. Надписи «легкие» и «с низким содержанием смол» и др., запрещены [7]. Всех родившихся в стране после 1975 г. коснулась антитабачная программа под названием «Некурящее поколение». Одним из заслуживающих внимания пунктов стало создание стипендиального фонда для шведских студентов, желающих учится вне страны и получать стипендию. Студент для получения такой стипендии должен бросить курить. В рамках программы госкомпании выдают премии некурящим сотрудникам, а частные фирмы, сдающие в аренду жилье, запрещают курить своим квартиросъемщикам. Свидетельством эффективности проводимых мероприятий стало снижение доли курящего населения в стране до 15,0% [9;12;13].

В США борьба употреблением табака на государственном уровне ведется с 1794 г., когда конгресс одобрил первый налог на нюхательный табак в размере 60% его стоимости. Но Соединенные Штаты не является участником РКБТ ВОЗ: в мае 2004г. конвенция подписана, но не ратифицирована [7]. Каждый штат сам ограничивает курение: к 2010 г. в более половине штатов запрещено курение в общественных местах. Американцам разрешено курить дома, в специально оборудованных помещениях и на свежем воздухе. В штате Калифорния с 1995 г. действует запрет на курение в закрытых общественных помещениях, а с 2004 г. запрещено подходить с сигаретой к общественным заведениям ближе, чем на 6 метров и курить в парках. В Нью-Йорке антитабачный закон действует с 2003г. Помимо стандартного запрета на курение в общественных местах и парках введен налог на сигареты (в 2 раза выше, чем в среднем по стране), а Таймс-сквер объявлен полностью некурящей зоной. В штате Иллинойс применили жесткие меры к владельцам кафе, если они допускают курение в своих заведениях: на них налагается штраф до 2500 долларов. В отношении обычных граждан за курение в собственной машине в присутствии ребенка до 8 лет грозит тюремное заключение до года [9;14].

Австралия ратифицировала РКБТ ВОЗ в феврале 2005 г. Табачная реклама, стимулирование продажи и спонсорство регулируются Законом и Положением о запрете рекламы табака от 1992 г. Запрет на курение в значительной степени регулируется законами штатов и территорий. Однако, ряд федеральных законов контролирует курение в определенных местах. Правила воздушной навигации запрещают курение в самолетах, Межрегиональные дорожно-транспортные правила вводят запрет курение в автобусах и Положение об аэропортах регулируют курение в этих зонах.

Курение запрещено практически во всех закрытых рабочих помещениях и общественных местах, общественном транспорте, ряде мест на открытом воздухе, путем сочетания национальных и субнациональных законов, последний из которых является более жестким. Почти все формы рекламы и продвижения табака запрещены национальными и субнациональными законами. Есть ряд исключений в специализированных точках продаж, предприятиях розничной торговли и в гостиницах. В соответствии с национальным законодательством, хотя финансовые или иные спонсорство табачной промышленности не запрещено, их гласность или общественное признание сильно ограничено. Некоторые штаты и территории запретили все формы спонсорства табака. Разные виды табачных изделий должны содержать различные предупреждения. На сигаретных пачках одно из 14 предупреждающих сообщений и соответствующих рисунков должны занимать 75% передней и 90% задней поверхности и одна сторона полностью содержит предупреждение. Логотип и номер также располагаются на задней стороне. На табачных изделия в мешочках или цилиндрах предупреждающие сообщения занимают 75% от передней и 75% задней поверхности. Сигары должны отображать одно из пяти графических предупредительных сообщений, занимающих 75% передней и 75% задней поверхности. С 1 декабря 2012 г. Австралия первой установила простую упаковку на табачные изделия для розничной торговли. Пакеты должны быть «однообразно темно-коричневого цвета», из картона, прямоугольной формы без товарных или иных знаков в любом месте. Помимо предупреждения о вреде курения пакеты табака могут содержать только бренд и законодательные требования. Пакеты не должны шуршать, иметь запах и включать в себя функции, предназначенные для использования после розничной продажи. Надписи «легкие» и «с низким содержанием смол» - запрещены [15;7].

Республика Беларусь присоединилась к РКБТ ВОЗ в декабре 2005г. Реализацию Конвенции в стране возглавляет МЗ Республики. Дорожная карта по борьбе с табаком регламентирована Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. (с поправками 2015 г.) № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий». Этот документрегулирует курение в общественных местах, определяет правила рекламы табачных изделий и требует предупреждения о вреде курения на упаковках. Постановлением МЗ № 111 ограничивается курение в общественных местах. Ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» регулирует рекламу табачных изделий. ГОСТ 3935-2000, Межгосударственные сигаретные стандарты, Общие технические усло-

вия являются межгосударственными правилами упаковки и маркировки сигарет, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. Эти стандарты применяются еще в 11 странах. Постановление № 450 от 2010 г. требует лицензирования производства и торговли табачными изделиями. Постановление МВД № 47 от 2010 г. обеспечивает соблюдение всех законодательных актов по борьбе с табаком. Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З определяет штрафы за административные правонарушения, включая курение в общественных местах, нарушения рекламы и пропаганду табака. Курение в стране разрешено в специально отведенных для курения местах в медицинских и учебных заведениях, учреждениях культуры, спортивных сооружениях, магазинах и объектах бытового обслуживания, предприятиях общественного питания (за исключением продающих табачные изделия), государственных учреждениях, общественномтранспорте и на объектах общественного транспорта. Многие формы рекламы и пропаганды запрещены на телевидении, радио, в газетах, журналах и других печатных СМИ, интернете и интернет-магазинах и средствах наружной рекламы. Спонсорство табака допускается. На упаковках сигарет предупреждение о вреде курения должно занимать 30% поверхности. Закон не требует предупреждения о вреде курения для иных, чем сигареты, и бездымных табачных изделий. Надписи типа «легкие» и «с низким содержанием смол» запрещаются. Беларусь в рамках Евразийской экономической комиссии приняла более строгие правила упаковки и маркировки табачной продукции с мая 2016 г.[16;7].

Россия стала участницей РКБТ ВОЗ в сентябре 2008 г. после подписания президентом РФ закона «О присоединении Российской Федерации к Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака» [17]. Сегодня дорожной картой по контролю табака в России является Федеральный закон № 15-ФЗ от 23 февраля 2013г.(ред. от 26.04.2016) «О защите здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Согласно этому закону в РФ полностью запрещено курение в рабочих помещениях, закрытых общественных местах и на транспорте, за исключением дальних пассажирских судов. Региональные законодательные органы вправе принимать более строгие законы. В ФЗ №15 определен приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных компаний. Все формы рекламы табака, содействие и спонсорство запрещены, с ограниченными исключениями. Закон ограничивает, но не запрещает рекламу на упаковке табачных изделий. Все формы спонсорства табака запрещены. В России информация о вреде курения должна занимать 30%

передней и 50% задней поверхности пачки с фото на задней стороне. Допускаются надписи «легкие» и «с низким содержанием смол» при условии предупреждений о не меньшем вреде таких продуктов для здоровья. Россия в рамках Евразийского экономического союза приняла Технический регламент на табачную продукцию, вступивший в силу в мае 2016 г., содержащий более строгие правила по упаковке и маркировке табачных изделий. Необходимые предупреждения о вреде курения и изображения должны появиться на всех упаковках табачных изделий для розничной продажи с ноября 2017 г. Ряд законодательных актов дополняют ФЗ №15. Закон №197-ФЗ от 30 декабря 2001г. Трудового Кодекса определяет рабочее место, как место, где курение запрещено. Закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (с изменениями в ноябре 2013 г.) Кодекса об административных правонарушениях определяет в качестве преступлений ряд нарушений бездымной политики, устанавливает наказания за эти нарушения. Письмо № 01/6906-14-25 содержит информацию о запрете курения в точках питания: на открытых площадках и передвижных точках. МЗ Постановлением №214п предписывает требования к знакам «не курить» и устанавливает правила их размещения [7].

Аналитики ВОЗ, изучив данные по 187 странам мира, за период 1980-2012 гг. установили тренд сокращения доли курящего населения (в 1980 г. курили 41,0% мужчин и 10,0% женщин, в 2012 г. - 31,0% и 6,0% соответственно). Но в абсолютных числах доля курящих в мире за это период выросла почти на 250 млн. человек (в 1980 г. каждый день курили 721 млн. человек, в2012 г. - 967 млн. человек соответственно) [2]. Несмотря на ратификацию Россией РКБТ ВОЗ и принятому национальному антитабачному законодательству ежегодно в стране умирает от курения в среднем 350-400 тыс. человек (для сравнения в автокатастрофах - около 36 тыс. человек) и острой сохраняется проблема курения молодежи и подростков. В РФ хотя бы раз в жизни пробовали курить почти 60,0% подростков. Постоянно курят 51,5% 14-15-летних и 23,0% 12-14-летних школьников. Доля курящих подростков 10-15 лет в регионах РФ составляет для юношей 28,0-46,0% , для девочек - 22,0-40,0% [18;19;20]. В возрасте 15-19 лет в России курят 40,0% юношей и 7,0% девушек, а среди учащихся профессиональных училищ 75,0% и 64,0% соответственно. Массовое табакокурение подростков все больше смещается с 17-18 лет к возрасту 9-14 лет [21]. Высока доля курящих и в студенческой среде (от 30 до 50,0%). По данным исследования в Крыму в Медицинской академии имени С.И. Георгиевского, выявлен рост табакокурения среди студентов от младших к старшим курсам. В целом в академии курят сигареты около 1/3 студентов, доля куря-

щих юношей как на 1-м, так и на 4-м курсе больше, чем девушек, а доля курящих студентов 4-го курса в целом достоверно больше, чем на 1-м курсе [22;23]. До 90-хгг. 20 века потребление российских курильщиков оценивалась в 220-240 млрд. сигарет в год. В последние годы потребность российского табачного рынка превышает 260 млрд. сигарет в год, а реклама табачных изделий становится более изощренной [18;24]. Представители табачных компаний стараются противодействовать борьбе с табаком в России, выдвигая различные аргументы и запуская мифы в сознание людей: о существовании «качественного» табака, «легких» сигарет, нарушении прав курящих и о том, что курение - выбор взрослых [25]. Цены на сигареты в России и ряде других стран остаются одними из самых низких в мире (менее 1 евро за пачку), что делает их доступными для населения независимо от дохода. При этом во многих странах Европы, Америки и Азии цены на сигареты довольно высоки - от 1 до 12 евро за пачку [21]. На основе научно обоснованного мирового опыта более эффективные методы борьбы с табаком и табакокурением варьируют от фармакологических вмешательств до государственной антитабачной политики. Использование фармакотерапии является клинически и экономически эффективным на уровне первичной медико-санитарной помощи. Увеличение налогов на табачные изделия эффективное средство сокращения потребления табака: в любой точке мира 10% налог на сигареты снижает распространенность курения в пределах 4-8%. Школы отказа от курения являются эффективными среди мер на уровне общин: они могут привести к отказу от курения в 35% случаев. Программы борьбы с табакокурением в школах снижают курение среди подростков на 3070%. Реклама вреда курения в СМИ и интернете имеет положительный синергетический эффект в снижении распространенности курения, особенно в сочетании с консультационной поддержкой. Свободные от табачного дыма рабочие места ведут к экономии прямых медицинских расходов и дают большие экономические выгоды в долгосрочной перспективе вследствие сохранения здоровья и повышения продуктивности работников [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что успех в борьбе с табакокурением возможен при условии осознанного желания бросить курить. Курить или не курить - личный выбор каждого. Но если рядом ребенок, беременная женщина или другой некурящий член семьи, ты должен нести ответственность за причиняемый им вред. Курение в общественных местах - вероятность подвергать риску здоровье окружающих и курящий должен отвечать за приносимый ущерб. Учитывая успешный опыт других государств, РФ

может оптимизировать антитабачную компанию. Безусловно, оправданно внедрение более строгой политики по борьбе с табаком. Есть два направления по борьбе с табакокурением. Первое из них повышение налогов на табачные изделия. Второе неценовые механизмы: кампании по борьбе с курением в СМИ, образовательные программы, ужесточение запрета курения на рабочих и общественных местах, и др. В России осуществимо привлечение внимания к проблеме табакокурения путем размещения предостерегающих изображений на бигбор-дах и увеличения объема информации на пачках сигарет. Надо использовать нестандартные, даже эпатажные методы, ведь необычная информация скорее запоминается и откладывается в памяти. Следует доводить до населения, подвергающемуся пассивному курению, один из постулатов ВОЗ: «Право некурящего на чистый воздух выше права курящего на курение». Необходимо, также, сокращать импорт табака, максимально ограничивать места для курения с усилением контроля. Важно проводить масштабную просветительскую работу среди школьников и молодежи. Негативный стереотип курильщика, как социально-неблагополучного элемента, следует прививать с детства. Наглядные анатомические пособия и яркие изображения губительных последствий табака на организм, несомненно, дадут положительный результат. Акцент на особый вред курения для девушек привлечет внимание на недопустимость воспринимать курящую девушку или женщину, как норму поведения в обществе.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interest. Authors disclose no potential conflicts of interest.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ekpu VU, Brown AK. Economic Impact of Smoking and of Reducing Smoking Prevalence: Review of Evidence. Tobacco Use Insights. 2015;8:1-35 doi: 10.4137/TUI.S15628 Available at: Accessed November 10, 2016.

2. Tobacco. Fact Sheet Updated June 2016. WHO Available at: http://www.who.int/mediacentre/ factsheets/fs339/ru/ Accessed October 10, 2016.

3. Фоменко И.В. Проблема табакокурения остается актуальной для наших пациентов. Медсестра. 2014; 3:56-60

4. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. 2003. Доступно по: http://apps.who.int/ iris/bitstream/10665/42811/4/9789244591017_rus.pdf Ссылка активна на 28.10.2016.

5. Bhutan: the world's most advanced tobacco control nation? Available at: http://tobaccocontrol. bmj.com/content/12/4/431.full Accessed November 10, 2016.

6. В горах не курят. Доступно по: http://www. geo.ru/puteshestviya/v-gorakh-ne-kuryatСсылка активна на 3.11.2016.

7. Tobacco control laws. Available at: http:// tobaccocontrollaws.org. Accessed November 10, 2016.

8. Антитабачные кампании в Сингапуре. Доступно по: http://www.nuhvatit.ru/antitabachnye-kampanii-v-singapure.html Ссылка активна на 10.11.2016.

9. The Village. Доступно по: http://www. the-village.ru/village/all-village/v-gorode/107303-nosmoking-campaign Ссылка активна на 10.11.2016.

10. Tobacco control policy analysis in СЫм. Available at: http://www.worldscientific.com/ worldscibooks/10.1142/6415 Accessed November 11, 2016.

11. Economics Analysis of Tobacco and Options for Tobacco Control. Available at: http://siteresources.worldbank.org/ HEALTHNUTRITIONAND POPULATION/ Resources/281627-1095698140167/Hu-ChinaCaseStudy-whole.pdf Accessed October 28, 2016.

12. Global tobacco control. Available at: http:// globaltobaccocontrol.org/e-cigarette/sweden

Accessed November 10, 2016.

13. How low can we go? Tobacco Control in Sweden. Available at: https://www.degruyter.com/ view/j/nsad.2016.33.issue-4/nsad-2016-0029/nsad-2016-0029.xml Accessed November 10, 2016.

14. U.S. Department of Health & Human Services. Available at: http://betobaccofree.hhs.gov/laws/ Accessed November 10, 2016.

15. Tobacco in Australia. Facts & Issues. Available at: http://www.tobaccoinaustralia.org.au/chapter-15-smokefree-environment/15-7-legislation. Accessed October 28, 2016.

16. Сайт министерства здравоохранения Республики Беларусь. Доступно по: http://minzdrav. gov.by/ Ссылка активна на 28.10.2016.

17. Россия присоединилась к антитабачной конвенции ВОЗ. Доступно по: http://www.newsru. com/russia/25apr2008/smoking.html Ссылка активна на 28.10.2016.

18. Европейский доклад о борьбе против табака, 2007. Доступно по: http://www.euro.who. int/ru/health-topics/disease-prevention/tobacco/ publications/2007/european-tobacco-control-report-2007

Ссылка активна на 13.11.2016.

19. Российский статистический ежегодник 2003. Доступно по: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b03_13/Main.htm Ссылка активна на 28.10.2016.

20. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии, 2013 год. Обеспечение соблюдения запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство

табачных изделий. Доступно по: http://apps.who.int/ iris/bitstream/10665/85380/7/9789244505878_rus.pdf

Ссылка активна на 13.11.2016.

21. Лопатина В.Ф., Юсупов В.В., Федоткина И.В., Казакова И.А., Лопатин А.С. Табакокурение среди подростков Санкт-Петербурга. Педиатр. 2010;1;1:49-50.

22. Голубова Т.Н., Махкамова З.Р , Литвиненко А.И., Рубанова А.Р. Гендерные различия в образе жизни студентов-медиков разных курсов. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы медицины в современных условиях»; Январь 11, 2016; Санкт-Петербург. Доступно по: http:// elibrary.ru/download/67535073.pdf Ссылка активна на 13.11.2016.

23. Голубова Т.Н., Махкамова З.Р., Литвиненко А.И., Рубанова А.Р. Проблема здорового образа жизни в среде студентов-медиков. Крымский журнал экспериментальной и клинической медицины. 2014; 4; 4(16): 15-17.

24. Курение и здоровье. Под ред. Д.Г. Заридзе, Р. Пето. М.: Медицина;1989.

25. Каждый имеет право на защиту от табака. Доступно по: http://www.43.rospotrebnadzor.ru/ news/detail.php?ID=1796&print=Y Ссылка активна на 28.10.2016.

REFERENCES

1. Ekpu VU, Brown AK. Economic Impact of Smoking and of Reducing Smoking Prevalence: Review of Evidence. Tobacco Use Insights. 2015;8:1-35 doi: 10.4137/TUI.S15628 Available at: Accessed November 10, 2016.

2. Tobacco. Fact Sheet Updated June 2016. WHO Available at: http://www.who.int/mediacentre/ factsheets/fs339/ru/ Accessed October 28, 2016.

3. Fomenko I. Tobacco smoking remains an ongoing problem for our patients. Medsestra. 2014; 3:56-60 (In Russ).

4. WHO Framework Convention on Tobacco Control. Available at: http://apps.who.int/iris/bitstre am/10665/42811/4/9789244591017_rus.pdf Accessed October 28, 2016.

5. Bhutan: the world's most advanced tobacco control nation? Available at: http://tobaccocontrol. bmj.com/content/12/4/431.full. Accessed November 10, 2016.

6. V gorakh ne kuryat. Available at: http://www. geo.ru/puteshestviya/v-gorakh-ne-kuryatAccessed November 3, 2016.

7. Tobacco control laws. Available at: http:// tobaccocontrollaws.org. Accessed November 10, 2016.

8. Antitabachnyekampanii v Singapure. Available at: http://www.nuhvatit.ru/antitabachnye-kampanii-v-singapure.htmlAccessed November 10, 2016.

9. The Village. Available at: http://www.the-village. ru/village/all-village/v-gorode/107303-nosmoking-campaign Accessed November 10, 2016.

10. Tobacco control policy analysis in China. Available at: http://www.worldscientific.com/ worldscibooks/10.1142/6415 Accessed November 11, 2016.

11. Economics Analysis of Tobacco and Options for Tobacco Control. Available at: http://siteresources.worldbank.org/ HEALTHNUTRITIONAND POPULATION/ Resources/281627-1095698140167/Hu-ChinaCaseStudy-whole.pdf Accessed October 28, 2016.

12. Global tobacco control. Available at: http:// globaltobaccocontrol.org/e-cigarette/sweden Accessed November 10, 2016.

13. How low can we go? Tobacco Control in Sweden. Available at: https://www.degruyter.com/ view/j/nsad.2016.33.issue-4/nsad-2016-0029/nsad-2016-0029.xml Accessed November 10, 2016.

14. U.S. Department of Health & Human Services. Available at: http://betobaccofree.hhs.gov/laws/ Accessed November 10, 2016.

15. Tobacco in Australia. Facts & Issues. Available at: http://www.tobaccoinaustralia.org.au/chapter-15-smokefree-environment/15-7-legislation Accessed October 3, 2016.

16. Sait ministerstva zdravookhraneniya Respubliki Belarus'. Available at: http://minzdrav.gov.by/ Accessed October 28, 2016.

17. Rossiya prisoedinilas' k antitabachnoi konventsii VOZ. Available at: http://www.newsru.com/ russia/25apr2008/smoking.html Accessed October 28, 2016.

18. European tobacco control report 2007. Available at: http://www.euro.who.int/en/health-topics/disease-prevention/tobacco/publications/2007/ european-tobacco-control-report-2007 Accessed November 13, 2016.

19. Russian Statistical Yearbook, 2003. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/Main.htm Accessed October 3, 2016.

20. WHO report on the global tobacco epidemic, 2013: enforcing bans on tobacco advertising, promotion and sponsorship. Available at: http://apps.who.int/iris/ bitstream/10665/85380/7/9789244505878_rus.pdf

Accessed November 13, 2016.

21. Lopatin V, Jusupov V, Fedotkina I, Kazakova I, Lopatin A. Tobacco smoking among adolescents of Saint-Petersburg. Pediatr. 2010;1;1:M50-51.(In Russ).

22. Golubova T, Makhkamova Z, Litvinenko A, Rubanova A. Gender differences in lifestyle ofdifferent year's medical students. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Aktual'nye voprosy meditsiny v sovremennykh usloviyakh»; January 11, 2016; Saint-Petersburg. Available at: http://elibrary.ru/download/67535073.pdf Accessed November 13, 2016.(In Russ).

23. Golubova T, Makhkamova Z, Litvinenko A, Rubanova A. The problem of healthy lifestyle in the midst of medical students.Crimea Journal of Experimental and Clinical Medicine. 2014; 4; 4(16): 15-17. (In Russ).

24. Kurenie I zdorov'e. Pod red. D.G. Zaridze, R. Peto. M.: Meditsina; 1989.

25. Kazhdyi imeet pravo na zashchitu ot tabaka. Available at: http://www.43.rospotrebnadzor.ru/news/ detail.php?ID=1796&print=Y Accessed October 3, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.