ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ПРИ УСТАНОВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ СЕРВИТУТОВ
ЛЕСНЫХ Алексей Владимирович,
старший преподаватель Юридического института Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты соотношения частных и публичных интересов при установлении земельных сервитутов в системе законодательства и правоприменении. Показаны различия между сервитутами и публично-правовыми ограничениями земельных участков, находящихся в публичной собственности, на основании ст.3933 Земельного кодекса РФ. Раскрыта сущность законодательного дисбаланса в регулировании сервитутов гражданским, земельным кодексами и отдельными федеральными законами.
Abstract: The article deals with some aspects of the relations between private and public interests in establishing land easements in the legislation system and law enforcement. It's shown the difference between easements and public law restrictions on land plots in public ownership, on the basis of article 39.33 of the Land code of the Russian Federation. It's disclosed the essence of the legislative imbalance in the regulation of easements civil, land codes and individual Federal laws.
Ключевые слова: Земельный сервитут, частный сервитут, публичный сервитут, публично-правовое ограничение без предоставления земельного участка и установления сервитута, законодательный дисбаланс, судебная практика.
Keywords: Land easement, private easement, public easement, public restriction without granting a land plot and establishing an easement, legislative imbalance, judicial practice.
Сервитут (от лат. servitus - обязанность, обязательство, повинность, то есть вещь в услужении) является одним из традиционных институтов гражданского и земельного права. Его уже предусматривало древнейшее римское право как фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. [1] Появление и восстановление земельного сервитута в современном отечественном праве связано с принятием первой части Гражданского кодекса РФ (1994г.) и Земельного кодекса РФ (2001г.). В действующем законодательстве положения о сервитутах закреплены в статьях 274-277 Гражданского кодекса РФ и статье 23 Земельного кодекса РФ. Действующее законодательство разделило земельные сервитуты на частные, устанавливаемые в соответствии с гражданским законодательством, и публичные, регулируемые земельным законодательством.
В юридической литературе обращается внимание на дуалистическую правовую природу сервитутов. По мнению О.В.Вагиной, «... С одной стороны, они представляют собой ограниченное вещное право для их правообладателя, а для лица обязанного, если это частный сервитут, это вид частноправового ограничения прав на земельный участок (обременение земельного участка), если он установлен
в добровольном порядке на основании договора, либо это стеснение права (публично-правовое ограничение), если устанавливается по решению суда, как и публичный сервитут, установленный на основании правового акта». [ 2]
Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (п.1 ст.274 ГК). Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
При рассмотрении одного дела, арбитражный суд в мотивировочной части судебного акта сформулировал следующее определение договора о частном земельном сервитуте: «.договор о частном сервитуте - это соглашение, в силу которого одна сторона (собственник) предоставляет в пользование другой стороне (сервитуарию) недвижимое имущество за плату или безвозмездно, а другая сторона (сер-витуарий) обязуется пользоваться имуществом в соответствии с условиями и прекратить использование при отпадении оснований установления. Следова-
тельно, размер платы за частный сервитут может быть изменен по соглашению сторон или по решению суда в установленном законом порядке (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 N 19АП-1985/2016 по делу N А14-9556/2015).
В мотивировочной части другого судебного акта по конкретному делу суд указал, что «... из смысла статьи 274 ГК РФ, а также ч.3 ст. 55 Конституции РФ следует, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, только когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. При этом сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, соответствовать разумному балансу интересов сторон спора, не создавать существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка» (Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 15.02.2016 по делу N 33-2633/2016).
В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3 ст. 274 ГК). При рассмотрении конкретного спора, арбитражный суд разъяснил, что при наличии разногласий сторон относительно конкретных характеристик сервитута суд разрешает данный спор и устанавливает границы сервитута, исходя из результатов кадастровых работ, которые проводятся в рамках дела (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 N 19АП-2683/2016 по делу N А14-10144/2015).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Следовательно, собственник вправе произвести его отчуждение, уведомив приобретателя о наличии обременения земельного участка сервитутом (ст.460 ГК РФ).
Как отмечается в Концепции совершенствования гражданского законодательства Российской
Федерации, имеющееся нормативное регулирование сервитутов в тексте Гражданского кодекса РФ недостаточно, главным образом вследствие отсутствия определения содержания сервитутов. Содержание каждого сервитута должно быть хотя бы укрупнено раскрыто в ГК РФ. Концепция предложила для включения в ГК РФ следующий перечень возможных сервитутов: а) сервитутов перемещения или доступа на чужой земельный участок для прохода, проезда, прогона скота, перевозки груза и т.п.; б) коммунальных сервитутов; в) строительных сервитутов - с использованием чужого здания или чужого земельного участка; г) сервитута для пользования участком недр; д) сервитутов мелиорации ». [3] Предложения Концепции пока не реализованы, в ГК не внесены соответствующие изменения и дополнения, но некоторые идеи Концепции относительно видов земельных сервитутов реализованы в некоторых федеральных законах, принятых в последние годы.
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 ст.274 ГК, сервитут может быть установлен не только в интересах собственника земельного участка, но также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и в интересах иных лиц, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Поэтому актуальным является вопрос о том, с кем должно заключаться соглашение об установлении земельного сервитута: с собственником земельного участка или с иным правообладателем.
В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные для собственника такого земельного участка статьями 274 - 276 Гражданского кодекса РФ.
Так, лицом, по соглашению с которым устанавливается сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду на срок более чем один год, является не собственник, а арендатор земельного участка. При недостижении соглашения с арендатором лицо, требующее
установления сервитута, на основании ст. 274 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском об установлении сервитута (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 N 15АП-9949/2016 по делу N А32-31475/2015),
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено ГК РФ (ст.275, в ред. ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ). Вместе с тем, сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого установлен сервитут (п.2 ст. 275 ГК). Лицо, в интересах которого установлен частный земельный сервитут, имеет право на защиту принадлежащих ему прав по правилам ст. 304 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.04.2015г. №Ф08-2188/2015 по делу №А63-9067/2014).
В соответствии со статьей 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.
В отличие от частного сервитута, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в публичных интересах, при обязательном проведении общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Следует отметить наличие правовой неопределенности, связанной с тем, что законодатель, предусматривая при установлении публичных сервитутов обязательность проведения общественных слушаний, не раскрывает содержание данной процедуры. Не допускается установление публичного сервитута по решению суда, поскольку установление
публичного сервитута влечет возникновение права использовать чужой земельный участок не у конкретного лица, а у неопределенного круга лиц.
Разделяем точку зрения В.П. Камышанского относительно правовой природы публичного сервитута: «.Публичный сервитут представляет собой ограничение права собственности в силу закона и составляет пределы реализации права собственности, а не категорию прав на чужие вещи». [4, с.303] Сервитут может быть срочным и бессрочным в зависимости от времени, на которое он предоставлен.
При рассмотрении одного спора, арбитражный суд в мотивировочной части судебного акта указал: «.Публичные сервитуты могут устанавливаться, в том числе, для прохода или проезда через земельный участок и подлежат государственной регистрации. Установление публичных сервитутов обусловлено общественными интересами и производится в специальном порядке, не требующем согласия собственника» (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.10.2016 N Ф10-1256/2016 по делу N А64-2131/2015).
По другому делу, рассмотренному арбитражным судом, «.суд, анализируя положения абз. 2 п. 1 ст. 274 ГК РФ, п. 3 ст. 23 ЗК РФ, пришел к выводу о том, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 N 12АП-79/2016 по делу N А57-7424/2015).
Анализ положений статьи 274 Гражданского кодекса РФ, п. п. 2 и 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что обязанность уполномоченного органа принять нормативный акт об установлении публичного сервитута обусловлена исключительно необходимостью обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, то есть публичного интереса, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом. Такой вывод находит подтверждение и в судебной практике (например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2016 N Ф06-7532/2016 по делу N А55-4542/2015).
Наряду с общими правилами установления таких сервитутов, определенных Земельным кодексом
РФ, действуют специальные правила, предусмотренные отдельными федеральными законами.
Так, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-Ф3 «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил, что на территориях, недавно присоединенных к городу Москве (далее -Новая Москва) », [5] в целях размещения объектов могут устанавливаться сервитуты для:
1) строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации линейных объектов федерального или регионального значения;
2) обеспечения строительства и (или) эксплуатации, в том числе временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов; проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
3) размещения на земельном участке информационных щитов, указателей, предупредительных, межевых и геодезических знаков;
4) проведения работ по устройству защитных сооружений, созданию защитных лесных насаждений и т.п., необходимых для предотвращения затопления и подтопления, эрозии почв.
Указанные сервитуты могут быть как постоянными - для эксплуатации линейных объектов, так и срочными - для строительства и (или) эксплуатации объектов (кроме линейных) и проведения изыскательских, исследовательских и других работ для последующего размещения объектов федерального значения или регионального значения (для указанных целей - до 2 лет, в иных случаях - до 5 лет). Отличительной особенностью установления сервитутов для указанных целей в Новой Москве является то, что при этом не требуется проведение общественных слушаний. Кроме того, сервитут, установленный в Новой Москве для размещения объектов федерального или регионального значения, не подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст.30 Закона о территориях опережающего социально-экономического развития ( далее- ТОСЭР) в целях размещения объектов инфраструктуры ТОСЭР публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного федерального органа на основании заявления лица, осущест-
вляющего деятельность, для обеспечения которой устанавливается сервитут (в частности, резиденты ТОСЭР, лица привлеченные государством, резидентами ТОСЭР или инвесторами для осуществления строительства инфраструктурных объектов). Публичный сервитут в данном случае также устанавливается без проведения общественных слушаний. [6]
Статья 32.1 Федерального закона от 22 июля 2005г. № 116-ФЗ « Об особых экономических зонах» [7] определила следующие особенности установления сервитутов в границах особой экономической зоны для строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры особых экономических зон: а) определен исчерпывающий перечень целей установления сервитутов; б) круг лиц, в интересах которых устанавливается сервитут определяется по принципу ответственности за финансирование строительства и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры особой экономической зоны; в) сервитуты могут быть постоянными или срочными; в обязанности лиц, в интересах которых устанавливается сервитут входит проведение расчета платы за сервитут, возмещение убытков, причиненных установлением сервитута, и кадастровых работ по образованию части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут; г) установление специального основания прекращения сервитута в судебном порядке - неосуществление в течение одного года деятельности, для обеспечения которой установлен сервитут; д) обязательная государственная регистрация сервитута, установленного на срок не менее одного года; е) сохранение сервитута как при переходе прав на земельный участок, так и переходе прав лиц, в интересах которых установлен сервитут.
Далее, Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в состав Земельного кодекса включена глава V.3 (вступила в силу с 01.03.2015г.), в которой установлен новый вид сервитута - сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. О.В. Вагина предлагает именовать указанный вид сервитута сервитутом на публичные земли, отмечая, что Закон N 171-ФЗ допускает принудительное установление двух видов прав: сервитута и аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. [2] Разделяем точку зрения О.В.Вагиной о том, что сервитут на публичные земли не совсем соответствует классической теории ограниченных вещных прав, представляя со-
бой "квазипубличный сервитут", который, по мнению автора, характеризуют следующие пять публично-правовых особенностей.
Во-первых, закон позволяет установить сервитут принудительно (при отсутствии согласия собственника служащей вещи) на основании судебного решения. Во-вторых, имеются особенности в субъектом составе. Вновь вводимая конструкция сервитута предусматривает, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается между частным субъектом и публично-правовым образованием, уполномоченным на распоряжение указанными землями.
Вместе с тем, в случае если находящийся в публичной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в аренду или в безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключает не публичный собственник, а землепользователь, землевладелец или арендатор земельного участка. Введение указанной нормы представляется вполне логичным, т.к. при установлении сервитута неудобства, связанные с ограничением пользования земельным участком, несет именно его владелец либо пользователь, а не собственник. Именно титульный владелец либо пользователь стеснен в своих правах, именно ему должна поступать и плата за сервитут как некая компенсация ограничения права.
В-третьих, законодатель выделяет определенные цели, для которых публичные земли могут быть обременены сервитутом, причем перечень является открытым. Согласно статье 39.23 ЗК РФ сервитут может быть установлен для следующих случаев: размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведение изыскательских работ; ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В-четвертых, еще один отход от классической теории сервитутных отношений касается субъектного состава сервитутных отношений. В случае, если находящийся в публичной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в аренду или в безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об уста-
новлении сервитута заключает не публичный собственник, а землепользователь, землевладелец или арендатор земельного участка.
Введение указанной нормы представляется вполне логичным, поскольку при установлении сервитута неудобства, связанные с ограничением пользования земельным участком, несет именно его владелец либо пользователь, а не собственник. Именно титульный владелец либо пользователь стеснен в своих правах, именно ему должна поступать и плата за сервитут как некая компенсация ограничения права. При этом титульные владельцы (пользователи) вправе заключать соглашение о сервитуте на срок, не превышающий срока действия договора аренды либо договора безвозмездного пользования земельным участком, а в случае их досрочного расторжения, соглашение об установлении сервитута прекращается. Как обоснованно указывает О.В.Вагина, императивная конструкция «квазипубличного сервитута» не допускает при досрочном расторжении договора аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком перевод прав и обязанностей на публичного собственника. Указанное правило ставит в зависимость вещное право (сервитут) от права обязательственного (отсутствие права следования).
В-пятых, если соглашение об установлении сервитута заключается на срок менее трех лет, закон разрешает не регистрировать сервитут в качестве ограничения (обременения) в Едином государственном реестре недвижимости.
Следует согласиться с выводом, который автором сделан по итогам анализа «квазипубличного сервитута»: «... Сервитут на публичные земли сближает с частным сервитутом то, что они устанавливаются на основании соглашения, являются возмездными, однако можно констатировать, что сервитут на публичные земли является "слабым" видом сервитута: отсутствие права следования и отмена государственной регистрации в случае, если он заключен на срок менее трех лет».
Следует учитывать, что с включением в Земельный кодекс РФ главы У.6 (вступила в силу с 01.03.2015г.), появилась возможность использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитута (ст. 39.33 ЗК) для следующих целей:
1) проведения инженерных изысканий либо капитальный или текущий ремонт линейного объекта
(на срок не более одного года); строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения (на срок их строительства или реконструкции); осуществления геологического изучения недр (на срок действия соответствующей лицензии); осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда (без ограничения срока). Использование земель и земельных участков для указанных выше целей осуществляется на основании разрешений уполномоченных органов (п.2 ст. 39.33 ЗК);
2) размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации от 03.12.2014г. № 1300. [8] Порядок предоставления мест под размещение объектов нестационарной торговли, в том числе вопросов срока размещения таких объектов согласно п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ регулируется Федеральным законом от 28.12.2009г. № 381- ФЗ « Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [9], а также нормативно- правовыми актами субъекта Российской Федерации [10], органа местного самоуправления.
Анализ положений статьи 39.33 ЗК позволяет сделать вывод, что законодатель не вменяет владельцам нестационарных торговых объектов обязанность по документарному оформлению права пользования земельным участком, заключения договора аренды земельного участка для размещения нестандартных торговых комплексов. Использование земельных участков для размещения нестандартных торговых объектов осуществляется на основании схем размещения нестандартных торговых комплексов на территории муниципального образования. Приведенные выводы подтверждаются судебной практикой ( Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.04. 2016 № Ф05-4082/2016 по делу № А41- 62375/2015; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.04.2016 № Ф05-
4082/2016 по делу № А41-62375/2015; Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03. 2016 № 20АП- 8268/2015 по делу № А68-5680/2015 и др.).
Минэкономразвития России разъяснило, что разрешение на использование земельных участков и схемы размещения объектов не являются правоустанавливающими документами, порождающими вещные права на земельный участок, подлежащие государственной регистрации. Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельного участка и установления сервитута во всех случаях, предусмотренных статьей 39.33 ЗК РФ, осуществляется бесплатно.
Более того, следует учитывать, что степень юридической защиты права на использование земельного участка в порядке, установленном главой У.6 Кодекса, является значительно более низкой по сравнению с вещными правами, а также арендой и правом безвозмездного пользования, поскольку действие решения на использование земельного участка прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу. [11],
Безусловно, установленные законодателем публично-правовые ограничения права государственной или муниципальной собственности, в приведенных случаях обусловлены общественными интересами. Следовательно, публично-правовые ограничения, возникающие на основании положений ст. 39.33 ЗК, и сервитуты - это различные правовые институты.
С учетом изложенного и отдельных примеров из практики возникает несколько вопросов, имеющих не только практическое, но и научно- познавательное значение.
Во-первых, существует ли возможность получения разрешения на строительство объекта на основании соглашения о сервитуте? В соответствии со ст. 39.23 ЗК РФ сервитут на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть установлен для размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка. Термин «размещение объекта» согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ включает в себя строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта.
Градостроительный кодекс РФ (ч.7 ст.51) пре-
дусматривает, что для предоставления разрешения на строительство необходимо наличие у заинтересованного лица правоустанавливающего документа на земельный участок, но не приводит перечень таких документов. Перечень правоустанавливающих документов на земельный участок применительно к данной сфере отношений не определяется нормами градостроительного и земельного законодательства.
В соответствии с Приказом Росреестра от 23.12.2015 N П/666 "Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.03.2016 N 41262) правоустанавливающие документы - документы-основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ограничения (обременения) прав. [12] Следовательно, имеются основания для отнесения соглашения об установлении сервитута на земельный участок к перечню правоустанавливающих документов и получения разрешения на строительство.
Кроме того, на основании изложенного правомерно сделать вывод о том, что сервитут на публичные земельные участки наделяет сервитуария не только правом ограниченного пользования земельным участком, но и правом владения земельным участком на период размещения объекта, что базируется на легальном понятии «размещение объекта». В результате происходит сближение права аренды и сервитута.
Во-вторых, какие последствия могут наступить в случае отчуждения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обремененного частным или публичным сервитутом, либо отчуждения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в о отношении которого в силу закона (ст.39.33 ЗК) существует публично-правовое ограничение?
Ответ на поставленные вопросы рассмотрим применительно к положениям ст.460 ГК РФ, в соответствии с которой продавец обязан передать покупателю товар свободным от прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар обремененный правами третьих лиц.
Первая ситуация. Фермер на аукционе приобрел в собственность земельный участок сельско-
хозяйственного назначения, находившийся в собственности муниципального образования. В договоре купли-продажи было указано, что земельный участок не обременен правами третьих лиц. После регистрации в Росреестре перехода права собственности на земельный участок, фермер обнаружил, что на земельном участке расположен действующий православный храм, о чем он не был уведомлен. Фермер, не воспользовался правами, которые законодатель предусмотрел в ст.460 ГК РФ, а провел межевание, выделил участок, на котором расположен храм, и зарегистрировал на него право собственности в Рос-реестре. После этого фермер в установленном порядке подарил выделенный участок храму, исходя из гуманитарных соображений, а не положений, предусмотренных ст.460 Гражданского кодекса.
Вторая ситуация. Акционерное общество на аукционе в мае 2012года приобрело в собственность 150 га. земель сельскохозяйственного назначения, находившихся в собственности муниципального образования. В договоре купли-продажи было указано, что земельные участки не обременены правами третьих лиц. После государственной регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на земельные участки, акционерное общество обнаружило, что через весь земельный массив проложены высоковольтные ЛЭП, причем вблизи от гравийного карьера, что мешает АО вести добычу гравия. Руководитель акционерного общества дал указание юридической службе, предъявить территориальному Управлению Росреестра иск о взыскании 500тыс рублей, необходимых для переноса высоковольтных ЛЭП, поскольку Росреестр зарегистрировал договор, содержащий недостоверные сведения о земельных участках. Юридическая служба акционерного общества установила, что фактически указанные линии находятся на балансе у конкретной организации, права на которые зарегистрированы. В результате переговоров между акционерным обществом и владельцем высоковольтных линий был решен вопрос о переносе линий за счет средств акционерного общества.
В данном случае приобретатель земельного участка, также не воспользовался возможностями, предусмотренными ст.460 ГК РФ, поскольку у акционерного общества имелась заинтересованность в сохранении прав на приобретенный земельный массив и переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности (решение которого зависит от органов исполнительной власти), поскольку планиро-
валось на этих землях строительство цементного завода. Вместе с тем, избранный акционерным обществом способ разрешения спорной ситуации, проблему соотношения интересов не снимает.
Полагаем, что проблема соотношения частных и публичных интересов осложнится в связи с за-
конодательным дисбалансом в регулировании серви-тутов гражданским, земельным кодексами и отдельными федеральными законами. Кроме того, не исключается возможность возникновения спорных ситуаций, связанных с реализацией положений, предусмотренных ст. 39.33 Земельного кодекса РФ.
Библиография:
1. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. В 2-х частях./Под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинникова0).2-е изд. М. : Норма.- 2004.-Ч.1.
2. Вагина О.В. Новый вид права ограниченного пользования чужим земельным участком - сервитут на публичные земли.// Бизнес: Менеджмент и Право.-2015.- № 1).
3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации ( одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)// Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.
4. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М. 2003. С.303.
5. СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1651; 2016. № 27 (ч.2). Ст.4294; 4306.
6. СЗ РФ. 2015. № 1 (ч.1). Ст. 26.
7. СЗ РФ. 2005. № №( (ч.2). Ст. 3127.; 2016. №27 (ч.1). Ст. 4183.\
8. Постановление Правительства РФ от 03.12.2014. №1300 (в ред. от 30.04.2016г.) // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст.7089; 2016. № 19. Ст. 27.
9. СЗ РФ. 2010. №1. Ст. 2; 2015. № 27 (ч.1). Ст. 4206.
10. Постановление Правительства Орловской области от 07.08.2015г. № 366 « Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Орловской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов» // Орловская правда, № 87. 12. 2015г.
11. Письмо Минэкономразвития России от 14.10.2016 № Д23и- 4886 « О платности использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления в отношении них сервитута в случаях, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
12. http://www.pravo.gov.ru, 04.03.2016.