Научная статья на тему 'Проблемы сохранения регионального природного потенциала'

Проблемы сохранения регионального природного потенциала Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
792
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / БАЙКАЛЬСКИЙ РЕГИОН / БУРЯТИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цыренов Дымбрын Цыренович, Ярашева Азиза Викторовна

В статье исследуется одна из важных проблем регионального социально-экономического положения, связанная с вопросами сохранения природного потенциала, как составной части эффективного управления развитием субъекта федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses one of the most important problems of regional social and economic state related preserve environmental potential as part of effective management territorial development.

Текст научной работы на тему «Проблемы сохранения регионального природного потенциала»

Цыренов Дымбрын Цыренович, Ярашева Азиза Викторовна

Проблемы сохранения регионального природного потенциала

В статье исследуется одна из важных проблем регионального социально-экономического положения, связанная с вопросами сохранения природного потенциала, как составной части эффективного управления развитием субъекта федерации.

Природный потенциал, региональное развитие, экология, охрана окружающей среды, экономика природопользования, природные ресурсы, Байкальский регион, Бурятия.

Основная цель региональной политики в сфере природопользования состоит в максимально эффективном использовании природно-ресурсного потенциала субъектов Российской Федерации в интересах обеспечения устойчивого развития страны в целом. Охрана окружающей среды и хозяйственное использование природных ресурсов представляют собой сложную и многогранную проблему. При этом важно соблюдение принципов взаимоотношений человека и природы, построенных на основе законоположений и законодательных актов.

Если выделять при этом экологическую политику, то следует отметить, что она определяется как совокупность установленных государством правовых норм, направленных на выполнение мероприятий по сохранению среды обитания человека и разумное использование природных ресурсов [1].

Для оценки природных ресурсов с точки зрения обеспечения хозяйственной деятельности целесообразно использовать следующую градацию: достаточные, ограниченные, резко ограниченные, чрезвычайно важные [2].

Разделение природных ресурсов по такой классификации специфично для каждого региона, осуществляется с учетом характеристик имеющихся природных ресурсов и специализацией территории. Классификация антропогенных, экономических и особенно природных ресурсов необходима для формирования механизма управления ресурсным потенциалом региона. Управление ограниченными и чрезвычайно важными (незаменимыми) природными ресурсами должно включать не только административные меры, но в первую очередь основываться на организационно-экономических механизмах, обеспечивающих устойчивое использование природных ресурсов как в интересах общества, так и существующих и будущих хозяйствующих субъектов [3].

В данной статье рассмотрено состояние окружающей среды в Байкальском регионе, характеризующееся несбалансированностью природопользования, т.е. нарушением соответствия развития и размещения материального производства, расселения населения и экологической емкости территорий.

В целях поддержания устойчивого баланса между развитием экономики и состоянием окружающей среды для создания комфортных условий проживания населения в регионе необходимо реализовать комплекс мер, направленных на улучшение экологической ситуации и обеспечение экологической безопасности в целях улучшения качества жизни населения и повышения качества здоровья, сокращения загрязнения воздуха, почвенного покрова, питьевой воды и продуктов питания, повышения эффективности в ряде отраслей хозяйства, в част-

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

\

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

ности, в лесозаготовках, рыболовстве, сельском хозяйстве, транспорте и туризме, а также улучшения условий воспроизводства биотических компонентов наземных и морских экологических систем, сохранения биологического разнообразия и сокращения угрозы исчезновения редких видов животных и растений.

Следует подчеркнуть, что стратегическим направлением развития рассматриваемого региона являются решение экологических проблем, включая проведение исследований и мониторинга состояния окружающей природной среды, в том числе расширение государственной наблюдательной сети, ее ресурсного потенциала, а также сохранение уникальных природных комплексов, редких и исчезающих видов животных и растений, восстановление нарушенных человеком природных экологических систем и их продуктивности и расширение насаждений в городах и населенных пунктах городского типа [4].

Перечень нормативных правовых актов природоохранного характера, действующих на территории Республики Бурятия, составляет более двадцати единиц. Тем не менее ежегодный контроль за соблюдением экологического законодательства в этом субъекте федерации и в целом в Байкальском регионе показал большое количество правонарушений во взаимоотношениях с природной средой. Поскольку по действующему законодательству за такие нарушения предусматривается преимущественно административная ответственность в виде применения штрафных санкций, большинство юридических лиц зачастую уклоняется от ответственности.

Анализ сложившейся нормативной базы и системы управления процессами природопользования позволяет сделать некоторые выводы.

1. Существующий перечень вредных веществ, для которых установлены предельно допустимые концентрации (ПДК), недостаточен, особенно это касается ПДК в почве и в атмосферном воздухе.

2. Требуется разработка нормативов допустимых воздействий на экологическую систему, а также определение экологической емкости отдельных зон, что позволит обоснованно ограничить хозяйственную деятельности вредных производств.

3. Необходима разработка единого инвентаризационного стандарта, определяющего для предприятия однозначный набор воздействия как в части нормирования, так и в составлении экологических паспортов.

4. Назрела потребность в создании автоматизированной базы данных по охране окружающей среды.

5. Возникает обязательность согласования стандартов отдельных ведомств Байкальского региона при внедрении единой системы мониторинга [1].

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5] в качестве основных приоритетов социальной и экономической политики России в сфере экологической безопасности выделяются улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления и отмечается, что экономический подъем при сохранении современного уровня негативного воздействия может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.

Согласно Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации [6], обеспечение экологической безопасности, сохранение и поддержание целостности природных систем, обеспечивающих устойчивое развитие общества, повышение качества жизни и улучшение здоровья населения, разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий являются задачами государственной политики в области экологии.

Указанные задачи социально-экономического развития Российской Федерации напрямую относятся к проблеме охраны озера Байкал, значимость природных характеристик которого была признана мировым сообществом и закреплена на законодательном уровне1.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал был принят Федеральный закон «Об охране озера Байкал» [7], в соответствии с которым на Байкальской природной

1 В 1996 г. на 20-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО озеро Байкал было включено в Список объектов всемирного наследия.

территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, запрещающий или ограничивающий виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на озеро Байкал. Следует напомнить, что озеро Байкал вмещает в себя 20% мировых запасов и 90% российских запасов пресной воды. Стоимость запасов байкальской воды больше, чем все запасы разведанных месторождений полезных ископаемых в России, и со временем, ввиду роста дефицита питьевой воды, вода Байкала будет только дорожать [8].

Увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в последнее десятилетие привело к ухудшению состояния экологической системы озера Байкал, что требует принятия неотложных мер.

Решение проблемы сохранения уникального озера при достижении показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в рамках устойчивого развития Байкальского региона полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации [9].

В целом, реализация государственной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в 2011-2015 гг. и на период до 2020 г. в Бурятии будет осуществляться по двум основным направлениям: сохранение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения, и повышение эффективности использования природных ресурсов, обеспечивающих ускоренное развитие экономики республики [8].

Конечной целью республиканской целевой Программы «Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года» является обеспечение безопасного состояния окружающей среды как условия улучшения качества жизни и здоровья населения Республики Бурятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) обеспечение защиты населения, объектов экономики и природных объектов от вредного воздействия вод;

2) снижение и локализация негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления;

3) снижение негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ на состояние окружающей среды, здоровье и условия жизнедеятельности населения [10].

Следует выделить социальный, экономический и экологический эффекты от реализации указанной Программы.

Так, социальный выразится в увеличении численности населения, проживающего на территории, защищенной от вредного воздействия вод на 57,2 тыс. человек к 2020 г., а также в улучшении условий жизнедеятельности населения за счет достижения нормативов ПДК загрязняющих веществ в промышленных центрах Республики Бурятия.

Экономический эффект от реализации Программы за счет предотвращенного ущерба от затопления, подтопления и других видов вредного воздействия вод ориентировочно составит 3306,0 млн руб.

Экологический эффект от реализации Программы выразится в снижении загрязнения окружающей среды и предотвращении вредного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, в том числе: в снижении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 7820,8 т; размещении на специально оборудованных сооружениях бытовых отходов в объеме 25,9 тыс. м3 в год, промышленных отходов в объеме до 40,0 тыс. т в год; ликвидации прошлого экологического ущерба в объеме до 44,5 млн т отвалов горных пород [10].

Достижение всех этих показателей эффективности крайне важно, так как Байкальская природная территория играет главную роль в социально-экономическом развитии образующих ее субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край). Ресурсы территории лежат в основе производственных циклов находящихся на ней предприятий, а сама Байкальская природная территория обладает высоким рекреационным потенциалом.

Увеличение антропогенного воздействия на Байкальскую природную территорию в целом привело к существенным негативным изменениям в экологической системе озера и его прибрежных территорий. Так, например, только в 2008 г. объем негативного воздействия на Бай-

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

\

о

РЭ

Си К

К ич О

ч н

^¡ч

к

г

о и

о

и

кальскую природную территорию субъектами Российской Федерации характеризовался следующими показателями:

- Иркутская область - выбросы составили 391,5 тыс. т, сбросы - 30,1 млн м3, образование отходов - 275,7 тыс. т;

- Республика Бурятия - выбросы составили 117,6 тыс. т, сбросы - 495,4 млн м3, образование отходов - 11 712 тыс. т;

- Забайкальский край - выбросы составили 10,9 тыс. т, сбросы - 1,3 млн м3, образование отходов - 366,6 тыс. т.

Наиболее известным загрязнителем вод озера Байкал является открытое акционерное общество «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат»1, однако значительное влияние на загрязнение озера оказывает р. Селенга (около половины притока речных вод в озеро Байкал). Основным загрязнителем р. Селенги на территории России является г. Улан-Удэ, где очистные сооружения не справляются с очисткой до нормативного уровня сточных вод промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. На протяжении 30 последних лет остается нерешенной проблема загрязнения р. Селенги нефтепродуктами в районе пос. Стеклозавод. Большинство очистных сооружений в небольших населенных пунктах бассейна озера Байкал находится в аварийном состоянии.

Современное состояние в сфере обращения с отходами производства и потребления на Байкальской природной территории характеризуется образованием и накоплением значительного объема отходов, в том числе опасных, что в настоящее время представляет реальную угрозу уникальной экологической системе озера Байкал и Байкальской природной территории.

Проблема размещения отходов потребления особо актуальна для Республики Бурятия, так как здесь практически во всех населенных пунктах (кроме Улан-Удэ и Северобайкальска, пос. Саган-Нур) отсутствуют полигоны для размещения отходов. Однако и на других участках Байкальской природной территории значительное количество объектов также не имеют специально оборудованных полигонов захоронения отходов, в том числе муниципальных, или такие полигоны находятся в неудовлетворительном состоянии.

Нужно отметить, что серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал представляют отходы хозяйственной деятельности предприятий, расположенных в населенных пунктах Байкальск, Слюдянка, Листвянка, Култук, Новоснежная, Байкал, а также в населенных пунктах Ольхонского и Иркутского районов в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Увеличение антропогенной нагрузки на Байкальскую природную территорию требует комплекса неотложных мер по обеспечению сохранения на особо охраняемых природных территориях находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, а также воспроизводства эндемичных видов животных и растений.

Требуется развитие системы государственного экологического мониторинга Байкальской природной территории на основе комплексного подхода, предусматривающего интеграцию в единую информационную систему данных о состоянии поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и других компонентов природной среды с одновременным увеличением количества контролируемых параметров, что позволит обеспечить органы государственной власти и управления информацией, необходимой для принятия оперативных управленческих решений.

Действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края и муниципальных образований в области охраны окружающей среды в основном сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, что не обеспечивает устранение угроз уникальному объекту природного наследия.

Расходы в 2011 и 2012 гг. на обеспечение деятельности особо охраняемых природных территорий федерального значения составляют 170,93 млн руб. ежегодно. Росгидрометом осуществляются мероприятия по государственному экологическому мониторингу с объемом

1 В результате всей предшествующей хозяйственной деятельности этого предприятия накоплены отходы производства, суммарная масса которых превышает 6 млн т.

финансирования 5,3 млн руб. За счет средств федерального бюджета осуществляется в 2011-2013 гг. финансовое обеспечение мероприятий в сфере водных отношений на территории Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края (субвенции, субсидии) в размере 178,34 млн руб. ежегодно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расходные обязательства Республики Бурятия в 2011 г. на охрану окружающей среды составляют 155,72 млн руб., в том числе субсидии и субвенции из федерального бюджета -105,07 млн руб. Расходными обязательствами Иркутской области предусмотрены расходы на обеспечение реализации мер по охране окружающей среды в размере 143,56 млн руб. (на 2011 г. - 43,37 млн руб., на 2012 г. - 47,71 млн руб., на 2013 г. - 52,48 млн руб.). Расходные обязательства Забайкальского края в 2011-2013 гг. обеспечивают финансирование природоохранных мероприятий в пределах Байкальской природной территории, осуществляемое из средств краевого бюджета, и составляют 3,1 млн руб. ежегодно.

Наиболее острой проблемой, требующей неотложных действий, является наличие хранилищ лежалых хвостов обогащения полезных ископаемых бывшего Джидинского вольфрамо-молибденового комбината г. Закаменска, содержащих отходы 1-3-го классов опасности, оказывающих негативное влияние на окружающую среду. Всего за период работы комбината образовалось 44,5 млн т отходов обогащения полезных ископаемых, складированных в 2 хво-стохранилищах, которые являются источником загрязнения г. Закаменска, р. Модонкуль, а также р. Джиды, впадающей в озеро Байкал.

В рамках указанной нами Программы «Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года» предусматривается осуществить в 2015 г. у первоочередной комплекс следующих мер по устранению последствий, связанных с хозяйственной деятельностью комбината:

- ликвидация негативных воздействий на окружающую среду техногенных хвостов обогащения полезных ископаемых;

- рекультивация нарушенных земель;

- проведение мероприятий по снижению риска здоровью населения г. Закаменска.

Реализация мероприятий по совершенствованию государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал предполагает формирование модели организации мониторинга и непосредственно шаги по укреплению материально-технической базы пунктов мониторинга, расширению их количества, увеличению числа и видов измерений, а также создание информационно-аналитической базы данных. Развитие системы экологического мониторинга будет продолжено в рамках Программы.

Осуществление природоохранных мероприятий по сохранению природных комплексов на особо охраняемых природных территориях федерального значения предусматривает сохранение объектов животного мира, мониторинг объектов животного и растительного мира, охрану лесов от пожаров, развитие экологического просвещения и рекреационное обустройство на этих территориях [9].

Таким образом, Республика Бурятия является одним из субъектов Российской Федерации, который находится под пристальным вниманием мирового сообщества не только благодаря значительному и разнообразному природно-ресурсному потенциалу, но и как регион, отвечающий за выполнение международных обязательств Российской Федерации в части сохранения крупнейшего объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО - озера Байкал. Учитывая уникальность экосистемы озера и требования особого режима хозяйственной деятельности, сохранение озера Байкал и Байкальской природной территории возможно только при объединении усилий органов государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и всех членов регионального социума [10].

Подводя итог, необходимо отметить, что дальнейшее развитие производительных сил общества выдвигает новые экологические проблемы, связанные с сохранением природной среды и использованием ее ресурсов. В силу этого дальнейшее совершенствование законодательной базы в области природопользования следует рассматривать как процесс непрерывный и неизбежный. Однако, к сожалению, государственное регулирование в области природопользования и охраны окружающей среды в нашей стране не охватывает полностью всю сложившуюся гамму экологических проблем и не носит комплексный характер.

О ¡X О

г

к

м

>

и >

£=1 О

К

¡=1

•па

>■

ьа о

I Литература

[1] Иметхенов А.Б. Экология, охрана природы и природопользование / А.Б. Иметхенов, А.И. Куликов, А.А. Атутов. - Улан-Удэ, 2001.

[2] Аршакян Д. Управление ресурсосберегающей деятельностью в странах с ограниченными ресурсами // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №3.

[3] Ярашева А.В. Ресурсный потенциал как основа устойчивого развития курортных регионов. - М., 2007. - С. 13. См. также: Ярашева А.В. Эколого-экономические и социальные проблемы устойчивого развития региона. - М., 2007.

[4] См.: Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. №2094-р).

[5] Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, См.: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Коммерсант №45(4830) от 15.03.12.

[6] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р.

[7] Федеральный закон от 1 мая 1999 г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

[8] Ангаев Б.Д. Природный потенциал - значимый ресурс развития Бурятии. http://Www.baikal-center.ru/books/element.php?ID=98489.

[9] Концепция федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от

20 июля 2011 г. №1274-р).

[10] Постановление Правительства Республики Бурятия от 31 июля 2009 г. №301 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.