Проблемы сохранения биоразнообразия фауны в постоянно изменяющихся условиях хозяйственной деятельности человека в Оренбуржье
А.В. Филиппова, д.б.н., профессор,
Д.С. Арбузова, аспирантка,
ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
Оренбургская область — это основной степной регион России. Земельные ресурсы Оренбургской области составляют 12,4 млн га. С начала распашки и особенно во времена освоения целины человек трансформировал её в агроландшафт. Сразу воз-
никла проблема сохранения традиционных для местности животных, особенно крупных представителей фауны и насекомых видов-опылителей. Фактор тревожности, выдавливание из привычных мест обитания, лишение мест гнездования (стрепет, дрофа) и отёла (сайгак, тарпан) снизило поголовье до критического уровня. Прерогатива выращивания в посевах семейства злаковых уменьшило разнообразие насекомых-опылителей.
Современное состояние животного мира в регионе можно назвать критическим Распределение по группам редких и исчезающих видов выглядит следующим образом: среди позвоночных наибольшую долю от общего числа составляют редкие виды рептилий – 41,7%. Число «краснокнижных» видов в других группах лежит в диапазоне от 12,2% (млекопитающие) до 22,2% (амфибии) (табл. 1).
1. Группы редких и исчезающих видов
Группа Количество Внесено
видов в области в Красную книгу
Млекопитающие 82 10
Птицы 280 51
Рептилии 12 5
Амфибии 9 2
Рыбы 60 10
Насекомые более 10 тыс. 31
С 1990-х гг. начался обратный процесс стихийного «одичания» агроландшафтов. Казалось бы, что эта тенденция позволит вернуть биоразнообразие в прежние рамки. Но не всё так прямолинейно в природе. На самом деле и этот процесс вызывает ряд проблем. Рассмотрим их на примере степного сурка. На территории Оренбургской области обитает два подвида степного сурка (Marmota bobak Muller, 1776). Один из них – европейский – занесён в Красную книгу Оренбургской области. Сурки для своего обитания предпочитают пастбища с умеренным выпасом, оптимизация их поголовья отмечалась в 1975—1985 гг., как раз в период расцвета животноводства в Оренбургской области. Затем динамика их численности стала неуклонно снижаться. Начиная с 2000 г. отмечается уменьшение поголовья сурка, даже в сурчиных заказниках. Экологически это обосновано тем, что изменились условия питания. Резкое снижение поголовья скота, выход пастбищных земель в залежь привели к ухудшению кормовой базы и изменению ареала обитания байбака, потому что формирование степного «войлока» от старой растительности снижает количество отрастающей отавы, а иногда и вовсе не даёт новой поросли. Если же залежные земли расположены вокруг озёрных котловин или в припойменных местах, то высокорослые растения закрывают обзор и байбаки бросают свои норы в поисках новых мест обитания.
На вопрос о том, почему многочисленные семьи сурков проживали в стародавние времена на территории Оренбуржья, когда и население было малочисленное, легко ответить. Изучая фондовые источники государственного архива, мы обратили внимание на заметки учёного-естествоиспытателя Е.К. Мейендорфа, который отмечал необычный для европейцев пейзаж полупустынных степей, кишащих жизнью [1]. В степях Оренбуржья наблюдалась сезонная миграция сайгаков, до начала XVIII в. бродили степные лошади тарпаны,
несметные стада баранов издалека создавали ощущения каменистости степи. Этот фрагмент истории даёт нам понимание того, что в степи был выпас, который формировал пищевую базу для байбаков. Современные условия изменились, и теперь выпасы возможны лишь за счёт домашнего скота, который содержит человек. Но разведение животных как отрасль испытывает кризис, и количество скота в Оренбургской области сократилось в разы. Наблюдается миграция сурков ближе к сельскохозяйственным поселениям человека [2]. Снижение его численности неизбежно повлечёт за собой изменение и других видов. Сам сурок является неотъемлемой частью трофической цепи и играет важную роль как компонент степных экосистем и агроландшафтов. Жизнедеятельность этого зверька оказывает существенное влияние на процессы почвообразования, развитие растительных сообществ.
Это только один пример, как нестабильность хозяйственной деятельности мешает гомеостатическому равновесию в природе. Если рассматривать проблемы биоразнообразия и численности животных, относящихся к охотвидам, то мы наблюдаем резкие скачки в динамике их численности, которые можно объяснить нестабильностью сельскохозяйственной отрасли, в частности растениеводства, и сменой управленческих решений.
Вплоть до 1920 г. охотничьи ресурсы в Оренбургской губернии были достаточно изобильны, истощались по мере заселения территории, регулирования охотничьей деятельности не велось.
Первым документом, регламентирующим добычу животных (Правила охоты и рыбалки в Оренбургской губернии от 13.02.1928 г.), разрешался отстрел: белой куропатки, дрофы, стрепета, перепелов, журавлей, дупелей, бекаса, кроншнепа, лебедей, тетеревов, глухарей, вальдшнепов, сусликов, сурков, водяных крыс, кротов. В правилах также ставится вопрос о целенаправленной борьбе с волком, численность которого считалась угрожающей для сельского хозяйства в годы после завершения Гражданской войны.
Правилами охоты в Оренбургской области от 12.11.1964 г. вводился запрет добычи почти на все виды охотничьих животных: лося, косули, кабана, пятнистого оленя, сайгака, зайца-беляка, куницы, белки, выхухоли, ласки, лебедя, куропатки, краснозобой казарки, глухаря, дрофы, стрепета, всех хищных и певчих птиц. В течение всего года разрешалось разорять норы, логова и гнёзда и уничтожать волков, лисиц, корсаков, сусликов, крыс, хомяков, тушканчиков, ворон, бродячих и беспородных собак и кошек в охотничьих угодьях. Так, только за один год (1964 г.) в Оренбургской области было уничтожено 10480 хищных птиц (ныне занесённых в Красную книгу Оренбургской области), а также 15000 лисиц и корсаков [3].
Затем новое веяние, что охота принесёт в казну государства большие деньги, привело к возврату охотничьих приоритетов.
Необходимо признать, что современное состояние, охрана и уровень воспроизводства охотничьих ресурсов отстают от возможностей и оснащённости охотников. Отсутствие достаточного контингента сотрудников обусловливает браконьерство. Появление оружия нового поколения и доступность снегоходов в разы снижает шансы животных спастись. На сегодняшний день в Оренбургской области существует 17 государственных охотничьих заказников; 35 районов области находятся в общедоступных охотничьих угодьях; 70 закреплённых охотничьих угодий. По большому счёту, вся область отдана для отстрела животных. По данным С.И. Жданова, критическая ситуация сложилась в степной зоне Южного Урала, где на одного лося приходится 22 охотника, на 1 кабана – 21, на косулю – 5, а на зайца – 2 [3].
Следует брать во внимание и побочные явления хозяйственной деятельности человека, влияющие на изменение численности животных (табл. 2). Например, активная заготовка дров до газификации области сопровождалась увеличением численности браконьеров. За 1967—1972 гг. было выявлено 3000 нарушителей и взыскано штрафов на сумму более 1 млн рублей [4]. В 1975 г. было выявлено 712 нарушителей, из них 93 браконьера на копытных. Газификация сельских поселений привела к
2. Убыль лесных насаждений в области в период с 1987 г., га
В том
Причина гибели Всего числе
хвойных
Погибло лесных насаждений - всего: 7192 1708
в т.ч.: от повреждений 1693 4
вредными насекомыми
от повреждений дикими 105 105
животными
от болезней леса 144 8
от воздействия неблаго- 3583 378
приятных погодных условий
от лесных пожаров 1667 1185
другой крайности. Сформировались перестойные леса, трудно проходимые для крупных копытных животных, в которых не развивался подлес или молодая поросль, которая является основным питанием лосей, косуль, благородных оленей в осенне-зимний период. Завалы в лесных чащобах спровоцировали пожары, которые охватили все категории лесов в области.
Есть ещё и организационная причина — это постоянное изменение статуса организаций и учреждений, отвечающих за лесные территории, животные ресурсы области, снижение численности работников — это причины, из-за которых мы не можем добиться стабилизации численности животных на территории Оренбургской области. Если рассматривать естественно-природные или заповедные территории, то колебания численности животных носят плавный характер. Поэтому стремление к стабилизации численности в пределах оптимального значения для территорий Оренбургской области и отсутствие резких пиков взлёта и падения численности являются главной задачей уполномоченных лиц и организаций в области сохранения лесных территорий и соответственно биоресурсного потенциала.
По итогам последнего массового мониторинга 2013 г. в Оренбургской области насчитывается 1547 лосей, 8873 кабана, 174 благородных оленя, 13938 особей сибирской косули. По сравнению с данными на начало 2012 г. наблюдается увеличение численности лося на 41%, кабана — на 7%, сибирской косули — на 23%.
Тенденция к увеличению численности происходит из-за стабилизации хозяйственных и организационных мероприятий. К этому необходимо подвести и законодательную базу.
Литература
1. ГАОО.Ф. Р-1182. Оп.3.
2. Шкаликов Р.П., Арбузова Д.С., Филиппова А.В. Изменение среды обитания сурка-байбака под воздействием деятельности человека // Проблемы устойчивости биоресурсов:теория и практика: матер. 6-й междунар. науч.-практич. конф. Оренбург, 2013. 143 с.
3. Жданов С.И. Охотничьи ресурсы Оренбургской области. Екатеринбург: Наука, 2008. 140 с.
4. Жданов С.И. Охотничьих ресурсы Оренбургской области, история и современность // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2010. № 1 (27).